Научная статья на тему 'Вторичная занятость и профессиональный выбор студента'

Вторичная занятость и профессиональный выбор студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
992
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ / SECONDARY EMPLOYMENT OF STUDENTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / CAREER CHOICE / LABOR MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миков Юрий Вендимианович, Табала Олеся Владимировна

Статья написана на основе данных социологического исследования о профессиональном самоопределении студентов в условиях вторичной занятости на примере студентов-социологов трех вузов г. Екатеринбурга. Сделан анализ ситуации трудоустройства, изучена удовлетворенность местом работы, необходимым уровнем профессионального образования для выполнения работы в сфере вторичной занятости, приобретенными навыками за время работы. Дается оценка переосмыслению первоначального профессионального выбора, который был сделан студентами при выборе вуза и собственной специальности, под воздействием их вторичной занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT’S SECONDARY EMPLOYMENT AND CAREER CHOICE

The article is based on the survey of professional self-determination of students’ in conditions of a secondary employment by the example of sociology students of three universities in Ekaterinburg. The article analyzes the situation with their employment, satisfaction with the working place, the level of professional training needed to do the work in the secondary employment and the skills acquired during this employment. The article dwells on the doubts of students about their primary choice of University specialty and future career under the influence of the secondary employment.

Текст научной работы на тему «Вторичная занятость и профессиональный выбор студента»

УДК 316.4440-057.875

ББК С543.172+С561.23 ГСНТИ 14.01.11 Код ВАК 13.00.01

Миков Юрии Вендимианович,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной социологии, Факультет социологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26;. e-mail: humel@mail.ru.

Табала Олеся Владимировна,

студентка IV курса, Факультет социологии, государственный педагогический университет; 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: olesyatabala@mail.ru.

ВТОРИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР СТУДЕНТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вторичная занятость студентов; профессиональное самоопределение; профессиональный выбор; трудовая мотивация.

АННОТАЦИЯ. Статья написана на основе данных социологического исследования о профессиональном самоопределении студентов в условиях вторичной занятости на примере студентов-социологов трех вузов г. Екатеринбурга. Сделан анализ ситуации трудоустройства, изучена удовлетворенность местом работы, необходимым уровнем профессионального образования для выполнения работы в сфере вторичной занятости, приобретенными навыками за время работы. Дается оценка переосмыслению первоначального профессионального выбора, который был сделан студентами при выборе вуза и собственной специальности, под воздействием их вторичной занятости.

Mikov Yuri Vendimianovich,

Candidate of Philosophy, Associate Professor of Department of Theoretical and Applied Sociology, Faculty of Sociology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Tabala Olesia Vladimirivna,

Fourth Year Student, Department of Sociology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

STUDENT'S SECONDARY EMPLOYMENT AND CAREER CHOICE

KEY WORDS: secondary employment of students; professional self-determination; career choice, labor motivation.

ABSTRACT. The article is based on the survey of professional self-determination of students' in conditions of a secondary employment by the example of sociology students of three universities in Ekaterinburg. The article analyzes the situation with their employment, satisfaction with the working place, the level of professional training needed to do the work in the secondary employment and the skills acquired during this employment. The article dwells on the doubts of students about their primary choice of University specialty and future career under the influence of the secondary employment.

а российском рынке труда проис- В советский период студенты включа-

ходит сокращение численности лись в новые формы заработка - стройот-

занятого трудоспособного населения и од- ряды, сбор урожая, геологические и архео-

новременно увеличение количества уча- логические экспедиции. Те, кто владел му-

щихся очной формы обучения, сочетающих зыкальными инструментами, играли в джа-

учебу с работой в различных сферах. Трудо- зовых ансамблях; многие работали ночны-

вая деятельность студентов приобрела в со- ми сторожами, санитарами,

временном российском обществе массовый При этом несоответствие работы и по-

характер. При этом значительная часть ра- лучаемой специальности не беспокоило

ботающих студентов занята в отраслях, да- студентов советских времен: практическое

леких от их основной профессии. освоение изучаемой специальности, про-

Студент и работа - тема не новая. Для фессионализация возлагались на производ-

российского студенчества уже в XIX веке ственную практику, которая была обяза-

помимо родительских денег основными ис- тельной для всех. Также существовала сис-

точниками средств существования были ре- тема гарантированного трудоустройства

петиторство, гувернерство, частные уроки, выпускников вузов.

переводы, работа переписчиком. Большая Проблемы «искусства выживания» для

часть этих видов деятельности не имела ни- студентов дневных отделений российских

какого отношения к профессиям, которым вузов вновь актуализируются в перестроеч-

студенты обучались. Собственные заработ- ную эпоху и с годами становятся все более

ки составляли существенную статью доход- насущными. Коммерциализация образова-

ной части бюджета студента. Зарабатывать ния, удорожание жизни, инфляция, безра-

на жизнь в дополнение к стипендии прихо- ботица - все это обостряет социальные про-

дилось практически всем, кто не принадле- блемы современного студенчества,

жал к состоятельным слоям, кто приезжал в Профессиональность современного

университетские центры из провинции. высшего образования реализуется противо-

© Миков Ю. В., Табала О. В., 2014

н

речиво. С одной стороны, высшее профессиональное образование все более становится «общим», выступая более высокой ступенькой, с которой позднее начинается углубленная специализация (в какой-то мере распространение бакалавриата отражает эту тенденцию). С другой стороны, потребности постиндустриального общества требуют, чтобы выпускники вузов становились «транспрофессионалами», готовыми работать в различных профессиональных средах, ориентирующимися на профессиональную адаптацию и переобучение, обладающими проектным типом мышления.

Потенциальные специалисты (абитуриенты) делают выбор не профессии, а образа профессии, а точнее образа специалиста определенной профессиональной группы. Представления их о профессии и о себе как профессионалах неопределенны, расплывчаты. Чаще всего они выступают как «непрофессиональные», то есть некомпетентные потребители образовательных услуг. Они выбирают не профессию как функционал, как вид деятельности, а как группу принадлежности и, в целом, как будущий социальный статус, модель желаемого будущего.

Позитивное отношение к профессии влияет на удовлетворенность сделанным профессиональным выбором и образованием, делает процесс обучения мотивированным и, в конечном счете, обеспечивает более высокий уровень готовности к работе по профессии.

Вовлеченность современного студента в ситуацию вторичной занятости активно изучается в современной социологии. Работы Вишневского Ю. Р., Дидковской Я. В., Константиновского Д. Л., Родионовой А. В., Чередниченко Г. А., Чупрова В. И Шереги Ф. Э. и других авторов дали понимание многих аспектов феномена вторичной занятости студентов. Вместе с тем, представляет интерес ситуация переосмысления профессионального выбора студента под влиянием вторичной занятости.

С целью изучения данного процесса в апреле 2014г. был проведен анкетный опрос, в котором приняли участие студенты государственных ВУЗов дневного отделения г. Екатеринбурга, обучающиеся по специальности «социология» (2 и 4 курс). Всего было опрошено 129 студентов УрГПУ, РГППУиУрФУ.

По результатам проведенного исследования оказалось, что большинство опрошенных студентов (67%) имели опыт работы во время обучения в вузе.

Между вузами существует различие по доле студентов, имеющих самостоятельный заработок. Доля работающих студентов

РГППУ составила 84,3%, УрГПУ - 64,9%, УрФУ - 56%. Оказалось, что для студентов РГППУ наиболее характерна тенденция совмещения учебы и работы.

Среди мотивов, которыми руководствуются студенты, выходя на рынок труда, чаще всего является желание иметь личные деньги - этот мотив отмечают больше половины опрошенных (55,2%), стремление получить практические навыки, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности, отмечают 47,7% студентов. 46,5% опрошенных отмечают мотив - желание расширить свой круг общения, установить полезные связи.

Соответственно, стремление к материальной независимости от родителей и профессиональная ориентация являются двумя альтернативными мотивами, определяющими ориентации студентов при устройстве на работу. Основания для поиска работы у студентов, обучающихся в РГППУ, УрГПУ и УрФУ совпадают, существенных различий не наблюдается.

Однако в подавляющем большинстве случаев место работы студентов не совпадает с получаемой специальностью в вузе - лишь 15,1% среди всех работающих студентов трудоустроились по специальности, подрабатывая интервьюером, помощником аналитика, кодировщиком, тайным покудателем, репетитором по обществознанию. Доля студентов, работающих по специальности, оказалась выше в УрФУ (21,4%). В УрГПУ таких студентов выявилось 16,7%, в РГППУ - 8,8%.

Ведущей причиной низкой доли работающих по специальности студентов является желание трудоустроиться на более высокооплачиваемую работу. Большинство опрошенных (35,5%) отмечают размер заработной платы как определяющий фактор при трудоустройстве. Высока доля студентов (32,2%), которые вообще не заинтересованы в реализации профессиональных знаний. При этом 28,1% опрошенный предпочли бы работу по специальности, но главное все же деньги, и лишь 4,1% хотели бы работать только по специальности, получаемой в вузе.

Полученные данные позволяют говорить, что наименее напряженная ситуация с трудоустройством по специальности наблюдается в УрГПУ. Процент студентов, у которых специфика работы совпадает со специальностью, получаемой в вузе (16,7%) невелик, но при этом в УрГПУ самый высокий процент студентов, которые хотят работать только по специальности (9,1%). Также среди студентов УрГПУ самый низкий процент тех, для кого основную ценность составляют деньги.

Студенты УрФУ в поисках работы ориентированы в основном на заработок (43%).

Среди них крайне низок процент тех, для кого единственной ценностью при поисках работы является ее совпадение со специальностью обучения (5%), и в то же время самая большая доля работающих студентов, кому это удалось (21,4%).

Более напряженной выглядит ситуация в РГПГТУ. Среди студентов самый низкий процент, работающих по специальности, получаемой в ВУЗе (8,8%) и тех, которые хотят работать только по специальности (5,3%).

Выяснилось, что подавляющее большинство студентов, обучающихся на 2 курсе (62,5%), имеют опыт работы менее года, а на 4 курсе большинство имеет опыт работы от 2 до 3 лет (36,2%). Фактически студенты включаются в трудовую деятельность с первого курса, причем на 2 курсе у студентов превалируют случайные заработки (43,8%), а на 4 курсе ведущей становится постоянная работа (36,9%).

Доля студентов, занятых в профессиональных сферах, также увеличивается от курса к курсу. Студентов, работающих по специальности, на 2 курсе 11%, а на 4 курсе уже 17%. Также к 4 курсу возрастает и доля профессионально ориентированных.

Следует отметить, что удовлетворенность местом работы и трудоустройство по специальности оказались связаны. Среди студентов, трудоустроившихся по своей специальности, доля удовлетворенных местом работы выше (84,6%), чем среди трудоустроившихся не по специальности (76,7%). В целом подавляющее большинство от числа опрошенных удовлетворены своим местом работы (78,1%).

Различные виды занятости студентов можно объединить в две группы:

занятость преимущественно интеллектуального содержания, близкая будущей профессиональной деятельности студента, не всегда совпадающая с профилем вузовской специализации (связь, менеджмент, здравоохранение, образование, репетиторство, социологические опросы);

неквалифицированные виды занятости (бытовое обслуживание, торговля, общественное питание, досуг, секретарская работа).

Распределение студентов по видам вторичной занятости показано в таблице №1.

Таблица 1.

Сферы вторичной занятости деятельности Виды вторичной занятости В % по столбцу

Торговля Кассир, продавец-консультант, фасовщица, мерчендайзер, реализатор, супервайзер, администратор 23,3

Бытовое обслуживание Проводник пассажирского вагона, бармен, промоутер, официант, няня, мастер по прическам, лаборант на кафедре в УрФУ, агент по недвижимости, автомойщик 21,1

Культура, искусство, досуг Аниматор, организатор детских праздников, танцовщица в шоу-группе, фотограф, помощник в типографии, диджей, хореограф, художник, фрилансер 13,0

Менеджмент (управление) Заместитель директора по связам с общественностью и рекламы, управляющий персоналом, рекрутер 10,5

Социологические опросы, анкетирование Интервьюер, кодировщик, помощник аналитика, тайный покупатель 9,4

Образование, репетиторство Преподаватель английского языка, учитель, репетитор по обществознанию, репетитор (подготовка к школе) 5,9

Секретарская работа Секретарь, секретарь социального отдела 5,9

Продолжение таблицы 1.

Сферы вторичной занято- Виды вторичной занятости В % по

сти деятельности столбцу

Информационно - техническое обслуживание, те- Диспетчер в такси, оператор 5,9

лекоммуникации, связь

Спорт Фитнес-инструктор, детский фитнес-инструктор, инструктор групповых программ 2,3

Здравоохранение Медрегистратор поликлиники 1,2

Общественное питание Повар 1,2

Итого 100,0

Выяснилось, что для выполнения работы студенты не считают необходимым иметь диплом о высшем образовании. Большинство опрошенных (41,4%) отмечают, что для выполнения работы им не нужно никакого профессионального образования. Менее трети студентов (27,6%) считают достаточным пройти профессиональные курсы. Другие мнения распределились следующим образом: нужен вуз (21,8%), нужен техникум (5,7%), нужно профессиональное образование уровня ПТУ (3,4%).

Подавляющая часть студентов (75,9%) считают свой уровень образования выше требуемого на работе.

В рамках опроса студентам задавался вопрос о степени использования своих знаний и опыта на рабочем месте. Большинство опрошенных либо в незначительной мере используют свои знания и опыт на работе (52,9%), либо не делают этого совсем (12,6%). В значительной степени результаты образования используются только каждым четвертым респондентом (27,6%), и лишь 6,9% полностью используют свои знания и опыт на рабочем месте. Это объясняется тем, что многие студенты заняты неквалифицированным трудом, соответственно, работа не дает им в полной мере проявить свои знания и опыт.

Полученный опыт работы имел для студентов разное значение, но половина из них стали сомневаться в своем профессиональном выборе (49,4%). Лишь 8% опрошенных осознали значимость своей будущей профессии.

По мнению студентов, значимым результатом их трудовой деятельности является получение практических навыков. Так, за время работы студенты, по их мнению, приобрели: умение общаться с людьми (48,8%), организационные умения (31%), научились лучше планировать свое время (28,7%), стали более дисциплинированными (15,5%) и научились продавать (15,5%).

Выбор специальности «социология» обусловлен для большинства студентов возможностью обучения на бюджетной основе. Наблюдается почти полное отсутствие профориентации, попыток планирования

своей будущей жизни, начинающейся с выбора специальности для обучения. Такой вывод подтверждают свободные ответы респондентов, подавляющее большинство которых является вариациями того, что можно назвать случайным выбором. Лишь несколько ответов несут содержательную информацию, такие как: «изначально планировал поступать на другую специальность, но не хватило проходных баллов», «меньшая плата за обучение по сравнению с другими вузами», «предполагал, что учиться будет легко», «решающую роль сыграл престиж вуза».

Согласно полученным в исследовании результатам, многие студенты оказались индифферентны к получаемой специальности. Специальность нравится лишь 38,1% опрошенных, при этом остальные варианты ответов остаются в спектре негативистско-индифферентном: не очень нравится (32,3%), отношусь безразлично (24,8%), не нравится (4,8%).

Был задан уточняющий вопрос: «Если бы Вам пришлось выбирать специальность снова, как бы Вы поступили?» Полученный результат демонстрирует альтернативные варианты. Так, большинство (44,2%) ответило, что выбрали другую специальность и вуз, около трети (34,1%) выбрали бы другую специальность в своем вузе и лишь немногие (15,5%) не отказались бы от собственного выбора специальности в своем вузе или выбрали бы эту специальность в другом вузе (6,2%).

Получается, что большая часть ответивших студентов свой выбор специальности изменили бы, либо переместившись в другой вуз, либо оставаясь в собственном вузе. То, что многие студенты не удовлетворены специальностью, связано со спонтанным и нечетко сформулированным выбором будущей профессии. Опрос показал, что для большинства главной причиной поступления на специальность «социология» было наличие бюджетных мест. Другие мотивы серьезно уступали по значимости.

Сравнение данных по вузам показывает, что в большей степени выбором специальности, по которой они обучаются, не

удовлетворены студенты РГППУ - лишь 9,5% снова бы выбрали эту специальность в своем вузе. В УрГПУ и УРФУ процент также невелик: 18,9% и 18% соответственно. В Ур-ФУ самый высокий процент тех, кто хотел бы продолжить обучение в своем вузе, но по другой специальности - 46%. Для некоторых студентов из УрГПУ характерно повторно выбрать специальность «социология», но в другом учебном заведении (10,8%).

У многих студентов вызвал затруднение вопрос о том, планируют ли они в дальнейшем заниматься деятельностью, связанной с получаемой специальностью. Более

30% опрошенных не смогли дать конкретного ответа.

Поэтому был задан уточняющий вопрос: «Какой именно деятельностью Вы предполагаете заниматься в дальнейшем?». Выяснилось, что 55,1% студентов планируют в дальнейшем работать по специальности, занимаясь анализом данных (22,5%), консультированием (12,4%), проектированием исследований (15,7%), сбором информации (4,5%). Многим студентам интересны смежные с социологией профессии области маркетинга, рекламы (37,1%), работы по связям с общественностью (34,8%) и управления персоналом (27%).

Таблица 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какой именно деятельностью Вы предполагаете заниматься в дальнейшем?

Варианты ответов В%по столбцу

Маркетинг, реклама 37,1

Работа по связям с общественностью 34,8

Управление персоналом 27,0

Педагогическая деятельность 22,5

Анализ данных 22,5

Проектирование исследований 15,7

Консультирование 12,4

Ведение клиентской базы 11,2

Не имеет значения 11,2

Журналистика 10,1

Научная, теоретическая деятельность 5,6

Сбор информации 4,5

Основные результаты исследования во многом подтвердили существующие тенденции в сфере студенческой занятости на российском рынке труда.

Во всех исследованных вузах большинство студентов совмещают работу с обучением в вузе. На 2 курсе у студентов превалирует подрабатывание, а на 4 курсе ведущей становится постоянная работа. Численность студентов, занятых в профессиональных сферах увеличивается от курса к курсу. Связано это с тем, что среди студентов, ищущих работу, возрастает доля профессионально ориентированных.

Основными мотивами трудовой деятельности студентов в период обучения становятся, по сути, альтернативные: стремление к материальной независимости от родителей и стремление к освоению выбранной профессии.

Выяснилось, что большинство студентов занято в отраслях, далеких от их основной профессии. В подавляющем большинстве случаев место работы студентов не совпадает с получаемой специальностью в вузе. Студенты, сумевшие трудоустроиться по специальности, занимают следующие должности: интервьюер, помощник аналитика, кодировщик, тайный покупатель. Ведущей причиной низкой доли работающих по специальности является желание трудоустроиться на более высокооплачиваемую работу. Студенты отмечают размер зара-

ботной платы определяющим фактором при трудоустройстве.

Для выполнения работы студенты не считают необходимым иметь диплом о высшем образовании, отмечают, что для выполнения работы им не нужно никакого профессионального образования. В целом студенты считают свой уровень образования выше требуемого на работе. Вместе с тем студенты в незначительной мере используют свои знания и опыт на работе либо отмечают, что их знания и опыт совсем не нашли свое применение. Это связано с тем, что многие студенты заняты неквалифицированным трудом, соответственно, работа не дает им в полной мере возможности проявить свои знания и опыт.

Полученный опыт работы имел для студентов разное значение, но в большей степени они стали сомневаться в своем профессиональном выборе.

Также стоит отметить, что выбор специальности «социология» был обусловлен для большинства студентов возможностью обучения на бюджетной основе. Другие мотивы серьезно уступали по значимости. Наблюдается почти полное отсутствие профориентации, попыток планирования своей будущей жизни, начинающейся с выбора специальности для обучения. В связи с этим многие студенты оказались индифферентны к получаемой специальности. То, что многие студенты не удовлетворены специ-

альностью и сомневаются в своем профессиональном выборе, обусловлено спонтанным и нечетко сформулированным выбором будущей профессии. Разочарование в своей будущей профессии вполне объяснимо первым опытом работы или даже прохождения практики, поскольку идеальный образ сталкивается с неприкрашенной реальностью.

В дальнейшем студенты все-таки планируют работать по специальности, занимаясь анализом данных, консультированием, проектированием исследований, сбором информации. Многим студентам интересны смежные с социологией профессии в области маркетинга, рекламы, работы по связям с общественностью и управления персоналом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурляева В. А., Надеева Т. А. Вторичная занятость студенческой молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. Выпуск №1. URL: http://www.online-science.ru/m/products / social_sciense/gid292/ pgo /

2. Иванов А. E. Мир российского студенчества. Конец XIX - начало XX века. М.: Новый хронограф, 2010.

3. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий // Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ, 2011.

4. Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики // Социологические исследования. 2009. №7. С. 126-132.

5. Родионова А. В. Работающий студент как социальный феномен // Социология вчера, сегодня, завтра. Новые ракурсы. III Социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста / Под редакцией О. Б. Божкова; СПб.: Эйдос, 2011. С. 30-314.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Ларионова.

При этом многие студенческие проблемы профессионального выбора связаны с периодом школьного обучения. Как правильно отмечено Прямиковой Е. В., в школе начинается процесс смещения дискурса на развитие способностей школьника быть компетентным и, по мнению учителей, развитие социальной компетентности возможно на основе проблемного обучения [4,131]. Следовательно, развитие социальной компетентности школьников, становление их социальной зрелости в какой-то степени снимет остроту настоящей ситуации при формировании профессионального выбора под влиянием вторичной занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.