Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ / REPUBLIC OF INGUSHETIA / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ / LOCAL GOVERNMENT / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / LOCAL SELF-GOVERNMENT AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шутурова Х. М-б

В статье осуществлен анализ проблем организации и детальности органов местного самоуправления в Республике Ингушетия, показаны нерешенные проблемы, связанных с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления, острым дефицитом квалифицированных специалистов в области муниципального управления, отсутствием надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти. По мнению автора, в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, назрела необходимость в разработке и принятии государственной программы по развитию муниципальной службы в Республике Ингушетия, которая должна сформировать основные правовые, организационные и информационные условия для совершенствования муниципальной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF ORGANIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

In the article analyzes the problems of organization and detailing of local self-government authorities in the Republic of Ingushetia, it shows the unsolved problems related with legislative provision of local self-government authorities, acute shortage of qualified specialists in the field of municipal government, lack of reliable material-financial bases for local authorities. According the opinion of the author, in order of increase the effectiveness of local self-government authorities, there is a necessary to develop and adopt a state program for the development of municipal service in the Republic of Ingushetia, which should form the basic legal, organizational and information conditions for improving municipal service.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ»

13. Miheeva T.N. O nekotoryh problemah instituta municipal'noj sluzhby // Gosudarstvennaya sluzhba. 2002. N°4(18). S. 102-107.

ЛИХОШВА АРТЕМ ОЛЕГОВИЧ - аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета ([email protected]).

LIKHOSHVA, ARTEM O. - Ph.D. student, Department of the constitutional and administrative law, Mari State University.

УДК 342.553(470.43)

ШУТУРОВА Х.М-Б. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ

Ключевые слова: Республика Ингушетия, местная власть, местное самоуправление, органы местного самоуправления.

В статье осуществлен анализ проблем организации и детальности органов местного самоуправления в Республике Ингушетия, показаны нерешенные проблемы, связанных с законодательным обеспечением деятельности органов местного самоуправления, острым дефицитом квалифицированных специалистов в области муниципального управления, отсутствием надежных материально-финансовых основ деятельности местных органов власти. По мнению автора, в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, назрела необходимость в разработке и принятии государственной программы по развитию муниципальной службы в Республике Ингушетия, которая должна сформировать основные правовые, организационные и информационные условия для совершенствования муниципальной службы.

SHUTUROVA, H.M.-B.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF ORGANIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF INGUSHETIA

Keywords: Republic of Ingushetia, local government, local self-government, local self-government authorities.

In the article analyzes the problems of organization and detailing of local self-government authorities in the Republic of Ingushetia, it shows the unsolved problems related with legislative provision of local self-government authorities, acute shortage of qualified specialists in the field of municipal government, lack of reliable material-financial bases for local authorities. According the opinion of the author, in order of increase the effectiveness of local self-government authorities, there is a necessary to develop and adopt a state program for the development of municipal service in the Republic of Ingushetia, which should form the basic legal, organizational and information conditions for improving municipal service.

Роль местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства трудно переоценить. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Местное самоуправление в России - это деятельность местных сообществ, осуществляемая непосредственно или через местные представительные органы, по вопросам местного значения. Более широкое понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [8,c.27].

Формирование на местах эффективной системы власти - сложный и довольно длительный процесс. Понятно, что в Республике Ингушетия, как и в Российской Федерации в целом, он и сегодня находится на стадии развития, непосредственно представляет собой разрешение множества нерешенных проблем законодательного обеспечения работы местного самоуправления, а также борьбу с отсутствием финансовых средств, обеспечивающих деятельность местных органов власти и очевидным дефицитом квалифицированных специалистов муниципального управления. Критически важными для местного самоуправления являются вопросы конституционного правового регулирования, определение его компетенций и полномочий.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьей 4 Закона Республики Ингушетия от 08 июня 2009 года № 24-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Ингушетия», выборы депутатов представительного органа муниципального образования могут проводиться:

1) по мажоритарной системе относительного большинства;

2) по пропорциональной избирательной системе;

3) по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе [4].

Далее, законодатель закрепляет право за муниципальным образованием, определить вид избирательной системы, применяемой при формировании выборного органа местного самоуправления, уставом муниципального образования.

До вступления в силу Закона Республики Ингушетия от 31 октября 2014 года № 60-РЗ «О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия», действовавший ранее Закона Республики Ингушетия от 6 мая 2009 года № 19-РЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Ингушетия «О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях в Республике Ингушетия» предусматривал проведение выборов депутатов представительных органов во вновь образованных муниципальных образованиях по пропорциональной избирательной системе [6].

Если учесть, что пропорциональная избирательная система представляет собой порядок определения результатов выборов, при котором мандаты между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, распределяются в соответствии с полученным ими количеством голосов. При которой создаются большие избирательные округа, и в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за список соответствующей партии. Выходит указанный Закон, устанавливая пропорциональную избирательную систему на выборах депутатов представительных органов во вновь образованных муниципальных образованиях и, соответственно, наделяя правом выдвижения кандидатов в депутаты только политические партии, ставит право гражданина быть избранным в представительный орган муниципального образования в зависимость от принадлежности к общественным объединениям. Этим нарушается конституционный принцип равенства прав граждан и их избирательные права, а потому противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 32 (часть 2).

На что Конституционный Суд Российской Федерации, отказал в принятии во внимание жалобы, разъяснив это тем, что в данном случае на определение характера муниципальных выборов могут влиять, в частности, особенности осуществления местного самоуправления в условиях переходного периода, связанного с проведением муниципальной реформы. Применительно к Республике Ингушетия этот переходный период - в целях обеспечения реализации гарантий местного самоуправления с учетом объективной специфики данного субъекта Российской Федерации установлен до 1 января 2010 года.

Переходный период на сегодняшний день истек. Закон, предусматривавший пропорциональную систему избрания депутатов, утратил силу, а Закон Республики Ингушетия № 24-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Ингушетия» содержит в себе альтернативу выбора наиболее приемлемой для муниципального образования избирательной системы. Также Законом «О муниципальных выборах в Республике Ингушетия» в статье 68 предусмотрено право на самодвижения, что является значительным приближением органов местного самоуправления к гражданам, жителям муниципальных образований Республики Ингушетия. Однако все же наличие возможности установления пропорциональной системы избрания депутатского корпуса ставит под сомнение право граждан Республики Ингушетия участвовать в управлении делами государства право избирать и быть избранными не являясь сторонниками какого-либо общественного или политического объединения.

Кроме того, большой проблемой местного самоуправления остается недостаточность его собственной доходной базы. В вопросах формирования эффективной экономической базы местного самоуправления реальные результаты незначительны. Именно проблемы экономического характера являются основным фактором, сдерживающим развитие местного самоуправления в нашей стране. В связи с этим сегодня основные усилия парламента и правительства должны быть направлены на завершение формирования экономических основ местного самоуправления, являющихся гарантом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности местных органов власти. При этом фактическое лишение органов местного самоуправления возможностей самостоятельно устанавливать местные налоги

жестко ограничило их свободу действия в финансовой сфере.

Реформа налогового законодательства оставила за муниципалитетами только два местных налога - налог на землю и налог на имущество физических лиц, которые не могут обеспечить расходные обязательства местного самоуправления даже в городах, а на уровне большинства мелких сельских поселений наполняют бюджеты максимум на 8 -10%. При этом в регионах по-прежнему сохраняется практика недофинансирования передаваемых государственных полномочий. Местные налоги и сборы не покрывают большей части расходов, связанных с реализацией вопросов местного значения, что нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления. Одной из самых главных причин такой ситуации является неадекватность доходов муниципальных образований их расходным полномочиям.

Ежегодно Администрацией Главы Республики Ингушетия проводятся проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе, в ходе которых выявлен ряд нарушений. Повторные проверки показывают, что большинство муниципальных образований не выполняют в полном объеме рекомендации по устранению нарушений.

Самыми серьезными нарушениями являются:

1) прием на муниципальную службу лиц, не соответствующих квалификационным требованиям;

2) прием на службу по родственным связям, а также сверх штатной численности;

3) необоснованное распределение премиального фонда, установление в нарушение законодательства различных надбавок;

4) несвоевременная аттестация муниципальных служащих и отсутствие системного подхода к вопросам повышения квалификации;

5) нарушение порядка присвоения классных чинов;

К числу важных проблем относится еще и низкий уровень политической культуры населения, отмечая, что большинство российских избирателей пока еще недостаточно хорошо представляют себе систему властных отношений, сложившуюся в современной России. Поэтому, с одной стороны, они часто предъявляют завышенные требования к органам местного самоуправления, будучи искренне уверенными в том, что именно местная власть должна решать все их проблемы, а с другой - не разбираются в своих правах, не умеют, как правило, их защищать и не осознают своей контролирующей роли по отношению к местным органам власти.

Обозначив некоторые проблемы деятельности органов местного самоуправления Республики Ингушетия, попытаемся рассмотреть наиболее рациональные пути и способы совершенствования некоторых их них. Итак, что касается вопроса об избирательной системе депутатов представительного органа - непосредственных представителей жителей муниципальных образований Республики Ингушетия, представляется целесообразным закрепить в обязательной форме проведение выборов по смешанной системе. То есть, часть депутатов от их установленной численности должны избираться по мажоритарной системе относительного большинства, остальные депутатские мандаты - распределяться между списками кандидатов по пропорциональной системе [4]. Это исключит, по нашему мнению, возможные вспышки недоверия со стороны населения и создаст определенную прозрачность деятельности представительного органа того или иного муниципального образования.

По поводу внесения точности в разграничение полномочий между органами государственной власти и органов местного самоуправления можно предложить следующее.

В настоящее время на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предметы ведения и полномочия соответствующих государственных органов довольно четко разграничены. Конституцией Российской Федерации определены предметы исключительного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации и предметы совместного ведения. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы обладают всей полнотой государственной власти. Опираясь на данный опыт

разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти, подобный принцип разграничения предметов ведения и соответственно полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления может и должен применяться и на уровне региональная - муниципальная власть.

В Конституции РФ нет конкретизации порядка разграничения полномочий на этом уровне. Разрешение отмеченной правовой проблемы в разграничении полномочий между региональными и муниципальными органами власти позволит снять напряженность во взаимоотношениях данных органов и обеспечит их эффективное взаимодействие.

Для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений муниципальных районов и городских округов путем предоставления дотаций из регионального фонда, Закон устанавливает возможность финансовой поддержки муниципальных образований и (или) районных фондов финансовой поддержки поселений.

Довольно эффективной и результативной поддержкой со стороны государства, на мой взгляд, будет спонсирование и возведение для начала в муниципальных районах и в городах республиканского назначения - муниципальных универсальных магазинов(МУМ).

Почему бы не использовать опыт Государственных универсальных магазинов (ГУМ), крупных торговых комплексов, занимающихся торгово-розничной деятельностью, доходы от которых составляют существенную долю местных бюджетов.

В первую очередь, это может показаться чем-то нечто заоблачным, но если стремиться избавиться от проблемы финансовой зависимости муниципалитетов, то это вполне реальная и осуществимая задача, требующая соответствующего проектного осмысления.

Практика правового регулирования вопросов местного значения на региональном уровне обращает внимание на использование понятия «совместное ведение органов государственной власти и местного самоуправления». Данный способ можно отнести к одному из способов организации эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти.

Однако необходимо отметить, что состояние местного самоуправления во многих регионах, Республика Ингушетия не является исключением, не соответствует современным требованиям и усугубляется множеством проблем, существенно снижающих возможности укрепления муниципальной автономии, а именно:

- слабый уровень профессиональной подготовки кадров;

- недостаток финансовых средств, выделяемых для исполнения закрепленных полномочий;

- отсутствие необходимых организационных и материально- технических условий для функционирования муниципальных органов власти.

Так, для возможного решения финансовой обеспеченности, предлагается передать местным бюджетам налоги на доход (доходы физических лиц и прибыль организаций). В Республике успешно продвигается строительство производительных организаций. Более того, строительство подобных организаций практикуется не только в городах республиканского значения, но в других муниципальных образований Республики, в сельских поселениях в том числе.

Это говорит, в свою очередь, о возможности придания автономии одновременно значительному числу муниципалитетов в Республики Ингушетии.

Не менее важной проблемой является профессиональная подготовка кадров. Необходимо обратить внимание на вопросы необоснованного распределения премиального фонда, назначения на должности лиц без соответствующего образования и необходимого стажа работы, принятия работников сверх штатной численности, своевременного проведения аттестации муниципальных служащих. В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, назрела необходимость в разработке и принятии государственной программы по развитию муниципальной службы в Республике Ингушетия, которая должна сформировать основные правовые, организационные и информационные условия для совершенствования муниципальной службы.

Подводя общий итог, следует отметить, что местное самоуправление явление динамичное. Вместе с повышением правовой культуры, приобретением гражданами соответствующих знаний и навыков, урегулирования вопросов законодательного и правового регулирования в данной области местное самоуправление будет приближаться к подлинному институту демократии - к народовластию.

И в заключение хотелось бы привести высказывание В.В. Путина, с которым нельзя не согласиться: «Местное самоуправление - самая близкая к человеку власть. Вообще это власть, до которой рядовой гражданин должен дотянуться рукой».

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс», 2018.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

3. Конституция Республики Ингушетия // СПС «Консультант Плюс», 2018.

4. Закон Республики Ингушетия от 08 июня 2009 года № 24-РЗ (с изменениями на: 12.12.2015) «О муниципальных выборах в Республике Ингушетия» // СПС «Консультант Плюс».

5. Закон Республики Ингушетия от 31 октября 2014 года № 60-РЗ «О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия» // СПС «Консультант Плюс».

6. Закон Республики Ингушетия от 6 мая 2009 года № 19-РЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Ингушетия «О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях в Республике Ингушетия» // СПС «Консультант Плюс».

7. Арсанукаева М.С. Политика российской империи по развитию образования в Чечне и Ингушетии (XIX - начало XX века) // Юридическая наука. 2013. № 4.

8. Харсиев Б.М-Г. Местное самоуправление в Ингушетии. // Чеченское правовое наследие. Правовое наследие Кавказа. 2011. №12.

References and Source

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii // SPS «Konsul'tant Plyus», 2018.

2. Federal'nyj zakon ot 6 oktyabrya 2003 goda № 131-FZ (red. ot 15.02.2016) «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tant Plyus».

3. Konstituciya Respubliki Ingushetiya // SPS «Konsul'tant Plyus», 2018.

4. Zakon Respubliki Ingushetiya ot 08 iyunya 2009 goda № 24-RZ (s izmeneniyami na: 12.12.2015) «O municipal'nyh vyborah v Respublike Ingushetiya» // SPS «Konsul'tant Plyus».

5. Zakon Respubliki Ingushetiya ot 31 oktyabrya 2014 goda № 60-RZ «O formirovanii organov mestnogo samoupravleniya v Respublike Ingushetiya» // SPS «Konsul'tant Plyus».

6. Zakon Respubliki Ingushetiya ot 6 maya 2009 goda № 19-RZ «O vnesenii izmeneniya v stat'yu 4 Zakona Respubliki Ingushetiya «O formirovanii organov mestnogo samoupravleniya vo vnov' obrazovannyh municipal'nyh obrazovaniyah v Respublike Ingushetiya» // SPS «Konsul'tant Plyus».

7. Arsanukaeva M.S. Politika rossijskoj imperii po razvitiyu obrazovaniya v CHechne i Ingushetii (XIX - nachalo XX veka) // YUridicheskaya nauka. 2013. № 4.

8. Harsiev B.M-G. Mestnoe samoupravlenie v Ingushetii. // CHechenskoe pravovoe nasledie. Pravovoe nasledie Kavkaza. 2011. №12.

ШУТУРОВА Х.М-Б. - ассистент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Ингушского государственного университета/

SHUTUROVA, H.M.-B. - Assistant of the Department of Theory and History of State and Law of the Faculty of Law of the Ingush State University ([email protected])/

УДК 342.9

МИКАИЛОВ С.М., ГЛЕБОВ А.Н. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОЛИЦИИ РОССИИ

Ключевые слова: полиция, организационно-управленческая деятельность, административно-правовой статус, методы управленческой деятельности, начальник полиции.

В статье авторы развивают имеющиеся представления о модели управленческой деятельности в подразделениях полиции Российской Федерации, показывают, что организационно-управленческая работа по руководству деятельностью подразделениями полиции представляет собой совокупность действий руководителя или работников аппарата управления по отношению к подчиненным подразделениям или персоналу. Авторы предлагают свой взгляд на специфические формы и методы управленческой деятельности, сложившиеся в подразделениях полиции. Делается вывод, что административные методы, в силу организации деятельности полиции на основе принципа единоначалия, приобретают главенствующее значение среди других методов управленческой деятельности. Предлагается нормативно закрепить административно-правовой статус начальника полиции, определив его полномочия, обязанности и ответственность.

MIKAYILOV, CM., GLEBOV, A.N. THE PROBLEMATIC ASPECTS OF THE ORFANIZATIONAL-MANAGERIAL ACTIVITY IN THE SUBDIVISION OF

POLICE OF THE RUSSIA

Keywords: police, organizational-managerial activity, administrative-legal status, methods of managerial activity, chief of police.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.