Научная статья на тему 'Методология ситуационного подхода в техникотактической подготовке спортсменов игровых видов'

Методология ситуационного подхода в техникотактической подготовке спортсменов игровых видов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
864
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ / ТЕХНИКА / ТАКТИКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВАРИАТИВНОСТЬ / SITUATION / TECHNIQUE / TACTICS / ACTIVITIES / VARIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козин Вадим Витальевич, Кугаевский Сергей Александрович, Зыков Александр Викторович

Определено, что использование ситуационного подхода позволяет реализовать принцип типизации ситуаций и деятельности спортсменов игровых видов. Данный подход раскрывает сущность двигательной деятельности, предполагает деятельность по выбору методов и средств технико-тактической подготовки с выявленными переменными конкретной игровой ситуации. Реализация ситуационного подхода позволяет рассматривать технико-тактические действия системно посредством причинно-следственных связей, что важно для анализа и планирования процесса технико-тактической подготовки спортсменов игровых видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козин Вадим Витальевич, Кугаевский Сергей Александрович, Зыков Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology situational approach in technical and tactical training athletes playing sports

There is determined that the use of situational approach allows to implement the principle of typing situations and activities athletes playing sports. This approach reveals the essence of motor activity involves activity on the choice of methods and means of technical and tactical training to the identified variables specific game situations. Implementation of the situational approach allows us to consider the technical and tactical actions systemically through causality, which is important for the analysis and planning process, technical and tactical training athletes playing sports.

Текст научной работы на тему «Методология ситуационного подхода в техникотактической подготовке спортсменов игровых видов»

12. Кошман, М. Г. Проблемы технологизации физического воспитания школьников / М. Г. Кошман // Ф1з1чная культура, здароуе. — 2004. — № 2. — С. 19 — 23.

13. Педагогика : большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск : Соврем. слово, 2005. — 720 с.

14. Кредитно-модульная система / Центр по адаптации системы образования к условиям Болонского соглашения [Электронный ресурс]. — URL : http://www.giop.ru/REOS/giep/ blgn_trial.nsf/html/KREDITNO-MODULNAYASIST (дата обращения: 16.12.2013).

15. Бортников, М. В. Обучение студентов методике модульного подхода к оценке качества успеваемости / М. В. Бортников // Перспективы развития физической культуры и спорта в регионе : сб. науч. тр. — Смоленск : САФК, 2009. — С. 73 — 76.

16. Золотухин, Ю. М. Рейтинговая система : конструирование и практика применения / Ю. М. Золотухин, И. Б. Кряв-кина // Высшая шк. — 2003. — № 6. — С. 13—16.

17. Оргакова, О. А. Модульная система обучения / О. А. Ор-гакова ; под ред. О. А. Оргакова, П. Ф. Кобрушко. — М. : Высшая шк., 1990. — 120 с.

18. Пешков, В. Ф. Оценка результативности модели и технологии системы профессиональной восстановительнопрофилактической подготовки педкадров по физической культуре / В. Ф. Пешков // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). — 2011. — Вып. 13 (115). — С. 156-161.

19. Наскалов, В. М. Инновационные технологии в учебном процессе студентов вузов / В. М. Наскалов // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). — 2012. — № 5 (120). — С. 131-135.

20. Виленский, М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьёв // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка, 2001. — № 3. — С. 2-7.

21 Наскалов, В. М. Образовательные технологии в комплексном подходе к физическому воспитанию / В. М. Наскалов, Т. П. Юшкевич // Вестник Полоцкого гос. ун-та. — 2006. — № 5. — С. 90-97.

22. Танкенов, А. С. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности и физической культуры / АС. Танкенов, Н. А Ки-тайкина, В. В. Власов // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. — 2013. — № 5. — С. 54-56.

23. Бальсевич, В. К. Основные положения «Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодёжи России» / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 3. — С. 4-8.

24. Буслюк, Г. Е. Модульное обучение / Г. Е. Буслюк, Р. Е. Андреенко, А. А. Колечёнок. — Минск : Красико-Принт, 2007. — 176 с.

25. Ядов, В. А. Методология и техника социологического исследования / В. А. Ядов. — Тарту : ТГУ, 1989. — 236 с.

БОРИСЕНКОВА Екатерина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики танцевальных видов спорта и педагогики балета. Адрес для переписки: ekboris24@mail.ru КЕРЕР Ольга Петровна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры педагогики. Адрес для переписки: olga-kerer@rambler.ru НАЙН Альберт Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой педагогики, заслуженный деятель науки России, действительный член Академии профессионального образования РФ.

Статья поступила в редакцию 31.01.2014 г.

© Е. С. Борисенкова, О. П. Керер, А. Я. Найн

УДК 796.015.1 в. В. КОЗИН

С. Л. КУГАЕВСКИЙ Л. В. ЗЫКОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

МЕТОДОЛОГИЯ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ

Определено, что использование ситуационного подхода позволяет реализовать принцип типизации ситуаций и деятельности спортсменов игровых видов. Данный подход раскрывает сущность двигательной деятельности, предполагает деятельность по выбору методов и средств технико-тактической подготовки с выявленными переменными конкретной игровой ситуации. Реализация ситуационного подхода позволяет рассматривать технико-тактические действия системно посредством причинно-следственных связей, что важно для анализа и планирования процесса технико-тактической подготовки спортсменов игровых видов.

Ключевые слова: ситуация, техника, тактика, деятельность, вариативность.

Актуальность. Проблема технической и тактической подготовки спортсменов к соревновательной деятельности всегда вызывала и вызывает повышенный интерес ученых, специалистов в области игровых видов спорта, тренеров и спортсменов, порождая соответ-

ствующие противоречия. В частности, противоречия между четкой двигательной, динамической стереотипизацией и вариативностью, изменчивой структурой двигательных действий, которые являются следствием борьбы двух направлений — материализма и идеализма.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

Об этом свидетельствуют результаты многих исследований, на основании которых утверждается, что основной акцент необходимо делать на формирование биомеханической основы движений, где главенствующую роль играют двигательный стереотип, правильность положения частей тела в пространстве [1-4]. В работах подробно описываются двигательные характеристики, взаимосвязь действий. Однако авторами упускается из внимания идеализированная составляющая действий - изучаемые действия в образе спортсмена не ассоциируются с конкретными задачами и игровыми ситуациями.

В других исследованиях авторы рекомендуют обучать тактико-техническим действиям и совершенствовать их в дальнейшем на основе изучения типовых игровых ситуаций. Таким образом, игроки одновременно овладевают ситуационной техникой и умением варьировать своими движениями в зависимости от ситуации. Учет складывающихся в типовой игровой ситуации условий позволяет вносить существенные коррективы в исполнительный компонент соответствующих двигательных действий [5- 12].

Введение в спортивный обиход понятия «ситуационная техника» позволило осуществить преемственность формирования представления о ситуации и заучиванием технико-тактических действий (сначала должно происходить обучение игровой ситуации, а затем на основе возможных условий этой ситуации происходит адаптация разучиваемых действий к этим условиям). Однако, в данном случае, ситуации можно рассматривать только отдельно друг от друга, без взаимообусловленности, что не позволяет сформировать динамический образ игровых ситуаций в сознании спортсмена. Особенно это важно в игровых видах спорта, где игровые ситуации преобразуются непрерывно, требуя от спортсмена эффективного решения одной ситуации и создания, принятия, управления другой. Это, в свою очередь, требует от спортсменов не только безупречного владения игровыми приемами, но и наличия знаний о закономерностях возникновения специфических ситуаций, а также умения преобразовывать взаимно обусловленные ситуаций между собой.

Результаты и их обсуждение. В настоящее время в области спортивных игр и единоборств «ситуация» и «игровая ситуация» рассматриваются с позиции типизации [13-16]. Однако нет аргументированного обоснования, по каким признакам происходит выделение типов игровых ситуаций. На практике это приводит к тому, что при разучивании техники и тактики в различных ситуациях у спортсмена вырабатывается динамический стереотип. При этом логическая и двигательная связь между динамическими стереотипами в разных ситуациях слабая.

Соревновательная деятельность спортсменов игровых видов насыщена большим количеством специфических ситуаций и каждая ситуация определяет состояние системы технико-тактической деятельности - она присутствует в ней, приводит к ее распаду или преобразованию. Исходя из этого игровая ситуация является моделью реальности с изменением которой меняется и система технико-тактической деятельности [17]. В данном случае деятельность спортсмена ситуационно определена. Игрок обязан действовать в ситуации, но как именно, она ему не показывает, поэтому его технико-тактическая деятельность зависит от восприятия каждой ситуации, ее оценки и выбора решения.

Для решения данной проблемы были разработаны методики, включающие метод моделирования игро-

вых ситуаций. В данном случае ситуации выступают как поле деятельности спортсмена и содержательная основа технико-тактических характеристик, создавая предпосылки к союзу техники и тактики игры [18-20].

Рассматривая ситуацию как динамическую модель реальности, необходимо остановиться на ситуационном подходе — многоплановом направлении, которое реализуется в различных научных сферах и областях деятельности (кибернетике, социологии, психологии, педагогике, юриспруденции), в различных типах исследования (качественном и количественном, аналитическом и синтетическом, индуктивном и дедуктивном), на различных уровнях познания (философском, специально-научном, эмпирическом).

Суть ситуационного подхода заключается в попытке теоретически сформулировать эмпирически проверить и затем практически рекомендовать различные типовые решения применительно к каждой из сформулированного набора типовых ситуаций [21]. Отмечено, что ситуационный подход позволяет успешно формировать знания субъекта в плохо определенных проблемных областях [22]. По многим характеристикам именно к этим областям относятся игровая ситуация и деятельность.

Ситуационный подход основан на процессуальных характеристиках, что позволяет рассматривать двигательные задачи применительно к конкретной ситуации. Важно отметить, что ситуационный подход не только раскрывает сущность двигательной деятельности в целом, но и предполагает деятельность по выбору методов и средств технико-тактической подготовки с выявленными переменными конкретной игровой ситуации.

Математически обоснованный анализ ситуационного подхода в кибернетике позволил сделать вывод о том, что его задачи более характерны для производственных систем [9]. Поэтому использование ситуационного подхода в процессе спортивной подготовки эффективно лишь в случаях, связанных с достижением достаточно описанных не только качественных, но и количественных результатов техникотактической деятельности спортсменов.

Противоречивый характер использования понятия «ситуация» наталкивает на мысль о необходимости различать ситуационный и ситуативный подходы (качественные стороны одного подхода). Первый — связан с понятием «ситуационность», которая апеллирует скорее к ситуациям в их более широком смысле, граничащем с понятием «состояние», вмещая в себя противоречивое единство противоположностей — сменяющегося и длящегося, динамики и статики, случайного и необходимого, единичного и общего. Второй подход связан с понятием «ситуатив-ность», он в большей мере отвечает представлению о единичном и случайном, мгновенном и неожиданном. В употребляемых в настоящее время распространенных понятиях «ситуация» и «ситуационный подход» эти две грани — ситуационность и ситуатив-ность — практически не различаются [23].

Ситуационный подход в сложных системах, к которым относится технико-тактическая деятельность, имеет определенную специфику:

— применим к несистемным и системным объектам: когда система еще не сложилась, когда она возникла и когда распалась;

— способен характеризовать переходные состояния одной и той же системы, когда эти состояния качественно отличаются и не отличаются друг от друга;

— способен учитывать роль совокупности внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на систему, ее функционирование и развитие;

— применим к результату двух и более взаимодействующих систем, компоненты которых сочетаются случайным образом, не создавая еще новой устойчивой системы или образуя систему нового качества;

Таким образом, с помощью ситуационного подхода можно проектировать ведение игровой деятельности, оценивать внутренние и внешние состояния систем, направленность их процессов, временные и пространственно-граничные аспекты действий.

В качестве методологической основы ситуационного подхода используется многофункциональность компонентов содержания процесса технико-тактической подготовки. При этом возможен квазиситу-ационный подход (целенаправленное создание тренером ситуации, требующей от спортсмена новой модели поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации) от ситуационного (спонтанно возникшая ситуация «образовательного напряжения», требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее участников) [24 — 26].

Ситуационный подход в технико-тактической подготовке является связующим звеном между теоретическими рекомендациями тренера и их эффективной реализацией в тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена. Именно это обстоятельство определяет выбор и системную разработку технологии предотвращения двигательных ошибок средствами ситуационного подхода.

Для того чтобы спортсмен мог адекватно оценить игровую ситуацию, увидеть потенциальные перспективы ее развития, а также проанализировать ситуационно обусловленные возможности проявления в ней типовых двигательных ошибок, целесообразно классифицировать их последовательно, в комплексе, неотрывно от динамики развития игровой ситуации, преобразования всех компонентов, ее составляющих, и процесса технико-тактической деятельности в поступательном направлении.

С позиции ситуационного подхода в технико-тактической подготовке соревновательная деятельность рассматривается как самореализация в процессе решения комплекса ситуационных двигательных задач, направленных на достижение высокого результата. Таким образом, ситуационный подход создает принципиально новую основу для формирования связи между вариациями динамических стереотипов в игровой деятельности. Это позволяет разрабатывать, совершенствовать и индивидуализировать типовой интеллектуальный инструментарий, используемый для разрешения частной (типовой) игровой ситуации в деятельностном сочетании операционных элементов одного или нескольких спортсменов, взаимодействующих с целью получения определенного результата, а также учитывающих возможные перспективы их развития.

Таким образом, информация о специфике технико-тактических действий спортсменов игровых видов поступает из соревновательной деятельности, обрабатывается на научном уровне и возвращается к тренеру, спортсмену, судье в виде интегративных знаний, ориентированных на разрешение конкретных игровых ситуаций.

С позиций ситуационного подхода необходимо учитывать ситуационные и контекстуальные влияния на деятельность субъекта [27 — 29]. В данном слу-

чае возможно использование интегрального, свойственного технико-тактической деятельности, системно-ситуационного подхода [30]. Суть состоит в проведении системного анализа особенностей техникотактической деятельности спортсмена в конкретных игровых ситуациях, разработке теоретической модели управления деятельностью спортсмена в данных ситуациях. Это способствует созданию на основе этой модели специальных упражнений, по своему содержанию моделирующих деятельность спортсмена в условиях соревновательного противоборства.

Результаты выполнения упражнений позволяют прогнозировать эффективность технико-тактической деятельности спортсмена в реальных игровых ситуациях. Если у спортсмена отмечаются ошибки в деятельности в моделируемых условиях, значит имеется повышенная вероятность того, что он проявит их в соответствующих ситуациях в игре.

Заключение.

Преимущество ситуационного подхода в решении проблем технико-тактической подготовки спортсменов игровых видов, в том числе и при классификации игровых ситуаций, заключается в комплексности. Данный подход позволяет выделять ключевые компоненты, ошибки в различных игровых ситуациях и типизировать их, рассматривать виды ситуаций с учетом двигательных характеристик и элементов, а также выявлять конкретный момент времени и места ее возникновения.

Учет ситуационной изменчивости игры и противодействий соперников в совершенствовании технико-тактических приемов позволяет рассматривать технико-тактические действия системно посредством причинно-следственных связей.

Системный подход позволяет реализовывать принцип типизации с учетом участков игрового пространства, на которых частота определенной двигательной последовательности имеет выраженную форму. Это позволяет определить, в каком месте чаще всего игрок использует одно действие (например, рывок) и где чаще всего используется другое действие (например, ходьба).

Исходя из этого необходимо выявить закономерности игры, а именно, последовательность чередования двигательных действий различной интенсивности (ходьба, бег средней, малой интенсивности, ускорение, рывок, остановка) и на основе этого моделировать упражнения в учебно-тренировочном процессе. При этом установление типологических особенностей игровых ситуаций и двигательной активности, характеризующих спортсменов различного возраста, определяют различия между двигательной активностью и игровым амплуа, а также способствуют разработке алгоритмов использования двигательных сочетаний для моделирования упражнений.

Библиографический список

1. Адашевский, В. М. Биомеханические аспекты техникотактических действий в дзюдо / В. М. Адашевский, М. Дулевски, С. С. Ермаков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта.— 2011. — № 3. — С. 3-8.

2. Воронов, А. В. Имитационное биомеханическое моделирование как метод изучения двигательных действий человека/

А. В. Воронов // Теория и практика физической культуры. —

2004. — № 2. — С. 22-26, 39-40.

3. Гросс, X. X. Рационализация спортивной техники на основе моделирования систем движения / Х.Х. Гросс, Д. Д. Донской// Теория и практика физической культуры. — 1974.— № 11.— С. 9—11.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

4. Зациорский, В. М. Биомеханическое исследование баскетбольного броска/ В. М. Зациорский, С. В. Голомазов// Теория и практика физ. культуры. — 1972. — № 11. — С. 17 —

24.

5. Ахмеров, Э. К. Особенности ситуационной обусловленности структуры движений в спортивных играх /

Э. К. Ахмеров, А. В. Ивойлов, М. И. Брегер // Теория и практика физической культуры. — 1978. — № 5. — С. 17 —19.

6. Войтов, В. Г. Состав и структура тактических разновидностей атак, применяемых в ситуациях с различным уровнем неожиданности в фехтовании на рапирах /

B. Г. Войтов, А. И. Павлов, А. Д. Мовшович // Теория и практика физической культуры. — 1988. — № 9. — С. 36 — 39.

7. Ивойлов, А. В. Изменение целевой точности баскетболистов под влиянием ситуационной неожиданности / А. В. Ивойлов, И. Б. Гринченко, Ю. М. Поярков // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — 1998. — № 2. — С. 14 — 16.

8. Келлер, В. С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В. С. Келлер. — Киев : Здоровье, 1977. — 184 с.

9. Малиновский, С. В. Реализация проблемных ситуаций тактико-технических задач с помощью технических средств обучения / С. В. Малиновский, В. Г. Пашинцев // Теория и практика физ. культуры. — 2000. — № 2. — С. 46 — 50.

10. Мезенцев, В. В. Ситуативное обучение с элементами спортивных игр и единоборств старших школьников гимназии/ В. В. Мезенцев // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2009. — № 7 (53). — С. 68 — 72.

11. Рыжкова, Л. Г. Тактическая информация о построении схваток, ситуационных компонентах подготовки и применения действий в поединке фехтовальщиков / Л. Г. Рыжкова // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. — 2009. — № 11. — С. 79 — 80.

12. Яхонтов, Е. Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» / Е. Р. Яхонтов // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. — Смоленск, 2006. — С. 242 — 254.

13. Дашкевич, О. В. Время реакции спортсмена и прагматическая неопределенность ситуации / О. В. Дашкевич // Теория и практика физической культуры. — 1974. — № 12. —

C. 24 — 26.

14. Неверов, А. А. Эффективность методических приемов ситуационного программирования технико-тактических действий боксеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Али Ахмедович Неверов. — М., 1985. — 22 с.

15. Сивицкий, В. Г. Диагностика тактических умений спортсменов методом имитации типичных соревновательных ситуаций : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Г. Сивицкий. — М., 1995. — 24 с.

16. Чуча, Ю. И. Моделирование игровых ситуаций в баскетболе / Ю. И. Чуча, С. Д. Новикова, И. А. Иванова // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — 1997. — № 2. — С. 11 — 14.

17. Коренберг, В. Б. Основы спортивной кинезиологии : учеб. пособие / В. Б. Коренберг. — М. : Советский спорт,

2005. — 232 с.

18. Козин, В. В. Теория и практика применения деятельностного подхода к подготовке спортсменов в игровых видах / В. В. Козин, А. А. Гераськин, А. В. Родионов // Омский научный вестник. — 2014. — № 1 (125). — С. 167 — 173.

19. Козин, В. В. Совершенствование точности бросков мяча путем ситуационного моделирования и тренажерных средств

/ В. В. Козин, В. Н. Притыкин, Н. С. Кузнецова // Сборник научных трудов SWorld. — Вып. 3. Т. 52. — Одесса : КУПРИЕНКО СВ, 2013. — С. 44-55.

20. Козин, В. В. Моделирование и алгоритмизация техникотактической деятельности спортсменов на основе ситуационной декомпозиции / В. В. Козин, Г. С. Лалаков // Физическое воспитание студентов : научный журнал. — Харьков, 2011. — № 3. — С. 53-56.

21. Волчецкая, Т. С. Ситуационный подход в обучении криминалистике / Т. С. Волчецкая // Вестник криминалистики / Отв. ред. А. Г. Филиппов. — М. : Спарк, 2000. — Вып.1. — С. 23-28.

22. Кулинич, А. А. Модель поддержки формирования знаний в плохо определенных проблемных областях / А. А. Кулинич/ / Искусственный интеллект в 21 веке ICAI2001 : тр. Междунар. конгр. — Дивноморск, 2001. — С. 84-92.

23. Солодухо, Н. М. Характеристика ситуации и сущность ситуационного подхода как средства познания. Ситуационные исследования. Вып. I: Ситуационный подход. По материалам Всероссийского семинара / Н. М. Солодухо ; под общ. ред. проф. Н. М. Солодухо. — Казань: Изд-во Казанского государственного технического университета, 2005. — С. 6—

15.

24. Жилин, В. И. Ситуационный подход в планировании учебных занятий : моногр. / В. И. Жилин. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2006. — 150 с.

25. Крысанова, О. А. Ситуационный подход к формированию профессиональной компетентности будущего учителя физики в инновационной деятельности / О. А. Крысанова // Вестник ТГПУ. — 2010. — Вып. 1 (91). —

С. 28-31.

26. Зотов, М. В. Системно-ситуационный подход к прогнозированию риска поведенческих расстройств / М. В. Зотов, О. Ю. Щелкова // Вестник ЮУрГУ. — 2011. — № 29. — С. 24-34.

27. Крамаренко, В. П. Технологические аспекты ситуационного подхода к классификации следственных ошибок / В. П. Крамаренко // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2012. — Вып. 9. — С. 98-109.

28. Психология ситуаций: теория и исследования / Н. В. Гришина [и др.]. — СПб. : Изд-во СПбГУ, 2011. — 340 с.

29. Родионов, А. В. Механизмы решения оперативнотактических задач в игровых видах спорта / А. В. Родионов, О. П. Топышев, В. А. Усков // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 6. — С. 31-34.

30. Biggam, F. H. Suicidality and the statetrait debate on problem-solving deficits / F. H. Biggam, K. G. Power // Archives of Suicide Research. — 1999. — № 5. — P. 27-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОЗИН Вадим Витальевич, кандидат педагогических наук, докторант, доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: cousi@mail.ru КУГАЕВСКИЙ Сергей Александрович, соискатель по кафедре теории, методики и истории физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: sergej.kugaevsky@mail.ru ЗЫКОВ Александр Викторович, аспирант кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: zikou@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.02.2014 г.

© В. В. Козин, С. А. Кугаевский, А. В. Зыков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.