Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ДУМА / СТРОИТЕЛЬСТВО / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ЗЕМСКАЯ УПРАВА / КОНЦЕПЦИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / CITY DUMA / CONSTRUCTION / URBAN PLANNING / ZEMSTVO / CONCEPT / POWERS / LOCAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эфрикян Рубен Альбертович, Бескоровайная Елена Сергеевна

В статье исследуются основные тенденции правового развития полномочий органов местного самоуправления в строительной сфере. В России строительная сфера развивалась достаточно противоречиво. В монархический период, как известно, преобладал частнопредпринимательский сектор, но при достаточно активном участии государства. После Революции 1917 года строительная сфера была полностью сосредоточена в руках государства. Постсоветский период ознаменовался переходом сферы строительства в предпринимательский сектор экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Эфрикян Рубен Альбертович, Бескоровайная Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE POWERS OF LOCAL GOVERNMENTS IN THE FIELD OF CONSTRUCTION

The article examines the main trends in the legal development of the powers of local governments in the construction sector. In Russia, the construction sector has developed quite inconsistently. In the monarchical period, as is known, the private sector prevailed, but with the active participation of the state. After the Revolution of 1917, the construction sector was completely concentrated in the hands of the state. The post-Soviet period was marked by the transition of the construction sector to the entrepreneurial sector of the economy.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА»

Исходя из вышеизложенного, считаем целесообразным дополнить Федеральный закон «О системе государственной службы в РФ» статьей 2.1, которая конкретизирует содержание категории «иные виды государственной службы», выделив в отдельный вид государственную службу, связанную с правоохранительной деятельностью и правоохранительную службу.

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации»//СЗ РФ. 02.06.2003, N 22, ст. 2063.

3. Матвеев С.П. Система государственной службы: проблемы развития и совершенствования // Вестник Воронежского института МВД России. - 2016. - №1.

4. Музафарова Л.Ш. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы // Молодой ученый. - 2016. -№1. - С.823.

5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» // Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.

6. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020.

7. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ. 28.07.1997, N 30, ст. 3586.

8. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 26.07.2019) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. - 1992. - 18 февраля. - №39.

9. БакунВ.М. Административно-правовой статус служащих правоохранительной службы. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук.

- М., 2006. - С. 11.

References and Sources

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ ot 05.02.2014 N2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // SZ RF. 04.08.2014, N 31, st. 4398.

2. Federal'nyj zakon ot 27.05.2003 N 58-FZ (red 23.05.2016) «O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii»//SZ RF. 02.06.2003, N22. st. 2063.

3. Matveev S.P. Sistema gosudarstvennoj sluzhby: problemy razvitiya i sovershenstvovaniya // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2016.

- №1.

4. Muzafarova L.SH. Sluzhba v pravoohranitel'nyh organah kak vid gosudarstvennoj sluzhby // Molodoj uchenyj. - 2016. - №1. - S.823.

5. Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 N 3-FZ (red. ot 18.07.2019) «O policii» // Sobranie zakonodatel'stva RF", 14.02.2011, N 7, st. 900.

6. Federal'nyj zakon ot 30.11.2011 N 342-FZ (red. ot 02.08.2019) «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 05.12.2011, N 49 (ch. 1), st. 7020.

7. Federal'nyj zakon ot 21.07.1997 N 114-FZ (red. ot 03.08.2018) «O sluzhbe v tamozhennyh organah Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 28.07.1997, N 30, st. 3586.

8. Federal'nyj zakon ot 17.01.1992 N 2202-1 (red. 26.07.2019) «O prokurature Rossijskoj Federacii»// Rossijskaya gazeta. - 1992. - 18 fevralya. - №39.

9. Bakun V.M. Administrativno-pravovoj status sluzhashchih pravoohranitel'noj sluzhby. Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. - M., 2006. - S. 11.

ХАРИТОНОВ ИЛЬЯ КОНСТАНТИНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.

АЛЕКСЕЕНКО АННА МИХАИЛОВНА - старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.

KHARITONOV, ILYA K. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia.

ALEKSEENKO, ANNA M. - Senior Lecturer, Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University, Ministry of internal Affairs of Russia.

УДК 342.9

ЭФРИКЯН Р.А., БЕСКОРОВАЙНАЯ Е.С. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА

Ключевые слова: городская дума, строительство, градостроительство, земская управа, Концепция, полномочия, местное самоуправление.

В статье исследуются основные тенденции правового развития полномочий органов местного самоуправления в строительной сфере. В России строительная сфера развивалась достаточно противоречиво. В монархический период, как известно, преобладал частнопредпринимательский сектор, но при достаточно активном участии государства. После Революции 1917 года строительная сфера была полностью сосредоточена в руках государства. Постсоветский период ознаменовался переходом сферы строительства в предпринимательский сектор экономики.

EFRIKYAN, R.A., BESKOROVAINAYA, E.S. THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE POWERS OF LOCAL GOVERNMENTS IN THE

FIELD OF CONSTRUCTION

Keywords: city Duma, construction, urban planning, Zemstvo, Concept, powers, local self-government.

The article examines the main trends in the legal development of the powers of local governments in the construction sector. In Russia, the construction sector has developed quite inconsistently. In the monarchical period, as is known, the private sector prevailed, but with the active participation of the state. After the Revolution of 1917, the construction sector was completely concentrated in the hands of the state. The post-Soviet period was marked by the transition of the construction sector to the entrepreneurial sector of the economy.

В сфере деятельности органов местного самоуправления находится большое количество вопросов местного значения, определенных законодателем в ст. 14, 15, 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1]. Помимо этого, значительная часть направлений деятельности органов местного самоуправления закрепляется в других нормативно-правовых актах. В их числе, в контексте данного исследования, необходимо назвать, прежде всего, Градостроительный кодекс Российской Федерации (ГрадК РФ) [2] и Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) [3], в которых отражены особенности полномочий органов местного самоуправления в строительстве.

В истории нашей страны строительная сфера развивалась достаточно противоречиво [4, с. 114]. В монархический период, как известно, преобладал частнопредпринимательский сектор, но при достаточно активном участии государства, что особенно ярко проявилось в период правления Петра I, в частности, во время строительства города Санкт-Петербурга. На сооружение крупных объектов государственного значения привлекалась дешевая рабочая сила осужденных к лишению свободы (например, при строительстве железных дорог).

В Положении о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. и Городовом положении 1870 г. право местного самоуправления разрабатывать планы строительства поселений и другие полномочия получили свое нормативно-правовое закрепление. Вместе с тем, решения органов местного управления носили обязательный характер лишь для частных лиц. Вопросы же строительства, входившие в сферу полномочий органов государственной власти, были вне контроля местного самоуправления. На рубеже 1900 г. местные управы давали разрешение на частные постройки и их переустройство, при этом особое внимание власти уделяли фасадам зданий и планам внутренних помещений. Мы полагаем, что этот опыт фасадного проектирования заслуживает внимания и современного законодателя, учитывая, что в настоящее время в городах в абсолютном большинстве случаев вопросу единого фасадного стиля на улице или квартале вообще не уделяется внимания.

Следует заметить также, что к тому времени уже существовала и нормативно-правовая база в сфере строительства - Устав строительный 1900 г. [5, с. 222-254]. Данная отрасль управлялась Министерством внутренних дел (в ряде областей и губерний - военным начальством) через губернские правления и градоначальников на местах. К полномочиям местного самоуправления Устав строительный относил обязанность «доставления о мерах предосторожности против пожаров; об устройстве кровель, печей, дымовых труб, об исправном содержании и осмотре оных» (ст. 206 Устав строительного) [5, с. 250]. Заметим, что, в целом, характер полномочий во многом схож с полномочиями органов местного самоуправления в строительной сфере в настоящее время, хотя, бесспорно, тогда эти полномочия были отрегулированы в значительно меньшей степени.

После Октябрьской революции 1917 г., как известно, было осуществлено огосударствление экономических отношений, и местные Советы стали составлять низшее звено органов государственной власти [6, с. 55-58]. Строительством занимались в основном государственные строительные организации (в сельской местности также и стройбригады колхозов, однако с учетом того, что государство тотально руководило и колхозами, то и здесь фактически можно говорить о ведущей роли государства). На местные Советы при этом возлагались в основном координационные и контрольные функции. Так, 8 апреля 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Примерное положение о сельских, поселковых и районных Советах [7], а 19 марта 1971 г. - «Об основных правах и

191

обязанностях районных и районных в городах Советов депутатов трудящихся» [8]. Эти акты модернизировали нормативную базу в данной сфере и сыграли весомую роль в правовом регулировании деятельности местных Советов. Так, в статье 2 Указа 1971 г. устанавливалось, что отделы и управления исполнительного комитета районного Совета, а также предприятия, учреждения и организации, которыми исполнительные комитеты руководили непосредственно, подчинялись в своей деятельности как районному Совету и его исполнительному комитету [9].

Трансформация концептуальной модели института местного самоуправления в период распада СССР завершился разработкой и принятием Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» [10]. Здесь законодатель упоминал о строительстве, как вопросе ведения местной власти, применительно к исполнительным органам власти. Так, в ст. 68 закона были определены полномочия городской администрации в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории города.

Как видно, строительная сфера как отрасль экономики вновь была переведена на частнопредпринимательский уровень. Существенно изменились и задачи местной власти [11, с. 9], прежде всего, в экономической сфере [12, с. 79]. Отметим также, что в период функционирования советского государства было создано мощное строительное законодательство, включая многочисленные ГОСТы, которое в основном своем объеме в техническом плане функционирует до сих пор.

Если же иметь в виду основные тенденции, связанные с развитием строительной отрасли в последние годы, то нужно отметить, что с начала 2000-х гг. государство проводит более продуманную политику. Так, в 2003 г. была разработана Концепция стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации до 2010 года, разработанная Управлением государственной строительной политики Госстроя России и утвержденная этим органом [13, с. 7-11]. Концепция определяет цели и задачи развития отрасли для повышения уровня благосостояния населения, удовлетворения потребности внутреннего и внешнего рынка, роста эффективности производства и производительных сил, увеличения объемов строительной продукции и обеспечения национальной безопасности страны [13, с. 8].

Тогда же была впервые дана обобщенная оценка состояния развития строительной отрасли в России на начало 2000-х гг. Указывалось, в частности, что, в соответствии с объективными закономерностями, выход России на экономический уровень передовых зарубежных стран возможен при условии широкомасштабного повышения инвестиционной активности, роста объемов капитальных вложений в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение существующих основных фондов, с опережающим развитием производственного потенциала строительной отрасли и ее материально-технической базы.

В 2008 г. Госстрой России был ликвидирован (с передачей его функций подразделениям Министерства регионального развития России). Мы полагаем, что для такого решения не было достаточных оснований. По прошествии 6 лет было учреждено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйство РФ (1 ноября 2013 года). Видимо, руководство государства осознало сколь опрометчивым было решение о ликвидации государственного органа управления в сфере строительства - Госстроя России. Ситуация в строительстве по большинству параметров усугубляется, и причиной этому является отнюдь не мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в конце 2008 г. или санкции, вводимые в отношении России с 2014 года, а недостатки в управлении этим комплексом, в том числе на муниципальном уровне.

В этой Концепции, на наш взгляд, недостаточно внимания было уделено роли местных органов власти в реализации строительной политики. Напомним, что Концепция была утверждена в апреле 2003 г. - к этому времени уже полным ходом обсуждался проект нового закона о местном самоуправлении - «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», который должен был заменить прежний закон 1995 г. с таким же названием [14]. При обсуждении проекта затрагивались разные варианты

192

формирования содержания и объема полномочий органов местного самоуправления [15, с. 93]. К тому времени было ясно, что в сфере строительства органы местной власти занимают важнейшее место, во всяком случае, они и в советские годы, и после распада СССР решали вопросы отвода земельных участков под строительство, приема построенных объектов в эксплуатацию и т.д. Думается, что авторы Концепция стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации до 2010 г. должны были учесть данное обстоятельство и отразить его, подчеркнув роль местного самоуправления в реализации государственной строительной политики. Однако этого сделано не было. Новая Концепция в 2010 году и последующих годах так и не была принята. В свою очередь в 2016 году был утвержден документ под названием «Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года» [16], который не учитывает роль местного самоуправления в реализации государственной строительной политики.

В этой связи мы полагаем, что в Российской Федерации необходима разработка обновленной Концепции. Это необходимо сделать, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, в 2010 г. истек срок, на который была сориентирована Концепция, а новая Концепция так и не была принята. Во-вторых, за прошедшие годы произошло очень много изменений в общественно-политической и социально-экономической жизни российского общества, где органы местного самоуправления в реализации строительной политики нашего государства несомненно находятся на не второстепенных ролях.

Литература и источники

1. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06. 10.2003. - М.: Норма, 2019.

2. Градостроительный кодекс Российской федерации. - М.: Норма, 2019.

3. Земельный кодекс Российской федерации. - М.: Норма, 2019.

4. Бакушев В.В., Ивановский В.А., Молчанова Л.А. Городское управление и самоуправление в России: эволюция столичного опыта. - М., 1998. - С. 114.

5. Устав строительный 1900 г. // Свод законов Российской Империи. - М., 1910. - С. 222-254.

6. Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Эксмо, 2005. - С.55-58.

7. Примерное положение о сельских, поселковых и районных Советах от 8 апреля 1968 г. (утв.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 08.04.1968 г.) // Ведомости Верховного Совета С СССР. 1968. № 16. Ст. 131.

8. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных правах и обязанностях районных и районных в городах Советов депутатов трудящихся» от 19.03.1971 г. // Ведомости Верховного Совета С СССР. 1968. №12. Ст. 132.

9. ИгнатовВ.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. - М.-Ростов-на-Дону, 2005. - С. 172.

10. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.

11. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления / Под общ. ред. Э. Маркварта. - М.: Муниципальная власть, 2000. - С. 79.

12. Яковенко П.Т. Объемы строительства в России имеют тенденцию к снижению // Коммерсант. - 2008. - 27 ноября.

13. Концепция стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации до 2010 года (утверждена Госстроем России 11.04.2003 г.) // Промышленное и гражданское строительство. - 2003. - № 3. - С. 7-11.

14. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995г. // Сборник нормативных правовых актов по местному самоуправлению. - Краснодар, 1999.

15. Голубихина Н.В. Институт местного самоуправления в постсоветской России: историко-правовой анализ тенденций развития (на материалах Краснодарского края). Дис. ... канд. юрид. наук. - Волгоград, 2007. - С. 93.

16. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 868 от 10 мая 2016 года [Электронный ресурс] http://static.government.ru/media/files/ RnBfAw072e3tmmykU2lrh1LI1HaHeG0q.pdf

References and Sources

1. FZ «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» ot 06. 10.2003. - M.: Norma, 2019.

2. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj federacii. - M.: Norma, 2019.

3. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj federacii. - M.: Norma, 2019.

4. Bakushev V.V., Ivanovskij V.A., Molchanova L.A. Gorodskoe upravlenie i samoupravlenie v Rossii: evolyuciya stolichnogo opyta. M., 1998. S. 114

5. Ustav stroitel'nyj 1900 g. // Svod zakonov Rossijskoj Imperii. - M., 1910. - S. 222-254.

6. Municipal'noe pravo / Pod red. YU.A. Dmitrieva. - M.: Eksmo, 2005. - S.55-58.

7. Primernoe polozhenie o sel'skih, poselkovyh i rajonnyh Sovetah ot 8 aprelya 1968 g. (utv.Ukazom Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR ot 08.04.1968 g.) // Vedomosti Verhovnogo Soveta S SSSR. 1968. № 16. St. 131.

8. Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR «Ob osnovnyh pravah i obyazannostyah rajonnyh i rajonnyh v gorodah Sovetov deputatov trudyashchihsya» ot 19.03.1971 g. // Vedomosti Verhovnogo Soveta S SSSR. 1968. №12. St. 132.

9. Ignatov V.G., Butov V.I. Mestnoe samoupravlenie: rossijskaya praktika i zarubezhnyj opyt. - M.-Rostov-na-Donu, 2005. - S. 172.

10. Zakon RSFSR ot 6 iyulya 1991 g. «O mestnom samoupravlenii v RSFSR» // Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov RSFSR i Verhovnogo Soveta RSFSR. 1991. № 29. St. 1010.

11. Razvitie predprinimatel'stva v sisteme mestnogo samoupravleniya / Pod obshch. red. E. Markvarta. - M.: Municipal'naya vlast', 2000. - S. 79.

12. YAkovenko P.T. Ob"emy stroitel'stva v Rossii imeyut tendenciyu k snizheniyu // Kommersant. - 2008. - 27 noyabrya.

13. Koncepciya strategii razvitiya stroitel'nogo kompleksa Rossijskoj Federacii do 2010 goda (utverzhdena Gosstroem Rossii 11.04.2003 g.) // Promyshlennoe i grazhdanskoe stroitel'stvo. - 2003. - № 3. - S. 7-11.

14. FZ «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» ot 28.08.1995g. // Sbornik normativnyh pravovyh aktov po mestnomu samoupravleniyu. - Krasnodar, 1999.

15. Golubihina N.V. Institut mestnogo samoupravleniya v postsovetskoj Rossii: istoriko-pravovoj analiz tendencij razvitiya (na materialah Krasnodarskogo kraya). Dis. ... kand. yurid. nauk. - Volgograd, 2007. - S. 93.

16. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF N° 868 ot 10 maya 2016 goda [Elektronnyj resurs] http://static.government.ru/media/files/ RnBfAw072e3tmmykU2lrh 1 LI1HaHeG0q.pdf

ЭФРИКЯН РУБЕН АЛЬБЕРТОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России ([email protected])

БЕСКОРОВАЙНАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА - старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России ([email protected])

EFRIKYAN, RUBEN A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of constitutional and administrative law, Krasnodar University of MIA of Russia, ([email protected])

BESKOROVAINAYA, ELENA S. - Senior Lecturer, Department of constitutional and administrative law of Krasnodar University of MIA Russia ([email protected]).

УДК 341.176

БАХМЕТЬЕВ П.В. ОСОБЕННОСТИ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ НОРМ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: имплементация, международное право, Евразийский экономический союз, Таможенный кодекс.

Современные региональные интеграционные процессы требуют гибких и удобных механизмов их реализации. В статье рассматриваются практические примеры и проблемы, возникающие в процессе имплементации норм ЕАЭС. Вопросы сотрудничества в рамках данной организации существенно влияют как на экономики государств, участвующих в ней, так и на их национальную безопасность. Автор указывает на актуальные проблемы интеграционных и имплементационных процессов в рамках ЕАЭС, а также выделяет особенности, позволяющие достаточно гибко регулировать взаимоотношения как внутри организации, так и за ее пределами.

BAKHMETYEV, P.V. FEATURES OF IMPLEMENTATION OF NORMS OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Keywords: implementation, international law, the Eurasian Economic Union, Customs code.

Modern regional integration processes require flexible and convenient mechanisms for their implementation. In the article considers the practical examples and problems arising in the implementation of the EAEU norms. Issues of cooperation within this organization significantly affect both the economies of the States participating in it and their national security. The author points to the actual problems of integration and implementation processes within the EAEU, and also highlights the features that allow quite flexible regulation of relations both within the organization and abroad.

Эффективная экономическая интеграция на региональном уровне является одной из приоритетных задач любого современного государства. Мировой опыт подобного сотрудничества указывает на позитивные тенденции в результате таких объединений не только на экономическом, но и на социальном уровнях, кроме того подобные интеграционные процессы, производимые с умом, должны оказывать положительное влияние и на процессы, обеспечивающие государственную безопасность.

Объединение государств в таможенные и экономические союзы - процесс двоякий и неоднозначный. С одной стороны, он призван укрепить экономику и экономическую безопасность, объединяющихся государств, с другой - при определённых условиях может оказать обратный эффект и даже в какой-то степени угрожать национальной, экономической и продовольственной безопасности отдельных стран-членов такого союза.

Очевидно, что экономики стран бывшего Советского Союза были плотно связаны. Различные производства на территориях бывших советских республик были устроены таким образом, чтобы взаимодополнять друг друга, а итоговый продукт мог являться результатом сотрудничества нескольких предприятий, расположенных, на сегодняшний день уже в разных государствах. Единое экономическое пространство СССР оказалось разорванным на части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.