Научная статья на тему 'Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах'

Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1306
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ТЕХНИКА / ТАКТИКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВАРИАТИВНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / GAME / TECHNIQUE / TACTICS / ACTIVITIES / VARIABILITY / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козин Вадим Витальевич, Гераськин Анатолий Александрович, Родионов Альберт Вячеславович

Определено, что поисковая деятельность спортсменов осуществляется на основе механизма сличения элементов содержания на площадке. Ввиду этого совершенствование технико-тактической деятельности спортсменов игровых видов спорта необходимо связывать с выбором момента для действия в прогнозируемой ситуации. Важным направлением в решении данной проблемы является реализация деятельностного подхода как метода анализа и совершенствования подготовки спортсменов игровых видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козин Вадим Витальевич, Гераськин Анатолий Александрович, Родионов Альберт Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory and practice of activity approach to training athletes in game sports

In this case there is determined that the search activity of athletes is based on the mechanism of comparison of elements of the content on the game field. In view of this, the improvement of technical and tactical activities of athletes playing sports should be associated with the timing of the actions envisaged situation. An important direction in solving this problem is also the realization of the activity approach as a method for analyzing and improving the training of athletes playing sports.

Текст научной работы на тему «Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах»

ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Теория и методика спортивных игр» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

НАСОНОВ Владимир Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заместитель директора по научной и инновационной работе института физической культуры Тюменского государственного университета.

ЧАЧИН Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и ме-

тодика физического воспитания и спорта» Московского государственного областного университета; директор женских всероссийских соревнований по волейболу (ВФВ), мастер спорта международного класса, серебряный призер чемпионата СССР (1984 г.), бронзовый призер чемпионата СССР (1981 г., 1983 г., 1986 г.), обладатель Кубка обладателей Кубков европейских стран (1985 г.).

Адрес для переписки: anatoly-geraskin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2013 г.

© А. А. Гераськин, В. В. Насонов, А. В. Чачин

УДК 796.015.1 В. В. КОЗИН

А. А. ГЕРАСЬКИН А. В. РОДИОНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма,

г. Москва

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ

Определено, что поисковая деятельность спортсменов осуществляется на основе механизма сличения элементов содержания на площадке. Ввиду этого совершенствование технико-тактической деятельности спортсменов игровых видов спорта необходимо связывать с выбором момента для действия в прогнозируемой ситуации. Важным направлением в решении данной проблемы является реализация деятельностного подхода как метода анализа и совершенствования подготовки спортсменов игровых видов.

Ключевые слова: игра, техника, тактика, деятельность, вариативность, моделирование.

Актуальность. Специфика деятельности в спортивных играх состоит в том, что она протекает в условиях лимита времени, с преодолением активного сопротивления противника с помощью в достаточной степени автоматизированных и в то же время вариативных технико-тактических приемов.

В настоящее время в подготовке игровиков заметны качественные сдвиги, ярко проявляющиеся в исполнительском мастерстве лучших спортсменов. Такая эффективность — результат проявления высокого уровня атлетической подготовленности, развития психомоторных, перцептивных и интеллектуальных способностей, многократного повторения сложных игровых действий в разнообразных ситуациях игровой деятельности направленности.

В научно-методической литературе широкий круг задач, связанных с выявлением закономерностей принятия спортсменом решения и его реали-

зацией в условиях быстрой смены конфликтных ситуаций, до последнего времени относят к вопросам тактики [1—3], хотя, несомненно, здесь имеется как психологический аспект, связанный с взаимодействием объективных и субъективных факторов деятельности [4 — 6], так и моторный компонент (техника игры) [7].

В спортивных играх в технико-тактической деятельности на первый план выступает система перцептивно-интеллектуальных и эмоциональноволевых процессов, протекающих в беспрерывно изменяющихся условиях деятельности, связанных с необходимостью в кратчайшие промежутки времени воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения о путях и способах ведения игры [8]. Активное сопротивление соперника в игровых видах спорта постоянно вызывает рассогласование между замыслом спортсмена

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

(прямая связь) и информацией о результатах выполненного действия (обратная связь). Различные варианты несоответствия между прямой и обратной связью составляют различные типы рассогласований в регуляции действия, которыми определяются проблемные ситуации. Эффективная игровая деятельность может быть успешно реализована в таких условиях только при наличии комплекса способностей исполнителей, обеспечивающихся развитием когнитивных качеств и реализующихся в специализированных психомоторных действиях, составляющих основу технико-тактических навыков [9, 10]. Это дает основание подходить к технико-тактической деятельности в спортивных играх с позиций интеграции, объединения упомянутых сторон деятельности, а не дифференцированного рассмотрения техники и тактики.

Взаимосвязь психических и моторных компонентов технико-тактической деятельности игровиков отчетливо видна при рассмотрении перехода от ориентировочного компонента действия к исполнительной его части [11]. Однако, в отличие от других видов человеческой деятельности в спортивных играх, эти действия как бы совмещены. Поэтому в процессе одного исполнительного действия нередко осуществляются подготовительные ориентировочные действия к последующему действию. Такая «совмещенность» определяет главную специфику структуры технико-тактической деятельности игроков высокой квалификации.

Результаты и их обсуждение. Многообразие игровых приемов и еще большее многообразие всевозможных конфликтных ситуаций, постоянно возникающих в ходе противоборств, определяют особенности действий и операций и процесса их совершенствования. В таких условиях спортсмен должен уметь быстро оценивать складывающиеся ситуации и реагировать на них точными и эффективными действиями, что предъявляет к его двигательным навыкам основное требование — сохранение стабильности результата при наличии большой вариативности условий, выполнения игровых действий [1, 12, 13].

При решении спортсменом технико-тактических задач одним из основных элементов игровой ситуации является альтернативная неопределенность, которая зависит от характера выбираемых соперником средств противодействий. Это вынуждает игрока в любой игровой ситуации прогнозировать возможное или наиболее вероятное ее развитие. Разнообразие способов владения мячом позволяет опытному спортсмену управлять временными характеристиками игровых действий, что в период подготовительных действий позволяет создавать предпосылки к выполнению решающих операций, которыми «снимается» конкретная двигательная задача в самый неожиданный момент для соперника [14, 15].

Технико-тактическая деятельность регулируется с участием следующих уровней психического отражения окружающей действительности: 1) сенсорно-перцептивного представления и 2) вербально-логического [6, 16]. В момент восприятия при непосредственном воздействии на органы чувств пространственных условий у участника деятельности формируются «образы среды», которые и служат регуляторами ответного действия. Отсюда для выявления закономерностей решения технико-тактических задач необходимо выделение показателей восприятия элементов статической структуры среды, составляющих содержание игровых ситуаций.

В процессе двигательной деятельности в игровых видах спорта спортсмены активно собирают информацию, содержащую данные о перемещениях мяча, о расположении игроков (партнеров и соперников) на площадке [17—19], используя при этом функцию движения глаз [20].

Эти особенности деятельности обнаружены в исследовании, где выяснялись механизмы решения оперативных задач представителями спортивных игр. В исследовании моделировались условия альтернативной неопределенности в отдельных элементах игровой деятельности [19]. В результате было установлено, что поисковая деятельность спортсменов осуществляется на основе механизма сличения элементов реального содержания ситуаций на площадке с прогнозируемым вариантом развития событий. Это согласуется с выводами о том, что одним из основных механизмов регуляции поисковой деятельности при оперативных решениях является механизм сличения очередных изменений ситуаций с ранее сформированным спортсменом предположением об этом изменении [16]. Однако дальнейшие исследования показали, что по мере формирования навыка решения моделируемых игровых задач у испытуемых наблюдается «свертывание процесса принятия решения». Такое оперативное мышление базируется на «видении с места» всего решения задачи с начала до конца [10, 18, 19].

На основе проведенных исследований, многолетней практической работы со сборными командами различных специализаций, анализа эмпирических моделей, представленных в различных видах спорта, можно заключить, что технико-тактическая подготовка требует реализации психофизиологического компонента. Это моделирование соревновательных ситуаций с помощью психофизиологических техник, формирование установок на предстоящую деятельность как на осознаваемом, так и на неосознаваемом уровне, ауто- и гетерорегуляция психофизиологических состояний спортсмена и команды.

Это предполагает обучение спортсменов приемам моделирования условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных моделей, мысленного воспроизведения отдельных движений в форме идеомоторной тренировки [21, 22], мысленного воспроизведения ситуаций поединка на основе ментальной тренировки [23]. В свою очередь, отметим, что ментальная тренировка представляет собой комплекс психолого-педагогических средств, которые содержат: распознавание и оценку окружающей ситуации; контроль психофизиологических и поведенческих реакций; приемы внушения и самовнушения, направленные на релаксацию и создание необходимых предпосылок для эффективной технико-тактической деятельности.

Технико-тактическая деятельность спортсмена строится на основе течения психофизиологических процессов, в частности, на проявлениях психологических специфических соотношений возбудительного и тормозного процессов. Это определяет зависимость состояния, поведения и специфической деятельности спортсмена от характерного именно для него соотношения нейродинамических свойств, таких как сила (выносливость), лабильность, динамичность, подвижность и уравновешенность нервных процессов [24]. Эти свойства, с одной стороны, являются психофизиологическими предпосылками развития и проявления специальных способностей, а с другой — основой формирования индивидуального стиля деятельности спортсмена.

Таким образом, начальным элементом системы психофизиологической подготовки являются данные об индивидуальных психофизиологических (нейродинамических) свойствах спортсмена, как основы построения индивидуализированной стратегии и тактики управляющих воздействий на его поведение и деятельность в экстремальных условиях.

В процессе такой подготовки спортсменами осваивается комплекс методов психофизиологической регуляции. По цели воздействия они делятся на мобилизующие, корригирующие и релаксирующие, а по сфере преимущественного воздействия — на средства и методы, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной и интеллектуальной сферы, а также на коррекцию эмоциональной сферы. Основными, в таком случае, являются ментальная и ситуационная тренировки; вспомогательными — психофизическая, психомышечная тренировки, прогрессивная релаксация. Основной прием ментальной тренировки — визуализация. Сюда входят приемы формирования образов: собственного образа (преимущественно с помощью мышечно-двигательных элементов) и образа соперника (преимущественно с помощью зрительных и тактильных элементов).

По результатам исследований была сформулирована технология пошаговой реализации (сопровождения) психофизиологической подготовки, содержащая:

— технологию диагностики психофизиологических свойств спортсмена, индивидуальных особенностей формирования установок на предстоящую деятельность, а также адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам;

— построение предсоревновательной подготовки с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей спортсмена;

— техники психической регуляции и саморегуляции;

— технологию контроля за эффектом применяемых техник;

— технологию коррекции психофизиологической подготовки и отдельных техник по принципу обратной связи.

Следующим важным шагом является формирование состояния готовности к игровой (экстремальной) деятельности. Данное состояние связано не только с необходимыми изменениями функциональных систем организма, но и с соответствующей интенсивностью физиологических и психических процессов. Подготовка к деятельности может осуществляться при небольшом затрате энергии или, напротив, в состоянии сильного возбуждения. Эти различия в интенсивности могут оцениваться с чисто субъективной точки зрения — тогда говорят о степени поглощенности подготовкой к деятельности. Или, с объективной точки зрения, необходимо определить уровень нервного и соматического функционирования, лежащего в основе состояния готовности. Здесь возникает понятие активации, которое обозначает быстрое повышение активности центральной нервной системы. В строгом смысле слова, этот термин означает изменение состояния человека [25]. При этом выражение «активация» должна употребляться только в случае самого факта повышения активности центральной нервной системы перед выполнением определенной деятельности [26].

Проблема управления непроизвольными механизмами активации особенно остро стоит в спортив-

ных играх, поскольку в этих видах спорта сам факт противодействия конкретному индивиду вызывает существенную мобилизацию систем активизации.

Установлено, что произвольная регуляция технико-тактической деятельности возможна лишь при условии предварительного ее программирования и последующей информации по каналам обратной связи о соответствии моторных действий объективным условиям их выполнения или о рассогласовании с ними [7]. Отсюда, можно считать, прежде всего, что нейродинамические свойства спортсменов определяют быстроту передачи информации по каналам обратной связи. Это обеспечивает своевременность реакций на изменяющиеся условия деятельности.

Нейродинамические свойства (свойства нервной системы) проявляются не столько в результативных, сколько в процессуальных характеристиках деятельности, поэтому в процессе исследования необходимо использовать показатели деятельности, которые характеризуют ее как процесс [11]. Ввиду этого для совершенствования технико-тактической деятельности, связанной с выбором момента для атаки в прогнозируемой ситуации, в процессе соревнования рекомендуется применять следующие технико-тактические приемы:

— путем использования обманных движений и других элементов тактики максимально снижать вероятность прогноза соперником времени и характера атакующих действий;

— совершенствовать умение различать многотемповые варианты нападения и однотемповые, преднамеренно и экспромтно применять повторные и ответные атаки;

— постоянно использовать ситуации с жестким дефицитом времени;

— в процессе подготовительных действий необходимо стремиться к созданию у соперника ошибочных представлений о собственной боевой дистанции для выполнения атакующих действий.

Для совершенствования технико-тактической деятельности в защите, с целью отработки «вызова» соперника на выполнение определенного действия, рекомендуются следующие приемы:

— стараться прогнозировать будущие действия соперника на основе рефлексивного анализа подготавливающих действий;

— стремиться в отдельных фазах соревновательной деятельности думать за соперника, как бы дублируя его рефлексивные суждения, при решении опираться на атаку на действия с выбором, непосредственно входя в ее развитие (преднамеренные действия), стремиться к «нелогичной» тактике, когда вслед за одним действием, не давшим результата, еще раз применяется это же действие;

— применять защитные действия, которые кажутся субъективно маловероятными в данный момент;

— применять действия преимущественно пред-намеренно-экспромтного характера;

— чередовать в рефлексивной игре «логичные» и «нелогичные» игровые решения, изучать и использовать наиболее вероятные тактические схемы рефлексивной игры.

Подавляющее большинство предлагаемых методических рекомендаций основывается на применении действий, включенных в реальную игровую деятельность.

В построении концепций в подготовке в игровых видах спорта необходимо учитывать и ситуа-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

ционную специфику. В спортивных играх ситуация является предпосылкой к созданию союза техники и тактики и трактуется как игровая ситуация [27]. Так, соревновательная деятельность в баскетболе насыщена большим количеством игровых ситуаций. Каждая ситуация определяет состояние технико-тактической деятельности — она присутствует в ней, приводит к ее распаду или преобразованию. Исходя из этого игровая ситуация служит постоянным детерминирующим «фоном» и с ее изменением меняется и система технико-тактической деятельности. В данном случае деятельность спортсмена ситуационно определена. Игрок обязан действовать в ситуации, но как именно, она ему не подсказывает, поэтому успешность технико-тактической деятельности зависит от особенностей восприятия игроком ситуации, правильности ее оценки и выбора адекватного решения [28, 29]. Это обостряет проблему ситуационного восприятия. От восприятия спортсменом отдельных ситуаций и их совокупности зависит ход дальнейших технико-тактических действий и взаимодействий.

С учетом изложенного предложена методика совершенствования технико-тактических действий в баскетболе. Содержание методики отражает следующие аспекты: первый — моделирование противодействий соперников (при разработке методики учтены типичные ситуации противоборства нападающих и защитников в соревновательной деятельности); второй — формирование ситуационного восприятия; третий — адаптация методики к тренировочному процессу баскетболистов [30].

Основными задачами при тренировке противоборств являются:

— овладение нападающими игроками приемами и обманными движениями, не позволяющими осуществлять отбор, перехват мяча и накрывание бросков защитниками в процессе атакующих действий при бросках мяча;

— совершенствование технико-тактических действий нападающих и защитников при бросках мяча в корзину;

— формирование специальных для игровой деятельности физических и психических качеств юных баскетболистов.

На первом этапе (этап освоения) технико-тактические действия выполняются в медленном темпе. Поэтому нападающий и защитник выполняют свои действия сравнительно медленно, в точном соответствии с установками тренера, который намеренно моделирует ситуации противоборств. К концу этапа увеличивается быстрота выполнения движений.

На втором этапе (этап интенсификации) происходит усложнение упражнений при строго обусловленных противодействиях защитников и нападающих. Основное требование этого этапа — подбор характера противодействий, который строится с учетом специфики деятельности игроков разных амплуа. Противодействия возрастают как количественно, так и качественно. Они вводятся так: последовательно и постепенно (с постепенным повышением активности и разнообразия действий соперников); по мере увеличения противодействий число осваиваемых действий снижается, с одновременным расширением диапазона их результативного применения в разнообразных игровых ситуациях.

Во второй этап включены упражнения со следующими противодействиями:

а) пространственного характера: по расстоянию между защитником и нападающим; по расстоянию

от нападающего до корзины; по расстоянию от защитника до корзины;

б) временного характера: по временным отрезкам, отводимым на выполнение атакующих действий при бросках мяча в условиях противодействий соперников; моделирование ситуаций противоборства в различных временных отрезках игры;

в) динамического характера: различный уровень активности защитника; броски в условиях фола защитником; противодействия защитника, значительно превосходящего нападающего игрока в росте;

г) вводимые последовательным усложнением технической стороны выполняемой деятельности: действия с продолжением преднамеренного и экс-промтного характера; действия в условиях техникотактических взаимодействий защитников; комбинация применения действий.

Третий этап (вариативный) содержит усложнение ситуаций с усвоением технико-тактических действий. На этом этапе осуществляется формирование ситуационного восприятия у спортсменов.

Мы исходили из понятия, что ситуационное восприятие — это способность спортсменов воспринимать возникающие игровые ситуации и на основании их оценки производить выбор ответных действий. Формирование ситуационного восприятия происходит за счет совершенствования техникотактических приемов в условиях противодействий соперников, а также за счет развития специальных физических и психических качеств [31].

Выявлено, что формирование ситуационного восприятия положительно отражается на совершенствовании технико-тактических действий в различных ситуациях при стандартизированном или вариативном сопротивлении игроков. Это, в свою очередь, позволяет совершенствовать индивидуальное мастерство на основе систематического повторения характерных игровых ситуаций, а не на основе повторения стереотипных движений.

Важным направлением является реализация деятельностного подхода, как метода анализа и совершенствования подготовки спортсменов в игровых видах спорта.

Исходя из существующих данных о деятельностном подходе, как о системе теоретических и методических принципов изучения игровой деятельности, выполнено следующее.

Продолжалось развитие методики психологопедагогического анализа деятельности участников спортивных игр путем составления спортограмм деятельности, где теперь учитываются особенности игрового амплуа, выполняемого в команде. В процессе исследований установлены существенные различия в особенностях деятельности начинающих и опытных спортсменов. В частности, выявлено, что в период подготовки к началу игрового действия (в предварительной фазе игрового приема), происходят различные по содержанию виды внутренней деятельности. Они касаются формирования адекватного образа предстоящего движения, или ситуативного образа, отражающего большую часть информации такого действия. Такие различия касаются особенностей нахождения сигналов, побуждающих спортсменов к действиям, и оценки их характера как до начала игрового действия, так и в процессе его выполнения [32, 33].

Большое число раздражителей, действующих на неопытных спортсменов, неумение ими отобрать наиболее значимые, не позволяет им сосредоточиться в достаточной степени для поиска оптимального

варианта решения игровой ситуации. Различия в деятельности начинающих и опытных спортсменов наблюдаются ввиду неравного развития способностей к прогнозированию ситуаций, разницы в развитии качеств психомоторики, уровня специфических умений и навыков, развития специализированных психологических восприятий. К таким восприятиям относятся: «Чувство площадки», «Чувство зоны площадки, «Чувство сетки», «Чувство средней линии», «Чувство времени подачи», «Чувство времени передвижения в защите», «Чувство времени полёта мяча», «Чувство партнера, его выхода на удар или готовности к приему мяча», «Чувство высоты, плотности, своевременности постановки блока противником» [32].

Изучение деятельности в баскетболе позволило выявить такие специализированные восприятия, как «Чувство времени выполнения броска», «Чувство высоты и точности траектории полета мяча», «Чувство дистанции до противника», «Чувство высоты блокирования броска противником». На материале хоккея выявлены специализированные восприятия «Чувство ворот», «Чувство времени передачи», «Чувство дистанции от защитника до нападающего игрока». Выполненные наблюдения и анкетирование спортсменов подтверждают важность этой стороны подготовленности участников игр, составляющей неотъемлемую часть их мастерства.

Положительной стороной применения метода составления спортограмм является раскрытие особенностей внешних и внутренних факторов, влияющих на спортсменов. Кроме этого, выполнение анализа, учета особенностей деятельности, особенностей амплуа играющих позволяет применить эти данные для научного обоснования выбора методов лабораторного изучения подготовленности спортсменов и подходов к совершенствованию подготовленности в условиях моделирования деятельности в тренировочном процессе.

В этом направлении создан комплекс, содержащий известные и разработанные вновь подходы, содержащие бланковые, аппаратурные и компьютерные исследования функции внимания; времени и точности сенсомоторных реакций; быстроты и точности сложно-координационных движений; изучения особенностей индивидуальных различий [34, 35].

В процессе выполнения исследования получены данные динамики развития психических функций в связи с повышением уровня квалификации и подготовленности играющих на достоверном уровне, по данным изменения функции внимания, времени реакций выбора и на движущийся объект, реагирования в условиях сбивающих помех.

Выполнялась разработка теории создания и применения тренажерных средств в спортивных играх, практическая ее реализация. В этом направлении созданы: комплекс для исследования и совершенствования быстроты перемещений, точности и времени выполнения подач и нападающих ударов в волейболе; методика совершенствования точности бросков со средней дистанции в баскетболе; методика исследования точности и времени передач в хоккее.

Заключение. Одним из основных механизмов регуляции поисковой деятельности при оперативных решениях является механизм сличения очередных изменений ситуаций с ранее сформированным испытуемым предположением об этом изменении. Ввиду этого технико-тактическая подготовка требу-

ет реализации психофизиологического компонента, включающего моделирование соревновательных ситуаций с помощью психофизиологических техник, формирование установок на предстоящую деятельность как на осознаваемом уровне, так и на неосознаваемом уровне.

Начальным элементом психофизиологической подготовки являются данные об индивидуальных психофизиологических (нейродинамических) свойствах спортсмена, как основа построения индивидуализированной стратегии и тактики управляющих воздействий на поведение и деятельность в экстремальных условиях. Следующим этапом является формирование состояния готовности к игровой (экстремальной) деятельности.

Не менее важно применение психолого-пе-дагогического анализа игровой деятельности, составление спортограмм, касающихся как обобщения требований к спортсменам в виде спорта, так и анализирующих деятельность при исполнении отдельных амплуа игроков. Применение метода спортограмм позволяет получать данные о составе внутренней и внешней структуры деятельности, позволяет рассматривать такую структуру по фазам осуществления игровых приёмов. Данные спорто-грамм используются в практике как обоснование для выбора методов исследования и разностороннего совершенствования подготовленности спортсменов в играх.

Действенным направлением в методике совершенствования технико-тактических действий является моделирование противодействий соперников (при разработке методики необходимо учитывать типичные ситуации противоборства нападающих и защитников, возникающие в соревновательной деятельности), а также формирование ситуационного восприятия.

Предпринятые исследования свидетельствуют о положительном влиянии направленных тренировочных воздействий на уровень подготовленности спортсменов и позволяют утверждать, что применение деятельностного подхода позволяет успешно выявлять и изучать важные особенности игровой спортивной деятельности и развивать необходимые стороны подготовленности играющих.

Библиографический список

1. Новиков, А. А. Управление подготовкой высококвалифицированных спортсменов в видах спортивных единоборств /

А. А. Новиков. — М. : Госкомспорт СССР, 1989. — 50 с.

2. Пилоян, Р. А. О тактическом мышлении в борьбе / Р. А. Пилоян, А. А. Новиков // Теория и практика физ. культуры. - 1969. - № 4. - С. 25-27.

3. Strauss, A. Coaching Role theory concepts and research. -NY, 1966. - P. 20-26.

4. Келлер, В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В. С. Келлер. - Киев : Здоровье, 1977. - 184 с.

5. Родионов, А. В. Принцип психофизического сопряжения в подготовке спортсменов-единоборцев высокой квалификации / А. В. Родионов // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 11. - С. 34-36.

6. Родионов, А. В. Механизмы решения оперативно-тактических задач в игровых видах спорта / А. В. Родионов, О. П. Топышев, В. А. Усков // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 6. - С. 31-34.

7. Туманян, Г. С. Научные основы планирования тренировки борцов / Г. С. Туманян. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 110 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

8. Пуни, А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц, Пуни. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 88 с.

9. Дмитриев, С. В. Теория спортивной техники и «семантика движений» - в поисках взаимодействия / С. В. Дмитриев, Ю. А. Михайлов // Физическое воспитание студентов. -

2010. - № 4. - С. 15-25.

10. Родионов, А. В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. В. Родионов. - М., 990. - 43 с.

11. Barht, В. Probleme einer theorie und Methodik der Strategie und Taktik des Wettkampfes in Sport // Theorie und Praxis der Korperkultur. - 1980. - Vol 2. - P. 26-29.

12. Ванаев, Г. В. О психологических факторах надежности в спортивной деятельности боксеров / Г. В. Ванаев // Психоло-го-педагогические проблемы высшего спортивного мастерства : материалы Всесоюз. конф. - Минск, 1980. - С. 77-78.

13. Ленц, А. Н. Тактика в спортивной борьбе /

A. Н. Ленц. - М. : Физкультура и спорт, 1967. - С. 17-19.

14. Портнов, Ю. М. Теоретические и научно-методические основы подготовки спортсменов в игровых видах спорта : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук / Ю. М. Портнов. - М., 1989. - 51 с.

15. Shea John В., Hunt Jon P., Zimny Susan T. Representation structure and strategic processes for movement production /

B. Shea John, P. Hunt Jon, T. Zimny Susan // Differing perspectives in motor learning,memory and control / Ed. by D. Goodman et al. Amsterdam ets. : North-Holland, 1985. - P. 55-87.

16. Тихомиров, О. К. Структура мыслительной деятельности человека / О. К. Тихомиров. - М. : МГУ, 1969. - 304 с.

17. Келлер, В. С. Некоторые психологические и тактические особенности соревновательной деятельности спортсменов / В. С. Келлер // Теория и практика физ. культуры. -1982. - № 6. - С. 47-48.

18. Топышев, О. П. Педагогические аспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О. П. Топышев. - М., 1989. - 48 с.

19. Усков, В. А. Педагогическая технология программированной технико-тактической подготовки спортсменов в игровых видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. А. Усков. - М., 2004. - 54 с.

20. Тихомиров, О. К. Решение как акт деятельности / О. К. Тихомиров // Психологические проблемы принятия решения. - М. : Наука, 1976. - С. 98- 103.

21. Антохин, А. В. Использование ментальных образов в подготовке фехтовальщиков с помощью сопряженных психофизических воздействий / А. В. Антохин, В. А. Родионов // Ментальная тренировка в спорте : материалы к психол. симп. в рамках междунар. конф. «Олимпийское движение и социальные процессы». - М. : ВНИИФК, 1997. - С. 8.

22. Белкин, А. А. Идеомоторная подготовка в спорте / А. А. Белкин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.

23. Unesthal, L.E. Inner Mental Training: Application in sport. - Orebro, Sweden: Veje Pudlishing, 1981. - P. 5-64.

24. Калмыков, Е. В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Е. В. Калмыков. - М., 1996. - 47 с.

25. Бальсевич, В. К. Актуальные проблемы физической активности человека / В. К. Бальсевич // Проблемы повышения эффективности системы подготовки спортсменов и развития массовой физической культуры. - Л., 1983. - С. 26-32.

26. Malmo, R. B. Activation: A neuropsychological dimension / R. B. Malmo // Psychol. Rev. 1959. - Vol. 66. - Р. 367-386.

27. Яхонтов, Е. Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» / Е. Р. Яхонтов // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Смоленск, 2006. - С. 242-254.

28. Портнов, Ю. М. Система опережающей подготовки в современном баскетболе / Ю. М. Портнов // Современные технологии в спортивных играх : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Омск : СибГУФК, 2005. - С. 86-89.

29. Henry Lehto Technical and tactical game analysis of elite basketball in three different levels // KIHU's publication series. -

2010. - Vol. 19. - 33 pp.

30. Козин, В. В. Моделирование и алгоритмизация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационной декомпозиции / В. В. Козин, Г. С. Лалаков // Физическое воспитание студентов. Научный журнал. - Харьков,

2011. - № 3. - С. 53-56.

31. Козин, В. В. Формирование ситуационного восприятия у юных баскетболистов в процессе технико-тактической подготовки / В. В. Козин // Актуальные проблемы современной психологии : сб. науч. ст. / Кемеровский гос. ун-т. - Кемерово, 2010. - С. 208-210.

32. Гераськин, А. А. Деятельностный подход как метод анализа и совершенствования подготовки спортсменов игровых видов спорта / А. А. Гераськин, В. В. Козин // «Рудиковские чтения» : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. психологов физической культуры и спорта. - М., 2010. - С. 270-272.

33. Сивицкий, В. Г. Диагностика тактических умений спортсменов методом имитации типичных соревновательных ситуаций : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Г. Сивицкий. - М., 1995. - 24 с.

34. Гераськин, А. А. Психологические аспекты изучения структуры деятельности спортсмена при выполнении стандартных игровых действий / А. А. Гераськин // Спортивный психолог. - 2005. - № 1. - С. 39-44.

35. Жбанков, О. В. Компьютеризованная система как средство управления психофизическим состоянием спортсмена / О. В. Жбанков, А. Н. Лебяжьев // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 2. - С. 46-48.

КОЗИН Вадим Витальевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (СибГУФК), г. Омск.

ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), профессор кафедры теории и методики спортивных игр СибГУФК.

РОДИОНОВ Альберт Вячеславович, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва.

Адрес для переписки: cousi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.11.2013 г.

© В. В. Козин, А. А. Гераськин, А. В. Родионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.