64
Социальная сфера
УДК 331.526; 316.351 ББК 65.240; 60.6
СТУДЕНЧЕСКАЯ ЗАНЯТОСТЬ В СФЕРЕ УСЛУГ
Т.И. Самсонова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
191015, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21
Все большее число студентов, в том числе очной формы обучения, сегодня, совмещает получение образования с трудовой деятельностью, как правило, не совпадающей с направлением обучения. Причем речь идет о больших объемах трудовой занятости в течение учебного года, а не просто о подработках время от времени. И уже не всегда очевидно, что же является для студента основным видом деятельности: учеба (как, в принципе, и должно быть) или работа?
Совмещение учебной и трудовой деятельности для студента очной формы обучения - явление действительно чрезвычайно распространенное в современной студенческой среде. По данным мониторинга экономики образования, на российском рынке труда наблюдается непрерывный рост студенческой занятости в режиме как неполного, так и полного рабочего дня: около 46% студентов, обучающихся в высших учебных заведениях на образовательных программах первого уровня (в бакалавриате), имеют работу [1].
В ходе социологического исследования студенческой занятости, проведенного в 11 крупнейших вузовских центрах России, было выявлено, что в среднем работает 43% опрошенных студентов. Хотя эта доля существенно варьирует в зависимости от профиля вуза и специальности, которой обучаются студенты в вузе: от 90% работающих в вузах политического, правового и управленческого профиля до 11% работающих студентов в вузах военного профиля. При этом еще не работающие студенты хотели бы трудоустроиться, если бы им удалось найти работу. Таким образом, с учетом уже работающих студентов доля работающих и потенциально готовых работать в составе студентов четвертых курсов достигает 86,5%. Опрос проводился в таких городах, как Ростов-на-Дону, Ставрополь, Невинномысск, Архангельск, Рязань, Воронеж, Самара, Екатеринбург, Омск, Кемерово, Хабаровск. А также в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре. Было опрошено 1320 российских студентов четвертых курсов очной формы обучения, как бакалавров, так и специалистов [2].
Исследование трудовой занятости студентов Института социологии и управления социальными процессами СПбГУСЭ, проведенное под нашим руководством в 2012 году, показало, что к студентам, работающим во время учебы постоянно или периодически, можно было отнести немногим более половины опрошенных, а почти треть уже планировала совмещение работы с учебой и занималась поиском работы. И только чуть менее пятой части опрошенных студентов ответили, что вообще не работают и не собираются работать в течение учебного года. В ходе данного исследования было опроше-
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.
65
но 120 студентов 3-го и 4-го курсов очной формы обучения ИСУСП. Студенты обучались на кафедрах «Социология» (12,5%), «Теория и практика социальной работы» (12,5%), «Журналистика» (12,5%) и «Реклама и связи с общественностью» (62,5%). Опрос проводился в форме анкетирования. Тип выборки: гнездовая, со сплошным опросом в отобранных гнездах; способ построения выборки: многоступенчатый. Значительная часть респондентов -девушки. По возрасту респонденты распределились следующим образом: от 19 до 20 лет - 40%, от 21 до 23 лет - 60,0%. В сборе эмпирических данных принимала участие студентка 5-го курса очной формы обучения специальности 040201.65 Шакулова Ксения Сергеевна.
Еще одно исследование под руководством автора выявило, что почти две трети молодых сотрудников сети магазинов модной одежды - ООО «Бершка СНГ» в Санкт-Петербурге (продавцы-кассиры, старшие кассиры, менеджеры, ассистенты менеджера, мерчендайзеры) - совмещают работу с учебой - 60,8% опрошенных. И только 39,2% ответили, что не совмещают работу и учебу. Опрос также проводился в форме анкетирования. Тип выборки: гнездовая, со сплошным опросом в отобранных гнездах; способ построения выборки: многоступенчатый. Среди 102 опрошенных сотрудников магазинов девушек - 57,8%, юношей - 42,2%. Все сотрудники - молодежь в возрасте от 18 до 25 лет. В возрасте 18-20 лет - 42,2% сотрудников; 21-23 лет -37,3%; 24-25 лет - 20,6%. В сборе эмпирических данных принимала участие студентка 5-го курса очной формы обучения специальности 040201.65 Обуховская Ирина Евгеньевна.
Совмещение студентами учебы с работой имело место и в советский период, однако сейчас масштабы, причины и мотивы студенческой занятости и сферы деятельности, в которых студенты находят себе работу, несколько иные, чем в советские времена. В советское время совмещали работу и учебу, как правило, студенты вечерней (очно-заочной) или заочной формы обучения. Студенты очной формы обучения могли выбирать: совмещать им работу с учебой или нет, по материальным причинам или для приобретения опыта, студенты вечерних отделений и студенты - «заочники» - такого выбора были лишены: для них совмещение работы с учебой было обязательным.
Заработок для студентов, безусловно, всегда был важен, студенчество никогда не было обеспеченной частью населения. Однако в 70-80-е годы для студента основной целью работы был дополнительный заработок. Как отмечает В.И. Герчиков, студенческая занятость в советский и в постсоветский период имеют существенные различия: в советский период трудовая занятость для большинства студентов очной формы обучения не была жизненной необходимостью. Для студентов-старшекурсников 70-80-х годов среди целей работы более или менее конкурировали дополнительный заработок, отработка обязательной практики, выполнение курсовых и дипломных работ, забота о будущем месте постоянной работы [3].
В советское время, выбирая вид дополнительной занятости, студенты не гнушались физическим, неквалифицированным трудом. Для студентов-юношей распространенными были погрузка-разгрузка вагонов по ночам, ра-
66
Социальная сфера
бота ночным сторожем на разных объектах. Девушки подрабатывали уборщицами, посудомойками, нянечками в больницах и в детских садах. И те, и другие летом ездили в знаменитые студенческие стройотряды, работали пионервожатыми в пионерских лагерях, участвовали в сборе урожая на юге, в археологических или геологических экспедициях.
Для части студентов советского периода был доступен и квалифицированный труд по получаемой специальности. Это переводы текстов для студентов языковых вузов, подготовка репортажей, написание статей в журналы и газеты для студентов журналистских отделений, работа в качестве среднего медперсонала в медицинских учреждениях для студентов медицинских вузов. И студент, получающий ту или иную специальность в вузе, начинал свою трудовую деятельность в сфере, имеющей отношение к приобретаемой профессии, развивая, закрепляя не только теоретические, но и практические навыки, обеспечивая себе преимущественное положение после получения образования - с опытом работы по специальности.
Сегодня дело обстоит иным образом - студенты очной формы обучения устраиваются на любую работу, где платят адекватные, по их мнению, деньги, не слишком обращая внимание на связь работы с получаемым образованием.
Соотношение мотивов совмещения студентами учебной и трудовой деятельности также изменилось. Так, в исследовании трудовой занятости студентов очной формы обучения, проведенном в Санкт-Петербурге А.В. Родионовой, главными мотивами совмещения работы и учебы оказались «необходимость зарабатывать деньги на жизнь» (80,5%) и желание «почувствовать себя независимым человеком» (73,9%) [4]. Они преобладают у опрошенных студентов любого курса обучения (со второго по пятый). Трудовая занятость в процессе получения образования как «гарантия получить работу сразу после окончания вуза» характерна для 56,5% респондентов. А совмещают учебу и работу для того, «чтобы лучше овладеть будущей профессией», лишь 35,1% опрошенных студентов всей выборки.
При этом, как указывает автор, доля тех студентов, кто хотел бы «лучше овладеть будущей профессией», к пятому курсу все же увеличивается по сравнению со вторым курсом, так же, как и доля тех, для кого важен мотив «гарантия получить работу сразу после окончания вуза». Это вполне закономерно в связи с приближающимся завершением учебы и проблемой трудоустройства. Но, тем не менее, доля студентов, ориентированных на личную независимость, в конце обучения все равно в полтора раза превышает долю тех, кто стремится к вершинам профессии (46,9%).
А.В. Родионова также обращает внимание на тот факт, что «реализация увлечений, требующих средств» (51,9%), как причина совмещения работы и учебы, для студентов по значимости обладает большим весом, чем «возможность лучше овладеть будущей профессией» (35,1%). В целом, как утверждает автор, и с ним нельзя не согласиться, большинство студентов, участвующих в опросе, не рассматривает трудовую деятельность во время учебы как средство наилучшего овладения профессией.
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.
67
А в качестве сферы занятости сегодня студенты чаще всего выбирают для трудоустройства сферу услуг. Продавцы в магазинах, официанты в кафе и ресторанах, билетеры в кинотеатрах, промоутеры, менеджеры салонов связи, персонал досуговых мероприятий (праздников, фестивалей), операторы колл-центров - это студенты. Так, например, О.С. Мосиенко указывает, что самым распространенным и популярным видом вторичной трудовой занятости студентов является торговля и реализация товаров (31,2% в 2006 г. и 24,6% в 2011 г.). Торговая сфера занимает лидирующее место у учащихся всех курсов, так как это самая востребованная и повсеместно распространенная область занятости, которая не предъявляет особых требований при устройстве на работу: гибкий график, сравнительно неплохая заработная плата и т.д. [5]. А розничная торговля получает энергичных, активных молодых работников на таких типичных для этой отрасли позициях, как продавцы, торговые представители, агенты, промоутеры.
В нашем исследовании также было выявлено, что больше всего опрошенных студентов ИСУСП занято в сфере услуг. Такой деятельностью, как промоушн, занимается треть респондентов. В маркетинге и торговле заняты по четверти опрошенных. Немного менее пятой части работают официантами и барменами в сфере общественного питания. Таким образом, на примере студентов ИСУСП подтвердилась тенденция нынешнего времени: совмещение учебной и трудовой деятельности студентов очной формы обучения именно в сфере услуг.
Сфера услуг сегодня становится не только неотъемлемой частью формирования нормальных условий жизнедеятельности человека, но и одним из самых необходимых элементов инфраструктуры бизнеса. В экономике современных развитых стран именно в секторе услуг создается до двух третей и более совокупного ВВП и сосредоточивается подавляющая доля занятых. В настоящее время вклад сферы услуг в социальное и экономическое развитие большинства стран намного превышает долю материального производства. Уровень развития и качественные характеристики сферы сервиса становятся определяющим фактором конкурентоспособности национальной экономики на глобальных рынках.
Безусловно, в современной России такое количество молодых энергичных работников является благоприятным для развития сферы услуг, которая сегодня является перспективной и быстро развивающейся отраслью в нашей стране. Однако при этом далеко не для всех студентов, работающих в сфере услуг, данная область близка их будущей специальности или профилю обучения. Это более чем очевидно согласно нашему исследованию: для студентов вышеуказанных гуманитарных направлений ИСУСП выбранная сфера деятельности не соответствует профилю обучения. Неудивительно, что более половины опрошенных работающих студентов ответили, что после окончания учебы собираются найти место работы по специальности, получаемой в вузе. Менее пятой части, возможно, будут работать по специальности, если найдут место.
68
Социальная сфера
Значительная часть работников (43,3%) сети магазинов ООО «Бершка СНГ», совмещающих работу с учебой, после получения диплома также будут искать работу по специальности, считая, что их нынешняя работа - хороший старт для будущей профессиональной карьеры, но работать лучше по специальности. Пятая часть (20,0%) продолжит работать в данной сфере после окончания учебы, однако сменит место работы. И только 18,3% опрошенных даже после окончания учебного заведения и получения диплома продолжит работать на этом месте.
А как сами студенты оценивают факт работы не по специальности?
Почти половина опрошенных студентов ИСУСП реально оценила эту ситуацию и ответила, что нынешняя работа вряд ли поможет им или вообще не поможет овладению выбранной профессией. Почти треть - уверены, что нынешняя работа помогает приобрести навыки, которые пригодятся в любой профессиональной деятельности, еще четверть опрошенных студентов ответила, что нынешняя работа имеет большое значение как непосредственный жизненный опыт.
Для трети сотрудников ООО «Бершка СНГ» причина совмещения учебы и работы не по специальности - желание получить умения и навыки, которые могут пригодиться в любой другой профессиональной деятельности. Еще 30,0% опрошенных сотрудников считают, что работа в сочетании с учебой просто приносит пользу, и их решение совмещать учебу и работу продиктовано именно этим. А для 11,7% опрошенных совмещение учебной и трудовой деятельности не по специальности - это гарантия получить работу сразу после окончания вуза, т.к., по их мнению, для работодателя важен любой опыт работы соискателя, не обязательно по специальности.
А вот что говорят студенты в сети Интернет о профессии официанта [6].
Людмила^-20.06.2013 08:25
Работа официантом имеет ряд очевидных преимуществ для профессионального становления в сфере обслуживания. Но у студентов порой нет выбора вакансий в других областях, особенно в близких им по специальности.
Анна85^20.06.2013 08:49
Сейчас так многие студенты зарабатывают, особенно в западных странах. Обучение дорогое. Это уникальная возможность заработать не только на обучение, но и на отдых. И навыки специальные не нужны.
Ден^20.06.2013 09:35
Я - за то, чтобы молодые люди как можно раньше начинали сами зарабатывать. Это помогает им стать самостоятельнее и учит ответственному отношению к выбранной профессии. Безусловно, в сфере обслуживания и торговле - самые доступные вакансии для молодежи.
Яна^21.06.2013 12:20
Несомненно, что работа в сфере обслуживания - хороший старт для студента, но главное чтоб эта работа была только стартом, а не оставалась работой до самой пенсии.
Итак, значительная часть персонала в наиболее актуальных областях сферы сервиса - торговле, общественном питании - студенты, для которых
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.
69
такая работа чаще всего не совпадает с направлением подготовки в вузе. Они не рассматривают эту деятельность как более или менее постоянную, легко меняют место работы в процессе получения образования и уходят, получив диплом. Такая студенческая занятость, безусловно, способствует трудовой социализации молодежи, поскольку развивает и закрепляет общепрофессиональные знания, умения, навыки, которые могут пригодиться в любой профессиональной деятельности, в т.ч. при дальнейшей работе по выбранной специальности - коммуникативные способности, организационные навыки и др. Но при этом не развиваются и не совершенствуются профессиональные навыки будущего специалиста, получаемые в процессе обучения по выбранному направлению подготовки. Возможно, что часто и происходит, студент не будет работать по выбранной специальности, однако здесь возникает еще одна проблема - затраты государства на обучение такого студента или затраты его семьи.
Что еще важно, не может не страдать качество деятельности молодых людей в сфере услуг. Такие способности молодых людей, как активность, мобильность, энергичность, с одной стороны, являются важными личностными качествами для сферы обслуживания, с другой - имеют и обратный, негативный аспект. Не понравилось место работы - нашел другое, испытывает какие-либо трудности на месте работы, что-то не получается - ушел, не задумываясь о том, как можно исправить ситуацию.
Работодатель, руководитель также не всегда заинтересованы в позитивном разрешении ситуации - на освободившееся место придет другой студент, начнет работать, если что-то не получается - не стоит тратить время на его адаптацию, помощь, если на его место быстро придут другие. И так далее. А страдают клиенты сферы сервиса - покупатели в магазинах, посетители кафе, клиенты колл-ценров...
Таким образом, есть, по меньшей мере, два аспекта проблемы трудовой занятости студентов в сфере услуг в период обучения в вузе по направлениям подготовки, которым эта занятость совершенно не соответствует. Это проблема эффективности профессионально-трудовой социализации молодых людей, когда при таком совмещении учебы и работы не совершенствуются специальные профессиональные навыки, пропускаются занятия в вузе, не происходит первичной идентификации с выбранной профессиональной ролью... А также это проблема текучести кадров и качества профессиональной деятельности персонала в сфере услуг.
Конструктивными путями решения указанных проблем может стать следующее.
Во-первых, поскольку студенты или определенная их часть всегда будут стремиться совмещать учебу с работой, и в дальнейшем эта тенденция, очевидно, будет только усиливаться, задачей вуза является оказание студентам помощи в трудоустройстве по специальности во время и после окончания обучения.
Во-вторых, следует увеличить количество мест в вузах, как бюджетных, так и коммерческих, по направлениям подготовки профессионалов для
70
Социальная сфера
сферы услуг, и не только, конечно, в сфере общественного питания, торговли и досуга. Тогда можно будет говорить о большем соответствии потребностей рынка труда в сфере услуг и структуры образовательного рынка как высшего, так и среднего специального образования.
В таком случае рабочие места в организациях сферы услуг займут не просто молодые, активные, энергичные люди, студенты любых других специальностей, не связанных с сервисом, просто ищущие подработку, а профессионально подготовленные, компетентные, ответственные. Профессионалы, для которых будет важно совершенствование профессиональных умений и навыков, профессиональные достижения и карьера в выбранной области деятельности.
Следует, конечно, учитывать, что не каждый молодой человек захочет выбрать для себя карьеру в сфере услуг при всей перспективности данной области деятельности. И такое количество будущих профессионалов, совмещающих в студенческие годы учебную и трудовую деятельность, соответствующие друг другу, можно просто не найти. А тенденция совмещения учебной и трудовой деятельности, по-видимому, в дальнейшем будет только усиливаться: студенты всегда будут стремиться подработать, особенно в нынешних социально-экономических условиях, а легче всего найти работу именно в сфере услуг.
Тогда, в-третьих, если уж не избежать совмещения молодыми людьми учебы и работы в сфере услуг, не соответствующей направлению их подготовки в вузе, то необходимо обратить внимание на трудовую адаптацию ра-ботника-студента, пусть даже не по специальности. Тогда и студент приобретет и закрепит общепрофессиональные навыки с наибольшей эффективностью, и качество обслуживания населения пострадает в меньшей степени.
Помощь в трудовой адаптации студентов могут оказать и специальные дисциплины социально-психологической направленности в учебных планах, и тренинги по повышению стрессоустойчивости, разрешению и предупреждению конфликтных ситуаций и др., и психологические службы вуза.
Таким образом, студенты, по-видимому, являются сегодня хорошим резервом рабочей силы для сферы услуг, однако пока в сфере сервиса значительная часть работников - студенты, для которых эта занятость - временная, вторичная, не соответствующая получаемой специальности, вопрос о качестве профессиональной деятельности специалистов сферы сервиса и качестве обслуживания населения остается открытым. И более чем открытым остается вопрос об эффективности профессионально-трудовой социализации молодежи, ее профессиональном становлении.
Для решения проблемы трудовой занятости студенческой молодежи необходимы объединенные усилия всех, от кого зависит решение этого вопроса, - вузов, работодателей, служб занятости, семьи, самих молодых людей и общества в целом. Необходимо понять, что замалчивание этой проблемы неизбежно приведет к огромным социальным потерям уже в недалеком будущем.
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (19). 2014.
71
Молодое поколение - это не только движущая сила инновационных изменений. В случае нарушения процесса общественного воспроизводства молодежь может стать возможным и весьма вероятным фактором социальной нестабильности и социальной дезинтеграции. Поэтому оптимизация процесса трудовой занятости и процесса получения образования студенческой молодежью должна рассматриваться как мера сохранения стабильности, жизнеспособности общественной системы в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Экономический портал. URL: http://institutiones.com/strategies/983 (дата обращения: 15.12.2013).
2. Бурляева В.А., Надеева Т.А. Вторичная занятость студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки: научный журнал. 12.02.2013. Выпуск №1-2013 г. URL: http://www.online-science.ru/m/products/so-cial_sciense/gid292/pg0/ (дата обращения: 15.12.2013).
3. Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза // Социология образования перед новыми проблемами: сб. науч. ст. Москва-Омск: СОЦИС, ОмГУ, 2003. С. 310324.
4. Родионова А.В. Трудовая занятость студентов в контексте обучения (на примере
Санкт-Петербурга) // Теория и практика общественного развития: международный научный журнал. 2011. № 7. URL: http://www.teoria-practica.ru/-7-
2011/sociology/rodionova.pdf (дата обращения: 23.01.2014).
5. Мосиенко О.С. Анализ вторичной занятости студентов Южного федерального уни-
верситета (по материалам социологических исследований 2006 и 2011 гг.) // Общество: социология, психология, культура: сетевой журнал. Выпуск № 3-4, 2011. URL: http://dom-hors.ru/issue/spp/2011-3-4/mosienko.pdf (дата обращения:
15.06.2013).
6. Работа в сфере обслуживания - хороший старт для студента. 13.06.2013 // URL: http://www.proprof.ru (дата обращения: 20.12.2013).