Научная статья на тему 'Ситуационная композиция в технико-тактической подготовке спортсменов'

Ситуационная композиция в технико-тактической подготовке спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / СИТУАЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козин В.В.

В исследовании теоретически обоснована ситуационная композиция как модель и метод в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видов спорта. Ситуационная композиция рассматривается как совокупность, взаимосочетание типовых ситуаций игры, в которых происходит реализация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационного восприятия и ориентировочно-исполнительского компонента. Отмечено, что в основе моделирования технико-тактических действий лежит следующий принцип в случае недостаточности полученного результата возникает замещающая ситуационная модель с активным подбором новых компонентов, создается взаимосвязь между новой целью, условием и задачей, что, в свою очередь, свидетельствует о структуризации и системности процесса. Таким образом, моделирование технико-тактических действий может представлять собой композицию ситуаций (или ситуационную композицию) и входящих в них целей, условий, задач, которые во взаимосодействии направлены па получение конечного результата. Ситуативность и композиция элементов сложной системы, к которой относится технико-тактическая деятельность, поддерживается вероятностной (стохастической) моделью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуационная композиция в технико-тактической подготовке спортсменов»

УДК 796.015

СИТУАЦИОННАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ

В.В. Козин

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Омск, Россия Для связи с автором: e-mail: cousi@mail.com

Аннотация:

В исследовании теоретически обоснована ситуационная композиция как модель и метод в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видов спорта. Ситуационная композиция рассматривается как совокупность, взаимосочетание типовых ситуаций игры, в которых происходит реализация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационного восприятия и ориентировочно-исполнительского компонента.

Отмечено, что в основе моделирования технико-тактических действий лежит следующий принцип - в случае недостаточности полученного результата возникает замещающая ситуационная модель с активным подбором новых компонентов, создается взаимосвязь между новой целью, условием и задачей, что, в свою очередь, свидетельствует о структуризации и системности процесса. Таким образом, моделирование технико-тактических действий может представлять собой композицию ситуаций (или ситуационную композицию) и входящих в них целей, условий, задач, которые во взаимосодействии направлены па получение конечного результата. Ситуативность и композиция элементов сложной системы, к которой относится технико-тактическая деятельность, поддерживается вероятностной (стохастической) моделью.

Ключевые слова: технико-тактическая подготовка; деятельность; моделирование; ситуационная композиция.

SITUATION COMPOSITION IN THE TECHNICAL AND TACTICAL TRAINING OF ATHLETES V.V. Kozin

The Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia Abstract:

The study is theoretically proved situational composition as a model and method in technical and tactical training of athletes playing sports. Situational composition is considered as a set typical game situations in which there is a realization of technical and tactical activities of athletes on the basis of situational perception and orientation-performing component.

It is noted that in the simulation-based technical and tactical actions based on the following principle - in case of failure of the result, there is a situational substitution model with an active selection of new components, creates a new relationship between the purpose and objective of the condition, which, in turn, indicates the structure and systematic process. Thus, the modeling of technical and tactical actions can be a composition of situations (or situational composition) and is included in their objectives, conditions, tasks that are aimed pas obtain the final result. Situational elements and the composition of a complex system to which the technical and tactical activities, supported by the probabilistic (stochastic) model. Key words: technical and tactical training; activity; modelling; situational composition.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ эффективности технико-тактических действий спортсменов игровых видов спорта на соревнованиях различного уровня свидетельствует о том, что выполнение действий с «эталонной» двигательной структурой оказывается менее результативным ввиду их вероятностного прогнозирования, как в нападении, так и в защите [1, 2, 3]. Спортсмены, прояв-

ляющие большую вариативность действий, показывают лучшие результаты, чем те, кто пользуется только избранными «коронными» приемами.

По мнению отдельных специалистов, обучение тактико-техническим действиям и их дальнейшее совершенствование в игровых видах спорта следует осуществлять на основе изучения типовых игровых ситуаций. Таким

образом, игроки одновременно овладевают ситуационной техникой и умением варьировать своими движениями в зависимости от ситуации. Учет складывающихся в типовой игровой ситуации условий позволяет вносить существенные коррективы в исполнительный компонент соответствующих двигательных действий [4, 5].

В теории и методике спортивных игр выполнен ряд научных исследований в области технико-тактической подготовки, где основной акцент делается на формировании биомеханической основы движений [6, 7, 8]. Также существуют отдельные исследования, в которых учитывается ситуационная изменчивость игры и противодействия соперников в совершенствовании технико-тактических приемов [9, 10, 11]. Однако в представленных работах ситуационный подход либо исключен, либо недостаточно систематизирован. Это приводит к тому, что в практике учебно-тренировочной работы технико-тактическая подготовка игроков ограничивается освоением приемов техники и тактики согласно классификациям, представленным в учебно-методической литературе, которые не обладают вариативностью и не приспособлены к игровым ситуациям. Помимо этого, моделируемые в тренировочном процессе ситуации игры часто не взаимосвязаны друг с другом, что не позволяет сформировать у игроков целостное представление об игровом процессе. На наш взгляд, это возможно решить путем ситуационной композиции, сочетанием и взаимодополнением игровых ситуаций с учетом вариативности характеристик технико-тактической деятельности. В связи с этим выявлена проблема, которая заключается в предъявлении высоких требований к технико-тактической подготовленности спортсменов игровых видов спорта и отсутствием научно-методических разработок, направленных на обучение технико-тактическим действиям и их совершенствование с учетом ситуационных компонентов игры.

Задача исследования — теоретически обосновать ситуационную композицию как модель и метод технико-тактической подготов-

ки спортсменов игровых видов спорта. Методы исследования: систематический обзор данных научно-методической литературы; синтез информации.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Технико-тактическая деятельность спортсменов рассматривается нами с позиции интегрального, дуалистического подхода. Спортсмен осуществляет свою двигательную активность в материальном мире, однако управляет ею, воспринимает и осознает ее в идеальном мире своих представлений, субъективно отображающих как материальную, так и идеальную (информационную) реальности. Только учитывая этот дуализм, можно адекватно и эффективно анализировать технико-тактическую деятельность и совершенствовать ее.

По сути, речь идет об изучении техники в игровых ситуациях, ее интеллектуализации, связанной с игровым мышлением. Организация тренировочного процесса через данный подход позволяет формировать у спортсмена более глубокое и широкое обобщение, а также классификацию ситуаций. Примером может служить утверждение о том, что игроки должны быть вовлечены в реальные игровые ситуации и знать, как использовать технику для решения конкретных проблем. Ввиду этого обучение технико-тактическим действиям необходимо организовывать через создание в упражнениях реальных игровых ситуаций с возможностью выбора спортсменами подходящих действий [12].

Противоречие между целостным характером игровых действий, с одной стороны, и дифференцированным представлением в учебном процессе содержания отдельных составляющих игровой деятельности, с другой, снимается при введении в научно-методический обиход понятия «ситуационная техника», базирующегося на разработке классификации типовых игровых ситуаций. Автоматизации (переводу на свернутый, подсознательный уровень мышления и управления движениями) подлежат интеллектуальные, сенсорные и моторные операции, составляю-

щие содержание игровых действий. Таким образом, двигательный навык должен освободить сознание не для решения тактических задач (это область неосознаваемого практического интеллекта), а для ориентирования в меняющихся вместе с изменениями игровых ситуаций целях игровой деятельности [4]. Следствием явилось предложение рассматривать содержание технико-тактической деятельности на четырех уровнях - игры в целом; игровых ситуаций как механизма декомпозиции общих целей игры; условий игровой деятельности, проявляющихся постоянно (действия противника и партнеров) или перманентно (счет, время игры и т.д.), которые переводят цели игры в категорию тактических задач; на уровне игровых действий. В больших и сложных системах (а технико-тактическая деятельность может рассматриваться как таковая) общая цель системы настолько отделена от конкретных средств ее достижения, что выбор решения требует специальной работы по увязке цели со средствами ее реализации путем декомпозиции (разукрупнения) целей или формулировки подцелей деятельности [13, 14, 15]. Исходя из этого отдельные ученые рассматривают поведение спортсмена в игровых условиях как непрерывную цепь решения задач [16, 17, 18]. При этом суть процесса, с информационной точки зрения, состоит в максимальном уменьшении исходной неопределенности условий и ситуаций, активном самостоятельном отборе значимой информации [19]. Во многих контекстах термин "задача" употребляется как синоним термина "цель" [19]. В спорте иногда как синонимы используются понятия "ситуация" и "задача" [2]. Однако, на наш взгляд, эти понятия необходимо различать, так как уточнение игровых ситуаций через совокупность условий деятельности переводит цели этой деятельности в категорию задач.

В спортивных играх спортсмен сталкивается с бесчисленным множеством игровых ситуаций. Само же понятие игровой ситуации требует уточнения.

С одной стороны, понятие ситуации представлено как сочетание, стечение условий и

обстоятельств, которые создают определенное положение. С другой, ситуация выступает как система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность [21]. Представленные определения хоть и однородны, но несостоятельны по решающей причине: в них недвусмысленно утверждается, что ситуация — объективная реальность, по крайней мере в основной своей части, внешней относительно субъекта. Получается, что может существовать некоторая содержательно самостоятельная часть объективной (подлинной, истинной, действительной) реальности, которая произвольно может быть отобрана «по интересу» субъекта.

Ситуации выступают как поле деятельности человека и содержательная основа всей его жизни. Множество ситуаций образует всё содержание человеческого существования [23]. Соответственно, каждая ситуация, в которой оказывается человек, является частью его действительности, а совокупность ситуаций составляет содержание всей его деятельности. В следующем случае определение ситуации представлено как одноактность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека [22]. Это определение подчеркивает многогранную сложность изучения, анализа и классификации ситуаций, так как связано непосредственно с восприятием и деятельностью каждого индивида. Чем индивидуальнее восприятие человека, находящегося в определенной ситуации, тем существеннее его соучастие во множестве событий и обстоятельств, составляющих данную ситуацию.

В спортивных играх ситуация является предпосылкой к созданию союза техники и тактики и трактуется как игровая ситуация [4]. Соревновательная деятельность спортсмена-игровика насыщена большим количеством игровых ситуаций и каждая ситуация определяет состояние системы технико-тактической деятельности - она присутствует в ней, приводит к ее распаду или преобразованию. Исходя из этого игровая ситуация служит по-

стоянным детерминирующим "фоном", и с ее изменением меняется и система технико-тактической деятельности. В данном случае деятельность спортсмена ситуационно определена. Игрок обязан действовать в ситуации, но как именно, она ему не показывает, поэтому его технико-тактическая деятельность зависит от восприятия каждой ситуации, ее оценки и выбора решения [24]. В отдельных исследованиях ситуация представлена как не подлинная реальность, не ее часть, не внешние и/или внутренние реальные условия, она не вещественна, не материальна, существует лишь как многоступенчатое отображение подлинной реальности, как производное от восприятий, образов, впечатлений, оценок — от субъективных отображений внешних факторов и личностных особенностей [21].

В другом случае ситуация представлена как мысленная модель конкретной подлинной реальности, но сформированная не прямым ее моделированием, а посредством предварительного формирования субъективной мысленной схемы подлинной (воспринимаемой) реальности - моделированием уже на основе этой схемы. Причем, что принципиально важно, ситуация - это модель реальности, ориентированная на решение конкретной задачи, и потому содержащая то и только то, учет чего может оказаться существенным для ее решения [25].

Как любая модель, ситуация в большей или меньшей степени ориентирована на осуществление намеченного (запланированного) фрагмента деятельности того или иного иерархического уровня (начиная с простой задачи и «выше»). Причем план этого фрагмента и ситуация могут влиять друг на друга и друг друга уточнять. Известно, что восприятия, а значит и дальнейшее осмысление, зависят, в частности, от установки человека и намеченного им пути реализации цели [26]. Модель динамичной, быстроменяющейся реальности характеризуется как оперативная ситуация. Ситуация может быть моделью текущей (относительно устойчивой короткое время) реальности — это текущая ситуация. Можно вспомнить и «реставрировать» сфор-

мированную тобой ранее модель прошедшей реальности — тогда говорят о ситуации, которая была в прошлом, или о ретроспекции ситуации. Можно экстраполировать «развитие ситуации», опираясь на действительное или предполагаемое знание процессов, протекающих в реальности, предвидеть ее изменения и, соответственно, изменения в ситуации как модели реальности. Тогда это прогнозируемая (проспективная) ситуация. Наконец, можно вообразить некоторую схему несуществующей (пусть фантастической) реальности и смоделировать ее - это называют воображаемой ситуацией [21]. Интерпретируя изложенное выше, можно сделать заключение, что ситуация, как и воспринимаемая реальность, -это разновидности субъективной реальности, это явления сознания, т.е. некоторый идеальный, а не реальный мир.

Рассматривая ситуацию как модель, необходимо остановиться на использовании ситуационного подхода — многопланового направления, которое реализуется в различных научных сферах и областях деятельности (кибернетике, социологии, психологии, педагогике, юриспруденции), в различных типах исследования (качественном и количественном, аналитическом и синтетическом, индуктивном и дедуктивном), на различных уровнях познания (философском, специально-научном, эмпирическом). Суть ситуационного подхода заключается в попытке теоретически сформулировать, эмпирически проверить и затем практически рекомендовать различные типовые решения применительно к каждой из типовых ситуаций из их ясно сформулированного набора [27]. Ситуационный подход позволяет успешно формировать знания субъекта в плохо определенных проблемных областях. Учитывая, что ситуация может быть представлена в виде модели, возникает проблема метода, при помощи которого возможно осуществить процесс моделирования. В исследованиях в области криминалистики для создания эффективных программ раскрытия и расследования преступления использовался метод обобщения ситуаций, так называемое ситуационное моделирование. В

описании ситуационного моделирования отмечается, что суть этого метода заключается в том, что большое количество конкретных ситуаций, аналогичных в каком-то существенном отношении, "сливаются", объединяются в одну или несколько обобщенных ситуаций, для которых и разрабатывается оптимальная программа принятия решений и проведения практических действий [28]. Нам представляется, что, в целом верно определив суть ситуационного моделирования, автор все же необоснованно сузил возможности этого метода, ограничив сферу его применения рамками только следственных ситуаций, при этом не учитывая целесообразность его использования в познании непосредственно ситуаций субъект-субъектной деятельности. В других исследованиях ситуационное моделирование представлено как метод исследования ситуаций, включающий в себя построение модели реальной ситуации и проведение с ней различного рода мысленных экспериментов (качественных рассуждений): прогнозирования направлений ее развития и (или) "проигрывания" на ней предполагаемых решений по управлению ситуацией с целью выбора оптимального [29, 30]. С одной стороны, ситуационное моделирование выступает как своеобразная форма мыслительной (познавательной) деятельности субъекта, с другой - это инструмент познания (метод), широко используемый в практике. Если ситуационное моделирование рассматривается как комплексный метод познания и исследования ситуации, то моделирование ситуации выступает в качестве одного из этапов этого метода. Моделирование ситуации предполагает лишь построение модели ситуации, ее анализ. Ситуационное моделирование в добавление ко всему этому предполагает также и проведение опытов, мысленных экспериментов с моделью ситуации, например, проигрывание на модели предполагаемых решений и оценка их результатов [27]. В свою очередь, внутри каждой из ситуаций можно выделить свои объекты для моделирования: структуру, содержание, динамику ситуации, направления возможного изменения

ситуации, поведение в ней лиц, результаты принимаемых ими решений. Сопоставление двигательной активности в различных ситуациях и их интеграция наталкивают на введение новых определений. Так, было раскрыто понятие двигательной ситуации, под которой понимается ситуация, ориентированная на решение двигательной задачи, т.е. задачи, непосредственная и основная цель которой состоит в направленном изменении исходной для этой задачи ситуации [21]. В данном случае человек, решая двигательную задачу, планирует, программирует и старается решить ее при помощи движения в соответствии с той желаемой ситуацией (моделью реальности), которую он сформировал, имея в виду именно эту двигательную задачу. В результате анализа двигательной ситуации, в частности в технико-тактической деятельности, было введено понятие "ситуационная техника", которое предлагается в качестве паллиативного, чтобы обозначить принцип классифицирования учебного материала на основе классификации игровых ситуаций. В практике игры техника вне игровой ситуации не существует, и с этой точки зрения она ситуационна или ситуативна всегда. Классы ситуаций должны определять цели и условия деятельности, которые остаются в сфере концентрации внимания игрока [4]. Распределение на классы возможно при помощи метода декомпозиции для сложных многомерных задач управления, основанного на учете ситуаций в момент принятия управляющих решений. Метод предполагает сведение исходной задачи управления к модифицированной задаче, учитывающей ситуации, и задаче идентификации ситуаций, решаемые совместно на двух уровнях. Он способствует повышению уровня интеллекта систем управления, приданию им более высокой гибкости и увеличению числа степеней свободы в принятии решений [31]. Рассмотренный метод представляется весьма перспективным, так как приближен к принципам естественного управления, реализуемого человеком. В отдельных исследованиях была предпринята попытка переосмыслить моделирование технико-тактической деятельности спортсме-

нов с позиций ситуационной декомпозиции. Были выделены перспективные направления по выявлению интегральных модельных показателей технико-тактической деятельности спортсменов с учетом условий противоборства соперников, а также разработки методики оценки качества структурной декомпозиции технико-тактических действий по критерию временных затрат на решение возникающих координационных задач деятельности [34]. Однако прежде всего игровую ситуацию необходимо рассмотреть как целое, композицию составляющих, а в дальнейшем уже осуществлять их декомпозицию в процессе обучения технико-тактическим действиям и их совершенствования. При этом стоит отметить, что композиция представляется как строение, соотношение и взаимное расположение частей [32]. Исходя из определения, представляется возможным адаптировать композицию к ситуации и деятельности в игровых видах спорта, тем более что в ряде исследований уже уделялось внимание отдельным видам композиции в процессе спортивной подготовки.

Так, под групповой композицией понимается определенная групповая структура, в которой в качестве элементов выступают члены группы, а в качестве формы взаимосвязи - сходство и различие их индивидуально-психологических свойств [33]. В данном аспекте в композиции ситуаций в качестве элементов могут выступать игровые условия, а в качестве формы взаимодействия и противодействия игроков — сходство и различие их двигательных решений. Сама же ситуация может интерпретироваться как композиционная модель игровых условий. В настоящее время остро стоит проблема степени автоматизации и вариативности двигательных действий в спортивных играх и единоборствах, так как, с одной стороны, требуется высокий уровень осуществления двигательных задач на основе автоматизации движений, а с другой - проблема индивидуального решения двигательной задачи в мало предсказуемой игровой противоборствующей ситуации.

В связи с этим у спортсменов игровых видов

спорта должно быть развито ситуационное восприятие. Под ситуационным восприятием понимается способность спортсменов воспринимать возникающие игровые ситуации и на основании их оценки производить выбор ответных действий. Выявлено, что формирование ситуационного восприятия положительно отражается на совершенствовании технико-тактических действий в различных ситуациях при стандартизированном или вариативном сопротивлении игроков. Это, в свою очередь, позволяет совершенствовать индивидуальное мастерство на основе систематического повторения характерных игровых ситуаций, а не на основе повторения стереотипных движений [11, 34]. Сказанное выше позволяет нам рассматривать ситуационную композицию как совокупность, взаимосочетание типовых ситуаций игры, в которых происходит реализация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационного восприятия и ориентировочно-исполнительского компонента.

Рассматривая ситуационную композицию как модель, необходимо отметить, что в связи с быстротечностью игровых ситуаций в баскетболе параметры целей деятельности субъекта меняются быстро и в широких пределах, так что часто ни одна из уже существующих двигательных моделей не обеспечивает требуемого соответствия с начальными и текущими игровыми условиями. Это приводит к тому, что в условиях соревновательной деятельности игроки часто совершают ошибки и действуют не в соответствии с установками тренера, поэтому для обеспечения высокой эффективности технико-тактической деятельности процесс моделирования должен быть ориентирован на определенную цель. Для решения проблемы моделирования деятельности, ориентированной на цель, предположим, что моделирование технико-тактических действий субъекта происходит на семантическом уровне, который предполагает содержательную взаимосвязь цели, потребности, задачи и действия. На семантическом уровне поступающая через условия информация преобразуется в деятельность.

При этом цель выступает как осознанный образ предвосхищаемого результата, или "акцептор результатов действия", регулирующий программу реализации действия. Задачей, в том же смысле, является данная в определенных условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий в процессе выполнения действий. Другими словами, уточнение условий деятельности переводит цели этой деятельности в категорию задач. При исследовании сложной системы возникают задачи, относящиеся не только к специфической деятельности субъекта — спортсмена, но и к экстремальным условиям деятельности. По сути, мы имеем дело с двумя системами — живой (человек) и субъективно-объективной реальностью (соревновательные условия).

Здесь стоит отметить принципиально важный момент — реальность как восприятие спортсменом соревновательных условий ограничивается правилами, однако разграничивается сбивающими факторами и помехами. В свете субъективной и объективной реальности факторы, влияющие на деятельность спортсмена, также разделяются на объективные и субъективные. В дальнейшем это необходимо учитывать при организации моделирования технико-тактической деятельности спортсменов на различных этапах подготовки. Включение в анализ результата как решающего звена технико-тактической деятельности субъекта значительно изменяет общепринятые взгляды на процесс моделирования и дает новое освещение ряду вопросов, касающихся модели ситуационной композиции подлежащих глубокому анализу. На семантическом уровне формирование моделей технико-тактических действий подчинено получению определенного результата, а недостаточный результат может целиком реорганизовать процесс моделирования и сформировать новый, с более совершенным взаимодействием задач, условий и действий, дающим достаточный результат. Этот процесс выражается в композиции элементов сложной системы и архитоническом дополнении друг друга.

Важным последствием включения результата как решающего операционального фактора моделирования технико-тактической деятельности является то, что спортсмен в процессе обучения оптимизирует свою деятельность, освобождает ее от избыточных моделей и вариативно переходит от ситуации к ситуации.

Суммируя все сказанное выше, мы можем охарактеризовать моделирование технико-тактических действий с позиций информации и семантики как комплекс избирательно вовлеченных целей, условий, задач и действий, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного результата. Поэтому в основе моделирования технико-тактических действий лежит следующий принцип — в случае недостаточности полученного результата возникает замещающая ситуационная модель с активным подбором новых компонентов, создается взаимосвязь между новой целью, условием и задачей, что, в свою очередь, свидетельствует о структуризации и системности процесса. Если изучаемое действие достаточно сложное, то при разработке моделей мы вынуждены накладывать жесткие ограничения и прибегать к упрощениям. При этом приходится пренебрегать некоторыми особенностями условий соревновательной деятельности, отчего созданная модель уже, строго говоря, перестает отвечать своему основному назначению — быть средством изучения рассматриваемой сложной системы. Но, несмотря на это, построение такой модели обеспечивает хотя и грубое, но простое и легко обозримое решение технико-тактических задач. Оно выражается в ориентировочном действии до получения более точных решений игровых задач.

Таким образом, моделирование технико-тактических действий может представлять собой композицию ситуаций (или ситуационную композицию) и входящих в них целей, условий, задач, которые во взаимосодействии направлены на получение конечного результата. А это значит, что всякий компонент может

воити в систему только в том случае, если он вносит свою долю содеИствия в получение запрограммированного результата. Ситуатив-ность и композиция элементов сложноИ системы, к котороИ относится технико-тактическая деятельность, поддерживается вероятностной (стохастической) моделью. Ввиду этого ситуационная композиция как метод включает соотношения ситуационных и двигательных моделей, выражающих зависимость между игровыми условиями и параметрами технико-тактической деятельности, поддерживаемых вероятностной (стохастической) моделью на семантическом уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научно-методической литературы позволяет сделать заключение о том, что принятое в учебниках по спортивным играм дифференцированное представление содержания игровой деятельности разделами техники и тактики игры исключает два уровня рассмотрения этого содержания - уровня игровых ситуаций и условий игровой деятельности, вне которых само это содержание становится абстракцией. В результате процесс обучения технико-тактическим действиям исключает важный ситуационный компонент. У спортсменов игровых видов спорта необходимо формировать в большей степени ориентировочный компонент для объективного

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Козин, В.В. Особенности выбора способа броска квалифицированными баскетболистами в различных игровых ситуациях / В.В. Козин // Физкультурное образование Сибири : научно-методический журнал. - № 1 (27). - Омск : изд-во СибГУФК, 2011. - С. 59-63.

2. Гамаун, Анис Эффективность атакующих действий в соревновательной деятельности гандболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гамаун Анис. - Москва, 2011. - 24 с.

3. Henry Lehto. Technical and tactical game analysis of elite basketball in three different levels / Henry Lehto // KIHU's publication series. - 2010, no. 19. - 33 p.

4. Яхонтов, Е.Р. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» / Е.Р. Яхонтов // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте. - Смоленск, 2006. - С. 242-254.

5. Макаров, Ю.М. Обучение ситуационной технике бросков мяча в гандболе с использованием систе-

восприятия возникающих игровых ситуаций и на основании их оценки выбора ответных действий. Это, в свою очередь, позволяет совершенствовать индивидуальное мастерство на основе систематического повторения типовых игровых ситуаций, а не на основе повторения стереотипных движений. Моделирование технико-тактических действий может представлять собой композицию ситуаций (или ситуационную композицию) и входящих в них целей, условий, задач, которые во взаимосодействии направлены па получение конечного результата. Каждый компонент может войти в систему только в том случае, если он вносит свою долю содействия в получение запрограммированного результата. Ситуативность и композиция элементов сложной системы, к которой относится технико-тактическая деятельность, поддерживается вероятностной (стохастической) моделью.

В результате анализа научно-методической литературы выявлена целесообразность использования метода ситуационной композиции в обучении технико-тактическим действиям спортсменов различной квалификации и их совершенствовании. В перспективе требуется экспериментальное обоснование внедрения данного метода в практику подготовки спортсменов и разработка на его основе методики технико-тактической подготовки.

мы развернутых алгоритмов / Ю.М. Макаров, А.А. Чуркин, А.А. Рамзайцева // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 10 (92). - 2012. - С. 104-109.

6. Данилов, В.А. Повышение эффективности игровых действий в баскетболе: теория и методика : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Данилов. - М., 1996. - 43 с.

7. Шестаков, М.П.Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования / М.П. Шестаков // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 3. - С. 51-54.

8. Дорохов, С.И. Имитационное моделирование игрового процесса в гандболе / С.И. Дорохов // Теория и практика физической культуры. - 2004. -№ 5.- С. 30-31.

9. Мешавкин, А.С. Методика обучения технико-тактическим действиям дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации : автореф. ... дис.... канд. пед. наук / А. С. Мешавкин. - Тюмень, 2007. - 23 с.

10. Игнатьева, В.Я. Факторы индивидуализации подготовки высококвалифицированных игроков в гандбол / В.Я. Игнатьева, М.В. Перетряхина, А.Я. Овчинникова // Теория и практика физической культуры.

- 2008. - № 9. - С. 71-73.

11. Козин, В.В. Повышение результативности атакующих действий баскетболистов 15-17 лет на основе моделирования противодействий соперников : автореф. дис. ... канд.пед.наук / В.В. Козин. - Омск, 2009. - 24 с.

12. Papini C. The transition from offense to defense and vice versa / C. Papini // Fiba assist magazine. - 2003, № 1. - pp. 6-9.

13. Дияб, М.М. Исследование эффективности применения круговой тренировки в процессе изучения практического раздела курса баскетбола в институтах физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед.наук / М.М. Дияб. - Л., 1979. - 24 с.

14. Ху Вен-Цен. Оптимальное управление на основе ситуационной декомпозиции / Ху Вен-Цен // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. Серия Технические науки.

- 2008. - № 3 (13). - Т. 2. - С. 50-54.

15. Theil, H. Statistical decomposition analysis. Journal of Mathematical Sociology, 1972. - P. 187-194.

16. Портных, Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании : автореф. дис. ...д-ра пед.наук / Ю.И. Портных. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1994. - 62 с.

17. Гераськин, А.А. Психологические аспекты изучения структуры деятельности спортсмена при выполнении стандартных игровых действий / А.А. Гераськин // Спортивный психолог. - 2005. - № 1. - С. 3944.

18. Родионов, А.В. Практика психологии спорта / А.В. Родионов. - Ташкент, 2008. - 236 с.

19. Тихомиров, О.К. Понятие «цель» и «целеобразова-ние» в психологии / О.К. Тихомиров // Психологические механизмы целеобразования. - М. : Наука, 1977, С. 5-18.

20. Диченко, И.Г. Стратегические задачи как цель и средство обучения / И.Г. Диченко // Научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». - ОмГПУ, выпуск 2006. - С. 34-38.

21. Коренберг, В.Б. Основы спортивной кинезиологии : учебное пособие / В.Б. Коренберг. - М. : Советский спорт, 2005. - 232 с.

22. Росс, Л. Человек и ситуация. Уроки социальной

BIBLIOGRAPHY

1. Kozin V.V. (2011) Features selection method throws skilled basketball players in different game situations. Fizkul'turnoe obrazovanie Sibiri: nauchno-metodicheskij zhurnal. 1:59-63 (in Russian).

2. Gamaun Anis (2011) The effectiveness of attack in the competitive activities of handball: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow (in Russian).

3. Henry Lehto (2010) Technical and tactical game analysis of elite basketball in three different levels. KIHU's publication series (19):33.

4. Yahontov E.R. (2006) The theoretical justification for the introduction of scientific and methodological usage of sports concept "situational technique».

психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт. - М, 1999. - 429 с.

23. Крылов, А.А. Психология / А.А. Крылов. - М. : «Проспект», 2003. - 584 с.

24. Козин, В.В. Характеристика технико-тактической деятельности нападающих баскетболистов 15-17 лет в условиях противодействий защитников /

B.В. Козин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар, 2010. - № 2. - С. 35-41.

25. Дмитриев, С.В. Теория спортивной техники и «семантика движений» - в поисках взаимодействия /

C.В. Дмитриев, Ю.А. Михайлов // Физическое воспитание студентов. - № 4. - 2010. - С. 15-25.

26. Коренберг, В.Б. К теории спортивной двигательной активности / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 2. - С. 7-11.

27. Волчецкая, Т.С. Ситуационный подход в обучении криминалистике / Т.С. Волчецкая // Вестник криминалистики. - Вып.1. М. : Спарк, 2000. - С. 23-28.

28. Драпкин, Л.Я. Исходные следственные ситуации: генезис и динамика / Л.Я. Драпкин // Исходные следственные ситуации и пути их разрешения М., 1991. С. 30-35.

29. Волчецкая, Т.С. Ситуационное моделирование в расследовании преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Т.С. Волчецкая. - М., 1991. - 23 с.

30. Таран, Т.А. Ситуационное моделирование на основе качественных рассуждений / Т.А. Таран // Искусственный интеллект. - 1996. - № 1. - С. 102 - 114 с.

31. Ху Вен-Цен. Децентрализованное управление многомерными объектами с декомпозицией по ситуациям / Ху Вен-Цен, У. Умбетов // Известия Национальной академии наук Республики Казахстан. - Серия физико-математическая. - 2007. - № 1. - С. 82-85.

32. Карпенко, Л.А. Композиционная подготовка в технико-эстетических видах спорта / Л.А. Карпенко, Л.А. Савельева, О.Г. Румба // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 9 (55) - 2009. - С. 57-61.

33. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Психотерапия, 2009. - 544 с.

34. Козин, В.В. Моделирование и алгоритмизация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационной декомпозиции / В.В. Козин, Г.С. Лалаков // Физическое воспитание студентов. Научный журнал. - Харьков, 2011. - № 3. - С. 53-56.

Sportivnye igry v fizicheskom vospitanii, rekreacii i sporte:242-254 (in Russian).

5. Makarov Y.M., Churkin A.A., Ramzaiceva A.A. (2012) Education situational technique throws the ball in handball with the use of detailed algorithms. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 10 (92):104-109 (in Russian).

6. Danilov V.A. (1996) Increased efficiency in basketball game action: Theory and Methods: avtoref. dis. ... d-ra ped.nauk. Moscow (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Shestakov M.P. (1998) Management of technical training athletes using simulation. Teoriya i praktika fiz. kul'tury. 3:51-54 (in Russian).

8. Dorohov S.I. (2004) Simulation modeling of the

gameplay in handball. Teoriya i praktika fiz. kul'tury. 5:30-31 (in Russian).

9. Meshavkin A.S. (2007) Methods of training of technical and tactical actions judo at the stage of initial sports specialization: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tyumen (in Russian).

10. Ignat'eva VJa., Peretryhina M.V., Peretrjahina M.V., Ovchinnikova AJa. (2008) Factors individualization of training highly skilled players in handball. Teoriya i praktika fiz. kul'tury. 9:71-73 (in Russian).

11. Kozin V.V. (2009) Improving the Effectiveness attack basketball 15-17 years based on the modeling of counteractions rivals: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk (in Russian).

12. Papini C (2003) The transition from offense to defense and vice versa. Fiba assist magazine. 1:6-9.

13. Dijab M.M. (1979) Study the effectiveness of circuit training in the study of the practical part of the course of basketball in institutes of physical culture: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ленинград (in Russian).

14. Hu Ven-Cen (2008) Optimal control on the basis of situational decomposition. Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. Serija Tehnicheskie nauki. 3 (13):50-54 (in Russian).

15. Theil H. (1972) Statistical decomposition analysis. Journal of Mathematical Sociology:187-194.

16. Portnyh Jul (1994) Teaching the basics of using games in physical education: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Moscow (in Russian).

17. Geras'kin A.A. (2005) Psychological aspects of the study of the structure of the athlete during the standard action game. Sportivnyj psiholog. 1:39-44 (in Russian).

18. Rodionov A.V. (2008) The practice of sport psychology. Tashkent (in Russian).

19. Tihomirov O.K. (1977) The concept of "objective" and "goal formation" in psychology. Psihologicheskie mehanizmy celeobrazovanija:5-18 (in Russian).

20. Dichenko I.G. (2006) Strategic objectives as a goal and a means of learning. Nauchnyj zhurnal «Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta»: 34-38 (in Russian).

21. Korenberg V.B. (2005) Fundamentals of sports kinesiology. Moscow: Sovetskij sport (in Russian).

22. Ross L, Nisbet R. (1999) The person and the situation. Lessons from social psychology. Moscow (in Russian).

23. Krylov A.A.(2003) Psychology. Moscow, «Prospekt» (in Russian).

24. Kozin V.V. (2009) Characteristics of technical-tactical activities hitters basketball players 15-17 years in the face of opposition defenders. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika. 2:35-41 (in Russian).

25. Dmitriev S.V. (2010) Theory of sports equipment and "semantics movements" - in search of interaction. Fizicheskoe vospitanie studentov. Nauchnyj zhurnal. 4:15-25 (in Russian).

26. Korenberg V.B. (2007) Theory of sports physical activity. Teoriya i praktika fiz. kul'tury. 2:7-11 (in Russian).

27. Volcheckaja T.S. (2000) The situational approach to teaching forensics. Vestnik kriminalistiki. 1:23-28 (in Russian).

28. Drapkin L.Ja. (1991) Initial investigation of the situation: the genesis and dynamics. Ishodnye sledstvennye situacii i puti ih razreshenija: 30-35 (in Russian).

29. Volcheckaja T.S. (1991) Situational modeling in the investigation of crimes: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Moscow (in Russian).

30. Taran T.A. (1996) Situational simulations based on qualitative reasoning. Iskusstvennyj intellekt. 1:102114 (in Russian).

31. Hu Ven-Cen, Umbetov U. (2007) Decentralized management of multidimensional objects with decomposition on Situations. Izvestija Nacional'noj akademii nauk Respubliki Kazahstan. - Serija fiziko-matematicheskaja. 1:82-85 (in Russian).

32. Karpenko L.A., Savel'eva L.A., Rumba O.G. (2009) The compositional training in technical and aesthetic sports. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 9 (55):57-61 (in Russian).

33. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. (2009) Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups. Moscow, Psihoterapija (in Russian).

34. Kozin V.V., Lalakov G.S. (2011) Modeling and algorithmization technical and tactical activities of athletes on the basis of situational decomposition. Fizicheskoe vospitanie studentov. Nauchnyj zhurnal. 3:53-56 (in Russian).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Козин Вадим Витальевич - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта Сибирского государственного университета физической культуры и спорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.