Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНСКОЙ ССР'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНСКОЙ ССР Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TENDENCIES IN THE DIETARY OF THE PEOPLE OF THE UKRAINIAN SSR

The authors found that the main changes, that occurred in the dietary of the people of the Ukrainian SSR in the last 45 years (from 1925 to 1970) consist in increase in the use of meat, fish, dairy produce, sugar and products with a high sugar contents and decrease in the use of bread products.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНСКОЙ ССР»

УДК »13.2-»58(4Л)

•В. И. Смоляр, А. К. Руденко, С. Я» Попик, Л. Л. Мазаева

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНСКОЙ ССР

-Киевский научно-исследовательский институт гигиены питания Министерства здраво»

•охранения УССР

Питание сельского населения Украины в дореволюционное время было -неудовлетворительным. По данным С. А. Клепикова, калорийность продуктов животного происхождения в дневном рационе крестьян Харьковской губернии равнялась 10,6%, Херсонской — 4,2%. При этом в Хер-•сонской губернии 73,1% (из 95,8%) калорийности продуктов растительного происхождения приходилось на хлебопродукты. Как указывал тот же автор, в среднем на душу населения потребление белков животного происхождения крестьянами до революции не превышало 18,8 г, т. е. 11% общего количества белков их рациона. Растительное масло составляло 50% общего количества жиров; норма его потребления была равна 17,5 г в сутки. Значительную часть продуктов животного происхождения (молоко, масло, яйца, мясо и т. п.) крестьяне продавали на рынках в городе. Наиболее неудовлетворительным являлось питание беднейших слоев крестьянства. Питание рабочих было еще хуже. (С. А. Маркович). Оценивая данные исследователей дореволюционного периода, можно отметить, что питание крестьян и промышленных рабочих характеризовалось «белковым голоданием, жировым недоеданием и избытком углеводов» (С. Я- ТомЫн).

За годы Советской власти произошли коренные изменения в питании жителей Украинской ССР. Однако данные литературы о тенденциях в питании тружеников села и промышленных рабочих республики отсутствуют. В связи с этим в 1970 г. Киевский научно-исследовательский институт питания совместно с кафедрами гигиены питания и общей гигиены медицинских институтов и областными санэпидстанциями Украины изучил питание сельского населения и промышленных рабочих. Полученные сведения были сопоставлены с опубликованными в печати материалами о питании жителей села и рабочих промышленности в 20—30-е гг. (С. Я. Томшн).

По данным С. Я- Том1лша, исследования, проведенные в 1925— 1928 гг., свидетельствуют о возросшем потреблении белков и жиров животного происхождения по сравнению с питанием в дореволюционное время. Так, в 1926 г. потребление животных белков возросло до 28,9 г на душу населения, в 1927 г. — до 31,3 г, а в 1928 г. — до 30 г (в 1913 г. — лишь 18,8 г), что обусловлено увеличением количества мяса, рыбы и молочных продуктов в питании крестьян. Потребление жиров животного происхождения возросло с 17,5 г в 1913 г. до 70—72 г в 1926— 1928 гг. Наряду с этим количество углеводов в питании сельских жителей в 1925—1928 гг. было избыточным (692,7—721 г в среднем на душу населения). Удельный вес хлебопродуктов оставался высоким.

В 1925 г. калорийность пищи у крестьян и промышленных рабочих обеспечивалась за счет хлебопродуктов (соответственно 70,5 и 69,2%), картофеля (10,3 и 9,8%), мяса, рыбы и молока (7,3 и 13,7%). Представление о калорийности пищи дает рис. 1. К 1970 г. произошли изменения в питании сельского населения и промышленных рабочих. Так, за минувшие 45 лет резко снизилась калорийность пищи за счет хлебопродуктов (на 27,9 и 26,7% соответственно), что обусловлено уменьшением их потребления. Напротив, резко возросла калорийность набора продуктов за •счет возросшего потребления продуктов животного происхождения (на 17% у жителей села и на 14,9% у рабочих). Обращает на себя внимание увеличение потребления в 1970 г. сахара и кондитерских продуктов по <равнению с 1925 г.

О/ Ш2 ШШ

Рис. 1. Удельный вес калорий (А) и белков (Б) в структуре питания сельского населения и промышленных рабочих в 1925 и 1970 гг.

Рис. 2. Удельный вес углеводов в структуре питания сельского населения и промышленных рабочих в 1925 и 1970 гг.

1 — углеводы за счет хлебопродуктов; 2 — углеводы за счет картофеля; 3 — углеводы за счет сахара и продуктов с его высоким содержанием: 4 — углеводы за счет

1 — калории и белок за счет хлебопродуктов; 2 — калории и белок за счет картофеля: 3 — калории и белок за счет мяса, рыбы и молочных продуктов:

4 — калории за счет сахара:

5 — калории и белок за счет

других продуктов.

других продуктов.

Отмеченные тенденции в питании сельского населения и промышленных рабочих согласуются с изменениями, наблюдаемыми в других экономически развитых странах (ЧССР, Польша, Швеция и др.). Как указывают Овапсоуэ и Не]'с1а, к 1964 г. потребление сахара в ЧССР увеличилось на 61,2% (с 63,6 до 102,5 г в сутки) по сравнению с 1936 г. НеИэкот и \Vret-Ппс1 сообщают, что в Швеции с 1876 по 1965 г. количество хлеба и прочих мучных и крупяных изделий в рационе уменьшилось в среднем на 18 г.

В связи с отмеченными сдвигами в среднедушевом продуктовом наборе интересно было выяснить тенденцию в потреблении основных пищевых веществ. Из рис. 1 видно, что в 1925 г. 71,2% белков в питании сельских жителей и 60% белков в питании промышленных рабочих поступало с хлебопродуктами. Белки мяса, рыбы и молочных продуктов составляли 33,2% белков в питании промышленных рабочих и 20% в питании сельского населения. К 1970 г. потребление белков существенным образом изменилось. Потребление белков за счет хлебопродуктов снизилось на 22,1% у сельского населения и на 20,1% у промышленных рабочих, а за счет продуктов животного происхождения, напротив, возросло на 17,1 и 12,6% соответственно. В 1925 г. 67% жиров в питании сельского населения обеспечивали продукты животного происхождения и 33% — растительного.

Промышленные рабочие в этот период получали 51% жиров за счет продуктов животного происхождения и 49% — за счет растительного. В 1970 г. сельское население потребляло 72,1% жиров животного происхождения и 27,9% растительных жиров. Рабочим за счет продуктов животного происхождения поступало 69,1% жиров и за счет растительных продуктов —31,9%. Следовательно, потребление жиров населением Украинской ССР увеличивается за счет жиров животного происхождения. В 1925 г. жиры обеспечивали 18,5% калорийности рациона промышленных рабочих и 17,8% рациона сельских жителей, из них жиров животного происхождения — 9,2% у рабочих и 16,7% у крестьян. В 1970 г. жиры обеспечивали уже 29,8% общей калорийности суточного рациона рабочих и 28,5% рациона сельских жителей, что соответствует рекомендуемым величинам. Возросла также доля жиров животного происхождения в об-

щей калорийности (22,4% у сельских жителей и 27,8% у промышленных рабочих). Потребление растительного масла сельским населением осталось на прежнем уровне (13,9 и 13,3 г в сутки соответственно), а промышленными рабочими—несколько снизилось (с 16 г в 1925 г. до 13,3 г в 1970 г.). Значительно увеличилось потребление маргарина, особенно в питании рабочих. По данным зарубежных исследователей, потребление маргарина повысилось и в экономически развитых странах Европы (Hell-strom и Wretlind; Ros и Szczygiel, и др.).

Наряду с увеличением потребления белков и жиров одним из важнейших показателей непрерывно происходящего процесса улучшения питания населения является снижение удельного веса углеводов в общей калорийности рациона (рис. 2). Так, если в 1925 г. за счет углеводов обеспечивалось 88,8% калорийности рационов крестьян и 66,1% — рабочих, то в 1970 г. соответственно 58 и 52,9%. В 1925 г. у тружеников села с хлебопродуктами поступало 70,5% углеводов, у рабочих—85,3%. Через 45 лет содержание углеводов в питании сельских жителей за счет хлебопродуктов снизилось на 11,9%, у промышленных рабочих—на 34,5%. Зато значительно увеличилось потребление сахара и продуктов с его высоким содержанием (конфеты и другие кондитерские изделия, варенье), что согласуется с данными, опубликованными в ЧССР. Как показали Osancova и Hejda, удельный вес калорий в этой стране за счет сахара возрос в 1963 г. до 12,9% по сравнению с 9,6% в 1950 г.

Следовательно, для питания населения Украинской ССР характерны снижение потребления хлебопродуктов и увеличение потребления мяса, рыбы, молочных продуктов, сахара и сахаропродуктов. Эти изменения вызваны ростом материального благосостояния народа, что позволяет в большем количестве, чем в 1925 г., включать в рационы продукты животного происхождения с высоким содержанием полноценного белка.

Вместе с тем в питании населения республики отмечается значительное уменьшение доли сложных углеводов в составе растительных продуктов, в основном злаковых и, напротив, увеличение потребления сахара, конфет, кондитерских изделий. Процесс сокращения потребления сложных углеводов, по-видимому, будет отмечаться и в дальнейшем, а это может привести к росту числа людей, страдающих ожирением, а также атеросклерозом и диабетом. С гигиенической точки зрения целесообразно, чтобы в,организм больше поступало Сахаров за счет овощей, фруктов и т. д., где углеводы находятся в природном сочетании с витаминами, минеральными веществами, органическими кислотами, пектиновыми веществами и другими ингредиентами, необходимыми организму.

Можно предположить, что в дальнейшем калорийность набора пищевых продуктов в среднем на душу населения будет иметь тенденцию к снижению (ниже 3000 ккал). Дальнейшее увеличение потребления Сахаров является нежелательным. Рост потребления белковых продуктов животного происхождения (мясо, рыба, молочные продукты, яйца) некоторое время, по-видимому, еще будет сохраняться. Тем не менее снижение калорийности набора продуктов питания будет происходить до известного предела, что связано с физиологическими особенностями организма человека и условиями внешней среды в эпоху научно-технического прогресса. В связи с этим перед гигиенистами ставится задача более широкой пропаганды основ рационального питания среди населения.

ЛИТЕРАТУРА. Маркович С. А. Спутник лектора. Статистичш мате-р1яли з сошяльно! ririeHH. XapKiB — Khíb, 1931. — Т о м i л i н С. J. Пробл. харчування, 1932, № 7, с. 15. — H е 1 1 s t г a m V., Wretlind A., Ernâhrungswirtschaft, 1970, Bd 17, S. 141. — К о s С., S z е z у g i е 1 A., Przem. spozywczy, 1969, т. 23, с. 310. — Osancova К.. Hejda S., Csl. Gastroent. Vyz., 1967, т. 21, с. 526.

Поступила 2/1 II 1973.-.

THE MAIN TENDENCIES IN THE DIETARY OF THE PEOPLE OF THE UKRAINIAN SSR

V. I. Smolyar, A. K. Rudenko, S. Ya. Popik, L. L. Mazaeva

The authors found that the main changes, that occurred in the dietary of the people of the Ukrainian SSR in the last 45 years (from 1925 to 1970) consist in increase in the use of •meat, fish, dairy produce, sugar and products with a high sugar contents and decrease in the use of bread products.

УДК 572.512.I-053.5(476)(083.8I4)

Канд. мед. наук А. А. Крюкова, канд. мед. наук Д. С. Лещинский, Т. В. Крамаренко

НОВЫЕ РОСТОВЫЕ ТАБЛИЦЫ БЕЛОРУССКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Белорусский научно-исследовательский санитарно-гигиенический институт, Минск

Ростовые таблицы школьников БССР впервые были разработаны на основе изучения роста 57 555 учащихся школ Минска и 15 426 учащихся школ Минского сельского района 1. В связи с бурным развитием акселерации эти таблицы утратили достоверность, возникла необходимость в составлении новых таблиц. Потребность эта диктовалась также введением с 1/1 1972 г. новых ГОСТ на школьную мебель с новой системой деления школьников не на 7 ростовых групп, как это имело место раньше, а на 5 с интервалами в росте учащихся, равными 15 см вместо принятых ранее 10 см. Для разработки новых ростовых таблиц были использованы данные о росте 55 623 учащихся школ Минска, Бреста и Витебска, Минского и Витебского районов.

В процессе обработки полученных материалов установлено, что акселерация отмечается на всей территории БССР. Наиболее отчетливо она выражена в крупных городах. Более заметно ее влияние в южных и западных районах и слабее—в северных и восточных. Однако различия эти не столь значительны, как в масштабах Советского Союза в целом.

В Минске рост учащихся измеряли дважды с интервалами в 10 лет, что позволило выявить существенные изменения этого показателя, явившиеся результатом акселерации. В 1-х классах школ Минска количество учащихся 6-й ростовой группы (рост 120—129 см) сократилось в 1V2—3 раза, а число детей высокого роста (свыше 130 см) увеличилось более чем в 2 раза. Больше стало учащихся высокого роста во всех классах — с 1-го по 10-й включительно. В целом по школам города число детей, имеющих рост свыше 160 см, увеличилось с 11,8 до 24,9%, т. е. более чем в 2 раза. Заметно изменился и средний рост школьников каждого класса (см. табл. 1).

Как видно из табл. 1, наибольшее увеличение среднего роста школьников отмечается в 1-х и 4-х классах (соответственно на 6,33 и 6,22 см). Десятиклассники стали выше в среднем на 2,82 см. Это дает основание утверждать, что рост молодежи Минска за 10 лет увеличился примерно на 3 см. Гораздо менее заметные изменения за 10 лет произошли в росте школьников Минского района.

Таблица 1 Изменения среднего роста школьников Минска за 10 лет

Класс Средний рост учащихся (в см) Прибавка роста (в см)

i960 г. 1970 г.

1-Й 125,22 131,55 6,33

2-й 129,94 133,35 3,41

3-й 135,02 139,36 4,34

4-й 137,15 143,37 6,22

5-й 146,52 149,02 3,50

6-й 152,11 155,89 3,78

7-й 157,22 160,16 2,94

8-й 161,32 164,02 2,70

9-й 163,75 167,02 3,29

10-й 164,92 167,74 2,82

1 Гигиена и санитария, 1961, № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.