МИР
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
М. А. Ковзиридзе,
аспирант, Московский государственный университет путей сообщения
В статье рассматриваются актуальные проблемы современного студенчества: особенности мотивации профессиональной деятельности, анализируются ведущие мотивы трудовой занятости, вопросы трудоустройства и пр. Данный материал будет способствовать осмыслению реальных социальных проблем студенческой молодежи, вступающей в самостоятельную жизнь в условиях социокультурных трансформаций и глубокого экономического кризиса.
In the actual problems of modern students: especially the motivation of professional activity, examines the leading reasons of employment, employment issues, etc. This material will facilitate comprehension of the real social problems of students coming into independent living in a socio-cultural transformations and deep economic crisis.
Ключевые слова: студенчество, профессиональное самоопределение, экономическая ситуация, безработица. Key words: students, professional self, economic situation, unemployment.
Изучение проблем молодежи, ее трудовых ориен-таций опирается на солидную теоретическую и эмпирическую базу, созданную трудами отечественных и зарубежных ученых. Данная проблема имеет междисциплинарный характер, в силу того, что формировалась представителями различных наук (в том числе философии, социальной психологии, социологии и др.). Первые подходы к осмыслению феномена молодежи, ее места и роли в обществе, социальных характеристик заложены в дошедших до нашего времени сочинениях античных философов (Платон, Аристотель, Сократ). До середины XIX века в философской науке молодежь рассматривалась как объект воздействия, подлежащий формированию со стороны государственных институтов.
Сравнительно-исторический метод дал возможность проследить динамику генезиса понятия «студенчество». В результате стало возможным понять, какой смысл вкладывался в этот термин в разные десятилетия. В отечественной социологии долгое время молодежь и студенчество не рассматривались как самостоятельные социально-демографические группы. Выделение таких групп не укладывалось в существовавшее представление о классовой структуре советского общества, противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое, - признавать ее социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление мо-
лодежи другим социальным группам, стремление к институционализации особых социальных и политических амбиций. Постепенно, преодолев ограниченность классового подхода в определении молодежи и студенчества и различные узкоэмпирические определения, сформировался более широкий взгляд на эту социально-демографическую группу. Важнейшими признаками молодежи как социальной группы большинство исследователей признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции в зависимости от конкретных исторических условий» 1 Более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик и особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами». Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализа-
1 См.: Лисовский В.Т. Социология молодежи: история и современность // Социология и общество: тезисы докладов Первого Социологического Конгресса. СПб., 2000.
ИННОВАЦИИ
шг^ц\
МИР
ции». Молодежь является лишь относительно самостоятельным единством. Она расчленена на различные группы, имеющие свои особенности, трудности, проблемы, отличающиеся между собой положением в системе общественного производства, реальным вкладом в развитие общества, а также уровнем сознания, характером интересов, потребностей, образом жизни и местом проживания.
В философско-социологической литературе проблема студенчества начала активно разрабатываться в 60-е гг. Различные аспекты этой проблемы, такие, как: социальные источники пополнения студенчества; особенности различных его профессиональных групп; высшая школа как канал социальных перемещений, рассматривались такими исследователями, как: Дмитриев А.В., Колесников Ю.С., Лисовский В.Т., С.Н. Иконникова (место и роль молодежи в социальной структуре), И.С. Кон (процесс формирования личности, особенности социализации молодежи), Г.А. Чередниченко (социальные ориентации молодежи России), Титма М.Х., Шубкин В.Н. (проблемы выбора профессии и трудоустройства), Рубин Б.Г., Рубина Л.Я., Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р. (социальные перемещения), и др. Через изучение ориентаций и жизненных путей молодежи социологи имеют возможность исследовать структуру системы образования и формы ее взаимодействия с социальной структурой общества. Первые исследования путей социальной и профессиональной мобильности студенческой молодежи позволили выявить некоторые закономерности переходов молодых людей из одной социальной группы в другую, а также влияние различных факторов (уровень и направленность образования, социальная принадлежность, возраст) на направленность этих переходов 1. В то же время, подобные задачи изучения противоречий выхода на рынок труда, неравенства жизненных шансов рассматривались и зарубежными учеными 2. К основным вопросам, связанным с молодежью как возрастной категорией как за рубежом, так и у нас, в настоящее время относят: изучение роли молодежи в общественном воспроизводстве, индивидуальные жизненные стратегии, молодежный
рынок труда и безработица, новые формы потребительского потребления молодежи, политические ориентации молодежи, предпочтения в сфере культурного потребления 3.
В середине 1970-х гг. студенчество начинает рассматриваться как особая составляющая молодого поколения. Авторы работы «Студент глазами социолога» Б.Г. Рубин и Ю.С. Колесников писали, что студенчество - мобильная социальная общность, целью деятельности которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокопрофессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве 4. Основной характеристикой студенчества И.С. Кон и С.Н. Иконникова выделили активное формирование социальной зрелости и собственного «Я», т.е. готовность овладеть и выполнять социальные роли: гражданина, работника, семьянина. В конце 1970-х гг. Л.Я. Рубина в своей монографии «Советское студенчество. Социологический очерк» подвела своеобразный итог: «В нашей литературе нет единой точки зрения по вопросу о статусе этой группы молодежи. Студенчество называют то социально-демографической, то социально-профессиональной, то самостоятельной социальной группой, а иногда представляют как слой интеллигенции или прослойку. Студенчество, не имея самостоятельного места в системе производственной деятельности, в общественной организации труда, находясь на стадии подготовки к общественному производительному труду, не является носителем классобразующих признаков».
На рубеже 1980-х гг. исследователи обращают внимание на то, что студенчество постепенно преобразуется из социальной группы непроизводственного характера в «пограничную» деятельную социальную группу, принимающую непосредственное участие в материальном и духовном производстве. По мнению ряда исследователей, студенчество - социальная группа, которая претерпевает динамичные внутренние изменения и постоянное усложнение взаимосвязей и отношений со всеми элементами социально-классовой,
1 См.: Коган Л.Н. Рабочая молодежь. Труд, учеба, досуг. Свердловск, 1969; Лисовский В.Т., Иконникова С.Н. Молодежь вступает в жизнь. Л., 1969; Руткевич М.Н., Филиппов Ф.Р. Социальные перемещения. М., 1970; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР). М., 1975; Жизненные пути одного поколения / под ред. Л.А. Кокляги-ной, В.В. Семеновой, М. Титмы. М., 1992.
2 См. :Bourdier P. Les Heritiers. 1964; Bynner J., Roberts K. Youth and Work. Anglo-German Foundation. London, 1991; Mannheim K. The Problem of Generations // Essays on the Sociology of Knowledge. London. 1970.
3 См.: Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М., 1999; Когда наступает время выбора Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений) / отв. ред. Г.А. Чередниченко. СПб., 2001; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000; Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежь в обществе риске. М., 2001; Koklyagina L.A. From School to Work in Transitional Society: Changing Patterns of Growing up in Russia // Growing up in Europe. Berlin; N.Y., 1995.
4 См.: Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. М., 1968. - С. 38.
политической, а также других структур советского общества. Многими авторами подчеркивается, что студенческая молодежь наиболее специфична, уникальна в силу своего особого социального статуса. Данную группу составляют представители всех слоев общества, всех социальных групп.
В 1990-е гг. новые социальная и экономическая ситуации повлияли на появление новых направлений в исследовании студенческой среды. Вместе с тем есть и другие факторы, влияющие на усиление внимания к этой группе учащейся молодежи. Во-первых, налицо тенденция пересмотра традиционного взгляда на высшую школу как на социальный институт массового воспроизводства узких специалистов-исполнителей. Во-вторых, отечественное высшее образование находится в кризисном состоянии, и эта ситуация требует своего скорейшего разрешения. В-третьих, в результате перехода от индустриального общества к информационному возникает явная необходимость синтезировать антропо- и культуросообразную модели высшего образования как способ воспроизводства нового социокультурного типа личности. Анализ подходов к изучению студенчества прошлых лет позволяет сделать вывод, что в свете современных социологических подходов следует отказаться от представлений о студенчестве как о маргинальной, локализованной во времени социальной группе в пользу акцентирования внимания на его особенностях как внутренне дифференцированной социокультурной общности, с множеством присущих ей способов и стилей жизнедеятельности.
Особо следует отметить, что для современного студенчества характерны качества, позволяющие легче адаптироваться к сложностям жизни в условиях экономики, преимущественно ориентированной на рынок, делающие студентов более конкурентоспособными (у них появились предприимчивость, большая самостоятельность, но, по сравнению со студенчеством прошлых лет, современные студенты стали менее эрудированными, менее трудолюбивыми в учебе, менее требовательными к себе).
Возможно, это можно объяснить тем, что в современной России произошли существенные изменения ценностей, установок и специфики профессионально-трудовой мотивации российской студенческой молодежи. Положение, складыва-
ющееся на российском рынке труда в последние годы, является достаточно напряженным и, учитывая ситуацию общемирового экономического кризиса, характеризуется тенденциями к ухудшению. Особенно остро в российском обществе стоит проблема занятости молодежи. Так, по данным государственной статистики, треть от общего числа безработных составляет молодежь в возрасте от 16 до 29 лет 1. С каждым годом увеличивается число молодых людей, обреченных на «потенциальную» безработицу. В первую очередь, это касается тех, кто выбрал престижные, интеллектуальные, но избыточные на современном рынке труда профессии. По данным исследований НИЦ Института молодежи, только четверть молодых россиян не беспокоит угроза безработицы, 70% работающей молодежи опасаются потерять работу 2. Уровень безработицы в стране по-прежнему остается высоким и составляет 8,6% к экономически активному населению (по состоянию на март 2010 г.). Эти показатели в России чуть ниже, чем в Италии, Франции и США (8,8; 10,1; 9,7% к экономически активному населению соответственно), однако выше тех же показателей в России прошлого года (8,4% к экономически активному населению) 3. В условиях кризиса растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность.
Такое положение грозит России появлением нового «потерянного поколения», которое не попадает под государственные меры искусственного поддержания занятости в условиях кризиса 4. Большую долю общего количества безработных - около 29% - в России составляют молодые люди до 25 лет. Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2009 г. составил 20%, в том числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раз, в том числе среди городского населения - 2,7 раз, сельского населения - 2,2 раз 5. Не менее тревожные данные о безработице опубликованы Евростатом.
1 См.: Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. М.: Логос, 2003. - С. 67.
2 См.: Журавлев В.В., Родионов В.А., Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность / под ред. Ручкина Б.А. М.: издательство МГСА «Социум», 2002. - С. 49.
3 Уровень безработицы (в процентах к экономически активному населению). Федеральная служба государственной статистики. М., 2010.
4 См.: Безработица плодит «потерянное поколение» // Независимая газета. - 4 декабря 2009 г.
5 См.: Занятость и безработица в Российской Федерации в I квартале 2009 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости). Федеральная служба государственной статистики.
Во многих странах Евросоюза уровень безработицы среди молодежи также близок к 30%. Средний уровень молодежной безработицы достиг в ЕС в октябре 20,6%. Однако во многих странах молодежная безработица значительно выше: в Испании - 42,9%, в Латвии - 33,6%, в Ирландии - 28,4%. Таким образом, уровень молодежной безработицы в России близок к наихудшим показателям Евросоюза, тогда как общий показатель для всех возрастов в нашей стране очень благополучен - всего 7,7% от активного населения. Тогда как в ЕС - это 9,3-9,8% 1. «Государство обеспечивает иллюзию низкой безработицы, прежде всего, сохраняя большое количество низкооплачиваемых рабочих мест», - говорит директор научных программ Независимого института социальной политики (НИСП) Лилия Овчарова. По ее словам, российский рынок также продуцирует низкооплачиваемые и неквалифицированные рабочие места, что находит отражение в статистике.
Таким образом, борьба за выживание многих российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. При этом возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
В современных условиях состояние этой социальной группы не позволяет говорить о полной реализации ее социального потенциала, особенно в сфере труда. Кардинальное реформирование экономической сферы без учета социально-психологических, культурных, идеологических и других субъективных факторов создает предпосылки социальной напряженности. Идет процесс переоценки ценностей, меняются ценностные представления людей, формируются новые жизненные ориентации. Следовательно, меняется и мотивация профессиональной деятельности, так как ценностные ориентации представляют собой высший уровень мотивации, определяют ее особенности 2. В свою очередь, согласно теории личности А. Маслоу, иерархия жизненных ценностей организуется в соответствии с иерархией потребностей. Иными словами, очевидно взаимовлияние ценностных ориентаций и потребностной сферы человека друг на друга.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости привел к возникновению принципиально новой ситуации в профессионально-трудовых отношениях. С одной стороны, экономическая ситуация расширила границы приложения сил и способностей студенческой молодежи в профессионально-трудовой сфере, а с другой, - ценностная
значимость труда по получаемой специальности в вузе является, зачастую, невысокой. Происходит переход выпускников в отрасли, не связанные с жизненно важными интересами страны. Растет разочарование молодежи в социально-экономической востребованности выбираемых ими профессий. У многих молодых людей складывается устойчивое мнение о невозможности государства обеспечить социально-экономическую поддержку. Появление новых форм собственности и методов управления, разрыв целостного экономического пространства страны, разрушение системы обязательного трудоустройства породили безработицу и снижение уровня жизни всего населения, в том числе и молодых людей. В то же время, молодежная безработица может иметь серьезные социальные последствия, провоцируя молодежь на незаконные способы добывания денег.
Государственная социальная политика не позволяет в полном объеме обеспечить гарантированную Конституцией доступность образования для всех граждан страны. Все эти аспекты оказывают влияние на формирование мотивации профессиональной деятельности студенческой молодежи. Высокие темпы экономических перемен при отставании процесса трансформации экономического сознания и формирования адекватных моделей экономического поведения сделали проблему профессионально-трудовой мотивации студенческой молодежи в новых экономических условиях достаточно актуальной. Молодые люди самостоятельно ищут способы выхода из создавшейся ситуации. Следует отметить, что, наряду с экономическими факторами, усилению напряженности на российском молодежном рынке труда способствовал и демографический фактор: сравнительно высокий уровень рождаемости, наблюдавшийся с середины 70-х и начала 80-х годов, привел к увеличению притока молодежи на рынок труда в конце 90-х годов, в настоящее же время мы наблюдаем ситуацию, вызванную последующим спадом рождаемости - количество выпускников школ резко уменьшилось.
Одна из долговременных тенденций последних лет определяется демографическими процессами, происходящими в нашем обществе. Динамика воспроизводства населения, уровень прироста трудоспособной части и другие показатели, определяющие численность ежегодных пополнений работников, существенно влияют на конкретные условия трудоустройства. Как указывает ряд авторов, именно демографические процессы определяют специфическую ситуацию при выборе профессии, влияют на шансы
1 См.: Безработица плодит «потерянное поколение» // Независимая газета. - 4 декабря 2009 г.
2 См.: Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006. -С. 37-38.
шг^ц\
МИР
разных групп молодежи на получение того или иного образования, рабочих мест, должностей и т.д.
Налицо кардинальные изменения всей инфраструктуры общества и каналов социализации молодежи. Материалы многих исследований показывают, что новые условия ускорили и углубили социальную дифференциацию молодежи, что весьма ярко проявляется в сфере образования. Этому способствует создание системы элитарного и массового образования, создание негосударс-твенныхучебных заведений 1. Это приводит кдаль-нейшей дифференциации детей из семей элиты и неэлиты, формируя в дальнейшем различную мотивацию профессиональной деятельности.
Также кардинально изменились условия вступления молодежи в трудовую жизнь, обусловленные особенностями рыночных отношений, характером социально-трудовых отношений, которые проецируются на субъективные ориентации и мотивацию профессиональной деятельности молодежи.
К числу специфики этих отношений следует отнести: 1) конкуренцию на рынке рабочей силы, где спрос на способности работника и его услуги определяется конъюнктурой рынка, а вопрос о выборе профессии решается в конкретной ситуации на рынке труда; 2) наличие постоянного излишка рабочей силы, порождающего безработицу; 3) личную ответственность человека в выборе работы; 4) решение о размерах вознаграждения за труд, определяемое исключительно работодателем (за исключением бюджетных организаций); 5) социальные гарантии на жилье, медицинское обслуживание и пенсии, зависящие от успехов в экономической деятельности и размера заработной платы (помимо государственного минимума); 6) невозможность прогнозирования спроса на профессии; 7) неопределенность профессионального будущего: невозможность планирования жизни на отдаленную перспективу, необходимость психологической готовности к возможному изменению профессии, специальности, к постоянному доучиванию 2.
Указанные факторы, характеризующие сложившийся конкурентный рынок труда, значительно изменили условия вступления в самостоятельную жизнь молодого поколения и породили острые экономические, социальные и психологические проблемы. Сложившаяся ситуация осложняется также тем, что молодежь как социальная группа неоднородна по своему
составу: ее отдельные возрастные группы различают в зависимости от этапов социализации, включающие два больших периода - юность и начало взрослости. Для каждого из данных этапов характерны свои потребности, мотивы, ценности. Так, в юности происходит выбор типа образования и профессии, а период взрослости знаменуется завершением профессионального образования, началом трудовой карьеры, вступлением в брак, приобретением первого жилья. Возрастные границы юности и молодости, специфика процесса социализации при вхождении в статус взрослого изменчивы и определяются, как известно, конкретными социально-историческими условиями общества и его культурными традициями. В российской традиции границы собственно молодежного возраста в социальной статистике и в переписях населения варьировали от 10-12 до 20 лет в начале ХХ века, от 17 до 30 лет к нашему времени.
Кроме того, в последнее время происходит расслоение молодежи по различным социально-экономическим характеристикам. О масштабах различий может свидетельствовать тот факт, что во II квартале 2009 года на 10% населения с высоким материальным достатком приходилось 27,6% общего фонда располагаемых ресурсов, а на долю 10% населения с наименьшим уровнем материального достатка - 2,7% наличных ресурсов 3. Это позволяет говорить о том, что доходы самых состоятельных граждан десятикратно превышают доходы самых малоимущих. Молодежь включает в себя как бедствующие социальные слои, ориентированные на добывание жизненно необходимых ресурсов, так и весьма богатые слои. В данном случае формирование мотивации профессиональной деятельности молодежи будет идти по совершенно разным путям.
Следствием указанных процессов трансформации современного российского общества является изменение социальных интересов, ценностей и стандартов поведения молодежи. Изменения направлены в сторону ориентации на рыночные нормы и принципы организации деятельности в соответствии с действием социально-экономических механизмов и законов рынка. Под рыночными стандартами поведения понимается совокупность норм и предписаний, регулирующих поведение индивидов как субъектов экономической жизни общества, реализующих свои частные интересы и потребности в форме обмена деятельностью, товарами и ресурсами.
1 См.: Исследование ИСПИ РАН в 12 регионах РФ, проведенное еще 13 лет назад, показало, что в сознании молодежи повышается ценность элитарного образования и существенно снижается значимость массовых форм обучения. См.: Россия накануне XXI века: Научно-практическая конференция. М., 1995. - С. 308.
2 См.: Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологических исследований). СПб.: РХГИ, 2004. - С. 23-25.
3 См.: Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2009 году (по итогам выборочного обследования домашних хозяйств). Федеральная служба государственной статистики. - С. 17.
ш щ
МИР
Традиционными рыночными нормами поведения являются такие социально закрепленные стандарты поведения, как: плюрализм идеологических ценностей; ценность собственности и имущественного положения; приоритет индивидуальных интересов, эгоизм; диверсифицированность социальных ожиданий и ролей и т.д. Иными словами, нормы экономического поведения предполагают признание в качестве стандартов такие ценности, как: индивидуализм; готовность к конкуренции, расчетливый прагматизм. При этом формирование рыночных стандартов поведения студенческой молодежи характеризуется рядом противоречий. Так, в частности, ярко выражен конфликт между профессиональными ролями и образовательным статусом, выражающийся в резком ослаблении связи между специальностью выпускника, полученной им в вузе, и его дальнейшей карьерой. Всероссийское исследование «Молодежь России: три жизненные ситуации» показало, что лишь 15-16% молодых специалистов планируют работать по специальности, 77% студентов при определенных условиях готовы стать предпринимателями. В современных условиях ориентация студенческой молодежи на предпринимательство во многом снимает проблему работы не по специальности 1. При этом в большей мере под ценностями профессионализма понимается профессионализм предпринимателя, бизнесмена, менеджера, то есть наблюдается статусная, а не функционально-содержательная идентификация профессионализма.
Также в студенческой среде наблюдается противоречие между рыночными ценностями прагматизма и выраженной конкурентоспособности и нерыночными формами поведения на рынке труда. Это противоречие выражается в демонстрации социального инфантилизма выпускников относительно планов их дальнейшего трудоустройства. Так, по данным мониторинга СКНИИЭиСП, 60% студентов-выпускников не имеют планов дальнейшего трудоустройства 2.
В целом, можно говорить о значительном возврате ценностей патернализма: в настоящее время большая часть студентов предпочла бы гарантированное трудоустройство рыночной модели жесткой конкуренции (особенно в период наступившего мирового экономического кризиса, где большую га-рантированность трудовой занятости предоставляет государственный сектор). Следовательно, можно говорить о продолжающемся процессе формирования стандартов рыночного поведения студенческой молодежи, что служит необходимым условием закрепления в современном обществе новых норм и ценностей трудовых и имущественных отношений, адаптации к рыночным институтам.
Иными словами, в начале XXI века во взрослую, профессионально-трудовую жизнь вступает поколение молодых людей, которое было воспитано и получило образование уже в рыночную эпоху, поэтому ценности и стереотипы молодежи советской эпохи окончательно утратили свою ценность, это касается отношения к семье, труду, образованию, системе материальных и духовных ценностей.
Исследование и понимание этих ценностей сможет существенно помочь в решении не только проблем, связанных с профессионально-трудовой мотивацией, но и проблем, связанных с молодежной преступностью. При этом, безусловно, основной целью подобных исследований должен стать поиск путей активизации нового поколения специалистов в профессиональной сфере. Необходимо найти и обозначить способ активного воздействия на современную студенческую молодежь в сфере труда, т.е. создания условий для высокого уровня внутренней мотивации профессиональной деятельности, так как именно внутренняя мотивация деятельности значима для личности сама по себе и является отражением ее внут-риличностных смыслов.
Трудовая занятость студентов в условиях напряженной ситуации на рынке труда, с одной стороны, и увеличения доли молодежи с высшим образованием, ищущей работу, с другой, - выполняет функции, понимание которых необходимо для принятия адекватных решений и в сфере труда, и в сфере высшего образования. С начала 1990-х годов студенческая трудовая занятость стала массовым явлением, что можно связать как со снижением уровня благосостояния большинства российских семей, так и с появлением новых требований рынка труда, отменой системы обязательного распределения выпускников вузов, изменением принципов работы системы профессионального высшего образования. Продолжает оставаться недостаточно исследованной трудовая занятость студентов, ее функции и перспективы.
Говоря о главной цели будущей профессиональной деятельности в современном мире, следует особо упомянуть ориентацию индивида на повышение материального уровня благосостояния. Как отмечает В.С. Магун, о том, насколько значительна данная тенденция, свидетельствует, в частности, тот факт, что на всем протяжении последнего десятилетия ХХ века по показателям «материализма» и «ориентации на выживание», разработанным Р. Инглхартом, Россия прочно находилась в числе мировых лидеров. Поэтому вполне закономерно, что, как только у людей появилась возможность иметь неплохой заработок, ради него они готовы были пожертвовать всем:
1 См.: Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: МГУ, 2000. - С. 70-71.
2 См. там же. - С. 63.
ВД|
МИР
работой по специальности (отсюда резкое падение рейтинга «соответствия работы способностям»), социальным признанием их работы и ее нацеленностью на социально значимый результат (уважением со стороны других людей, престижем), а также возможностью проявления инициативы 1. При выборе профессии такая ориентация сразу исключает низкооплачиваемые специальности и при этом характеризуется стремлением продвижения по службе. Как правило, такой тип идентификации в чистом виде не присутствует в самоопределении молодого человека. Эта направленность, чаще всего, входит в качестве дополнительного мотива в разные виды профессиональной идентификации. В случае, если этот тип идентификации превалирует в сознании личности, то возникает слабая вовлеченность в профессию, далее может перерасти в потребительство, приводя к регрессу личности. Поэтому важна роль объективных факторов, способствующих адекватному профессиональному самоопределению молодого человека и формированию адекватной мотивации профессиональной деятельности. То, в каком качестве личность включается в профессию, и какой смысл имеет профессия в ее жизни, определяют совокупность возможностей развития личности (расширяя или ограничивая их). Одновременно это определяет удовлетворенность личности трудом, что влияет на ее профессиональную активность. Как мы уже отмечали выше, современный молодой человек находится в совершенно иных условиях нашего общества, характеризующихся девальвацией ценностей образования, развитием меркантилизма, жесткой конкуренции. В сложившейся ситуации проблема выбора молодежью будущего профессионального пути еще более обостряется. Анализ показывает, что за последнее время произошли значительные изменения процесса профессионального самоопределения молодежи. Эти изменения характеризуются следующими обстоятельствами: раннее взросление (не только физическая, но и «социальная» акселерация) молодежи в условиях новых отношений в обществе, когда в социальном плане они вынуждены вести себя как взрослые, а в психологическом - остаются еще детьми; осложнение выбора профессии в условиях рыночных отношений, для которых характерны конкуренция, высокие требования к профессионализ-
му, профессиональная мобильность работников; возникновение сложных, непривычных для нашего общества экономических процессов, таких как: резкое расслоение общества по материальному признаку; появление безработицы, разнообразие образовательных запросов различных социальных и профессиональных групп; сложности в трудоустройстве и оплате труда, особенно молодых работников; возможность появления значительных доходов у людей, не обладающих должным образованием, квалификацией и др 2. При построении профессиональной карьеры молодежи следует учитывать эти новые тенденции.
В целом, обретение профессии предполагает выработку личностью собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Таким образом, возникает необходимость организации комплекса мероприятий по управлению процессом профессионального выбора и формирования мотивационно-профессиональной деятельности с целью ориентации молодежи на профессии, которые бы наиболее полно удовлетворяли их потребности и позволяли обеспечить общество необходимыми специалистами.
Библиографический список
1. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2009 году (по итогам выборочного обследования домашних хозяйств). Федеральная служба государственной статистики. - С. 17.
2. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.
3. Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: МГУ, 2000. - С. 55; 70-71.
4. Лисовский В.Т. Социология молодежи: история и современность // Социология и общество: тезисы докладов Первого Социологического Конгресса. СПб., 2000.
5. Магун В.С. Как меняются российские трудовые ценности // Отечественные записки. - 2007. - № 3. - С. 4.
6. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. М.: Логос, 2003. - С. 67.
7. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологических исследований). СПб.: РХГИ, 2004. - С. 23-25.
1 См.: Магун В.С. Как меняются российские трудовые ценности // Отечественные записки. - 2007. - № 3. - С. 4.
2 См.: Захаров Ю.А., Касаткина Н.Э., Невзоров Б.П., Чурекова Т.М. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования. Кемерово, 1996. - С. 5-6.
Ковзиридзе Манана Акакиевна - аспирант, Московский государственный университет путей сообщения [email protected]