Научная статья на тему 'Гендерные характеристики трудовой мобильности вузовских выпускников Казахстана'

Гендерные характеристики трудовой мобильности вузовских выпускников Казахстана Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫПУСКНИК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Монтаев Ардак Базарбекович

В статье рассматриваются особенности трудовой мобильности вузовских выпускников Казахстана в рамке гендерного подхода. Гендер характеризуется как фактор, влияющий на определение предполагаемой заработной платы, миграционные намерения, способы трудоустройства, уровень информированности и ряд других аспектов трудовой мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER CHARACTERISTICS OF LABOR MOBILITY OF HIGH SCHOOL GRADUATES OF KAZAKHSTAN

In article features of labor mobility of high school graduates of Kazakhstan in a frame of gender approach are considered. The gender is defined as a factor influencing definition of an estimated salary, migratory intentions, ways of employment, level of knowledge and some other aspects of labor mobility.

Текст научной работы на тему «Гендерные характеристики трудовой мобильности вузовских выпускников Казахстана»

Л. Б. Монтаев. Гендерные характеристики трудовой мобильности выпускников вузов Казахстана,

УДК 316. 344. 24

гендерные характеристики трудовой мобильности вузовских выпускников Казахстана

А. Б. Монтаев

Саратовский государственный университет E-mail: elim [email protected]

В статье рассматриваются особенности трудовой мобильности вузовских выпускников Казахстана в рамке гендерного подхода. Гендер характеризуется как фактор, влияющий на определение предполагаемой заработной платы, миграционные намерения, способы трудоустройства, уровень информированности и ряд других аспектов трудовой мобильности. Ключевые слова: гендер, трудоустройство, выпускник.

Gender Characteristics of Labor Mobility of High school Graduates of Kazakhstan

A. B. Montaev

In article features of labor mobility of high school graduates of Kazakhstan in a frame of gender approach are considered. The gender is defined as a factor influencing definition of an estimated salary, migratory intentions, ways of employment, level of knowledge and some other aspects of labor mobility. Key words: gender, employment, graduate.

Социально-трудовая мобильность молодежи - это процесс изменения молодежью своей социальной и трудовой позиции в структуре общества, характеризуемый готовностью их к добровольному или вынужденному изменению места учебы, семейным положением, местом работы, профессией, квалификацией под воз-

действием субъективных и объективных факторов и причин. В полной мере это относится и к социально-экономическим стратегиям молодого поколения, которое только заканчивает высшие учебные заведения Казахстана.

В декабре 2013 г. было проведено социологическое исследование методом анкетирования, нацеленное на изучение стратегий вузовских выпускников Казахстана в сфере занятости (целевая выборочная совокупность составила 300 выпускников всех факультетов Западно-Казахстанского аграрно-технического университета имени Жан-гир хана и Западно-Казахстанского гуманитарного университета имени М. Утемисова).

В ходе опроса внимание акцентировалось на трудовой мобильности выпускников в сфере занятости в рамках гендерного подхода: 42,7% юношей сразу после окончания вуза ориентированы на размер заработной платы 16-20 тыс. руб., тогда как девушек, ориентированных на подобный уровень заработной платы, 18,9%. При этом значительная доля девушек (37,7%) указывают желаемый размер заработной платы 11-15 тыс. руб. Таким образом, юноши-выпускники ориентированы на более высокий уровень заработной платы, чем девушки (табл. 1).

Таблица 1

Какую зарплату, по Вашему мнению, должен получать молодой специалист сразу после окончания вуза? (% по полу)

Предполагаемая зарплата, тыс. руб. Пол По выборке

Мужской Женский

5-10 13,5 36,9 26,6

11-15 28,1 37,7 33,5

16-20 42,7 18,9 29,4

21-30 9,4 6,6 7,8

31-40 6,3 0,0 2,8

Итого 100,0 100,0 100,0

При выявлении готовности выпускников переехать в другой город после окончания вуза выяснилось, что 46% девушек желали бы переехать, тогда как солидарных с ними юношей - 37,3%. Девушки демонстрируют более высокий уровень территориально-трудовой мобильности (табл. 2).

При анализе данных выяснилось, что девушки чаще указывали на государственные

службы занятости как способ трудоустройства. Им выпускницы доверяют больше, чем юноши, в силу большей стабильности и более высокого уровня социальной защиты (табл. 3).

Большинство (56%) опрошенных юношей и девушек готовы работать в сельской местности. В ходе анализа знания выпускников о программах поддержки молодых специалистов, работающих

© Монтаев Л. Б., 2014

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 3

Таблица 2

Влияние тендера на планирование выпускников после окончания вуза переехать в другой город, % по полу

Планирование переехать в другой город Пол По выборке

Мужской Женский

Да 37,3 46,0 42,1

Нет 62,7 54,0 57,9

Итого 100,0 100,0 100,0

Таблица 3

Влияние тендера на предполагаемые способы устроиться на работу после окончания вуза, % по полу

Предполагаемые способы устроиться на работу Пол По выборке

Мужской Женский

Через родственников 23,8 21,6 22,6

Через друзей, знакомых, сверстников 27,7 15,2 20,8

Через СМИ, Интернет 12,9 12,8 12,8

При помощи государственной службы занятости 18,8 48,0 35,0

Сам создал себе рабочее место 16,8 2,4 8,8

Итого 100,0 100,0 100,0

на селе, выяснилось, что девушки больше, чем юноши, знают о молодежных программах: соответственно 89,7 и 82,4%. Это еще раз доказывает, что девушки больше доверяют государственным службам по трудоустройству, так как для них более важна уверенность в хорошем и обеспеченном трудоустройстве при формирования успешных социально-экономических стратегий (табл. 4). При выявлении аргументов за работу на селе молодого специалиста (табл. 5) было обнаружено, что для юношей превалирующими причинами является доплаты к заработной плате (58,5%), предоставление жилья (52,3%), выплата подъемных

(52,1%). У девушек рейтинг причин несколько иной: для них очень важны организация социально-бытового и культурного обслуживания (52,9%) и также возможность карьерного роста (52,9%), на третьем месте - возможность работать по специальности (50%). Тот факт, что возможность работать по специальности оказалось значимой как для юношей, так и для девушек, свидетельствует о том, что выпускники адекватно понимают важность своего знания по специальности как стратегического ресурса. Кроме того, это свидетельствует о том, что выпускники профессионально ориентированы на работу по профилю.

Таблица 4

Гендерная специфика информированности о существовании программ поддержки молодых специалистов, работающих на селе, % по полу

Знание о существовании программ поддержки молодых специалистов, работающих на селе Пол По выборке

Мужской Женский

Да 82,4 89,7 86,4

Нет 17,6 10,3 13,6

Итого 100,0 100,0 100,0

Таблица 5

Что, по Вашему мнению, может повлиять на желание молодого специалиста работать на селе? (% по полу)

Причины желания молодого специалиста работать на селе Пол По выборке

Мужской Женский

Предоставление жилья 52,3 47,7 100

Выплата подъемных 52,1 47,9 100

Доплаты к заработной плате 58,5 41,5 100

Возможность карьерного роста 47,1 52,9 100

Возможность работать по специальности 50,0 50,0 100

Организация социально-бытового и культурного обслуживния 47,1 52,9 100

64

Научный отдел

Л. Б. Монтаев. Гендерные характеристики трудовой мобильности выпускников вузов Казахстана,.

Рейтинг необходимых составляющих инфраструктуры в сельской местности для молодых специалистов также имеют тендерную специфику. Лидирующие позиции для юношей занимает клуб (68%), кинотеатр (66,7%). Вероятно, это связано с тем, что для юношей-выпускников больше, чем для девушек, актуальна проблема изменения своего семейного статуса с холостого на женатый. Другим аспектом лидирования клуба и кинотеатра является потребность интеграции в местное сообщество, расширение круга друзей для активизации своих сетевых взаимодействий (табл. 6). Третье место по важности занимает магазин (61,3%). Возможно, это связано с необходимостью воспроизводства жизненных условий своей деятельности. Также большинство юношей выбрали почту (61,1%) для сохранения и поддержания имеющихся социальной связей. Больница и детский сад (школа) в рейтинге занимают пятое и шестое место (соответственно 58,4 и 57,1%). Это свидетельствует о том, что выпускники-юноши адекватно понимают силу важности здоровья и развития своих детей. Библиотека (46,3%), подключение Интернета (43,1%), коммунальные услуги (газ, свет, вода) (38,6%) не столь значимы для казахстанских выпускников-юношей.

У девушек рейтинг минимальных социальных нужд несколько иной: для них главенствующей не-

обходимостью (61,4%) являются коммунальные услуги (газ, вода, свет). Это и понятно: девушка-выпускница, все время жившая в городе и поехавшая работать в село, конечно, будет нуждаться в коммунальных услугах для сохранения жизненных условий деятельности и комфортности, как в городе. Вторую лидирующую позицию в рейтинге среди девушек-выпускниц занимает возможность подключения в сети Интернет (56,9%). Возможно, это связано с сохранением и поддержанием имеющихся социальных связей и для расширения круга друзей, для информированности. На третьем месте - библиотека (53,7%) в силу понимания важности знания и самообразования. Детский сад (школа) и больница тоже занимают значимую позицию - 42,9 и 41,6% соответственно. Магазин (38,7%) и почта (38,9%) менее важны для девушек-выпускниц. Самую низкую позицию в рейтинге нужд у девушек занимают кинотеатр (33,3%) и клуб (32%). Ориентированность на досуг и развлечения у девушек проявлена в меньшей степени по сравнению с юношами. Вероятно, это связано тем, что девушки-выпускницы замужем или они меньше ориентированы на знакомство с сельскими юношами. Другим аспектом могут быть сохранившиеся на селе традиционные взгляды, согласно которым девушкам не подобает гуляние в клубе или посещение кинотеатра.

Таблица 6

Какая минимальная социальная инфраструктура, по Вашему мнению, необходима для молодого специалиста, трудоустроившегося в сельской местности? (% по полу)

Необходимые условия для молодого специалиста, трудоустроившегося в сельской местности Пол По выборке

Мужской Женский

Магазин 61,3 38,7 100

Почта 61,1 38,9 100

Библиотека 46,3 53,7 100

Детский сад (школа) 57,1 42,9 100

Больница 58,4 41,6 100

Кинотеатр 66,7 33,3 100

Клуб 68,0 32,0 100

Возможность подключения в сети Интернет 43,1 56,9 100

Комунальные услуги (газ,вода,свет) 38,6 61,4 100

Таким образом, девушки придают бытовым условиям жизни и возможности развития большую значимость, чем юноши. Для юношей приоритетны возможность организации досуга и доступность товаров народного потребления.

Таким образом, гендерные характеристики оказывают значительное влияние как на профессиональную ориентацию молодых специалистов после окончания вуза, так и на характеристики их трудовой мобильности. Девушки, как правило, ориентированы на государственные службы занятости в своем трудоустройстве. Они инфор-мированнее и выказывают более высокую степень готовности к переезду в другой город или в село. При этом их больше волнует проблема

карьерного роста и комфортности условий жизни и деятельности на новом месте. Юноши чуть меньше ориентированы на переезд и чаще рассчитывают в трудоустройстве на себя, на своих родственников и друзей. На новом месте работы их больше интересует досуговая инфраструктура, позволяющая изменить свой семейный статус и расширить круг связей для сетевого взаимодействия. Эти различия важно учитывать вузовским службам профессиональной ориентации, органам трудоустройства молодежи и потенциальным работодателям. Кроме того, это может быть полезным в ходе реализации социальных программ поддержки молодых специалистов в целом и работающих на селе в частности.

Социология

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.