УДК 334.012.63:334.012.64 В.А. Кожемякина СГГА, Новосибирск
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИИ
В статье рассмотрены тенденции развития малого предпринимательства в природопользовании по Новосибирской области, основанные на статистических данных Территориального органа Федеральной Службы Государственной статистики.
V.A. Kozhemjakina
Siberian State Academy of Geodesy (SSGA),
10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation
THE BASIC TENDENCIES OF DEVELOPMENT THE SMALL-SCALE BUSINESS IN WILDLIFE MANAGEMENT
In article tendencies of development of small business in wildlife management of the Novosibirsk area, based on statistical data of Territorial body of Federal Service of the State statistics are considered.
Малый и средний бизнес оказывает и должен оказывать все более весомое воздействие на социально-экономическое развитие как страны в целом, так и ее регионов, при этом значительно влияя на трудовую занятость активного населения. Именно поэтому один из важнейших ориентиров экономической политики российского государства - создание и поддержание максимально благоприятного климата для малого и среднего предпринимательства. А если принять в расчет, что из пятнадцати видов экономической деятельности, принимаемых в качестве классификационных характеристик, свойственных малому предпринимательству, десять относятся к природопользованию, то тенденции развития малого предпринимательства в целом могут быть характерны и для малого бизнеса в природопользовании.
Не вызывает сомнений то, что в поддержке малого и среднего бизнеса важное место занимает комплекс мер - административных, законодательных, налоговых и иных. Особое место здесь занимают меры финансовой поддержки, способные вовлечь в этот процесс, как крупные государственные банки, так и систему региональных банков. При этом на современном этапе едва ли не самой важной задачей выступает более активное привлечение к поддержке малого и среднего бизнеса региональных кредитных организаций. Такой акцент в поддержке малого и среднего бизнеса важен потому, что такие организации имеют дело в первую очередь с «целевым» потребителем кредитных ресурсов. В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий данной сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого
предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого и среднего бизнеса. Проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (плюс 74 фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений). Таким образом, поддержка малого и среднего предпринимательства в природопользовании рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений политики государства в целом и органов самоуправления в частности.
Город Новосибирск является лидером среди других регионов России и Сибирского федерального округа по уровню развития малого и среднего предпринимательства в природопользовании по многим показателям. По данным федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области в первом полугодии 2007 года:
численность малых предприятий города Новосибирска составила более 23 тысяч, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей - 38 тысяч человек, количество работающих на малых и средних предприятиях на постоянной основе составляет более 105 тысяч человек, что составляет 18,9 % занятых на предприятиях всех отраслей экономики города.
За аналогичный период 2008 года численность малых предприятий увеличилась на 13,3 тысяч, среднесписочная численность которых составила более 160 тысяч человек. Политика органов власти и местного самоуправления в сфере малого предпринимательства направлена на сохранение и создание новых рабочих мест. Так в 2008 году создано дополнительно 1247 рабочих мест, рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет области увеличился на 9745 тыс. рублей.
Значение малого и среднего бизнеса в развитии экономики города трудно переоценить. Мировой опыт показывает, что развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение в развитии социальноэкономических задач муниципальных образований, потому как оно способствует созданию широкого слоя мелких собственников самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе. Субъекты малого и среднего предпринимательства присутствуют практически во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер деятельности города. Они ориентированы на местный рынок, а органам местного самоуправления отведена особая роль в обеспечении развития малых и средних предприятий на местах. Для дальнейшего развития малых и средних предприятий в городе создана инфраструктура поддержки, которая включает:
- Совет по поддержке и развитию малого бизнеса в городе Новосибирске;
- Новосибирскую торгово-промышленную палату;
- Новосибирскую городскую торгово-промышленную палату;
- Бизнес-центры;
- Учебные заведения;
- Консалтинговые центры;
- Объединения предпринимателей;
- Другие структуры.
Однако существует ряд причин, препятствующих дальнейшему развитию малых и средних предприятия на территории города. К ним можно отнести:
- Несовершенство и непостоянство нормативно-правовой базы;
- Существующие административные барьеры;
- Сложную процедуру получения кредитов;
- Отсутствие полной и всесторонней информации об использовании и техническом состоянии имеющихся излишних производственных площадей, оборудования, высвобождаемых в ходе структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий;
- Недостаточное информационное обеспечение по широкому спектру предпринимательской деятельно сти.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске возможно только на основе целенаправленной работы по созданию благоприятных условий путем оказания комплексной и адресной поддержки по:
- Информационному, обучающему, научно-техническому,
технологическому, финансовому, имущественному;
- Оказанию целого спектр деловых услуг;
- Налаживанию деловых контактов и кооперации в других аспектах, коллективная потребность, в которых может возникнуть у малых и средних предприятий.
В целях создания благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса в природопользовании на территории города Новосибирска, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Положением о прогнозировании, программах и планах социально -экономического развития города Новосибирска, принятым Решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 № 103, руководствуясь статьей 35 Устава города Новосибирска, Совет депутатов принял городскую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске» на 2008-2010 годы.
Особенность рассматриваемой программы - реализация комплексного плана мероприятий по созданию благоприятной среды для дальнейшей поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске. Основанием для ее разработки стал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-фз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Разработчики программы - департамент
промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска, Новосибирская торгово-промышленная палата и Новосибирская городская торгово-промышленная палата.
Целями Программы являются:
- Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) на региональных и межрегиональных рынках;
- Увеличение количества малых и средних предприятий;
- Обеспечение занятости населения и развития самозанятости;
- Увеличение доли производимых малыми и средними предприятиями товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- Увеличение объемов налоговых поступлений в доходную часть бюджета города от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Развитие инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий в городе Новосибирске.
Для осуществления финансовой поддержки малого и среднего бизнеса Новосибирской области предполагается поддержка в форме субсидирования У ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации по банковским кредитам за счет средств бюджета города и которая предоставляется на конкурсной основе субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегестрированных в городе Новосибирске, проработавших не менее двух лет и осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства, услуг, науки и научного обслуживания. Главной целью конкурсного отбора является открытость принятия решений при выборе лучших проектов в сфере малого и среднего предпринимательства, создание условий для наиболее эффективного использования бюджетных средств, предназначенных для развития и поддержки малого бизнеса в городе Новосибирске.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города и привлеченных средств. Общий объем финансирования Программы составит в 2008-2010 годах 41474,6 тыс. рублей в том числе:
За счет средств бюджета города - 28219,6 тыс. рублей, из них:
2008 год - 15000,0 тыс. рублей;
2009 год - 6408,0 тыс. рублей;
2010 год - 6811,6 тыс. рублей.
За счет привлеченных средств - 13255,0 тыс. рублей, из них:
2008 год - 3985,0 тыс. рублей;
2009 год - 4450,0 тыс. рублей;
2010 год - 4820,0 тыс. рублей.
Организацию и управление всем комплексом работ по реализации Программы осуществляет департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии. Текущий контроль - Совет по поддержке и развитию предпринимательства, созданный Постановлением мэра от 02.09.2003 № 2115 «О создании Совета по поддержке и развитию предпринимательства в городе Новосибирске».
В рамках выполнения мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных для экономики города и области отраслях. Как показал 2008 год в 2008 году Новосибирская область была признана победителем конкурса «Лучший регион (субъект) Российской Федерации» по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий, который проводился Советом Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией.
Субъектам предпринимательства оказано содействие в продвижении своей продукции на региональные и зарубежные рынки, через поддержку выставочно-ярмарочной деятельности, проведение Дней предпринимателя, сертификацию продукции в соответствии с международными стандартами. В 2008 году в городе проведено 5 ярмарок художественных ремесел и 4 зональные выставки. В 2009 году область участвовала в конкурсе Минэкономразвития, по результатам которого на развитие малого и среднего бизнеса было привлечено еще около 410 млн.рублей. На поддержку предпринимательства в рамках областной целевой программы было направлено 17,4 млн.рублей средств областного бюджета. В 2009 году объем финансирования мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства из бюджета составил уже 115 млн. 710 тыс. рублей.
К концу 2010 года в рамках Программы предполагается:
- Сократить период становления и развития новых субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Повысить уровень доходов и социальных гарантий жителей города Новосибирска, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;
- Довести долю занятых в данной сфере к общему числу населения, занятого в экономике города до 20,2 %;
- Увеличить до 66700 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе юридических лиц - до 24700, индивидуальных предпринимателей - до 42000;
- Довести удельный вес отгруженных товаров, работ и услуг собственного производства малыми и средними предприятиями до 20,3 % к итоговым показателям по городу Новосибирску;
- Увеличить инвестиции в основной капитал.
Таким образом, целевая программа по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске позволит сохранить рабочие места, тем самым снизить социальную напряженность, обеспечить прирост от реализации продукции (услуг) собственного производства, увеличить рост заработной платы и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный Закон № 88 - ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г.
2. Федеральный Закон № 209 - ФЗ (ред. от 02.08.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г.
3. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. Инвестиции в экономику Новосибирской области (статистический бюллетень) январь-декабрь 2008 г.
4. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. Инвестиции в экономику Новосибирской области (статистический бюллетень) январь-июнь 2009 г.
© В.А. Кожемякина, 2010