Данс» на данном этапе предполагают отработку группового и артистического компонента программы. Данные занятия проводятся по постановочному и тренировочному типу, где идет постановка рисунка композиции, отрабатывается синхронность, динамика программы, ровность построенных линий и рядов, пропорциональность построенных конфигураций. Для этого занятия проводятся по типу модельного, когда его содержание и структура максимально приближены к соревновательным условиям. Спортсмены должны выполнить программу «с настроением», выразительно, с улыбкой.
Занятия по ОФП и по хореографии на данном этапе аналогичны соответствующим занятиям на начальном этапе подготовки к соревнованиям.
Таким образом, в результате практического применения различных типов занятий при поэтапной подготовке детей 8-11 лет к соревнованиям по черлидингу было установлено, что каждый из вышеописанных типов занятий имеет место при подготовке спорт-сменов-черлидеров и эффективен на том этапе, на котором он применяется, что в целом способствует подготовке команды к соревнованиям в категории «дети 9-11 лет», а также правильному и эффективному распределению детей в «Чир» и «Чир-Данс»-команды на этапе начальной специализации.
С. В. Титовец, М. В. Щодро
Основные теоретические вопросы при обучении тактике футбольной игры студентов факультета физической культуры
Овладение теорией тактики имеет большое значение для роста и совершенствования тактического мастерства. Под понятием «теория тактики» мы понимаем совокупность специальных знаний, которые являются необходимым условием целесообразной деятельности на поле. Эти знания включены в каждое действие. Они постоянно дополняются и уточняются в процессе тренировки. Формирование тактических умений и навыков с их помощью значительно ускоряется и качественно улучшается.
Педагогический процесс обучения тактике ставит целью дать студенту знания, сформулировать умения, закрепить навыки, развить качества, которые способствовали бы его успешной деятельности в постоянно меняющихся условиях игры в футбол.
Процесс обучения содержит три следующих взаимно и тесно связанных компонента: усвоение специальных знаний по тактике; овладение специальными умениями и навыками - индивидуальными и коллективными тактическими действиями; развитие творческих способностей.
305
В процессе обучения тактике эти компоненты составляют единое неделимое целое. Их совместное воздействие в правильной пропорции создает основу сложной творческой деятельности - тактическое мастерство.
Обучение теории тактики необходимо проводить в двух направлениях.
Во-первых, студент необходимы знания «специальной теории». Прежде всего это знания правил, системы игры, отдельных фаз игры, решений типичных игровых ситуаций (включая и стандартные), знания о воздействии объективных условий на прохождение игры (дождя, снега, солнца, ветра, размеров поля, качества грунта) и других. Это означает, что студент должен творчески применять полученные знания в самых разнообразных условиях игры. Влияние знаний на процесс игры с ростом тактического мастерства все время повышается, и в результате игра проводится обдуманно, содержательно и результативно.
Во-вторых, занимающимся необходимо объяснять и обосновывать технику и тактику отдельных действий в различных вариантах и показать их на практике. Студент знакомится с преимуществами и недостатками отдельных действий или их вариантов, осознает, в какой ситуации применение того или другого варианта выгодно и по какой причине. В качестве средств обучения очень важен видеоанализ игровых ситуаций, «нарезок» наиболее значимых ситуаций. Это не только ускоряет процесс обучения, но и повышает его качество.
Оба направления в процессе обучения взаимно переплетаются, дополняют друг друга и составляют единое целое.
В процессе обучения рекомендуется применять как можно больше наглядных пособий. Несомненную пользу приносит демонстрация короткометражных кинофильмов о встречах команд высокого класса. Такие занятия вызывают интерес у занимающихся, способствуют расширению их знаний и опыта.
Портативная школьная доска, на которой можно изображать в виде схем, рисунков разнообразные игровые положения и их тактические решения, также является хорошим помощником, повышающим эффективность обучения теории тактики игры в футбол.
Совершенное овладение индивидуальными и коллективными тактическими действиями - основное условие тактического мастерства, обусловленное уровнем физической и технической подготовки студента. Чем выше степень подготовленности, тем быстрее и легче будет проходить весь процесс обучения тактическим действиям.
Обучение двигательным навыкам для осуществления тактических действий складывается из: 1) ознакомления с действием, 2) обучения ему, 3) устранения возможных ошибок и 4) закрепления изученного действия. Ознакомление с изучаемым действием проис-
306
ходит посредством объяснения и показа. Задача состоит в том, чтобы создать наиболее полное представление о действии, его тактическом применении и возможных вариантах в процессе игры.
Объяснение должно содержать характеристику действия с точки зрения применения в игре, описание технической стороны и важнейших его вариантов. Каждый из вариантов должен быть обоснован, чтобы студенту были ясны наиболее выгодные условия его применения. Цель показа - наглядно подчеркнуть самые характерные стороны тактического действия в связи с его применением в типичных игровых ситуациях. Во многих случаях полезно неоднократно повторять показ изучаемого действия, чтобы более подробно и глубоко проанализировать его.
Однако самым главным средством обучения тактике является, конечно, сама игра. Именно она развивает правильное тактическое мышление. Преподаватель должен руководить игрой, не допускать, чтобы игра протекала стихийно. Неорганизованность и стихийность ведет к возникновению серьезных недостатков и их закреплению. В игре футболисты учатся действовать самостоятельно и эффективно уже без вмешательства со стороны.
Ошибки, встречающиеся при обучении тактике, могут быть следствием, например, плохой ориентировки в игре из-за недостаточно развитого периферического зрения, ограниченных возможностей для решения конкретной тактической ситуации, отсутствия теоретических знаний. Необходимо найти истинные причины ошибок и принять меры к быстрому их устранению.
Недостатки и ошибки, связанные с технической, физической и морально-волевой подготовкой, устраняются при помощи специальных упражнений, проводить которые лучше всего изолированно от игры.
Закрепление изученного действия осуществляется путем многократного повторения в условиях игры. Для этого нужно стремиться к тому, чтобы студенты играли как можно чаще.
Один из наиболее важных вопросов при обучении тактике игры в футбол - развитие творческих способностей. Во время занятия параллельно с овладением и совершенствованием специальных тактических умений и навыков развиваются и определенные способности, которые помогают студенту целесообразно действовать по ходу игры. Эти способности, которые мы называем творческими, или комбинационными, помогают игрокам ориентироваться на поле, быстро анализировать игровую ситуацию и реагировать на нее. Благодаря этим способностям игрок может целесообразно применять в игре приобретенные умения и навыки.
307
Творческие способности можно условно разделить на две группы: способность ориентироваться на поле; способность быстро и правильно реагировать на игровые ситуации.
Основой правильной ориентировки на поле является развитое периферическое и глубинное зрение. Оно помогает игрокам определять, например, расстояние между игроками, между игроками и мячом, улавливать скорость движения игроков и мяча и воспринимать другие существенные элементы игровых ситуаций.
Развитое периферическое и глубинное зрение дает возможность игрокам видеть в течение всего времени игры обширный участок поля, наблюдать одновременно за движениями двух или больше игроков и переключать свое внимание с одних действий на другие, которые в данный момент самые важные.
Способность быстро и точно реагировать на игровые ситуации зависит от умения выделять существенные элементы ситуации, классифицировать их, предусматривать дальнейшее развитие ситуации (предвидеть деятельность партнеров) и на основе этого выбирать выгодный способ решения. Так например, на начальном этапе обучения следует включать разнообразные упражнения на внимание: на зрительный и звуковой сигналы (сесть, лечь, присесть, повернуться, пригнуться, принять старт). Элемент состязания придает этим упражнениям нужную интенсивность и эмоционально влияет на игроков. Далее применяются упражнения на поле, которые приближаются к условиям игры, например упражнения, связанные с овладением мячом.
На основе вышеизложенного теоретические вопросы при обучении тактики игры в футбол и упражнения необходимо связывать с задачами отдельных этапов обучения. Тем самым глубокие теоретические знания в процессе обучения тактики игры являются одним из важных компонентов тактического мастерства.
С. В. Титовец, М. В. Щодро
Основные понятия системы психофизиологической и профессиональной подготовки курсантов Морской Академии
Современное производство с его механизацией и автоматизацией производственных процессов характеризуется не только уменьшением удельного веса физического труда, но и иным ритмом труда, повышением его сложности и интенсивности. Это неизбежно требует значительно большего напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации и культуры движений, высокой концентрации внимания от рабочих и специалистов.
308