Научная статья на тему 'Особенности тактической тренировки защитников в современном футболе'

Особенности тактической тренировки защитников в современном футболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
942
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛИСТЫ / ЗАЩИТНИК / СПОСОБНОСТИ / ТАКТИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / PLAYERS / DEFENDER / ABILITIES / TACTICAL TRAINING / PHYSICAL TRAINING / TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хмырова Ольга Анатольевна, Швыдкая Марина Васильевна

Рассмотрены вопросы важности, необходимости технико-тактической и физической подготовки футболистов игрового амплуа «защитник» в учебно-тренировочном процессе. Предлагается разработка интегрированной модели тренировочного занятия для развития базовых способностей футболистов-защитников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хмырова Ольга Анатольевна, Швыдкая Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tactical Training Features of Defenders in Modern Football

There are considered the issues of importance, necessity of technical-tactical and physical training of players («defenders ») in the training process. It is proposed to develop an integrated training model to improve the basic abilities of the defenders’ players.

Текст научной работы на тему «Особенности тактической тренировки защитников в современном футболе»

УДК 796.332:796.015 ББК 4557.8,1

ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ЗАЩИТНИКОВ

В СОВРЕМЕННОМ ФУТБОЛЕ

О. А. Хмырова, М. В. Швыдкая

Приднестровский государственный университет имени Т. Г Шевченко, Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика

Рассмотрены вопросы важности, необходимости технико-тактической и физической подготовки футболистов игрового амплуа «защитник» в учебно-тренировочном процессе. Предлагается разработка интегрированной модели тренировочного занятия для развития базовых способностей футбо-лис тов-защитников.

Ключевые слова: футболисты, защитник, способности, тактическая тренировка, физическая подготовка, тренировочный процесс.

Актуальность. Все спортивные игры отличаются каким-то заурядным составом деятельности и для них, пожалуй, трудно найти аналог в обычной и спортивной жизни. Для современного футбола характерны высокие соревновательные нагрузки, темп игры, выполнение технических и тактических приёмов на больших скоростях с сопротивлением и без противника, применением активных систем защиты и нападения: прессинга и быстрого прорыва. Отличительными особенностями сегодняшнего футбола является постоянно возрастающая интенсивность игры, жёсткая атлетическая борьба по всему полю [1].

Специальные исследования показали высокую эффективность занятий футболом для разностороннего развития студенческой молодёжи. В данной работе мы затронули тактическую сторону игры в футбол. Именно с этой точки зрения эту игру можно рассматривать как противоборство двух групп спортсменов, каждая из которых старается преодолеть друг друга при помощи специальных средств, приёмов, борьбы на ограниченном пространстве и в ограниченное время [5].

Медленная игра в футболе — это прежде всего плохая тактика. Тактика в футболе — это быстрая игра, и чем быстрее, тем лучше. Вовсе не обязательно, чтобы тактика игры строилась на каких-то сложных, технических приёмах, но тем не менее обязательно, чтобы тактические замыслы воплощались в игре в быстром темпе. Быстрота технического выполнения тактических приёмов будет значительно больше, если техническое мастерство игроков выше [7].

Ни для кого не секрет, что тактическая организованность футбольной команды достигается

чётким распределением функций между каждым футболистом и объединением игровых амплуа в определённую систему. Желательно, чтобы при этом каждая система соответствовала индивидуальным особенностям игроков [2].

Футболисты разных игровых амплуа выполняют различную специфическую работу, соответственно, имеют разную структуру физической подготовленности и уровень её развития.

Для амплуа защитника первостепенны физические качества (быстрота, сила, выносливость). Кроме этого, необходима тактическая подготовленность, способность предвидеть игровую ситуацию, волевые качества, оперативное мышление. Среди тренеров бытует мнение о том, что для профессионального защитника тактическая подготовка ценится выше, чем техническая [3].

Анализируя научно-методическую литературу, мы могли обратить внимание на то, что вопрос физической и технико-тактической подготовки футболистов разных игровых амплуа разработан недостаточно и неполно.

В системе подготовки футболистов, по нашему мнению, ещё весьма слабо разработаны методики, которые позволили бы приблизить структуру тренировочного процесса к модели игровой деятельности каждого футболиста вне зависимости от его игрового амплуа. Поэтому считаем избранную тему нашего исследования актуальной.

Цель исследования заключается в разработке интегрированной модели тренировочного занятия для развития основных физических способностей футболистов-защитников, овладения целесообразной системой технико-тактических приёмов игры и внедрения этой модели в учебно-тренировочный процесс.

Задачи исследования:

1. Изучить методико-теоретические основы формирования тактики игры в футбол.

2. Определить место и значение физической подготовки в процессе формирования тактики в футболе.

3. Разработать интегрированную методику развития базовых физических способностей футболистов-защитников и методику овладения рациональной структурой технических и тактических приёмов.

4. Проверить и экспериментально доказать эффективность предложенной методики.

Материалы и методы исследования

Методические основы формирования тактики футболистов-защитников определяются решением поставленных нами задач, для которых были использовали следующие методы:

- анализ научно-методической литературы;

- педагогические наблюдения;

- педагогический эксперимент;

- статистический метод обработки экспериментальных данных.

Чтобы определить взаимосвязь между компонентами тактической и физической подготовки футболистов-защитников, необходимо установить уровень их базовых физических способностей. Для этого была разработана экспериментальная модель тренировочного занятия:

1. Структура упражнений — игровая.

2. Интенсивность — чуть выше 3/4, приближается к максимальным усилиям по мере сокращения серии (ЧСС — 170-190 уд./мин в одной серии).

3. Продолжительность серий — 14 + 12 + 10 + + 8 + 6 мин.

4. Режим чередований серий с отдыхом — каждая последующая серия начинается при ЧСС 120106 уд./мин, то есть перерывы для отдыха заполняются индивидуальными заданиями по технике выполнения различных приёмов. В этих паузах отдыха не должны использоваться упражнения высокой моторной плотности.

5. Количество повторений серий — 6 (приблизительно 70 % нагрузки).

Высокий уровень подготовки футболистов зависит от использования в тренировочном процессе специальных упражнений, которые воздействуют одновременно и на физическую и на технико-тактическую подготовленность.

Оценка физической, технической и тактической подготовки футболистов-защитников обусловливается многочисленными педагогическими на-

блюдениями, сравнительными характеристиками действий каждого игрока в процессе игры. Всё это позволяет тренеру-преподавателю моделировать процесс подготовки, программировать средства и методы учебно-тренировочного процесса [6].

Особое место в тренировочном процессе футболистов занимает контроль и оперативная оценка их подготовленности. Для педагогического контроля тренировки мы заранее составили специальные контрольные упражнения, позволяющие оценивать развитие основных физических качеств студентов-футболистов. Количество таких упражнений должно быть не более 4-5. В комплекс контрольных упражнений мы также включали упражнения, которые оценивают изменения в технике владения мячом, выполнение тактических приёмов и комбинаций. Для этого мы организовывали систематическое наблюдение за студентами-футболистами в ходе тренировочных занятий и их выступлениями на соревнованиях [4].

Анализ технико-тактических показателей игры студентов-футболистов основывался на результатах педагогического наблюдения, где применялась система записи соревновательной деятельности. Эта система и анализ позволили получить более объективные данные об уровне технико-тактической подготовленности студентов, занимающихся футболом, установить особенности деятельности каждого игрока, то есть игрового амплуа.

Результаты исследования и их обсуждение.

Для подтверждения актуальности предложенной работы и решения поставленных задач мы провели экспериментальное исследование со студентами 1-х и 2-х курсов Инженерно-технического института (ИТИ) Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко (ПГУ).

Исследования проводились в течение 2017/18 учебного года на базе футбольных площадок Республиканского стадиона г. Тирасполя. Всего в проводимом нами эксперименте участвовало 22 студента, занимающихся футболом: 11 студентов 1-го курса составили контрольную группу, 11 студентов 2-го курса — экспериментальную группу. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе мы провели предварительное тестирование по определению физических, технико-тактических способностей. На втором — разработали и внедрили экспериментальную методику формирования тактики на основе применения интегральной модели тренировочного

занятия. На третьем — повторили тестирование и провели математическую обработку результатов исследования.

После обработки результатов первого обследования в экспериментальную группу была внедрена методика тактической подготовки на основе интегрального подхода. В контрольной группе проводилось обучение по общепринятой программе физической подготовки футболистов. Все данные обрабатывались методом математической статистики, заносились в таблицы, и затем определялась достоверность различий по основным параметрам тактической подготовки и уровню развития физической подготовленности.

На начальном этапе эксперимента было выявлено, что исходный уровень владения техни-

ко-тактическими приёмами и физической подготовки в обеих группах примерно одинаков и различие между группами недостоверно, то есть можно предположить, что и контрольная и экспериментальная группы приблизительно одинаковы по уровню владения технико-тактическими приёмами и физической подготовки.

В ходе педагогического эксперимента была проведена апробация предложенной экспериментальной методики. По окончании эксперимента провели повторное тестирование и сделали сравнительный анализ результатов уровня владения технико-тактическими приёмами и физической подготовки в обеих группах до и после эксперимента. Результаты приведены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Сравнительный анализ результатов тестирования до эксперимента

№ п/п Показатель Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа(ЭГ) Достоверность различий

t p

1 Жонглирование, количество раз 24,5 ± 1,7 29,6 ± 2,4 1,6 < 0,05

2 Удар на точность, м 4,7 ± 1,1 6,0 ± 0,7 2,0 < 0,05

3 Бег на 60 м с мячом с обводкой, с 9,9 ± 0,5 9,8 ± 0,6 1,8 < 0,05

4 Прыжок в длину с места, см 174,2 ± 14,62 193 ± 7,7 2,1 < 0,05

5 Бег 300 м, с 56,2 ± 3,3 55,0 ± 2,5 1,8 < 0,05

6 6-минутный бег, м 1640 ± 62 1752 ± 50 1,6 < 0,05

№ п/п Показатели тестирования Группа До эксперимента После эксперимента Достоверность различий

t p

1 Жонглирование, количество раз К Э 20,1 ± 1,4 19,7 ± 1,2 25,4 ± 1,7 29,6 ± 2,4 1,8 < 0,05

2 Удар на точность, м К Э 4,0 ± 0,7 3,9 ± 0,4 4,7 ± 1,1 6,0 ± 0,7 2,1 < 0,05

3 Бег на 60 м с мячом с обводкой, с К Э 10.4 ± 0,3 10.5 ± 0,4 9,9 ± 0,5 9,8 ± 0,6 2,05 < 0,05

4 Прыжок в длину с места, см К Э 170 ± 10,5 168 ± 6,5 174,2 ± 14,62 193 ± 7,7 1,6 < 0,05

5 Бег 300 м, с К Э 56,4 ± 3,32 58,4 ± 2,9 56,2 ± 3,3 55,0 ± 2,5 1,8 < 0,05

6 6-минутный бег, м К Э 1632 ± 82 1752 ± 54 1640 ± 62 1782 ± 50 1,9 < 0,05

Таблица 2

Сравнительный анализ результатов тестирования до и после эксперимента

Апробированная нами экспериментальная методика позволила улучшить показатели не только скоростно-силовых качеств, но и технику, и тактику игры в футбол. Статистическая обработка данных в конце эксперимента подтвердила достоверность различий между испытуемыми группами по большинству показателей.

Таким образом, мы считаем, что рост показателей результатов эксперимента подтвердил актуальность нашего исследования и в полной мере решил поставленные в работе задачи. Однако стоит отметить то, что констатирующий эксперимент длился всего лишь один учебный год, и окончательная цель исследования нами ещё не достигнута в полном объёме.

Выводы. Проанализировав и обобщив литературные источники, мы можем говорить о том, что выбор средств и методов тактической подготовки футболистов-защитников требует от тренеров-преподавателей не только теоретических знаний и практического игрового опыта, но и творческого подхода, поиска наиболее эффективных путей к решению разных задач подготовки футболистов любого амплуа.

Тактические действия, выполняемые футболистами-защитниками во время игры, являются реализацией тактических знаний, которые необходимы игрокам для принятия быстрых, правильных решений в сложившейся игровой ситуации на поле. Поэтому мы можем полагать, что уровень тактического мышления у игрока обусловливает эффективность его техники.

Большое значение имеет тактическая связь линий как в защите, так и в нападении. Основной формой ведения игры в футбол должна быть кол-

Поступила в редакцию 19 февраля 2019 г.

лективная комбинационная игра, а не индивидуальная. Хотя из собственных наблюдений мы можем говорить об отдельно взятых случаях единоборства, которое приводило к благоприятному результату.

Тактическая тренировка должна строиться с учётом технических качеств игроков и на выработке тактических навыков. Особенности специфики двигательной деятельности футболистов разного амплуа существенно влияют на специальную физическую подготовку.

Методика специальной физической подготовки в соответствии с игровым амплуа футболистов способствует повышению тренировочной и соревновательной двигательной активности, улучшению количественных и качественных показателей технико-тактических действий.

Список литературы

1. Андреев, С. Н. Играй в футбол / С. Н. Андреев. — М. : Паматур, 2000. — 450 с.

2. Гиффорд, К. Всё о футболе / К. Гиффорд. — М. : АСТ, Астрель, Кладезь, 2015. — 661 с.

3. Годик, М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. — М. : Терра-спорт, 2006. — 250 с.

4. Перепекин, В. А. Восстановление работоспособности футболистов / В. А. Перепекин. — М. : Терра-спорт, 2006. — 120 с.

5. Старостин, А. П. Большой футбол / А. П. Старостин. — М. : Высш. шк., 2014. — 255 с.

6. Уткин, В. Играйте в футбол! Записки спортивного комментатора / В. Уткин. — М. : Наука, 2016. — 312 с.

7. Цирик, Б. Я. Азбука спорта. Футбол / Б. Я. Ци-рик, Ю. С. Лукашин. — М. : Физкультура и спорт, 2012. — 294 с.

Для цитирования: Хмырова, О. А. Особенности тактической тренировки защитников в современном футболе / О. А. Хмырова, М. В. Швыдкая // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 93-97.

Сведения об авторах

Хмырова Ольга Анатольевна — старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физической культуры и спорта, Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика. fizvos1986@mail.ru

Швыдкая Марина Васильевна — старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физической культуры и спорта, Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика. marinazar76@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2019, vol. 4, no. 1, pp. 93-97.

Tactical Training Features of Defenders in Modern Football 1Hmyrova O.A., 2Shvydkaia M.V.

T. G. Shevchenko State University of Pridnestrovie, Tiraspol, Pridnestrovie 1fizvos 1986@m ail. ru;2m arinazar76@m ail. ru

There are considered the issues of importance, necessity of technical-tactical and physical training of players («defenders») in the training process. It is proposed to develop an integrated training model to improve the basic abilities of the defenders' players.

Keywords: players, defender, abilities, tactical training, physical training, training process.

References

1. Andreyev S.N. Igray v futbol [Play football]. Moscow, 2000. 450 p. (In Russ.).

2. Gifford K. Vsyo o futbole [All about football]. Moscow, 2015. 661 p. (In Russ.).

3. Godik M.A. Fizicheskaya podgotovka futbolistov [Physical training of football players]. Moscow, 2006. 250 p. (In Russ.).

4. Perepekin V.A. Vosstanovleniye rabotosposobnosti

futbolistov [Restoration of efficiency of football players]. Moscow, 2006. 120 p. (In Russ.).

5. Starostin A.P. Bol'shoy futbol [Big football]. Moscow, 2014. 255 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Utkin V. Igrayte v futbol! Zapiski sportivnogo kommentatora [Play football! Notes sports commentator]. Moscow, 2016. 312 p. (In Russ.).

7. Tsirik B.Ya., Lukashin Yu. S. Azbuka sporta. Futbol [Alphabet sports. Football]. Moscow, 2012. 294 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.