Творческие способности можно условно разделить на две группы: способность ориентироваться на поле; способность быстро и правильно реагировать на игровые ситуации.
Основой правильной ориентировки на поле является развитое периферическое и глубинное зрение. Оно помогает игрокам определять, например, расстояние между игроками, между игроками и мячом, улавливать скорость движения игроков и мяча и воспринимать другие существенные элементы игровых ситуаций.
Развитое периферическое и глубинное зрение дает возможность игрокам видеть в течение всего времени игры обширный участок поля, наблюдать одновременно за движениями двух или больше игроков и переключать свое внимание с одних действий на другие, которые в данный момент самые важные.
Способность быстро и точно реагировать на игровые ситуации зависит от умения выделять существенные элементы ситуации, классифицировать их, предусматривать дальнейшее развитие ситуации (предвидеть деятельность партнеров) и на основе этого выбирать выгодный способ решения. Так например, на начальном этапе обучения следует включать разнообразные упражнения на внимание: на зрительный и звуковой сигналы (сесть, лечь, присесть, повернуться, пригнуться, принять старт). Элемент состязания придает этим упражнениям нужную интенсивность и эмоционально влияет на игроков. Далее применяются упражнения на поле, которые приближаются к условиям игры, например упражнения, связанные с овладением мячом.
На основе вышеизложенного теоретические вопросы при обучении тактики игры в футбол и упражнения необходимо связывать с задачами отдельных этапов обучения. Тем самым глубокие теоретические знания в процессе обучения тактики игры являются одним из важных компонентов тактического мастерства.
С. В. Титовец, М. В. Щодро
Основные понятия системы психофизиологической и профессиональной подготовки курсантов Морской Академии
Современное производство с его механизацией и автоматизацией производственных процессов характеризуется не только уменьшением удельного веса физического труда, но и иным ритмом труда, повышением его сложности и интенсивности. Это неизбежно требует значительно большего напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации и культуры движений, высокой концентрации внимания от рабочих и специалистов.
308
Перечисленные качества нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании, ибо, чем совершеннее техника и сложнее технологии производства, тем более совершенным должен быть человек, управляющий ими.
Становится все более актуальным научно и методически обоснованное применение физической культуры и спорта в процессе подготовки курсантов к конкретным видам труда, поэтому изыскание новых научно обоснованных форм, средств и методов физического воспитания, соответствующих требованиям научно-технического прогресса, является в настоящее время важнейшей задачей теории и практики физкультурного движения.
В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым высшим учебным заведением ставится задача - вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебновоспитательного процесса, обеспечивающих использование ими полученных знаний и умений в практической работе или научных исследованиях. Следовательно, качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение.
Для понимания сущности психофизиологической и профессиональной подготовки курсантов необходимо рассмотреть основные понятия системы подготовки.
Система психофизиологической подготовки - совокупность специально вовлеченных в педагогический процесс эффективных средств (дисциплин) подготовки.
Элемент (субсистема) психофизиологической подготовки -средства педагогического воздействия, входящие в состав системы подготовки и выполняющие определенные интегративные функции в соответствии с целевой программой обучения. Структура системы психофизиологической подготовки - специальная, целенаправленная пространственно-временная интеграция средств подготовки в интересах получения запрограммированного результата.
Организация системы психофизиологической подготовки - результат упорядочения структуры средств психофизиологической подготовки в интересах получения необходимого результата в нужное время.
Направленность педагогического процесса психофизиологической подготовки - степень вовлечения нервно-эмоциональных резервов организма в процессе формирования личности, знаний, навыков и умений.
Адаптация - целостная система реакций функциональных систем организма, способствующих поддерживанию гомеостаза в усло-
309
виях воздействия факторов учебно-воспитательного процесса и профессиональной деятельности.
Надежность судоводителя - уровень стабильности интеграции мотивационных, эмоциональных, интеллектуальных, физических, психофизиологических и психологических компонентов деятельности, направленных на эффективное обеспечение профессиональных функций в экстремальных режимах в заданное время.
Принципы конструирования системы подготовки - основополагающие научные положения и концепции, базирующиеся на объективных знаниях и закономерностях и определяющие технологию конструирования и функционирования системы профессиональной подготовки курсанта в целом.
Упорядочение системы психофизиологической подготовки - реконструкция организационных форм и дидактических основ системы подготовки на основе принципов, методов, критериев, детерминирующих структуру системы.
Дидактический исполнитель системы психофизиологической подготовки - исходные и целевые модели специалистов по профилю профессиональной подготовки; все компоненты учебновоспитательного процесса.
Управление психофизиологической подготовкой - функция (элемент) системы, обеспечивающий стабилизацию структурноорганизующих и дидактических параметров в соответствии с режимом и условиями достижения цели.
Субситема (система) управления профессиональной подготовкой - комплекс средств, специфических принципов, методов математического обеспечения и критериев, связанных единой структурно-целевой направленностью, обеспечивающей стабилизацию организационных и дидактических параметров в рамках реализации «выходной модели курсанта».
Структура субситемы управления профессиональной подготовкой - совокупность устойчивых детерминированных связей между компонентами: принципами, методами, критериями - определяющими целостность их свойств в условиях воздействия внешнего и внутреннего характера.
Организация субсистемы управления - результат упорядоченной структуры управления (принципов, методов, критериев), позволяющий рассматривать его как единое целое, имеющий основной систематизирующий фактор - «выходную» (целевую) «модель курсанта».
Принципы управления психофизиологической подготовкой - основополагающие научные положения и концепции, базирующихся на объективных законах и закономерностях, определяющие методы и правила управления сложными интегративными педагогическими процессами, стабилизирующие организационные и дидактические
310
параметры в интересах достижения цели профессиональной подготовки курсанта.
Критерии управления профессиональной подготовкой - индика-торский признак, по которому оценивается: состояние, качества, знания, навыки и умения на различных уровнях профессиональной готовности оператора. По этому критерию отождествляют цель профессионального обучения и готовность.
Методы управления психофизиологической подготовкой - регу-лятив и модель сообщения системы управления в интересах достижения запрограммированного результата.
Методы оценки психофизиологической готовности - модели достижения цели по индикаторным критериям. Существуют методы психолого-педагогического уровня; инструментальной оценки; биохимического; математического; логического анализа; компонентного и комплексного характера.
Опережающее отражение - форма проявления антиципации и прогнозирования на психологическом, физиологическом и психофизиологическом уровнях, базирующихся на основе динамики отражаемого и возможности отражать ожидаемое будущее. В профессиональной подготовке, а также в обучении и воспитании в целом, опережающее отражение является психофизиологической основой формирования знаний, умений и навыков, а также надежностных параметров будущих специалистов. Высшим проявлением опережающего отражения является научное предвидение.
Алгоритм - точно определенное правило достижения цели в процессе управления обучением и выполнения профессиональных действий.
Процесс - системно упорядоченная по принципу причинности последовательность событий организационного и дидактического характера.
Система отображения информации - комплекс технических средств визуального воспроизведения информации в составе АСУ, осуществляемой взаимодействие человека и компьютера на базе общего математического обеспечения в целях управления профессиональной подготовкой курсанта.
Энтропия - количественная мера неопределенности ситуации организационного либо дидактического характера.
Язык программирования - формальная знаковая система, используемая для связи человека с компьютером, предназначенная для описания данных (полученной информации) и алгоритмов их обработки с использованием компьютера.
Все выше изложенное позволит научно обосновать принципы конструирования моделей психофилиологической подготовки курсанта, управления учебно-воспитательным процессом на базе компьютерной техники и его контроля.
311