УДК 316.4
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
© Р. М. Нутфулина
Башкирский государственный аграрный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450001, ул. 50 лет Октября, 34.
Тел.+ 7 (347) 228 0617.
Е-mail: snow [email protected]
В статье рассматриваются основные тенденции трудовой социализации студенческой молодежи, которые непосредственно связаны с процессами, происходящими в современном Российском обществе. Необходимо научное исследование и понимание проблемы социализации будущих специалистов для выработки эффективной государственной политики.
Ключевые слова: рыночная экономика, адаптация, вторичная занятость, образование, прагматизм, профессионализм, трудоустройство, ценность, мотивация, государственная политика.
Современное состояние рынка труда и происходящие процессы в экономике требуют особого внимания к проблемам студентов в сфере трудовой деятельности. Следует отметить, что в последнее десятилетие на трудовые ориентации, социальное поведение и трудовую социализацию студенческой молодежи оказывает воздействие большой комплекс внешних и внутренних факторов жизнедеятельности общества.
Известно, что переход нашего общества на рыночную экономику и резкое уменьшение роли стипендии в материальном обеспечении студентов, а также распространение платных форм образования (в 2005 году свыше 50% вузов Российской Федерации работали на коммерческой основе) создали систему принципиально новых факторов трудовой социализации.
Одним из главных факторов и одновременно критериев адаптированности студентов к новым условиям является их материальное положение, наличие финансовых возможностей для получения качественных знаний и становления личности (спорт, досуг, культура и т.д.). В условиях современной социально-экономической трансформации данный фактор приобретает особенное значение. С одной стороны, из-за существенного возрастания остроты финансовых проблем студента, с другой стороны, этот показатель является индикатором социальной стратификации как родителей, так и самих студентов.
В настоящее время подавляющее число студентов находится на содержании родителей. Так, социологи В. И. Добрынина и Т. Н. Кутхевич подчеркивают, что «ухудшение и без того трудного экономического положения студенческой молодежи заставляет ее практически постоянно прибегать к материальной помощи родителей: от 80 до 96% студенческой молодежи (в зависимости от региона) пользуются ею систематически» [1, С. 39].
Однако, хотя большая часть студентов (в основном начальных курсов) находится на иждивении, зависит от родителей и родственников, в про-
цессе обучения студенты все больше приобретают независимость, в том числе и материальную. Вторичная занятость студенческой молодежи в последнее время приобретает все более широкое распространение. Неудивительно, что основная часть студентов последнего курса обучения указывает заработную плату как один из основных источников существования. Таким образом, материальное положение и социальное настроение студенчества свидетельствует о том, что молодое поколение вынуждено адаптироваться к рыночной экономике.
Следует учесть, что студент 2000-х годов отличается тем, что процесс социализации, восприятие ценностей, формирование жизненных ориентиров, оценок, приоритетов происходили в условиях постсоветской России. Он имеет повышенную ориентацию на улучшение материального благосостояния и как вполне нормальное явление рассматривает многие стороны жизни и взгляды, которые раньше осуждались (открытый протекционизм, крайний прагматизм, эгоцентризм). Иными словами, современные студенты гораздо лучше, чем предыдущее поколение, адаптированы к современной России. Их адаптированность проявляется в росте оптимистических настроений, уверенности в завтрашнем дне. Для них этот мир понятен и предсказуем [2, С. 150].
Из этого следует, что трудовая активность в последние годы имеет определенные отличия, которые связаны с переменами, происходящими в нашей стране, и в особенности на рынке труда и в сфере высшего образования.
Нельзя не отметить, что одной из важных тенденций развития трудовой социализации молодежи в современных условиях выступает то, что молодежь стремится к получению высшего образования, так как уверена: в современных условиях на рынке труда знания имеют высокую цену. Однако нельзя не учесть, что часть студентов все более ориентируется на прагматические ценности. Образование для них имеет ценность в инструментальном плане: оно позволяет в перспективе улучшить «качество
Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №3
129
жизни», завоевать определенный социальноэкономический статус. Отмечается и нарастающая прагматичность молодежи в выборе специальности, вуза, т. е. ориентированность не на свои способности, профессиональные интересы, а на перспективность, престижность той или иной специальности. В то же время значительная часть студентов ценит образование прежде всего за возможность получения реальных знаний, профессии, а не только за его формальный атрибут - диплом. Высокий престиж образования, уважительное отношение к знаниям было всегда характерной традицией высшей школы России и СССР. По мнению студенческой молодежи, для относительно стабильного и устойчивого положения на рынке труда необходима высокая профессиональная подготовка, хорошая специальность, отвечающая современной конъюнктуре рынка. Высшее образование дает более широкий выбор видов деятельности, развивает способность приспосабливаться к жизни. Существует понимание того, что вузы пока дают достаточные профессиональные знания и общую культуру: культуру мышления, познания, общения и отношения к делу, столь необходимые в бизнесе [3, С. 99].
В последние годы все возрастающее число студентов сочетают учебу в вузе с оплачиваемой работой, которая является важнейшим фактором, определяющим отношение к учебе и вовлеченность в образовательную деятельность. Среди основных целей занятости студенческой молодежи выдвигается забота о послевузовском трудоустройстве, потребность в работе как одной из форм социализации. Для основной части молодежи работа по важности уступает учебе в вузе, в то же время имеет существенное значение. Как показывает анализ, более серьезное отношение к учебе присуще студентам, работающим по специальности или в сфере, близкой к ней. Таким образом, работа может положительно влиять на отношение студентов к учебе при условии приближенности ее характера и содержания к вузовской специализации, так как успешность усвоения знаний по предметам учебной программы во многом зависит от имеющихся у студентов представлений о будущей профессии. Для большинства студентов на данном жизненном этапе оплачиваемая работа является в большей степени инструментальной ценностью. Студенты работают для заработка, получения трудового стажа и повышения своих «конкурентных преимуществ» на рынке труда после окончания вуза, а не для реализации своих способностей и повышения профессионального статуса [4, С. 137].
Таким образом, несмотря на то что студенты вынуждены адаптироваться к современным условиям, искать «подработку» и самостоятельно приобретать необходимый опыт, очевидно, что подавляющее число студентов не хотят бросать учебу. По данным социологических исследований, «70%
опрошенных заявили, что они попытаются совместить учебу с работой даже в том случае, если найдут высокооплачиваемое место» [3, С. 100]. Из этого следует, что значение высшего образования на современном этапе является одной из главных жизненных ценностей студенческой молодежи.
Некоторыми авторами отмечается тенденция выдвижения студентами старших курсов работы по специальности на более высокое место по сравнению с учебой в шкале ценностей повседневной жизни. Данная тенденция может объясняться тем, что значительная часть выпускников вузов продолжают работать там же, где они трудились во время учебы [4, С. 137].
Среди качеств, которые особенно важны для достижения успеха, студенческой молодежью выделяется умение добиваться своего, напористость, предприимчивость, т. е. студенческая молодежь выбирает те качества, которые характеризуют делового человека и значимы для реализации деловой активности. Данные исследований, проведенных в последние годы, подтверждают, что в молодежной среде постепенно утверждаются ценности общества с рыночной экономикой - рационализм, позитивизм, индивидуализм [5, С. 82]. В то же время современному работнику недостаточно только знать и уметь, для него важнейшим становится момент самовыражения.
Следует отметить, что осознанное формирование материальных стимулов к труду, процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно наблюдается у студенческой молодежи на старших курсах. Поэтому при приближении окончания профессионального обучения наблюдается стремление не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди часто стремятся к получению дополнительных умений и навыков. Студенты считают, что выпускник вуза должен хорошо знать иностранные языки, свободно пользоваться компьютером, проявлять деловитость, уметь четко выполнять указания руководства, самостоятельно находить выгодные заказы, иметь глубокие профессиональные знания [3, С. 100].
Однако наблюдается тенденция падения социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. Различные социологические исследования последних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение больших денег, материальной выгоды. Именно «большая зарплата» - основной решающий мотив при выборе места работы. В принципе «деньги» - одна из главных ценностей рыночного общества. И желание жить хорошо (что прямо свя-
зано с наличием денег) - желание нормальное, если оно не переходит границ, если оно не в ущерб человеческому в человеке.
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. В молодежной среде ярко выражено понимание собственной значимости в делах общества. Стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу отразилось на возросшей тяге к образованию, приобретению престижных профессий. Ценность образования, во многом утерявшая свое значение для молодежи в начале 90-х годов, вновь в числе ее приоритетных жизненных ценностей.
2. Эффективность функционирования современной образовательной системы подрывает то, что около половины всех типов профессий, по которым ведется подготовка в учебных заведениях, не востребованы на рынке труда. В этой связи до 50% молодых специалистов впоследствии проходят переквалификацию, даже не приступая к работе по освоенной в учебном заведении профессии.
3. В сознании и поведении молодежи усиливаются прагматизм, стремление к материальному достатку, ориентация на предпринимательство. Культ денег главенствует в иерархии ценностных ориентаций значительной части молодежи, что отразило как особенности времени, так и разное понимание жизненных перспектив молодыми людьми: деньги выступают как условие удовлетворения потребностей не только в развлечении, но и в духовном росте, саморазвитии. В этом смысле имеет большое значение коммерциализация сферы молодежного досуга, туризма, спорта, которая все менее доступна для средне- и малообеспеченной молодежи. Преодолевая эти препятствия, молодежь в значительной своей части стремится к самообеспечению. На этой основе в молодежной сфере формируется положительное отношение к предпринимательству, достижению материального достатка.
4. В последнее время в России идет процесс отчуждения молодежи от производительного труда. Для значительной ее части труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Этому в значительной степени способствовала отмена социалистического принципа «обязательности труда» и «гарантии права на труд».
Одним из важнейших условий возврата молодежи на заводы и фабрики, к сельскохозяйственному труду выступает трудовое воспитание в семье, школе, пропаганда трудового образа жизни в обще-
стве. Следовательно, традиционный культ труда, трудовой образ жизни в стране утвердится лишь тогда, когда государство решительно будет гарантировать право на труд.
Перечисленные негативные тенденции в «сфере рынок труда и молодежь» находятся в очевидном противоречии с ожиданиями усиления экономического участия молодежи в подъеме производства. Это свидетельство того, что налицо симптомы нынешнего молодежного кризиса, что Россия может потерять потенциал, который необходим для ее возрождения.
В целом, ведущие направления трудовой социализации современных российских студентов, к сожалению, отличаются противоречивым характером, бессистемностью и пока еще неэффективно регулируются современным обществом, хотя значение этого процесса для будущего нашей страны трудно переоценить.
Таким образом, проблемы трудовой социализации студенческой молодежи на современном этапе непосредственно связаны с процессами, происходящими в современном российском обществе. Духовно-нравственные устои и образ жизни не просто существенно изменились, но и приобрели новое качественное содержание. Причем изменения, охватившие общество, в том числе и студенчество, в последние годы имеют системный характер и затрагивают как экономические, так и социальнопрофессиональные и духовные аспекты. Следовательно, необходимо научное исследование и понимание данной реальности с учетом сложившейся социальной ситуации, социально-экономических условий жизни и духовно-нравственных потребностей студенчества. В том числе одной из актуальных задач современной науки становится изучение базовых факторов трудовой социализации студенческой молодежи и разработка методики ее оптимизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Добрынина В. И., Кутхевич Т. Н. Студенчество 90-х: новые тенденции и старые традиции. М.: НИИВО, 1993. С.39.
2. Эфендиев А. Г. Кондрашова М. В. // Мир России. 2004. №1. С.150.
3. Меренков А. В. // Соц. Исследования, 1998 г. №12. С. 99100.
4. Большакова О. А. // Соц. исследования. 2005. №4. С. 137.
5. Сурина И. А. Ценностно-ориентированные группы молодежи в ценностном пространстве России // Социологический сборник. Выпуск 7. Социум, 2000. С.84.
Поступила в редакцию 13.02.2007 г.