Е.А. Самохина, Н.В. Седых
Особенности организации занятий по черлидингу на этапе подготовки к соревнованиям детей 8-11 лет
Особенностью черлидинга как вида спорта является то, что спортсмены соревнуются как командами (номинации «Чир», «Чир-Микс», «Чир-Данс», «Чир-Данс-Шоу», «Групповые станты»), так и индивидуально (номинация «Индивидуальный черлидер», «Талисман»). В групповых соревновательных номинациях мастерство оценивается по технике выполнения элементов программы всей командой в целом. В индивидуальных номинациях - по технике исполнения элементов программы отдельным спортсменом. Но следует заметить, что главный акцент в черлидинге делается на соревнование командами. Подтверждением этого служит количество и разнообразие групповых соревновательных номинаций. Поэтому черлидинг - это главным образом командный вид спорта. В связи с этим, главной целью является подготовка спортсменов-черлидеров в составе команды к региональным и российским соревнованиям по черлидингу в категории «дети» (9-11 лет). Был определен круг задач, включающий развитие физических качеств и личностных качеств спортсменов (качеств лидера); формирование и развитие
специальных навыков и умений, необходимых для освоения элементов технического, артистического, группового, теоретического компонентов подготовки; участие в соревнованиях по черлидингу, культурных и спортивно-массовых мероприятиях.
Для достижения поставленных целей и задач мы выделили следующие типы занятий, которые общеприняты в
сложнокоординационных видах спорта и практически оправданы: учебное, тренировочное, постановочное, контрольное, модельное занятия, занятие по ОФП. Практика показала, что для достижения наилучших результатов занятия целесообразно проводить четыре раза в неделю, используя вышеприведенную многовариантность типов занятий. Это способствует эффективности и разносторонности подготовки спортсменов. Занятия на неделю мы распределили по следующим образом: один раз в неделю - занятие черлидингом по программе «Чир»; один раз в неделю - занятие черлидингом по программе «Чир-Данс»; один раз в неделю -занятие по ОФП; один раз в неделю - занятие по хореографии.
В зависимости от этапа подготовки в тренировочном сезоне данные виды занятий могут осуществляться согласно вышеуказанным различным типам занятий.
302
Цель нашего исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка целесообразности применения различных типов занятий на определенных этапах подготовки детей 8-11 лет к соревнованиям по черлидингу в течение одного тренировочного сезона.
Практический анализ показал, что на начальном (подготовительном) этапе подготовки занятия черлидингом по программам «Чир» и «Чир-Данс» целесообразно проводить по типу учебного и тренировочного занятий, чередуя их в соотношении 1: 2 (или 3). При этом учебные занятия направлены на освоение нового материала. Здесь идет изучение базовых элементов «Чир» и «Чир-Данс»-программ. Главное для тренера на такого рода занятиях - определиться с группой элементов, которую планируется вынести на изучение и выделить из этой группы то количество элементов, которое спортсмены без особого напряжения смогут запомнить и повторить на данном занятии. Как показали результаты педагогического наблюдения за спортсменами в течение двух тренировочных сезонов, оптимальным количеством для изучения на одном учебном занятии является не более 2-3 новых элементов, желательно из одной группы. Тренировочные занятия направлены на закрепление навыков, полученных на учебном занятии, отработку и совершенствование техники выполнения новых элементов. Поэтому сочетание на практике учебных и тренировочных занятий в черлидинге при подготовке детей 8-11 лет достаточно эффективно.
Таким образом, благодаря вышеописанному построению занятий черлидингом по программам «Чир» и «Чир-Данс» на этапе начальной подготовки (7-8 лет) спортсмены осваивают элементы двух основных программ черлидинга, разносторонне развиваясь. Это позволяет выявить способности ребенка к программе «Чир» и ее номинациям (гимнастическо-акробатическая направленность) или программе «Чир-Данс» (танцевально-хореографическая направленность). В дальнейшем, на этапе начальной специализации (с 9 лет), это способствует эффективному перераспределению в соответствующие команды.
Занятия по ОФП на подготовительном этапе подготовки к соревнованиям имеют очень важное значение и содержат упражнения, направленные на воспитание ведущих физических качеств (гибкость, растяжка, мышечная сила, выносливость, координация движений и т. п.). Также данные занятия имеют тренировочный характер и оказывают большое нагрузочное влияние на организм спортсменов и позволяют им легче осваивать элементы соревновательной программы.
Занятия по хореографии необходимы для освоения «языка танца»; постановки линий рук, ног, корпуса; формирования осанки,
303
походки, тонуса тела. Кроме того, на данных занятиях происходит изучение и отработка элементов «Чир-Данс»-программы: пируэтов, лип-прыжков, шпагатов, махов, чир-прыжков. Поэтому занятия по хореографии носят характер не только тренировочных, но и учебных занятий.
На этапе подготовки к соревнованиям вышеописанные разновидности занятий имеют другой характер. Здесь становится актуальным проведение занятий по типу постановочных, модельных, контрольных, тренировочных.
При этом на данный этап мы разделили на два: начальный этап подготовки к соревнованиям и более поздний этап (включая завершающий этап подготовки).
На начальном этапе подготовки к соревнованиям предполагается, что все элементы, необходимые для освоения возрастной категорией (дети 8-11 лет), изучены и отработаны на подготовительном этапе. Поэтому здесь занятия черлидингом по программам «Чир» и «Чир-Данс» носят характер постановочных занятий, предметом которых является создание соревновательной композиции по соответствующим программам. Происходит постановка и изучение связок и фрагментов композиции, состоящих из основных элементов данных соревновательных программ, базовых черлидиновых и танцевальных движений. Эффективно, когда после изучения фрагмента композиции идет его отработка. Поэтому здесь также целесообразно чередовать постановочные и тренировочные типы занятий. Что предполагает постановку фрагмента или изучение связки на одном занятии и дальнейшую отработку на последующих двух или трех тренировочных занятиях. Такая методика способствует не только более лучшему запоминанию композиции, но и предостерегает от неправильного ее заучивания и выполнения элементов. Таким образом, на начальном этапе подготовки к соревнованиям с помощью применения различных типов занятий каждый спортсмен изучает и доводит до совершенства элементы и движения технического компонента соревновательной программы.
Занятия по ОФП так же как и на подготовительном этапе носят тренировочный характер, но здесь целесообразно проводить контрольные занятия. Цель данного типа занятий - проверка успеваемости спортсменов, уровень развития их физических качеств. Таким образом, отслеживается уровень их физической подготовленности к соревнованиям.
Занятия по хореографии на данном этапе носят тренировочный характер. Более поздний этап подготовки к соревнованиям предполагает, что композиция полностью поставлена, изучена и поэлементно технически отработана каждым спортсменом и группой в целом. Поэтому занятия черлидингом по программам «Чир» и «Чир-
304
Данс» на данном этапе предполагают отработку группового и артистического компонента программы. Данные занятия проводятся по постановочному и тренировочному типу, где идет постановка рисунка композиции, отрабатывается синхронность, динамика программы, ровность построенных линий и рядов, пропорциональность построенных конфигураций. Для этого занятия проводятся по типу модельного, когда его содержание и структура максимально приближены к соревновательным условиям. Спортсмены должны выполнить программу «с настроением», выразительно, с улыбкой.
Занятия по ОФП и по хореографии на данном этапе аналогичны соответствующим занятиям на начальном этапе подготовки к соревнованиям.
Таким образом, в результате практического применения различных типов занятий при поэтапной подготовке детей 8-11 лет к соревнованиям по черлидингу было установлено, что каждый из вышеописанных типов занятий имеет место при подготовке спорт-сменов-черлидеров и эффективен на том этапе, на котором он применяется, что в целом способствует подготовке команды к соревнованиям в категории «дети 9-11 лет», а также правильному и эффективному распределению детей в «Чир» и «Чир-Данс»-команды на этапе начальной специализации.
С. В. Титовец, М. В. Щодро
Основные теоретические вопросы при обучении тактике футбольной игры студентов факультета физической культуры
Овладение теорией тактики имеет большое значение для роста и совершенствования тактического мастерства. Под понятием «теория тактики» мы понимаем совокупность специальных знаний, которые являются необходимым условием целесообразной деятельности на поле. Эти знания включены в каждое действие. Они постоянно дополняются и уточняются в процессе тренировки. Формирование тактических умений и навыков с их помощью значительно ускоряется и качественно улучшается.
Педагогический процесс обучения тактике ставит целью дать студенту знания, сформулировать умения, закрепить навыки, развить качества, которые способствовали бы его успешной деятельности в постоянно меняющихся условиях игры в футбол.
Процесс обучения содержит три следующих взаимно и тесно связанных компонента: усвоение специальных знаний по тактике; овладение специальными умениями и навыками - индивидуальными и коллективными тактическими действиями; развитие творческих способностей.
305