№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Социология
УДК 316.344.24
А. Б. Монтаев
СТРАТЕГИИ ПОИСКА РАБОТЫ ВУЗОВСКИХ ВЫПУСКНИКОВ РОССИИ И КАЗАХСТАНА: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД
Аннотация.
Актуальность и цели. Исследование стратегии поиска работы вузовских выпускников достаточно актуально в свете сложившейся в современном российском обществе сложной обстановки разрушения прежних стереотипов поведения, стремительной и не всегда гладко проходящей социально-экономической и общественной трансформации. Для современного общества особенно важно понимание того, что представляет собой современная молодежь, каков ее потенциал, ценностные ориентации, предпочтения. Цель работы - выявить особенности стратегий поиска работы выпускников вузов России и Казахстана.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута посредством использования ряда социологических методов, дающих представление об особенностях мотиваций и предпочтений выпускников при выборе места будущей работы, оценке ими той поддержки, которая оказывается вузами России и Казахстана. В качестве методов исследования был использован анкетный опрос.
Результаты. Определены особенности стратегий поиска работы выпускников вузов России и Казахстана.
Выводы. Проведенное исследование позволяет говорить о имеющихся существенных различиях в стратегиях поиска работы, во многом детерминируемых цивилизованными нормами и стандартами поведения, сложившимися и постепенно утверждающимися на постсоветском пространстве.
Ключевые слова: стратегия, занятость, специальность, вуз, выпускник.
А. B. Montaev
JOB SEARCH STRATEGIES OF UNIVERSITY GRADUATES IN RUSSIA AND KAZAKHSTAN:
A CROSS-CULTURAL APPROACH
Abstract.
Background. Studying of job search strategies of university graduates is sufficiently important due to the current complicated situation in the modern Russian society, when old stereotypes of behavior are being destroyed, and socioeconomic and social transformations are rapid and not always smooth. For the modern society it is especially important to understand who are today's young people, what is their potential, values, preferences. The purpose of the study is to reveal features of job search strategies of graduates in Russia and Kazakhstan.
Materials and methods. Implementation of the research tasks was achieved through the use of a number of sociological methods, giving an idea about the features of motivations and preferences of graduates when choosing a place of future work, the evaluation of the support provided by universities in Russia and Kazakhstan. The questionnaire was used as a research method.
Results. The author determined the features of job search strategies of graduates in Russia and Kazakhstan.
Social sciences. Sociology
125
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Conclusions. The study brings up for a discussion the existing significant differences in job search strategies, largely determinated by civilized norms and standards of behavior, occurred and gradually consolidating in the former Soviet Union territory.
Key words: strategy, employment, profession, high school, graduate.
Приметой глобализирующихся обществ становится повсеместное проявление тесной взаимосвязи между экономическим ростом и развитием образования, что ориентирует стратегию их образовательной политики на активное стимулирование инвестиций в человеческий капитал. Максимум совокупной полезности от использования человеческого капитала в течение жизни достигается при вкладывании наибольших инвестиций в образование в ранние годы жизни. Это порождает повсеместное расширение охвата молодежи все более высокими уровнями образования. Молодое поколение россиян вступает в жизнь в условиях формирования информационного общества, где образование, знания, владение информацией становятся основными ресурсами, обеспечивающими жизненный успех. Вместе с тем молодежь разных групп в действительности весьма различно вовлечена в повышение уровня своего интеллектуального развития, накопление и обновление необходимых знаний и навыков. В сложившихся условиях образование продолжает во многом восприниматься в качестве и инструментальной, и терминальной ценности, но не всеми молодыми осознается (и реализуется) как ценный ресурс, действительно способный повысить благосостояние, уровень и качество жизни. Необходимо иметь актуальные и конкретные знания о том, как в условиях сегодняшнего общества складываются образовательные и профессиональные траектории молодых представителей разных социальных групп, получивших различный уровень формального стартового образования; каковы избираемые молодежью стратегии с точки зрения формирования и накопления человеческого капитала.
Это повлекло за собой активизацию научного интереса к студенчеству. Так, Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко [1] зафиксировали, что после развала советского общества в постсоветских странах начали происходить изменения в мировоззрении, моделях поведения, сознании людей. Произошла ломка ценностей, крушение идеалов. Переход к рыночной экономике привел людей к совершенно иному типу взаимоотношений между работником и работодателем, потребовав освоения субъектами социально-трудовых отношений, новых социальных ролей и соответствующих им функций. Позже исследователи [2] подтвердили, что общество частично перемещало бремя дефицитных потребностей на рынке труда на время проживания молодости и особенно на самое начало трудового пути работника. Это порождало постоянно высокую внутрипоколенческую профессиональную и социальную мобильность молодежи. В работах М. К. Горшкова [3], Г. Б. Кошарной [4],
В. П. Кошарного [5], Н. В. Корж [6], Н. И. Лапина [7], В. С. Магуна [8] нашло свое отражение изменение иерархии ценностей и трудовых установок молодежи в целом и студенчества в частности. В новых социально-экономических и социокультурных условиях особое значение приобретает процесс профессиональной компетентности молодых людей, который предполагает усвоение новых стратегий поведения для успешного трудоустройства.
126
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Социология
Молодежь - наиболее уязвимая социально-демографическая группа населения на рынке труда, так как не обладает достаточной профессиональной подготовкой и трудовыми навыками. Ее особенности четко охарактеризованы В. Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [9]. Ф. Р. Филиппов уточнил, что «молодежь - большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественно-политическое положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования» [10, с. 297]. Эти уточнения играют важную методологическую роль в анализе профессионально-трудовых стратегий вузовских выпускников.
За последние 15-20 лет сложилась новая модель образовательного поведения и трудовой занятости молодежи. С одной стороны, происходит рост инвестиций в человеческий капитал и образование (большая доля сверстников стремится получить полное среднее и высшее профессиональное образование, а также вскоре обращается к дополнительному обучению). Это отодвигает на более старший возраст получение рабочего места с постоянной и полной занятостью. С другой стороны, все большее распространение получает выход студентов на рынок труда и обретение первого трудового опыта (по профессии обучения или по иной) еще во время учебы, гораздо раньше по возрасту, чем это было прежде [1]. В связи с этим все более ощутимой характеристикой социально-экономического положения является рост в молодежной среде числа безработных.
Сегодня достаточно остро стоит проблема трудоустройства выпускников, имеющих высшее профессиональное образование, но не востребованных на рынке или не находящих работу по своей специальности. Безработица -одно из самых проблемных состояний. Она представляет собой сложное общественное явление, вызывающее ряд тяжелых последствий как для конкретного человека, так и в целом для общества, когда трудоспособным людям, желающим получить работу, это не удается независимо от того, имеют они диплом высшего учебного заведения или нет [11]. Анализ российского рынка труда приводит к выводу, что ключевые его особенности складываются на фоне сочетания жесткого законодательного и административного регулирования и крайне неэффективных механизмов, призванных обеспечить исполнение законов и контрактов [11, с. 31]. В результате действительный институциональный фундамент российского рынка труда составляют не столько законы и контракты, сколько разного рода неформальные отношения и практики [12]. В полной мере это относится и к стратегиям выпускников, которые только заканчивают высшие учебные заведения как России, так и Казахстана. Под стратегией мы подразумеваем осознанное, мотивированное поведение индивида, направленное на достижение его жизненных целей, реализацию интересов и ценностей [13, с. 76].
С декабря 2013 г. и до мая 2014 г. было проведено авторское исследование методом анкетирования на тему «Стратегии вузовских выпускников
Social sciences. Sociology
127
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
России и Казахстана в сфере занятости», целевая выборочная совокупность которого составила 500 человек - выпускников всех факультетов ЗападноКазахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана, Западно-Казахстанского гуманитарного университета им. М. Утемисова и Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Исследование, проведенное в вузах России и Казахстана, позволило выяснить особенности стратегий поиска работы выпускниками.
В ходе опроса выяснилось (табл. 1), что и российским, и казахстанским выпускникам больше всего в процессе поиска работы помогают личные связи, знакомства. Однако российские выпускники ориентированы на это чаще (37,7 %), чем казахстанские (33,5 %).
Таблица 1
Эффективные источники информации при поиске работы, процентов к опрошенным
Источники информации Выпускники вузов России Выпускники вузов Казахстана
Факультет, кафедра 10,90 % 2,80 %
СМИ (газеты, телевидение, радио) 11,40 % 15,80 %
Интернет 20,50 % 15,30 %
Личные связи, знакомства 37,70 % 33,50 %
Служба занятости, кадровые агентства 9,10 % 11,20 %
Ярмарка вакансий, карьерные форумы 7,30 % 13,50 %
Затрудняюсь ответить 3,20 % 7,90 %
Для российских выпускников более эффективным источником информации является Интернет (20,5 %), для казахстанских этот источник играет меньшую роль (15,3 %). СМИ (газеты, телевидение, радио) больше помогают казахстанским выпускникам (15,8 %), чем российским (11,4 %). Ярмаркой вакансий, карьерным форумом также больше интересуются казахстанские выпускники (13,5 %), чем российские (7,3 %). Среди казахстанских выпускников больше (11,2 %) ориентирующихся на службу занятости, кадровые агентства, чем среди российских (9,1 %). При этом российских выпускников факультет, кафедра больше информируют и поддерживают (10,9 %), чем казахстанских (2,8 %). Таким образом, российские вузы более заинтересованы в трудоустройстве своих выпускников, но казахстанские службы занятости, кадровые агентства эффективнее работают с выпускниками.
Анализ результатов показал, что большинство казахстанских выпускников чаще готовы в случае необходимости обратиться в службу занятости по поиску работы (91,7 %), чем российские (81,2 %). Это говорит о том, что казахстанские выпускники больше заинтересованы процессом поиска работы (табл. 2).
Исследование также показало (табл. 3), что российские выпускники чуть больше готовы устроиться на менее оплачиваемую работу (84 %), чем казахстанские (80,9 %). Это значит, что российским выпускникам важнее работать по своей специальности даже при условии низкой оплаты труда.
128
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Социология
Таблица 2
Необходимость обращения в службу занятости выпускников, процентов от числа опрошенных
Необходимость обратиться Выпускники Выпускники
в службу занятости вузов России вузов Казахстана
Да 81,2 % 91,7 %
Нет 18,8 % 8,3 %
Итого 100,0 % 100,0 %
Таблица 3
Готовность выпускников устроиться на менее оплачиваемую работу, процентов от числа опрошенных
Необходимость устроиться Выпускники Выпускники
на менее оплачиваемую работу вузов России вузов Казахстана
Да 84,0 % 80,9 %
Нет 16,0 % 19,1 %
Итого 100,0 % 100,0 %
Проведенный анализ показал, что российским выпускникам (34,5 %) вуз больше помогает предоставлением информации, чем казахстанским выпускникам (31,8 %). Однако казахстанских выпускников (20,4 %) вузы больше поддерживают рекомендацией, чем российских (7,7 %). Также казахстанские вузы больше (17,2 %) помогают проведением стажировок с последующим трудоустройством, чем российские (6,3 %). Поддержку в трудоустройстве на конкретную работу российские вузы (5,6 %) так же, как и казахстанские (5,7 %), предоставляют одинаково (табл. 4). При этом российские выпускники почти в два раза больше ожидают помощи от вуза, полагая, что вуз не помогает при трудоустройстве. Казахстанские выпускники, получая рекомендации в три раза чаще российских, практически в два раза больше удовлетворены ощутимой помощью своего вуза в трудоустройстве. Видимо, в российских вузах нужно шире использовать практику рекомендательных писем.
Таблица 4
Поддержка вузов при трудоустройстве, процентов от числа опрошенных
Поддержка вуза при трудоустройстве Выпускники вузов России Выпускники вузов Казахстана
Информационная 34,5 % 31,8 %
Рекомендательная 7,7 % 20,4 %
Профессиональное устройство на конкретную работу 5,6 % 5,7 %
Обеспечение стажировки с последующим трудоустройством 6,3 % 17,2 %
Не оказывает поддержки 45,8 % 24,8 %
Итого 100,0 % 100,0 %
Social sciences. Sociology
129
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
Проведенное исследование показало, что российские (91 %) и казахстанские (96,9 %) выпускники желают принятия закона о системно-плановом квотировании (выделении) рабочих мест (табл. 5). Это значит, что выпускники понимают важность сбалансированного распределения труда в обществе.
Таблица 5
Необходимость принятия закона о квотировании рабочих мест, процентов от числа опрошенных
Выделение рабочих мест Выпускники Выпускники
для выпускников вузов России вузов Казахстана
Да 91,0 % 96,9 %
Нет 9,0 % 3,1 %
Итого 100,0 % 100,0 %
В целом, результаты исследования позволяют утверждать, что у выпускников как России, так и Казахстана достаточно много трудностей при поиске работы. При этом какой-либо внушительной помощи со стороны вуза оказывается мало. Однако при поиске работы российским выпускникам больше всего способствуют личные связи, знакомства и интернет-ресурсы. В отличие от них, казахстанские выпускники больше ориентированы патер-налистски, они в большей степени полагаются на государственные службы занятости, кадровые агентства и вузы. Казахстанские выпускники более активны в процессе поиска работы, чаще пользуются рекомендательными письмами вуза, но российские выпускники больше ориентированы на работу по своей специальности. Все сказанное позволяет говорить о разных векторах стратегий поиска работы, во многом детерминируемых цивилизованными нормами и стандартами поведения, сложившимися и постепенно утверждающимися на постсоветском пространстве.
Список литературы
1. Константиновский, Д. Л. Российский студент сегодня: учеба плюс работа /
Д. Л. Константиновский, Г. А. Чередниченко, Е. Д. Вознесенская. - М. : ЦСП,
2002. - 170 с.
2. Константиновский, Д. Л. Жизненные траектории молодежи «10 лет спустя» / Д. Л. Константиновский, Е. Д. Вознесенская, Г. А. Чередниченко, Ф. А. Хох-лушкина. - М. : ИС РАН, 2010.
3. Горшков, М. К. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. - М. : ЦСП, 2010.
4. Кошарная, Г. Б. Ценностные ориентации студенческой молодежи в трудовой сфере / Г. Б. Кошарная, Н. В. Корж // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 2. - С. 58-64.
5. Кошарный, В. П. Трудовые ценности и установки студенческой молодежи / В. П. Кошарный, Н. В. Корж // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - № 1. - С. 126-135.
6. Кор ж, Н. В. Высшее профессиональное образование в структуре ценностей студенческой молодежи / Н. В. Корж // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 1. - С. 56-63.
7. Лапин, Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов / Н. И. Лапин // Социологические исследования. -2010. - № 1. - С. 28-36.
130
University proceedings. Volga region
№ 1 (33), 2015
Общественные науки. Социология
8. Магун, В. С. Как меняются российские трудовые ценности / В. С. Магун // Отечественные записки. - 2007. - № 3. - С. 23-39.
9. Лисовский, В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи : автореф. дис. ... канд. филос. наук / Лисовский В. Т. - Л., 1968.
10. Филиппов, Ф. Р. Молодежь / Ф. Р. Филиппов // Российская социологическая энциклопедия. - М. : Норма, Инфра-М, 1998.
11. Капелюшников, Р. Российская модель рынка труда / Р. Капелюшников // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2004. - № 3 (71). -
С. 26-34.
12. Маркович, Д. Социология труда / Д. Маркович. - М., 1988.
13. Кузьменко, Н. Ф. Социальное поведение безработных на рынке труда в современной России : дис. ... канд. соц. наук / Кузьменко Н. Ф. - Новочеркасск, 2001.
References
1. Konstantinovskiy D. L., Cherednichenko G. A., Voznesenskaya E. D. Rossiyskiy student segodnya: ucheba plyus rabota [Russian stidents today: study plus work]. Moscow: TsSP, 2002, 170 p.
2. Konstantinovskiy D. L., Voznesenskaya E. D., Cherednichenko G. A., Khokhlush-kina F. A. Zhiznennye traektorii molodezhi «10 let spustya» [Life trajectory of youth “10 years after”]. Moscow: IS RAN, 2010.
3. Gorshkov M. K., Sheregi F. E. Molodezh’ Rossii: sotsiologicheskiy portret [Russian youth: sociological portrait]. Moscow: TsSP, 2010.
4. Kosharnaya G. B., Korzh N. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2013, no. 2, pp. 58-64.
5. Kosharnyy V. P., Korzh N. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2012, no. 1, pp. 126-135.
6. Korzh N. V. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2011, no. 1, pp. 56-63.
7. Lapin N. I. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2010, no. 1, pp. 28-36.
8. Magun V. S. Otechestvennye zapiski [National notes]. 2007, no. 3, pp. 23-39.
9. Lisovskiy V. T. Metodologiya i metodika izucheniya idealov i zhiznennykh planov molodezhi: avtoref dis. kand. filos. nauk [Methodology and technique of studying ideals and life plans of youth: author’s abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of philosophy]. Leningrad, 1968.
10. Filippov F. R. Rossiyskaya sotsiologicheskaya entsiklopediya [Russian sociological encyclopedia]. Moscow: Norma, Infra-M, 1998.
11. Kapelyushnikov R. Vestnik obshchestvennogo mneniya. Dannye. Analiz. Diskussii [Bulletin of public opinion. Data. Analysis. Discussions]. 2004, no. 3 (71), pp. 26-34.
12. Markovich D. Sotsiologiya truda [Sociology of labor]. Moscow, 1988.
13. Kuz'menko N. F. Sotsial’noe povedenie bezrabotnykh na rynke truda v sovremennoy Rossii: dis. kand. sots. nauk [Social behavior of the unemployed in the labor market of modern Russia: dissertation to apply for the degree of the candidate of sociological sciences]. Novocherkassk, 2001.
Монтаев Ардак Базарбекович аспирант, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Большая Казачья, 120, корпус 7)
E-mail: elim_menim@mail.ru
Montaev Ardak Bazarbekovich Postgraduate student, Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky (building 7, 120 Bolshaya Kazachya street, Saratov, Russia)
Social sciences. Sociology
131
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион
УДК 316.344.24 Монтаев, А. Б.
Стратегии поиска работы вузовских выпускников России и Казахстана: кросс-культурный подход / А. Б. Монтаев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. -№ 1 (33). - С. 125-132.
132
University proceedings. Volga region