& СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
УДК 316.614.2 ББК 60.5,022
ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Т.И. Самсонова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Трудовая социализация, в отличие от профессиональной и профессиональнотрудовой социализации, которые предполагают, прежде всего, освоение профессиональных норм, ценностей, умений, профессиональной роли, начинается задолго до трудовой деятельности, с детства, продолжается в школе, в среднем профессиональном учебном заведении, в вузе, в трудовом коллективе, то есть охватывает собой всю сознательную активную жизнь человека. Трудовая социализация - более широкое понятие. Так, в подростковом возрасте трудовая социализация включает формирование и развитие положительного отношения личности к труду, понимания значимости труда в жизни общества и отдельного человека; овладение основными доступными в этот период видами трудовой деятельности и необходимыми для этого знаниями; формирование потребности в профессиональном самоопределении, овладение знаниями о возможностях его реализации. В период получения образования и дальнейшей профессиональной деятельности трудовая социализация личности, безусловно, подразумевает овладение знаниями, умениями и навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности; усвоение и воспроизводство профессиональной культуры; вхождение человека в новую социальнопрофессиональную среду, в систему групповых отношений; развитие профессионально важных качеств и освоение профессиональной роли.
Трудовая социализация в профессиональной деятельности - это процесс, в ходе которого формируются профессионально-деловые качества личности и совершенствуются социально-психологиче-
ские и ценностно-нравственные черты. Человек адаптируется к трудовому коллективу, к своей профессии, усваивает нормы коллективного труда и отдыха, включается в принципиально новую для себя систему межличностных и деловых (производственных, административных, технологических, информационных) отношений. Профессиональная деятельность помогает человеку понять основные нюансы выбранной профессии на практике, является основой самореализации человека в обществе как специалиста в своем деле.
Проблема трудовой и профессиональной социализации впервые поднимается социологами на рубеже XIX и XX веков в научном поле общей теории социализации, а позже исследуется в 20-30-е годы в рамках структурно-функциональной теории. В развитие теории профессиональной социализации значительный вклад внесли Т. Парсонс и П.Сорокин, которые применяли понятия, введенные З.Фрейдом, в рамках известной теории социального действия и социальных систем [1, 2].
В современных социально-экономических условиях функционирования российского общества процесс жизненного самоопределения и трудовой социализации молодежи приобрел качественно новые характеристики. Произошедшие в нашей стране радикальные социальноэкономические и общественнополитические преобразования оказали значительное влияние на сущность и основные направления трудовой социализации современной молодежи. В постсоветский период на смену ранее существовавшим механизмам трудового воспитания молодежи и формирования основ со-
циально-экономического поведения приходят новые механизмы, влияющие на процесс трудовой социализации. Это обусловлено, с одной стороны, либерализацией экономической, ценностной, нормативной, нравственной сфер общества, с другой - возросшей степенью свободы молодого человека. Изменения в процессе трудовой социализации молодежи проявляются также по мере продвижения общества по пути информационного, технологического и социально-экономического прогресса.
В этом процессе можно отметить ряд весьма неоднозначных тенденций. С одной стороны, увеличение разнообразия сфер занятости стало для молодежи базисным фактором значимости профессиональной подготовки, своеобразным залогом обеспечения конкурентоспособности на рынке труда и создало определенные предпосылки не только для профессионально-трудовой, но и социальной («вертикальной») мобильности. Рыночная экономика значительно расширила границы приложения сил и способностей молодежи в сфере труда.
Движение экономики к рынку обусловило и значимость иной совокупности социальных качеств личности, таких как приоритет частного интереса, индивидуализм, расчет на собственные силы, расширение свободы личности, инициатива, предприимчивость, ориентация на максимальные достижения в труде и личные успехи, которые нельзя не рассматривать как положительные качества, заслуживающие социального одобрения.
С другой стороны, изменение форм собственности и способов управления ею, разрыв целостного, прежде всего экономического пространства страны, разрушение системы обязательного трудоустройства выпускников породили такое явление, как безработица, ее уровень особенно высок среди молодых людей. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, молодежь в возрасте 2024 лет составляет среди безработных 22,6% (март 2012 г.). Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе
15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,2 раза, в том числе среди городского населения - 3,5 раза, сельского населения - 2,5 раза [3].
В связи с ослаблением роли государства в регулировании занятости населения сфера трудовой деятельности молодежи зачастую не соответствует полученной специальности, иногда выходит за рамки правовых норм. Происходит уход молодежи в отрасли, не связанные с жизненно важными интересами страны.
Несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на вновь подготовленных специалистов продолжает оставаться низким: они
предпочитают вчерашним выпускникам опытных работников. Так, лишь 40 % молодых специалистов начинает карьерный путь в сфере специализации, что отчасти связано с тем, что в вузе дают, в основном, фундаментальные знания, а не практические навыки [4]. Действительно, наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в профессиональных учебных заведениях и практикой конкретной трудовой деятельности делает неадекватной реакцию потенциального работодателя на возможно высокий уровень теоретической подготовки молодых специалистов, не подкрепленный соответствующим развитием профессиональных трудовых навыков и умений. В конечном итоге это сказывается на возможностях реального трудоустройства. После окончания учебных заведений, не сумев устроиться по полученной специальности или направлению подготовки, выпускники часто начинают свою трудовую деятельность в сферах, не имеющих отношение к специальности по диплому, что не может не отразиться на процессе их трудовой социализации негативным образом.
Иногда у молодых людей и нет никакого желания работать по полученной специальности даже при наличии вакансий. Их часто не утраивает уровень заработной платы, предлагаемой молодым специалистам в той сфере, в которой они выбрали профессию. Поэтому выбирают-
ся совершенно не связанные с полученным образованием сферы труда: исключительно из материального интереса или по принципу «как получится», «лишь бы где-то работать» и т.п., без всякой привязки к полученному образованию. И после получения диплома о высшем образовании молодежь сама предпочитает работать не по специальности, заниматься неквалифицированным трудом. Растет разочарование молодежи в социальной востребованности выбираемых ими профессий.
Бывает и так, что молодежь, найдя неплохо оплачиваемую работу, потом идет учиться только ради диплома, потому, что сейчас «у всех высшее образование», «потому что это формальное требование работодателя» и т.п., заранее зная, что работать по получаемой специальности вообще не будет.
Значительные группы современной молодежи сегодня совмещают получение профессионального образования в вузе или в среднем специальном учебном заведении с трудовой занятостью, что также отражается на особенностях процесса трудовой социализации. Феномен работающего студента в современной России очень распространен. Существовало это явление и советской, и в дореволюционной России. Однако студенческая занятость сейчас существенно иная, чем в советские и царские времена.
А.Е. Иванов в своем фундаментальном труде [5] подробно и всесторонне рассматривает «искусство выживания» дореволюционного русского студенчества. Проанализировав огромное количество статистических и исторических документов, автор приходит к выводу, что, помимо родительской помощи и государственных ссуд и субсидий, обществ вспомоществования и кооперативных студенческих организаций, собственные заработки студентов составляли существенную статью доходной части их бюджета. Причем значительная доля студентов работала (постоянно, временно, эпизодически) не только в пору учебного процесса, но и в летнюю, «вакационную». Как указывает А.Е. Иванов, в до-
революционной России «первенствующее положение в конгломерате видов побочных студенческих подработок» было у репетиторства. Действительно, как можно увидеть во многих литературных произведениях прошлого, для большинства студентов, помимо родительских денег, основными источниками дохода (средств существования) были репетиторство, гувернерство, частные уроки, переводы, работа переписчиком [6, 7, 8]. И хотя большая часть этих видов деятельности не имела отношения к профессиям, которым студенты обучались в учебных заведениях, и не помогала их овладению, все же это был интеллектуальный труд с опорой на культурные ресурсы семьи, сословия. Физический труд не был в почете, прежде всего потому, что студенты той эпохи - из дворянских семей, благородных сословий, пусть даже обедневших, но сохраняющих сословные предрассудки.
В советский период совмещать учебу с трудовой деятельностью, зарабатывая на жизнь в дополнение к стипендии, приходилось многим студентам, кто не принадлежал к состоятельным семьям, а таких студентов в СССР было большинство. И в это время студенты уже не гнушались и физическим, неквалифицированным трудом. Для студентов-юношей распространенными были погрузка-разгрузка вагонов по ночам, работа ночным сторожем на разных объектах. Девушки подрабатывали уборщицами, посудомойками, нянечками в больницах и в детских садах. И те, и другие летом ездили в знаменитые студенческие стройотряды, работали пионервожатыми в пионерских лагерях, участвовали в сборе урожая на юге, в археологических или геологических экспедициях.
Для части студентов советского периода был доступен и квалифицированный труд, совпадающий с получаемой специальностью. Это переводы текстов для студентов языковых вузов, подготовка репортажей, написание статей в журналы и газеты для студентов журналистских отделений, работа в качестве среднего медперсонала в медицинских учре-
ждениях для студентов медицинских вузов. И студент, получающий ту или иную специальность в вузе, начинал свою трудовую деятельность в сфере, имеющей отношение к приобретаемой профессии, развивая, закрепляя не только теоретические, но и практические навыки, обеспечивая себе приоритетное положение после получения образования -с опытом работы по специальности.
Но даже несоответствие работы и получаемой специальности не особенно беспокоило студентов советского времени. Практическое освоение изучаемой специальности проходило в период производственной практики, которая была обязательна для всех и организовывалась достаточно добросовестно и ответственно. Кроме того, нельзя забывать и о системе гарантированного трудоустройства выпускников вузов по специальности, которая логично и последовательно связывала этапы трудовой социализации молодежи: профессиональное образование в вузе - трудовая деятельность по специальности.
Хотя совмещение студентами учебы с работой имело место в советский период, при этом все же подразумевались прежде всего вечерняя или заочная формы обучения, а трудовая занятость студентов дневных отделений функционально имела иной характер. Студенты очной формы обучения могли выбирать: совмещать им работу с учебой или нет по материальным причинам или для приобретения опыта, студенты вечерних отделений такого выбора были лишены: для них совмещение работы с учебой было обязательным.
Сегодня большинство студентов не только заочной, но и очной формы обучения совмещает учебу с работой. Это можно связать как со снижением уровня благосостояния большинства российских семей, общим удорожанием жизни, инфляцией и безработицей, так и с появлением новых требований рынка труда, отменой системы обязательного распределения выпускников вузов, изменением принципов работы системы высшего
профессионального образования, в том числе коммерциализацией образования.
При этом трудовая деятельность молодых людей в период учебы, как правило, не имеет никакого отношения к получаемому образованию. И это несоответствие также приобретает массовый характер. Главное для многих студентов во время обучения - не приобрести и развить профессиональные навыки, получить профессиональные знания, пусть и начальные, а уже в вузовский период иметь возможность постоянного, иногда и немалого, заработка.
Заработок для студентов, безусловно, всегда был важен, студенчество никогда не было обеспеченной частью населения. Однако в 70-80-е годы для студента основной целью работы был дополнительный (именно дополнительный, а не насущно необходимый) заработок. Как отмечает В.И. Герчиков, студенческая занятость в советский и в постсоветский период имеет существенное различие: в советский период трудовая занятость для большинства студентов очной формы обучения не была жизненной необходимостью [9]. Для студентов-старше-курсников 70-80-х годов среди целей работы более или менее конкурировали дополнительный заработок, отработка обязательной практики, приближение к объекту исследования (для выполнения курсовых и дипломных работ), забота о будущем месте постоянной работы.
Сегодня дело обстоит иным образом
- студенты устраиваются на любую работу, где платят адекватные, по их мнению, деньги, не слишком обращая внимание на связь работы с получаемым образованием.
Проблема трудовой занятости студентов постсоветского периода и особенностей их трудовой социализации затрагивалась в отечественной социологии уже в 1990-е гг. Так, по утверждению Т.Э. Петровой, в середине 90-х гг. примерно половина студентов всех курсов работала (46 %) [10]. Различные аспекты трудовой деятельности и трудовой социализации молодежи рассматривались во многих исследованиях пореформенно-
го периода [11; 12; 13; 14]. Так, по мнению Г.А. Чередниченко, «за последние 15-20 лет сложилась новая модель образовательного поведения и трудовой занятости молодежи... Все большее распространение получает феномен выхода на рынок труда. еще во время учебы» [14, с. 120].
Все названные авторы внесли существенный вклад в формирование представлений о характере процесса трудовой социализации постсоветского поколения молодых людей, большинство из которых
- студенты. Исследованы особенности совмещения российскими студентами учебы с трудовой занятостью, масштабы этого феномена, уточнен перечень мотивов, влияющих на решение о совмещении учебы с работой.
Как указывает в своей работе В.И. Герчиков [9], на первом месте (с большим отрывом от других целей), стоит необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования. На втором месте - забота студента о своем послевузовском трудоустройстве, осознанный вклад в свою трудовую и профессиональную карьеру. Однако здесь достаточно четко выделяются, по меньшей мере, три аспекта: а) получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и совершенствоваться далее в этой сфере; б) получить некий формальный опыт работы, чтобы было что написать в «резюме» и тем повысить свои шансы на получение желаемой работы в другой фирме; в) познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами работ, испытать себя в этих работах и выбрать ту, которая более всего подходит на роль постоянной. Исследования В.И. Герчикова представляют особый интерес: в них функции трудовой занятости студентов рассматриваются комплексно, сам феномен связывается с формированием нового механизма трудоустройства студентов и выпускников вузов, со стратегией интеграции в систему трудовых отношений и с общей стратегией трудовой социализации молодежи.
Д.Л. Константиновский, Г.А. Чередниченко, Е.Д. Вознесенская [11], анали-
зируя данные о мотивах занятости работающих студентов, обнаружили, что при принятии решения о совмещении работы и учебы на первом месте у студентов стоит желание иметь личные деньги -этот мотив отмечают 67,5% работающих респондентов. Необходимость обеспечить себе средства существования - на втором месте (57,9% высказываний). Главными мотивом совмещения работы и учебы, как было выявлено в исследовании А.В. Родионовой [15], оказались «необходимость зарабатывать деньги на жизнь» (80,5 %) и желание «почувствовать себя независимым человеком» (73,9 %). Они преобладают у студентов любого курса обучения.
А.В. Родионова в своем исследовании подтвердила вывод о высокой распространенности трудовой занятости среди нынешних студентов. Опрос проводился в 2007 году среди студентов очной формы обучения семи вузов Санкт-Петербурга. Согласно результатам исследования, в трудовую деятельность с разной степенью интенсивности вовлечены более двух третей студентов очной формы обучения. В период обучения в вузе на дневном отделении постоянно работает или подрабатывает примерно каждый четвертый, еще чуть менее половины работают или подрабатывают периодически; вовлеченность в трудовую деятельность охватывает студентов всех курсов обучения, начиная с первого, и возрастает к началу занятий на пятом курсе.
Трудовая занятость студентов, как указывает А.В. Родионова, является следствием конфликта между системой образования и рынком труда, поскольку в большинстве случаев трудовая занятость студентов во время обучения в вузе никак не связана с профессиональной сферой и предполагаемой специальностью либо имеет к ней лишь косвенное отношение. Большинство студентов не рассматривают трудовую деятельность во время учебы как средство наилучшего овладения профессией. Установлена отрицательная связь между вовлеченностью студентов в трудовую деятельность и удовлетворенностью занятиями в вузе. В большей мере
удовлетворены занятиями в вузе неработающие студенты, тогда как с увеличением объема трудовой занятости (от периодической занятости к постоянной) удовлетворенность занятиями снижается. Только менее половины опрошенных студентов полагают, что в дальнейшем им будет полезна большая часть знаний, полученных в вузе.
Хотя такой мотив трудовой занятости студентов, как «гарантия получить работу сразу после окончания вуза», по значимости возрастает в 1,6 раза от второго курса к пятому (от 50 % до 71,8 %), имеется в виду тот самый опыт работы (любой), который так важен работодателю при принятии решения о приеме на работу выпускника вуза. Об этом косвенно свидетельствует и то, что, хотя к пятому курсу и увеличивается доля тех, кто хотел бы «лучше овладеть будущей профессией», доля работающих студентов, ориентированных на личную независимость (74,7 %), в полтора раза превышает долю тех, кто стремится к вершинам профессии (46,9 %). А такой мотив, как «реализация увлечений, требовавших средств», как причина совмещения работы и учебы для студентов по значимости обладает большим весом, чем «возможность лучше овладеть будущей профессией». Это опять же означает, что большинство студентов, участвующих в опросе, не рассматривает трудовую деятельность во время учебы как средство овладения будущей профессией.
А.В. Родионова делает вывод, что трудовая занятость нынешних студентов представляет собой механизм адаптации разных категорий студентов к условиям вхождения на рынок труда, заменивший собой учебно-производственную практику советского периода обучения, что является существенной особенностью процесса трудовой социализации молодежи в настоящее время. Масштабы трудовой занятости студентов очной формы обучения будут только увеличиваться, что определяется как социальной дифференциацией студенчества, так и рационализацией поведения студентов.
Сферы трудовой деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны. Их можно разделить на две группы: 1) сфера деятельности преимущественно интеллектуального содержания, предполагающая определенную квалификацию и, вероятно, более близкая будущей профессиональной деятельности студента, даже если она не совпадает в точности с профилем вузовской подготовки. К этой сфере можно отнести репетиторство, подработку в газетах и журналах - написание статей, заметок, создание компьютерных программ и др.; 2) сфера неквалифицированного труда. К ней можно отнести такие виды деятельности, как торговля, посредничество, общественное питание, досуг, ремонт, секретарская и курьерская работа, охрана, присмотр за детьми, погрузка-разгрузка и т.п.
Весьма популярным местом работы для молодых людей как в процессе получения высшего образования, так и уже при наличии диплома в наше время являются колл-центры.
Колл-центр - это модель предоставления услуг по обработке обращений в следующих форматах: 1. аренда рабочего времени операторов; 2. аренда рабочих мест; 3 аренда оборудования, колл-центр по запросу.
Колл-центр предоставляет своим клиентам такие услуги как:
- входящий телемаркетинг,
- исходящий телемаркетинг.
Входящий телемаркетинг - это предоставление компании-заказчику прямого телефонного номера, на который поступают звонки ее клиентов, партнеров и других заинтересованных лиц. Входящие телефонные вызовы обслуживают операторы колл-центра. Во входящий телемаркетинг входят виртуальный офис, горячая линия, бесплатные звонки 8-800 и другие виды услуг. Исходящий телемаркетинг -это обзвон интересующих компанию-заказчика объектов, в ходе которого профессионально подготовленный оператор-консультант собирает или предоставляет аудитории необходимую информацию. Исходящий маркетинг - это поиск новых
клиентов, маркетинговые исследования рынков сбыта, актуализация имеющихся баз данных, формирование клиентской базы, презентация товаров и услуг, сбор необходимой для заказчика информации, предвыборная агитация, сбор аудитории на выставку, семинар, конференцию, поздравление клиентов и партнеров заказчика с праздниками и другие услуги. Сотрудничество компаний с колл-центром помогает компаниям в эффективной реализации продукции и услуг, оценке потребностей клиентов, их предпочтений.
Работа в колл-центрах обладает рядом особенностей: в основном молодой коллектив, сменный график работы, возможность совмещения с учебой либо с другой работой. В колл-центрах постоянно проводятся разнообразные тренинги: на тему активных продаж, психологические тренинги, тренинги по работе с голосом как основным инструментом работника колл-центра, компьютерные курсы. Сотрудники получают знания, которые могут пригодиться им и в другой сфере трудовой деятельности.
Основной проблемой колл-центров является текучесть кадров, так как не каждый сотрудник может выдержать достаточно высокий уровень стресса на рабочем месте. У работников колл-центров строго регламентированный режим рабочего времени - невозможность отлучиться от рабочего места на несколько минут по желанию, в тот момент, когда это необходимо самому работнику, поскольку все перерывы строго по расписанию. Велико и давление со стороны клиентов -их желание немедленно решить свою проблему, разное настроение клиентов и т.п. Высокая и напряженная занятость операторов приводит к их физической усталости, что не может не отразиться и на психическом состоянии, повышается риск некорректных ответов на звонки клиентов.
Под нашим руководством было проведено эмпирическое исследование трудовой социализации молодежи (2012 г.) на примере аутсорсингового колл-центра «Инфотелл». Колл-центр «Инфотелл» был создан в 2004 году в Санкт-
Петербурге. В сборе эмпирического материала и обработке данных принимала участие студентка 6 курса заочной формы обучения Оксана Торяник, специальность 040201.65 «Социология», специализация «Социология труда и предпринимательской деятельности». Объектом исследования были сотрудники колл-центра «Инфотелл» в возрасте от 17 до 28 лет. Выборочная совокупность составила 94 человека. Большинство сотрудников колл-центра являются студентами различных форм обучения - 74 человека. Уже получили высшее образование 14 человек, не имеют диплома о высшем образовании 6 человек. Среди респондентов большинство девушек - 89 человек, юношей - 5 человек.
Предмет исследования: особенности трудовой социализации сотрудников колл-центра «Инфотелл».
Целью исследования было изучение особенностей трудовой социализации сотрудников в колл-центре «Инфотелл». В задачи исследования входило: определение особенностей усвоения сотрудниками ценностей, норм, знаний и умений, необходимых для осуществления профессионально-трудовой деятельности; выявление знаний социально-профессиональных качеств, необходимых для осуществления профессионально-трудовой деятельности; определение успешности трудовой деятельности сотрудников в реальных условиях; определение значимости трудовой деятельности и удовлетворенность сотрудников колл-центра своим трудом; а также выявление планов на профессиональное будущее сотрудников колл-центра «Инфотелл» и стремления к профессиональному развитию и карьере.
Исследование проводилось методом анкетного опроса. В анкете были представлены вопросы для измерения основных показателей успешности / неуспеш-ности прохождения трудовой социализации: стаж работы; степень усвоения ценностей, норм, знаний и умений, необходимых для осуществления профессионально-трудовой деятельности; успешность трудовой деятельности в реальных
условиях; образ профессионала; знание необходимых социально-профессиональных качеств, необходимых для осуществления профессионально-трудовой деятельности. В число показателей также входили: понимание социальной значимости выбранной профессии, трудовой деятельности; продуктивные социальные взаимодействия в процессе осуществления трудовой деятельности; значимость трудовой деятельности и удовлетворенность трудом; стремление к профессиональному развитию и карьере; планы на профессиональное будущее.
В ходе исследования было выявлено, что в колл-центре «Инфотелл» существуют необходимые условия для успешного прохождения трудовой социализации сотрудников - проведение инструктажа с целью усвоения норм и правил поведения в организации и обучения основным навыкам, которые необходимы для осуществления профессионально-трудовой деятельности. Усвоению и закреплению знаний и навыков способствует испытательный срок, в ходе которого сотрудники могут рассчитывать на помощь со стороны кураторов и коллег.
Для оценки качества работы сотрудников, а следовательно, успешности их трудовой социализации, в компании «Инфотелл» разработана система оценки работников по пятибалльной шкале. Почти половина опрошенных за последний период имеют «5» баллов за свою работу в колл-центре. Работа немногим более трети опрошенных оценена руководством и клиентами на «4» балла. Чуть более десяти процентов сотрудников имеют балл «3». Низшего балла не имел никто, что свидетельствует об эффективности прохождения трудовой социализации в компании.
У сотрудников колл-центра сложилось достаточно верное представление о том, каким должен быть специалист колл-центра, какими должны быть его профессиональные качества. Среди профессиональных и личностных качеств, важных для специалиста колл-центра, на первом месте - грамотная речь. Это вполне логично, так как основной рабо-
чий инструмент оператора - голос, речь, и от того, насколько хорошо сотрудник владеет им, зависит успешность коммуникации между клиентом и работником и, как следствие, удовлетворенность клиента от звонка по интересующему его вопросу. Второе место разделили коммуникабельность и умение разбираться в психологии людей. Далее следуют внимательность и умение быстро переключаться с одной задачи на другую, владение компьютером, стрессоустойчивость и неконфликтность.
Только пятая часть сотрудников колл-центра, большинство из которых уже имеют диплом об образовании, не совмещает работу с учебой, остальные являются студентами различных форм обучения. Почти половина сотрудников работает в колл-центре от полугода до года.
Выбор данного места работы был обусловлен практическими соображениями сотрудников - чтобы можно было совмещать работу с учебой, что легко позволяет сделать гибкий график; поскольку нет необходимости иметь специальное образование для работы в колл-центре. Значимой причиной выбора был также молодой коллектив, обеспечивающий более комфортные условия в плане общения и взаимопонимания. Финансовый фактор был для респондентов не столь важен. Само содержание работы в колл-центре интересует только пятую часть опрошенных.
Значимость трудовой деятельности в колл-центре для большинства респондентов заключается в приобретении общих навыков трудовой деятельности, в возможности расширить кругозор, научиться помогать другим и стать дисциплинированным, пунктуальным человеком. Это, безусловно, важно для любой профессионально-трудовой деятельности и дальнейшей профессиональной карьеры уже по специальности.
Сотрудников колл-центра привлекает тот факт, что в колл-центре «Инфотелл» соблюдаются все социальные гарантии, т.е. сотрудники получают оплачиваемые
больничные, отпуск, страховые полисы от организации и т.д.
Более половины опрошенных считают отношения в коллективе скорее хорошими; как нейтральные их оценивает почти треть респондентов; чуть более пяти процентов уверены, что отношения между сотрудниками очень хорошие, и менее пяти процентов считают, что отношений в коллективе нет, что говорит о позитивном психологическом климате в организации.
Большинство респондентов работа в колл-центре скорее удовлетворяет; четверть - иногда удовлетворяет, а иногда нет; пять процентов абсолютно довольны содержанием своей трудовой деятельности в колл-центре «Инфотелл»; и, наконец, чуть менее десяти процентов сотрудников работа скорее не удовлетворяет.
Если рассмотреть степень удовлетворенности оплатой труда в колл-центре, то почти половину опрошенных оплата иногда устраивает, иногда нет. Оплата труда скорее устраивает почти четверть респондентов, Абсолютно удовлетворены оплатой менее десяти процентов сотрудников, заработная плата скорее не устраивает чуть более десяти процентов сотрудников. Совершенно не довольны оплатой труда десятая часть.
Что касается планов сотрудников в отношении продолжения работы в данной организации, то почти треть респондентов даже после получения образования не планирует менять место работы. Планируют работать дальше, несмотря на уже имеющийся диплом об образовании, почти десять процентов опрошенных. Собираются устраиваться по специальности после получения диплома об образовании немногим более пятой части сотрудников. Выразили желание сменить работу безотносительно диплома, так как данная должность (или компания) не очень устраивает - 6,4% сотрудников. Таким образом, большинство (более двух третей) сотрудников планируют продолжить работу в колл-центре, даже те, кто получит или уже имеет диплом о высшем образовании. Лишь менее трети сотруд-
ников собирается сменить работу, в том числе после получения диплома о высшем образовании.
Среди тех, кто будет продолжать работать в колл-центре, на первом месте -страх менять работу в нынешних условиях, второй по популярности ответ - неуверенность, найдут ли они со своим образованием (полученным или еще получаемым), работу лучше, чем имеющаяся! Такой фактор, как привычка к коллективу, к специфике работы и организации -на третьем месте. И, наконец, - признание, что работа в колл-центре целиком и полностью их устраивает (пятая часть опрошенных).
Исследование трудовой социализации молодежи в колл-центре «Инфо-телл», таким образом, показало, что большинство сотрудников - студенты различных форм обучения, только пятая часть не совмещает работу с учебой. Большинство сотрудников планируют продолжить работу в колл-центре даже после получения диплома о высшем образовании или уже имея его. Лишь менее трети сотрудников собирается сменить работу. Однако положительным моментом является то, что в колл-центре «Ин-фотелл» все же есть условия для успешного прохождения трудовой социализации, в ходе которой сотрудники приобретают общие навыки трудовой деятельности, расширяют кругозор, учатся дисциплине и пунктуальности, что, безусловно, важно и может помочь им в любой профессионально-трудовой деятельности и возможной профессиональной карьере по специальности.
Итак, трудовая социализация молодежи сегодня имеет ряд особенностей, среди которых - то, что молодежь, стремясь к получению высшего образования, как правило, совмещает учебу с трудовой деятельностью, и чаще всего никак не связанной с получаемой специальностью. Трудовая деятельность молодежи во время учебы, не связанная с получаемой специальностью, приобрела сегодня массовый характер. Более того, после получения диплома молодые люди по разным причинам также не спешат устраиваться
по специальности, продолжая карьеру в той организации, где они совмещали учебу с трудовой деятельностью.
Рассмотренные проблемы и тенденции процесса трудовой социализации молодежи свидетельствуют о его сложности, противоречивости, что в определенной мере снижает эффективность и позитивность этого процесса. А ведь социально-экономический потенциал страны прямо зависит от трудовой активности молодого поколения, для которого участие в производительном труде - это фактор его социокультурного и профессионального становления. Поэтому в современных условиях, когда происходят кардинальные изменения в сфере экономики и образования, эффективность и успешность трудовой социализации молодежи имеет принципиальное значение.
Вместе с тем трудовая занятость студентов очной формы обучения в условиях дальнейшего реформирования системы высшего образования - уменьшения числа бюджетных мест, сокращения числа вузов и т.д. - очевидно, будет только возрастать. Это означает, что должны быть разработаны мероприятия по сопровождению данного процесса и управлению им - например, должна увеличиться доля самостоятельной работы студентов по освоению учебного материала, должна быть налажена помощь студентам в поиске работы, как можно больше соответствующей специальности, и ряд других мероприятий. В свою очередь, необходимость оптимизации процесса совмещения учебной и трудовой занятости студентов ставит задачи дальнейших исследований проблем трудовой социализации молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.
2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
3. Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2012 года (по итогам обследований
населения по проблемам занятости) // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/85.htm (дата обращения:
10.05.2012).
4. Бирюкова А.В. Молодежь на рынке труда // Общество потребления и современные проблемы сферы услуг: материалы Межд. науч. конф. (Санкт-Петербург, 15-16 апр. 2010 г.). СПб, 2010. С. 251.
5. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX века. Социально-историческая судьба. М.: РОССПЭН, 1999.
6. Чехов А.П. Репетитор // Сочинения в 18-ти томах. М.: Изд-во «Наука», 1975. Т.2. С. 336-338.
7. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание // Художественные произведения. Т. I-XVII. М.: Изд-во «Наука». Ленинградское отд-ние. Л., 1973. Т. 6.
8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы. М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель». 2011.
9. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза // Социология образования перед новыми проблемами: сб. науч. ст. Москва-Омск: СОЦИС, ОмГУ, 2003. С. 310-324.
10. Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М.: Социум, 1995.
11. Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М.: ЦСП, 2002.
12. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социология образования перед новыми проблемами: сб. науч. ст. Москва-Омск: СОЦИС, ОмГУ, 2003. С . 286300.
13. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008.
14. Чередниченко Г.А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 119-125.
15. Родионова А.В. Трудовая занятость студентов в условиях реформирования системы высшего образования в России: Автореф. дис. ...канд. соц. наук. СПб, 2012.