К. С. Горбушова, С. К. Кучигина
ФРИЛАНС КАК ФОРМА ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Фриланс как форма самозанятости студентов становится все более распространенным явлением в структуре российских вузов, поскольку такой вид трудовой деятельности дает большую свободу для применения полученных теоретических знаний на практике. Особую роль в этом процессе играет материальная заинтересованность работающей молодежи. С целью выявления специфики фриланса в студенческой среде было проведено социологическое исследование на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства.
Ключевые слова: система высшего образования; система управления; стандарты; фриланс; рынок труда; респонденты; социологический опрос; профессиональное самоопределение.
K. S. Gorbushova, S. K. Kuchigina
Freelance as a form of employment for students of higher educational institutions
Freelance as a form of self-employment of students is becoming more common in the structure of Russian universities, as this type of work gives more freedom for applying theoretical knowledge in practice. A special role in this process is played by material interest of working young people. In order to identify the specifics of freelancing in the student's environment sociological survey was conducted on the basis of the Penza State University of Architecture and Construction.
Keywords: the higher education system; control system; standards; freelance; labour market; respondents to the survey; professional self-determination.
Т! роцесс глобализации, а также мировые про-с! цессы, затрагивающие сферу информационных технологий, предопределили главные аспекты функционирования рынков труда различных форматов и территориальной принадлежности. Развитие интернет-маркетинга порождает, к примеру, потребности в услугах нематериального характера, а виртуального (создание и распространение рекламы на сайтах компаний, консультирование клиентов онлайн, написание рекламных текстов и др.), что, в свою очередь, приводит к тому, что работник все менее становится зависимым от конкретного места работы, условий труда, трудовой дисциплины и пр.
Рынок фриланс-услуг в настоящее время уже достаточно развит в Западной Европе и США и стремительно развивается в России, но само понятие «рынок фриланс-услуг» не является пока еще широко распространенным как в экономической практике, так и в научной литературе.
Ситуация на рынке труда самым непосредственным образом связана с системой высшего профессионального образования, его стандартами обучения, поскольку, согласно ст. 14 («Об© Горбушова К. С., Кучигина С. К., 2014
щие требования к содержанию образования») Закона РФ «Об образовании», «содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира» [3].
Исследователи НИУ «Высшая школа экономики» определяют фриланс как «индивидуальную форму занятости, предполагающую высокую степень квалификации». Фриланс может существовать как в чистом виде, так и в комбинированном («чистые фрилансеры» и «совместители», которые сомещают подработку с основной работой, учебой, уходом за ребенком и пр.). Некоторые специалисты в связи с этим вводят новый термин — «электронная самозанятость».
Причиной укоренения подобной формы самозанятости в студенческой среде многие ученые считают изменившуюся за последние годы динамику жизни общества, в которой все большее место занимают риски, связанные с личными доходами семей, неопределенность карьерных перспектив молодых специалистов, частые
Т7>
перемены, вызванные сменой места работы и места проживания. В связи с этим у современного молодого человека формируется особая жизненная стратегия, позволяющая ему динамично реагировать на меняющиеся социально-экономические условия в краткосрочные жизненные периоды [4].
Процессы глобализации, все более влияющие на ситуацию на рынках труда, стимулируют процесс «индивидуализации» труда, при котором работник имеет возможность самостоятельно моделировать различные виды личностной и профессиональной активности, что, в свою очередь, является формирующим компонентом различных стилей жизни, работы и отдыха («по-листилизм»).
Эти стили отражают социальные и профессиональные потребности работника, его интересы, ресурсные и управленческие возможности, что создает необходимые условия для саморазвития. Данная тенденция в наибольшей степени характеризует стремление молодых людей трудиться таким образом, чтобы границы между рабочим временем и временем отдыха были как можно более размыты, чем и объясняется «молодежное представительство фриланса».
Ключевым моментом во взаимоотношениях между работником и работодателем, по данным проведенных социологических исследований [2], является такой аспект, как договоренность не о способности к выполнению определенного вида работ со стороны работника (как это происходит в ситуации найма, когда работник проходит несколько этапов собеседования, цель которых — выявление его профессиональных способностей), а о продаже уже готового результата труда (наличие портфолио работ в большинстве случаев является обязательным). Это существенно экономит материальные ресурсы и ресурсы времени той и другой стороны.
Фриланс как форма самозанятости порождает виртуальные рынки труда, трактуемые в научной литературе как «социально-экономическое пространство, конструируемое вокруг временных работников и работодателей, способствующее повышению профессиональной квалификации, возможности переквалификации и получению новых знаний».
Тем не менее следует говорить о том, что тенденции распространения фриланса как формы самозанятости в молодежной среде в России в целом выражены недостаточно отчетливо. Этому способствует высокая степень оппортунизма
в среде работодателей, несовершенство правовой системы, отсутствие социальных гарантий и т. п.
Кроме того, российский рынок фриланс-ус-луг тесно связан с общей ситуацией занятости и безработицы в стране: отсутствие возможности трудоустройства по специальности провоцирует молодых специалистов к самозанятости. Молодежный рынок труда представляет собой особый сегмент рынка, связанный со специфическими особенностями возрастного характера: категории трудоспособного населения в возрасте от 15 до 25 лет, по данным статистики, по сравнению с другими возрастными группами обладают повышенным эмоциональным фоном восприятия, стремлением к творческой самореализации, а также более эффективным формам взаимодействия в процессе коллективной работы.
По данным Росстата, средний возраст безработных в сентябре 2013 г. составил 35,3 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 26,5 %, в том числе в возрасте 15-19 лет — 3,6 %, 20-24 лет — 22,9 %. Эти возрастные группы являются наиболее «проблемными» с точки зрения занятости, поскольку именно в этот период жизни большинство молодых людей совмещают работу на предприятии, учебу в вузе и приобретают навыки семейной жизни, и именно этот период жизни молодых специалистов можно считать напрямую связанным с различными формами самозанятости [5] (рис. 1).
Высокий уровень безработицы, в частности, был отмечен в возрастной группе 15-19 лет (23,9%) и 20-24 лет (13,0%). По сравнению с сентябрем 2012 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 3,4 процентных пункта, в возрасте 20-24 лет — на 1,1 процентный пункт [Там же].
В связи с этим, взяв за основу такие ключевые моменты самозанятости студентов, как степень готовности к подобному виду самозанятости, наличие ресурсных возможностей, элементов творчества и мотивации, можно предложить следующую классификацию студенческого фри-ланса:
«Экспертные фрилансеры» — представляют собой опытных студентов-старшекурсников, имеющих определенный профессиональный опыт. Самозанятость является для них основным источником дохода. Как правило, для этой категории фрилансеров характерен «полинайм», состоящий из постоянных заказчиков, свой «прайс» на услуги и отчетливо выраженные
18-22 года 23-36 лет 27-30 лет 31-40 лет 41 год и старше
Рис. 1. Возрастная шкала фрилансинга в России, %
планы и перспективы дальнейшей деятельности. Основная ставка у этой категории фрилан-серов делается на ресурс профессиональных и творческих способностей, они могут выбирать заказы.
«Вынужденные фрилансеры» — студенты, испытывающие материальные трудности. Как правило, эти студенты не ограничиваются исключительно интеллектуальным трудом. Характерной особенностью подработки для таких фрилансеров является полинайм при отсутствии возможности выбора.
«Женский фриланс» обладает рядом особенностей, и это следует учитывать при корректировании работы центра занятости студентов. В профессиональной среде существуют гендерно выраженные зоны, которые при одних условиях позволяют быстрее адаптироваться представителям женского пола, а при других — представителям мужского пола. Так, по данным социологического исследования, сфера программирования и компьютерных технологий более освоена студентами-мальчиками (72-83 %), а копирайтинг, переводческая деятельность, дизайнерские проекты — студентками-девочками (61-67%) [2].
По мнению ряда экспертов, есть вероятность того, что с выходом из кризисной зоны у многих успешных студентов-фрилансеров появится возможность организовать небольшие фирмы, поскольку к этому времени планирование собственного рабочего времени, чувство ответственности за свою работу и привнесение в работу элементов творчества станут их професси-
ональными атрибутами. В целом данная экспертная оценка констатирует в ближайшие десятилетия процесс консолидации в сфере фриланса, обусловленный экономико-нормативными факторами. Эти тенденции необходимо принимать во внимание при планировании деятельности центров трудоустройства студентов старших курсов вузов (рис. 2).
В связи с этим появляется необходимость изучения региональной специфики фриланса как формы самозанятости в молодежной среде. С этой целью в марте — апреле 2014 г. было проведено социологическое исследование на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС).
Методом исследования был выбран социологический опрос [1].
Использовалась групповая выборка: в качестве опрашиваемых были выбраны студенческие группы (гнезда) очного и заочного отделений; объем выборки составил 89 человек в возрасте 19-34 года.
Генеральная совокупность оценена как общая численность студентов очного и заочного отделений ПГУАС (около 5,5 тыс. чел.). Доля выборки в данной генеральной совокупности составила 0,03 %, что при коэффициенте погрешности Р = 0,61 обеспечивает статистическую значимость выборкир = 0,32.
Исследование носило характер лонгитюд-ного анализа: полученные данные должны были коррелировать с данными планируемого на 2015 г. аналогичного исследования [1].
1Т Копирайтинг Дизайн Рис. 2. Профессионально-гендерная дифференциация структуры фрилансинга, %
Т7>
Цель исследования: выявление характера фриланса на молодежном рынке труда г . Пензы.
Задачи исследования:
— определение преимуществ и недостатков фриланса как формы самозанятости;
— определение специфики фриланса в студенческой среде;
— определение перспективной траектории рынка фриланс-услуг в г. Пензе.
Так, в ходе проведенного социологического опроса было установлено, что трудовыми ценностями фрилансеров являются: «наличие свободного времени» (15 %), «работа без начальника и будильника» (65 %), «высокие доходы» (12 %), «творческая работа» (22 %), «возможность самому планировать работу в течение дня» (56 %).
В качестве недостатков такой занятости, как фриланс, респонденты выделили «нестабильность доходов» (55 %), «высокую степень обмана со стороны заказчиков» (44 %).
На вопрос «С какого периода времени вы начали заниматься фрилансом» респонденты ответили следующим образом: «с младших курсов» (12 %); «ближе к завершению учебы в вузе» (58 %). Причины, побудившие студентов заняться этой деятельностью, таковы: «трудности материального характера» (73 %); «первый трудовой опыт» (3 %); «дополнительные средства на развлечения» (12 %).
Студенты заочного отделения, которые имеют больше возможностей для профессионального самоопределения и для заработка, указывают следующие причины самозанятости: «потребность в дополнительном заработке» (42 %); «превращение хобби в оплачиваемую работу» (37 %); «изначальная ориентация на свободную занятость» (15 %); «материальные трудности (38 %).
Свои планы на будущее относительно профессиональной самореализации фрилансеры
видят так: «оформить ИП» (56 %); «оставаться фрилансером» (11 %); «перейти к работе на полный рабочий день по найму» (8 %). Только 3 % респондентов собираются в ближайшем будущем отказаться от фриланса и посвятить себя стандартной офисной карьере. С другой стороны, тех, кто в дальнейшем намеревается работать исключительно в качестве фрилансеров, тоже немного — 11 % (хотя среди них чистых фрилансеров гораздо больше — 23 %). Почти треть опрошенных планирует совмещать самозанятость с работой в организации (30 %).
Таким образом, на основе полученных данных можно пронаблюдать общую тенденцию развития фриланса в студенческой среде: самозанятость позволяет молодым людям решать свои финансовые проблемы, стать независимым от родителей на завершающем этапе образования, когда уже имеется в наличии определенный багаж знаний и практического опыта. Кроме того, около 60 % фрилансеров видят в своей подработке первый этап к созданию собственного бизнеса.
Следует отметить, что в структуре высшего образования необходимы существенные преобразования, в частности, пересмотр государственных стандартов, направленные на поддержку предпринимательских начинаний студентов в подобной форме профессиональной самореализации — фрилансе.
Стандарты «второго поколения», включающие такие необходимые критерии подготовки специалиста, как «знания», «умения», «навыки», отражают попытки систематизировать весь комплекс теоретико-практических знаний, полученных студентом, однако обладают некоторой абстрагированностью от конкретных систем измерения этих самых «знаний», «умений» и «навыков» (зунов).
В связи с этим целесообразным представляется введения «шкалы зунов», призванной
определенным образом моделировать процесс обучения и формировать образ молодого специалиста более конкретизированными методами. Градация этой шкалы может соответствовать, к примеру, количеству практических заданий. Так, дисциплина «Маркетинг» формирует 20 единиц умений (заданий) составлять программу маркетинговых исследований у студентов-маркетологов, а у экономистов соответственно 10 единиц.
Кроме того, практика трудоустройства студентов и выпускников вуза должна учесть специфику этой формы самозанятости, выявив все положительные моменты для привлечения работодателей. Фриланс особенно ярко демонстрирует социально-экономические трансформации общества, которые постепенно приводят к усилению роли информационных технологий на рынке труда и вызывают деградацию границ между рабочим и нерабочим временем.
Можно выделить следующие «привлекательные» для работодателей черты фриланса:
1. Индивидуализация модели трудовых отношений «работник — работодатель», что позволяет работнику более ответственно относиться к выполняемой работе, поскольку она будет однозначно персонифицироваться с исполнителем и пополнять его портфолио выполненных работ, эта же форма предоставляет возможность и работнику, и работодателю экономить собственные «эмоциональные резервы», общаясь дистанционно;
2. Удаленный формат взаимодействия между работником и работодателем существенно экономит временные и материальные ресурсы как работодателя, так и работника;
3. Краткосрочный период взаимоотношений «работник — работодатель» (на время выполнения заказа) позволит нацелить работника на результат, а не на время, проведенное на территории работодателя;
4. Единая форма оплаты труда (сдельная) позволяет экономить материальные ресурсы работодателя и контролировать качество выполненных работ;
5. Множественность представительства: один работник может одновременно сотрудничать с несколькими работодателями, модель «полинайм — полизанятость» гарантирует «поточность» и бесперебойность работы;
6. Труд фрилансеров оценивается дешевле в силу экономии ресурсов (работодатель имеет возможность экономить на оборудовании рабочего места, премиальных и социальных выплатах, налогах и пр.);
7. Работодателям не надо платить налоги за фрилансеров как за официальных работников по найму;
8. Преимущественно неформальный характер договоренностей между работником и работодателем, отсутствие трудовых договоров.
Однако этим преимуществам необходимо придать законную основу, опираясь на внешние и внутренние законодательные акты вуза. Так, к примеру, к проблемным зонам в этой области можно отнести следующие:
1. Возможность оппортунистического типа поведения со стороны работодателя. Такое поведение может быть спровоцировано отсутствием формальных договоренностей, и эти издержки нужно минимизировать;
2. Характер выполняемых работ. Он связан в основном с интеллектуальным трудом (исключение составляют такие специальности, как слесарь, сантехник, исполнитель ремонтных работ и пр.), что предусматривает повышение письменной и графической культуры молодых специалистов;
3. Спорадический характер занятости, требующий выработки у сотрудника навыков планирования. Этот аспект предполагает акцентирование внимания на усиление базовых навыков менеджмента (в особенности навыков планирования трудовой деятельности в краткосрочном и долгосрочном периодах);
4. Отсутствие в целом базовых основ трудовой культуры в студенческой среде и проектов по формированию фриланс-культуры вуза, обладающей собственной спецификой (к примеру, фриланс-работы студентов строительного вуза и студентов педагогического вуза, безусловно, будут отличаться и профильным наполнением, и характером взаимодействия с работодателем, и стилистическими особенностями и т. д.).
Характер фриланса как популярной модели занятости в студенческой среде предполагает высокую степень организации и самоорганизации, приобретение навыков планирования и координации трудовой деятельности, усвоение особых форм трудовой этики вербального и невербального взаимодействия, готовность нести ответственность за проделанную работу и пр. Эти аспекты являются основополагающими в процессе формирования культуры фриланса, поскольку способны трансформировать образ мыслей, стиль жизни, культуру общения и контактную сферу работника.
В данном случае можно говорить о формировании особой модели самозанятости, которую
Г7>
необходимо разработать с учетом особенностей направленности вуза в целом, специальности студента, его гендерных, творческих, интеллектуальных особенностей, культурного фона и т. п.
Важным моментом в формировании модели является обоснование существенных различий между фрилансом и бизнесом, работой по найму. В этом отношении ключевую роль играет анализ ценностных ориентаций студентов-фрилансеров, поскольку для успешной самозанятости необходимы такие приоритетные ценности, как «самореализация», «творчество», «автономность», «высокая степень доверия», а в сфере бизнеса и работе по найму в первую очередь приветствуются, к примеру, «нацеленность на прибыль», «низкая степень доверия», «умение работать в команде» и пр. Таким образом, возникают «полярные» ценностные приоритеты, существенно затрудняющие процесс формирования универсальной модели профессиональной самореализации студентов (рис. 3).
Нельзя также отрицать и тот факт, что, по данным социологических исследований, около 80 % студентов-фрилансеров рассматривают подобную форму самозанятости лишь как определенный этап в процессе своего профессионального становления.
Таким образом, может возникнуть ситуация, что сформированная у студента система ценностей и внутренних установок, помогающая стать успешным фрилансером, может в дальнейшем не пригодиться, а возможно, и помешать ему реализоваться в сфере бизнеса.
Это несколько противоречивое обстоятельство предполагает комплексную работу преподавателей, сотрудников центров (социологического, трудоустройства выпускников, психологического), администрации вуза по формированию высокой степени психолого-профессиональной и эмоциональной мобильности, обеспечивающей наименее проблемный переход студентов от одной модели самозанятости к другой в изменяющихся условиях труда.
В силу этого имеет смысл говорить о нескольких типах моделей самозанятости студентов, позволяющих наиболее успешно адаптироваться в различных трудовых сегментах. Однако немаловажную роль в этом отношении должны играть межсегментные связи, обладающие высокой степенью пластичности и обеспечивающие наиболее сглаженный переход от одной модели к другой.
В связи с этим необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на создание во внутренней среде вуза оптимальных условий для успешного функционирования студенческого рынка фриланс-услуг. Предложенный комплекс может включать в себя следующие аспекты:
1. Создание центра социологических исследований для мониторинга ситуации на рынке фри-лансеров, выявление проблемных зон и зон успешного функционирования с целью корректировки и контроля деятельности фрилансеров и работодателей, определение мотивационных сфер деятельности и выявление перспектив развития;
Взаимодействие моделей занятости
Фриланс-модель:
Одновременно и субъект, и объект труда, творческие способности, нацеленность на результат, независимость от окружения, общения, формы одежды, автономия, высокая степень доверия, индивидуальная ответственность, личная самоорганизация, отсутствие границ между рабочим и свободным временем, низкая психолого-эмоциональная напряженность, планирование, низкая мобильность
Бизнес- модель:
Субъект труда, функциональные и аналитические способности, нацеленность на прибыль, зависимость от окружения, общения, формы одежды, коллективная и индивидуальная ответственность, низкая степень доверия, корпоративный стиль организации, высокая мобильность, высокая психолого-эмоциональная напряженность, четкие границы между рабочим и свободным временем
Занятость по найму:
Объект труда, функциональные способности, нацеленность на прибыль от наемного труда, зависимость от окружения, общения, формы одежды, руководства, коллективная и индивидуальная ответственность, нейтральная степень доверия, корпоративный стиль организации, высокая мобильность, планирование, четкие границы между рабочим и свободным временем, высокая психолого-эмоциональная напряженность
Рис. 3. Ценностные ориентации студентов как атрибут формирования моделей занятости
2. Внесение существенных поправок корректирующего характера в государственные стандарты образования, предусматривающие учет и контроль деятельности студентов-фрилансеров, а также в деятельность самого вуза, направленную на создание благоприятных образовательных и экономико-практических условий для реализации самозанятости студентов;
3. Организация компьютеризированных аудиторий для тех категорий студентов, чья деятельность ограничена бытовыми, материальными или техническими трудностями;
4. Юридическое закрепление за деятельностью вуза возможности предоставления фли-ланс-услуг бизнесу, а также содействие PR-дея-тельности вуза, пропагандирующей совмещение трудовой и обучающей сфер деятельности студентов вуза;
5. Создание проектов, целью которых является разработка принципов формирования культуры фриланса и закрепление их в уставе вуза;
6. Создание системы регистрации, учета и контроля деятельности студентов-фрилансеров центром трудоустройства вуза (возможна система небольших процентных взносов от заработка в фонд вуза);
7. Создание на сайте вуза специального раздела (возможно, подраздела во вкладке «трудоустройство студентов»), посвященного деятельности студентов-фрилансеров, содержащего порт-фолио выполненных работ, заказы работодателей, отзывы о выполненных работах и пр.;
8. Организация и проведение студенческих конференций, посвященных актуальным проблемам студенческого рынка фриланс-услуг, научное освещение достижений студентов и их научных руководителей;
9. Создание системы взаимодействия с внешними структурами (центры занятости, центры психологической адаптации и пр.) с целью совместного участия в ярмарках вакансий, днях открытых дверей, конференциях различного уровня научно-практической значимости;
10. Разработка форм стимулирования наиболее успешных фрилансеров в студенческой среде (материальное поощрение, премирование почетными грамотами, фото на сайте и т. п.);
11. Создание условий для популяризации фриланса в студенческой среде (к примеру, выпуск газеты, размещение рекламных роликов о мероприятиях с участием фрилансеров, проведение внутривузовских и межфакультетских мероприятий и пр.).
Таким образом, перспективы развития студенческого рынка фриланс-услуг на сегодняшний день представляются неоднозначными, поскольку вузам необходимо, во-первых, признать факт существования самозанятости студентов и, во-вторых, сформировать определенную базу (юридическую, материальную, образовательную, экономико-практическую и пр.) для дальнейшего развития студенческого фриланса. Но несмотря на это не следует отрицать функциональную значимость рынка фриланс-услуг во внутренней структуре высших учебных заведений, поскольку фриланс экономически оправдан и практически выгоден для современных вузов.
1. Кучигина С. К. Социология : учеб.-метод. пособие. Пенза, 2011.
2. Кучигина С. К. Тендерные аспекты современного рынка труда : моногр. Пенза, 2013.
3. Резник Г. А., Курдова М. А. Проблема социально-экономической устойчивости вуза в условиях реформирования // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов : сб. ст. : материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. Пенза : Приволжский дом знаний, 2012.
4. Резник Г. А., Маскаев М. И. Экономическая сущность трудового потенциала // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов : сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза : Приволжский дом знаний, 2012.
5. РОССТАТ. URL: http://www.gks.ru