Научная статья на тему 'Работающий студент очной формы обучения: противоречие, ожидающее оптимального решения'

Работающий студент очной формы обучения: противоречие, ожидающее оптимального решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3777
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: СТУДЕНТ / РАБОТНИК / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАБОТОДАТЕЛЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Г. Б., Неволина Е. В., Лобут А. А.

Анализируется законодательство РФ в сфере возможностей правового регулирования статуса работающего студента очной формы обучения. Предлагаются пути решения существующей на протяжении многих лет проблемы совмещения студентом работы и обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работающий студент очной формы обучения: противоречие, ожидающее оптимального решения»

УДК 378.147 ББК Ч448.947.2

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.01

Г. Б. Морозов, Е. В. Неволина, А. А. Лобут

Екатеринбург

РАБОТАЮЩИЙ СТУДЕНТ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: ПРОТИВОРЕЧИЕ, ОЖИДАЮЩЕЕ ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студент; работник; система высшего профессионального образования; работодатель; за-конодател ьство.

АННОТАЦИЯ. Анализируется законодательство РФ в сфере возможностей правового регулирования статуса работающего студента очной формы обучения. Предлагаются пути решения существующей на протяжении многих лет проблемы совмещения студентом работы и обучения.

G. B. Morozov, E. V. Nevolina, A. A. Lobut

Ekaterinburg

WORKING FULL-TIME STUDENTS: CONTROVERSY, EXPECTED OPTIMAL SOLUTIONS

KEY WORDS: student; employee; the system of higher education; employer; legislation.

ABSTRACT. The article deals with legislation of the Russian Federation in the sphere of possibilities to regulate the status of working full-time students. The authors suggest ways to address the existing problem of combining by a student work and study.

В

современной России, как и за рубежом, достаточно многочисленен контингент студентов очной формы обучения образовательных учреждений высшего профессионального образования, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам и одновременно получающих образование. Собственная практика работы авторов и данные, почерпнутые из скудной пока отечественной научной литературы по этой проблематике, свидетельствуют о том, что не менее половины студентов высших учебных заведений (далее — вуз) очной формы обучения заняты на относительно регулярной оплачиваемой работе параллельно с учебой. По данным Т. Э. Петровой, подрабатывают 77% студентов технических факультетов, 72% — экономических, 83% — гуманитарных; на I курсе работают до 40% студентов, на II — 54%, на III — 81%, на IV — 74%, на V — 77%; две трети из них работают постоянно [13].

Одной из основных причин высокого числа работающих студентов остается низкая покупательная способность стипендии. В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 22. 08. 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее — ФЗ «О ВПО») размер стипендии студентов федеральных государственных вузов, обучающихся по очной форме обучения и получающих образование за счет средств федерального бюджета, составляет 1 100 р. Однако в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14. 04. 2011 г. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г. », величина прожиточного минимума на душу населения России за I квартал 2011 г. составляла 6 473 р. , для трудоспособного населения — 6 986, пенсионеров — 5 122 и для детей — 6 265 рублей [6].

При сравнении величин стипендии и прожиточного минимума с учетом платности обучения и дефицита предоставляемых мест в общежитиях напрашивается вывод о вынужденной необходимости студента подрабатывать.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работник обязан доб-

© Морозов Г. Б., Неволина Е. В., Лобут А. А., 2012

росовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда и т. п. В случаях неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, либо однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня или смены независимо от их продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение рабочего дня или смены) в соответствии со ст. 81 ТК РФ работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе, уволив студента с соответствующей записью в трудовой книжке.

Одновременно студент как участник образовательных отношений в соответствии с п. 8 ст. 16 ФЗ «О ВПО» обязан в установленные сроки выполнять все виды заданий, предусмотренные учебным планом и образовательными программами, соблюдать устав вуза и правила внутреннего распорядка. Иначе к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из вуза [5].

Получается, что студент как участник образовательных отношений обязан посещать учебные занятия; в то же время как субъект трудовых отношений он должен быть в рабочее время на рабочем месте. Возникает дилемма: либо прилежно учиться для получения диплома об образовании, чтобы затем успешно трудоустроиться и в то же время суметь выжить на стипендию, либо работать и получить необходимые навыки и доходы, но не получить диплом, в будущем необходимый ему для продвижения по карьерной лестнице. С целью выявления реальной ситуации и учета мнения основных субъектов данных правоотношений мы провели социологическое исследование, базой которого стали юридический и экономический факультеты ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

В исследовании приняли участие 152 студента. Из них 123 девушки (81%) и 29 юношей (19%).

Большинство из них — 102 студента (67%) — обучаются на Ш—ГУ курсах названных факультетов. Из числа опрошенных 81 студент (53%) получает стипендию и 71 студент (47%) не поучает. Абсолютное большинство стипендиатов размером стипендии не удовлетворено; 77 (51%) опрошенных студентов живут отдельно от родителей и 82 (54%) не получают от них постоянной материальной поддержки; 78 студентов (51%) не являются жителями города Екатеринбурга.

Материальное положение своих семей студенты оценили так:

— в основном денег хватает, но приобретение товаров длительного пользования (телевизор, холодильник, мебель и др.) затруднительно (56 человек — 37%);

— живем обеспеченно, но делать некоторые покупки (квартиру, автомобиль и т. п.) пока не в состоянии (49 человек — 32%);

— все деньги расходуются на продукты и необходимые недорогие вещи (42 человека — 28%);

— не хватает денег даже на самые нужные продукты (4 человека — 3%);

— можем позволить себе практически все (2 человека — 1%).

В то же время 75 студентов очного обучения (49%) не работают, но большинство из них (60 человек — 80%) хотят найти работу. Также подрабатывают время от времени 48 студентов (32%), преобладающее число которых 36 (75%) желают найти работу. Постоянно работают 29 студентов (19%). В результате из 152 опрошенных студентов 78 (51%) человек (48 подрабатывающих время от времени плюс 29 постоянно работающих) каким-либо образом подрабатывают, а из 74 неработающих студентов 60 (39% от опрошенных) хотят найти работу. Итого 138 студентов (91%) очной формы обучения видят себя в течение учебного семестра в качестве работника.

Отметим, что 29 из 152 опрошенных — это студенты 5 курса, 11 (38%) из них работают постоянно, 12 (41%) — подрабатывают время от времени, а не работают всего 6 (21%) студентов. В то время как из 21 студента 2 курса постоянно работающих нет; 13 (62%) — подрабатывают время от времени, 8 (38%) человек не работают совсем.

В большей мере к поиску работы студентов подталкивает желание иметь собственные деньги и необходимость обеспечивать себя средствами существования, а также обстоятельство, что работа позволяет им самореализовываться, налаживать контакты, которые могут пригодиться в будущем. Студенты подрабатывают эпизодически (47 человек), на каникулах (41 человек) и в течение учебного семестра (40 человек). Выполняемые трудовые функции: продавец-консультант — 15 человек, официант и промоутер — по 5 человек, менеджер — 4, секретарь, лаборант кафедры и офисный работник — по 3 человека, мерчендайзер — 2 человека. И только 8 из 80-ти человек работают по специальности.

Список трудовых функций, выполняемых студентами, можно продолжить, поскольку имеются причины, являющиеся важными в решении вопроса совмещения работы и учебы. Среди них: желание улучшить свое материальное положение и иметь собственные деньги; работа как способ самореализации и обретения независимости от родителей; необходимость платить за учебу. 90

(59%) студентов являются одновременно участниками образовательных и трудовых отношений. Поэтому 57 (38%) студентов в течение семестра пропускали учебные занятия. При этом 55-ти студентам (36%) тяжело совмещать работу с учебой, но 30 человек (20%) легко справляются с данной проблемой. 51 (1 / 3) студент считает, что смог бы получать более высокие баллы за учебу, если бы не был вынужден работать. 24 (16%) студента полагают, что работа не влияет на их оценки в вузе. 42 человека (28%) отмечают, что преподаватели пытаются войти в их положение, а 27 — (18%) утверждают обратное.

Если бы была возможность выбора контроля учебных достижений, студенты предпочли бы тестирование, собеседование по пропущенным темам, конференции, досрочную сдачу зачетных единиц, написание эссе, составление сравнительных таблиц, подготовку сообщений, рефератов и докладов, контроль через Интернет (выполнение заданий на официальном сайте) и др. Радует факт, что 77 (51%) студентов уже знают, где будут работать по окончании вуза, но 38 (25%) студентов пока не предполагают будущего места своей работы.

В анкетировании участвовали 18 преподавателей (10 с экономического и 8 юридического факультетов), ведущих занятия на 2—5 курсах. Пятеро из них считают, что 10—15% студентов списочного состава пропускают учебные занятия по причине занятости на работе, остальные опрошенные дают разные варианты числа отсутствующих — от 40 до 1%. Отношение к отсутствию студента на занятиях преподаватели выразили так: «при нынешней экономической нестабильности не запрещаю пропускать занятия по причине занятости на работе при условии отработки пропущенных тем» — 9 человек (50%); отдельным студентам позволяю пропустить занятия при условии отработки пропущенных тем — 5 человек (28%); «отрицательно отношусь к таким пропускам» — 3 человека (17%); «сочувствую» — 2 (11%); нейтральное отношение — 1 человек (6%).

В то же время 12 преподавателей (67%) отметили, что студент может пропустить определенное количество занятий, но он самостоятельно обязан изучить пропущенный материал; 4 преподавателя (22%) посчитали, что студент может не посещать занятия, изучив весь материал самостоятельно и надлежащим образом отчитавшись по всем дидактическим единицам ГОС или его компетенциями. Но 3 преподавателя (17%) считают, что студент должен посещать все учебные занятия, поскольку это основной вид его деятельности и непосещение не может иметь никаких оправданий.

Однако, будучи студентами, 8 (44%) преподавателей подрабатывали. К 4 (22%) из них было положительное отношение со стороны их преподавателей, к 1 (6%) — отрицательное, к 1-му (6%) — лояльное, к 1-му (6%) — нейтральное. У 4-х человек (22%) работа не отражалась на пропусках занятий; 1 преподаватель учился заочно, 5 преподавателей (28%) не подрабатывали.

Подводя итог результатам исследования, сделаем вывод о том, что проблема совмещения студентом ОУ ВПО очной формы обучения работы и обучения актуальна и ее следует решать безболезненно как для участников образовательных,

так и трудовых отношений. Однако указанное противоречие не разрешает действующее законодательство. Для этого проанализируем соответствующие нормы ФЗ «О ВПО» и ТК РФ.

В ст. 17 ФЗ «О ВПО» закрепляется система государственных гарантий и компенсаций, предоставляемых лицам, совмещающим учебу в вузе с работой. Если обратиться к положениям данной статьи, мы не увидим гарантий и компенсаций, предоставляемых студентам ВПО очной формы обучения. Законодатель их формулирует в статье 173 ТК РФ. Но это касается только отношений студента с работодателем. В основном излагаются обязанности работодателя по предоставлению отпуска без сохранения заработной платы работникам, обучающимся в ОУ ВПО по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты ВКР и сдачи итоговых государственных экзаменов — 1 месяц. Эти гарантии работодатели обходят разными способами: например, заключая гражданско-правовые договоры (подряда или возмездного оказания услуг) либо вообще не оформляя трудовые отношения со студентами, выплачивая им вознаграждение «черным налом».

Таким образом, в законодательстве нет норм, регулирующих стабильно существующие на протяжении многих лет реальные отношения, действие которых стало бы более результативным, если их урегулировать соответствующими правовыми нормами для достижения полезных целей работодателя, студента и вуза. А пока все это порождает множество нерешаемых проблем. Вот почему напрашивается вывод о необходимости пересмотра образовательного и трудового законодательства в целях его ориентирования на установление необходимых гарантий, регулирующих статус студента ОУ ВПО очной формы обучения как одновременно и специального субъекта трудового права.

Участники анкетирования предложили ряд интересных вариантов решения названных проблем, большинство из которых не может быть претворено в жизнь, например установить налоговые льготы работодателям, принимающим студентов-очников на работу по получаемой специальности. Прозвучало предложение о предоставлении работодателем студенту очной формы обучения оплачиваемого отпуска во время сдачи сессии: реализация такого положения скорее всего вызовет волну неофициального трудоустройства студентов, и без того существующую в настоящее время.

Также было предложение о переходе на очнозаочную форму обучения, но с предоставлением отсрочки от армии. Служение Отечеству является конституционной обязанностью, и уклоняться от ее выполнения запрещено. В настоящее время данная обязанность сократилась до 1 года, что перестало быть препятствием получению образования [4].

Некоторые респонденты полагают, что позволит решить проблему присвоение студенту очной формы обучения статуса незанятого. Однако в соответствии со ст. 2 закона от 19. 04. 1991 № 1032—1 «О занятости населения в РФ» занятыми считаются граждане, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях всех видов и форм обучения, включая обу-

чение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости) [6]. Присвоение студенту статуса незанятого приведет к тому, что органы службы занятости, согласно ст. 15 закона «О занятости населения в РФ», обязаны будут оказать содействие гражданам в поиске подходящей работы и осуществлять социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В п. 1 ст. 4 данного закона установлено, что подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, соответствующая профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Поскольку студент очной формы обучения не имеет документа, подтверждающего его квалификацию по имеющейся профессии (специальности) и не может работать полный рабочий день полной рабочей недели дневного графика, это приведет к проблемам поиска для него подходящей работы. Такая мера интенсифицирует поток желающих студентов зарегистрироваться в органах службы занятости — из-за невозможности обеспечения их рабочими местами, а как следствие этого — возможности получения выплат социального пособия по безработице.

Участники опроса высказали и ряд заслуживающих внимания мнений: 9 студентов высказали предложения об увеличении в централизованном со стороны государства порядке размера стипендий, а также об установлении выплат различных денежных и материальных пособий (бесплатные питание, жилье, транспортное обеспечение и т. п.), чтобы у студента не было необходимости пропускать занятия. Прозвучало предложение о предоставлении работающему по специальности студенту возможности прохождения практики по месту работы, введение оплачиваемой практики. Рост требований работодателей к практическому опыту выпускников наталкивает студента на поиск работы по профессии, поэтому ему следовало бы дать возможность выбора: проходить производственную практику в организации, предлагаемой деканатом или кафедрой, или на работе, написав отчет, предусмотренный условиями практики. Тогда студент сможет совмещать работу и обучение. Работа в этом случае не только будет выполнять для него роль дополнительного канала финансовых средств, но и не станет расходиться с целями образовательной деятельности в вузе. Такая мера дополнительно будет мотивировать его на поиск работы по специальности.

Преподаватели высказали мнение о том, что если студент работает по специальности, нужно разработать для него задания по специфике такой работы в рамках изучаемых дисциплин. Это даст ему возможность работать и выполнять курсовые и дипломные работы на материалах и по тематике организации, где он работает, что дает и определенное дополнительное обучение, и опыт практической работы.

Прозвучало много предложений о формах свободного посещения студентами учебных занятий на старших курсах при условии отработки

пропусков и с использованием частично дистанционных форм обучения с последующим собеседованием. Если студенту предоставлено свободное посещение, он вправе выбрать дисциплины, которые сможет освоить самостоятельно, и потратить высвободившееся время на работу. Иными словами, предлагается использовать в очной форме обучения элементы экстерната для некоторых видов дисциплин [11]. Студент, которому предоставлено свободное посещение занятий, в обязательном порядке проходит текущую, промежуточную и итоговую аттестацию по каждой дисциплине. Свободное посещение отличается от экстерната тем, что студент не посещает занятия только по определенным дисциплинам, которые он сможет изучить самостоятельно. При этом такое право дается после 3-х лет обучения. Тем самым студент может самостоятельно распоряжаться своим временем так, чтобы получить больше пользы от работы и учебы, выбирая посещение тех или иных занятий либо самостоятельно изучая конкретные дисциплины.

Практику применения свободного посещения имеет Поволжский государственный университет сервиса (далее — ПВГУС) Свободное посещение занятий здесь предоставляется студентам 3—5 курсов, не имеющим академических задолженностей по итогам сессии. Основанием свободного посещения занятий являются совмещение работы по профилю выбранной профессии с учебой и семейные обстоятельства (беременность, ребенок в возрасте до 3-х лет и т. п.).

Свободное посещение предоставляется приказом ректора на основании личного заявления, соответствующих документов (справки с места работы, справки из женской консультации, свидетельство о рождении ребенка) [13]. Учитывается и то, что свободное посещение не должно распространяться на направления подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается [10].

Мы убеждены в том, что в целях эффективного совершенствования современного российского законодательства, регламентирующего статус работающего студента, следует внести ряд дополнений в Федеральный закон «Об образовании», проект которого в настоящее время обсуждается в комитетах и комиссиях новой Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Это должны быть новые нормы (на юридическом языке — новеллы), касающиеся обеспечения студентов федеральных государственных высших учебных заведений, обучающихся по очной форме обучения и получающих образование за счет средств федерального бюджета, стипендиями в размере 1 МРОТ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Также в законе следует установить норму, дающую возможность в уставах вузов предусматривать возможность и порядок предоставления студентам очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, после 3-х лет их обучения свободное посещение лекционных занятий с получением персональных заданий, а также возможность аттестации по некоторым видам дисциплин в форме экстерната. Для данных студентов рекомендуем рассматривать такую работу в качестве прохождения соответствующей производственной практики.

Порядок разрешения работы по специальности студентам высших учебных заведений очной формы обучения в качестве соответствующей производственной практики следует устанавливать внутренними регламентами высшего учебного заведения, не противоречащими уставу вуза, действующему законодательству и обычному здравому смыслу, поскольку студент всегда будет совмещать работу с учебой, а администрация учебного заведения без всякого успеха этому противодействовать. Остается только эти векторы противодействия сделать однонаправленными в пользу всех участников названных отношений.

3-

4-

5.

6.

7.

9.

13.

ЛИТЕРАТУРА

ЗАБОРОВСКАЯ О. В. Социально-экономические аспекты управления развитием образования в России / / Проблемы теории и практики управления. 2005. № 1.

КОНСТИТУЦИЯ Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М. : Норма-Инфра, 2008.

МЕРЕНКОВ А. В. Жизненные ориентиры студенчества // Социс. 2008. № 12.

О ВОИНСКОЙ обязанности и военной службе : федер. закон № 53-ФЗ от 28. 03. 1998 // Российская газета. 1998. № 63—64.

О ВЫСШЕМ послевузовском и профессиональном образовании : федер. закон // электрон. справ. правовая система. Электрон. дан. М. : Консультант Плюс, сор. 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

О ЗАНЯТОСТИ населения в РФ : закон № 1032-1 от 19. 04. 1991 г. // Российская газета. 1996. № 84.

ОБ ОБРАЗОВАНИИ : федер. закон. М. : Инфра — М, 2008.

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социальнодемографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г. : постановление Правительства РФ от 14 апреля 2011 г.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования : постановление Правительства РФ от 21 января 2005 г. № 36 // электрон. справ. правовая система. Электрон. дан. М. : Консультант Плюс, сор. 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается : постановление Правительства РФ № 1473 от 22 ноября 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 48.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации : приказ Минобразования РФ № 2033 от 14. 10. 1997 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 1997. № 23. П. 1.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ : постановление Правительства РФ № 264 от 05. 04. 2001. ПОВОЛЖСКИЙ государственный университет сервиса URL: Ы^р://№«т№. tolgas. гu/stгuktuгa-univeгcity/institutes/ £^еЛтея/ ftts_oгg_u_p/ftts_svpz.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14 апреля 2011 г. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской

12.

Федерации за I квартал 2011 г. ». URL: minzdгavsoc. ги /docs/doc_pгojects/628.

15. ПОСТАТЕЙНЫЙ комментарий к Федеральному закону «О высшем послевузовском и профессиональном образовании». М. : Норма-Инфра — М, 2007.

16. ТРУДОВОЙ кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30. 12. 2001 г. : принят Государственной думой 21. 12. 2001 г. , одобрен Советом Федерации 26. 12. 2001 г. // Российская газета». 2001. № 256.

Статью рекомендует канд. психол. наук, доц. Е. А. Тетерлева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.