УДК 378:001.891
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 2
И. А. Пресс, М. Н. Рябова
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Современное общество характеризуется важнейшими тенденциями в своем развитии: глобализацией и информатизацией. Экономика, бизнес, наука и образование развиваются по единой траектории. При этом образование приобретает статус важнейшего фактора формирования нового уровня развития экономики и общества в целом.
Запросы общества к образовательной системе обусловлены прежде всего необходимостью кадрового обеспечения экономики и науки, воспроизводства кадров высшей квалификации — кадров, способных обеспечить инновационный путь развития экономики, а также роста интеллектуального потенциала общества в целом и каждой личности в отдельности. Личностные запросы каждого члена общества направлены на рост квалификации, социального статуса, качества жизни, построение индивидуальной карьеры.
В свою очередь социальная сфера общества ожидает от системы образования решения широкого спектра социальных проблем, прежде всего задач вовлечения в образовательный процесс широких слоев населения и формирования у них социально обусловленных качеств. Это характеризует образование как социально ориентированную систему.
Сегодня образовательная система претерпевает период глубокой модификации и реформации, смены парадигм, устоявшихся законов и правил. Новые образовательные стандарты (ФГОСы) настоятельно требуют перехода на практико-ориентирован-ный, компетентностный подход. При этом основной акцент делается на необходимость выработки у обучаемых определенных общекультурных и профессиональных компетенций. Современный работодатель предпочитает принять на работу человека, не только обладающего прочным запасом знаний в данной профессиональной области, но и эрудированного, владеющего знаниями из смежных областей, мобильного, умеющего обращаться с информацией, способного литературным языком выразить свои мысли, стремящегося к саморазвитию, к приобретению новых знаний, способного обучаться и находить общий язык с коллегами.
В условиях информационного общества важнейшими факторами его прогрессивного развития становятся информация и знания. В таких условиях модернизация образовательной системы возможна лишь при условии применения современных информационных образовательных технологий.
Знаниевая модель обучения предполагает ретрансляцию преподавателем готового знания, непосредственную и прямолинейную передачу учебного материала. Она была плодотворна на определенном этапе развития общества и поставляла профессиональные кадры, ориентированные на высокую исполнительскую дисциплину, умение работать по заданному алгоритму. Очевидно, что знаниевая модель исчерпала себя, она уже не в состоянии адекватно ответить на запросы общества.
© И. А. Пресс, М. Н. Рябова, 2012
Тенденциями развития современного образования являются:
• переход к личностной парадигме;
• концепция индивидуализации обучения;
• компетентностная модель;
• практико-ориентированный подход;
• от «знаю, что ...» к «знаю, как ...»;
• от передачи готовых знаний к освоению методов добывания знаний;
• существенное повышение роли самостоятельной работы для студентов всех форм обучения.
В настоящее время на смену знаниевой модели приходит практико-ориентиро-ванная, результато-центрированная, компетентностная модель обучения. Целью обучения становится развитие у обучаемых умений самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения во внештатных ситуациях, решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, способности к творчеству.
Как нельзя лучше отвечает требованиям этой модели электронное обучение (г-1гагп1щ), поскольку оно может обеспечить высокую степень интерактивности процесса обучения.
Если техническая компонента электронного обучения в состоянии обеспечить учебный процесс в формате е-1еагп1щ, то педагогическая составляющая явно отстает. Это в известной мере тормозит развитие электронного обучения, снижает его эффективность. Лишь при условии глубокой педагогической проработки и профессионального методического сопровождения учебного процесса можно рассчитывать на высокую результативность электронного обучения.
Однако электронное обучение не должно отрицать классические методы и технологии обучения. Именно комплексирование традиционных классических методик и новых электронных технологий способно дать высокий ожидаемый педагогический результат, способствовать решению поставленных дидактических целей и задач. Очные лекции, лабораторные практикумы, семинары, живые дискуссии не устаревают в условиях электронного обучения, а лишь видоизменяются, благодаря новым технологическим решениям. При этом особое внимание должно уделяться самостоятельной работе, ибо знания, добытые самостоятельно, составляют главную ценность образования.
Как известно, в нашей стране существует несколько форм обучения студентов в вузе: очная, очно-заочная и заочная, которые различаются как временными, так и содержательными параметрами организации учебного процесса и ориентированы на различный вклад самостоятельной работы студента.
Очную форму обучения называют также классической. Студент очной формы обучения имеет весьма насыщенный учебный график, он обязан ежедневно посещать лекции, семинары и другие виды учебных занятий, а по окончании семестра сдавать зачеты и экзамены. Лекционные пары начинаются ранним утром, каждая длится два академических часа. На лекциях студенты получают необходимый теоретический материал, который позже закрепляется на семинарах, практических и лабораторных занятиях. Лишь малая часть учебного материала выносится на самостоятельное изучение. Методы проведения практических занятий варьируются в зависимости от тематики учебного курса и включают разбор и решение практических задач, обсуждение тем курса, проведение лабораторных работ. Как в школе, студентам дают задания на дом.
Образовательный процесс на дневном отделении базируется на личном контакте преподавателя и студента, что способствует приобретению глубоких знаний. Ежедневно находясь в вузе, студент погружается в его интеллектуальную образовательную среду, ощущает на себе результаты личностного воздействия педагогов — истинных профессионалов в определенных областях науки. Сама атмосфера вуза располагает к творчеству и саморазвитию. Разумеется, это не может не отразиться на качестве знаний. Очную форму обучения характеризует высокая степень академической активности студентов и систематичности их учебной работы. Однако, в связи с явно недостаточным на сегодняшний день уровнем взаимодействия дневных вузов с производством и бизнесом, при хорошей теоретической подготовке выпускнику такого вуза явно не достает практического опыта. В итоге ему приходится начинать карьеру «с нуля» и долго адаптироваться к условиям реального производства.
Социальные условия в нашей стране таковы, что немалое число студентов-очников вынуждены вечерами работать, так как размеры студенческой стипендии не позволяют им обеспечить достаточный уровень качества жизни. Тем более это относится к платному обучению. Определенные материальные проблемы имеют семейные молодые люди, особенно если у них есть маленькие дети. Студенту очной формы обучения весьма затруднительно совмещать учебу с работой без ущерба качеству образования.
Формат очного обучения создает определенные трудности взрослым студентам (> 25 лет). Им далеко не всегда удается найти общий язык с 16-17-летними однокурсниками — вчерашними школьниками, а это создает значительный психологический дискомфорт в студенческих группах.
Подводя итоги, можно заключить: очная форма обучения доступна не каждому.
Возможность получения высшего образования без отрыва от профессиональной деятельности дает очно-заочная (вечерняя) форма обучения, которая предполагает систематические аудиторные занятия (лекции, семинары, практические занятия) в течение всего учебного года (а не только в периоды установочных и экзаменационных сессий, как это происходит при заочной форме обучения). У этой формы обучения есть свои минусы, и свои плюсы.
Занятия по этой форме проходят в вечернее время и в выходные дни, днем студент может работать. Правда, учеба вечером после интенсивного рабочего дня весьма затруднительна. Существенным минусом этой формы обучения становятся невозможность полностью сосредоточиться на учебе и отсутствие свободного времени на подготовку к сессии, что не только очень утомительно, но и снижает качество знаний. Однако работодатели ценят специалистов, повысивших свою квалификацию без отрыва от производственного процесса, так как такие выпускники вуза хорошо знают производство «изнутри», им не нужен тяжелый период адаптации к производственным условиям. Студенты-вечерники, совмещая работу и учебу (особенно если они учатся по той же специальности, по которой работают на производстве), имеют возможность сразу применять полученные знания и навыки на практике, что обеспечивает им условия для профессионального и карьерного роста.
Исторически система заочного обучения зародилась в период индустриализации Советской России — в период, когда потребность в квалифицированных инженерных кадрах стала чрезвычайно высокой. Обучение без отрыва от производства позволило с минимальными затратами обеспечить кадрами развивающуюся экономику.
Заочная форма обучения предполагает большую степень самостоятельности студента, предусматривающую высокий уровень самоорганизации и самодисциплины. Учебный процесс при классической заочной форме организован в две фазы: установочную сессию (студентам дается установка на учебный семестр, его снабжают списком необходимой для самообучения литературы) и зачетно-экзаменационную сессию (студенты должны выполнить лабораторные работы, сдать зачеты и экзамены). При этом фазы значительно разнесены во времени, а экзамены проходят два раза в год — зимой и летом. Как правило, длительность сессии составляет 20-25 календарных дней.
Разумеется, обучаться самостоятельно непросто, трудно заставить себя систематично прорабатывать учебный материал в течение семестра. Самостоятельное обучение под силу только волевым и организованным людям. Способность к самоорганизации развивается с возрастом, да и то далеко не у всех. Видимо, это является причиной преобладания в среде вечерников и заочников взрослых людей (старше 20-30 лет). Таких студентов характеризует высокий уровень мотивации к обучению. Они четко осознают необходимость высшего образования для личностного саморазвития, понимают его роль в обеспечении условий для успешного продвижения по карьерной лестнице, осознанно выбирают свою специальность и планируют свою послевузовскую деятельность. Однако достаточно часто эта категория студентов отличается низким уровнем довузовской подготовки вследствие значительного перерыва в учебе.
Быть «самому себе преподавателем» очень трудно. Высокая занятость на производстве и в быту не позволяют уделять должное время учебе. В дополнение ко всему у студентов отсутствуют возможности проконсультироваться у преподавателя или обсудить возникающие проблемы с однокурсниками. Именно отсутствие очного контакта с преподавателями в течение семестра многие исследователи считают главной причиной невысокого уровня качества классического заочного обучения.
С появлением технической возможности дистанционного взаимодействия со студентами возникла и новая форма обучения — дистанционная. Дистанционное обучение завоевывает все более прочные позиции в российской системе образования. Приказ № 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» регламентирует правила использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе образовательных учреждений. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением.
Дистанционное обучение предполагает «доставку» студентам изучаемого материала и их удаленное общение с преподавателями с помощью сервисов сети Интернет: специализированных систем дистанционного обучения, электронной почты, чатов, видео-конференций и иными способами. Инструментарий ДОТ включает:
• системы по организации и управлению обучением (LMS: MOODLE, Blackboard, SAKAI и др.)
• интерактивные Web-конференции (Adobe Connect Pro, Elluminate и др.)
• Web 2.0.и Web 3.0: блоги, wiki, подкасты, виртуальные миры.
Обучающиеся при этом сами выбирают время для самостоятельной работы, а
с возникшими вопросами могут в любой момент обратиться к преподавателю.
Для студентов, имеющих сменный или вахтовый режим работы, частые командировки, дефицит времени для посещения учебных занятий в университете, проживающих вдали от университетских центров, обладающих ограниченными физическими
возможностями, единственной возможностью получить высшее образование становится дистанционное обучение.
У дистанционного обучения есть целый ряд преимуществ. Дистанционное обучение достаточно дешево (администрации вуза не нужно тратить дополнительные средства на аренду помещений, студенты работают дома и экономят на плате за проезд к месту учебы и т. п.) и довольно качественно, поскольку студентам доступны и крупные электронные библиотеки, и лично преподаватели. Однако полностью дистанционная форма обучения неприменима в условиях технического вуза, в котором учебный процесс не может не включать очные формы занятий: лабораторные работы, учебную и производственную практику и т. п.
Проводя поиск наиболее эффективных форм и методов обучения студентов на базе информационно-коммуникационных технологий [1-3], мы попытались совместить все положительные черты каждой из форм обучения, построив и апробировав на примере учебной дисциплины «Химия» некую усредненную модель — интегрированную форму обучения. Цель исследования — повышение качества очно-заочного и заочного обучения за счет применения информационно-коммуникационных обучающих технологий.
Название «интегрированная» обусловлено тем, что по определению процесс интеграции (от лат. Integratio — соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Общая трудоемкость дисциплины «Химия» в Основной образовательной программе бакалавров, реализуемых в ФГБОУ ВПО «СЗТУ», составляет 3 зачетных единицы или 108 часов для всех форм обучения (табл. 1). Работа под руководством преподавателя — 65 часов с разным вкладом ДОТ для каждой из форм обучения. В это число часов входит разный объем очных аудиторных занятий. На самостоятельную работу отводится единое число часов — 43 часа.
Таблица 1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Всего часов
Вид учебной работы Форма обучения
очная очно-заочная заочная
Общая трудоемкость дисциплины 108
Работа под руководством преподавателя (включая ДОТ) 65 65 65
В том числе аудиторные занятия: лекции практические занятия (ПЗ) лабораторные работы (ЛР) 16 10 16 8 4 8 4 2 4
Самостоятельная работа студента 43 43 43
Промежуточный (рубежный) контроль, количество тестов 8 8 8
Контрольная работа — 1 1
Вид итогового контроля Балльно-рейтинговая оценка
Модель интегрированного обучения подразделяет процесс обучения на два этапа: асинхронный Web-базированный этап и интерактивный этап с применением различных форматов коммуникации. Цель — обеспечение планомерной и систематической самостоятельной работы студента под руководством преподавателя в течение всего семестра.
На первом этапе исследования был составлен рейтинг-план студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения, включающий различные виды текущего и рубежного контроля, а также количественные параметры оценки их учебных достижений (табл. 2).
Организация учебного процесса при интегрированной форме обучения подразумевает:
— лекционный курс,
— Web-базированный этап (MOODLE),
— интерактивный этап (очный режим, AdobeConnectPro),
— консультации и оперативное общение преподавателя со студентами через e-mail, Skype, чаты, форумы, блоги.
Лекционный курс
На первой лекции студентам дается подробная информация о предстоящей учебной работе: рабочей программе по дисциплине, видах учебной работы, формах отчетности и уровне требований, рейтинг-плане и временном графике изучения модулей во время Web-базированного этапа. Обязательно сообщается адрес электронной почты и Skype-адрес преподавателя для последующей оперативной связи.
Лекционный курс для студентов очной формы обучения включает аудиторные лекции на темы: «Строение атома» (4 часа), «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (4 часа), «Растворы» (4 часа), «Основы электрохимии» (4 часа). Студентам очно-заочной и заочной форм обучения читаются установочные лекции, на которых проводится обзор учебного материала дисциплины с акцентированием внимания на наиболее важных и сложных вопросах тем разделов «Строение вещества» и «Превращение вещества». Установочные лекции читаются в формате видеоконференции, что дает возможность одновременного участия в занятии студентам, находящимся в различных географических точках. Лекции носят интерактивный характер — наличие обратной связи обеспечивает всем студентам возможность задавать вопросы по ходу лекции, участвовать в экспресс-опросах, обсуждениях и дискуссиях.
Информационным сопровождением лекционного курса является учебная литература по химии, которая в электронном формате легко доступна студентам на сайте кафедры химии (http://nwpi.rU/kafedri/x/x-metodich-literatura) и через электронную библиотеку университета (http://elib.nwpi.ru/).
Студенты могут также воспользоваться видео-лекциями по химии, размещенными на видеопортале YouTube (http://www.youtube.com/user/NWTU).
Web-базированный этап
Цель Web-базированного этапа — организация систематической и контролируемой самостоятельной работы студентов над учебным материалом в течение семестра, повышение уровня интерактивности и индивидуализации этой работы. Учебная ин-
Таблица 2. Рейтинг-план студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения
н н н Он н н н Ol н н н н Он н н н Ol н н н н н Oi
Вид теста или ^ (N ^ m ш <N ю (N m 00 о (N о - (N m m Ш
и И го И И н И и И и Рч го И И н Ol и Ol H
работы н н U Ol н н н Ol н н « U Ol н н « Ol н н н н « Ol
Мах баллов
1 1 2 3 1 1 1 3 1 1 2 2 3 1 1 2 3 1 1 1 1 2 3
Min баллов
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 Модуль 5
Тип контроля н н н н н н н н н н н Oi Oi С
Вид теста или работы TT 14 TT 15 TT 16 пзз ЛР 4 РТ 6 TT 17 TT 18 ТТ19 TT 20 TT 21 РТ 7 РТ 8 н с
Мах баллов 1 1 1 2 2 3 1 1 2 1 1 3 3 60 10 70 30 100
Min баллов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36 9 45 15 60
Модуль 6 Модуль 7 Модуль 8
1 ПК включает: ПТ (10-20 баллов) и зачет за реферат (5-10 баллов) для студентов очной формы обучения или зачет за контрольную работу (5-10 баллов) для студентов очно-заочной и заочной форм.
Примечания: ТК — текущий контроль; ТТ — текущий тест; ЛР — лабораторная работа; РК — рубежный контроль (тест, реферат, контрольная, курсовая работа); РТ — рубежный тест; ЛК — личностные качества; ПК — промежуточный контроль; КР — курсовая (контрольная) работа; ПТ — промежуточный (зачетный) тест.
формация размещается на учебном сайте (http://student1.nwpi.ru) в программной среде MOODLE в модульно-структурированном формате — в виде обособленных информационных модулей для пошагового изучения учебной дисциплины. Каждый модуль завершается контролирующим тестом — студент сразу видит результаты своей работы. Накопительная система баллов позволяет студенту приобрести к концу семестра определенный «запас прочности». Систематичность и планомерность работы студентов, проявляющиеся в неукоснительном следовании временному графику, обеспечивает студенту дополнительные баллы.
Учебные планы студентов очно-заочной и заочной форм обучения предусматривают выполнение контрольной работы по химии, содержащей 10 задач по всему курсу. Учебные достижения студента в процессе решения задач оперативно контролируются преподавателем. Студентам предлагается электронная тетрадь для контрольной работы, представляющая собой интерактивное учебное пособие в электронном формате. В тетради приведены теоретический материал и все необходимые для решения задач справочные данные. По мере выполнения контрольной работы студент высылает преподавателю по электронной почте очередную решенную задачу в установленные сроки. Своевременность решения каждой задачи учитывается в виде начисления дополнительных баллов.
Интерактивный этап
Изучив теоретический материал учебной дисциплины, студент получает возможность участвовать в семинарах, практических занятиях, выполнять лабораторные работы. В зависимости от формы обучения семинары и практические занятия проводятся в традиционном, очном режиме, в формате вебинаров или видео-конференций (AdobeConnectPro). Широкое применение виртуальных лабораторных практикумов позволяет подготовиться к реальным лабораторным работам, проводимым очно в лаборатории (для заочников во время установочных сессий). Лабораторные работы по химии выполнены в формате DVD-видео, могут проводиться в режиме реального телерепортажа из лаборатории кафедры или видеоконференции с использованием документ-камеры.
Консультации и оперативное общение
Студент имеет возможность в любой момент обратиться за советом или консультацией к преподавателю или методисту-тьютору через учебный сайт, посредством e-mail или Skype. Интересен тот факт, что студенты очной формы обучения, имеющие возможность очных контактов с преподавателями, предпочитают общение через e-mail как наиболее оперативный вариант. Причина проста: общение через Интернет давно стало для них нормой жизни.
Подводя итоги, можно заключить, что в условиях рассмотренной модели студенты всех форм обучения — очной, очно-заочной и заочной:
— работают систематически в течение всего семестра,
— их работа постоянно контролируется и оценивается преподавателем,
— студенты имеют возможность оперативно связаться с преподавателем независимо от степени своей удаленности от вуза,
— студенты непосредственно включены в информационно-образовательную среду вуза: они используют электронные образовательные ресурсы, находящиеся в свободном доступе, применяют различные средства коммуникации (в процессе общения как с преподавателями, так и между собой), проходят процедуру тестирования.
Литература
1. Пресс И. А., Рябова М. Н. Системный подход в дидактике высшего профессионального образования на примере частной педагогической методики // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2009. Вып. 3. Ч. II. С. 112-119.
2. Пресс И. А., Рябова М. Н. Комплексная педагогическая методика обучения химии студентов технического университета // Инновационные технологии в образовании: сб. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2010. С. 77-83.
3. Пресс И. А. Поиски эффективных способов организации работы студентов на базе современных информационно-коммуникационных технологий // Материалы третьей Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2011». Казань: ЮНИВЕРСУМ, 2011. С. 151-154.
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2011 г.