УДК 796.332:796.015 ББК 4557.8,1
ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ЗАЩИТНИКОВ
В СОВРЕМЕННОМ ФУТБОЛЕ
О. А. Хмырова, М. В. Швыдкая
Приднестровский государственный университет имени Т. Г Шевченко, Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика
Рассмотрены вопросы важности, необходимости технико-тактической и физической подготовки футболистов игрового амплуа «защитник» в учебно-тренировочном процессе. Предлагается разработка интегрированной модели тренировочного занятия для развития базовых способностей футбо-лис тов-защитников.
Ключевые слова: футболисты, защитник, способности, тактическая тренировка, физическая подготовка, тренировочный процесс.
Актуальность. Все спортивные игры отличаются каким-то заурядным составом деятельности и для них, пожалуй, трудно найти аналог в обычной и спортивной жизни. Для современного футбола характерны высокие соревновательные нагрузки, темп игры, выполнение технических и тактических приёмов на больших скоростях с сопротивлением и без противника, применением активных систем защиты и нападения: прессинга и быстрого прорыва. Отличительными особенностями сегодняшнего футбола является постоянно возрастающая интенсивность игры, жёсткая атлетическая борьба по всему полю [1].
Специальные исследования показали высокую эффективность занятий футболом для разностороннего развития студенческой молодёжи. В данной работе мы затронули тактическую сторону игры в футбол. Именно с этой точки зрения эту игру можно рассматривать как противоборство двух групп спортсменов, каждая из которых старается преодолеть друг друга при помощи специальных средств, приёмов, борьбы на ограниченном пространстве и в ограниченное время [5].
Медленная игра в футболе — это прежде всего плохая тактика. Тактика в футболе — это быстрая игра, и чем быстрее, тем лучше. Вовсе не обязательно, чтобы тактика игры строилась на каких-то сложных, технических приёмах, но тем не менее обязательно, чтобы тактические замыслы воплощались в игре в быстром темпе. Быстрота технического выполнения тактических приёмов будет значительно больше, если техническое мастерство игроков выше [7].
Ни для кого не секрет, что тактическая организованность футбольной команды достигается
чётким распределением функций между каждым футболистом и объединением игровых амплуа в определённую систему. Желательно, чтобы при этом каждая система соответствовала индивидуальным особенностям игроков [2].
Футболисты разных игровых амплуа выполняют различную специфическую работу, соответственно, имеют разную структуру физической подготовленности и уровень её развития.
Для амплуа защитника первостепенны физические качества (быстрота, сила, выносливость). Кроме этого, необходима тактическая подготовленность, способность предвидеть игровую ситуацию, волевые качества, оперативное мышление. Среди тренеров бытует мнение о том, что для профессионального защитника тактическая подготовка ценится выше, чем техническая [3].
Анализируя научно-методическую литературу, мы могли обратить внимание на то, что вопрос физической и технико-тактической подготовки футболистов разных игровых амплуа разработан недостаточно и неполно.
В системе подготовки футболистов, по нашему мнению, ещё весьма слабо разработаны методики, которые позволили бы приблизить структуру тренировочного процесса к модели игровой деятельности каждого футболиста вне зависимости от его игрового амплуа. Поэтому считаем избранную тему нашего исследования актуальной.
Цель исследования заключается в разработке интегрированной модели тренировочного занятия для развития основных физических способностей футболистов-защитников, овладения целесообразной системой технико-тактических приёмов игры и внедрения этой модели в учебно-тренировочный процесс.
Задачи исследования:
1. Изучить методико-теоретические основы формирования тактики игры в футбол.
2. Определить место и значение физической подготовки в процессе формирования тактики в футболе.
3. Разработать интегрированную методику развития базовых физических способностей футболистов-защитников и методику овладения рациональной структурой технических и тактических приёмов.
4. Проверить и экспериментально доказать эффективность предложенной методики.
Материалы и методы исследования
Методические основы формирования тактики футболистов-защитников определяются решением поставленных нами задач, для которых были использовали следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- педагогические наблюдения;
- педагогический эксперимент;
- статистический метод обработки экспериментальных данных.
Чтобы определить взаимосвязь между компонентами тактической и физической подготовки футболистов-защитников, необходимо установить уровень их базовых физических способностей. Для этого была разработана экспериментальная модель тренировочного занятия:
1. Структура упражнений — игровая.
2. Интенсивность — чуть выше 3/4, приближается к максимальным усилиям по мере сокращения серии (ЧСС — 170-190 уд./мин в одной серии).
3. Продолжительность серий — 14 + 12 + 10 + + 8 + 6 мин.
4. Режим чередований серий с отдыхом — каждая последующая серия начинается при ЧСС 120106 уд./мин, то есть перерывы для отдыха заполняются индивидуальными заданиями по технике выполнения различных приёмов. В этих паузах отдыха не должны использоваться упражнения высокой моторной плотности.
5. Количество повторений серий — 6 (приблизительно 70 % нагрузки).
Высокий уровень подготовки футболистов зависит от использования в тренировочном процессе специальных упражнений, которые воздействуют одновременно и на физическую и на технико-тактическую подготовленность.
Оценка физической, технической и тактической подготовки футболистов-защитников обусловливается многочисленными педагогическими на-
блюдениями, сравнительными характеристиками действий каждого игрока в процессе игры. Всё это позволяет тренеру-преподавателю моделировать процесс подготовки, программировать средства и методы учебно-тренировочного процесса [6].
Особое место в тренировочном процессе футболистов занимает контроль и оперативная оценка их подготовленности. Для педагогического контроля тренировки мы заранее составили специальные контрольные упражнения, позволяющие оценивать развитие основных физических качеств студентов-футболистов. Количество таких упражнений должно быть не более 4-5. В комплекс контрольных упражнений мы также включали упражнения, которые оценивают изменения в технике владения мячом, выполнение тактических приёмов и комбинаций. Для этого мы организовывали систематическое наблюдение за студентами-футболистами в ходе тренировочных занятий и их выступлениями на соревнованиях [4].
Анализ технико-тактических показателей игры студентов-футболистов основывался на результатах педагогического наблюдения, где применялась система записи соревновательной деятельности. Эта система и анализ позволили получить более объективные данные об уровне технико-тактической подготовленности студентов, занимающихся футболом, установить особенности деятельности каждого игрока, то есть игрового амплуа.
Результаты исследования и их обсуждение.
Для подтверждения актуальности предложенной работы и решения поставленных задач мы провели экспериментальное исследование со студентами 1-х и 2-х курсов Инженерно-технического института (ИТИ) Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко (ПГУ).
Исследования проводились в течение 2017/18 учебного года на базе футбольных площадок Республиканского стадиона г. Тирасполя. Всего в проводимом нами эксперименте участвовало 22 студента, занимающихся футболом: 11 студентов 1-го курса составили контрольную группу, 11 студентов 2-го курса — экспериментальную группу. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе мы провели предварительное тестирование по определению физических, технико-тактических способностей. На втором — разработали и внедрили экспериментальную методику формирования тактики на основе применения интегральной модели тренировочного
занятия. На третьем — повторили тестирование и провели математическую обработку результатов исследования.
После обработки результатов первого обследования в экспериментальную группу была внедрена методика тактической подготовки на основе интегрального подхода. В контрольной группе проводилось обучение по общепринятой программе физической подготовки футболистов. Все данные обрабатывались методом математической статистики, заносились в таблицы, и затем определялась достоверность различий по основным параметрам тактической подготовки и уровню развития физической подготовленности.
На начальном этапе эксперимента было выявлено, что исходный уровень владения техни-
ко-тактическими приёмами и физической подготовки в обеих группах примерно одинаков и различие между группами недостоверно, то есть можно предположить, что и контрольная и экспериментальная группы приблизительно одинаковы по уровню владения технико-тактическими приёмами и физической подготовки.
В ходе педагогического эксперимента была проведена апробация предложенной экспериментальной методики. По окончании эксперимента провели повторное тестирование и сделали сравнительный анализ результатов уровня владения технико-тактическими приёмами и физической подготовки в обеих группах до и после эксперимента. Результаты приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов тестирования до эксперимента
№ п/п Показатель Контрольная группа (КГ) Экспериментальная группа(ЭГ) Достоверность различий
t p
1 Жонглирование, количество раз 24,5 ± 1,7 29,6 ± 2,4 1,6 < 0,05
2 Удар на точность, м 4,7 ± 1,1 6,0 ± 0,7 2,0 < 0,05
3 Бег на 60 м с мячом с обводкой, с 9,9 ± 0,5 9,8 ± 0,6 1,8 < 0,05
4 Прыжок в длину с места, см 174,2 ± 14,62 193 ± 7,7 2,1 < 0,05
5 Бег 300 м, с 56,2 ± 3,3 55,0 ± 2,5 1,8 < 0,05
6 6-минутный бег, м 1640 ± 62 1752 ± 50 1,6 < 0,05
№ п/п Показатели тестирования Группа До эксперимента После эксперимента Достоверность различий
t p
1 Жонглирование, количество раз К Э 20,1 ± 1,4 19,7 ± 1,2 25,4 ± 1,7 29,6 ± 2,4 1,8 < 0,05
2 Удар на точность, м К Э 4,0 ± 0,7 3,9 ± 0,4 4,7 ± 1,1 6,0 ± 0,7 2,1 < 0,05
3 Бег на 60 м с мячом с обводкой, с К Э 10.4 ± 0,3 10.5 ± 0,4 9,9 ± 0,5 9,8 ± 0,6 2,05 < 0,05
4 Прыжок в длину с места, см К Э 170 ± 10,5 168 ± 6,5 174,2 ± 14,62 193 ± 7,7 1,6 < 0,05
5 Бег 300 м, с К Э 56,4 ± 3,32 58,4 ± 2,9 56,2 ± 3,3 55,0 ± 2,5 1,8 < 0,05
6 6-минутный бег, м К Э 1632 ± 82 1752 ± 54 1640 ± 62 1782 ± 50 1,9 < 0,05
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов тестирования до и после эксперимента
Апробированная нами экспериментальная методика позволила улучшить показатели не только скоростно-силовых качеств, но и технику, и тактику игры в футбол. Статистическая обработка данных в конце эксперимента подтвердила достоверность различий между испытуемыми группами по большинству показателей.
Таким образом, мы считаем, что рост показателей результатов эксперимента подтвердил актуальность нашего исследования и в полной мере решил поставленные в работе задачи. Однако стоит отметить то, что констатирующий эксперимент длился всего лишь один учебный год, и окончательная цель исследования нами ещё не достигнута в полном объёме.
Выводы. Проанализировав и обобщив литературные источники, мы можем говорить о том, что выбор средств и методов тактической подготовки футболистов-защитников требует от тренеров-преподавателей не только теоретических знаний и практического игрового опыта, но и творческого подхода, поиска наиболее эффективных путей к решению разных задач подготовки футболистов любого амплуа.
Тактические действия, выполняемые футболистами-защитниками во время игры, являются реализацией тактических знаний, которые необходимы игрокам для принятия быстрых, правильных решений в сложившейся игровой ситуации на поле. Поэтому мы можем полагать, что уровень тактического мышления у игрока обусловливает эффективность его техники.
Большое значение имеет тактическая связь линий как в защите, так и в нападении. Основной формой ведения игры в футбол должна быть кол-
Поступила в редакцию 19 февраля 2019 г.
лективная комбинационная игра, а не индивидуальная. Хотя из собственных наблюдений мы можем говорить об отдельно взятых случаях единоборства, которое приводило к благоприятному результату.
Тактическая тренировка должна строиться с учётом технических качеств игроков и на выработке тактических навыков. Особенности специфики двигательной деятельности футболистов разного амплуа существенно влияют на специальную физическую подготовку.
Методика специальной физической подготовки в соответствии с игровым амплуа футболистов способствует повышению тренировочной и соревновательной двигательной активности, улучшению количественных и качественных показателей технико-тактических действий.
Список литературы
1. Андреев, С. Н. Играй в футбол / С. Н. Андреев. — М. : Паматур, 2000. — 450 с.
2. Гиффорд, К. Всё о футболе / К. Гиффорд. — М. : АСТ, Астрель, Кладезь, 2015. — 661 с.
3. Годик, М. А. Физическая подготовка футболистов / М. А. Годик. — М. : Терра-спорт, 2006. — 250 с.
4. Перепекин, В. А. Восстановление работоспособности футболистов / В. А. Перепекин. — М. : Терра-спорт, 2006. — 120 с.
5. Старостин, А. П. Большой футбол / А. П. Старостин. — М. : Высш. шк., 2014. — 255 с.
6. Уткин, В. Играйте в футбол! Записки спортивного комментатора / В. Уткин. — М. : Наука, 2016. — 312 с.
7. Цирик, Б. Я. Азбука спорта. Футбол / Б. Я. Ци-рик, Ю. С. Лукашин. — М. : Физкультура и спорт, 2012. — 294 с.
Для цитирования: Хмырова, О. А. Особенности тактической тренировки защитников в современном футболе / О. А. Хмырова, М. В. Швыдкая // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 93-97.
Сведения об авторах
Хмырова Ольга Анатольевна — старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физической культуры и спорта, Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика. fizvos1986@mail.ru
Швыдкая Марина Васильевна — старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физической культуры и спорта, Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика. marinazar76@mail.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 1, pp. 93-97.
Tactical Training Features of Defenders in Modern Football 1Hmyrova O.A., 2Shvydkaia M.V.
T. G. Shevchenko State University of Pridnestrovie, Tiraspol, Pridnestrovie 1fizvos 1986@m ail. ru;2m arinazar76@m ail. ru
There are considered the issues of importance, necessity of technical-tactical and physical training of players («defenders») in the training process. It is proposed to develop an integrated training model to improve the basic abilities of the defenders' players.
Keywords: players, defender, abilities, tactical training, physical training, training process.
References
1. Andreyev S.N. Igray v futbol [Play football]. Moscow, 2000. 450 p. (In Russ.).
2. Gifford K. Vsyo o futbole [All about football]. Moscow, 2015. 661 p. (In Russ.).
3. Godik M.A. Fizicheskaya podgotovka futbolistov [Physical training of football players]. Moscow, 2006. 250 p. (In Russ.).
4. Perepekin V.A. Vosstanovleniye rabotosposobnosti
futbolistov [Restoration of efficiency of football players]. Moscow, 2006. 120 p. (In Russ.).
5. Starostin A.P. Bol'shoy futbol [Big football]. Moscow, 2014. 255 p. (In Russ.).
6. Utkin V. Igrayte v futbol! Zapiski sportivnogo kommentatora [Play football! Notes sports commentator]. Moscow, 2016. 312 p. (In Russ.).
7. Tsirik B.Ya., Lukashin Yu. S. Azbuka sporta. Futbol [Alphabet sports. Football]. Moscow, 2012. 294 p. (In Russ.).