Научная статья на тему 'МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЛАСТЕОТНОШЕНИЙ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЛАСТЕОТНОШЕНИЙ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
128
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ / PUBLIC AUTHORITY / ОРГАНЫ / BODIES / ПОЛНОМОЧИЯ / POWERS / ЗАКОН / LAW / НОРМЫ / NORMS / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ГОСУДАРСТВО / STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Упоров Иван Владимирович, Голубихина Наталия Валерьевна, Бескоровайная Елена Сергеевна

В статье исследуется проблема конституционно-правового регулирования института местного самоуправления, как разновидности публичной власти в России. Отмечается, что в Конституции России в недостаточной мере находят отражение властные свойства органов местного самоуправления, ряд конституционных норм, касающихся данной тематики, имеет неоднозначное толкование, что отчасти объясняется переходным периодом, в условиях которого принималась Конституция России 1993 года. Обосновываются предложения по совершенствованию правового регулирования статуса местного самоуправления, как местного (муниципального) уровня публичной власти, при этом соответствующие нормы целесообразно включить в федеральные законы, оставив текст Конституции России без изменений, учитывая особый характер этого акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Упоров Иван Владимирович, Голубихина Наталия Валерьевна, Бескоровайная Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE SYSTEM AUTHORITIES: CONSTITUTIONAL-LEGAL ASPECT

The problem of constitutional and legal regulation of the institution of local self-government as a variety of public authority in Russia is being investigated. It is noted that the Russian Constitution does not adequately reflect the power of local self-government bodies, a number of constitutional norms relating to this subject has an ambiguous interpretation, which is partly explained by the transitional period in which the Russian Constitution was adopted in 1993. Proposals for improving the legal regulation the status of local self-government as a local (municipal) level of public authority, with the relevant norms advisable to include in the federal laws, leaving the text of the Constitution of Russia unchanged, taking into account the special nature of this act.

Текст научной работы на тему «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЛАСТЕОТНОШЕНИЙ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 342.553

УПОРОВ И.В., ГОЛУБИХИНА Н.В., БЕСКОРОВАЙНАЯ Е.С. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЛАСТЕОТНОШЕНИЙ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: Конституция, местное самоуправление, публичная власть, органы, полномочия, закон, нормы, регулирование, государство.

В статье исследуется проблема конституционно-правового регулирования института местного самоуправления, как разновидности публичной власти в России. Отмечается, что в Конституции России в недостаточной мере находят отражение властные свойства органов местного самоуправления, ряд конституционных норм, касающихся данной тематики, имеет неоднозначное толкование, что отчасти объясняется переходным периодом, в условиях которого принималась Конституция России 1993 года. Обосновываются предложения по совершенствованию правового регулирования статуса местного самоуправления, как местного (муниципального) уровня публичной власти, при этом соответствующие нормы целесообразно включить в федеральные законы, оставив текст Конституции России без изменений, учитывая особый характер этого акта.

UPOVOV, I.V., GOLUBIHINA, N.V., BESKOROVAYNAYA, E.S.

LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE SYSTEM AUTHORITIES: CONSTITUTIONAL-LEGAL ASPECT

Keywords: the Constitution, local self-government, public authority, bodies, powers, law, norms, regulation, the state.

The problem of constitutional and legal regulation of the institution of local self-government as a variety of public authority in Russia is being investigated. It is noted that the Russian Constitution does not adequately reflect the power of local self-government bodies, a number of constitutional norms relating to this subject has an ambiguous interpretation, which is partly explained by the transitional period in which the Russian Constitution was adopted in 1993. Proposals for improving the legal regulation the status of local self-government as a local (municipal) level of public authority, with the relevant norms advisable to include in the federal laws, leaving the text of the Constitution of Russia unchanged, taking into account the special nature of this act.

В истории России наиболее длительный период имел место один - государственный -уровень публичной власти. Так, органы местного самоуправления в Российской империи (земские и городские собрания и управы) хотя и обладали определенными полномочиями в некоторых сферах местной жизни, но не являлись публичной властью общей компетенции в современном понимании, поскольку находились под жестким и непосредственным контролем органов государственной власти [1; 2]. В советском государстве местные Советы являлись нижним звеном вертикали государственной власти, что предельно ясно показывало их статус. В настоящее время, согласно ст. 3 Конституции России, единственным источником власти в нашей стране является народ, который «осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» [3]. Из этого следует, что публичная власть разделяется на несколько уровней, а органы местного самоуправления признаются структурами публичной власти.

Как ни парадоксально, в этой норме Конституция России (ст. 3) единственный раз непосредственно и прямо связывает местное самоуправление с публичной властью. Во всех остальных статьях Конституции России при регулировании властеотношений местное самоуправление обособляется от государственной власти без указания на властные свойства института местного самоуправления. Так, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ст. 10 и 11 Конституции России дается общеметодологическая характеристика государственной власти на федеральном (первом) и региональном (втором) уровнях. Далее по логике избранной законодательной техники должна следовать подобная характеристика третьего уровня публичной власти - местного или муниципального.

Однако ожидаемая логика имеет место лишь в части того, что третий уровень публичной власти в ст. 12 Конституции России власти обозначен, но обозначен не как «власть», а как «местное самоуправление». Здесь же следует заметить, что в этой статье Конституции России отсутствуют какие-либо сущностные признаки местного самоуправления (они представлены в главе 8 Конституции России). Такой подход

конституционно-правового регулирования публичной власти, вообще, и местной (муниципальной) - в частности представляется небезупречным. На наш взгляд, содержащаяся в ст. 12 Конституции России формулировка («Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти») дает основание считать, что органы местного самоуправления представляют собой некую особую публично-властную структуру. Между тем, федеральные органы государственной власти, региональные органы государственной власти и органы муниципальной власти (органы местного самоуправления) имеют единую общественно-политическую природу, являясь в совокупности публичной властью в стране и, как будет показано ниже, по ряду позиций имеют сходные полномочия.

В этой связи следует заметить, что в советских конституциях местные Советы депутатов трудящихся (с 1977 г. - местные Советы народных депутатов), будучи закрепленными в качестве нижнего звена государственной власти (на что выше обращалось внимание) находились в административной соподчиненности Советов разных уровней, когда, например, вышестоящий Совет мог отменить решение нижестоящего Совета. И хотя эти полномочия применялись редко, сама по себе указанная соподчиненность четко показывала организационное единство публичной власти в СССР [4]. После распада СССР, оказавшаяся у рычагов влияния российская политическая элита определила для страны западноевропейский путь развития, в соответствии с которым местное самоуправление должно было получить самостоятельность и быть независимым от органов государственной власти. Действующая Конституция России 1993 г. при этом принималась на волне эйфории либерализма. О проблемах местного самоуправления компетентных дискуссий накануне не было ввиду отсутствия опыта функционирования данного института в нашей стране. В итоге, предложенный конституционный проект был поддержан населением во время всенародного голосования в декабре 1993 года.

На наш взгляд, это лишь актуализирует необходимость осмысления тех конституционных положений, которые по ряду параметров не совсем вписываются в отечественную общественно-политическую практику.

К таковым относится взаимосвязь местного самоуправления и системы публичной власти. Известный в России конституционалист С.А. Авакьян в этой связи еще в 1994 г. отмечал: «Вся концепция местного самоуправления должна строиться на следующем постулате: федеральная государственная власть Российской Федерации, государственная власть субъектов Российской Федерации и местное самоуправление есть лишь разные организационные формы самоуправления народа. Известное единство свойственно всем представительным органам, поскольку они избираются населением, работают в форме сессий, комитетов и комиссий, принимают акты, обязательные для всех, кто находится на соответствующей территории. Органы исполнительной власти различного уровня также имеют сходство функций, порядка формирования (в частности, избрание первых лиц населением). В случае необходимости на всех уровнях можно прибегнуть к волеизъявлению всего народа (населения), что выразится в императивных и консультативных его голосованиях» [5, с. 43].

Спустя несколько лет, в связи с первым (десятилетним) юбилеем Конституции России, тот же С.А. Авакьян задавал вполне резонный вопрос: «В чем же различие государственной власти и власти местного самоуправления как форм публичной власти народа?» [6, с. 18]. И ответ, который данный автор давал на им же поставленный вопрос, был однозначным -смысл сводился к отсутствию каких-либо принципиальных различий. Эти тезисы, по сути, повторил А.Н. Рыков спустя почти 15 лет [7]. И действительно, трудно, например, найти принципиальные отличия во взаимоотношениях, с одной стороны, федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ, и, с другой стороны, - органов государственной власти субъектов РФ с органами местного самоуправления. Все указанные органы публичной власти в пределах своих полномочий самостоятельны и, соответственно, если указывать на это в ст. 12 Конституции России

применительно к местному самоуправлению, то, очевидно, аналогичное конституционное положение следовало определить и для органов государственной власти субъектов РФ.

Но для нас в данном контексте важнее то, что Конституция России исключила принцип административной соподчиненности разных уровней публичной власти. Однако при этом, на наш взгляд, была допущена другая крайность, а именно - введено политико-организационное и содержательно-функциональное разграничение между государственной властью, имеющей два уровня (федеральный и региональный), и местным самоуправлением. Тем не менее, при определенной исключительной компетенции каждого уровня власти, все они одновременно решают также много вопросов в одних и тех же сферах социально-экономической жизни, но в соответствии с масштабом своих полномочий. Это хорошо видно по содержанию таких федеральных законов, как Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, «Об образовании в Российской Федерации» и др.

Характерным представляется пример с принятым в 2011 г. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В перечне полномочий в сфере охраны здоровья для федеральных органов госвласти, для органов госвласти субъектов РФ и для органов местного самоуправления здесь имеется, среди прочих, практически одинаково сформулированное полномочие (п.6 ч.1 ст.14, п.12 ч.1 ст.16, п.5 ст.17): «реализация мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах» [8]. Кроме того, во многих других отраслевых законах применительно к одной и той же сфере социально-экономической жизни последовательно указываются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов (например: ст. 16, 18, 19 ФЗ «О пожарной безопасности» [9]; ст. 11, 12, 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10]

Как видно, государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации тесно взаимосвязаны, прежде всего, тем, что имеют общий источник - власть народа (взаимосвязь наглядно видна при делегировании отдельных госполномочий органам местного самоуправления, когда, по выражению Т.А. Лахтиной, смешивается государственная и муниципальная власть [11, с. 118]). Эту константу еще двадцать лет назад подчеркнул применительно к местному самоуправлению Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ), введя в оборот такой термин, как «местная публичная власть» [12]. Спустя четыре года КС РФ сформулировал следующее положение: «Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, обусловливает необходимость учета природы муниципальной власти как власти местного сообщества» [13]. Приведем еще один фрагмент Постановления КС РФ, принятого в 2003 г.: «В соответствии со статьей 131 (ч. 1) Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи со статьями 12, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции Российской Федерации все муниципальные образования независимо от их территориальной основы предназначены для осуществления муниципальной власти как власти местного сообщества» [14].

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что для КС РФ принятая однажды терминология («муниципальная власть») стала уже привычной, несмотря на отсутствие этого термина в тексте Конституции России. Это не значит, что местное самоуправление, как властная структура, не имеет своей специфики. Как справедливо отмечает Н.Л. Пешин в этой связи: «муниципальная власть - это власть особого рода, она не является буквально продолжением государственной власти на местах, но имеет ряд признаков, присущих государственной власти. Муниципальная власть - это особый публичноправовой феномен,

объединяет ее с государственной властью то, что, как и последняя, она обеспечивает подчинение себе субъектов муниципально-правовых отношений» [15, с. 15]. Схожей точки зрения придерживается О.А. Воробьева [16, с. 81]. О.В. Новиченко подчеркивает несколько иные аспекты: «Местное самоуправление осуществляется самостоятельно, а это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти ... Поскольку местное самоуправление реализует властные публичные функции, то и законодатель должен четко соотнести местное самоуправление с местными органами власти, применив прежде всего в Конституции РФ и специальных законах к местному самоуправлению термин "муниципальная власть" и обозначив четко и однозначно место местного самоуправления в системе государственного устройства России» [17, с. 41]. С такой позицией, по сути, следует согласиться.

Еще один вопрос связан с тем, что местное самоуправление, отграниченное от государственной власти, представляется в конституционных положениях едва ли не как общественная структура, где население непосредственно решает вопросы местного значения. Однако в реальности население непосредственно практически не решает вопросы местного значения, определенные в ст. 14-16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [18] - фактически это делают органы муниципальной власти (органы местного самоуправления). Они действительно наиболее близки к населению, что является одним из отличительных признаков местного самоуправления. Но этим обстоятельством определяются лишь масштаб решаемых вопросов и более широкие возможности контролировать их со стороны населения. Здесь местное самоуправление тесно соприкасается с ТОС (территориальным общественным самоуправлением), которое, однако, не является властной структурой, в отличие от местного самоуправления, которое, будучи властной структурой, принимает решения, обеспечиваемые при необходимости принудительным исполнением, равно как властные структуры федерального и регионального уровней. И вот это обстоятельство, как нам представляется, не находит достаточного отражения в Конституции России.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ряд нормативных положений Конституции России, касающихся регулирования властных полномочий местного самоуправления, в недостаточной мере отражают институт местного самоуправления, как разновидность публичной власти (власть на местном, муниципальном уровне). И прежде всего это касается главы 1 Конституции. Однако мы не считаем при этом, что соответствующие коррективы нужно обязательно вносить в текст Конституции России, где отражены современные цивилизационные ценности, а глава 8 Конституции в целом адекватно регулирует институт местного самоуправления как институт публичной власти [19, с. 33]. Основной закон страны должен быть предельно незыблемым при всех его недостатках, которые неизбежны, учитывая, что Конституция принималась в переходный период, и требовать при таких условиях юридической чистоты и точности вряд ли справедливо. Вместе с тем имеющие недочеты целесообразно корректировать в федеральных законах. Это в равной степени относится и к институту местного самоуправления.

Наши предложения сводятся к следующим основным положениям, которые требуют законодательного закрепления: местное самоуправление (муниципальная власть) является составной частью единой публичной власти, осуществляемой на местном (муниципальном) уровне на основе разделения представительных и исполнительных функций; решения органов местного самоуправления на территории муниципального образования являются обязательными для иных органов власти, организаций, физических лиц. Целесообразно также отрегулировать разграничение полномочий во взаимоотношениях «субъект РФ -муниципальные образования» (по аналогии взаимоотношений «федеральный центр -субъекты РФ»). Соответствующие нормы могут быть введены, прежде всего, в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных

органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [20]. Такой подход позволит более органично включить институт местного самоуправления в трехуровневую систему публичной власти, которая де-юре и де-факто функционирует в России, но не имеет надлежащего концептуально-правового закрепления.

Литература и источники

1. Некрасов Е.Е. Государственная власть и местное самоуправление в России: опыт историко-правового исследования. Дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 1999.

2. Иванютина Е.В. Эволюция органов местного самоуправления в дореволюционной России: историко-правовое исследование. Дисс. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2006.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10. 07. 2018).

4. Звягольский А.Ю., Турицын И.В., Упоров И.В., Епифанцев А.А. Местные Советы депутатов трудящихся в послевоенное время (1945-1953 гг.): Организационно-правовые основы формирования и деятельности. - М., 2016.

5. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: Состояние, проблемы и перспективы. - М.: Московский государственный университет, 1994.

6. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - № 11. - С. 11-22.

7. Рыков А.Н. К вопросу о негосударственной сущности органов местного самоуправления // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. Наук. - 2017. - Т.17. - Вып. 3. - С. 100-114.

8. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10. 07. 2018).

9. Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О пожарной безопасности" // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10. 07. 2018).

10. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10. 07. 2018).

11. Лахтина Т.А. Роль местного самоуправления в системе публичной власти // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 6. - С. 115-120.

12. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми"» от 15.01.1998 г. № 3-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 4. Ст. 532.

13. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления" и Закона Корякского автономного округа "О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе"» от 02.04.2002 N 7-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 14. Ст. 1374.

14. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «О признании не соответствующим Конституции РФ положения абз. 2 п. 2 ст. 81 Закона Челябинской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области", предусматривающего право органов государственной власти области наделять органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах территории которых находятся другие муниципальные образования, полномочиями по распределению и закреплению расходов бюджетов» от 11.11.2003 N 16-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 46. Ст.4509.

15. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели и практики взаимоотношений. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2007.

16. Воробьева О.А. Местное самоуправление как уровень публичной власти // Вектор науки Тольяттинского ГУ. - 2010. - № 1. - С. 79-83.

17. Новиченко О.В. Местное самоуправление в системе публичной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2005. - № 12. - С. 41.

18. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10. 07. 2018).

19. Эфрикян Р.А., Власенко Е.А. Конституционно-правовое регулирование муниципальной власти // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 4. - С. 31-35.

20. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10. 07. 2018).

References and Sources

1. Nekrasov E.E. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie v Rossii: opyt istoriko-pravovogo issledovaniya. Diss. ... dokt. yurid. nauk. - M., 1999.

2. Ivanyutina E.V. EHvolyuciya organov mestnogo samoupravleniya v dorevolyucionnoj Rossii: istoriko-pravovoe issledovanie. Diss. ... kand. yurid. nauk. - Nizhnij Novgorod, 2006.

3. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 10. 07. 2018).

4. Zvyagol'skij A.YU., Turicyn I.V., Uporov I.V., Epifancev A.A. Mestnye Sovety deputatov trudyashchihsya v poslevoennoe vremya (1945-1953 gg.): Organizacionno-pravovye osnovy formirovaniya i deyatel'nosti. - M., 2016.

5. Avak'yan S.A. Sostoyanie, problemy i perspektivy mestnogo samoupravleniya v Rossii // Mestnoe samoupravlenie v Rossii: Sostoyanie, problemy i perspektivy. - M.: Moskovskij gosudarstvennyj universitet, 1994.

6. Avak'yan S.A. Politicheskie otnosheniya i konstitucionnoe regulirovanie v sovremennoj Rossii: problemy i perspektivy // ZHurnal rossijskogo prava. - 2003. - № 11. - S. 11-22.

7. Rykov A.N. K voprosu o negosudarstvennoj sushchnosti organov mestnogo samoupravleniya // Nauch. ezhegodnik In-ta filosofii i prava Ural. otd-niya Ros. akad. Nauk. - 2017. - T.17. - Vyp. 3. - S. 100-114.

8. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ (red. ot 07.03.2018) «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 10. 07. 2018).

9. Federal'nyj zakon ot 21.12.1994 N 69-FZ (red. ot 29.07.2017) "O pozharnoj bezopasnosti" // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 10. 07. 2018).

10. Federal'nyj zakon ot 08.11.2007 N 257-FZ (red. ot 05.12.2017) "Ob avtomobil'nyh dorogah i o dorozhnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 10. 07. 2018).

11. Lahtina T.A. Rol' mestnogo samoupravleniya v sisteme publichnoj vlasti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. -2015. - № 6. - S. 115-120.

12. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii «Po delu o proverke konstitucionnosti statej 80, 92, 93 i 94 Konstitucii Respubliki Komi i st. 31 Zakona Respubliki Komi ot 31 oktyabrya 1994 goda "Ob organah ispolnitel'noj vlasti v Respublike Komi"» ot 15.01.1998 g. № З-P // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1998. № 4. St. 5З2.

13. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii «Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij Zakona Krasnoyarskogo kraya "O poryadke otzyva deputata predstavitel'nogo organa mestnogo samoupravleniya" i Zakona Koryakskogo avtonomnogo okruga "O poryadke otzyva deputata predstavitel'nogo organa mestnogo samoupravleniya, vybornogo dolzhnostnogo lica mestnogo samoupravleniya v Koryakskom avtonomnom okruge"» ot 02.04.2002 N 7-P // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2002. № 14. St. 1З74.

14. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii «O priznanii ne sootvetstvuyushchim Konstitucii RF polozheniya abz. 2 p. 2 st. 81 Zakona CHelyabinskoj oblasti "O byudzhetnom ustrojstve i byudzhetnom processe v CHelyabinskoj oblasti", predusmatrivayushchego pravo organov gosudarstvennoj vlasti oblasti nadelyat' organy mestnogo samoupravleniya municipal'nyh obrazovanij, v granicah territorii kotoryh nahodyatsya drugie municipal'nye obrazovaniya, polnomochiyami po raspredeleniyu i zakrepleniyu raskhodov byudzhetov» ot 11.11.2003 N 16-P // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2003. N 46. St.4509.

15. Peshin N.L. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie v Rossii: problemy razvitiya konstitucionno-pravovoj modeli i praktiki vzaimootnoshenij. Avtoref. dis. ... dokt. yurid. nauk. - M., 2007.

16. Vorob'eva O.A. Mestnoe samoupravlenie kak uroven' publichnoj vlasti // Vektor nauki Tol'yattinskogo GU. - 2010. - № 1. - S. 79-83.

17. Novichenko O.V. Mestnoe samoupravlenie v sisteme publichnoj vlasti v Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2005. - № 12. - S. 41.

18. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 18.04.2018) «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 10. 07. 2018).

19. EHfrikyan R.A., Vlasenko E.A. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie municipal'noj vlasti // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. - 2015. - № 4. - S. 31-35.

20. Federal'nyj zakon ot 06.10.1999 N 184-FZ (red. ot 04.06.2018) «Ob obshchih principah organizacii zakonodatel'nyh (predstavitel'nyh) i ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii» // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 10. 07. 2018).

УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.

ГОЛУБИХИНА НАТАЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.

БЕСКОРОВАЙНАЯ ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА - старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.

UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (kiap_krdu@mvd.ru)

GOLUBIHINA, NATALIYA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (kiap_krdu@mvd.ru) BESKOROVAYNAYA, ELENA S. - Senior Lecturer, Department of Constitutional and Administrative Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (kiap_krdu@mvd.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.