Научная статья на тему 'Студенты вузов на рынке труда'

Студенты вузов на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
701
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНТЫ / РЫНОК ТРУДА / ТРУДОВЫЕ СТРАТЕГИИ / СОВМЕЩЕНИЕ РАБОТЫ И УЧЕБЫ / МЕТОД ВКЛЮЧЕННОГО НАБЛЮДЕНИЯ / ГЛУБОКОЕ ИНТЕРВЬЮ / YOUTH / STUDENTS / LABOR MARKET / LABOR STRATEGIES / COMBINING WORK AND STUDY / METHOD OF INCLUDED OBSERVATION / IN-DEPTH INTERVIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юдина Елена Николаевна, Тренёв Василий Николаевич

В статье на основании эмпирических исследований, выполненных качественными методами, выявлены социальные аспекты поведения студентов на рынке труда, а также исследуются достоинства и недостатки различных трудовых стратегий, позволяющих совмещать работу и учебу. В статье делается вывод, что студенты отдают приоритет учебе, поэтому у них востребованы такие виды трудовой деятельности, которые позволяют успешно продолжать обучение. Наиболее популярны среди студентов трудовые стратегии, связанные со сферой обслуживания: продавец-консультант, репетитор, официант, тренер, администратор сайта и т. п. Каждая трудовая стратегия имеет свои достоинства и недостатки. Но в целом они позволяют студентам заработать на повседневные нужды и успешно закончить образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Education Students in the Labor Market

The article reveals social aspects of students’ behavior in the labor market on the basis of empirical studies carried out by quality methods, and also examines the advantages and disadvantages of various labor strategies that combine work and study. The article concludes that students give priority to study. Therefore, such types of work which allow to continue training successfully are mostly in demand. The labor strategy connected with services industry are most popular among students: sales assistant, tutor, waiter, coach, site administrator, etc. Each labor strategy has its advantages and disadvantages. But in general they allow students to earn for every day needs and to successfully complete education.

Текст научной работы на тему «Студенты вузов на рынке труда»

1УДК 316.35 ББК 60.5я431

СТУДЕНТЫ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА

Е. Н. Юдина, В. Н. Тренёв

Аннотация. В статье на основании эмпирических исследований, выполненных качественными методами, выявлены социальные аспекты поведения студентов на рынке труда, а также исследуются достоинства и недостатки различных трудовых стратегий, позволяющих совмещать работу и учебу. В статье делается вывод, что студенты отдают приоритет учебе, поэтому у них востребованы такие виды трудовой деятельности, которые позволяют успешно продолжать обучение. Наиболее популярны среди студентов трудовые стратегии, связанные со сферой обслуживания: продавец-консультант, репетитор, официант, тренер, администратор сайта и т. п. Каждая трудовая стратегия имеет свои достоинства и недостатки. Но в целом они позволяют студентам заработать на повседневные нужды и успешно закончить образование.

Ключевые слова: молодежь, студенты, рынок труда, трудовые стратегии, совмещение работы и учебы, метод включенного наблюдения, глубокое интервью.

HIGHER EDUCATION STUDENTS IN THE LABOR MARKET

E. N. Yudina, V. N. Trenyov

Abstract. The article reveals social aspects of students' behavior in the labor market on the basis of empirical studies carried out by quality methods,, and also examines the advantages and disadvantages of various labor strategies that combine work and study. The article concludes that students give priority to study. Therefore, such types of work which allow to continue training successfully are mostly in demand. The labor strategy connected with services industry are most popular among students: sales assistant, tutor, waiter, coach, site administrator, etc. Each labor strategy has its advantages and disadvantages. But in general they allow students to earn for every day needs and to successfully complete education.

Keywords: the youth, students, labor market, labor strategies, combining work and study, method of included observation, in-depth interview.

На молодость приходятся главные социальные и события в жизненном цикле человека: завершение образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей.

Студентам, которые находятся в начале жизненного пути, часто приходится сталкиваться с проблемой поиска работы. Существующие рабочие места давно заняты опытными сотрудниками. Перед молодыми людьми остро стоит вопрос, где и как заработать деньги, чтобы сводить девушку в кино или кафе, хорошо одеться, найти деньги на свадьбу и отдельное жилье, некоторым нужно содержать маленького ребенка. И еще важна удовлетворенность

найденной работой. Она должна быть по душе и хорошо оплачиваться.

Студенты вузов, для того чтобы получить опыт работы и заработать на свои повседневные нужды, стараются совместить работу с учебой. По данным портала ИНр://сагеег.ш, на 2015 г. количество студентов, совмещающих обучение в вузе с работой, увеличилось до 71% по сравнению с предыдущим годом (68%). Учащиеся на дневном отделении либо работают вечером (36%), либо выбирают сменный график (24%). При этом значительно увеличилась доля тех, кто предпочитает работать дома, - с 6% до 10%. При этом в 2 раза (с 10% до 5%) сократилось число очников, подрабатывающих в летние каникулы. Каждый второй учащийся оч-

но-заочного и заочного отделения работает по стандартному графику (50% и 52% соответственно). При этом студенты очно-заочной формы обучения все чаще предпочитают сменный график (28% и 24% соответственно), в то время как их интерес к стандартным часам работы по сравнению с прошлым годом снизился (52% и 63% соответственно).

Отметим, что более половины работающих студентов по-прежнему выбирают себе занятость не по специальности (57%) [2].

Заметим, что шансы трудоустроиться без опыта работы у молодежи на престижную работу невелики. Как же им удается находить приемлемую работу и совмещать ее с учебой? Ответить на этот вопрос позволили два небольших социологических исследования, выполненные под нашим руководством качественными методами. Первое исследование было выполнено методом включенного неструктурированного наблюдения, которое включало небольшие интервью со студентами третьего курса и старше, заметки, анализ статистических данных. Оно было проведено студентом четвертого курса ИСГО МПГУ О. И. Голо-даевым. Второе исследование было выполнено методом глубокого интервью с работающими студентами. Оно было проведено студенткой третьего курса ИСГО МПГУ А. Э. Цириховой. Эти исследования позволили выявить основные проблемы и типичные стратегии трудоустройства студентов, которые позволяют им заработать средства на повседневные нужды и успешно закончить образование.

Исследование показало, что приоритетной деятельностью для студентов является учеба. Но работа - это тоже очень серьезная и ответственная часть жизни молодых людей. Когда в студенческие годы человек начинает совмещать ее с учебой, то иногда встает вопрос выбора того или иного варианта жизни. Надо на что-то жить, но средства можно получить только на работе, поэтому отодвигают учебу на второй план. Но большинство опрошенных студентов стараются находить баланс между обоими видами деятельности. Приведем характерное высказывание:

Иногда жизненные ситуации, например отпуск управляющей, заставляют тебя, несмотря на важность учебы, уделять больше вре-

мени работе. Но все-таки учеба для меня самое главное (Анастасия, 20 лет, студентка 3-го курса, менеджер).

В молодости у человека имеется некоторый избыток жизненных сил, поэтому некоторые студенты радостно тратят его на работу:

Загруженность на работе и в универе мне даже нравится, потому что к концу всего длинного дня я скачу от удовольствия (Семен, 20 лет, студент 3-го курса, бариста).

Самостоятельная работа, как правило, существенно сокращает общение студента с родителями и приводит к снижению влияния родительской семьи, ускоряет процесс социально-психологического и экономического отделения взрослеющих детей. Еще один пример из интервью:

Ну, на самом деле очень тяжело совмещать учебу, работу, а еще быть полноценным членом семьи, потому что маму я вижу только по утрам, когда она уходит, и то, я даже не вижу ее, а больше слышу буквально две минуты, как она собирается и уходит (Анастасия, 20 лет, студентка 3-го курса, менеджер).

Многие студенты и их родители воспринимают изменения в отношениях как должное:

Я с мамой вижусь раз в неделю, и мы совершенно спокойно при этом взаимодействуем, у нас нет никаких проблем (Семен, 20 лет, студент 3-го курса, бариста).

Часто родители более тяжело воспринимают изменения в отношениях, возникают даже конфликты. Чем больше времени студент работает, тем меньше у него остается времени на семейное общение с родителями, то есть приоритет этой деятельности становится все меньше в сравнении с работой или учебой. Некоторые даже забывают о родителях, потому что слишком погружены в дела и очень поздно приходят домой:

У меня основная роль - студенческая, а роль члена семьи часто выпадает. Поэтому на меня очень злится мама, потому что меня постоянно нет дома, и я ничего там не делаю, не помогаю по дому (Екатерина, 20 лет, студентка 3-го курса, бариста).

Вместе с тем большинство студентов считает, что совмещение работы и учебы не мешает им найти время на устройство личной жизни. Главное, по мнению опрошенных, - это пра-

вильная расстановка приоритетов и грамотное совмещение разных видов деятельности. Некоторые даже считают, что на работе расширяются возможности новых знакомств с противоположным полом. Например, некоторые респонденты познакомились со своими будущими друзьями и подругами в процессе трудовой деятельности:

В последнее время все наладилось. Я познакомилась со своим молодым человеком на работе (Екатерина, 20 лет, студентка 3-го курса, бариста).

Я живу со своим молодым человеком, поэтому все успеваю. Даже нахожу время ходить в салоны красоты (Елизавета, 22 года, студентка 6-го курса, менеджер).

Возможных вариантов совмещения работы и учебы для минимального заработка денег и посещения занятий без больших потерь времени достаточно много. Но в результате опроса студентов мы выбрали из них наиболее привлекательные виды трудовой деятельности (с точки зрения возможности совмещения работы и учебы).

Самая привлекательная работа во время учебы - это продавец-консультант в магазине. Такая работа позволяет согласовывать график и выбирать те дни и часы, когда студент свободен от занятий. Магазинов существует огромное множество, в любой сфере. Каждый желающий работать продавцом может подобрать себе определенный магазин в соответствии со своими интересами, начиная с одежды и заканчивая охотничьим оружием. Такой вид подработки включает в себя определенные плюсы и минусы. Интервью со студентами позволили разработать определенную типологию достоинств и недостатков этого вида трудовой деятельности.

К достоинствам продавца-консультанта для студентов можно отнести:

• получение опыта в сфере торговли и продаваемой продукции;

• преимущественно комфортные условия работы;

• развитие своих коммуникативных навыков;

• знание рынка товаров и услуг, постоянная осведомленность о новинках.

К недостаткам относятся:

• много времени приходится проводить на ногах;

• сложно быстро сменить сегмент рынка (например, перейти с продажи компьютеров на продажу косметики) без дополнительного обучения;

• сложно сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях;

• сложно спокойно повторять информацию о товаре столько раз, сколько это требуют покупатели магазина.

Самым гибким вариантом подработки во время учебы является работа в Интернете. Но проблема в том, что большинство студентов, интересующихся этим заработком, не владеют соответствующими знаниями и не могут воспользоваться преимуществами этой трудовой стратегии.

Как правило, поисковики в Интернете выдают такие способы, как бинарные опционы, пирамиды. Сейчас они переросли в другие виды более «чистые» способы, это наборы текстов, прохождение тестов и анкет. Подобного рода работа, как правило, требует значительной траты времени при несущественном заработке, но студенты стремятся при рабочем дне в 3-6 часов в день зарабатывать необходимые для жизни деньги.

Наиболее интересный вариант, по мнению студентов, - это верстальщик сайтов, где требуется умение создавать сайты на заказ. Проблема одна, этот метод требует знаний особых информационных технологий. Создавать сайты может и самоучка, но человеку, которому не интересна эта сфера деятельности, приобрести подобные навыки довольно сложно. Но если студенту нравится это занятие и он имеет определенные навыки, то его заработок будет зависеть напрямую от того, сколько времени он может потратить на создание сайтов. С заказами, как правило, у верстальщиков сайтов нет проблем.

Другой вариант - это заниматься кураторством сайтов, например, интернет-магазина. Задача куратора - следить за работоспособностью сайта, отслеживать ассортимент и вовремя обновлять данные на сайте, возможно, делать фотографии вещей и выкладывать их на сайт.

Добавим к подработке в Интернете и переводы статей, монтаж аудио- и видеофайлов.

К плюсам работы, связанной с Интернетом, для студентов можно отнести:

• рабочее место - дома;

• конкурентная заработная плата;

• приобретение опыта работы с программами;

• воплощение креативных идей в реальность.

Минусы состоят в следующем:

• Занятие этим должно нравиться, без этого с ним не справиться.

• Долгое и вредное нахождение за компьютером.

• Требуется наличие объемного теоретического багажа знаний, чтобы правильно им воспользоваться при решении поставленных задач.

• Все время надо изучать новый материал.

Следующая по популярности трудовая

стратегия - репетиторство. Заниматься этим видом трудовой деятельности для студента -это совмещение приятного с полезным, но в ней тоже есть определенные трудности.

Начнем с плюсов. Этот вид работы удачно позволяет совмещать работу с учебой, так как график приема учеников или выезда к ним домой составляет сам студент-репетитор. Можно договориться, где принимать учеников. А сколько человек в день или неделю - может решить сам репетитор. Если он сильно загружен на своей учебе, можно сократить количество учеников, если, наоборот, больше свободного времени, то можно увеличить занятость.

Большой плюс в том, что заработная плата довольно высока и может регулироваться: чем больше учеников, тем больше денег. С другой стороны, круг учеников определен тем, на каком факультете находится сам студент и чему учится он сам. Если он учится на факультете иностранных языков, то репетиторство связано с преподаванием английского, французского или испанского, если преподаватель начальных классов, то все предметы, которые преподают детям в школе в первые четыре года учебы.

Из этого вытекает, что студент должен иметь определенные знания и навыки в тех областях, которые нужные его ученикам. Возрастные категории учеников могут быть самые разные, все зависит лишь от того, какими знаниями студент-репетитор готов поделиться.

Важной проблемой является конкуренция в этой сфере деятельности. Всегда найдется тот, кто предложит более выгодный вариант для родителей. Тут надо зарабатывать репутацию, какое-то время придется поработать за не-

большие деньги или наработать опыт благодаря занятиям со знакомыми, а потом брать уже других учеников.

Итак, плюсы занятия репетиторством, по мнению студентов, состоят в следующем:

• гибкий график, работа либо дома, либо на выезде, все по желанию репетитора;

• повторение образовательного материала или практика во владении иностранным языком;

• развитие коммуникативных навыков;

• высокая оплата труда.

Минусы репетиторства:

• серьезная конкуренция в этой сфере деятельности;

• требуется наработанная клиентская база или устойчивая положительная репутация.

Возможность удачно совмещать работу и учебу позволяет также тренерская деятельность. Она подходит для тех, кто имеет какие-либо достижения в различных видах спорта. Преимущества имеют мастера спорта, кандидаты в мастера спорта, а также те, имеет различные разряды и награды, полученные в соревнованиях. Тут все зависит только от самого студента: если он с детства занимался боксом, и вполне успешно, то в будущем он может спокойно рассчитывать на должность тренера в своем виде спорта.

Большую помощь в этом виде деятельности оказывает обучение в педагогическом вузе. Оно помогает студенту, не имеющему опыта по проведению тренировок, обучиться педагогическим приемам. Возьмем для примера одну простую и самую распространенную ситуацию. Родители решили отдать ребенка в секцию, им предлагают молодого тренера в возрасте, допустим, 21 года. Они будут смотреть не только на достижения и награды молодого тренера, но и на то, сумеет ли он правильно общаться с их ребенком. В случае если студента взяли в секцию тренером и дали группу под его руководство, можно считать, что успех, в том числе и материальный, достигнут.

Однако этот вариант работы имеет определенные минусы. Например, без определенной «подготовки» вы не справитесь с такой работой. Время тренировок устанавливает не тренер, а сама спортшкола. Поэтому есть риск пропуска занятий, но такую проблему студенты обычно решают с руководителем спортшколы.

Плюсы тренерской деятельности, по мнению студентов, состоят в следующем:

• хорошая заработная плата;

• гибкий график;

• приятно наблюдать за результатами своих учеников.

Минусы тренерской работы в следующем:

• физически тяжелая, энергоемкая работа;

• требуются определенные спортивные навыки.

Следующей по привлекательности для студентов является работа официанта. Здесь основные деньги идут не от работодателя, а от клиентов. Чаевые - основа заработка официанта. А их количество зависит от официанта и чуть меньше от клиента. От стараний официанта и его навыков коммуникации зависит расположение клиента. В плане графика здесь много преимуществ. Сутки через трое, два через два или плавающий график. Можно подобрать занятия на любой вкус. В сетевых кафе карьерный рост идет быстро, и за недолгую работу официантом можно дослужиться до администратора кафе. Размер заработной платы здесь, как и во всех других случаях, зависит еще и от того, сколько времени в неделю студент может выделить на работу: больше работаешь - больше получаешь.

Работа официанта, по мнению студентов, имеет следующие преимущества:

• большой выбор графика работы;

• достойная заработная плата;

• карьерный рост;

• эта работа не требует какого-либо опыта.

А недостатки в этой работе следующие:

• работа нервная;

• постоянное нахождение на ногах;

• заработная плата зависит от количества рабочих часов.

Популярна среди студентов также работа в структурах родного вуза, работаешь там же, где и учишься, и все знакомые лица вокруг. Но такой вариант больше интересен для тех, кто увлечен учебой и готов проводить в институте все свободное время, для тех, кто ведет активную деятельность в стенах учебного заведения. Но такая деятельность для многих скучна и требует постоянной работы с документами. Кроме того, она плохо оплачивается. Но она имеет ряд преимуществ, если студента интере-

сует больше дальнейший научный рост, нежели текущее финансовое состояние, Эта работа больше помогает сэкономить, нежели заработать деньги.

Плюсы работы в структурах своего вуза для студентов следующие:

• гибкий график работы, он полностью подстраивается под студента;

• некоторые преподаватели могут закрывать глаза на пропуски, ведь студент работает на благо вуза;

• в целом такая работа положительно сказывается на успеваемости; место работы и учебы одно и то же, это экономит время на дорогу;

• есть возможность ближе познакомиться с преподавателями.

Минусы работы в структурах своего вуза:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• низкая заработная плата;

• надо проводишь много времени в вузе;

• надо хорошо учиться, чтобы не ухудшить отношения с преподавателями и коллегами.

Итак, подведем некоторые итоги. Современная молодежь достаточно рано выходит на рынок труда. Студенты вузов, для того чтобы заработать на свои повседневные нужды, стараются совместить работу с учебой. Большинство студентов 3-го курса и старше, как показало наше исследование, в той или иной степени озабочены поиском постоянной или временной работы или уже работают. Причем диапазон трудовой мотивации довольно широк: от желания или необходимости полностью не зависеть от родителей до стремления иметь карманные деньги, заработанные собственным трудом. Но поскольку шансы выгодно трудоустроиться без опыта работы и профессиональных навыков у них невелики, студенты сформировали особые жизненные стратегии, которые позволяют им удачно совмещать работу и учебу. Приоритет отдается все-таки учебе. Поэтому востребованы такие виды деятельности, которые позволяют продолжить обучение. Наиболее популярны среди студентов такие трудовые стратегии, как продавец-консультант, репетитор, официант, тренер, администратор сайта и т. п. Каждая стратегия имеет свои достоинства и недостатки. Но в целом они позволяют студентам заработать на повседневные нужды и успешно закончить образование. Преимущества на рынке труда имеют те студенты, кото-

рые успели до поступления в вуз овладеть спортивными, художественными, языковыми и иными навыками. Они более уверенно чувствуют себя на рынке труда, передавая свои знания и умения другим. Поэтому «непроизводительные» затраты семьи на кружки и секции в будущем облегчают молодому человеку вхождение в трудовую сферу. Кроме того, важным мотивом трудоустройства студентов является стремление получить жизненный и трудовой опыт, имея который человек становится более привлекательным для работодателя. Как это ни покажется странным, но студенты уверены, что после окончания вуза те, кто хорошо учились и не работали, менее мобильны и востребованы на рынке труда, чем те, которые получили трудовой опыт на разных рабочих местах и сферах деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малыхин М. Росстат: Безработица среди молодежи в России достигает 30%. - URL: https:// www.vedomosti.ru/management/articles/2013/08 /23/rosstat-bezrabotica-sredi-molodezhi-v-rossii-dostigaet-30 (дата обращения: 26.06.2017).

2. Студенты все чаще совмещают учебу и работу! - URL: https://career.ru/article/15587 (дата обращения: 26.06.2017).

REFERENCES

1. Malykhin M. Rosstat: Bezrabotitsa sredi molo-dezhi v Rossii dostigaet 30%. Available at: https: //www.vedomosti.ru/management/articles/2013 /08/23/rosstat-bezrabotica-sredi-molodezhi-v-rossii-dostigaet-30 (accessed: 26.06.2017).

2. Studenty vse chashche sovmeshchayut uchebu i rabotu! Available at: https://career.ru/article/ 15587 (accessed: 26.06.2017).

Юдина Елена Николаевна, доктор социологических наук, профессор, заместитель заведующей кафедры теоретической и специальной социологии по науке Московского педагогического государственного университета

e-mail: elena_nikolaevna@inbox.ru

Yudina Elena N., ScD in Sociology, Professor, Deputy Chairperson, Theoretical and Special Sociology Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: elena_nikolaevna@inbox.ru

Тренёв Василий Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры теоретической и специальной социологии Московского педагогического государственного университета e-mail: budanovama@mail.ru

Trenyov Vasily N., ScD in Engineering, Professor, Theoretical and Special Sociology Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: elena_nikolaevna@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.