7. Анализ аэробной производительности лыжников-гонщиков старших спортивных разрядов / Т. М. Брук [и др.] // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Смоленск : СГАФКСиТ, 2011. - С. 26-30.
8. Слимейкер, Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость / Р. Слимейкер, Р. Браунинг ; пер. с англ. — Мурманск : Тулома, 2007. — 328 с.
СОРОКИН Семён Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой лыжного и конькобежного спорта. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2014 г. © С. Г. Сорокин
№
УДК 796.015.1
С. А. КУГАЕВСКИИ В. В. КОЗИН
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-СИТУАТИВНЫИ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ 8-11 ЛЕТ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ
В статье раскрыты научно-методические предпосылки реализации деятельност-но-ситуативного способа обучения. Определено, что данный способ позволяет моделировать игровые ситуации в баскетболе, предполагая деятельность по выбору методов и средств технико-тактической подготовки с выявленными переменными конкретной игровой ситуации. Ситуационное моделирование и анализ предполагают активное продуцирование вариантов технико-тактических действий с формированием игрового опыта спортсменов и вариативности игровой соревновательной деятельности.
Ключевые слова: обучение, техника, тактика, моделирование, ситуация.
Актуальность. Вопросы обучения двигательным действиям в области физического воспитания и спорта приобретают исключительно большое значение. Это объясняется тем, что во многом изменились, усложнились и расширились задачи, связанные с оптимизацией обучения движениям, а также с более ранней специализацией.
В спорте основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений [1]. При этом в практике обучения спортсменов игровых видов технико-тактическим действиям имеется ряд противоречий между: требованием вариативности движений и высоким уровнем их автоматизации; ограниченностью технико-тактического арсенала спортсмена и бесконечным разнообразием технико-тактических вариантов действий; совершенствованием технико-тактических действий в облегченных условиях и их применением в условиях противоборства и сбивающих факторов [2].
Большинство существующих методик подготовки баскетболистов опираются на заучивание двигательных действий без учета действий противника (в упрощенных условиях), без помех для усвоения структуры движения [3, 4 и др.]. Такая подготовка закрепляет выполнение двигательных действий в конкретных условиях, где нет противодействий со стороны противника, а это снижает эффективность действий в вариативных и нестандартных
ситуациях, где противник проявляет высокую активность [5]. Ввиду этого учебно-тренировочный процесс носит отчасти репродуктивный характер.
Помимо этого, в настоящее время наблюдается отсутствие единых организационно-методических ориентиров, выполняющих системообразующую функцию в проектировании и структурировании имеющихся в «тренерском арсенале» технологий обучения технико-тактическим действиям. Наблюдается либо тенденция внедрить одну технологию (теорию, лежащую в ее основе) в учебно-тренировочный процесс, либо парциальное использование отдельных технологий. Кроме того, техника и тактика выступают как изолированные друг от друга классы.
В этой связи возникает необходимость рассмотрения технико-тактической подготовки спортсменов как многомерного дидактического пространства. Решение данной задачи может быть реализовано за счет деятельностно-ориентирован-ной организации активности занимающихся, предполагающей рефлексию (и, соответственно, освоение и трансформацию) [6, 7].
Результаты и их обсуждение. Особое значение в разрешении поставленной проблемы имеют работы [8—10 и др.], в которых показано, как посредством метода планомерно-поэтапного формирования движения возможно совершенствование произвольных действий. Основу составляет варьирование степени
неопределенности ориентировочном основы осваиваемого действия и закрепление в личном опыте субъекта устойчивых алгоритмов успешных действий. При этом крайне важно, чтобы ориентировочная основа не задавалась в готовом виде, а наоборот, строилась самим субъектом посредством решения специально подобранных двигательных задач. Данная проблема рассмотрена в «пирамиде тактико-технической подготовки в игровых видах спорта». В ее структуре на начальном этапе подготовки главной задачей является разучивание и стабилизация действий игроков в типовых игровых ситуациях. На этапе спортивного совершенствования основной задачей тактико-технической подготовки игроков является «автоматизация» реагирования на изменение игровых ситуаций. Этап спортивного мастерства представляет зрелую импровизацию, базирующуюся на знаниях, умениях и навыках решения типовых игровых ситуаций [11].
Данное положение подтверждается исследованиями в направлении совершенствования действий юных спортсменов на основе модульно-ситуаци-онной организации соревновательной деятельности [12]; а также обучения ситуационной технике бросков мяча спортсменов игровых видов на разных этапах подготовки [13, 14]. Результаты, полученные авторами, свидетельствуют о том, что при помощи ситуативного обучения совершенствуются двигательные и психомоторные способности занимающихся. При этом основной результат процесса обучения предполагает формирование у обучаемого целостной системы знаний, умений, навыков, способов игры.
В продолжение исследований мы предполагаем, что составными векторами процесса обучения технико-тактическим действиям должны быть содержание образования, технологии обучения, воспитания, развития и соревновательно-игровая среда, которые по своему потенциалу способны обеспечить комплексное совершенствование игровой соревновательной деятельности баскетболистов на этапе начальной подготовки.
Организационной единицей данного пространства является учебно-тренировочное занятие, а логико-дидактической — раздел технико-тактической подготовки. Именно в их рамках обеспечивается целесообразный синтез научного и учебного знания, приемов и способов игры и методических средств формирования способности к управлению игровой соревновательной деятельностью.
Раскрывая деятельностно-ситуативный способ, следует выделить требования к построению и осуществлению процесса обучения технико-тактическим действиям, реализация которых будет способствовать совершенствованию управления игровой соревновательной деятельностью спортсменом и тренером:
— вовлечение игрового соревновательного контекста в процесс обучения, воспроизведение задач на рефлексию, оценку и выбор, проблемный поиск и самоопределение, а в целом — игровую и соревновательную ориентированную активизацию субъектного потенциала обучаемых;
— опора на личный субъектный опыт обучаемого, апелляция к нему как фактору аккумуляции знаний и вариативно-целесообразных технико-тактических действий в игровых ситуациях, продуцирования альтернативных объяснительных схем действительности и ее смыслового наполнения;
— воссоздание по ряду параметров модели игровой соревновательной деятельности и процесса
роста мастерства будущего спортсмена, воспроизведение наиболее существенных функционально-технологических отрабатываемых способов и приемов игры, облегчая тем самым перенос сформированных технико-тактических действий в реальные условия игровой соревновательной деятельности;
— всестороннее ориентирование обучаемых в усваиваемом материале, развитие у них навыков системного анализа явлений и процессов;
— повышение информационной емкости тренировочных заданий и форм педагогического взаимодействия, интеграция логического и социально-психологического аспектов освоения и анализа игроками игровой соревновательной деятельности;
— активное осуществление спортсменами мыслительных функций и организация их многопозиционной коммуникации в условиях игрового моделирования ситуаций и задач соревновательной деятельности;
— осуществление согласованности в междисциплинарном структурировании содержания изучаемых технико-тактических действий, призванное обеспечить их оптимальную достаточность и необходимую взаимодополняемость;
— обеспечение релевантности используемых методических средств и организационных форм педагогического взаимодействия задачам формирования соответствующих знаний, умений и навыков баскетболистов 8—11 лет.
При предлагаемом деятельностно-ситуативном способе обучения ведущим элементом обучения является критериально обоснованные способы преодоления противодействий соперников, активизирующие, с опорой на приобретенный игровой опыт, различные типы мысленной деятельности (в последующем, на этапе спортивной специализации, данные типы согласуются с типовыми игровыми ситуациями в баскетболе). При этом логика построения учебно-тренировочного процесса, в разделе технико-тактической подготовки, по сравнению с традиционной школой, должна обеспечить усиление, в динамике тренировочных циклов, деятельностного основания для организации игровой активности обучаемых и решения ими игровых задач. Соответственно, содержание технико-тактической подготовки баскетболистов 8—11 лет призвано представить обучаемым «модель» игровой соревновательной деятельности (включая обобщенные способы преодоления противодействий соперников) и на ее базе организовать управление ею.
В динамике тренировочных циклов последовательно изменяется и ведущий принцип структурирования учебного содержания — от предметного, когда за основу берется иерархия технико-тактических действий в общей классификации игры, к субъект-объектному, учитывающему структуру противодействий соперников и субъект-субъектному, учитывающему «траекторию» преобразования технико-тактических действий за счет варьирования его субъектных позиций в ходе освоения способов и приемов игры.
Ведущей формой педагогического взаимодействия — в рамках выделенной ранее организационной единицы (учебно-тренировочного занятия), — позволяющей в наиболее полном виде обеспечить включенность спортсмена в процесс освоения содержания обучения, является проектирование и моделирование (воссоздание) обусловленных ситуаций и выработки координационного управленческого компонента. При этом принципиальная «схема» развивающего воздействия отличается от традиционной.
В ходе традиционной системы технико-тактической подготовки обучаемому предлагается для ознакомления и освоения нормативное знание и нормативно предписанные приемы и способы действий, «перенос» которых в игровую соревновательную деятельность имеет отсроченный, слабо рефлекси-руемый характер, ведущий в конечном итоге «методом проб и ошибок» к накоплению «арсенала» игровых действий. При таком подходе изначально формируется сугубо «исполнительский» тип мышления и деятельности, корригируемый затем с возрастанием масштаба деятельности и специализации игровых функций (игрового амплуа).
При субъектно-ориентированном подходе моделируемая игровая ситуация изначально становится пространством включения игрового опыта субъекта (а также его трансформации и обогащения) в процесс поиска и выработки наиболее оптимального способа действий (выработки управленческого решения), который, в силу многоаспектного повторения, «готов» к переносу и использованию его в других (аналогичных либо схожих) игровых ситуациях.
В процессе ситуационного моделирования и анализа, предполагающих активное продуцирование вариантов технико-тактических действий, формируется не только игровой опыт обучаемых, но и понимание того, что вариативность условий и задач игровой соревновательной деятельности предполагает и вариативность подходов к их решению, что не может быть одного окончательного и совершенного варианта действий. При этом основная функция игровго опыта состоит в том, что он обеспечивает обучаемому индивидуальное видение учебного материала. Вместе с тем, существуют критерии (оценки ситуации), составляющие важную часть «аналитического алгоритма», ориентация на которые, позволяет приблизиться обучаемому в индивидуальном решении к наиболее оптимальному варианту. В последующем этот алгоритм и найденный с помощью него способ действий в своем личном опыте закрепляются.
Таким образом, деятельностно-ситуативный способ обучения способствует развитию игрового опыта за счет сопряжения в образовательной практике двух встречных тенденций, развиваемых в процессе поиска, выработки и реализации обучаемыми «управленческого решения»: осмысление (наделение смыслом) элементов объективно заданной игровой ситуации, обобщенного способа действий и означивание; объективация элементов индивидуального опыта (знаний, вариантов технико-тактических действий) за счет многочисленных логико-смысловых инверсий, сопоставлений собственного способа решения игровой задачи с заданными критериями. Тем самым уменьшается степень расхождения индивидуальных действий обучаемого и групповых командных действий.
Учитывая вариативность технико-тактических действий баскетболиста и требуемый, в этой связи, для их качественного выполнения субъектный игровой опыт, моделированию в процессе обучения должен подлежать широкий спектр игровых ситуаций, охватывающих по своему содержанию различные структуры противодействий соперников, необходимые для эффективного совершенствования игровой соревновательной деятельности.
В основу проектирования и моделирования игровых ситуаций положена следующая их типология:
— по формируемой субъектной позиции: а) исполнитель, проектировщик; б) субъект принятия решения, субъект самоуправления и саморазвития,
субъект коммуникации и взаимодействия, субъект управления деятельностью в команде;
— по объекту: индивидуальная, командная;
— по степени активности/включенности обучаемого в ситуацию: мультимедийная, оценочная, продуктивная;
— по видам деятельности: воспитание, обучение, управление в учебно-тренировочном процессе; управление в игровой соревновательной деятельности;
— по времени: кратковременная, пролонгированная;
— по типичности/встречаемости в деятельности: обычная (стандартная), нестандартная, экстремальная.
Соответственно, задачей тренера становится отбор — на основе изучения игровой соревновательной деятельности и структуры противодействий спортсменов — соответствующих ситуаций и их моделирование, а также надлежащее методическое обеспечение.
При этом следует отметить, что общее направление технико-тактической подготовки моделируемых в ходе учебно-тренировочных занятий ситуаций, во многом связано: а) с усложнением объектов (противостоящих субъекту); б) с повышением социальной и личностной значимости результата деятельности; в) с усилением неопределенности процесса реализации технико-тактических действий.
Данные аспекты ориентируют на соблюдение определенных требований к отбору игровых ситуаций, к числу которых можно отнести следующие:
— постепенное усложнение структуры ситуаций, переход от мультимедийно-оценочных форм участия обучаемого к продуктивным;
— сочетание, включение частных ситуаций в контекст ситуаций, имеющих пролонгированный характер;
— обеспечение комплексного характера ситуаций, предполагающих самостоятельность обучаемого в операционально-технических и психофизиологических аспектах;
— изучение и учет личных затруднений в игровой соревновательной деятельности спортсменов, постоянное добавление трудных игровых ситуаций, в т.ч. ситуаций, в которых игроки «терпят неудачу» (это требование предполагает изменение существующего порядка получения обратной связи из команды, когда о затруднениях игроков сообщают другие субъекты — тренеры, спортивные психологи — а не сами игроки);
— структурирование игровыми ситуациями разновидностей противодействий соперников, учет их значимости, степени представленности и содержательно-операциональной специфики в деятельности игрока (по мере роста — определенного амплуа).
В ходе моделирования ситуации и репрезентации ее обучаемыми игроками целесообразно использовать типовой алгоритм анализа ситуации, способный: а) стать по мере интериоризации внутренним, алгоритмизированным, критериально-ориентированным средством анализа игровой ситуации; б) выступить в роли самоанализа технико-тактических действий с целью их последующего совершенствования и коррекции.
Порядок реализации деятельностно-ситуативно-го способа обучения должен предполагать следующие этапные моменты:
— тренер задает в виде условий некоторую конфигурацию игрового соревновательного пространства (общий вариант), в котором осуществляется
№
обучение и уточняется его контекст, расширяющий информационное и смысловое содержание технико-тактических характеристик, определяющих выбор способа решения игровой задачи;
— после представления общего варианта тренер, используя специфические игровые упражнения, акцентирует внимание на наиболее проблемных участках, зонах предложенной ситуации;
— в парах, в команде (либо индивидуально) происходит обсуждение ситуации, в процессе которого обучаемые пытаются увидеть альтернативные, более эффективные варианты, способы и приемы ее решения;
— определяются те знания, навыки, умения, качества, которые определяют успешность решения игровых задач в условиях реальной соревновательной деятельности и ставится задача по их развитию.
Заключение. В процессе деятельностно-ситуа-тивного обучения моделируемая игровая ситуация изначально становится пространством включения игрового опыта спортсмена в процесс поиска и выработки наиболее оптимального способа действий (выработки двигательного решения), который готов к переносу и использованию его в других (схожих) игровых ситуациях.
Деятельностно-ситуативный способ обучения способствует развитию игрового опыта и становлению спортивного мастерства за счет сопряжения в образовательной практике двух встречных тенденций, развиваемых в процессе поиска, выработки и реализации обучаемыми решения: осмысление элементов объективно заданной игровой ситуации; обобщенного способа действий и объективация элементов индивидуального опыта. Таким образом, спортсмен осваивает технико-тактические действия в игровых ситуациях не методом «проб и ошибок», а путем «попутного научения».
Библиографический список
1. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген, М. В. Боген // Детский тренер. - 2008. - № 4. -С. 78-96.
2. Барчукова, Г. В Автоматизация и вариативность двигательных действий в индивидуально-игровых видах спорта / Г. В. Барчукова // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. -Т. 1. - С. 222-223.
3. Гнусова, Т. С. Технология начального обучения студентов вузов броскам мяча по кольцу с дистанции в баскетболе на основе овладения ритмом их выполнения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. С. Гнусова. - Смоленск, 2007. - 20 с.
4. Морозова, Н. С. Повышение точности баскетбольных бросков с отражением мяча от щита : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. С. Морозова. — Омск, 2009. — 24 с.
5. Козин, В. В. Методология ситуационного подхода в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видов / В. В. Козин, С. А. Кугаевский, А. В. Зыков // Омский научный вестник. - 2014. - № 2 (126). - С. 183-186.
6. Сыромятников, И. В. Деятельностно-ситуативный способ обучения и его роль в развитии профессиональной субъ-ектности офицеров / И. В. Сыромятников // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. - 2007. - № 1. - С. 132-142.
7. Buceta, J. M., Mondoni, M., Avakumovicr, A., Killik, L. Basketball for young players. - Madrid, 2000. - 364 p.
8. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М. : Наука, 1966. - С. 236-277.
9. Талызина, Н. Ф. Теория планомерного формирования умственных действий / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. - 1993. - № 1 - С. 35-43.
10. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество /
A. М. Матюшкин. - М., 2003. - 720 с.
11. Яхонтов, Е. Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» / Е. Р. Яхонтов // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Смоленск, 2006. - С. 242-254.
12. Иванков, Ч. Т. Технология совершенствования технико-тактического мастерства юных спортсменов на основе мо-дульно-ситуационной организации соревновательной деятельности в спортивной борьбе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ч. Т. Иванков. - М., 2001. - 41 с.
13. Рамзайцева, А. А. Обучение ситуационной технике бросков мяча в гандболе с использованием системы развернутых алгоритмов / А. А. Рамзайцева, Ю. М. Макаров, А. А. Чуркин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2012. - № 10 (92). - С. 104-109.
14. Козин, В. В. Теория и практика применения деятель-ностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах /
B. В. Козин, А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Омский научный вестник. - 2014. - № 1 (125). - С.167-173.
КУГАЕВСКИЙ Сергей Александрович, соискатель по кафедре теории, методики и истории физической культуры и спорта.
КОЗИН Вадим Витальевич, кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.06.2014 г. © С. А. Кугаевский, В. В. Козин
Книжная полка
ББК 75/Ф50
Физическая культура : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; под ред. Ж. Б. Сафоновой ; ОмГТУ. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).
Включает цикл лекций обязательного теоретико-методического материала для итоговой аттестации по дисциплине «Физическая культура» и позволяет систематизировать и углублять знания по основам теории и методике физического воспитания. Освещены вопросы методики формирования навыка здорового образа жизни, психофизической подготовки, врачебно-педагогических наблюдений при организованных и самостоятельных формах занятий физической культурой. Предназначен для преподавателей физической культуры и студентов высших и средних учебных заведений.