Научная статья на тему 'К вопросу развития культуры личности в педагогическом аспекте'

К вопросу развития культуры личности в педагогическом аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / CULTURE / BASIC CULTURE / THE DEVELOPMENT OF CULTURE IDENTITY / FUNCTIONS AND COMPONENTS OF THE BASE CULTURE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыкалова Ольга Григорьевна

В статье анализируются педагогические концепции, раскрывающие сущность и структуру базовой культуры личности для развития студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF CULTURAL PERSONALITY IN THE PEDAGOGIKAL ASPEKT

The article analyzes the pedagogical concepts, which reveal the essence and structure of the base culture of personality development of students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития культуры личности в педагогическом аспекте»

□

сС

Є

0

х

і

»УТ

О

о

О

118

THE QUESTION OF CULTURAL PERSONALITY IN THE PEDAGOGIKAL ASPEKT

Brykalova Olga Grigoryevna, PhD ofPedagogikal sciences, Associate Professor, Chair of Theory and choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: olgabrykalova@yandex.ru

The article analyzes the pedagogical concepts, which reveal the essence and structure of the base culture of personality development of students ofpedagogical universities.

Keywords: culture, basic culture, the developmen t of culture identity, functions and componen tsofthe base culture ofpersonality.

УДК 304.44

© БрыкаловаО.Г.,2014

БРЫКАЛОВА Ольга Григорьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Хорового дирижирования, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь olgabrykalova@yandex.ru

КВОПРОСУРАЗВИТИЯКУЛЬТУРЫЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМАСПЕКТЕ

В статье анализируются педагогические концепции, раскрывающие сущность и структуру базовойкультурыличностидля развития студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: культура; базовая культура; развитие культуры личности; функции икомпоненты базовой культуры личности.

Современная социально-культурная ситуация в российском обществе характеризуется противоречивостью на всех основных уровнях жизнедеятельности общества и личности. Исходя из существующих реалий, общество предъявляет более высокие требования к институциональному образованию и, в частности, к педагогическому.

Сегодня стало очевидным, что обществу нужен не столько учитель-предметник, сколько "человек культуры, способный воспитать человека культуры".

От педагога требуется быть не только личностью, но проявлять себя в познании и объяснении явлений действительности, в этических нормах, в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина в правовых нормах, эстетических оценках и др. Учитель, отвечающий таким требованиям, - это, прежде всего, -носитель базовой культуры, обуславливающий как его личностное, так и профессиональное развитие.

Проблема развития культуры личности актуализируется в социально-гуманитарном знании в 80-90 -е годы XX в. Объектом научной рефлексии философов, социологов, психологов, педагогов, становится понятие "культура" (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Н.Б. Крылова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) По мнению О. Дол-женко, культура - это труд, напряжение, усилие самого человека. Культура не сама по себе определяет развитие самого человека. "Это - приглашаемая сила". "Человек может находиться в культуре и оставаться вне ее. Это медленно и путем невероятных усилий создаваемый человечеством функциональный орган, назначение которого проникновение внутрь самого себя".

Поиск культурных оснований личности как возможности закуска механизмов ее саморазвития нашел отражение в понятии "базовая культура". Базовый механизм представляет собой внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового существования человека и окружающей его среды, условия их гармонического развития. Он включает в себя комплекс характеристик, знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов, которые ей позволяют жить в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности. В качестве основных компонентов культуры личности выделяются демократическая и правовая культура, культура

- опыт проявления гражданской позиции, взаимодействия с людьми, деятельность на благо обществу; умение отстаивать и реализовывать свои права - социально-гражданский компонент;

- опыт переживаний, вызванных различными жизненными событиями, преодоление кризисов, жизненных трудностей - эмоционально-волевой компонент;

- опыт умения созидательно преобразовывать знания, природу, другого, самого себя -созидательно-преобразовательный компонент.

Итак, рассмотренные педагогические концепции базовой культуры личности, ее содержания как гуманитарного опыта человека, показывают наличие интегративной связи внешней и внутренней культуры (культуры самости и культуры социумности) личности, позволяют разделить понятия "базовая куль тура личности" и "общая культура личности".

Природа базовой культуры процессуальна. Истинно культурную окраску приобретают те знания, ценности, способы деятельности, которые исследуются самим человеком, осмысливаются, глубоко переживаются, по отношению к которым вырабатывается собственная позиция.

Сущность и структура базовой культуры личности какданный педагогический феномен в силу выраженной гуманитарности является основанием как общей, так и профессиональной культуры. В этой связи развитие базовой культуры личности правомерно рассматривать в качестве цели современного педагогического процесса во всех образовательных системах.

О

гч

г

2

гч

■ QM

V

МтарнетЗа /у,

—г- *гт У '

I

119

труда и потребления, семейных отношений, общения и самоопределения.

Включение в структуру базовой культуры личности обозначенных составляющих обусловлено принятием педагогической науки качественно новых методологических подходов, ориентированных на личность, ее ценности, потребности и интересы.

Итак, базовая культура личности - целостное личностное образование в структуре общей культуры личности, представленное познавательно- мировоззренческим, эмо-ционально-волевым, социально-гражданским и созидательно-творческим компонентами, в содержании которых интегрируются гуманитарный опыт и другие характеристики личности, необходимые для установления гармонии с собой и обществом и дальнейшего присвоения объективированного опыта человечества.

Целостность базовой культуры обусловлена совокупностью ее функций: гносеологической, гуманистической, нормативной, персона-листической и созидательной, которые способствуют развитию представлений о базовой культуре личности, о путях ее познания и освоения; утверждению приоритета общечеловеческих ценностей; освоению требований и норм, необходимых для жизнедеятельности, преобразованию себя и окружающей действительности.

Гносеологическая функция базовой культуры обеспечивает целостность адекватного восприятия и осмысления личности себя и мира, а также собственного развития и становления в культуре; гуманистическая функция утверждает приоритет общечеловеческих ценностей как основы окружающей действительности, поиска своего места в мире; персоналистичес-кая функция позволяет личности делать "вклады" в другую личность; нормативная функция связана с освоением требований и норм, необходимых человеку в жизнедеятельности; созидательная функция характеризует стремление личности к самосовершенствованию и творческой самореализации.

Компоненты базовой культуры личности заключают в себе:

- опыт познания, осмысления и понимания себя и мира - познавательно-мировоззренческий компонент;

- опыт поиска смысла жизни, ценностного самоопределения, духовного планирования, нравственного поступка - духовно-нравственный компонент;

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах // Педагогика - Ростов-на-Дону: Учитель, 1999-560 с.

2. Газман О.С. Базовая культура личности // Теоретические и исторические проблемы. - М.: Изд. АПН СССР, 1989 - 150 с.

3. Гессен С.И. Основы педагогики / С.И. Гессен - М.: Школа-Пресс, 1995-448 с.

4. Долженко О.В. Сущность культуры / О.В. Долженко. - М.: Промо-Медиа, 1995 - 239 с.

5. Каган М.С. Основы теории художественной культуры / М.С. Каган. - СПб.: Лань, 2000. - 288 с.

6. Сластенин В.А. Педагогика / В.Л. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 1997 - 512 с.

7. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста / В.А. Сластенин // Магистр. - 1991. - №1. - 16-25 с.

8. Шиянов Е.Н. Социально-педагогическая концепция развития культуры личности / Е.Н. Шиянов, С.В. Бобрышов // Психология и педагогика развития личности. - М.: Илекса, 2002. -46-75 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.