Николай ВЛАСОВ
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается профессиональное самоопределение молодежи в процессе обучения в вузе. Отражены проблемы трудоустройства молодых специалистов после получения диплома.
The article deals with the professional self-determination of young people in the process of education at institutions of higher education. The problems of job placement of young specialists after receiving a diploma are reflected in the article.
Ключевые слова:
Россия, студент, профессия, молодежь, образование, специалист, вуз, диплом, самоопределение; Russia, student, profession, youth, education, specialist, institution of higher education, diploma, self-determination.
ВЛАСОВ
Николай
Михайлович —
преподаватель
Российского
экономического
университета
им. Г.В. Плеханова
у1а$оу1950@
yandex.ru
Специфика развития современного российского общества выдвинула на первый план многие проблемы, которые раньше не привлекали к себе большого внимания. К таким проблемам можно отнести профессиональную ориентацию молодежи.
Одна из важнейших социальных ценностей российской молодежи сегодня — высшее образование. Социологи постоянно фиксируют широко развитое стремление стать студентом в жизненных планах молодежи, оканчивающей среднюю школу. Это свидетельствует о том, что доминирующей тенденцией является ориентация на умственный труд и связанное с этим стремление получить высшее образование. Стремление к высшему образованию характерно для всех социальных групп молодых людей. В вузе происходит своеобразная «переплавка» молодежи в слой инженерно-технической, научной и гуманитарной интеллигенции.
Профессиональные планы у молодежи возникают под влиянием родителей, учителей, друзей, книг, теле- и радиопередач и т.д. Причем выбор молодых людей зачастую определяется не информированностью о содержании будущей профессии, а ориентацией на внешние ее атрибуты. Направленность планов и установок на престижную и высокооплачиваемую работу вне зависимости от профиля получаемого образования может противоречить задачам эффективного трудоустройства1.
Несомненно, успех работы вуза по подготовке высококвалифицированных специалистов во многом зависит от качественного набора абитуриентов. Однако следует учитывать, что у принятого в вуз молодого человека многие разочарования возникают в результате его недостаточной осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых к специалисту. Для выпускников школ необходима информация о спросе на различные профессии в ближайшие 10—15 лет. Неправильно выбирать вуз или колледж, исходя лишь из конъюнктуры, сложившейся в момент поступления, ибо спрос на те или иные профессии может измениться. Очень важно уже с первого курса при организации воспитательной работы формировать у студентов глубокое, заинтересованно-положительное отношение к своей профессии,
1 Шишигина Т.Р. Модели вузовской службы занятости и трудоустройства // Высшее образование в России, 2009, № 1, с. 111—119.
устойчивую социальную ориентацию. Под социальной ориентацией мы понимаем осознание индивидом своей связи со средой происхождения и его ожидания относительно будущей социальной «позиции», т.е. места и роли в той социальной группе, членом которой он намерен стать. Вот почему важнейшим моментом социальной ориентации являются жизненные планы.
Средством регулирования выбора профессии молодежи становится профессиональная ориентация. Важно назвать одну или несколько профессий, в которых молодой человек может добиться наибольшего успеха со своими способностями, склонностями, особенностями характера, психическим складом. Необходимо также и предостеречь молодого человека от тех профессий, которые явно ему противопоказаны.
Успешность и эффективность профессионального образования может рассматриваться с позиций отдельной личности, гражданского общества, семьи и государства. В этих позициях отражаются содержательная и функциональная стороны, их динамика. В 2009 г. автором был проведен социологический опрос 250 студентов в нескольких вузах г. Москвы. В том числе был задан вопрос о мотивах выбора вуза и своей специальности. Среди приоритетных мотивов были: интерес к профессии (69%), совет родителей (23%), а возможность продлить беззаботный период жизни назвали всего 6%.
Важное место в мотивации студен -тов даже в сегодняшних условиях занимает перспектива найти хорошую работу. Разброс мнений связан с противоречивостью отражения в молодежном сознании феномена «хорошая работа». Исследования показывают, что 56% студентов мечтают иметь собственное дело, 26% — работать в коммерческих структурах по избранной специальности. В последнее время все больше студентов стремятся пойти работать в госструктуры: там надежней и стабильней.
Профессиональная ориентация студентов зачастую находится под влиянием экономических и политических факторов. Когда политическая ситуация спокойна, а экономика находится в равновесии, господствует подход, делающий акцент на значении способностей и интересов личности в выборе ею профессии.
Если же экономическая и политическая ситуация осложняется, то изменяется и политика профориентации. Начинает преобладать тенденция, когда политики и руководители различных рангов относятся к профессиональному самоопределению молодежи не как к проблеме согласования частных и общественных интересов, а как к простому перераспределению рабочей силы1.
Учитывая некоторые закономерные особенности психического и социального развития вчерашнего школьника, следует обратить особое внимание на сложности, связанные с процессом слома в вузе прежних стереотипов обучения. Новая, непривычная для студента социокультурная среда и более свободный характер организации занятий активизирует на первом-втором курсах кризис личностного и профессионального самоопределения, который должен был бы наступить еще в старших классах школы.
Изменить ситуацию жизненного и профессионального самоопределения студенты сами чаще всего не могут. Вероятно, школа чаще всего не учит самоанализу, не актуализирует их личностные возможности выбора. Вуз в нынешних условиях занят собственной перестройкой в направлении обогащения содержания образования и неохотно идет на создание структур, необходимых для поддержки и развития потенциала профессионального самоопределения студентов.
В современной России вузы находятся в сложной ситуации, обусловленной становлением в стране рыночных отношений и непростым состоянием в экономической и социальной сферах. Экономические и организационные изменения последних лет повлекли за собой перемены в характере взаимоотношений между высшими учебными заведениями и предприятиями, а также государственными и негосударственными организациями в вопросах подготовки молодых специалистов высшей квалификации. Сегодня отсутствует система государственного распределения выпускников вузов, как это было принято в советское время. Предприятия и организации самостоятельно определяют свою кадровую политику. Это сопровождается, с одной стороны, общим сокраще-
1 Пинькова Е.П. Профессиональное образование и карьера молодого специалиста // Высшее образование в России, 2007, № 12, с. 110—114.
нием численности работающих, а с другой — более высокими требованиями к вновь принимаемым на работу. Во многих случаях предпочтение отдается специалистам с трудовым стажем и с опытом работы.
Одной из проблем, связанных с изменениями на рынке труда, явилась угроза безработицы для молодых специалистов, оканчивающих вузы. Сегодняшние выпускники вузов стали одной из слабо защищенных в социальном отношении групп населения. По данным ВЦИОМа, 100—150 тыс. выпускников вузов в 2009 г. прямиком отправились на биржу труда.
Прежняя система обучения, почти полностью определявшаяся учебными планами и государственным заказом на специалистов, могла существовать только в рамках централизованной государственной системы. В условиях свободной экономики вузу нужно прогнозировать спрос на специалистов того или иного профиля. При оценке общей ситуации на рынке труда нужен качественный, а не чисто количественный подход. Задача состоит не только или даже не столько в предоставлении выпускникам оперативной информации об имеющихся вакансиях и заявках от организаций, но и в обеспечении им возможности непосредственно устанавливать отношения с этими организациями, узнавать о требованиях к специалистам, об интересах «заказчиков», как и о ситуации на рынке труда в целом, что поможет им осуществить осознанный выбор.
Тот, кто действительно озабочен поиском работы, начинает это делать с 3-4-го курса. С этого момента многие студенты начинают работать на предприятиях и в организациях. По данным социологических исследований, число работающих студентов на протяжении последнего десятилетия колеблется в пределах 40-45%'. На 1-м курсе работающих студентов 11,3%, на 3-м курсе — уже 28,4%. На младших курсах превалирует подрабатывание, а на старших ведущей становится постоянная работа. Более половины студентов имеют свободный график работы, 24,9% заняты на сменных работах, 17,5% трудятся полный рабочий день. Совмещение рабочего режима и учебного расписания,
1 Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социс, 2008, № 8, с. 107.
безусловно, отрицательно сказывается на учебном процессе.
Распространение студенческой занятости обусловлено рядом субъективных и объективных факторов. В первую очередь, следует отметить развитие рынка труда студентов, рост предложений в коммерческой сфере, увеличение числа обучающихся в вузах на платной основе. Большое значение имеет так называемая «цепная реакция» в распространении трудовой культуры, нежелание молодых людей долгое время оставаться в статусе студента, подкрепленное необходимостью накапливать стаж и обеспечивать материально себя (свою семью). Важную роль играет стремление к профессионализации, скорейшему включению в трудовую деятельность, ощущение независимости и самоуважение, что является позитивной составляющей социального самочувствия2.
В ходе проведения исследования спроса на молодых специалистов представителям предприятий и организаций было предложено указать перечень минимальных требований, позволяющих допустить человека к работе. Полученные результаты говорят о достаточно высокой разносторонности таких требований: это требования к теоретической и практической подготовке молодого специалиста, к способности самостоятельно принимать решения, к умению общаться с людьми, формулировать задачу и находить пути ее решения.
Самые высокие требования к выпускникам по всем названным параметрам предъявляют банки. Высоки, хотя и чуть ниже, требования со стороны коммерческих фирм и частных предприятий. Ниже уровень требований к выпускникам со стороны госбюджетных организаций. Большое значение при приеме на работу стал иметь пол выпускника - на работу охотней оформляют мужчин. Также высоко значение семейного положения выпускника. Работу чаще предоставляют женатым мужчинам. В то же время понизились требования к ориентации молодого специалиста на служебный и профессиональный рост.
К негативным сторонам при приеме молодого специалиста на работу относится
2 Тощенко Ж.Т. Социальное настроение — феномен современной социологической теории и практики // Социс, 1998, № 1, с. 21—34.
отсутствие практического опыта, непонимание целей профессионального развития, завышенные ожидания от работы. Работодатели ожидают от кандидатов понимания своих целей, умения работать в команде и владения необходимыми знаниями и навыками. Столкновение этих по сути противоположных требований и ожиданий является основным источником конфликтов между молодыми специалистами и работодателями1.
Поскольку наиболее высокие требования со стороны предприятий и организаций предъявляются к практической подготовке выпускника, вузам целесообразно значительно расширить практическую сторону в учебных программах. Необходимо заинтересовать организации и фирмы в сотрудничестве, дав им возможность отбирать для себя студентов, расширяя для этого продолжительность учебной практики в этих фирмах.
Достижение соответствия между спросом и предложением на рынке труда требует осуществления достаточно точных прогнозов изменения конъюнктуры рынка и потребности в специалистах, а также переориентации в организации всех сфер деятельности вузов, адекватно отвечающей на эту потребность. Во многих вузах созданы ассоциации бывших выпускников, которые помогают студентам найти рабочие места и дают рекомендации для работодателей. Почти во всех вузах на сайтах есть биржи труда, где вывешены свежие вакансии. Такая биржа есть в МГУ,
1 Пинькова Е.П. Указ. соч., с. 110—114.
МПГУ и других вузах. Проблема трудоустройства, как известно, более успешно решается через подготовку специалистов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки. Такая система распространена во многих регионах страны2.
Подводя итоги, можно сказать следующее. Во-первых, процесс воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, и это находит отражение в ценностных ориентациях студенчества. Во-вторых, повышаются требования к образованности и уровню профессиональной компетентности студентов как условию модернизации современной России. В-третьих, в решении вопросов трудоустройства выпускников следует сделать акцент на повышении собственной активности и инициативы у молодых специалистов, чтобы они смогли стать реальными субъектами на рынке труда.
Задача вуза в этой связи заключается в обеспечении их более раннего и основательного включения в эту систему. Взаимодействие между предприятиями и организациями, заинтересованными в квалифицированных специалистах, с одной стороны, и вузами — с другой, должно стать более тесным и менее формальным, а обучение в вузе — более дифференцированным и адаптированным к интересам организаций.
2 Жигадло А., Пузиков В. Качество подготовки и трудоустройства молодых специалистов // Высшее образование в России, 2007, № 10, с. 108— 112.