Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность студенческой молодежи: социальные факторы детерминации'

Профессиональная деятельность студенческой молодежи: социальные факторы детерминации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
302
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / VALUABLE ORIENTATIONS / YOUTH / A TRADE / DIFFERENTIATION OF REQUIREMENTS / SOCIOLOGICAL RESEARCHES / THE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковридзе Манана Акакиевна

Социологическое изучение социальных ориентаций молодёжи позволяет увидеть значимость и широту исследований данной общественной проблемы, для решения которой необходим учёт экономической, социально-психологической и демографической сторон. Исследовано формирование стандартов рыночного поведения студенческой молодёжи, что служит необходимым условием закрепления в современном обществе новых норм и ценностей трудовых и имущественных отношений, адаптации к рыночным институтам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological studying of social orientations of youth allows to see the importance and width of researches, having presented them as a public problem for which decision the account of the economic, socially-psychological and demographic parties is necessary. In article were investigated formation of standards of market behaviour of student's youth that serves as a necessary condition of fastening in a modern society of new norms and values of labour and property relations, adaptation to market institutes.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность студенческой молодежи: социальные факторы детерминации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕТЕРМИНАЦИИ

М. А. Ковридзе,

аспирант Московского государственного университета путей сообщения

Социологическое изучение социальных ориентаций молодёжи позволяет увидеть значимость и широту исследований данной общественной проблемы, для решения которой необходим учёт экономической, социально-психологической и демографической сторон. Исследовано формирование стандартов рыночного поведения студенческой молодёжи, что служит необходимым условием закрепления в современном обществе новых норм и ценностей трудовых и имущественных отношений, адаптации к рыночным институтам.

Sociological studying of social orientations of youth allows to see the importance and width of researches, having presented them as a public problem for which decision the account of the economic, socially-psychological and demographic parties is necessary. In article were investigated formation of standards of market behaviour of student's youth that serves as a necessary condition of fastening in a modern society of new norms and values of labour and property relations, adaptation to market institutes.

Ключевые слова: ценностные ориентации, молодежь, профессия, дифференциация потребностей, социологические исследования, молодежная политика.

Key words: valuable orientations, youth, a trade, differentiation of requirements, sociological researches, the youth policy.

Сегодняшняя молодёжь живёт в эпоху кардинальных трансформаций, которые происходят в социально-политической, экономической и общественной жизни. С переходом к экономике, преимущественно ориентированной на рынок, значительно растет социальная дифференциация общества, доходов населения, происходят кардинальные изменения на рынке труда. Значительно изменились и условия трудоу стройства молодёжи: в связи с отменой государственных гарантий на трудоустройство после окончания вуза молодые люди вынуждены сами обеспечивать себя рабочими местами. При этом возникает множество сложностей, таких как: несовпадение интересов работодателей и потребностей молодых соискателей при поиске работы; несовпадение ожиданий молодёжи и реальных условий профессиональной деятельности, в которые они попадают. Иными словами, мотивация профессиональной деятельности студенческой молодёжи в настоящее время претерпевает значительные изменения.

Перемены, произошедшие в жизни нашего общества за последние десятилетия, имеют радикальный характер и оказывают большое влияние на ценности, жизненные ориентации и мотивацию молодёжи. Они претерпели значительные изменения по сравнению с ценностями и ориентациями молодёжи 60-80-х годов. Более того, в условиях появления и роста безработицы в ситуации экономического кризиса трудоустройство молодёжи может стать масштабной проблемой общества. Очевидно, что в сложившихся условиях мотивация профессиональной деятельности молодёжи принимает иную структуру и направленность, а следовательно, возникает необходимость её изучения на современном этапе. Актуальность исследова-

ния обусловлена тем, что оно имеет существенное практическое значение, так как связано с проблемами образования и трудоустройства молодёжи, определения потребностей в инвестициях, разработки и внедрения мер социального управления.

Социологическое изучение социальных ориентаций молодёжи, предпринимавшееся ранее, позволило увидеть значимость и широту подобных исследований, представив их как общественную проблему, для решения которой необходим учёт экономической, социально-психологической и демографической сторон. При этом, в современных условиях очевиден конфликт между субъективными склонностями, потребностями и ценностями молодёжи и объективным выбором ею профессионального пути. Это также обусловливает актуальность нашего исследования, определяя необходимость понимания того, как кризисные явления и переходные состояния общества влияют на соотношение планов и реальных действий.

Одна из долговременных тенденций последних лет определяется демографическими процессами, происходящими в нашем обществе. Динамика воспроизводства населения, уровень прироста трудоспособной его части и другие показатели, определяющие численность ежегодных пополнений работников, существенно влияют на конкретные условия трудоустройства. Как указывает ряд авторов, именно демографические процессы определяют специфическую ситуацию при выборе профессии, влияют на шансы разных групп молодёжи на получение того или иного образования, рабочих мест, должностей и т.д.

Информационную базу исследования составили опросы 60-х и 80-х годов, данные исследований 1998-

ж

РАЗВИТИЕ

2001 гг., что позволяет рассматривать процессы социальных ориентаций и формирования мотивации профессиональной деятельности студенческой молодёжи в динамике. Другими словами, мы можем наблюдать и сравнивать две ситуации: ситуацию с обобществлённой экономикой и образовательными институтами, направленными на выравнивание социальных условий начала жизненного пути - обеспечение гарантии на труд и выбор профессии (что происходило, безусловно, под большим идеологическим давлением), и ситуацию господства частной собственности, социальной селекции образования и отсутствия каких-либо гарантий трудовой занятости.

Налицо кардинальные изменения всей инфраструктуры общества и каналов социализации молодёжи с целью приспособления подрастающего поколения к изменяющейся социальной структуре и её запросам в социальном воспроизводстве. Материалы многих исследований показывают, что новые условия ускорили и углубили социальную дифференциацию молодёжи, что весьма ярко проявляется в сфере образования. Этому способствует создание системы элитарного и массового образования, создание платных учебных заведений, что приводит к дальнейшей дифференциации детей из семей элиты и неэлиты, формируя в дальнейшем различную мотивацию профессиональной деятельности.

Также кардинально изменились условия вступления молодёжи в трудовую жизнь, что хорошо видно из перечисления принципиальных положений, которые свойственны современной экономике, характеру ее социально-трудовых отношений, которые безотлагательно проецируются на субъективные ориентации и мотивацию профессиональной деятельности молодёжи. К числу этих положений, например, Г.А. Чередниченко предлагает отнести: 1) конкуренцию на рынке рабочей силы, где спрос на способности работника и его услуги определяется конъюнктурой рынка, а вопрос о выборе профессии решается в конкретной ситуации на рынке труда; 2) наличие постоянного излишка рабочей силы, порождающего безработицу; 3) личную ответственность человека в обеспечении себя работой; 4) решение о размерах вознаграждения за труд принимается исключительно работодателем (за исключением бюджетных организаций); 5) социальные гарантии на жильё, медицинское обслуживание и пенсии зависят от успехов в экономической деятельности и размера заработной платы (помимо государственного минимума); 6) невозможность прогнозирования спроса на профессии; 7) неопределенность профессионального будущего: невозможность планирования жизни на отдалённую перспективу, необходимость психоло-

гической готовности к возможному изменению профессии, специальности, к постоянному доучиванию. Все указанные принципы, характеризующие сложившийся конкурентный рынок труда, значительно изменили условия начала самостоятельной жизни молодого поколения и породили острые экономические, социальные и психологические проблемы.

Сложившаяся ситуация осложняется также тем, что молодежь как социальная группа неоднородна по своему составу: ее отдельные возрастные группы различают в зависимости от этапов социализации, включающие два больших периода: юность и начало взрослости. Для каждого из данных этапов характерны свои потребности, мотивы, ценности. Так, в юности происходит выбор типа образования и профессии, а период взрослости знаменуется завершением профессионального образования, началом трудовой карьеры, вступлением в брак, приобретением первого жилья. Возрастные границы юности и молодости, специфика процесса социализации при вхождении в статус взрослого изменчивы и определяются, как известно, конкретными социально-историческими условиями общества и его культурными традициями. В российской традиции с начала века до наших дней границы собственно молодежного возраста в социальной статистике и в переписях населения варьировали от 10-12 до 20 лет (в начале ХХ века), от 17 до 28-30 лет (к нашему времени).

Кроме того, следует упомянуть все возрастающее в последнее время расслоение молодёжи по различным социально-экономическим характеристикам. О масштабах различий, наблюдавшихся еще десятилетие назад, может свидетельствовать тот факт, что в 1999 году на 10% населения с высоким материальным достатком приходилось 26% общего фонда располагаемых ресурсов, а на долю 10% населения с наименьшим уровнем материального достатка - 2,6% наличных ресурсов 1. Это позволяет говорить о том, что доходы самых состоятельных граждан десятикратно превышают доходы самых малоимущих. Молодежь включает в себя как бедствующие социальные слои, ориентированные на добывание необходимых для жизни ресурсов, так и весьма богатые слои. В данном случае формирование мотивации профессиональной деятельности будет идти по совершенно разным путям.

Понимая всю сложность проблемы стандартов рыночного поведения молодёжи, остановимся на анализе интересующих нас процессов на примере студенческой молодёжи, играющей существенную роль в формировании настроений новых поколений россиян. Последствия рыночных преобразований, а

1 См.: Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 1999 году (по итогам выборочного обследования домашних хозяйств). - М., 2000. - С. 18.

М. А. Ковридзе

Профессиональная деятельность студенческой молодежи: социальные факторы детерминации

также изменения ценностных ориентаций и норм поведения студенчества в новых условиях рассматриваются в работах Рахманина В., Тужина В., Должен-ко О. и др. 1 Следствием процессов трансформации современного российского общества является изменение социальных интересов, ценностей и стандартов поведения молодёжи. Изменения направлены в сторону ориентации на рыночные нормы и принципы организации деятельности в соответствии с действием социально-экономических механизмов и законов рынка. Под рыночными стандартами поведения понимается совокупность норм и предписаний, регулирующих поведение индивидов как субъектов экономической жизни общества, реализующих свои частные интересы и потребности в форме обмена деятельностью, товарами и ресурсами (достаточно вспомнить традицию теорий социального обмена, например Дж. Хоманса, гласящих, что все взаимодействия в обществе построены по принципу обмена социальными благами и формами деятельности).

Традиционными рыночными нормами поведения являются такие социально закрепленные стандарты поведения, как плюрализм идеологических ценностей, ценность собственности и имущественного положения, приоритет индивидуальных интересов, эгоизм, дивер-сифицированность социальных ожиданий и ролей и т.д. Иными словами, нормы экономического поведения предполагают признание в качестве стандартов таких ценностей, как индивидуализм, готовность к конкуренции, расчётливый прагматизм. При этом формирование рыночных стандартов поведения студенческой молодёжи характеризуется рядом противоречий. Так, ярко выражен конфликт между профессиональными ролями и образовательным статусом, выражающийся в резком ослаблении связи между специальностью выпускника, полученной им в вузе, и его дальнейшей карьерой. Всероссийское исследование «Молодёжь России: три жизненные ситуации» показало, что лишь 15-16% молодых специалистов планируют работать по специальности, 77% студентов при определенных условиях готовы стать предпринимателями. В современных условиях ориентация студенческой молодёжи на предпринимательство во многом снимает проблему работы не по специальности. При этом в большей мере под ценностями профессионализма понимается профессионализм предпринимателя, бизнесмена, менед-

жера, т.е. наблюдается статусная, а не функционально-содержательная идентификация профессионализма.

Однако в студенческой среде наблюдается противоречие между прагматизмом рыночных ценностей и поведением молодого специалиста, обеспечивающим конкурентоспособность на рынке труда. Оно выражается в демонстрации социального инфантилизма выпускников относительно планов их дальнейшего трудоустройства. Так, по данным мониторинга СКНИИЭиСП, 60% студентов-выпускников не имеют планов дальнейшего трудоустройства.

В целом можно говорить о значительном возврате ценностей патернализма: в настоящее время большая часть студентов предпочла бы гарантированное трудоустройство рыночной модели жёсткой конкуренции (особенно в период наступившего мирового экономического кризиса, где большую га-рантированность трудовой занятости предоставляет государственный сектор). Следовательно, можно говорить о продолжающемся процессе формирования стандартов рыночного поведения студенческой молодёжи, что служит необходимым условием закрепления в современном обществе новых норм и ценностей трудовых и имущественных отношений, адаптации к рыночным институтам.

Библиографический список

1. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи // Социологические исследования. - 2006. - № 4. -С. 99-105.

2. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства.

- М., 1999.

3. Константиновский Д.Л. Когда наступает время выбора. - СПб., 2001.

4. Коммунистическое воспитание студенчества: материалы конференции. - Тарту, 1971. - Ч. 1. - С. 36.

5. Россия накануне XXI века: научно-практическая конференция. - М., 1995. - С. 308.

6. Чередниченко Г.А. Молодёжь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологических исследований). - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 23-25.

7. Шубкин В.Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социальных следований).

- М., 1970.

8. Шубкин В.Н., Чередниченко Г.А. Молодёжь вступает в жизнь. - М., 1985.

1 Рахманин В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Alma Mater. - 1997. - № 2.; Ту-жилин В., Траубенберг С. Воспитание личности будущего специалиста // Высшее образование в России. - 1995. - № 4; Долженко О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Alma Mater. - 1999. - № 1.

Ковзиридзе Манана Акакиевна - аспирант Московского государственного университета путей сообщения, e-mail: kov-manana@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.