Научная статья на тему 'Развитие эмоциональной культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема'

Развитие эмоциональной культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
781
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СТРУКТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PERSONALITY'S CULTURE / CULTURE / EMOTIONAL CULTURE / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / STRUCTURE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слуднова Наталья Викторовна

В статье анализируются различные подходы ученых относительно определения ими категорий «культура», «культура личности», «эмоциональная культура», определяются структурные компоненты эмоциональной культуры личности. Обосновывается актуальность проблемы развития эмоциональной культуры в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Junior Schoolchildren's Emotional Culture Development as a Psychological-and -Pedagogical Problem

The article analyses various scientific approaches concerning definition of such categories as "culture", «personality's culture», «emotional culture»; defines structural components of a person's emotional culture. The topicality of the problem of junior schoolchildren's emotional culture development is settled down.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоциональной культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема»

УДК 671.07 ББК 451

Слуднова Наталья Викторовна

аспирант

кафедра теоретической и прикладной психологии Челябинский государственный педагогический университет Sludnova Natalia Viktorovna Post-graduate Chair of Theoretical and Applied Psychology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Развитие эмоциональной культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема Junior SchoolchildrenS Emotional Culture Development as a Psychological-and-Pedagogical Problem

В статье анализируются различные подходы ученых относительно определения ими категорий «культура»] «культура личности С] «Эмоциональная культураопределяются структурные компоненты эмоциональной культуры личности. Обосновывается актуальность проблемы развития эмоциональной культуры в младшем школьном возрасте.

The article analyses various scientific approaches concerning definition of such categories as "culture", «personalityS culture»] «emotional culture»; defines structural components of a persons emotional culture. The topicality of the problem of junior schoolchildrens emotional culture development is settled down.

Ключевые слова: культура, культура личности, эмоциональная

культура, младший школьный возраст, структура, компетентность.

Key words: culture, personalityS culture, emotional culture, junior

schoolchildren, structure, competence.

Происходящие в России политические, экономические и социальные преобразования, нашедшие отражение в программном документе национальной инициативы «Наша новая школаП (Д.А. Медведев), формулируют новые требования к современному образованию. Расширяются, модернизируются основные функции образования на «функции культуропреемственности и культуротворчества« Качество современного образования включает помимо достижения высоких результатов обучения, и обеспечение максимально возможного развития личности обучающегося и его «базовой культуры« Представленные положения актуализировали вопросы, связанные с исследованием путей совершенствования образовательной теории и практики, направленной на обеспечение «базовой культуры« (О.С. Газман)

подрастающего поколения, частью которой является эмоциональная культура.

Актуальность развития основ эмоциональной культуры в младшем школьном возрасте отражены в исследованиях Л.И. Божович, В.К. Вилюнаса, И.В. Дубровина, А.Е. Ольшанниковой и др. Младший школьный возраст □ это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижении, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Возрастными предпосылками к становлению эмоциональной культуры является повышенная впечатлительность, эмоциогенность младшего школьника, способностью к самопознанию (А.В. Захарова), усиление нормативной регуляции поведения в ситуациях морального выбора, снижение эмоциональной возбудимости (С.Л. Рубинштейн), у ребенка формируется способность понимать ситуацию и соответствовать существующим в социальном пространстве нормативам, что является благоприятным для развития эмоциональной природы ребенка. Кроме того, позитивными качествами эмоционального развития младшего школьника является его расположение к другим людям (взрослым и детям), которое при непосредственном общении выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в развивающейся у него способности к сопереживанию. В младшем школьном возрасте ребенок уже учится понимать характер переживаний других людей и приобретает способность сопереживать эмоциональному состоянию сверстников и взрослых (П.М. Якобсон).

У младших школьников важно развивать основы эмоциональной культуры, которые заключаются в развитии умений оценивать свои эмоции и чувства, учить адекватным способам эмоционального реагирования, избавления от стрессов, восполнять эмоциональную недостаточность, пользоваться методами релаксации.

Эмоциональная культура является частным понятием феномена «культура личности □ Обобщение исследований, посвященных пониманию категории «культура личности» позволяет определить ее как личностный

аспект человеческого бытия (Э. Баллер); как способ и результат человеческой деятельности (М.С. Каган); как творчество со всеми характеристиками творческого акта (В. А. Сластенин); как комплекс характеристик, развивающих и общество, и индивидуальное своеобразие личности (Е.К. Александрова); как меру усвоения и использования личностью достижений общества и как среду, в которой происходит развитие личности ребенка (О. А. Замятина).

Культуру личности в единстве ее трех основных составляющих: аксиологической, процессуально-деятельностной и творческой определяет Л.С. Колмогорова и понимает ее, как способы деятельности; как совокупность духовных ценностей, и как процесс самореализации творческой сущности человека. В словах автора интегрируются различные научные позиции, отражающие категорию «культура личности С] выступающая средством и результатом формирования духовного потенциала личности [4].

Существуют различные основания для классификации культуры личности: онтологическое, характеризующее связь культуры с основными сферами бытия человека; научное (предметное) основание, характеризующее виды культуры личности в соответствии с областями наук и искусства, отражающими культурный опыт человечества. Для настоящего исследования психологически целесообразным основанием является феноменологическое основание, подразделяющее культуру по видам потребностей человека и соответствующим им видам активности, деятельности: коммуникативная, игровая культура, культура познавательной деятельности, труда, эмоциональная культура, культура личной безопасности, физическая, нравственная, сексуальная культура, культура жизненного самоопределения и т. д.

Дефиниции эмоциональной культуры, определенные представителями различных подходов, можно свести к нескольким группам: эмоциональная культура рассматривается с позиций личностного подхода □ как свойство личности (О.М. Кулеба, Г. А. Ястребова). В контексте деятельностного подхода □ как готовность обучающегося к распознаванию эмоций и управлению эмоциональным состоянием в деятельности (М.Б. Коробицына). С позиции

субъектного подхода эмоциональная культура □ это рефлексивная характеристика субъекта как проявление его фундаментальных имманентных качеств (A.C. Арсеньев, Г.Н. Казанцева). Методологически обоснованным является понятие, предложенное О. А. Сергеевой, которая определяет эмоциональную культуру, как целостное динамическое личностное образование, имеющее собственную структуру, представленную системой знаний о развитии эмоций, умений и способов анализа эмоций, управления ими, направленных на адекватность реагирования, что способствует вербализации эмоций человека, его эмоциональной открытости, эмоциональной эмпатии и оказания эмоциональной поддержки окружающим [5].

Достаточно дискуссионным является рассмотрение структурных компонентов феномена эмоциональной культуры, которые условно можно разделить на несколько подходов: для первого характерны когнитивный компонент (компетентность и грамотность), ценностно-смысловой компонент, рефлексивно-оценочный и культуротворческий компоненты [4]; второй подход базируется на эмоциональной отзывчивости, саморегуляции, сопереживании и направленности личности на свои переживания [3]; третий подход основывается на таких компонентах, как социокультурный, поведенческий, эмоциональный, мотивационный и этико-нравственный компоненты [5]. Резюмируя представления разных исследователей о структуре эмоциональной культуры, можно констатировать, что их представления являются не столько противоречивыми, сколько взаимодополняющими. Это позволяет представить структуру эмоциональной культуры, включающую в себя следующие компоненты: когнитивный, аутопсихологический, аксиологический и рефлексивный.

Когнитивный компонент эмоциональной культуры определяется эмоциональной компетентностью и эмоциональной грамотностью. Под компетентностью понимается владение личностью знаниями, умениями и навыками в какой-либо области деятельности (грамотность), а так же личностную и интеллектуальную готовность и умение применить их в практической деятельности (компетентность). Любая компетенция рассматривается как сложное образование и содержит такие компоненты, как

когнитивный (знания), мотивационный (готовность к проявлению), ценностносмысловой (отношение) и поведенческий (опыт проявления компетенции в разнообразных ситуациях).

Аутопсихологический компонент характеризуется готовностью и способностью к целенаправленной интрапсихической работе по самоизменению эмоциональных привычек, проявлений, умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, способность ориентироваться в интропсихическом (внутриличностном) пространстве. По мнению авторов данной концепции аутопсихологическая компетентность играет важнейшую роль в развитии индивидуальности человека, позволяя «актуализировать имеющийся у человека внутренний психологический потенциал, что способствует формированию индивидуального стиля эмоционального реагирования, формированию эффективных стратегий развития« (А. А. Деркач, А. П. Ситникова).

Аксиологический компонент («Эмоция как ценность« по Б.И.Додонову) представляет собой совокупность, систему личностно-значимых и личностноценных стремлений, убеждений, взглядов в деятельности, в области взаимоотношений с окружающими и составляет ориентировочную основу поведения. Это способность к выбору, свободному волеизъявлению на основе сложившихся ценностей.

Рефлексивный компонент понимается нами как внутренний или интернальный локус-контроль личности за своим поведением, способность принимать ответственность за свои действия на себя. Рефлексия является обязательным компонентом процессов самоопределения, самореализации (самоактуализации), саморегуляции (Р. Бернс). Самосознание влияет на развитие качеств личности и благодаря рефлексивному механизму человек переходит на новые уровни развития.

Выделенные компоненты эмоциональной культуры не существуют изолированно, а представляют собой целостное системное образование взаимосвязанных компонентов, между которыми существуют функциональные, структурные и генетические связи. Высшим проявлением эмоциональной

культуры является эмоциональная зрелость, которая предполагает наличие чувства ответственности за свои переживания перед собой, а тем самым и перед людьми.

Первичное психолого-диагностическое исследование основных показателей эмоциональной культуры младшего школьника позволило выявить исходный уровень эмоциональной культуры младших школьников.

По результатам исследования была выявлена несформированность эмоциональной культуры младших школьников, выражающаяся в повышенном уровне тревожности (48% учащихся испытывают страх, тревожность и неуверенность в своих силах), в ригидности умения оказывать сочувствие, поддержку другому (42% учащихся), в отсутствии целостности и системности описаний ценностей (38%), в низком исходном уровне эмоциональной грамотности. Наблюдается эмоциональная некомпетентность, проявляющаяся в неспособности идентифицировать как собственные эмоциональные состояния, так и состояния других людей. Психологическая диагностика эмоциональной культуры выпускников начальной школы выявила несформированность таких компонентов, как эмоциональная грамотность, эмоциональная компетентность, эмоциональная рефлексия, стремления, интерес к внутреннему миру человека (и в том числе самого себя), что оказывает негативное влияние на уровень конфликтности и ухудшение психологического климата в группе, падение учебной мотивации. Результаты исследования подтвердили актуальность выдвигаемой нами проблемы и необходимость разработки и проведения специальной работы, направленной на развитие эмоциональной культуры младших школьников.

Библиографический список

1. Библер, B.C. Культура. Диалог культур. Опыт определения /В.С. Библер // Вопросы философии. П1991. □ № 6. □ С. 38 □ 44.

2. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников /А.Л. Венгер. □ М.: ВЛАДОС □ ПРЕСС, 2003. □ 138 с.

3. Елисеева, П.А. Коррекция эмоционального поведения детей в процессе

воспитания их эмоциональной культуры средствами музыкальной деятельности. Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции.

Екатеринбург, 2004. □ С. 20-22.

4. Колмогорова, Л. С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. □ Изд-во ВЛАДОС □ ПРЕСС, 2002. □ 360 с.

5. Сергеева, O.A. Способы воспитания эмоциональной культуры школьников [Текст] / O. A. Сергеева // Молодой ученый. □ 2009. □ №4. □ С. 282-285.

6. Холмогорова, А.Б. / Холмогорова А.Б., Гаранян, Н.Г. Культура, эмоции и психическое здоровье //Вопросы психологии. D1999. □ № 2. □ С. 61 □ 74.

Bibliography

1. Bibler, V.S. Culture. Dialogue of Cultures. Definition Experience / V.S. Bibler // Philosophy Questions. D1991. □ № 6. □ P. 38 □ 44.

2. Eliseyeva, P.A. ChildrenS Emotional Behaviour Correction in the Course of Their Emotional Culture Forming By Means of Music / P.A. Eliseyeva // Family and Future of Russia: Materials of the International Scientific-and-Practical Conference. - Ekaterinburg, 2004. □ P. 20-22.

3. Kholmogorova, A.B. Culture, Emotions and Mental Health / A.B. Kholmogorova, N.G. Garanyan // Psychology Questions. □ 1999. □ № 2. □ P. 61 □ 74.

4. Kolmogorova, L.S. Schoolchildren Psychological Culture Diagnostics: Practical Manual for School Psychologists / L.S. Kolmogorova. □ M.: VLADOS [TRESS Publishing House, 2002. □ 360 p.

5. Sergeeva, O.A. Ways of SchoolchildrenS Emotional Culture Forming [Text] / O.A. Sergeeva // Young Scientist. □ 2009. □ №4. □ P. 282-285.

6. Venger, A.L. Psychological Examine of Junior Schoolchildren / A.L. Venger. □ М.: VLADOS □ PRESS, 2003. □ 138 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.