Научная статья на тему 'Методологические подходы к формированию эмоциональной культуры личности'

Методологические подходы к формированию эмоциональной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зауторова Э. В., Розова И. Н.

В статье рассматривается эмоциональная культура личности как часть базовой культуры, основополагающее свойство личности, отражающее знания, умения и навыки понимания и выражения эмоций в быту, применительно к эстетическим явлениям и искусству, включающее рефлексию, умение оценивать человеком свои чувства, адекватные способы эмоционального реагирования. Анализируется процесс формирования эмоциональной культуры личности с позиций различных методологических подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to the formation of emotional culture of the person

Emotional culture is part of the basic cultural, fundamental personality trait, reflecting the knowledge and skills of understanding and expression of emotions in everyday life, aesthetic phenomena and art, including reflection, the ability to assess a person of their feelings, adequate ways of emotional response. In the article the process of formation of emotional culture of the person is considered from the perspective of different methodological approaches.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к формированию эмоциональной культуры личности»

Щ Актуальные вопросы психологии, педагогики и социальной работы

43

Методологические подходы к формированию эмоциональной культуры личности

Э.В. ЗАУТОРОВА - профессор кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, доктор педагогических наук, доцент;

И.Н. РОЗОВА - аспирант кафедры психологии и педагогики Череповецкого государственного университета

В статье рассматривается эмоциональная культура личности как часть базовой культуры, основополагающее свойство личности, отражающее знания, умения и навыки понимания и выражения эмоций в быту, применительно к эстетическим явлениям и искусству, включающее рефлексию, умение оценивать человеком свои чувства, адекватные способы эмоционального реагирования. Анализируется процесс формирования эмоциональной культуры личности с позиций различных методологических подходов.

Ключевые слова: культура; эмоциональная культура личности; методологические подходы (гуманитарный, деятельностный, социологический, культурологический, личностно ориентированный, аксиологический).

Methodological approaches to the formation of emotional culture of the person

E.V. ZAUTOROVA - Professor of the Department of Juridical Psychology and Pedagogics of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, DSc. In Pedagogics, Associate Professor;

I.N. ROZOVA - Post-graduate student of the Department of Psychology and Pedagogics of the Cherepovets State University

Emotional culture is part of the basic cultural, fundamental personality trait, reflecting the knowledge and skills of understanding and expression of emotions in everyday life, aesthetic phenomena and art, including reflection, the ability to assess a person of their feelings, adequate ways of emotional response. In the article the process of formation of emotional culture of the person is considered from the perspective of different methodological approaches.

Key words: culture; emotional culture of the person; methodological approaches (humanitarian activity, sociological, culturological, learner-centered, axiological).

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Происходящие в современном обществе социально-экономические преобразования, напряженность социокультурной ситуации приводят к усилению агрессивности и раздражительности населения. Это проявляется уже в детском возрасте. Общую культуру человека характеризуют понижение эмоционального тона, негативные проявления в общении, что, как правило, при-

водит к падению уровня интеллектуального развития и не способствует стабилизации духовной сферы. В этих условиях роль формирования эмоциональной культуры личности значительно возрастает.

Понятие «культура» (от лат. «возделывание, обрабатывание») в современном научном знании относится к числу фундаментальных и определяется как совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества1. Культура несет в себе все многообразие человеческого бытия, многоаспектность, многогранность и многоликость самого человека, выступает для последнего в силу его социального происхождения естественной средой обитания.

В структуре категории «культура личности» выделяются культура познания, коммуникативная, базовая, нравственная, эстетическая, эмоциональная, трудовая и физическая культура. Они представляют собой основные направления личностного общекультурного становления. Эмоциональная культура является относительно самостоятельным личностным образованием, которое может претендовать на всестороннее научное исследование.

Еще мыслители Древней Греции выделяли культурное человеческое начало и некультурное, природное, нечеловеческое явление, а также считали эстетическую деятельность ведущей в понимании культурных ценностей общества. По мнению Вольтера, Монтескье, Гольбаха, Дидро, человек - это продукт культуры, которая формирует и воспитывает его. Платон подчеркивал, что всякое воспитание является художественным воспитанием, так как оно есть воспитание гармонии внутри и вне человека2.

Обращение к истории свидетельствует о том, что вопросы о месте эмоциональной культуры в жизни общества, роли эмоций в жизни человека, их влиянии на поведение и формирование личности привлекали внимание многих исследователей. Демокрит и Платон указывали на роль чувств в регуляции деятельности человека. Аристотель разрабатывал теорию аффектов и способов их предупреждения. Разные аспекты социального становления личности в процессе приобщения к общечеловеческой культуре получили освещение в теоретических трудах М.М. Бахтина, В.С. Библера, М.К. Ма-мардашвили, С.Л. Франца и др.

Одним из первых определение эмоциональной культуры как самостоятельного специфического пласта общей культуры дал П.М. Якобсон: «Эмоциональная культура есть комплекс явлений, представляющих собой в значительной мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени»3.

Среди характерных черт эмоциональной культуры чаще других упоминают потреб-

ность в совершенствовании своего эмоционального мира, богатство эмоций, чувствование себя и других людей, эмпатию, эмоциональную устойчивость (способность владеть собой), деятельность и творчество. При этом понятие «эмоциональная культура» не может быть выражено через какое-то одно определение посредством выделения совокупности признаков, поэтому различные ее толкования возникают в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения. По мнению Л.В. Жарова, можно выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной науке подходов к осмыслению данного феномена4.

В качестве методологического основания формирования эмоциональной культуры личности мы рассматриваем гуманитарный подход. Он предполагает гуманизацию процесса обучения, постановку в центр внимания уникальной, целостной личности, признание ее права на разностороннее развитие и проявление способностей5. «Гуманитарный подход подчеркивает важность эмоционально-аффективной стороны в образовании, формиро-ванииинтересакзнаниям,развитиитворческих способностей, - отмечает Н.М. Борытко. -В его основе лежат категории общения, самоутверждения, самоактуализации»6.

Ряд ученых рассматривают культуру как способ и результат человеческой деятельности (М. Каган, А. Леонтьев, В. Давидович, Ю. Жданов и др.). Это сторонники деятель-ностного подхода к пониманию культуры, которые представляют ее как деятельность человека в прошлом и будущем, деятельность творческую и созидательную. Через творчество отдельного человека культура связывает все общество. Один из представителей данного подхода, В.П. Филатов, заметил, что в основе определения того, что собой представляет эмоциональная культура, лежит активная творческая деятельность человека и, следовательно, формирование его самого как субъекта деятельности7.

Научные школы Э. Баллера, Н. Злобина и других рассматривают культуру сквозь призму личностного аспекта человеческого бытия. Культура, по мнению этих ученых, отражает формирование сущностных сил человека, богатство его духовной жизни. Так проявляется социологический подход в теории культуры, в связи с которым наибольшую известность приобрела концепция социально-ценностной сущности эмоциональной культуры (С.Ф. Анисимова, А.Г. Хар-чев, К.З. Чавчавадзе).

М.С. Каган считает, что культура - это общественная система сущностных сил че-

Актуальные вопросы психологии, педагогики и социальной работы

45

ловека в процессе его многообразной социальной деятельности8. В связи с этим отметим, что основой эмоциональной культуры, по мнению многих ученых, является эмпа-тия, проявляющаяся в форме сопереживания или сочувствия. Через эмоциональное переживание возникает социальное сближение людей, а социальные взаимодействия в свою очередь влияют на эмоциональные проявления личности в коллективе (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неве-рович, Л.П. Стрелкова и др.).

Тенденции и закономерности развития общества, его культурное возрождение определяют повышенное внимание к образованию, в частности к совершенствованию его процесса. В этой связи важно мнение Н.В. Бордовской: «Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции»9.

Сегодня образование характеризуют в основном как гуманистическое и культурологическое. Основой его является культурологический подход, который представляет собой совокупность теоретических и методологических положений, а также организационных и педагогических мер, направленных на то, чтобы создать человеку н еобходи мые услови я для культурной самореализации. Культурологический подход рассматривает просвещение как приобщение отдельной личности к человеческой культуре. Об этом пишут В.С. Биб-лер, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.10

По мнению Е.К. Александровой, «культура -это комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов), который позволяет жить в гармонии с общечеловечекой культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности»11. На современном этапе образовательные учреждения, развивающиеся по новому типу - гуманно-культурологическому, опираются на лучшие идеи гуманной педагогики, ярко воплотившиеся в педагогической деятельности А.С. Макаренко, В.С. Сухом-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова: В 2 т. М., 1935. Т. 1. С. 1197-1198.

2 См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 2000.

3 Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. С. 64.

4 Цит. по: Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 1998. С. 348-350.

линского, С.Т. Шацкого и других выдающихся новаторов. В таких условиях утверждается личностно ориентированный подход, в основе которого лежат теоретические выкладки Л.С. Выготского, С.А. Рубинштейна, Б.Г. Ананьина, А.Н. Леонтьева. Мы рассматриваем его как методико-технологическую основу формирования эмоциональной культуры личности.

Ш.А. Амонашвили, В.П. Бездухов, Е.В. Бондаревская рассматривают взаимосвязь культурно-ценностых ориентаций и педагогического процесса с позиции аксиологического подхода. В числе ценностей образования и воспитания они называют эмоциональную культуру как среду, растящую и питающую личность, творчество как способ развития человека в культуре.

По В.А. Сластенину, наш мир - мир целостного человека, поэтому следует научиться видеть не только общее, что способно объединять человечество, но и то, что может охарактеризовать каждую отдельную лич-ность12. Гуманистическую ценностную ориентацию нередко называют аксиологической пружиной, придающей активность всем существующим звеньям системы культурного становления. В данном контексте содержанием образования выступает сама культура, способы образования есть способы передачи культуры, цели культуры являются целями образования. По мнению И.Н. Гердера, именно к ним в процессе образования и приобщается человек13. Эмоциональная культура в таком понимании означает индивидуально-личностно освоенные духовные ценности. Если знания приобретаются человеком в деятельности, то они обязательно имеют ценностное, культурное наполнение.

Таким образом, многообразие существующих в зарубежной и отечественной науке методологических подходов к формированию эмоциональной культуры свидетельствует о том, что большинство ученых считают эмоциональный фактор особо значимым в деятельности человека в целом, а формирование эмоциональной культуры как самостоятельного специфического пласта общей культуры представляется им одним из важных аспектов воспитания и развития личности.

1 Sm.: Tolkovyi slovar' russkogo yazyka / Pod red. D.N. Ushakova: V 2 t. M., 1935. T. 1. S. 1197-1198.

2 Sm.: Losev A.F. Istoriya antichnoi estetiki. Vysokaya klassika. M., 2000.

3 Yakobson P.M. Chuvstva, ikh razvitie i vospitanie. M., 1976. S. 64.

4 Tsit. po: Filosofiya / Pod red. V.P. Kokhanovskogo. Rostov n/D, 1998. S. 348-350.

5 См.: Данилова М.М. Гуманитарный подход как принцип построения процесса развития профессиональной культуры будущих специалистов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 10 (57). С. 104-115.

6 Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Учеб. пособие для студентов педвузов. Волгоград, 2006. С. 34.

7 См.: Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1997. С. 289.

8 См.: Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

9 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. СПб., 2000. С. 63.

10 См.: Библер В.С. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 38-44; Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебник для студ. вузов и пед. колледжей. М., 2011; Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении. М., 1999.

11 Александрова Е.К. Культурная среда гимназии // Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. М., 1996. Вып. 4. С. 90-95.

12 См.: Сластенин В.А. Психология и педагогика. М., 2001.

13 См.: Гердер И.Н. Идеи к философии истории человечества. М., 1997.

5 Sm.: Danilova M.M. Gumanitarnyi podkhod kak printsip postroeniya protsessa razvitiya professional'noi kul'tury budushchikh spetsialistov // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2008. № 10 (57). S. 104-115.

6 Borytko N.M., Solovtsova I.A., Baibakov A.M. Vvedenie v pedagogiku tolerantnosti: Ucheb. posobie dlya studentov pedvuzov. Volgograd, 2006. S. 34.

7 Sm.: Filosofiya / Pod red. V.D. Gubina, T.Yu. Sidorinoi, V.P Filatova. M., 1997. S. 289.

8 Sm.: Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost'. M., 1974.

9 Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: Ucheb. dlya vuzov. SPb., 2000. S. 63.

10 Sm.: Bibler V.S. Kul'tura. Dialog kul'tur. Opyt opredeleniya // Voprosy filosofii. 1989. № 6. S. 38-44; Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: Uchebnik dlya stud. vuzov i ped. kolledzhei. M., 2011; Shiyanov E.N. Razvitie lichnosti v obuchenii. M., 1999.

11 Aleksandrova E.K. Kul'turnaya sreda gimnazii // Novye tsennosti obrazovaniya: kul'turnaya i mul'tikul'turnaya sreda shkol. M., 1996. Vyp. 4. S. 90-95.

12 Sm.: Slastenin V.A. Psikhologiya i pedagogika. M., 2001.

13 Sm.: Gerder I.N. Idei k filosofii istorii chelovechestva. M., 1997.

Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии

С.В. БАБУРИН - начальник ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент

В статье освещаются проблемы стресса с точки зрения его роли в процессах адаптации и патологии. Рассматриваются особенности профессионального стресса у сотрудников ФСИН России и прослеживается его связь с различными негативными психическими состояниями и расстройствами. Раскрываются сущность пенитенциарного стресса у осужденных и возможности его трансформации. Обосновывается необходимость разработки новых методологических и практических подходов в пенитенциарной психологии.

Ключевые слова: стресс; профессиональный стресс; пенитенциарный стресс; адаптация; здоровье; психическая дезадаптация; сотрудники; осужденные; методология; ресоциализация; совладающее поведение.

Problems of stress and adaptation in prison psychology

S.V. BABURIN - Head of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia , Ph.D. in Psychology, Associate Professor

The paper highlights the problems of stress in terms of its role in the processes of adaptation and pathology. The features of professional stress FSIN staff and traced its relation to various negative mental states and stress disorders . The essence of stress in prison convicts and the possibility of its transformation into the processes of re-socialization . The necessity of developing new methodological and practical approaches in the penitentiary psychology.

Key words: stress; occupational stress; prison stress; adaptation; health; psychological desadaptation; staff; inmates; methodology; resocialization; coping behavior.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес общества к происходящим в системе исполнения наказаний процессам

трансформации, требующим дальнейшего развития пенитенциарной науки. Особая роль в теории и практике пенитенциарной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.