статья поступила в. С. Харченко
в редакцию в ноябре 2012 г.
СОВМЕЩЕНИЕ РАБОТЫ
И УЧЕБЫ В ВУЗЕ: новые практики или новые смыслы
Аннотация Описан появившийся на современном рынке труда новый тип ра-
___________ ботника — студент-фрилансер. Такие студенты отличаются высокой мотивацией в профессиональном развитии и выстраивают образовательную и трудовую карьеру, полагаясь на собственные механизмы минимизации рисков на рынке труда.
Ключевые слова: высшее образование, работающие студенты, рынок труда, фриланс, образовательные траектории, трудовые карьеры, мотивация.
По данным государственной статистики, число вузов за последние 20 лет увеличилось в 2 раза, как и число обучающихся в них студентов, из которых чуть менее половины (около 43-45%) обучаются очно1. За это время произошли изменения не только в системе образования, но и на рынке труда, который подстраивается к вызовам экономики, политическим и социальным трансформациям. Анализ сайтов и интернет-порталов, посвященных трудоустройству, свидетельствует о том, что значительная часть современных работодателей среди требований к потенциальному кандидату на ту или иную должность указывают наличие определенных личностных качеств— коммуникабельности, ответственности, владения грамотной речью, умения учиться — и диплома о высшем образовании, при этом специальность не имеет значения. Все меньше можно встретить объявлений о вакансиях, в которых описаны конкретные профессиональные компетенции и требования к документу, которым можно подтвердить наличие квалификации.
Университеты являются поставщиками квалифицированных кадров для социально-экономического развития региона (Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О выс-
i Образовательные учреждения высшего профессионального образования. Данные Госкомстата http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm
92
В.С.Харченко
Совмещение работы и учебы в вузе
шем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 9, п. 1.1), однако процесс взаимодействия между вузами и рынком труда сложен и неоднозначен. Нет четких, отрегулированных механизмов взаимодействия вуза и работодателей, отсутствует (не реанимирована) система распределения выпускников, способная обеспечить кадрами непривлекательные рабочие места, работодатели редко выступают с инициативой подготовки «собственных» работников. На вопросы, связанные с трудоустройством, — выбор места работы, работодателя, требования к условиям, режиму работы и т. д. — студенты «отвечают» самостоятельно, и нередко решение о том, куда и когда пойти работать, они принимают во время обучения в вузе.
Согласно ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты вузов «обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования» (ст. 16, п. 8). Однако время вне аудиторных занятий, отведенное согласно учебному плану на самостоятельную подготовку—чтение научной литературы, выполнение учебных заданий, научно-исследовательскую работу — значительная часть студентов тратит на оплачиваемую работу.
Феномен работающего студента не является новым для российского общества и не был нонсенсом для общества советского. Отличительной чертой современных работающих студентов являются качественно иные притязания не только в отношении высшего образования, но и в отношении будущей профессии. Это студенты «поколения эпохи стабильности», как его определили социологи [Паутова; Харченко, Бурлуцкая, 2012], молодые люди 19831992 года рождения. 70% из них стремятся сделать карьеру, видят себя в должности руководителя, а среди студентов ведущих вузов 28% стремятся к самореализации [Паутова].
Анализу феномена работающего студента в России посвящено немало социологических исследований [Большакова, 2005; Вишневский, Рубина, 1997; Вознесенская, Константиновский, Чередниченко, 2001; Герчиков, 1999; Ефимова, 2011; Звоновский, Белоусова, 2006; Константиновский, Чередниченко, Вознесенская, 2009; Могильчак, 2005; Морозов, Неволина, Лобут, 2012; Проблемы профессионального самоопределения молодежи...; Руденко, Савелов, 2002; Харченко, 2009]. На основании данных, полученных в ходе исследования студентов г. Новосибирска, В. И. Герчиков в качестве главных целей совмещения работы и учебы выделил необходимость зарабатывать на жизнь и на получение образования, заботу о дальнейшем трудоустройстве, а также стремление «не отстать от друзей», желание занять свободное время, попробовать себя в новом деле [Герчиков, 1999. С. 88]. По мнению О. А. Большаковой, оплачиваемая работа является важнейшим фактором, определяющим отношение студентов к учебе и их вовлеченность в образовательную деятельность [Большакова, 2005. С. 137]. По данным исследования,
93
IlliOl
Вопросы образования. 2013. № 3 http://vo.hse.ru
охватившего крупные вузы России, оплачиваемой работой занимаются около 40% студентов; при этом занятость студентов устойчивая, а доля работающих студентов возрастает к старшим курсам [Константиновский, Чередниченко, Вознесенская, 2009. С. 67]. При этом, однако, у студентов, которые начинают совмещать работу с учебой, снижается успеваемость [Там же. С. 69]. По мнению авторов, работающий студент — это особый социальный тип, обладающий «высокой трудовой мотивацией, более адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества» [Там же. С. 70].
Помимо рассмотренного выше комплексного исследования феномена работающего студента за последнее десятилетие были выполнены работы, посвященные специфике трудового поведения в разные периоды жизни молодого человека [Руденко, Савелов, 2002]; социально-демографическим факторам, определяющим занятость молодежи, а также динамике социально-демографического портрета подрабатывающей молодежи на материале Самарской области [Звоновский, Белоусова, 2006], экономическим аспектам трудовой деятельности студентов [Могильчак, 2005]. Несмотря на внушительное число работ, посвященных практике совмещения трудовой занятости и обучения в высшей школе, все они, на наш взгляд, носят дескриптивный характер: на основе количественных данных создается «портрет» работающего студента, обозначаются причины совмещения работы и учебы, а также возникающие при этом трудности и проблемы.
В 2008 г. на базе Уральского государственного педагогического университета магистрантами факультета социологии было проведено исследование «Феномен работающего студента» (руководитель — кандидат социологических наук, доцент Л. Е. Петрова). Стратегия исследования — качественная, восходящая; основной метод сбора данных — нарративное интервью. Основными критериями отбора информантов являлись обучение в вузе очно и наличие оплачиваемой работы. В результате было получено девять интервью с работающими студентами разных курсов из разных вузов г. Екатеринбурга. Также к анализу были привлечены рефлексивные автобиографии магистрантов, имевших опыт совмещения работы и учебы.
На основании полученных данных проанализированы особенности выбора студентами, совмещающими очное обучение в вузе с оплачиваемой работой, места обучения, их мотивы к занятию трудовой деятельностью и способы поиска работы в период обучения, а также специфика одного из вариантов совмещения работы и учебы в вузе — фриланса.
Немаловажным для анализа совмещения работы и учебы является этап выбора абитуриентом места обучения как исходной точки образовательной карьеры. Как показало исследование, большинство будущих студентов руководствуются при выборе места учебы
Выбор места обучения
94
В.С.Харченко
Совмещение работы и учебы в вузе
известностью, престижностью вуза, «удобством» процесса обучения (месторасположение вуза, наличие бюджетных/бесплатных мест). Специальность обучения и образовательный процесс рассматриваются как атрибут получения высшего образования или просто диплома, а не как возможность получить профессиональные навыки, компетенции, работать с высококвалифицированными преподавателями, стать профессионалом в выбранной сфере. Наши данные вполне согласуются с результатами недавних мониторинговых проектов [Мониторинг университета...; Ефимова, 2011].
«Закончился одиннадцатый класс, нужно было куда-то поступать» (студентка 3-го курса исторического факультета, 19лет).
«Первый экзамен, который я сдала вступительный <...> я его сдала на тройку и дальше не пошла, потому что это уже значит, не было бы у меня бюджетного места, а платить там очень много, для меня это было не вариантом, потому что у меня мама одна и, конечно, ей не потянуть было бы. То есть я шла изначально именно на бюджетное место. Поэтому я подавала документы в несколько вузов» (магистрантка факультета социологии, 22 года).
Критерии, на основании которых абитуриенты выбирают для себя место обучения, свидетельствуют об определенности их интересов и об отсутствии конкретного видения своей будущей профессии или содержания работы, необходимых навыков, умений, компетенций. Такой «рациональный фатализм» — одна из специфических черт современного абитуриента, который, принимая риски, не боится ошибиться в выстраивании своей будущей образовательной и профессиональной карьеры. Возможно, именно эта черта сегодняшнего студента обусловливает и решение пойти работать еще до окончания учебного заведения.
Решение начать поиск работы студенты принимают в разные периоды обучения, но в основном ко второму-третьему курсу. С одной стороны, к этому времени студенты адаптируются к новой учебной ситуации, достигают совершеннолетия, с другой — наступает момент, когда они осознают потребность в самостоятельности, независимости, желание ощутить себя в новом качестве, получить новый опыт. Рассказы студентов об «истории работы» отличаются от их воспоминаний о выборе места учебы: устройство на работу— это целенаправленный поиск и рациональный выбор.
«Работу выбирала долго, длительное время» (студентка вуза, 19 лет).
«Пыталась искать, но ничего такого путевого не было...» (магистрантка факультета социологии, 22 года).
«Начала искать работу, но с этим оказалось больше проблем, чем мы думали» (студентка, обучающаяся по специальности бухгалтер, 21 год).
Мотивы и способы поиска работы во время обучения
95
IlliOl
Вопросы образования. 2013. № 3 http://vo.hse.ru
Предпочтительной для студентов-очников является работа по специальности, однако после неудачных попыток устроиться на желаемую должность они начинают выбирать вакансии, не предъявляющие высоких требований к уровню квалификации, и соглашаются на те должности и те места работы, которые позволяют совмещать учебу и работу, т. е. туда, где есть возможность трудиться неполный рабочий день, с гибким, сменным или свободным графиком.
«Я график выбрала гибкий. Я сразу, когда пришла устраиваться, сообщила работодателю, что я смогу работать вот в такое-то и такое-то время» (студентка вуза, 19 лет).
Студенты занимаются преимущественно низкоквалифицированным трудом, не требующим специальных навыков, но он может приносить доход, собственные деньги. «Зарабатывать на жизнь» — это ведущий мотив трудоустройства. Собственный доход позволяет студентам стать самостоятельными, независимыми, прежде всего от родителей.
Среди причин совмещения учебы и работы есть как позитивные, так и негативные: желание и необходимость/вынужденность. К причинам вынужденного трудоустройства мы отнесли: низкий уровень материальной поддержки со стороны вуза—маленькие стипендии; отсутствие у родителей возможности материально помочь своему ребенку; необходимость оплачивать собственное обучение, содержать семью, помогать родителям. В литературе предлагаются некоторые варианты решения данной проблемы [Морозов, Неволина, Лобут, 2012], однако нам представляется, что справиться с материальными трудностями студенту чрезвычайно трудно — это те обстоятельства, на которые невозможно влиять и которыми невозможно управлять на микроуровне (индивидуально).
Мы сфокусировались в анализе на рассмотрении позитивных причин совмещения работы и учебы. Такими причинами могут быть желание получить опыт работы по найму, стремление попробовать себя в работе по специальности, намерение осваивать избранную специальность не только в теории, но и на практике, стремление «занять свою нишу», минимизировав таким образом риски, связанные с трудоустройством.
Многие работодатели предпочитают сотрудников, имеющих опыт работы по найму — не обязательно по той специальности, по которой они будут работать в данной организации. В ситуации, когда трудоустройство выпускников вузов зависит от них самих, студенты стремятся приобрести такой опыт.
«На эту работу устроилась лишь только для опыта, чтобы получить опыт. Чтобы, когда я впоследствии, после окончания вуза, буду устраиваться на более престижную работу, я уже могла точно и уверенно сказать, что да, у меня есть опыт работы» (студентка, обучающаяся по специальности бухгалтер, 21 год).
«Опыт—опыт любой работы — во вред никогда не будет» (маги-странтка факультета социологии, 22 года).
96
В.С.Харченко
Совмещение работы и учебы в вузе
Информанты, работающие по специальности, оценивают совмещение учебы и работы позитивно и утверждают, что эти два вида деятельности дополняют друг друга. Это самые успешные, уверенные, адаптированные к рынку труда студенты. Многие вузы поощряют такое совмещение — об этом свидетельствуют размещенные на сайтах подразделений университетов Положения о свободном посещении, которые дают возможность тем, кто работает «с целью приобретения профессионального опыта по избранной специальности», самостоятельно выстраивать свой учебный график.
«Если я не пойду и не поработаю, то я могу не понять многое из того, что нам говорят в теории» (студентка, обучающаяся по специальности бухгалтер, 21 год).
Потребность найти работу может сформироваться из желания осваивать приобретаемую в вузе специальность на практике. При этом студент может отлично понимать, что такая работа не обеспечит ему финансовой независимости:
«Я поняла, что у меня хватает времени и я могу писать для каких-то других журналов и получать гораздо больше денег» (Она же).
В отличие от студентов, работающих не по специальности, для которых эта работа — лишь этап в жизни, возможность заработка, те, кто работает по специальности, воспринимают работу как аккумуляцию опыта профессиональной деятельности, как вклад в перспективы устройства на более высокооплачиваемые позиции.
«Работа — способ доказать, что я чего-то стою, что я независима» (студентка вуза, 19 лет) — именно так нередко характеризовали работу студенты, что свидетельствовало о стремлении к самореализации и независимости.
«Я начинаю зарабатывать деньги... начинаю как-то вообще по-новому позиционировать себя в этом мире» (студент 5-го курса факультета бизнеса и управления, 22 года).
Причину, которую мы обозначили как «занять свою нишу», трудно однозначно определить как негативную или позитивную. При отсутствии системы распределения выпускников и наличии сложностей с поиском работы по специальности по окончании вуза многие студенты испытывают тревогу за свое будущее. Поэтому к последнему году обучения студенты ищут работу для того, чтобы найти и занять определенное место на рынке труда еще до получения диплома.
«На четвертом и на пятом у меня уже больше стало внимание именно к работе, а первые три курса — однозначно учеба» (студентка, обучающаяся по специальности бухгалтер, 21 год).
На последнем курсе у студентов формируется прагматическое, утилитарное отношение к учебе, они уже имеют четкое представле- 2
2 Примеры Положения о свободном посещении см.: www.zsgk-tmn.ru/doc/nd/ pol_svob_p.doc, kgmesi.ru/file/docs/information/P_opspzsofo.rtf, http://www. usavm.ac.ru/files/20110830_prj_o_svob_poseschenii.pdf, http://www.bsu.edu.ru/ bsu/resource/officialdocs/sections.php? ID=158
97
IlliOl
Вопросы образования. 2013. № 3 http://vo.hse.ru
ние о том, что им нужно от процесса обучения и без чего они смогут обойтись: «Прогуливала много, но прогуливала всегда с умом — знала, что можно прогуливать, что нельзя» (студентка, обучающаяся по специальности бухгалтер, 21 год). Такое видение студентом организации учебной деятельности зачастую идет вразрез с требованиями преподавательского состава: «Есть нормальные люди, которые не устраивают истерик из-за пропусков» (Она же).
Возможен ли идеальный вариант совмещения работы и учебы? «Ну вот, идеальные условия—это когда работа не мешает учебе, учеба не мешает работе»(студентка 3-го курса факультета социологии, 19лет). Работающие студенты считают необходимым, чтобы «работодатель и университет взаимодействовали друг с другом» (студент 5-го курса факультета бизнеса и управления, 22 года). Создание условий для совмещения студентами учебы и работы требует целенаправленного и продуктивного сотрудничества работодателей, администрации и специальных подразделений вузов, оценивающих потенциал вуза и государственных органов, отслеживающих потребности региона в специалистах того или иного профиля.
По закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вуз обязан по запросу студента-очника выдать ему справку-вызов на период зачетно-экзаменационной сессии (ст. 17, п. 4.). То есть действующее законодательство предусматривает для студентов-очников возможность работать и создает условия для совмещения работы и учебы. Однако этим институционализация данной практики исчерпывается.
Итак, решение студента начать «зарабатывать на жизнь», поиск работы и начало трудовой деятельности — новый и сам по себе важный опыт, который ведет к формированию новых ценностей, влияет на самооценку. Изменение самооценки работающих студентов связано прежде всего с приобретением новых способностей, навыков, компетенций; информанты выделили следующие виды умений, навыков, необходимых им в будущем в качестве полноценного сотрудника:
• способность к общению, коммуникабельность: «вот с коммуникативной точки зрения стала гораздо свободнее общаться с людьми» (студентка факультета журналистики, 22 года);
•организаторские способности, тайм-менеджмент: «сейчас то, что нужно выполнять, все равно стараюсь в сроки сдавать» (студентка 3-го курса исторического факультета, 19 лет);
• ответственность: «на работе повышается степень ответственности, контроль за действиями, за поступки свои отвечать» (студентка вуза, 19 лет).
Новые условия на рынке труда
Из всех интервью, проведенных в ходе исследования, особенно выделяется история Надежды, обучавшейся на факультете журналистики и довольно рано начавшей совмещать работу и учебу. Ее интервью интересно тем, что работа Надежды была связана
98
В.С.Харченко
Совмещение работы и учебы в вузе
со специальностью обучения и в целом ее история — это история успешного сочетания работы и учебы, когда получаемые в вузе преимущественно теоретические знания обогащались практикой, непосредственным профессиональным опытом. На наш взгляд, ее успех обусловлен еще и спецификой профессии — журналистика. Данный вид профессиональной деятельности зачастую протекает в свободном, гибком или удаленном режиме, а журналистов традиционно считают фрилансерами, или свободными занятыми, как и представителей некоторых других творческих профессий.
Увеличение с каждым годом числа работников-фрилансеров свидетельствует не только о распространении новых форм трудового найма, но и о трансформациях рынка труда, на который все более сильное влияние оказывают глобальные сети. Рынок труда сегодня изменяется под воздействием флексибилизации и дестандартизации занятости; появляются неполные формы найма: внеорганизационный, вторичный, неформальный, множественный и самозанятость. Индивидуализация трудовых траекторий и стратегий поведения на рынке связана с социетальными изменениями, люди «начинают в большей мере зависеть от самих себя и своей индивидуальной судьбы на рынке труда с ее рисками, шансами и противоречиями» [Бек, 2000. С. 107]. Стандартизированную биографию на рынке труда сменяет самостоятельно выстраиваемая, вариативная, а стабильное «общество труда» превращается в индивидуализированное общество [Бауман, 2005], в котором сосуществует калейдоскоп различных форм занятости. Для общества знания характерно размывание представлений о трудовой биографии как одной организации, в которой человек работает всю жизнь, и одной профессии, полученной однажды и актуальной до выхода на пенсию.
Одним из маркеров изменений становится виртуальный рынок труда, основу которого составляют биржи удаленной работы — специальные интернет-ресурсы, на которых работодатели и соискатели представлены в виде профайлов, или аккаунтов, где содержится вся необходимая информация: проекты, требования, контактные данные, опыт работы.
Работодатели на таких биржах предъявляют спрос прежде всего на специалистов в сфере информационно-коммуникационных технологий и/или на временную, проектную и удаленную занятость. Таким работникам не нужно предоставлять рабочее место, а общаться с ними можно при помощи средств интернет-телефонии, видеозвонков, служб мгновенных сообщений (например, ICQ), электронной почты. На самой крупной русскоязычной бирже удаленной работы free-lance.ru зарегистрировано более 1 млн 400 тыс. пользователей (январь 2013 г.), и их число постоянно растет.
Распространение и востребованность удаленной занятости ставит ряд новых исследовательских и практических проблем, в контексте нашего исследования это, в частности, вопрос, способству-
99
IlliOl
Вопросы образования. 2013. № 3 http://vo.hse.ru
ют ли возникающие новые возможности организации трудовой деятельности совмещению обучения в вузе с оплачиваемой работой без издержек для учебы [Харченко, 2012 (б)]?
Фриланс как способ совмещения учебы и работы
Под фрилансом мы понимаем модель профессионально-трудовых отношений, в которых работник и заказчик автономны, независимы друг от друга, при этом работник осуществляет поиск работы (проектов, заказов) и распределяет/планирует собственную занятость (режим, объем и характер работы) согласно собственным интересам, а заказчик рассматривает работника как временного исполнителя (контрактника). Такая модель занятости формирует особый тип работника — фрилансера, профессионала с ярко индивидуализированной трудовой биографией, обладающего автономностью в организации рабочего времени и независимостью в реализации своих умений и компетенций, зачастую дефицитных.
По данным Первой всероссийской переписи фрилансеров, 14% работников, избравших для себя такой вид отношений с работодателем, составляют студенты вузов [Стребков, Шевчук, 2011. С. 100]. Анализируя виды электронной самозанятости в России, Д. О. Стребков и А. В. Шевчук выделяют карьерную стратегию «от чистого фриланса — к совмещению»: трудовая биография респондентов начинается с фриланса, но в будущем они планируют совмещать свободную занятость и штатную работу. Такой стратегии придерживаются 6,9% всех опрошенных, и 78% из них — это студенты вузов. Часто студенты обращаются к фрилансу по примеру своих друзей и знакомых (23%), однако половина студентов, совмещающих работу и учебу в вузе, стали фрилансерами случайно. И хотя, как отмечают организаторы переписи, фрилансеры — самая уязвимая в правовом и финансовом отношении группа работников (не обладают достаточным уровнем правовой культуры и имеют самые низкие доходы), нам представляется, что для студентов фриланс — это преимущества свободной занятости и «подушка безопасности» в будущем: либо стабильная занятость в организации, в которой они работают на фрилансе, либо фриланс как дополнительный заработок.
В нашем исследовательском проекте3, посвященном институализации фриланса как новой формы занятости [Харченко, 2009; 2012 (а); 2012 (б); 2012 (в); Харченко, Бурлуцкая, 2012], информантами были фрилансеры — студенты вузов, обучавшиеся очно. Этот тип фрилансеров на первый взгляд не отличается от других: у них, так же как у остальных, возникают проблемы с поиском работы,
3 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Фриланс как новая форма наемного труда: процессы институализации трудовых отношений» (проект № 11-03-00669а, руководитель—М. Г. Бурлуцкая) в 2011-2012 гг. Проведены 35 фокусированных интервью с фрилансерами из разных городов.
100
В.С.Харченко
Совмещение работы и учебы в вузе
трудности во взаимодействии с работодателями, сложности с организацией времени для выполнения проекта. Однако есть и специфическая для этой группы фрилансеров тема: обучение в вузе и совмещение его с работой. Во всех интервью фрилансеров речь шла о тактике подстраивания работы к учебе, а не учебы к работе, как в случае штатной занятости работающих студентов.
«Фриланс идеально на самом деле позволяет сочетать учебу, не отрываясь от процесса учебы, то есть днем, не пропуская пар, можно находиться в Интернете, а вечером, ночью полностью выкладываться на ролики, при этом не теряя ни времени лишнего, ни лишних сил» (руководитель студии видеодизайна, студент 3-го курса, 19 лет).
«В день часа по четыре, по пять. Ну, потому что учился с первой смены, это был первый курс. И после обеда сразу же в офис, и до вечера <...> я работал не полный день, а учился во вторую смену, поэтому часам к восьми — к девяти в офис, два-три-четыре часа в офисе и на учебу бегом» (программист, 3-й курс, 22 года)4.
Трудности на первом этапе фриланса связаны с отсутствием опыта работы, навыков общения с заказчиками, излишней доверчивостью. Постепенно, освоив необходимые умения — коммуникации, тайм-менеджмента, — студенты-фрилансеры начинают нарабатывать опыт, известность, составляя свое портфолио из выполненных ранее работ, наращивают социальные сети заказчиков.
«Я там начинал с самых простых работ, которые занимали буквально два часа, сейчас есть проекты, на которые надо тратить почти по три дня» (SMO-оптимизатор, 4-й курс, 20 лет).
Со временем достижения студента-фрилансера, его известность, уникальные знания, способности или личные качества (всегда выполняет заказы в срок, идет навстречу пожеланиям заказчика) начинают работать на него. Теперь ему можно меньше беспокоиться о поисках работы, заказчиков.
«Они не берут тебя на полный день, потому что учишься. Они говорят: ты можешь нам помочь вот так вот, вот так вот. Тоже помогаешь, опять получаешь деньги, а это работа на портфолио» (программист, 3-й курс, 22 года).
«Я редко захожу на главный free-lance.ru, где основные заказы публикуются, в основном меня находят» (SMO-оптимизатор, 4-й курс, 20 лет).
Для студентов-фрилансеров главное преимущество в совмещении фриланса и учебы очно — это возможность работать не просто без ущерба для учебы, а в помощь ей: фриланс позволяет зарабатывать деньги для ее оплаты.
«Доходов было поменьше, потому что как-то учеба меня в тот момент зацепила. Ну, хватало по крайней мере накопить за полго-
4 В этом случае работа в офисе была организована в гибком режиме, а у информанта была постоянная дополнительная подработка в виде фриланс-проектов.
101
llliol
Вопросы образования. 2013. № 3 http://vo.hse.ru
да, чтобы эти самые полгода в университете оплатить» (программист, 3-й курс, 22 года).
Для некоторых студентов-фрилансеров важен профессиональный рост, возможность развиваться в сфере, в которой они работают, причем самообразование — важный фактор успешности фрилансеров вообще.
«Начал самообразовываться по переписке <...> заходишь, читаешь, решаешь свою проблему. Пробуешь, свои варианты предлагаешь. Вот тут чистейшее самообучение, самообразование» (программист, 3-й курс, 22 года).
Как и для «поколения стабильности» в целом, для студентов-фрилансеров приоритетными ценностями являются карьера и профессиональный рост. В будущем они хотят развиваться, быть независимыми, расти до уровня руководителя собственным бизнесом.
«Так что для меня главное — профессиональный рост (SMO-оптимизатор, 4-й курс, 20 лет).
В целом студенты-фрилансеры — это люди успешные, позитивно оценивающие свои достижения и самих себя. Они особенно подчеркивают возможность быть самостоятельными и независимыми.
«В 19 лет я как-то живу сам по себе, сам себя обеспечиваю. Я могу сам себе позволить куда-то ездить, опять же сорваться в Москву посреди года ни с того ни с сего, платить сам за учебу и полностью быть самостоятельным и обособленным. И это благодаря студии, благодаря фрилансу. И это же, собственно, направление деятельности мне позволяет как-то выражать свою творческую личность, общаться с невероятно интересными людьми. Если бы не фриланс, то есть если бы не вся эта сфера, я не знаю, может быть, я сейчас работал бы каким-нибудь менеджером по продажам в салоне Nokia» (руководитель студии видеодизайна, студент 3-го курса, 19 лет).
«Сюда я шел, чтобы получить какой-то доход, можно сказать, буквально на пиво, просто пару проектов в месяц выполнить, а сейчас я спокойно себе оплачиваю учебу, проезд и все, что мне нужно. То есть от родителей я практически сейчас не завишу. Даже сам деньги иногда выделяю. То есть это уже в полноценную работу превращается» (SMO-оптимизатор, 4-й курс, 20 лет).
Оплачиваемая работа позволяет студенту-очнику решить как насущные проблемы (материальные, финансовые), так и прогнозируемые (дальнейшее трудоустройство, приобретение социальных навыков) и актуальные, связанные с получением не просто высшего образования, а специальности, профессии. Совмещая работу и учебу, студенты учатся работать — получают востребованные работодателем компетенции, подстраиваются под условия рынка труда с его возможностями и конкуренцией.
Новым типом работников и одновременно новым типом студентов являются студенты-фрилансеры, которые, еще обучаясь в вузе,
102
В.С.Харченко
Совмещение работы и учебы в вузе
осваивают необходимые на современном рынке труда информационно-коммуникационные технологии, получают навыки индивидуальной ответственности и самообразования. Реализация осваиваемых в вузовской программе знаний, умений, компетенций в ходе работы по модели фриланса позволяет сократить разрыв между теорией и практикой, вузом и рынком труда.
В то же время не все преимущества, которые дает фриланс как модель занятости для студентов, эффективно используются. Все студенты-фрилансеры, которые участвовали в нашем исследовании, работали не по той специальности, которую они получают в вузе. То есть они не углубляют представления об избранной профессии, а только «учатся работать». В результате студенты-фрилансеры могут потерять интерес к получаемой специальности. Спустя некоторое время после проведенного интервью один из наших информантов отчислился из вуза, объяснив свое решение тем, что от учебы в вузе он получил достаточно, а в работе (на фрилансе) у него есть много интересных проектов.
Таким образом, студенты, работающие на фрилансе одновременно с учебой, после окончания вуза будут иметь конкурентные преимущества на рынках труда, в том числе и глобальных. Однако эти преимущества были бы значительно больше, если бы они работали по той же специальности, которую получают в вузе. Поэтому дальнейшее изучение этой специфической группы студентов позволит обогатить социологию образования новым знанием и разработать адекватную молодежную политику в сфере высшего профессионального образования. 1
1. Актуальные проблемы трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений высшего профессионального образования. Материалы Всероссийской науч.-практич. конф. Екатеринбург, 14-15 мая 2008 г. Екатеринбург, 2008.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2005.
3. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М., 2000.
4. Большакова О. А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // Социологические исследования. 2005. № 4. С. 136-139.
5. Вишневский Ю. Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 56-69.
6. Вознесенская Е. Д., Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А. «Кончить курс и место достать»: исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. 2001. № 3. С. 101-120.
7. Герчиков В. И. Феномен работающего студента вуза // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 87-94.
8. Ефимова И. Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза (на примере Нижегородской области) // Университетское управление. 2011. № 6. С. 60-68.
9. Звоновский В., Белоусова Р. Молодежь на рынке вторичной занятости // Вестник общественного мнения. 2006. № 2. С. 62-72.
Литература
103
llliol
Вопросы образования. 2013. № 3 http://vo.hse.ru
10. Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А., Вознесенская Е.Д. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. М., 2009.
11. Меренков А. В. Особенности и проблемы формирования профессиональных ориентаций учащейся молодежи // Университетское управление. 2009. № 6. С. 31-37.
12. Могильчак Е. Л. Экономические ориентации студенчества — их взаимосвязи и методы формирования // Социологические исследования. 2005. № 10. С. 57-62.
13. Мониторинг университета. Информационный бюллетень. 2011. № 8.
14. Морозов Г. Б., Неволина Е. В., Лобут А. А. Работающий студент очной формы обучения: противоречие, ожидающее оптимального решения // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 251-255.
15. Паутова Л. Контрреволюция молодежи: от чрезмерных амбиций к прагматизму http://bd.fom.ru/pdf/pautova.pdf
16. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий. Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург. 2011.
17. Руденко Г. Г., Савелов А. Р. Специфика положения молодежи на рынке труда // Социологические исследования. 2002. № 5. С. 101-107.
18. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Электронная самозанятость в России // Вопросы экономики. 2011. № 10. С. 91-112.
19. Харченко В. С. «Учусь, потому что надо» или «работать желательно и даже обязательно». К вопросу о соотношении обучения в вузе и работы по специальности // Материалы XI междунар. конф. «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». Ч. 4-5. Екатеринбург, УРГУ, 2009.
20. Харченко В. С. Роль социального капитала в фрилансе // Социальный капитал современного общества. Материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 25-26 октября 2012 г. СПб.: Ски-фия-Принт, 2012 (а). С. 383-385.
21. Харченко В. С. Учат ли быть фрилансером в российском вузе? Анализ свободной занятости в контексте образовательных стандартов ВПО нового поколения //Педагогическое образование в России. 2012 (б). № 2. С. 195-198.
22. Харченко В. С. Фриланс — на пути к новому стилю жизни // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. М.: РОС, 2012 (в).
23. Харченко В. С., Бурлуцкая М. Г. Фриланс: институализация новой формы занятости // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир. Материалы II междунар. науч.-практич. конф. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. С. 151-158.
24. Черненко Е., Рыклина В. Generation ПУ // «Русский Newsweek». 2008. № 21 (194). С. 38-47.
25. Чупров B. И., Зубок Ю. А. Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи; состояние и перспективы // Социологические исследования. 1996. № 9. С. 88-95.
26. Щепкина Е. В., Смоленцева А. Ю., Ходжаев A. M. Работа студента: сегодня и завтра // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1998. № 4.