Научная статья на тему 'О субъектно-объектных отношениях в сфере физической рекреации'

О субъектно-объектных отношениях в сфере физической рекреации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
119
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О субъектно-объектных отношениях в сфере физической рекреации»

Ю.Е. Рыжкин

О субъектно-объектных отношениях в сфере физической рекреации

Современные научные исследования физической рекреации направлены в основном на разработку ее понятийнотерминологического аппарата, уточнение разнообразных функций, среди которых главное внимание уделяется функции оптимизации физического здоровья человека. Что касается раскрытия других предметных областей физической рекреации, место и значение в системе научных знаний, то здесь мнения исследователей значительно расходятся и зависят от конкретных научных дисциплин и научных ориентации ученых.

Очевидно, что теория физической культуры, которая не без оснований считается родовой системой для физической рекреации (метасистемой), рассматривает по-своему проблему физической рекреации. Уточняются её место в структуре физической культуры, взаимоотношениям с другими её видами - физическим воспитанием, спортом, двигательной реабилитацией и адаптивной физической культурой (В.М. Выдрин, 1989). В то же время теория физической культуры должна учитывать, что делается в данном направлении и в других научных дисциплинах. Теоретическое осмысление проблемы физической рекреации должно способствовать решению многих практических задач, встающих на нынешнем этапе развития нашего общества. Всякая теория, претендующая на объективность, проверяется практикой и проходит испытание временем.

Все более многоголосая полифония научных исследований физической рекреации укрепляет осознание о необходимости её философского осмысления, которое могло бы послужить теоретической основой и интеграционным принципом её разнородных частных научных исследований. Действительно, в настоящее время проблема физической рекреации охватывает круг вопросов, никак не вмещающихся ни в область биологических, ни в область психологических наук и тем более не ограничивается только областью теории физической культуры или общей рекреации. В область исследования физической рекреации интенсивно проникают психология, культурология, социология, экономика, география курортология, ювенология и другие науки. Каждая из этих наук вычленяет в предмете их общего интереса доступные ей стороны и закономерности в соответствии с предметом своей науки. Но при этом теряется целостное понимание физической рекреации как системного явления, не учитываются узловые проблемы, её отличие от других форм и видов двигательной деятельности. В этом случае она имеет, прежде всего, конкретно-целевую прикладную направленность.

294

Современные представления о физической рекреации убедительно свидетельствуют о возрастающем её значении в пространственно-временном аспекте повседневной жизни людей, её роли в основных сферах человеческого бытия: труде, быту и свободном времени, процессах образования, воспитания и культуры, оптимизации целостного состояния здоровья. Наметилось изучение таких частных аспектов физической рекреации, которым ранее не уделялось внимания: например, роль физической рекреации в социокультурном и социально-психологическом развитии личности, формировании новых форм социальных взаимоотношений и др. Можно заключить, что проблема физической рекреации основательно и прочно вошла в отечественную науку, многие её аспекты стали предметом глубоких научных исследований. Очевидным также стал междисциплинарный подход к анализу физической рекреации, и философская наука осознает свою общетеоретическую и методологическую функцию в комплексном её исследовании, координации усилий представителей разных научных дисциплин. В этой связи актуально звучат слова П.Ф. Лесгафта, что без философии нет и конкретной науки.

Одним из недостаточно изученных вопросов теории физической рекреации, но имеющим важное методологическое, теоретическое, эмпирическое и прогностическое значение, является вопрос о субъекте-объекте физической рекреации и характере взаимоотношений между этими двумя парными категориями. Актуальность более углубленного изучения данного вопроса обусловлена тем, что человек - носитель физической рекреации, и все рассуждения о познаваемом явлении без учета человека не имеют смысла.

В самом общем смысле слова субъект - это познающая и практически действующая объективная социальная реальность: человек, группа людей или общество в целом. Объект - та часть материальной действительности, внешнего мира, материи, которая включена в познавательно-практическую деятельность субъекта. Понятие объекта познания выражает какую-либо часть объективной действительности (К.А. Альбуханова-Славская, 1991). Категория субъект-объект является узловой среди всех категорий физической рекреации. Но существует множество неясностей и расхождений мнений относительно анализа субъекта и объекта, субъектно-объектных отношений в рамках физической рекреации. Анализируя проблему субъекта-объекта в современных научных исследованиях физической рекреации и их соотношении, можно отметить, что данная проблема в основном решается в рамках естественно-научных (биологических) и в меньшей степени общественных наук. Гуманитарные же науки в решении данной проблемы не принимают участия.

295

Для раскрытия типа причинности гуманитарного знания С.Л. Рубинштейн выдвигает как ключевую гипотезу идею субъекта. Именно субъектность, а не субъективность, по его мнению, должна вскрыть специфику гуманитарной методологии, имеющей дело со своим типом детерминации, связанным с целостностью этих знаний (Рубинштейн, 1989). Идея субъекта как методологически центральной для гуманитарного знания имеет значение для исследования частных проблем научного знания, в том числе и проблемы физической рекреации. Основанием для установления взаимоотношений между субъектом и объектом в различных науках естественнонаучного, общественного и гуманитарного циклов в их единстве и взаимосвязи, по-видимому, является философским основанием и для физической рекреации.

Выделение субъекта и объекта человеческой деятельности позволяет уточнить, кто действует и на что это действие направлено. Проблема эта затрагивает практическое отношение человека к действительности, т. е. человек выступает субъектом собственной познавательной и предметно-практической деятельности. Бытие существует независимо от субъекта, но в качестве объекта оно соотносится с субъектом. Предметы, явления внешнего мира, существующие независимо от субъекта, становятся объектами по мере того, как субъект вступает в связь с ними. Субъект своим познанием и деятельностью конструирует собственное бытие. При этом С.Л. Рубинштейн отмечает, что в качестве субъекта познания человек выступает вторично; первично он субъект действия, практической деятельности (Рубинштейн, 1989).

Как отмечалось выше, реальным носителем физической рекреации является человек, его познавательная и предметнопрактическая деятельность выступает способом реализации функций физической рекреации в различных сферах человеческого бытия: природе, обществе, сфере досуга. В ходе практической деятельности человек одновременно выступает субъектом и объектом деятельности, тем самым образуя субъектно-объектные отношения, охватывающие человеческую деятельность во всем многообразии её проявлений.

Исходной характеристикой индивида как субъекта, первым и необходимым его признаком позволяющим отличать субъект от объекта, является активность субъекта. Активность служит основным принципом организации человеком своей жизни и направлена не только на адаптацию к условиям своей жизни, но и преобразование их в своих целях. Объект деятельности предстает как предмет приложения активности. Активность вызвана потребностью в развитии субъекта, преобразовании существующего статус-кво (М.А. Эльмурзаев, 2009).

296

Активность человека имеет сознательный характер, т. е. она приобретает форму деятельности и составляет второй признак субъекта. Осознанный характер активности субъекта позволяет ему проявлять волю, самоконтролировать, саморегулировать свою деятельность, т. е. она приобретает форму свободной деятельности. В этом случае пути и средства достижения поставленной цели избираются свободно, жестко не заданы биологической природой субъекта, внешними нормативными факторами и определяются личностно-психологическими и социокультурными потребностями субъекта, т. е. на уровне субъективности, что позволяет отличать один субъект от другого. Свободная деятельность - это высшая форма проявления активности субъекта, основная характеристика физкультурно-рекреационной деятельности.

Исходными формами взаимодействия субъекта с объектом физической рекреации служит также познавательная и предметнопрактическая деятельность. В гносеологических исследованиях значение понятия «субъект» раскрывается через определенность его бытия, в общефилософском смысле - для обозначения специфики субъекта действия и практики. Познание как субъективное отражение объективной действительности не ограничивается только результатом одностороннего воздействия внешнего объекта материального мира на человека, человек активен и выступает одновременно и объектом воздействия на собственное «Я». Субъект физкультурно-рекреационной деятельности превращается в объект собственного познания, объект деятельности, способ отражения противостоящей человеку объективной реальности. Нельзя не видеть качественного различия субъекта как субъекта и объекта познания. Безусловно, не следует понимать субъект как чисто природное, биологическое существо, взаимодействующее с объективным миром по природным, биологическим закономерностям, совершающимся в организме человека. Такое понимание характерно для большинства современных исследований физической рекреации. Подобное понимание взаимоотношений субъекта и объекта неприемлемо для диалектико-материалистической теории познания.

Взаимодействие субъекта с объектом следует рассматривать как взаимодействие индивида с объективными, не зависящими от него обстоятельствами его жизни. В отличие от природы человек выступает не только как объект воздействия практической деятельности, но и как объект собственного воздействия. Все отражения внешнего мира субъективны лишь по форме, в познании же они объективны по содержанию.

Познавая природные явления, человек познает собственное к ним отношение. Субъект разделяется на субъект практической и субъект духовной деятельности. Научное познание - важнейшая, но не единственная форма духовной деятельности. Существуют и дру-

297

гие формы познавательной духовной деятельности, общественного сознания - эстетическое, нравственное, религиозное, философское и др. К познавательным компонентам деятельности относятся образовательный, социально-психологический и социокультурный. Все выделенные компоненты духовной жизни, безусловно, представлены в физической рекреации, но эти вопросы в её исследованиях раннее не рассматривались.

К предметно-практическим компонентам взаимодействия субъекта и объекта относится физическое здоровье субъекта, функциональное состояние его организма. Разумеется, оба аспекта соотнесения субъекта и / объекта физической рекреации - познавательный и предметно-практический взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга, и их нельзя разрывать. В то же время выделяемая взаимосвязь неоднозначна. В настоящее время значительно возрастает значимость именно познавательного компонента физической рекреации.

Результативный эффект сознательной, целенаправленной, свободной, ценностно-ориентационной активности субъекта проявляется в его уникальности, т. е. дает широкий спектр индивидуальных вариаций видовой структуры субъекта деятельности.

Следует коснуться еще одного аспекта проблемы. Сколько ни были бы существенны все указанные различия между субъектом и объектом, они все же не абсолютны. Человек в одном случае может выступать субъектом, в другом - объектом познания и предметной деятельности.

Сказанное выше позволяет сделать ряд выводов, касающихся особенностей субъектно-объектных отношений, возникающих в сфере физической рекреации. Их основа - познавательная и предметно-практическая деятельность. Любая познавательная и предметно-практическая деятельность предполагает использование определенных посредников между познающим субъектом и познаваемым объектом. В донаучной практике роль этих посредников играли спонтанно возникающие подвижные игры. В настоящее время неизмеримо возрастает значимость социокультурных средств, реализуемых посредством двигательной деятельности. Но сами специфические физические, психологические, культурологические и другие особенности человека влияют на выбор им средств познания и деятельности.

Индивидуальное самосознание человека формируется только в соотнесении с сознанием другого человека. Отдельный человек как нечто обособленное не заключает человеческой сущности в себе. Человеческая сущность налицо только в единстве человека с человеком. Человек и для себя является человеком в обычном смысле только в соотнесении себя с другим человеком в общении, межсубъективных отношениях (М.С. Каган, 1988).

298

Затронутые в работе вопросы рассматриваются автором с разной степенью подробности и доказательности. Те или иные аспекты излагаемой здесь концепции физической рекреации, вопросы соотнесения субъекта и объекта в рамках предлагаемой концепции могут показаться спорными или недостаточно обоснованными. Но это, по-видимому, неизбежно на настоящем этапе разработки проблемы и вызовет дальнейшие научные дискуссии. Не претендуя на формулирование бесспорных истин, в ряде случаев полемизируя с коллегами, автор приглашает их к совместному осмыслению одной из сложных и слабо разработанных проблем физической рекреации, а именно субъекта - объекта физической рекреации и характера взаимоотношений между ними.

Е.А. Самохина

Методика отбора в детские команды по черлидингу

Большое разнообразие видов спорта расширяет возможности индивида достигнуть мастерства в одном из видов спортивной деятельности. Слабое проявление свойств личности и качественных особенностей применительно к одному из видов спорта не может рассматриваться как отсутствие спортивных способностей. Малопредпочтительные признаки в одном виде спортивной деятельности могут оказаться благоприятными факторами и обеспечивать высокую результативность в другом виде. В связи с этим прогнозирование спортивных способностей можно осуществлять только применительно к отдельному виду или группе видов, исходя при этом из общих положений, характерных для системы отбора.

Черлидинг - это новый вид спорта для нашей страны, который сочетает в себе энергичные спортивные танцы с элементами гимнастики и акробатики. Спортивная зрелищность и возможности для самореализации спортсмена в данном виде спорта возможны за счёт разнообразия номинаций «Чир», «Чир-Данс», «Чир-Данс-Шоу», «Групповые станты», «Индивидуальный черлидер», «Талисман». Главными из которых являются две соревновательные программы -«Чир» и «Чир-Данс».

Программа «Чир» имеет большую спортивную направленность, включает достаточно большое количество акробатических элементов. Программа «Чир-Данс», напротив, имеют танцевальнохореографическую направленность. Все это делает актуальным вопрос о методике отбора детей 8-11 лет в команды «Чир» и «Чир-Данс», основанной на определении способностей детей к той или иной программе.

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.