УДК796.332
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ
СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКОЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 15-17 ЛЕТ В СТРУКТУРЕ ГОДИЧНОГО ЦИКЛА
С.И. Суслов
Дано обоснование организационно-методических условий и методики применения специальных комплексов упражнений направленных на повышение качества скоростно-силовой подготовленности юных футболистов 15-17 лет в структуре годичного цикла. Выявлено влияние организационно-методических условий на физическую и техническую подготовленность юных футболистов 15-17 лет.
Ключевые слова: организационно-методические условия, техническая подготовка, физическая подготовка, годичный цикл тренировки, игровые упражнения.
Современный футбол предъявляет высокие требования к подготовке футболистов, которые растут неизмеримо быстро, заставляя специалистов в области физической культуры и спорта искать более современные формы работы и, как закономерность, возросший уровень футбола требует неуклонного совершенствования методов тренировки, повышения эффективности руководства тренировочным процессом, постоянного повышения тренерской квалификации.
Высокотехничный и тактически грамотный игрок никогда не сможет в полной мере продемонстрировать свои навыки, если из-за плохой физической подготовки он редко принимает мяч, медленно передвигается по футбольному полю, слабо бьёт по мячу. Полной реализации технического и тактического арсенала футболиста в игре способствуют проявление мышечной силы и скорости [1, 3, 5, 6, 8].
Результаты анализа научно-методической литературы свидетельствует о недостаточно решённых вопросах управления скоростно-силовой подготовкой. В современных литературных источниках более детально разработана методика развития скоростно-силовых качеств у взрослых футболистов. В методике управления скоростно-силовой подготовкой остается открытым ряд вопросов, в частности - об оптимальном использовании в учебно-тренировочном процессе игры в футбол на площадках разного размера с разным числом игроков, рациональном соотношении упражнений с мячом и без мяча, активном использовании специальных комплексов упражнений и распределении нагрузки скоростно-силового характера. При этом в имеющихся результатах научных исследований и методических рекомендаций, не всегда берутся во внимание различия юношеского и взрослого организмов.
В этой связи актуальность нашего исследования заключается в разрешении ряда противоречий:
- между необходимостью рационального управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов 15-17 лет и недостаточной эффективностью существующей педагогической практики;
- между возможностью развития силовых и скоростно-силовых способностей футболистов-юношей на основе индивидуализации и дифференциации тренировочного процесса и не полной разработки адекватной методики;
Предполагается, что эффективность скоростно-силовой подготовки футболистов 15-17 лет может быть достигнута, если будут выполнены следующие организационно-методические условия:
- нагрузка скоростно-силового характера должна составлять от общего времени физической подготовки на подготовительном этапе годичного тренировочного процесса до 30 %; специальном подготовительном - до 45 %; соревновательном - до 40 %; переходном -до 25 %;
- оптимальное соотношение упражнений с мячом и без мяча;
- активное использование специальных комплексов упражнений направленных на повышение качества скоростно-силовой подготовки футболистов;
- активное использование в учебно-тренировочном процессе игры в футбол на площадках разного размера с разным числом игроков.
Под организационно-методическими условиями мы понимали совокупность строго последовательных правил объединения методов обучения чему-либо (выполнения чего-либо), а также конкретные предписания, в которых методические концепции и положения согласуются с нормативными требованиями.
В практике организационно-методические условия определяют эффективность деятельности тренера. Реализуя субъективные и объективные требования и предпосылки, преподаватель добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств. Главным объективным требованием к педагогической деятельности является достижение успеха в формировании у юных футболистов потребности и способности самодвижения к вершинам технического мастерства и профессионализма. Реализация объективных требований к деятельности тренера проявляется в успешном решении самых разнообразных педагогических задач, в рациональном использовании средств, способов для достижения целей учебно-воспитательной работы. Субъективными предпосылками эффективности деятельности тренера являются его знания, умения, навыки, психические процессы, состояния, свойства личности, обеспечивающие выполнение педагогических задач.
Современный футбол во многом изменил функции игроков, а соответственно и требования к спортсменам и их уровню
подготовленности [2, 4, 7].
Высокий уровень развития специальных физических качеств позволяет более эффективно выполнять технические приемы, с большей точностью и результативностью. К этому необходимо добавить, что высокий уровень специальной физической подготовленности обеспечивает способность долгое время противостоять наступлению утомления, тем самым, снижает величину риска получения травмы.
Среди наиболее значимых для футболистов являются стартовая и дистанционная скорость, скоростная выносливость и скоростно-силовые способности.
Суть экспериментальной работы заключается в том, что нами разработан годичный цикл тренировки, в который были отобраны упражнения направленные на совершенствование скоростно-силовой подготовки у юных футболистов 15-17 лет.
Тренировки проводились в среднем 4 раза в неделю по 1,5 часа в спортивном клубе «Машиностроитель» города Тулы. Разработанные комплексы включают в себя использование в учебно-тренировочном процессе оптимального соотношения упражнений с мячом и без мяча, специальных комплексов упражнений направленных на повышение качества скоростно-силовой подготовки футболистов и игры в футбол на площадках разного размера с разным числом игроков. В эксперименте принимали участие 24 юных футболиста в возрасте 15-17 лет. По данным врачебного контроля отклонений в состоянии здоровья не было.
Экспериментальная и контрольная группы составляли по 12 человек. Отличие в методике проведения тренировки юных футболистов в экспериментальной группе состояло в том, что в течение годичного цикла использовалась система целенаправленных средств и методик управления скоростно-силовой подготовкой, в которой учитывались: возрастные особенности скоростно-силового развития юных футболистов; психолого-педагогические принципы совершенствования двигательных действий юных спортсменов; характер и дозировка нагрузки на каждом этапе годичного цикла.
В контрольной группе тренировки проводились по общепринятой методике без учета этих комплексов упражнений. Контрольное тестирование проводилось в начале (январь) и в конце (декабрь) годичного цикла.
Высокий уровень развития специальных физических качеств позволяет более эффективно выполнять технические приемы, с большей точностью и результативностью. К этому необходимо добавить, что высокий уровень специальной физической подготовленности обеспечивает способность долгое время противостоять наступлению утомления, тем самым, снижает величину риска получения травмы.
Для определения начального уровня физической и технической
подготовленности занимающихся и подтверждения однородности групп по развитию физических и технических качеств был проведен констатирующий эксперимент. Основой эксперимента являлись стандартные двигательные тесты, определяющие развитие следующих показателей физической подготовленности: быстроты; скоростной выносливости; скоростно-силовых качеств. Так же присутствовало шесть тестов для исследования технической подготовленности футболистов 15-17 лет (табл. 1).
Таблица 1
Средние показатели тестирования физической и технической подготовленности юных футболистов 15-17лет (констатирующий
эксперимент)
№ Тест Контрольная Экспериментальная t
группа Х±m группа Х±m критерии
Физическая подготовленность
1 Бег 30 м, с 4,69±0,03 4,69±0,03 0,25
2 Бег 100 м по прямой с места, с 13,77±0,19 13,71±0,24 0,2
3 Челночный бег 10*15*20 м, с 26,76±0,12 26,81±0,14 0,22
4 Прыжок в длину с места, см. 216,19±1,51 214,91±1,33 0,64
5 Тройной прыжок в длину с места, см 781,91±2,19 784,48±2,07 0,85
6 Вбрасывание мяча двумя руками из-за головы на дальность, м 15,19±1,20 15,98±1,01 0,48
Техническая подготовленность
1 Жонглирование мячом ногами 51,75±1,34 50,92±1,21 0,47
2 Жонглирование мячом головой 15,29±0,51 16,47±0,67 1,40
3 Комплексное жонглирование 32,87±1,12 31,17±0,97 1,48
4 Бег 30 м с ведением мяча 5,13±0,07 5,19±0,11 0,46
5 Бег с ведением мяча, обводка стоек и удар по воротам 8,96±0,14 8,93±0,17 0,13
6 Удары на точность 7,95±0,43 7,22±0,36 1,3
Примечание: при t =2,06 (р<0,05); при t=2,80 ф<0,01);при t=3,75(p<0,001).
По результатам констатирующего педагогического эксперимента можно утверждать, что сформированные контрольная и экспериментальная группы юных футболистов в целом однородны. Это положение подтверждается результатами сравнений средних значений показателей физической и технической подготовленности по критерию Стьюдента.
На тренировочных занятиях скоростно-силовая нагрузка юных футболистов, в зависимости от этапа годичного цикла, занимала от 25 % до 45 % от общего времени тренировки. Таким образом, мы учитывали
возрастные особенности сензитивных периодов развития физических качеств у юношей данного возраста.
Выявленное в констатирующем эксперименте недостаточное развитие скоростно-силовых качеств у юных футболистов возрастной группы 15-17 лет послужило основой для внесения корректив в существующую систему круглогодичной подготовки, что предположительно позволило бы повысить физическую подготовку и техническое мастерство.
Результаты предварительных исследований позволили установить, что в структуре годичного цикла подготовки юных футболистов преобладает, в основном, тренировка на выносливость, в то время как скоростно-силовая подготовка, представлена в гораздо меньшем объёме. Установленное положение позволило предположить, что такое распределение учебного материала может являться одним из факторов, лимитирующим уровень физической подготовленности в целом.
Это побудило нас к определению организационно-методических условий в построении содержательной части подготовки футболистов на одном из наиболее важных, возрастном этапе тренировки.
Для проверки избранных организационно-методических условий был осуществлён педагогический эксперимент.
Основой совершенствования физической подготовки в эксперименте являлось увеличение объёма часов на скоростно-силовую подготовку до 45 % от всех часов, отведённых на физическую (на возможность такого подхода в перераспределении часов указывают результаты отдельных исследований и мнение специалистов футбола).
Так же на занятиях по футболу мы использовали разнообразные проблемные методы обучения, поддерживали диалог с учениками, проводили индивидуальное обучение.
При организации эффективного восприятия (восприятие величины и формы предметов, их удаленность от наблюдателя, восприятие пространства, движения, времени и т. д.) на занятиях футболом мы использовали упражнения и специальные задания, которые формируют у учеников умение наблюдать, оптимизируют учебную информацию, учитывая индивидуальные особенности восприятия.
На учебно-тренировочных занятиях большое количество времени мы уделяли развитию творческого мышления у игроков. Специально созданные проблемные ситуации побуждали юношей сравнивать и противопоставлять, анализировать и обобщать, обосновывать и оценивать, при этом тренер активизировал их мыслительные операции, приучал их самостоятельно принимать решения, пробовать, ошибаться и добиваться намеченной цели.
На тренировках по футболу мы учитывали возрастные особенности проявления различных видов памяти учеников в общей структуре обучения (при показе физических упражнений - зрительная
память; при объяснении (описании, рассказе) - слуховая и словесно -логическая; при выполнении физических упражнений - двигательная, тактильная, вестибулярная). Память на движения в структуре тренировочных занятий проявлялась в запоминании футболистами новых технико-тактических приемов игры и воспроизведении их на последующих занятиях. Как правило, по итогам 8-10 занятий применялся метод промежуточного контроля знаний и умений юных футболистов.
В качестве основных педагогических принципов реализации рабочей учебной программы по футболу мы избрали:
- взаимосвязь обучения и развития (предполагает взаимовлияние процессов обучения новым движениям и развития физических качеств при помощи специальных игровых упражнений для юных футболистов); систематичность и последовательность обучения (предполагает определенную последовательность учебных игровых занятий для достижения поставленной цели, при этом новый пройденный материал опирается и сочетается с предыдущим);
- прочность обучения (предполагает такое усвоение учебного материала, при котором создаются возможности для творческого применения освоенных технико-тактических способов и приемов игры в футбол);
- индивидуальный и дифференцированный подход (предполагает разнообразие игровых средств и методов обучения, способных максимально учесть индивидуальные способности юных футболистов).
Теоретический и эмпирический анализ программы управления учебно-тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов потребовал сравнения данных экспериментальной группы и контрольной группы. С целью апробации организационно-методических условий управления скоростно-силовой подготовкой юных футболистов 15-17 лет в структуре годичного цикла изучалась динамика работоспособности футболистов в течение годового цикла учебно-тренировочной и игровой деятельности.
Об эффективности применяемой программы, направленной на повышение эффективности скоростно-силовой подготовки юных футболистов 15-17 лет в структуре годичного цикла, можно судить по степени изменения показателей стартовой и дистанционной скорости, скоростной выносливости, скоростно-силовых способностей и технической подготовленности.
Анализируя показатели контрольно-педагогических испытаний можно отметить, что перед началом педагогического эксперимента исследуемые контрольной и экспериментальной групп по всем показателям были равны и достоверно не отличались друг от друга (р>0,05).
За время проведения формирующего педагогического эксперимента в физической и технической подготовленности юных футболистов
контрольной и экспериментальной групп отмечены существенные изменения (табл. 2).
Таблица 2
Средние показатели тестирования физической и технической подготовленности юных футболистов 15-17лет (формирующий
эксперимент)
№ Тест Контрольная Экспериментальная t
группа X±m группа X±m критерии
Физическая подготовленность
1 Бег 30 м, с 4,66±0,02 4,58±0,03 2,22
2 Бег 100 м по прямой с места, с 13,73±0,21 13,23±0,18 1,79
3 Челночный бег 10*15x20 м, с 26,61±0,47 25,07±0,61 2,60
4 Прыжок в длину с места, см. 217,19±1,49 222,91±1,51 2,70
5 Тройной прыжок в длину с места, см 786,91±2,57 795,48±2,48 2,12
6 Вбрасывание мяча двумя руками из-за головы на дальность, м 16,27±0,76 18,99±0,87 2,34
Техническая подготовленность
1 Жонглирование мячом ногами 52,75±1,38 56,92±1,29 2,21
2 Жонглирование мячом головой 17,89±0,47 18,47±0,54 0,81
3 Комплексное жонглирование 33,87±1,17 38,17±1,23 2,53
4 Бег 30 м с ведением мяча 5,10±0,05 4,91±0,03 3,17
5 Бег с ведением мяча, обводка стоек и удар по воротам 8,81±0,09 8,51±0,07 4,36
6 Удары на точность 8,11±0,14 8,59±0,17 2,18
Примечание: при t =2,06 (р<0,05); при t=2,80 ф<0,01);при t=3,75(p<0,001).
В заключение можем предположить, что в процессе спортивной тренировки уровень физической и технической подготовленности у футболистов 15-17 лет в экспериментальной группе по сравнению с футболистами контрольной группы существенно возрос вследствие эффективности используемых организационно-методических условий.
Список литературы
1. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов. М., Физкультура, образование и наука, 1997.
2. Голомазов C.B., Чирва Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры. М.: СпортакадемПресс, 2002. 472 с.
3. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола. М.: Советский спорт, 2013. 536 с.
4. Киркендалл Д. Анатомия футбола. Минск: Попурри, 2012. 240 с.
5. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. М.: Человек, 2014. 176 с.
6. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: учебник. М, 1997.
7. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. М.: Советский спорт, 2007. 288 с.
8. Петухов A.B. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения. М.: Советский спорт, 2006. 232 с.
Суслов Сергей Игоревич, преп., аспирант, 71regionvip@mail. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE ORGANIZATIONAL-METHODOLOGICAL CONDITIONS TO IMPROVE THE QUALITY OF SPEED AND STRENGTH READINESS OF YOUNG (15-17YEARS OLD)
FOOTBALLERS
S.I. Suslov
Justification organizational-methodological conditions and methods of application of specific sets of exercises aimed at improving the quality of the speed and strength readiness of young (10-11 years old) footballers at the year cycle of training. Identify the impact of organizational-methodological conditions on the physical and technical preparedness of young (10-11 years old) footballers.
Key words: Organizational-methodical conditions, technical training, physical training, year cycle of training, playing exercises.
Suslov Sergey Igorevich, post-graduate student, 71regionvip@mail. ru, Russia, Tula State University
УДК 796.332
ИНТЕГРИРОВАНИЕ СПОРТИВНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЗНАНИЙ В ПРОЕКТ ПОДГОТОВКИ ГАНДБОЛИСТОВ
В.А. Тищенко
В рамках разработки научно-методологических подходов к интеграции спортивно-профессиональных знаний в проектах подготовки гандболистов высшей квалификации, представлено описание комплекса действенных мероприятий, применяемых методов и необходимых моделей на каждый годовой цикл.
Ключевые слова: гандбол, интегрирование, модель, подготовка.
Выучка команды гандболистов высшей квалификации, которые способны достойно представлять Украину на международной арене и составлять серьезную конкуренцию зарубежным командам, невозможна