СТРАТЕГИИ ТРУДОВОЙ САМОЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ Канаева Л.П.1, Лапшова А.М.2 Email: [email protected]
'Канаева Лидия Петровна — кандидат филологических наук;
2Лапшова Анастасия Михайловна — студент, кафедра социологии, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, г. Саранск
Аннотация: целью статьи является анализ изучения особенностей трудовой самозанятости студентов и основные стратегии ее реализации. В результате эмпирического исследования проанализированы основные виды самозанятости студентов МГУ им. Н.П. Огарева, изучены мотивы совмещения учебы и работы, а также распространенные способы заработка. Дается обобщенная характеристика основных источников информации о возможных местах, способах подработки и источниках дополнительного заработка, рассматриваются значимые аспекты трудовой деятельности студентов МГУ им. Н.П. Огарева.
Ключевые слова: занятость, самозанятость, трудовые стратегии, факторы самозанятости, студенчество, виды самозанятости.
STRATEGIES FOR LABOR SELF-EMPLOYMENT OF STUDENTS Kanaeva L.P.1, Lapshova A.M.2
'Kanaeva Lidiya Petrovna - Candidate of Philology;
2Lapshova Anastasia Mikhailovna - Student, DEPARTMENT OF SOCIOLOGY, MORDOVIAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.P. OGARYOV, SARANSK
Abstract: the purpose of the article is to analyze the study of the characteristics of the students' self-employment and the main strategies for its implementation. As a result of the empirical study, the main types of self-employment of MSU students were analyzed. N.P. Ogaryov, studied the reasons for combining study and work, as well as widespread ways of earning. It gives a generalized description of the main sources of information about possible places, ways of supplementing and sources of additional earnings, considers significant aspects of work of students of the Moscow State University. N.P. Ogareva.
Keywords: employment, self-employment, labor strategies, self-employment factors, students, types of self-employment.
УДК 316.014
Самозанятость как социальная практика и экономическая категория анализируется и в социологической, и в экономической науках. Это форма экономической активности, или одна из форм вторичной занятости, которая не контролируется и не регистрируется государственными структурами и полностью зависит от личной инициативы [1]. По данным исследователей, феномен работающего студента не является новым как для современного российского общества, так и для общества советского [3]. Сферы деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны и включают как интеллектуальный квалифицированный труд, так и труд квалифицированный, ручной, физический (торговля в магазинах и на рынках, строительство и ремонт, погрузка-разгрузка и т. п.). Результаты социологического опроса, проведенного среди студентов различных направлений подготовки дневного отделения МГУ Н.П. Огарева (выборочная совокупность составила 145 человек), свидетельствуют о том, что совмещение работы и учебы и для наших респондентов вполне распространенное явление. 50,0 процентов опрошенных студентов подрабатывали, большинство из них (41,9%) подрабатывали не по получаемой в вузе профессии, только 8,1% подрабатывали в том числе и по профессии. Большая часть совмещавших учебу и работу (61,3%), имели временные заработки в различных организациях. На частном предприятии подрабатывали 12,9%, в государственном — 3,2%. О заработке на дому сообщили 12,9% респондентов, собственное дело (зарегистрированное ИП) имеют 3,2%.
Ведущим мотивом совмещения учебы и работы для большинства студентов является стремление улучшить свое материальное положение (71,0%). Следующими по значимости выделяются мотивы, связанные с самореализацией в трудовой и профессиональной сфере. В
частности, 32,3% отметили, что решили подрабатывать, чтобы приобрести трудовой опыт, который может пригодиться в будущем, 25,8% — чтобы получить больше практических навыков и знаний, 22,6% — чтобы попробовать свои силы в трудовой деятельности. Немалая группа респондентов (29,0%) подрабатывала из стремления к независимости. Полученные данные согласуются с результатами аналогичных исследований, проводимых российскими социологами. В частности, Г.Б. Морозов, Е.В. Неволина, А.А. Лобут констатируют, что в большей мере к поиску работы студентов подталкивает желание иметь собственные деньги и необходимость обеспечивать себя средствами существования, а также обстоятельство, что работа позволяет им самореализовываться, налаживать контакты, которые могут пригодиться в будущем [2].
Большая часть студентов (67,7%) из числа тех, кто подрабатывает, относится к группе самозанятых. Чаще всего (57,1%) студенты подрабатывают в Интернете (фриланс, совместные закупки и т.д.). Другими, сравнительно более распространенными способами заработка являются: фото и видеосъемка (19,0%), курьерские услуги (19,0%), услуги такси (14,3%), автомобильный сервис (16,7%). Декоративно--прикладным творчеством на заказ занимаются 7,1%, репетиторством 9,5%, рукоделием (шитье, вязание) — 4,8%. В неформализованных ответах респонденты указали на такие сферы заработка как строительство и музыка.
Основными источниками информации о возможных местах, способах подработки и источниках дополнительного заработка стали общение с друзьями, знакомыми, родственниками (74,2%), а также социальные сети в Интернет (69,4%). Доминирующим критерием привлекательности трудовой деятельности для наших респондентов является высокая заработная плата. Средний балл по пятибалльной шкале оценивания этого критерия составил 4,5. Однако, при этом осуществляемая деятельность должна быть интересной (4,7 балла) и раскрывающей возможности для самореализации (4,3 балла). Таким образом, можно констатировать, что для наших респондентов значимыми аспектами трудовой деятельности являются не только материальные, но и морально-психологические аспекты, причем последние играют более значимую роль.
Кластеризация данных, характеризующих мотивацию самозанятости методом K-средних, осуществленная с помощью возможностей пакета SPSS Statistics v.19.0. позволила выявить четыре наиболее распространенные стратегии, которые условно обозначены как: «материальная независимость», «карьера и социальные сети», «полезное хобби», «работа в удовольствие».
Материальная независимость (44,0%). Инструментально-материальная мотивация, в частности, направленность на повышение материального положения и приобретение трудового опыта сочетаются со стремлением к независимости. Рассматриваемая группа является наиболее многочисленной.
Карьера и социальные сети (26,0%). Стратегия данной группы респондентов характеризуется инструментально-рациональной мотивацией самозанятости: ориентация на улучшение материального положения сочетается со стремлением приобрести больше практических знаний и навыков и расширить сети социальных связей, приобрести больше друзей и знакомых.
Полезное хобби (23,0%). Характеризуется использованием увлечения, хобби как способа попробовать свои силы в трудовой деятельности. При этом материальная составляющая этой деятельности имеет также важное значение. Рассматриваемая группа респондентов имеет потенциал для проявления предпринимательской активности, поскольку в большей степени стремится конвертировать свои увлечения, таланты, хобби в материальный капитал.
Работа в удовольствие (7,0%). Самая малочисленная группа, ее существенной отличительной чертой является отсутствие материальной заинтересованности. Доминирующими мотивами самозанятости являются стремление реализовать свои интересы, склонности и способности, увлечения и хобби, а также разнообразить свой досуг. Стратегии практически не имеют специфических отличий по видам самозанятости. В числе студентов, реализующих разные стратегии, преобладает заработок в Интернете. Незначительные отличия отмечаются относительно стратегии «работа в удовольствие», которая объединяет всех занимающихся репетиторством, а также стратегия «полезное хобби», в большей степени характерная для работающих в сферах автомобильного сервиса и строительства. Доля зарабатывающих в Интернете выше в числе использующих стратегию «карьера и социальные сети».
Таким образом, исследование позволяет сделать следующие выводы:
— совмещение работы и учебы является довольно распространенным явлением, обусловленным рационально-инструментальными ценностными ориентациями молодежи;
— самозанятость также весьма распространена и является доминирующей практикой среди студентов. Студенты используют довольно широкий спектр способов и видов самозанятости, однако очевидным лидером является заработок в Интернете;
— в зависимости от мотивационных установок трудовой деятельности, совмещаемой с учебой, выявлены четыре наиболее распространенные стратегии самозанятости: «карьера и социальные сети», «работа в удовольствие», «материальная независимость», «полезное хобби». Стратегии отличаются по используемым способам заработка, ценностным основаниям трудовой деятельности.
Список литературы / References
1. Агабекян Р.Л. Роль и значение неформальной самозанятости в экономике современной России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/11/ekonomika/agabekyan.pdf/ (дата обращения: 19.07.2018).
2. Морозов Г.Б. Работающий студент очной формы обучения: противоречие, ожидающее оптимального решения [Электронный ресурс] / Г.Б. Морозов, Е.В. Неволина, А.А. Лобут. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rabotayuschiy-student-ochnoy-formy-obucheniya-protivorechie-ozhidayuschee-optimalnogo-resheniya/ (дата обращения: 19.07.2018).
3. Харченко В.С. Совмещение работы и учебы в вузе: новые практики и новые смыслы / С. Харченко // Вопросы образования, 2013. № 3. С. 92-103.