Научная статья на тему 'ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
555
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / PRINCIPLE OF INDEPENDENCE / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лихошва Артем Олегович

Принцип самостоятельности местного самоуправления является ключевым для организации местной власти. Его значимость подчеркивается тем, что он получил свое закрепление в Конституции России. Анализу конституционных положений посвящена данная статья. Показано, что, несмотря на отдельные противоречивые нормы, Конституция Российской Федерации в целом закрепила самостоятельность местного самоуправления как основополагающий принцип организации местного уровня публичной власти. Тем самым созданы конституционно-правовые условия для развития и совершенствования данного института власти и решения одной из ключевых проблем российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF INDEPENDENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The principle of independence of local self-government is the key for the organization of local government. Its significance is underscored by the fact that it has been consolidated in the Constitution of the Russia. This article is devoted to the analysis of constitutional provisions. It's shown, that despite separated contradictory norms, the Constitution of the Russian Federation in general fixed independence of local self-government as main principle of organization of local level of public government. Thereby it created the constitution-legal conditions for development and improving of this institution and decide a one of key problem of Russian state.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

2. Административное судопроизводство: Учебник для студентов высших учебных заведений по направлению "Юриспруденция" (специалист, бакалавр, магистр) / Под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2016. 560 с.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (Дата обращения: 13.02.2018).

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (Дата обращения: 14.02.2018).

5. Романов А.А. Соотношение производства по делам об административных правонарушениях и административного судопроизводства // Российский юридический журнал. 2017. №1. С. 131 - 136.

6. Старостин С.А. Административный процесс как отрасль публичного права // Административное право и процесс. 2017. №4. С. 13 - 21.

7. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205136/ (Дата обращения: 12.02.2018).

References and Source

1. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii ot 08.03.2015 N 21-FZ (red. ot 28.12.2017) // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176147/ (Data obrashcheniya: 03.02.2018).

2. Administrativnoe sudoproizvodstvo: Uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij po napravleniyu "YUrisprudenciya" (specialist, bakalavr, magistr) / Pod red. V.V. YArkova. M.: Statut, 2016. 560 s.

3. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 N 138-FZ (red. ot 28.12.2017) // SPS «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (Data obrashcheniya: 13.02.2018).

4. Arbitrazhnyj processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 24.07.2002 N 95-FZ (red. ot 28.12.2017) // SPS «Konsul'tantPlyus». URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (Data obrashcheniya: 14.02.2018).

5. Romanov A.A. Sootnoshenie proizvodstva po delam ob administrativnyh pravonarusheniyah i administrativnogo sudoproizvodstva // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2017. №1. S. 131 - 136.

6. Starostin S.A. Administrativnyj process kak otrasl' publichnogo prava // Administrativnoe pravo i process. 2017. №4. S. 13 - 21.

7. Postanovleniya Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 27 sentyabrya 2016 g. N 36 «O nekotoryh voprosah primeneniya sudami Kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205136/ (Data obrashcheniya: 12.02.2018).

ВЕТРОВА АЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, доцент Волгоградского государственного социально-педагогического университета ([email protected]).

VETROVA, ALENA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Volgograd State Socio-Pedagogical University.

УДК 342.553

ЛИХОШВА А.О.

ПРИНЦИП САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: местное самоуправление, принцип самостоятельности, правовое регулирование.

Принцип самостоятельности местного самоуправления является ключевым для организации местной власти. Его значимость подчеркивается тем, что он получил свое закрепление в Конституции России. Анализу конституционных положений посвящена данная статья. Показано, что, несмотря на отдельные противоречивые нормы, Конституция Российской Федерации в целом закрепила самостоятельность местного самоуправления как основополагающий принцип организации местного уровня публичной власти. Тем самым созданы конституционно-правовые условия для развития и совершенствования данного института власти и решения одной из ключевых проблем российского государства.

LIKHOSHVA, A. O.

THE PRINCIPLE OF INDEPENDENCE OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE CONSTITUTION OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Keywords: local self-government, principle of independence, legal regulation.

The principle of independence of local self-government is the key for the organization of local government. Its significance is underscored by the fact that it has been consolidated in the Constitution of the Russia. This article is devoted to the analysis of constitutional provisions. It's shown, that despite separated contradictory norms, the Constitution of the Russian Federation in general fixed independence of local self-government as main principle of organization of local level of public government. Thereby it created the constitution-legal conditions for development and improving of this institution and decide a one of key problem of Russian state.

Самостоятельность в организации местного самоуправления играет ключевую роль, а участие населения муниципальных образований в осуществлении местного самоуправления остается по-прежнему для исследователей одним из актуальных вопросов [1, с.17]. Для отечественного местного самоуправления определяющими являются нормы Конституции Российской Федерации [2], которые закрепляют место данного института публичной власти и основные принципы его организации, в числе которых первостепенное значение отводится самостоятельности.

Т.Н. Михеева, Д.С. Михеев полагают, что муниципальная власть по своей природе, в отличие от государственной, наиболее приближена к населению и непосредственно с ним связана [3, с.9]. С этим трудно не согласиться. Следует лишь добавить, что характерной особенностью местного самоуправления является не только близость к жителям, но и вовлечение их в осуществление местной власти, возможность населения самостоятельно решать вопросы местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Кстати, последние находятся в представительно-правовой связи с населением [4, с.59], и независимо от порядка их формирования должны работать во взаимодействии с гражданами, проживающими в муниципальном образовании [5, с.178].

Исходя из теоретических характеристик местного самоуправления, проанализируем его конституционную регламентацию в контексте принципа самостоятельности. Обращение к статье 3 Конституции Российской Федерации позволяет увидеть ее демократический характер в части закрепления местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти. В соответствии с данной статьей народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Отсюда следует, что в самостоятельном осуществлении местной публичной власти население может участвовать непосредственно или опосредованно через органы местного самоуправления. При этом выявляются и два субъекта самостоятельности местного самоуправления (население и его органы).

По этому поводу учеными высказываются критические замечания. Так, А.Н. Костюков считает, что развитие муниципальной демократии на сегодня таково, что в процессе управления на местном уровне часто с мнением населения не считаются. Непродуманное реформирование местного самоуправления привело к отстраненности населения от осуществления власти на местном уровне как напрямую, так и опосредованно [6, с.61]. В другой работе автор возвращается к этой позиции и говоря о приоритете населения муниципального образования, высказывает мнение, что его самостоятельность постепенно сужается в связи с многочисленными изменениями законодательства, реформирующего местное самоуправление [7, с.64-65]. Однако не всеми данная позиция разделяется. Другие исследователи считают, что у населения имеется интерес к деятельности органов власти, осуществляемой в муниципальных образованиях, она понятна жителям и не оставляет их равнодушными [8, с.14]; а муниципальные органы власти при осуществлении своей деятельности находятся в постоянном контакте с населением [9, с.40].

Между тем оценка конституционных положений показывает, что конституционно-правовая регламентация основополагающего принципа местного самоуправления - его самостоятельности получила закрепление во многих статьях Конституции Российской Федерации. В их числе следует упомянуть норму статьи 12, которая прямо посвящена самостоятельности. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В приведенном положении принцип самостоятельности свое действие распространяет как в целом на весь институт местного самоуправления, так и на население и образуемые им органы местного самоуправления. Гарантией самостоятельности органов местного самоуправления выступает норма об их обособленности от системы органов государственной власти. Ограничительными рубежами самостоятельности местного самоуправления в данном случае являются пределы собственных полномочий местного самоуправления. Только в рамках этих полномочий могут приниматься самостоятельные решения на местном уровне. К таковым относятся вопросы местного значения.

Г.Р. Симонян указывает на обязанность государства обеспечить условия для развития самостоятельной (не находящейся в административной зависимости от государства) системы местного самоуправления. Местное самоуправление предназначено для удовлетворения разнообразных местных нужд жителей и при отсутствии местного самоуправления эти местные вопросы перекладываются на плечи государства и его органов. Это вряд ли можно

сделать эффективно, что и доказывает весь предшествующий опыт российской и зарубежной истории [10, с.16]. Созвучное мнение высказывает А.Р. Еремин, отмечая, что государство таким образом «снимает с себя» часть обязанностей по управлению вопросами местного значения, предоставляя местному самоуправлению и его органам решать самостоятельно все вопросы по управлению собственными делами [11, с.37].

Из статьи 12 можно сделать некоторые выводы, касающиеся характеристик принципа самостоятельности:

1) по сравнению с предыдущей статьей 3 Конституции Российской Федерации выявляется еще один субъект самостоятельности - местное самоуправление;

2) определен объект, на который распространяется самостоятельность местного самоуправления, которым выступают собственные полномочия местного самоуправления, и в отношении которых местное самоуправление наделено полной свободой выбора;

3) государство признает за местным самоуправлением самостоятельность и гарантирует ее, одной из гарантий стало обособление органов местного самоуправления от системы органов государственной власти.

Материальную основу самостоятельности местного самоуправления составляют нормы статей 8 и 9 Конституции Российской Федерации, в которых провозглашено наличие муниципальной собственности наравне с иными видами собственности и закрепления в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов. Отсюда логичной представляется статья 130 Конституции Российской Федерации о самостоятельном решении населением вопросов местного значения, владении, пользовании и распоряжении муниципальной собственностью, что отнесено к ключевым полномочиям местного самоуправления. Часть 1 статьи 130 развивает высказанное выше мнение об объекте, на который распространяется принцип самостоятельность в местном самоуправлении. К нему относятся не только вопросы местного значения, но также муниципальная собственность, владение, пользование, распоряжение которой обеспечивает население самостоятельно.

На наш взгляд, данная статья Конституции России дает дополнительное пояснение по поводу субъектов самостоятельности. Часть 2 статьи 130 устанавливает, что самостоятельное осуществление местного самоуправления может гражданами реализовываться посредством референдума, выборов и других форм прямой демократии, равно как и через выборные и другие органы местного самоуправления. В субъектном составе самостоятельности появляется еще один элемент - граждане.

Следует обратить внимание на часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой структура органов местного самоуправления населением определяется самостоятельно. Не обсуждая механизмы реализации данной нормы, целесообразно рассмотреть с позиций появления еще одного объекта самостоятельности, которым с очевидностью выступает определение «структуры органов местного самоуправления». Данное правомочие не упоминается в перечнях вопросов местного значения, перечисленных в статьях 14-16, 16.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако указание на него в статье 131 подчеркивает особую значимость данного вопроса для организации местного самоуправления, из чего напрашивается вывод о дополнении законодательного перечня вопросов местного значения. Тем более, что ранее в 2000 году Конституционным Судом Российской Федерации уже высказывалась правовая позиция, согласно которой вопрос об определении структуры органов местного самоуправления признавался вопросом местного значения, из чего следовал вывод том, что он должен решаться населением самостоятельно или органами местного самоуправления [12]. Однако Федеральный закон 2003 года не учел названную правовую позицию и не включил данный вопрос в перечень вопросов местного значения.

Еще одна конституционная неточность обращает на себя внимание. Анализ части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации показывает, что они не согласуются между собой. В первом случае закреплено самостоятельное решение

населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Вторая норма предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. На первый взгляд речь идет лишь об уточнении, т.к. население может осуществлять местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления. В данном случае налицо самостоятельность решения перечисленных вопросов местного значения через органы местного самоуправления. Между тем вторая норма не оставляет ни малейших сомнений, что реально упомянутые вопросы будут решать органы местного самоуправления, а не население.

Завершая оценку конституционных норм, регулирующих местное самоуправление в контексте принципа самостоятельности, можно сделать краткий вывод. Несмотря на отдельные противоречивые нормы, Конституция Российской Федерации в целом закрепила самостоятельность местного самоуправления как основополагающий принцип организации местного уровня публичной власти. Тем самым созданы конституционно-правовые условия для развития и совершенствования данного института власти и решения одной из ключевых проблем российского государства [13, с.102].

Литература и источники

1. Михеева Т.Н., Михеев Д.С. Институт публичных слушаний в контексте принципа гласности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 17-22.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

3. Михеева Т.Н. Михеев Д.С. Формы взаимодействия общественных институтов с органами местного самоуправления // Правовое государство: теория и практика. 2011. №1 (23). С. 9-11.

4. Belousov E., Gornev R. and Mikheeva T. (2015). About Participation of Institutes of Civil Society in Public Control over the Activities of Local Authorities. Review of European Studies. Vol. 7. D01:10.5539/res.v7n8p59.

5. Михеева Т.Н., Белоусов Е.И. Общественный контроль на муниципальном уровне: анализ новелл законодательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 177-182.

6. Костюков А.Н. Исчезающее народовластие ... // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 8. С. 61.

7. Костюков А.Н., Благов Ю.В. Конституционность муниципальной реформы // Конституционное и муниципальное право.

2016. № 6. С. 64-65.

8. Михеева Т.Н. О роли гласности в осуществлении общественного контроля на муниципальном уровне // Право и практика.

2017. № 1. С. 13-19.

9. Mikheev, D.S., Dudko, I.G. and Mikheeva, T.N. Public Control in the Mechanism of Realization of the Principle of Local Authority Publicity // Mediterranean Journal of Social Sciences, vol. 6, № 3, S 7, 2015. D01:10.5901/mjss.2015.v6n3s7p41. P.41-44.

10. Симонян Г.Р. Особенности взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2008. №1. С. 16.

11. Еремин А.Р. О наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. №10. С.37.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 года №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области» // СЗ РФ. 2000. № 50. Ст. 4943.

13. Михеева Т.Н. О некоторых проблемах института муниципальной службы // Государственная служба. 2002. №4(18). С. 102-107.

References and Source

1. Miheeva T.N., Miheev D.S. Institut publichnyh slushanij v kontekste principa glasnosti mestnogo samoupravleniya // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2016. № 6. S. 17-22.

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12 dekabrya 1993 goda // Rossijskaya gazeta. 1993. 25 dekabrya.

3. Miheeva T.N. Miheev D.S. Formy vzaimodejstviya obshchestvennyh institutov s organami mestnogo samoupravleniya // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2011. №1 (23). S. 9-11.

4. Belousov E., Gornev R. and Mikheeva T. (2015). About Participation of Institutes of Civil Society in Public Control over the Activities of Local Authorities. Review of European Studies. Vol. 7. D0I:10.5539/res.v7n8p59.

5. Miheeva T.N., Belousov E.I. Obshchestvennyj kontrol' na municipal'nom urovne: analiz novell zakonodatel'stva // Aktual'nye problemy ehkonomiki i prava. 2015. № 2. S. 177-182.

6. Kostyukov A.N. Ischezayushchee narodovlastie ... // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2017. № 8. S. 61.

7. Kostyukov A.N., Blagov YU.V. Konstitucionnost' municipal'noj reformy // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2016. № 6. S. 64-65.

8. Miheeva T.N. O roli glasnosti v osushchestvlenii obshchestvennogo kontrolya na municipal'nom urovne // Pravo i praktika. 2017. № 1. S. 13-19.

9. Mikheev, D.S., Dudko, I.G. and Mikheeva, T.N. Public Control in the Mechanism of Realization of the Principle of Local Authority Publicity // Mediterranean Journal of Social Sciences, vol. 6, № 3, S 7, 2015. D0I:10.5901/mjss.2015.v6n3s7p41. P.41-44.

10. Simonyan G.R. Osobennosti vzaimootnoshenij gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2008. №1. S. 16.

11. Eremin A.R. O nadelenii otdel'nymi gosudarstvennymi polnomochiyami organov mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii // ZHurnal rossijskogo prava. 2006. №10. S.37.

12. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 2000 goda №15-P «Po delu o proverke konstitucionnosti otdel'nyh polozhenij Ustava (Osnovnogo zakona) Kurskoj oblasti v redakcii Kurskoj oblasti ot 22 marta 1999 goda «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ustav (Osnovnoj zakon) Kurskoj oblasti» // SZ RF. 2000. № 50. St. 4943.

13. Miheeva T.N. O nekotoryh problemah instituta municipal'noj sluzhby // Gosudarstvennaya sluzhba. 2002. N°4(18). S. 102-107.

ЛИХОШВА АРТЕМ ОЛЕГОВИЧ - аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета ([email protected]).

LIKHOSHVA, ARTEM O. - Ph.D. student, Department of the constitutional and administrative law, Mari State University.

УДК 342.553(470.43)

ШУТУРОВА Х.М-Б. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ

Ключевые слова: Республика Ингушетия, местная власть, местное самоуправление, органы местного самоуправления.

В статье осуществлен анализ проблем организации и детальности органов местного самоуправления в Республике Ингушетия, показаны нерешенные проблемы, связанных с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления, острым дефицитом квалифицированных специалистов в области муниципального управления, отсутствием надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти. По мнению автора, в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, назрела необходимость в разработке и принятии государственной программы по развитию муниципальной службы в Республике Ингушетия, которая должна сформировать основные правовые, организационные и информационные условия для совершенствования муниципальной службы.

SHUTUROVA, H.M.-B.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF ORGANIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

Keywords: Republic of Ingushetia, local government, local self-government, local self-government authorities.

In the article analyzes the problems of organization and detailing of local self-government authorities in the Republic of Ingushetia, it shows the unsolved problems related with legislative provision of local self-government authorities, acute shortage of qualified specialists in the field of municipal government, lack of reliable material-financial bases for local authorities. According the opinion of the author, in order of increase the effectiveness of local self-government authorities, there is a necessary to develop and adopt a state program for the development of municipal service in the Republic of Ingushetia, which should form the basic legal, organizational and information conditions for improving municipal service.

Роль местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства трудно переоценить. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Местное самоуправление в России - это деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [8,c.27].

Формирование на местах эффективной системы власти - сложный и довольно длительный процесс. Понятно, что в Республике Ингушетия, как и в Российской Федерации в целом, он и сегодня находится на стадии развития, непосредственно представляет собой разрешение множества нерешенных проблем законодательного обеспечения работы местного самоуправления, а также борьбу с отсутствием финансовых средств, обеспечивающих деятельность местных органов власти и очевидным дефицитом квалифицированных специалистов муниципального управления. Критически важными для местного самоуправления являются вопросы конституционного правового регулирования, определение его компетенций и полномочий.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьей 4 Закона Республики Ингушетия от 08 июня 2009 года № 24-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Ингушетия», выборы депутатов представительного органа муниципального образования могут проводиться:

1) по мажоритарной системе относительного большинства;

2) по пропорциональной избирательной системе;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.