Научная статья на тему 'Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия "коммуникативная культура"'

Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия "коммуникативная культура" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4778
652
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ / КУЛЬТУРА ЧУВСТВ (ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА) / КУЛЬТУРА РЕЧИ / COMMUNICATIVE CULTURE / CULTURE / COMMUNICATION / PERSONALITY CULTURE / CULTURE OF THINKING / CULTURE OF FEELINGS (EMOTIONAL CULTURE) / CULTURE OF SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мележик Ольга Владимировна

Представлен анализ основных подходов к определению понятия «коммуникативная культура» в рамках теории педагогики, психологии, философии, лингвистики. На основе анализа теоретических источников по данной проблеме представлены подходы ученых из различных сфер к определению основных понятий: культура, коммуникация, культура личности, культура мышления, культура чувств (эмоциональная культура) и культура речи, раскрыты структурные их компоненты. Рассмотрена проблема повышения уровня коммуникативной культуры человека на основе развития культуры мышления, культуры чувств и культуры речи. Усвоение и применение общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и их реализация в общении способствуют личностному и духовному развитию человека, раскрытию его социального и профессионального потенциала. Формирование коммуникативной культуры личности основано на обогащении ее культурными и духовными ценностями, развитии коммуникативных знаний, умений и навыков. Отмечено влияние образования на достижение поставленной цели. Модернизация системы образования направлена на формирование гуманистической личности, которая сможет успешно выполнять профессиональную деятельность в современных условиях. Квалифицированный специалист любой области должен иметь высокий уровень коммуникативной культуры, являющейся основой общей культуры личности. В педагогической науке коммуникативная культура служит залогом конструктивного педагогического общения, высокого профессионального мастерства и компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC APPROACHES OF DOMESTIC AND FOREIGN SCIENTISTS TO THE DEFINITION OF “COMMUNICATIVE CULTURE” NOTION

We present an analysis of the main approaches to the definition of the concept of “communicative culture” within the framework of the theory of pedagogy, psychology, philosophy, linguistics. On the basis of the analysis of theoretical sources on the given problems, we present the approaches of scientists from different spheres to the definition of the basic concepts: culture, communication, personal culture, culture of thinking, culture of feelings (emotional culture) and culture of speech, their structural components are revealed. We consider the problem of increasing the level of a person’s communicative culture on the basis of the development of a culture of thinking, a culture of feelings and a culture of speech. Assimilation and application of human, humanistic, ethical values and their realization in communication contribute to the personal and spiritual development of a person, the disclosure of his social and professional potential. The formation of a person’s communicative culture is based on enriching her with cultural and spiritual values, developing communicative knowledge and skills. We note the influence of education on the achievement of the goal. Modernization of the education system is aimed at the formation of a humanistic personality, which will be able to successfully carry out professional activities in modern conditions. A qualified specialist in any field should have a high level of communicative culture, which is the basis of the general culture of the individual. In pedagogical science, communicative culture serves as a guarantee of constructive pedagogical communication, high professional skills and competence.

Текст научной работы на тему «Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия "коммуникативная культура"»

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-108-115 УДК 37.03+81.271.2

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА»

Ольга Владимировна МЕЛЕЖИК

ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1

E-mail: iholiday@yandex.ru

Аннотация. Представлен анализ основных подходов к определению понятия «коммуникативная культура» в рамках теории педагогики, психологии, философии, лингвистики. На основе анализа теоретических источников по данной проблеме представлены подходы ученых из различных сфер к определению основных понятий: культура, коммуникация, культура личности, культура мышления, культура чувств (эмоциональная культура) и культура речи, раскрыты структурные их компоненты. Рассмотрена проблема повышения уровня коммуникативной культуры человека на основе развития культуры мышления, культуры чувств и культуры речи. Усвоение и применение общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и их реализация в общении способствуют личностному и духовному развитию человека, раскрытию его социального и профессионального потенциала. Формирование коммуникативной культуры личности основано на обогащении ее культурными и духовными ценностями, развитии коммуникативных знаний, умений и навыков. Отмечено влияние образования на достижение поставленной цели. Модернизация системы образования направлена на формирование гуманистической личности, которая сможет успешно выполнять профессиональную деятельность в современных условиях. Квалифицированный специалист любой области должен иметь высокий уровень коммуникативной культуры, являющейся основой общей культуры личности. В педагогической науке коммуникативная культура служит залогом конструктивного педагогического общения, высокого профессионального мастерства и компетентности.

Ключевые слова: коммуникативная культура; культура; коммуникация; культура личности; культура мышления; культура чувств (эмоциональная культура); культура речи

Коммуникативная культура является неотъемлемой частью жизни человечества на протяжении всей его истории. Она тесно связана с деятельностью человека. Коммуникативная культура в своем роде является отражением духа эпохи. Она передает динамику жизни общества, отвечая его социокультурным потребностям и тенденциям развития. В связи с этим вопрос осмысления современного понимания понятия «коммуникативная культура» остается актуальным всегда. В современной науке существует ряд определений понятия «коммуникативная культура». Однако единого мнения относительно данного вопроса не существует.

Прежде чем перейти к теоретическому анализу понимания термина «коммуникативная культура», следует обратиться к двум понятиям, от которых она была образована, -«культура» и «коммуникация».

В настоящее время по данным культурологических исследований существует более пятисот определений понятия «культура». Тем не менее в рамках контекста мы придерживаемся ее понимания как производной

социального и интеллектуального формирования индивида. Каждая цивилизация обладает собственной культурой. Различают многочисленные типы культур, в том смысле, что каждое общество обладает своими собственными институтами, в общей форме выражающими его духовное прошлое [1, с. 49].

На бытовом уровне «культура» - это эталон, на который должно равняться общество. Культуру отождествляют с образованностью и интеллигентностью, интерпретируют как определенное качество личности. В теории «культура» описывается как специфическая характеристика общества, показатель достигнутого человечеством уровня исторического развития. О культуре человека можно судить по его отношению к природе и обществу [2, с. 141].

Природа культуры гуманна, она объединяет достижения человечества в производственной, общественной и духовной жизни, это вся сумма деятельности человеческого разума. Культура собирательна, то есть строится на протяжении всей истории человечества, сливаясь с ней и обогащаясь. Различают

108

© Мележик О.В., 2018

культуру духовную, социальную и материальную.

Коммуникация (лат. communicatio - сообщение, связь) - информационное послание или передача содержания сообщения средствами языка, особая форма передачи опыта между людьми в процессе их трудовой и познавательной деятельности. «Коммуникация -это основа жизни человека. Успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие невозможно без свободной коммуникации». Человек должен уметь выражать свои мысли, чувства и желания доступно, ясно и лаконично [3].

Коммуникации - это особый процесс по обмену информацией, имеющей ценность для участников общения, процесс передачи эмоционального и интеллектуального опыта. Коммуникации основаны на знаниях, навыках, умениях, необходимых для установления взаимодействия людей в бытовой и деловой сфере. Они возникают в производственной, научной, учебной, коммерческой и других видах деятельности. Цель коммуникаций - передача опыта и знаний, необходимых для решения личных, образовательных и профессиональных задач, поиск, сохранение и передача знаний для саморазвития и самореализации. Отдельные коммуникации образуют коммуникативную культуру, в основе которой лежит целостность нравственных правил и норм, утверждающих значимость и уникальность личности каждого отдельного человека. Коммуникативная культура имеет универсальный характер в любой форме человеческой деятельности, культуре и цивилизации, но в то же время имеет специфические особенности, характерные для каждой из областей.

Теоретический анализ понятия «коммуникативная культура» выявил междисциплинарный характер данного термина. Так, он широко используется в лингвистике, общей и специальной психологии, педагогике, социологии, философии и т. д. В рамках философии сущность понятия «коммуникативная культура» изучали М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Ю.М. Лотман. В области психологии социальные и этические проблемы личности изложены в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, В.Н. Ма-сищева. В качестве социально-педагогического явления и личностного качества педагога

«коммуникативная культура» представлена в работах П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.

Используемое в педагогической науке понятие «коммуникативная культура» имеет лингвистическое происхождение. В лингвистике существует множество определений понятия «коммуникативная культура». М.А. Ви-кулина и Н.М. Смирнова рассматривают коммуникативную культуру как «уровень усвоения, принятия, применения и обогащения в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний, умений в области эффективной коммуникации» [4, с. 31]. С.М. Андреева и И.Б. Игнатова обозначают понятие «коммуникативная культура» в качестве лингвистических навыков и умений [5, с. 6].

Согласно определению В.Ю. Жукова, «коммуникативная культура - это совокупность культурных норм, культурологических знаний, ценностей и значений, используемых в процессе коммуникации, в том числе и при общении» [6, с. 25].

В лингвистике понятие «коммуникативная культура» родственно понятиям «культура речи» и «культура речевого общения». При данном подходе коммуникативная культура включает в себя:

1) навык владения рядом средств и разновидностей общения;

2) навык построения эффективного общения, нацеленного на достижение поставленных целей;

3) ориентированность при общении не только на личные интересы, но и на интересы партнеров и общества в целом;

4) способность концентрировать внимание непосредственно на процессе общения, его структуре, организации и искусности.

Коммуникативная культура и культура речевого общения представлены в лингвистике как составляющие общей и профессиональной культуры человека.

О.М. Крайник разграничивает понятия «речевая культура» и «культура речи». «Речевая культура» более ориентирована на личностный аспект, языковое сознание человека. В отличие от «культуры речи» она допускает отступление от речевых норм для достижения особого звучания сообщения. «На первый план при определении речевой культуры личности выдвигается человек,

стремящийся не только владеть нормами языка, создавать «правильную речь», но и быть «мастером слова» [7, с. 76].

В результате активного внедрения в науку культурологического подхода в 90-х гг. XX века происходит переосмысление «коммуникативной культуры» в контексте культурологических принципов. Данная тенденция находит свое отражение в работах В.С. Библера и С.Ю. Курганова. В.С. Леднев в рамках культурологического подхода характеризует коммуникативную культура как «инвариантно-деятельное качество личности».

В.А. Кан-Калик, И.Ф. Исаев, А.В. Муд-рик, В.А. Сластенин изучали коммуникативную культуру в качестве основы профессиональной деятельности педагога, а также общей культуры. В.В. Краевский, И.Я. Лайнер и С.Е. Матушкин рассматривали коммуникативную культуру как составляющую социальной культуры.

Коммуникативная культура в социальной психологии - составляющая коммуникативного потенциала личности. Таким образом, понятие «коммуникативная культура» приравнивается понятию «культуры общения». Данного взгляда на коммуникативную культуру придерживались Г.М. Андреева, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, Е.В. Руденский. Отечественные психологи Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.С. Грехнев, А.А. Леонтьев и В.Н. Мя-сищев исследовали социальные и этические коммуникации личности. Развитию психологических подходов к изучению коммуникативной культуры посвящены труды Г.М. Андреевой, И.А. Зимней, Б.Ф. Ломова, В.В. Сем-кина, С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Шерковина.

Культура общения - это совокупность культурно-нравственных правил, которые должен учитывать каждый человек. Способность придерживаться данных правил - показатель уровня образованности и культуры личности в целом. «Культура общения» является ключевым фактором для успешного взаимодействия человека в обществе, без нее невозможно сотрудничество и создание профессиональных связей [8, с. 76].

В рамках педагогики существуют разные трактовки понятия «коммуникативная культура». А.В. Мудрик рассматривает коммуникативную культуру в качестве составляющей профессиональной культуры личности спе-

циалиста, являющейся совокупностью знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и умения органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении [9, с. 200].

В работах В.И. Столярова и Г.И. Якушева коммуникативная культура представлена как комплекс качеств личности, направленных на установление сотрудничества, создание диалоговых отношений, нравственное и толерантное отношение к собеседнику, сочувствие и способность объективно оценивать людей [10, с. 78; 11, с. 79].

Анализ современной социокультурной ситуации в России, характеризующейся трансформацией культурных ценностей, позволяет по-новому осмыслить задачи современного образования [12, с. 225]. Коммуникативная культура педагога и учащихся занимает важное место в педагогическом процессе. Результатом модернизации системы образования должна стать гуманистическая личность, готовая к выполнению профессиональной деятельности в новых условиях, имеющая сформированные коммуникативные навыки, познавательные запросы и духовные потребности, способная найти эффективные способы для их удовлетворения [13, с. 75]. С точки зрения процесса обучения ключевыми элементами коммуникативной культуры являются:

1) культура мышления;

2) культура чувств (эмоциональная культура);

3) культура речи.

Культура мышления - качество мышления, отвечающее за эффективность мыслительной работы человека во всех сферах его деятельности. Культура мышления должна отвечать таким качествам, как последовательность и лаконичность мысли, убедительность, выдержанность в рамках формальных правил. В зависимости от сферы деятельности человека и поставленных перед ним задач, культура мышления предполагает соответствующие мыслительные способности как наиболее важные для достижения успеха в данной сфере. В одних случаях особое значение приобретают такие качества культуры мышления, как строгость, последовательность, доказательность, в других - фантазия, воображение, в третьих - так называемая

«практическая смекалка» и т. п. Культуре мышления присущи новизна, оригинальность, информативность, истинность, доказательность, корректность, теоретическая и практическая значимость [14, с. 40].

Культура чувств - показатель общественной развитости, гуманности чувств, эмоциональной одухотворенности человека. Чувства - результат жизненного и общественного опыта человека, продукт его воспитания и коммуникационного опыта. Пути педагогической корректировки духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагают целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах [15, с. 956]. Чувства человека являются частью природы, облагороженной культурой. Чувственная культура формируется путем межличностного общения, воспитания, трудовой деятельности, через знакомство с культурой. Культура чувств является существенным элементом воспитанности человека. Критерий эмоциональной (чувственной) культуры - поступки человека как проявление его нравственных чувств по отношению к интересам окружающих. Ключевым проявлением культуры чувств являются доброжелательность к другим людям, способность к сопереживанию. Чувственная культура является неотъемлемым условием достижения нравственной наполненности жизни человека, показателем его нравственной культуры [16, с. 232].

Культура речи - это в первую очередь умение грамотно выражать свою устную и письменную речь, способность выбирать языковые средства в зависимости от условий и целей общения. Культура речи подразумевает согласованность с литературной речью: грамматикой, лексикой и произношением. Культура речи - мастерство владения лексикой разных стилей, широким диапазоном синтаксических конструкций. Устная речь человека с развитой речевой культурой отличается изобилием интонаций. Важным является понимание стилистической градации речи, осознание уместности того или иного стиля и умение оставаться в рамках выбранного жанра. Манера выражения устной и письменной речи отражает уровень духовно-

го развития человека, его личностную культуру [7, с. 76].

Коммуникативная культура в качестве личностного образования включает ряд психологических качеств, подразделяющихся на:

1) познавательную составляющую (навыки межличностного общения, понимание норм и правил поведения в диалоге);

2) эмоционально-оценочную составляющую (способность объективно давать оценку окружающим, эмпатийность);

3) поведенческую составляющую (навыки построения сотрудничества в процессе коммуникации между людьми, создание диалогических отношений).

В свою очередь, познавательная составляющая коммуникативной культуры включает:

1) знания о составляющих коммуникативной культуры;

2) знания об основах межличностного общения;

3) знания о культуре общения как сложной системе, содержащей ряд областей, соответствующих разным проявлениям субъектов общения и его форм.

Эмоционально-оценочная составляющая отвечает за эмоционально-нравственные особенности личности. Данная составляющая реализовывается в чувствах, суждениях и нравственно-ценностных представлениях личности.

Поведенческая составляющая коммуникативной культуры - это деятельность человека по отношению к окружающим. Проявлением поведенческой составляющей может послужить доброжелательность, открытость, терпимость или, напротив, безразличие и агрессия [17, с. 33].

Анализ составляющих коммуникативной культуры указывает на родственность понятий «коммуникативная культура» и «культура личности».

Как производная понятий «культура» и «коммуникация» коммуникативная культура аккумулирует особенности общей культуры, ее характер и проявляется в процессе коммуникации. Данный подход позволяет выделить три основные содержательные характеристики «коммуникативной культуры»:

1) ценностная;

2) нормативная;

3) информационная.

Ценностная характеристика включает гуманистические ценности, являющиеся фундаментом коммуникативной культуры. Важность ценностей коммуникативной культуры для субъекта определяет его отношение к коммуникативной ситуации и значимость общения в целом.

Нравственный компонент коммуникативной культуры подразумевает нравственную ориентированность личности. За информационную содержательность отвечает информационная характеристика, социальное признание которой обеспечивает общественную стабильность, сотрудничество и взаимопонимание людей в коммуникативном процессе.

Коммуникативная культура включает:

1) коммуникативные знания;

2) коммуникативные умения;

3) коммуникативные навыки.

Основой коммуникативных знаний является обобщенный опыт общества в его коммуникативной деятельности. Данный опыт позволяет субъекту адекватно оценивать собеседника и ситуацию общения, выстраивать цепочку причинно-следственных связей.

Коммуникативные умения - коммуникативная деятельность, построенная на высоком теоретическом и практическом развитии личности в области межличностного и межкультурного общения, обеспечивающая творческий подход в использовании коммуникативных знаний.

Практической составляющей «коммуникативной культуры» являются коммуникативные навыки. Применение коммуникативных знаний и умений на практике позволяет субъекту оперативно и эффективно оценивать коммуникативную ситуацию, направлять и, при необходимости, корректировать коммуникативный процесс.

Понятие «коммуникативная культура» в рамках теории педагогики является:

1) необходимым условием и залогом образовательной и профессиональной эффективности;

2) личностным качеством, объединяющим коммуникативные знания, умения, навыки, культурные ценности личности и опыт, получаемый в результате эмоционально-ценностного отношения к образовательной и профессиональной деятельности [18, с. 25];

3) профессионально значимым качеством личности, совокупностью коммуникативных знаний, умений и навыков, коммуникативных ценностей и опыта, обеспечивающих адекватную оценку ситуации общения, взаимопонимание между его субъектами, эффективность коммуникативного процесса;

4) знаниями, умениями и навыками, направленными на создание эмоционально-ценностной связи между субъектами общения, способность адекватного восприятия и понимания, возможность предвидеть дальнейшее поведение партнера [19, с. 178].

Коммуникативная культура - основа культуры личности. В роли базового компонента культуры она создает условия для поиска, самосовершенствования и самовыражения человека. Коммуникативная культура - фундамент внутреннего мироощущения личности, она является залогом гармоничного отношения к себе и окружающему миру. В ней заключены ценностно-нравственные блага человечества, стремление человека к творчеству и саморазвитию. Неотъемлемыми составляющими коммуникативной культуры являются культура мышления, культура речи и культура чувств.

В рамках теории педагогики «коммуникативная культура» - ключевое качество педагогической культуры учителя, залог его успешной профессиональной деятельности (Е.В. Бондаревская, Т.Ф. Белоусова, Е.Н. Воробьева, В.А. Кан-Калик, Л.Г. Семушина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).

Одновременно коммуникативная культура в педагогической науке является составляющей педагогического общения, а также самостоятельной профессиональной деятельностью. Высокоразвитая коммуникативная культура обеспечивает эффективность профессиональной деятельности и является залогом высокого профессионального мастерства и компетентности.

В зависимости от области применения, из позиции той или иной науки, встречается множество определений термина «коммуникативная культура». Она рассматривается как личностное качество, главный критерий социализации человека, в качестве ключевого компонента общей и профессиональной культуры, как неотъемлемая часть современного образования. Однако содержание данного понятия не является неизменным. Изу-

чение тенденций развития коммуникативной культуры дает теоретическую основу для модернизации современных технологий, направленных на повышение уровня коммуникативной грамотности населения, расширяет профессиональный и культурно-нравственный потенциал общества.

Список литературы

1. Кузнецова Е.В. Определение культуры: разнообразие подходов // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 49-55.

2. Новикова Л.А. Формирование культуры личности // Вестник Якутского государственного университета. 2009. Т. 6. № 1. С. 140-141.

3. Айвазян О.О. Коммуникация и речь // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 3. С. 123-127.

4. Викулина М.А., Смирнова Н.М. Культура общения в студенческой среде вуза. Н. Новгород, 2010.

5. Андреева С.М., Игнатова И.Б. Формирование коммуникативной культуры как условие становления и развития «вторичной» языковой личности иностранных студентов // Межкультурная коммуникация и языковая прагматика в теории и практике обучения русскому языку как иностранному: материалы конф. Белгород, 2006. Ч. 2. С. 5-7.

6. Жуков В.Ю. Основы теории культуры. СПб., 1997.

7. Крайник О.М. Культура речи и речевая культура учащихся: к проблеме понимания с позиции текстологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 10. С. 76-80.

8. Тропина В.Г. Культура общения как часть профессиональной культуры // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2014. Т. 6. № 2. С. 76-79.

9. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2002.

10. Столяров В.И. Философско-культурологи-ческий анализ коммуникативной культуры // Вопросы философии. 2003. № 4. С. 78-91.

11. Якушев Г.И. К вопросу о коммуникативных способностях личности педагога // Становле-

ние личности профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь: СГПУ, 1999. С. 79-80.

12. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Умеркаева С.Ш. Функциональный подход к организации молодежной анимации // European Social Science Journal. 2015. № 10. С. 225-230.

13. Ганьшина Г.В., Левина И.Д. Сущность и содержание рекреативных технологий социально-культурной деятельности // Общество и экономика в эпоху глобализации: сб. науч. тр. по материалам науч.-практ. конф. М.: ООО «Экспертно-консалтинговый центр Интеллект», 2016. С. 75-80.

14. Клепиков В.Н., Мартынова М.М. О культуре мышления современного школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 40-43.

15. Ганьшина Г.В., Шляпина Е.Д.Социально-культурная анимация как конструктивный способ преодоления социального отчуждения личности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-3 (59-3). С. 956-960.

16. Пинахина Е.А. Культура чувств и ее воспитание в образовательном процессе // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. № 5-6. С. 232236.

17. Баженова Ю.А. Становление понятия коммуникативная культура в гуманитарных и общественных науках // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 2. С. 33-41.

18. Нигматуллина Л.А. Формирование коммуникативной культуры будущих педагогов в процессе реализации ФГОС нового поколения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2011.

19. Козак О.В. Развитие коммуникативных навыков студентов как ключевого фактора полноценной учебной деятельности // Современные тенденции развития социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика. М., 2017. С. 177-183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 08.02.2018 г. Отрецензирована 14.03.2018 г. Принята в печать 16.05.2018 г.

Информация об авторе

Мележик Ольга Владимировна, аспирант, кафедра теории социально-культурной деятельности. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: iholiday@yandex.ru

Для цитирования

Мележик О.В. Основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия «коммуникативная культура» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 174. С. 108-115. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-108-115.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-108-115

BASIC APPROACHES OF DOMESTIC AND FOREIGN SCIENTISTS TO THE DEFINITION OF "COMMUNICATIVE CULTURE" NOTION

Olga Vladimirovna MELEZHIK

Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation E-mail: iholiday@yandex.ru

Abstract. We present an analysis of the main approaches to the definition of the concept of "communicative culture" within the framework of the theory of pedagogy, psychology, philosophy, linguistics. On the basis of the analysis of theoretical sources on the given problems, we present the approaches of scientists from different spheres to the definition of the basic concepts: culture, communication, personal culture, culture of thinking, culture of feelings (emotional culture) and culture of speech, their structural components are revealed. We consider the problem of increasing the level of a person's communicative culture on the basis of the development of a culture of thinking, a culture of feelings and a culture of speech. Assimilation and application of human, humanistic, ethical values and their realization in communication contribute to the personal and spiritual development of a person, the disclosure of his social and professional potential. The formation of a person's communicative culture is based on enriching her with cultural and spiritual values, developing communicative knowledge and skills. We note the influence of education on the achievement of the goal. Modernization of the education system is aimed at the formation of a humanistic personality, which will be able to successfully carry out professional activities in modern conditions. A qualified specialist in any field should have a high level of communicative culture, which is the basis of the general culture of the individual. In pedagogical science, communicative culture serves as a guarantee of constructive pedagogical communication, high professional skills and competence.

Keywords: communicative culture; culture; communication; personality culture; culture of thinking; culture of feelings (emotional culture); culture of speech

References

1. Kuznetsova E.V. Opredelenie kul'tury: raznoobrazie podkhodov [Definition of culture: a diversity of approaches]. Perspektivy nauki i obrazovaniya - Perspectives of Science and Education, 2013, no. 5, pp. 49-55. (In Russian).

2. Novikova L.A. Formirovanie kul'tury lichnosti [Formation of person culture]. Vestnik Yakutskogo gosudarstvennogo universiteta - Vestnik of Yakutsk State University, 2009, vol. 6, no. 1, pp. 140-141. (In Russian).

3. Ayvazyan O.O. Kommunikatsiya i rech' [Communication and speech]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya - The Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2012, no. 3, pp. 123-127. (In Russian).

4. Vikulina M.A., Smirnova N.M. Kul'tura obshcheniya v studencheskoy srede vuza [Culture of Communication in Students' Community]. Nizhny Novgorod, 2010. (In Russian).

5. Andreeva S.M., Ignatova I.B. Formirovanie kommunikativnoy kul'tury kak uslovie stanovleniya i razvitiya «vtorichnoy» yazykovoy lichnosti inostrannykh studentov [Formation of communicative culture as the term of formation and development of "secondary" linguistic identity of foreign students]. Materialy konferentsii «Mezhkul'turnaya kommunikatsiya i yazykovaya pragmatika v teorii i praktike obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu» [Proceedings of the Conference "Intercultural Communication and Linguistic Pragmatics in the Theory and Practice of Teaching Russian as Foreign Language"]. Belgorod, 2006, part 2, pp. 5-7. (In Russian).

6. Zhukov V.Y. Osnovy teorii kul'tury [Bases of Theory of Culture]. St. Petersburg, 1997. (In Russian).

7. Kraynik O.M. Kul'tura rechi i rechevaya kul'tura uchashchikhsya: k probleme ponimaniya s pozitsii tekstologii [The culture of speech and speech culture of pupils: to the problem of understanding from the position of textual criticism]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2009, no. 10, pp. 76-80. (In Russian).

8. Tropina V.G. Kul'tura obshcheniya kak chast' professional'noy kul'tury [Communication culture as a part of professional culture]. Interekspo GEO-Sibir'-Interexpo GEO-Siberia, 2014, vol. 6, no. 2, pp. 76-79. (In Russian).

9. Mudrik A.V. Sotsial'nayapedagogika [Social Pedagogics]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. (In Russian).

10. Stolyarov V.I. Filosofsko-kul'turologicheskiy analiz kommunikativnoy kul'tury [Philosophical and culturological analysis of communicative culture]. Voprosy filosofii - Russian Studies in Philosophy, 2003, no. 4, pp. 78-91. (In Russian).

11. Yakushev G.I. K voprosu o kommunikativnykh sposobnostyakh lichnosti pedagoga [To the question of communicative skills of teacher's personality]. Stanovlenie lichnosti professionala: problemy i perspektivy [Formation of Professional Personality: Problems and Prospects]. Stavropol, Stavropol State Pedagogical University, 1999, pp. 79-80. (In Russian).

12. Ganshina G.V., Babaeva E.V., Umerkaeva S.S. Funktsional'nyy podkhod k organizatsii molodezhnoy animatsii [Functional approach to the organization of youth animation]. European Social Science Journal, 2015, no. 10, pp. 225230.

13. Ganshina G.V., Levina I.D. Sushchnost' i soderzhanie rekreativnykh tekhnologiy sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [The essence and content of recreational technologies of social and cultural activities]. Sborniknauchnykh trudovpo materia-lam nauchno-prakticheskoy konferentsii «Obshchestvo i ekonomika v epokhu globalizatsii» [Proceedings of Scientific and Practical Conference "Society and Economics in the Globalization Epoch"]. Moscow, LLC "Ekspertno-konsaltingovyy tsentr Intellekt", 2016, pp. 75-80. (In Russian).

14. Klepikov V.N., Martynova M.M. O kul'ture myshleniya sovremennogo shkol'nika [On the pupil's culture of thinking]. Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i eksperiment [Municipal Education: Innovation and Experiment], 2012, no. 3, pp. 40-43. (In Russian).

15. Ganshina G.V., Shlyapina E.D. Sotsial'no-kul'turnaya animatsiya kak konstruktivnyy sposob preodoleniya sotsial'nogo otchuzhdeniya lichnosti [Social and cultural animation as a constructive way of overcoming social exclusion of personality]. Ekonomika i predprinimatel'stvo - Journal of Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 6-3 (59-3), pp. 956960. (In Russian).

16. Pinakhina E.A. Kul'tura chuvstv i ee vospitanie v obrazovatel'nom protsesse [Culture of feelings and its education in educational process]. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova, 2011, no. 5-6, pp. 232236. (In Russian).

17. Bazhenova Y.A. Stanovlenie ponyatiya kommunikativnaya kul'tura v gumanitarnykh i obshchestvennykh naukakh [The development of the notion of communicative culture in the Humanities and Social Sciences]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2015, no. 2, pp. 33-41. (In Russian).

18. Nigmatullina L.A. Formirovanie kommunikativnoy kul'tury budushchikh pedagogov v protsesse realizatsii FGOS novo-gopokoleniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Formation of Communicative Culture of Future Teachers in the Process of the Advanced Federal State Educational Standard Implementation. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Kazan, 2011. (In Russian).

19. Kozak O.V. Razvitie kommunikativnykh navykov studentov kak klyuchevogo faktora polnotsennoy uchebnoy deyatel'nosti [Development of students' communicative skills as the crucial factor of their qualified educational activities]. Sovremennye tendentsii razvitiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti i khudozhestvennogo obrazovaniya: teoriya i praktika [Modern Trends of Social and Cultural Activities and Artistic Education Development: Theory and Practice]. Moscow, 2017, pp. 177-183. (In Russian).

Received 8 February 2018 Reviewed 14 March 2018 Accepted for press 16 May 2018

Information about the author

Melezhik Olga Vladimirovna, Post-Graduate Student, Theory of Social and Cultural Activities Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: iholiday@yandex.ru

For citation

Melezhik O.V. Osnovnye podkhody otechestvennykh i zarubezhnykh uchenykh k opredeleniyu ponyatiya «kommuni-kativnaya kul'tura» [Basic approaches of domestic and foreign scientists to the definition of "communicative culture" notion]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 174, pp. 108-115. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-108-115. (In Russian, Abstr. in Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.