Научная статья на тему 'Деятельностно-ситуативный способ обучения баскетболистов 8-11 лет технико-тактическим действиям'

Деятельностно-ситуативный способ обучения баскетболистов 8-11 лет технико-тактическим действиям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
558
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНИКА / ТАКТИКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СИТУАЦИЯ / TRAINING / TECHNIQUE / TACTICS / MODELING / SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кугаевский Сергей Александрович, Козин Вадим Витальевич

В статье раскрыты научно-методические предпосылки реализации деятельностно-ситуативного способа обучения. Определено, что данный способ позволяет моделировать игровые ситуации в баскетболе, предполагая деятельность по выбору методов и средств технико-тактической подготовки с выявленными переменными конкретной игровой ситуации. Ситуационное моделирование и анализ предполагают активное продуцирование вариантов технико-тактических действий с формированием игрового опыта спортсменов и вариативности игровой соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кугаевский Сергей Александрович, Козин Вадим Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity-situational training basketball players of 8 11 years of technical and tactical actions

Determined that method, it allows modeling game situations in basketball assuming activities the choice of methods and means of technical and tactical training to the identified variables specific game situations. Situational modeling and analysis assumes active production of technical and tactical actions of each player with the formation and development the game experience of athletes and variability gaming competitive activity.

Текст научной работы на тему «Деятельностно-ситуативный способ обучения баскетболистов 8-11 лет технико-тактическим действиям»

7. Анализ аэробной производительности лыжников-гонщиков старших спортивных разрядов / Т. М. Брук [и др.] // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Смоленск : СГАФКСиТ, 2011. - С. 26-30.

8. Слимейкер, Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость / Р. Слимейкер, Р. Браунинг ; пер. с англ. — Мурманск : Тулома, 2007. — 328 с.

СОРОКИН Семён Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой лыжного и конькобежного спорта. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.04.2014 г. © С. Г. Сорокин

УДК 796.015.1

С. А. КУГАЕВСКИИ В. В. КОЗИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,

г. Омск

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-СИТУАТИВНЫИ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ 8-11 ЛЕТ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ

В статье раскрыты научно-методические предпосылки реализации деятельност-но-ситуативного способа обучения. Определено, что данный способ позволяет моделировать игровые ситуации в баскетболе, предполагая деятельность по выбору методов и средств технико-тактической подготовки с выявленными переменными конкретной игровой ситуации. Ситуационное моделирование и анализ предполагают активное продуцирование вариантов технико-тактических действий с формированием игрового опыта спортсменов и вариативности игровой соревновательной деятельности.

Ключевые слова: обучение, техника, тактика, моделирование, ситуация.

Актуальность. Вопросы обучения двигательным действиям в области физического воспитания и спорта приобретают исключительно большое значение. Это объясняется тем, что во многом изменились, усложнились и расширились задачи, связанные с оптимизацией обучения движениям, а также с более ранней специализацией.

В спорте основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений [1]. При этом в практике обучения спортсменов игровых видов технико-тактическим действиям имеется ряд противоречий между: требованием вариативности движений и высоким уровнем их автоматизации; ограниченностью технико-тактического арсенала спортсмена и бесконечным разнообразием технико-тактических вариантов действий; совершенствованием технико-тактических действий в облегченных условиях и их применением в условиях противоборства и сбивающих факторов [2].

Большинство существующих методик подготовки баскетболистов опираются на заучивание двигательных действий без учета действий противника (в упрощенных условиях), без помех для усвоения структуры движения [3, 4 и др.]. Такая подготовка закрепляет выполнение двигательных действий в конкретных условиях, где нет противодействий со стороны противника, а это снижает эффективность действий в вариативных и нестандартных

ситуациях, где противник проявляет высокую активность [5]. Ввиду этого учебно-тренировочный процесс носит отчасти репродуктивный характер.

Помимо этого, в настоящее время наблюдается отсутствие единых организационно-методических ориентиров, выполняющих системообразующую функцию в проектировании и структурировании имеющихся в «тренерском арсенале» технологий обучения технико-тактическим действиям. Наблюдается либо тенденция внедрить одну технологию (теорию, лежащую в ее основе) в учебно-тренировочный процесс, либо парциальное использование отдельных технологий. Кроме того, техника и тактика выступают как изолированные друг от друга классы.

В этой связи возникает необходимость рассмотрения технико-тактической подготовки спортсменов как многомерного дидактического пространства. Решение данной задачи может быть реализовано за счет деятельностно-ориентирован-ной организации активности занимающихся, предполагающей рефлексию (и, соответственно, освоение и трансформацию) [6, 7].

Результаты и их обсуждение. Особое значение в разрешении поставленной проблемы имеют работы [8—10 и др.], в которых показано, как посредством метода планомерно-поэтапного формирования движения возможно совершенствование произвольных действий. Основу составляет варьирование степени

неопределенности ориентировочном основы осваиваемого действия и закрепление в личном опыте субъекта устойчивых алгоритмов успешных действий. При этом крайне важно, чтобы ориентировочная основа не задавалась в готовом виде, а наоборот, строилась самим субъектом посредством решения специально подобранных двигательных задач. Данная проблема рассмотрена в «пирамиде тактико-технической подготовки в игровых видах спорта». В ее структуре на начальном этапе подготовки главной задачей является разучивание и стабилизация действий игроков в типовых игровых ситуациях. На этапе спортивного совершенствования основной задачей тактико-технической подготовки игроков является «автоматизация» реагирования на изменение игровых ситуаций. Этап спортивного мастерства представляет зрелую импровизацию, базирующуюся на знаниях, умениях и навыках решения типовых игровых ситуаций [11].

Данное положение подтверждается исследованиями в направлении совершенствования действий юных спортсменов на основе модульно-ситуаци-онной организации соревновательной деятельности [12]; а также обучения ситуационной технике бросков мяча спортсменов игровых видов на разных этапах подготовки [13, 14]. Результаты, полученные авторами, свидетельствуют о том, что при помощи ситуативного обучения совершенствуются двигательные и психомоторные способности занимающихся. При этом основной результат процесса обучения предполагает формирование у обучаемого целостной системы знаний, умений, навыков, способов игры.

В продолжение исследований мы предполагаем, что составными векторами процесса обучения технико-тактическим действиям должны быть содержание образования, технологии обучения, воспитания, развития и соревновательно-игровая среда, которые по своему потенциалу способны обеспечить комплексное совершенствование игровой соревновательной деятельности баскетболистов на этапе начальной подготовки.

Организационной единицей данного пространства является учебно-тренировочное занятие, а логико-дидактической — раздел технико-тактической подготовки. Именно в их рамках обеспечивается целесообразный синтез научного и учебного знания, приемов и способов игры и методических средств формирования способности к управлению игровой соревновательной деятельностью.

Раскрывая деятельностно-ситуативный способ, следует выделить требования к построению и осуществлению процесса обучения технико-тактическим действиям, реализация которых будет способствовать совершенствованию управления игровой соревновательной деятельностью спортсменом и тренером:

— вовлечение игрового соревновательного контекста в процесс обучения, воспроизведение задач на рефлексию, оценку и выбор, проблемный поиск и самоопределение, а в целом — игровую и соревновательную ориентированную активизацию субъектного потенциала обучаемых;

— опора на личный субъектный опыт обучаемого, апелляция к нему как фактору аккумуляции знаний и вариативно-целесообразных технико-тактических действий в игровых ситуациях, продуцирования альтернативных объяснительных схем действительности и ее смыслового наполнения;

— воссоздание по ряду параметров модели игровой соревновательной деятельности и процесса

роста мастерства будущего спортсмена, воспроизведение наиболее существенных функционально-технологических отрабатываемых способов и приемов игры, облегчая тем самым перенос сформированных технико-тактических действий в реальные условия игровой соревновательной деятельности;

— всестороннее ориентирование обучаемых в усваиваемом материале, развитие у них навыков системного анализа явлений и процессов;

— повышение информационной емкости тренировочных заданий и форм педагогического взаимодействия, интеграция логического и социально-психологического аспектов освоения и анализа игроками игровой соревновательной деятельности;

— активное осуществление спортсменами мыслительных функций и организация их многопозиционной коммуникации в условиях игрового моделирования ситуаций и задач соревновательной деятельности;

— осуществление согласованности в междисциплинарном структурировании содержания изучаемых технико-тактических действий, призванное обеспечить их оптимальную достаточность и необходимую взаимодополняемость;

— обеспечение релевантности используемых методических средств и организационных форм педагогического взаимодействия задачам формирования соответствующих знаний, умений и навыков баскетболистов 8—11 лет.

При предлагаемом деятельностно-ситуативном способе обучения ведущим элементом обучения является критериально обоснованные способы преодоления противодействий соперников, активизирующие, с опорой на приобретенный игровой опыт, различные типы мысленной деятельности (в последующем, на этапе спортивной специализации, данные типы согласуются с типовыми игровыми ситуациями в баскетболе). При этом логика построения учебно-тренировочного процесса, в разделе технико-тактической подготовки, по сравнению с традиционной школой, должна обеспечить усиление, в динамике тренировочных циклов, деятельностного основания для организации игровой активности обучаемых и решения ими игровых задач. Соответственно, содержание технико-тактической подготовки баскетболистов 8—11 лет призвано представить обучаемым «модель» игровой соревновательной деятельности (включая обобщенные способы преодоления противодействий соперников) и на ее базе организовать управление ею.

В динамике тренировочных циклов последовательно изменяется и ведущий принцип структурирования учебного содержания — от предметного, когда за основу берется иерархия технико-тактических действий в общей классификации игры, к субъект-объектному, учитывающему структуру противодействий соперников и субъект-субъектному, учитывающему «траекторию» преобразования технико-тактических действий за счет варьирования его субъектных позиций в ходе освоения способов и приемов игры.

Ведущей формой педагогического взаимодействия — в рамках выделенной ранее организационной единицы (учебно-тренировочного занятия), — позволяющей в наиболее полном виде обеспечить включенность спортсмена в процесс освоения содержания обучения, является проектирование и моделирование (воссоздание) обусловленных ситуаций и выработки координационного управленческого компонента. При этом принципиальная «схема» развивающего воздействия отличается от традиционной.

В ходе традиционной системы технико-тактической подготовки обучаемому предлагается для ознакомления и освоения нормативное знание и нормативно предписанные приемы и способы действий, «перенос» которых в игровую соревновательную деятельность имеет отсроченный, слабо рефлекси-руемый характер, ведущий в конечном итоге «методом проб и ошибок» к накоплению «арсенала» игровых действий. При таком подходе изначально формируется сугубо «исполнительский» тип мышления и деятельности, корригируемый затем с возрастанием масштаба деятельности и специализации игровых функций (игрового амплуа).

При субъектно-ориентированном подходе моделируемая игровая ситуация изначально становится пространством включения игрового опыта субъекта (а также его трансформации и обогащения) в процесс поиска и выработки наиболее оптимального способа действий (выработки управленческого решения), который, в силу многоаспектного повторения, «готов» к переносу и использованию его в других (аналогичных либо схожих) игровых ситуациях.

В процессе ситуационного моделирования и анализа, предполагающих активное продуцирование вариантов технико-тактических действий, формируется не только игровой опыт обучаемых, но и понимание того, что вариативность условий и задач игровой соревновательной деятельности предполагает и вариативность подходов к их решению, что не может быть одного окончательного и совершенного варианта действий. При этом основная функция игровго опыта состоит в том, что он обеспечивает обучаемому индивидуальное видение учебного материала. Вместе с тем, существуют критерии (оценки ситуации), составляющие важную часть «аналитического алгоритма», ориентация на которые, позволяет приблизиться обучаемому в индивидуальном решении к наиболее оптимальному варианту. В последующем этот алгоритм и найденный с помощью него способ действий в своем личном опыте закрепляются.

Таким образом, деятельностно-ситуативный способ обучения способствует развитию игрового опыта за счет сопряжения в образовательной практике двух встречных тенденций, развиваемых в процессе поиска, выработки и реализации обучаемыми «управленческого решения»: осмысление (наделение смыслом) элементов объективно заданной игровой ситуации, обобщенного способа действий и означивание; объективация элементов индивидуального опыта (знаний, вариантов технико-тактических действий) за счет многочисленных логико-смысловых инверсий, сопоставлений собственного способа решения игровой задачи с заданными критериями. Тем самым уменьшается степень расхождения индивидуальных действий обучаемого и групповых командных действий.

Учитывая вариативность технико-тактических действий баскетболиста и требуемый, в этой связи, для их качественного выполнения субъектный игровой опыт, моделированию в процессе обучения должен подлежать широкий спектр игровых ситуаций, охватывающих по своему содержанию различные структуры противодействий соперников, необходимые для эффективного совершенствования игровой соревновательной деятельности.

В основу проектирования и моделирования игровых ситуаций положена следующая их типология:

— по формируемой субъектной позиции: а) исполнитель, проектировщик; б) субъект принятия решения, субъект самоуправления и саморазвития,

субъект коммуникации и взаимодействия, субъект управления деятельностью в команде;

— по объекту: индивидуальная, командная;

— по степени активности/включенности обучаемого в ситуацию: мультимедийная, оценочная, продуктивная;

— по видам деятельности: воспитание, обучение, управление в учебно-тренировочном процессе; управление в игровой соревновательной деятельности;

— по времени: кратковременная, пролонгированная;

— по типичности/встречаемости в деятельности: обычная (стандартная), нестандартная, экстремальная.

Соответственно, задачей тренера становится отбор — на основе изучения игровой соревновательной деятельности и структуры противодействий спортсменов — соответствующих ситуаций и их моделирование, а также надлежащее методическое обеспечение.

При этом следует отметить, что общее направление технико-тактической подготовки моделируемых в ходе учебно-тренировочных занятий ситуаций, во многом связано: а) с усложнением объектов (противостоящих субъекту); б) с повышением социальной и личностной значимости результата деятельности; в) с усилением неопределенности процесса реализации технико-тактических действий.

Данные аспекты ориентируют на соблюдение определенных требований к отбору игровых ситуаций, к числу которых можно отнести следующие:

— постепенное усложнение структуры ситуаций, переход от мультимедийно-оценочных форм участия обучаемого к продуктивным;

— сочетание, включение частных ситуаций в контекст ситуаций, имеющих пролонгированный характер;

— обеспечение комплексного характера ситуаций, предполагающих самостоятельность обучаемого в операционально-технических и психофизиологических аспектах;

— изучение и учет личных затруднений в игровой соревновательной деятельности спортсменов, постоянное добавление трудных игровых ситуаций, в т.ч. ситуаций, в которых игроки «терпят неудачу» (это требование предполагает изменение существующего порядка получения обратной связи из команды, когда о затруднениях игроков сообщают другие субъекты — тренеры, спортивные психологи — а не сами игроки);

— структурирование игровыми ситуациями разновидностей противодействий соперников, учет их значимости, степени представленности и содержательно-операциональной специфики в деятельности игрока (по мере роста — определенного амплуа).

В ходе моделирования ситуации и репрезентации ее обучаемыми игроками целесообразно использовать типовой алгоритм анализа ситуации, способный: а) стать по мере интериоризации внутренним, алгоритмизированным, критериально-ориентированным средством анализа игровой ситуации; б) выступить в роли самоанализа технико-тактических действий с целью их последующего совершенствования и коррекции.

Порядок реализации деятельностно-ситуативно-го способа обучения должен предполагать следующие этапные моменты:

— тренер задает в виде условий некоторую конфигурацию игрового соревновательного пространства (общий вариант), в котором осуществляется

обучение и уточняется его контекст, расширяющий информационное и смысловое содержание технико-тактических характеристик, определяющих выбор способа решения игровой задачи;

— после представления общего варианта тренер, используя специфические игровые упражнения, акцентирует внимание на наиболее проблемных участках, зонах предложенной ситуации;

— в парах, в команде (либо индивидуально) происходит обсуждение ситуации, в процессе которого обучаемые пытаются увидеть альтернативные, более эффективные варианты, способы и приемы ее решения;

— определяются те знания, навыки, умения, качества, которые определяют успешность решения игровых задач в условиях реальной соревновательной деятельности и ставится задача по их развитию.

Заключение. В процессе деятельностно-ситуа-тивного обучения моделируемая игровая ситуация изначально становится пространством включения игрового опыта спортсмена в процесс поиска и выработки наиболее оптимального способа действий (выработки двигательного решения), который готов к переносу и использованию его в других (схожих) игровых ситуациях.

Деятельностно-ситуативный способ обучения способствует развитию игрового опыта и становлению спортивного мастерства за счет сопряжения в образовательной практике двух встречных тенденций, развиваемых в процессе поиска, выработки и реализации обучаемыми решения: осмысление элементов объективно заданной игровой ситуации; обобщенного способа действий и объективация элементов индивидуального опыта. Таким образом, спортсмен осваивает технико-тактические действия в игровых ситуациях не методом «проб и ошибок», а путем «попутного научения».

Библиографический список

1. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген, М. В. Боген // Детский тренер. - 2008. - № 4. -С. 78-96.

2. Барчукова, Г. В Автоматизация и вариативность двигательных действий в индивидуально-игровых видах спорта / Г. В. Барчукова // Человек в мире спорта : Новые идеи, технологии, перспективы : тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. -Т. 1. - С. 222-223.

3. Гнусова, Т. С. Технология начального обучения студентов вузов броскам мяча по кольцу с дистанции в баскетболе на основе овладения ритмом их выполнения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. С. Гнусова. - Смоленск, 2007. - 20 с.

4. Морозова, Н. С. Повышение точности баскетбольных бросков с отражением мяча от щита : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. С. Морозова. — Омск, 2009. — 24 с.

5. Козин, В. В. Методология ситуационного подхода в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видов / В. В. Козин, С. А. Кугаевский, А. В. Зыков // Омский научный вестник. - 2014. - № 2 (126). - С. 183-186.

6. Сыромятников, И. В. Деятельностно-ситуативный способ обучения и его роль в развитии профессиональной субъ-ектности офицеров / И. В. Сыромятников // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. - 2007. - № 1. - С. 132-142.

7. Buceta, J. M., Mondoni, M., Avakumovicr, A., Killik, L. Basketball for young players. - Madrid, 2000. - 364 p.

8. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. - М. : Наука, 1966. - С. 236-277.

9. Талызина, Н. Ф. Теория планомерного формирования умственных действий / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. - 1993. - № 1 - С. 35-43.

10. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество /

A. М. Матюшкин. - М., 2003. - 720 с.

11. Яхонтов, Е. Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» / Е. Р. Яхонтов // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Смоленск, 2006. - С. 242-254.

12. Иванков, Ч. Т. Технология совершенствования технико-тактического мастерства юных спортсменов на основе мо-дульно-ситуационной организации соревновательной деятельности в спортивной борьбе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ч. Т. Иванков. - М., 2001. - 41 с.

13. Рамзайцева, А. А. Обучение ситуационной технике бросков мяча в гандболе с использованием системы развернутых алгоритмов / А. А. Рамзайцева, Ю. М. Макаров, А. А. Чуркин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2012. - № 10 (92). - С. 104-109.

14. Козин, В. В. Теория и практика применения деятель-ностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах /

B. В. Козин, А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Омский научный вестник. - 2014. - № 1 (125). - С.167-173.

КУГАЕВСКИЙ Сергей Александрович, соискатель по кафедре теории, методики и истории физической культуры и спорта.

КОЗИН Вадим Витальевич, кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 11.06.2014 г. © С. А. Кугаевский, В. В. Козин

Книжная полка

ББК 75/Ф50

Физическая культура : учеб. электрон. изд. локального распространения : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; под ред. Ж. Б. Сафоновой ; ОмГТУ. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Включает цикл лекций обязательного теоретико-методического материала для итоговой аттестации по дисциплине «Физическая культура» и позволяет систематизировать и углублять знания по основам теории и методике физического воспитания. Освещены вопросы методики формирования навыка здорового образа жизни, психофизической подготовки, врачебно-педагогических наблюдений при организованных и самостоятельных формах занятий физической культурой. Предназначен для преподавателей физической культуры и студентов высших и средних учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.