Научная статья на тему 'ВИДЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ'

ВИДЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
271
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ / ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ / ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA / THE LAW OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA / LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES OF THE REPUBLIC OF INGUSHETIA / HEAD OF THE MUNICIPAL FORMATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шутурова Х.М.-Б.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней раскрыты и освещены не только основные понятия и аспекты местного самоуправления, но и охарактеризованы особенности эволюции данного института на примере Республики Ингушетия. При этом автором сделана попытка обозначить собственное видение путей и средств совершенствования местного самоуправления в Республике Ингушетия. Обоснован вывод о том, что все полномочия органов местного самоуправления, связанные с предоставлением публичных услуг гражданину, должны быть максимально приближены к населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KINDS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE REPUBLIC OF INGUSHETIA AND THEIR AUTHORITY

The scientific novelty of the article is that not only the basic concepts and aspects of local self-government have been disclosed and covered, but also features of the evolution of this institution are exemplified by the example of the Republic of Ingushetia. At the same time, the author made an attempt to identify his own vision of ways and means of improving local self-government in the Republic of Ingushetia. The conclusion is substantiated that all powers of local self-government bodies associated with the provision of public services to a citizen should be as close as possible to the population.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ»

УДК 342.553

ШУТУРОВА Х.М-Б.

ВИДЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНГУШЕТИЯ

И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Ингушетия, Закон Республики Ингушетия, органы местного самоуправления Республики Ингушетия, глава муниципального образования.

Научная новизна статьи заключается в том, что в ней раскрыты и освещены не только основные понятия и аспекты местного самоуправления, но и охарактеризованы особенности эволюции данного института на примере Республики Ингушетия. При этом автором сделана попытка обозначить собственное видение путей и средств совершенствования местного самоуправления в Республике Ингушетия. Обоснован вывод о том, что все полномочия органов местного самоуправления, связанные с предоставлением публичных услуг гражданину, должны быть максимально приближены к населению.

SHUTUROVA, H.M.-B.

KINDS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN THE REPUBLIC OF INGUSHETIA AND THEIR AUTHORITY

Keywords: the Constitution of the Russian Federation, the Constitution of the Republic of Ingushetia, the Law of the Republic of Ingushetia, local self-government bodies of the Republic of Ingushetia, the head of the municipal formation.

The scientific novelty of the article is that not only the basic concepts and aspects of local self-government have been disclosed and covered, but also features of the evolution of this institution are exemplified by the example of the Republic of Ingushetia. At the same time, the author made an attempt to identify his own vision of ways and means of improving local self-government in the Republic of Ingushetia. The conclusion is substantiated that all powers of local self-government bodies associated with the provision of public services to a citizen should be as close as possible to the population.

Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти.

В соответствии с Конституцией Республики Ингушетия местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть 2 статья 102)

[4].

При определении понятия местного самоуправления в Федеральном законе № 131-ФЭ, а также из анализа Закона Республики Ингушетия от 8 июня 2009 г. № 24-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Ингушетия» очевидно, что акцент делается на деятельности населения и (или) органов местного самоуправления, решающих вопросы местного значения [3]. Из этого можно сделать следующие два вывода. Первый состоит в том, что органы местного самоуправления, наряду с отдельными гражданами, населением всего муниципального образования или его частью, являются основными субъектами в системе местного самоуправления. При этом в силу того, что органы местного самоуправления создаются на основе волеизъявления населения, граждане числятся первичными субъектами местного самоуправления, а органы - вторичными. Второй вывод состоит в том, что, поскольку местное самоуправление - одна из форм осуществления народом своей власти, то все органы местного самоуправления должны приобрести свои властные полномочия через процедуру, прямо или косвенно связанную с проявлением воли граждан на выборах. Значит другими, то есть не выборными органами местного самоуправления могут считаться не любые структуры, решающие вопросы местного значения, а лишь те, которые сформированы органами или должностными лицами, получившими свои полномочия на муниципальных выборах.

Именно эти две возможности формирования органов местного самоуправления -непосредственно на выборах или путем образования представительным органом - отражены теперь в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131- ФЗ. В статье 2 этого закона органами местного самоуправления называются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом

муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [2].

В этом определении указан еще один важный признак - самостоятельность органа в виде наличия у него собственных полномочий по решению вопросов местного значения. В процитированной статье 2 ничего не сказано о том, каким образом должно происходить наделение собственными полномочиями, но в статье 34 об органах местного самоуправления содержится ключевое положение о том, что все органы (обязательные, необязательные и иные) должны быть предусмотрены уставом муниципального образования. Если обратиться к положениям статьи 44 № 131 -ФЗ об уставе муниципального образования, то увидим, что в уставе обязательно следует закрепить:

- наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

- структуру и порядок их формирования;

- срок полномочий;

- основания и порядок прекращения полномочий;

- виды ответственности;

- подотчетность и подконтрольность[2].

Следовательно, чтобы структурная единица в поселении получила статус органа местного самоуправления, в уставе поселения для нее должны быть установлены все названные выше параметры.

Исключение составляют вновь созданные муниципальные образования. Правовой статус органов местного самоуправления в них может быть установлен не в уставе, а в ином нормативно-правовом акте, например, в решении местного референдума. Важно, чтобы перед формированием каждого органа (перед выборами или наделением полномочий иным способом) этот статус был ясен для голосующих жителей или депутатов представительного органа.

Еще одним признаком органов местного самоуправления является их организационная обособленность из системы органов государственной власти. Так, в части 4 статьи 35 Федерального закона № 131 - ФЗ повторена конституционная норма о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, можно выделить следующие критерии отнесения структурной единицы, входящей в систему муниципального управления поселения, к органу местного самоуправления этого поселения:

- орган сформирован путем избрания населением поселения на муниципальных выборах. Либо избрания депутатами из своего состава (для главы муниципального образования), либо образован представительным органом поселения;

- орган указан в уставе как входящий в структуру органов местного самоуправления;

- в уставе поселения определены наименование органа, порядок его формирования, собственная компетенция, подотчетность.

Нормативно-правовым актом, регламентирующим формирование органов местного самоуправления в Республике Ингушетия, является Закон РИ от 31 октября 2014 года № 60-РЗ, который так и называется «О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия» и в заключительных положениях которого указывается, что с принятием данного закона утрачивают свою силу:

- Закон РИ от 27 февраля 2009 года № 6-РЗ «О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях в Республике Ингушетия» и принятые вслед за ним:

- Закон Республики Ингушетия от 6 мая 2009 г. № 19-РЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Ингушетия «О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях в Республике Ингушетия»;

- Закон Республики Ингушетия от 29 марта 2010 г. № 20-РЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Ингушетия «О формировании органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях в Республике Ингушетия» [5].

Данные нормативно-правовые акты, так или иначе, содержали более широкую по объему правовую регламентацию органов местного самоуправления Республики. Утрата ими

юридической силы делает в какой-то степени затруднительным процесс выделения частных отличительных характеристик как органов, так и местного самоуправления в Республике Ингушетия в целом.

Однако указанный выше закон в соответствии с Федеральным законом от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует отдельные вопросы формирования органов местного самоуправления в Республике Ингушетия [5].

Согласно положению статьи 1 ныне действующего закона об образовании органов местного самоуправления их структура выглядит следующим образом:

1) представительный орган муниципального образования;

2) глава муниципального образования;

3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

4) контрольно-счетный орган муниципального образования;

5) иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [5].

Тут же следует отметить, что «иные органы и должностные лица местного самоуправления» для нашей республики несвойственны. Что объясняется незначительным масштабом территорий муниципальных образований Ингушетии, и, следовательно, отсутствием необходимости в их деятельности.

Статья вторая указанного закона устанавливает наименования органов в зависимости от вида муниципального образования. Следственно, здесь же можно выделить такие виды муниципальных органов как:

- муниципальный орган района;

- муниципальный орган города;

- муниципальный орган села.

В своей работе «Место и роль органов местного самоуправления в управлении муниципальным хозяйством» А.Г. Воронин, В.А. Лапин и А.Н. Широков, рассматривая роль органов местного самоуправления как организационной структуры, выступающей от лица субъекта местного самоуправления - населения муниципального образования пришли к выводу, что органы должны осуществлять два типа функций. Они представляют его интересы -(проектная) и реализовывают эти интересы - (программная) [8, с.25].

Представление интересов заключается в их выявлении, в разработке проекта развития муниципального образования (поэтому авторы используют термин «проектная функция»), а также в принятии необходимых решений в форме правовых актов, создающих правовую базу для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления (поэтому - «программная функция»), направленной на осуществление проекта.

Этим двум типам функций и соответствуют два типа органов - представительные и исполнительные. Тут же необходимо отметить, что речь идет не о принципе разделения властей, а именно о классификации органов местного самоуправления по типу исполняемых ими функций, связанных с управлением муниципальным хозяйством.

В п. 9 статье 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывается, что представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования [2].

Представительный орган муниципального района в Республике Ингушетия, согласно статье 4 Закона Республики Ингушетия от 31.10.14 г. № 60-РЗ «О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия», состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой

представительства [5].

Представительный орган поселения и городского округа, в соответствии с п. 2 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах [2].

Так, представительным органом городского округа города Магас является Городской совет, который согласно статье 24 Устава муниципального образования «Городской округ город Магас» от 22 декабря 2009 г. № 9/1-1, состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года [6].

Однако если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек, представительный орган поселения не формируется. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется, и его полномочия осуществляются сходом граждан.

Следующим неотъемлемым элементом системы органов местного самоуправления являются - исполнительные органы местного самоуправления.

В Конституции Республики Ингушетия, как и в Основном законе страны, нет прямого упоминания об исполнительных органах местного самоуправления. Но это не означает, что они не имеют место быть. Так, статья 102 Конституции Республики Ингушетия наряду с выборными органами местного самоуправления называет другие органы местного самоуправления, то есть перечень органов местного самоуправления носит открытый характер [4]. Местные представительные органы самостоятельно выбирают и устанавливают организационную структуру построения исполнительных органов. Обычно исполнительную и распорядительную власть в местном сообществе осуществляет глава муниципального образования, либо глава администрации, их заместители и аппарат, а также администрация местного самоуправления.

В статье 36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дается следующее определение понятию «глава муниципального образования». Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения [2].

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Ингушетия от 31 октября 2014 г. № 60-РЗ «О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия»:

- глава муниципального образования городского округа и муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию;

- глава муниципального образования поселения избирается либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования и возглавляет местную администрацию[5].

В поселении же, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования избирается на срок полномочий представительного органа муниципального образования.

Согласно статье 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация - является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Тут же указывается, что она наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов

Российской Федерации [2].

Так, в соответствии со статьей 40 Устава муниципального образования «город Назрань» № 5 /22-1 от 24 12. 2009 года, Администрацией г. Назрань руководит глава Администрации г. Назрань на принципах единоначалия.

Главой Администрации г. Назрань является лицо, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности [7].

Также к исполнительным органам местного самоуправления Республики Ингушетия относятся:

- контрольно-счетный орган муниципального образования;

- избирательная комиссия муниципального образования.

На примере муниципального образования города Назрань, Контрольно-счетный орган города Назрань образуется Городским Советом муниципального образования «Городской округ город Назрань» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля.

А органом, организующим подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ г. Назрань, преобразования г. Назрань, является Избирательная комиссия г. Назрань[7].

Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом, а также уставами муниципальных образований.

Сфере компетенции местного самоуправления посвящена ст. 4 Европейской хартии местного самоуправления, согласно которой основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом.

Таким образом, закрепляя основы компетенции местного самоуправления, Конституция Республики Ингушетия в статье 102 вводит понятие вопросов местного значения и в статье в 103 предоставляет органам местного самоуправления наиболее важные полномочия по их решению. Среди них управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка [4].

Кроме того, та же статья устанавливает, что органы местного самоуправления решают иные вопросы местного значения, а также предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

На основании данных положений можно сделать вывод о выделении для местного самоуправления двух видов компетенции - собственной и делегированной. Собственная компетенция устанавливается законами (Конституцией, федеральными законами и законами субъектов РФ), а также подзаконными нормативными актами федерального, регионального и местного уровня. Делегированная компетенция является государственной компетенцией (компетенцией Российской Федерации или субъекта РФ), переданной муниципальному образованию федеральным законом или законом субъекта РФ соответственно. Полномочия местного самоуправления - это строго очерченный и закрепленный нормами права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований. Все полномочия органов местного самоуправления, связанные с предоставлением публичных услуг гражданину, должны быть максимально приближены к населению.

Литература и источники

1. Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

3. Федеральный закон от 24.11.2008 № 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике». // СПС «Консультант Плюс».

4. Конституция Республики Ингушетия // СПС «Консультант Плюс», 2017.

5. Закон Республики Ингушетия от 31 октября 2014 года № 60-РЗ «О формировании органов местного самоуправления в Республике Ингушетия» // СПС «Консультант Плюс».

6. Устав муниципального образования «Городской округ город Магас» от 22 декабря 2009 года № 9/1-1 // СПС «Консультант Плюс».

7. Устав муниципального образования «город Назрань» от 24 декабря 2009 года № 5 /22-1 // СПС «Консультант Плюс».

S. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством / Под ред. А.Г. Воронина. М., 2011.

References and Source

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii // SPS «Konsul'tant Plyus».

2. Federally) zakon ot 6 oktyabrya 2003 goda N° 131-FZ (red. ot 15.02.2016) «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v

Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tant Plyus».

3. Federal'nyj zakon ot 24.11.2008 N° 207-FZ «O merah po organizacii mestnogo samoupravleniya v Respublike Ingushetiya i CHechenskoj Respublike». // SPS «Konsul'tant Plyus».

4. Konstituciya Respubliki Ingushetiya // SPS «Konsul'tant Plyus», 2017.

5. Zakon Respubliki Ingushetiya ot 31 oktyabrya 2014 goda № 60-RZ «O formirovanii organov mestnogo samoupravleniya v Respublike Ingushetiya» // SPS «Konsul'tant Plyus».

6. Ustav municipal'nogo obrazovaniya «Gorodskoj okrug gorod Magas» ot 22 dekabrya 2009 goda № 9/1-1 // SPS «Konsul'tant Plyus».

7. Ustav municipal'nogo obrazovaniya «gorod Nazran'» ot 24 dekabrya 2009 goda № 5 /22-1 // SPS «Konsul'tant Plyus».

S. Voronin A.G., Lapin V.A., SHirokov A.N. Osnovy upravleniya municipal'nym hozyajstvom / Pod red. A.G. Voronina. M., 2011.

ШУТУРОВА Х.М-Б. - ассистент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Ингушского государственного университета

SHUTUROVA, H.M.-B. - Assistant of the Department of Theory and History of State and Law of the Faculty of Law of the Ingush State University

УДК 343.22

УВАРОВ И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КРИМИНОГЕННАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Ключевые слова: криминогенная детерминация, сознание осужденных, лишение свободы.

Статья аналитического плана, в которой исследуются мотивы и механизмы, детерминирующие формирование негативного сознания осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Автором делается вывод о том, что формирование специфического пенитенциарного сознания осужденных, обусловлено не самим фактом помещения их в условия изоляции, а особенностями искусственно формируемой там социальной среды. Внимание акцентировано на том, что на индивидуальную и групповую мотивацию всегда опосредованно, а в отдельных случаях и непосредственно воздействует социальная психология всего закрытого социума.

UVAROV, I.A.

CRIMINOGENIC DETERMINATION OF PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY AND ITS INFLUENCE ON THE

FORMATION OF CONSCIOUSNESS OF PRISONERS

Keywords: criminogenic determination, convicts consciousness, deprivation of liberty.

The article of the analytical plan, it examines the motives and mechanisms determining the formation of negative consciousness of convicts serving sentences in the form of imprisonment. The author concludes that the formation of a specific penitentiary consciousness of convicts is not due to the fact of their placement in isolation conditions, but to the peculiarities of the social environment artificially formed there. Attention is focused on the fact that individual and group motivation is always indirectly, and in some cases directly influenced by the social psychology of the entire closed society.

Проблемы криминогенной детерминации в местах лишения свободы, в современной криминологической теории занимает довольно большое место. Наиболее наглядным примером является значительное количество как научных, так и социально-публицистических работ. Важным фактором здесь выступает то, что на протяжении последних десятилетий, эта сфера научных интересов находится в числе наиболее приоритетных. Однако, несмотря на это, теоретико-прикладные исследования не пошли дальше банального констатирования «отсутствия антикриминогенного потенциала у мест лишения свободы». Причем это относится не только к отечественным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, но и к зарубежным.

Парадоксальным в этой связи, на наш взгляд является то, что авторы многих, так называемых «научных исследований» приходят к выводу о том, что места лишения свободы несут в себе крайне негативный потенциал, детерминируя тем самым формирование отрицательного сознания личности осуждённого. В этой связи возникает закономерный вопрос о том: «какова необходимость таких исследований»? Какова научная ценность таких результатов, о которых без какого-либо труда можно прочесть даже в средствах массовой информации?

В советский период времени было принято считать, что основой социального детерминизма выступает основной закон философии о первичности бытия и вторичности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.