Затронутые в работе вопросы рассматриваются автором с разной степенью подробности и доказательности. Те или иные аспекты излагаемой здесь концепции физической рекреации, вопросы соотнесения субъекта и объекта в рамках предлагаемой концепции могут показаться спорными или недостаточно обоснованными. Но это, по-видимому, неизбежно на настоящем этапе разработки проблемы и вызовет дальнейшие научные дискуссии. Не претендуя на формулирование бесспорных истин, в ряде случаев полемизируя с коллегами, автор приглашает их к совместному осмыслению одной из сложных и слабо разработанных проблем физической рекреации, а именно субъекта - объекта физической рекреации и характера взаимоотношений между ними.
Е.А. Самохина
Методика отбора в детские команды по черлидингу
Большое разнообразие видов спорта расширяет возможности индивида достигнуть мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.
Черлидинг - это новый вид спорта для нашей страны, который сочетает в себе энергичные спортивные танцы с элементами гимнастики и акробатики. Спортивная зрелищность и возможности для самореализации спортсмена в данном виде спорта возможны за счёт разнообразия номинаций «Чир», «Чир-Данс», «Чир-Данс-Шоу», «Групповые станты», «Индивидуальный черлидер», «Талисман». Главными из которых являются две соревновательные программы -«Чир» и «Чир-Данс».
Программа «Чир» имеет большую спортивную направленность, включает достаточно большое количество акробатических элементов. Программа «Чир-Данс», напротив, имеют танцевальнохореографическую направленность. Все это делает актуальным вопрос о методике отбора детей 8-11 лет в команды «Чир» и «Чир-Данс», основанной на определении способностей детей к той или иной программе.
299
Учитывая накопленный опыт, а также ознакомившись и проанализировав этапы и методики отбора в гимнастике, акробатике, танцах, нами были выделены пять этапов спортивного отбора в черлидинге.
Цель нашего исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка целесообразности применения методики отбора в команды по черлидингу детей 8-11 лет, основанной на выявлении способностей, позволяющих в дальнейшем проявить себя в «Чир»- программе, имеющей гимнастическо-акробатическую направленность или в «Чир-Данс»-программе, имеющей танцевально-хореографическую направленность.
Методика спортивного отбора в черлидинге включает пять этапов: агитационные мероприятия; искусственный отбор детей 7-
8
лет в группы начальной подготовки; естественный отсев детей 78 лет; этап начальной специализации (дети с 9 лет); отбор в сборные команды по черлидингу детей с 12 лет.
Введение в практику Волгоградской Федерации черлидинга данной методики отбора детей для занятий черлидингом и дальнейший анализ результатов ее применения на практике позволил сделать следующие выводы:
• этап искусственного отбора детей 7-8 лет позволяет определить их способности к данному виду спорта: анатомоморфологические особенности ребенка (рост - длина тела, вес, весо-ростовой индекс); внешние данные (осанка, выворотность ног, подтянутость мышц, выражение лица, уверенность, артистизм); физические качества (гибкость, растяжка, мышечная сила, координация движений, музыкальный слух, чувство ритма); психологические особенности (качества лидера). На данном этапе отсеивается 30-40 % детей;
• на этапе естественного отсева осуществляется наблюдение за детьми в процессе обучения в группах начальной подготовки и развития физических способностей с целью установления темпов осваивания программного материала начальной подготовки. На данном этапе происходит естественный отсев тех детей, которые в течение 1-2 месяцев занимаются черлидингом в группах начальной подготовки и не справляются с требуемой нагрузкой. Поэтому данный этап неизбежен и позволяет выявить наиболее способных к черлидингу, целеустремленных детей. Процент отсева составляет 20-30 %;
• этап начальной специализации способствует распределению детей с 9 лет в черлидинговые команды по соревновательным программам «Чир» и «Чир-Данс», а также выделению детей для номинации «Индивидуальный черлидер» и «Групповые станты». Данный этап начинается через 1-2 года занятий детей черлидингом
300
в группах начальной подготовки. Мы установили, что распределение в команды эффективно проводить в форме экзамена, который позволяет выявить наиболее способных детей к той или иной соревновательной программе. Разработанная нами методика проведения экзамена включает основные элементы черлидинга, которые предлагается выполнить каждому кандидату от простых до сложных. При этом оценивается три компонента: технический (включает базовые элементы черлидинга), артистический, хореографический. Дети, которые по результатам экзамена получили наиболее высокие баллы, приближенные к максимальным, по элементам «Чир»-программы (базовые позиции рук и ног, чир-прыжки, шпагаты, махи, акробатические элементы, кричалки) распределяются в «Чир»-команды для дальнейшей специализации. Дети, которые получили баллы, приближенные к максимальным, по элементам «Чир-Данс»-программы (базовые позиции рук и ног, чир-прыжки, шпагаты, махи, лип-прыжки, пируэты, гимнастические элементы), а также за технику использования помпонов и хореографический компонент распределяются в «Чир-Данс»-команды. Также дети, которые хорошо освоили элементы обоих программ, могут заниматься в двух командах. Те дети, которые получили максимальные или близкие к ним оценки по акробатическим, гимнастическим элементам, чир-прыжкам, шпагатам, махам и кричалкам являются потенциальными претендентами в номинацию «Индивидуальный черлидер». Высокие оценки по артистическому компоненту приветствуются во всех соревновательных программах.
Кроме того, на практике было установлено, что такие экзамены способствуют отслеживанию уровня подготовленности спортсменов, поэтому их целесообразно проводить один раз в год. Для детей до 12 лет данные экзамены являются переводными, для детей с 12 лет - классификационными по сдаче норм на присвоение спортивного разряда, так как именно с этого возраста в черлидинге начинается присвоение спортивных разрядов.
Таким образом, в результате практического применения разработанной нами методики спортивного отбора в черлидинге было установлено, что данная методика позволяет учесть особенности данного вида спорта и определить способности ребенка на начальном этапе, в процессе искусственного и естественного отбора; а также способствует правильному и эффективному распределению детей в «Чир» и «Чир-Данс»-команды на этапе начальной специализации согласно выявленным гимнастическо-акробатическим или танцевальным способностям.
301