Научная статья на тему 'Основные направления развития и мониторинг состояния малого и среднего производственного предпринимательства'

Основные направления развития и мониторинг состояния малого и среднего производственного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1499
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БИЗНЕС / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / SMALL AND AVERAGE BUSINESS / BODIES OF LOCAL SELF-MANAGEMENT / INDUSTRIAL BUSINESS / STRATEGIC PROJECT / PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архангельский Вячеслав Николаевич

Статья посвящена анализу основных направлений и тенденций в развитии производственного предпринимательства в г. Екатеринбурге в долгосрочной перспективе. Особо отмечена возрастающая роль в экономике города малых и средних производственных предприятий и инфраструктурных организаций (промпарков, специализированных технологических центров, бизнес-инкубаторов). В работе рассмотрена практика реализации ключевых мероприятий стратегического проекта «Развитие малого производственного бизнеса» и роль органов местного самоуправления в поддержке малого и среднего производственного предпринимательства. Значительное место уделено анализу результатов мониторинга субъектов малого и среднего инновационного и производственного бизнеса. Определены перспективные отрасли развития малого и среднего бизнеса в производственной сфере экономики крупнейшего города на ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main lines of development and monitoring of small and medium manufacturing entrepreneurship

This article is devoted to the analyses of the main trends and tendencies in the development of manufacturing entrepreneurship in Ekaterinburg in the long-term outlook. The particular attention is paid to the leading role in the city economy of small-scale and medium manufacturing companies and infrastructure organizations (such as techno parks, technological centers, business incubators). The research contains practice of realization of the strategic project «Development of small-scale manufacturing business» and the role of local authority in the support of the small-scale and medium manufacturing entrepreneurship. An important place is given to the analysis of the results of the monitoring of the small and medium innovative and industrial companies. The perspective fields for development of small and medium companies in the industrial sphere of the largest city economy in the coming years are determined in the article.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития и мониторинг состояния малого и среднего производственного предпринимательства»

УДК: 334.72

ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, органы местного самоуправления, производственный бизнес, стратегический проект, приоритетные направления развития

В. Н. Архангельский

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Статья посвящена анализу основных направлений и тенденций в развитии производственного предпринимательства в г. Екатеринбурге в долгосрочной перспективе. Особо отмечена возрастающая роль в экономике города малых и средних производственных предприятий и инфраструктурных организаций (промпарков, специализированных технологических центров, бизнес-инку-баторов). В работе рассмотрена практика реализации ключевых мероприятий стратегического проекта «Развитие малого производственного бизнеса» и роль органов местного самоуправления в поддержке малого и среднего производственного предпринимательства. Значительное место уделено анализу результатов мониторинга субъектов малого и среднего инновационного и производственного бизнеса. Определены перспективные отрасли развития малого и среднего бизнеса в производственной сфере экономики крупнейшего города на ближайшие годы.

Развитие малого и среднего производственного предпринимательства является одним из приоритетных направлений реформирования экономики. Не случайно в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ впервые появилась статья 22, в которой говорится о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства [1]. Значимость малого производственного предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность достаточно гибко реагировать на все изменения конъюнктуры рынка.

Малое и среднее предпринимательство Екатеринбурга сегодня вносит значительный вклад в развитие экономики города, обеспечивая 18% от общего объема выпускаемой продукции (услуг производственного характера) и более 21% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. По оценочным данным Комитета

промышленной политики и развития предпринимательства Администрации г. Екатеринбурга на 01.05.2009 г. в городе насчитывалось свыше 27 тысяч микропредприятий и 2,3 тысячи малых предприятий, а также около 40 тысяч индивидуальных предпринимателей. В этой сфере работает 340 тыс. человек, или 48% от общей численности занятых по г. Екатеринбургу. Каждое четвертое малое предприятие функционирует в строительстве или в промышленности. Большая доля малых производственных предприятий успешно работает в полиграфии, медицинской и пищевой промышленности. Согласно статистическим данным об основных показателях работы малых предприятий, в январе — декабре 2008 г. в обрабатывающих видах производства было занято около 13% малых предприятий.

В структуре оборота малых предприятий обрабатывающих производств по видам экономической деятельности наибольший удельный вес приходился на оборот предприятий по производству прочих неметаллических минеральных продуктов (13,8%) и по производству машин и оборудования (13,3%), по производству пищевых продуктов, включая напитки, и табака — 12,3%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования —11,9%, а также металлургического производства и производства готовых металлических изделий 11,2%.

Анализ показателей развития малого предпринимательства в ряде сравнимых по численности населения и экономическому потенциалу крупнейших городов страны позволяет наглядно определить и уровень развития малого производственного бизнеса, занятого в обрабатывающих производствах (табл. 1).

По большинству показателей лидером является г. Екатеринбург: как по численности и доле малых предприятий, так и по численности и доле занятых в малом бизнесе — существенный отрыв от сопоставимого по населению Новосибирска, что свидетельствует о значительно более высоком уровне развития малого предпринимательства. В связи с этим большое значение имеет

Таблица 1

Сравнительные показатели развития малого предпринимательства в крупнейших городах РФ за 2007 г/

№ Показатели Екатеринбург Новосибирск Самара Казань Челябинск

1 Численность населения (тыс. чел) 1346 1390 1139 1105 1092

2 Численность малых предприятий 25400 23000 15000 12000 14991

3 Количество малых предприятий на 1000 жителей 18,9 16,5 13,2 10,8 13,7

4 Доля малых предприятий в обрабатывающих производствах (в % от общей численности малых предприятий) 11,2 10,0 10,2 12,0 10,1

5 Численность индивидуальных предпринимателей 37600 38000 23800 26000 21500

6 Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения 445 438 340 344 334

7 Всего занятых в малом предпринимательстве (тыс. чел) 282,0 219,0 172,0 180,0 169,0

8 Доля занятых в малом бизнесе от общей численности занятых в экономике города (%) 39,1 28,0 28,6 27,7 29,1

* Таблица составлена автором на основании показателей, размещенных на официальных сайтах администраций городов.

наличие достаточно полной (репрезентативной) статистической информации, позволяющей проанализировать упомянутые выше показатели в динамике, как в среднесрочных, так и в долгосрочных временных рамках.

Основными комплексными показателями оценки результативности развития малого и среднего производственного предпринимательства на региональном (муниципальном) уровне, по мнению автора, должны выступать следующие:

1) количество малых и средних производственных предприятий на 1000 человек населения;

2) объем выпуска продукции (товаров, работ) малых и средних предприятий обрабатывающих производств;

3) доля оборота малых и средних производственных предприятий в общем обороте малых и средних предприятий региона (муниципального образования).

Как показывает опыт г. Екатеринбурга и Свердловской области, за счет эффективного малого и среднего производственного бизнеса региональные власти имеют возможность решать такие актуальные проблемы, как активизация местных предпринимательских сообществ и развитие здоровой конкурентной среды, вытеснение с местного рынка неэффективных производств и предприятий, а также максимальное приближение к потребителю производимых товаров и услуг.

Проведенное автором в марте — апреле 2007 г. анкетирование 295 субъектов малого

предпринимательства г. Екатеринбурга позволило выявить основные проблемы, сдерживающие развитие производственного бизнеса (табл. 2):

Таблица 2

Факторы, препятствующие развитию малого и среднего производственного предпринимательства в Екатеринбурге (результаты анкетирования)

Факторы 2007 г. (%) 2006 г. (%)

Ограниченность финансовых

ресурсов и ограниченный 32,6 25,0

доступ к внешним ресурсам

Отсутствие взаимодействия с 8,2 5,0

крупными предприятиями

Дефицит работников нужной квалификации 18,5 21,0

Недостаточность объектов

инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, промпарков) 15,0 9,0

Ведомственные инструкции 9,0 9,0

Недобросовестная конкуренция 14,0 16,0

Другое 2,7 15,0

Итого 100,0 100,0

Ограниченность финансовых ресурсов и затрудненный доступ к ним, по мнению трети опрошенных предпринимателей-производственников (32,6%), является определяющим фактором, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства в этой сфере: банки и инвестиционные компании практически не финансируют долгосрочные (свыше 5 лет) производственные программы и проекты. Вторым по значимости фактором, препятствующим

эффективному развитию производственного предпринимательства, опрошенные считают дефицит работников нужной квалификации 18,5 %. Недостаточность объектов инфраструктуры 15,0% опрошенных предпринимателей назвали среди других значимых факторов, сдерживающих рост малого и среднего производственного бизнеса.

Основными причинами невысокой эффективности деятельности малых производственных предприятий были названы:

— отсутствие у населения стартового капитала, а у предприятий достаточного объема оборотных средств (23,5% ответивших);

— неразвитость инфраструктуры поддержки малого производственного предпринимательства (21,7%);

— проблемы доступа к кредитным и информационным ресурсам, неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования предпринимательских рисков (21,3%).

Проведенный анализ факторов, влияющих на развитие малого и среднего производственного предпринимательства, показывает, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого предпринимательства, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вместе с тем во многом этот процесс определяется эффективностью государственного регулирования и поддержки, которые должны создать благоприятные условия для более полного использования потенциала малого производственного предпринимательства. Рост и развитие новых малых предприятий в значительной степени будет зависеть от создания благоприятных условий для вхождения в рынок, протекционистской политики государственных и муниципальных органов власти в отношении продукции, товаров и услуг, производимых местными предпринимателями.

В современной кризисной ситуации развитие малых и средних производственных предприятий приобретает для регионов и крупных городов особое значение, так как работая в основном на местных рынках, они способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения; они создают более благоприятные условия для регулирования региональной и муниципальной экономики, так как в большей степени зависимы от местных властей, чем крупные и средние предприятия. Перспективы развития сектора малого и среднего производствен-

ного предпринимательства во многом зависят от четкой и последовательной государственной и муниципальной политики, направленной на стимулирование предпринимателей, занимающихся производством современной высокотехнологичной продукции. Отсюда следует вывод о том, что государственное и муниципальное регулирование и поддержка малого и среднего производственного предпринимательства должны носить системный характер.

Комплекс мер, устраняющих преграды на пути их поступательного и динамичного развития должен включать следующие мероприятия:

1. Целенаправленная поддержка тех видов экономической деятельности и хозяйствующих субъектов, которые работают в стратегически перспективных направлениях.

2. Стимулирование развития предпринимательской инициативы посредством эффективной налоговой политики и снятия бюрократических ограничений.

3. Становление предпринимательства в сфере производства должно осуществляться с учетом реальных экономических и правовых условий.

4. Развитие малого и среднего производственного бизнеса требует высокой профессиональной квалификации работников, их активного участия в производственном процессе.

5. Главным приоритетом должно являться материальное производство, особенно высокотехнологичное и инновационное.

Главным нормативным документом, определяющим для муниципального образования «город Екатеринбург» основные направления и программы развития экономики в долгосрочной перспективе является «Стратегический план Екатеринбурга», принятый в 2003 г. [2].

Наличие экономически обоснованного стратегического плана или проекта, включающего в себя эффективную целевую программу поддержки и развития производственного бизнеса, позволяет муниципальным образованиям выделить эти мероприятия в качестве приоритетных и, как следствие, получать стабильные поступления в местный бюджет.

Целью стратегического проекта «Развитие малого производственного бизнеса на период до 2015 года» является успешное развитие малых производственных предприятий на основе реструктуризации крупных производств, совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства, снижения себестоимости продукции за счет освоения новых технологий и кооперации крупного и малого бизнеса [3].

Этот проект — составная часть стратегической программы «Новая жизнь крупных заводов», одной из основных задач которой является эффективное использование имеющихся мощностей и их рациональная модернизация. Основой успеха в реализации мероприятий проекта должна стать высокая активность малого и среднего бизнеса. Получив в свое распоряжение подготовленную промышленную площадку со всеми необходимыми коммуникациями и оборудованием, эти компании способны быстро адаптировать свою продуктовую линейку к требованиям рынка.

Такой подход выгоден и крупным предприятиям, и предпринимателям, и местной власти:

1. Крупный бизнес получает возможность мобилизации ресурсов на развитие профильного производства, не отвлекаясь на проблемы, связанные с поддержанием вспомогательных производств.

2. Малый производственный бизнес получает доступ к мощностям, инфраструктуре и услугам заводских подразделений и тем самым обеспечивает эффективное развитие своих производств.

3. Для муниципальной власти такой подход является реальным инструментом развития малого и среднего бизнеса, а также источником дополнительных доходов в бюджет города, решением проблем занятости населения.

Задача органов местного самоуправления — создать организационные и нормативно-право-вые предпосылки, дать необходимый импульс для эффективного и поступательного развития малого и среднего производственного предпринимательства. А основную часть расходов должны нести сами предприниматели. По существу, производственного бизнеса может быть столько, сколько есть для него территорий, и потому выделение земельных участков и пустующих производственных площадок становится основным вопросом, требующим решения не только на муниципальном, но и на региональном и федеральном уровнях власти.

Создание малых производственных предприятий на базе реструктурируемых производств крупных промышленных компаний должно стать одним из основных направлений развития малого производственного бизнеса. Как показывает мониторинг, значительные пустующие земельные участки и производственные площади имеются на территории большинства крупных заводов города.

Основным недостатком этого варианта развития малого и среднего производственного

предпринимательства является отсутствие предсказуемости в действиях собственников крупных компаний на длительную перспективу, что препятствует привлечению инвестиционных возможностей малого и крупного бизнеса в совершенствование и развитие производственных мощностей. Вследствие этого отсутствуют гарантии перспективного развития бизнеса.

Наиболее продуктивным подходом к формированию промпарков и технопарков может стать отраслевой принцип. Результатом деятельности таких структур будут не только опытные образцы инновационной продукции, но и организация их серийного производства.

Сейчас по этому принципу в городе сформировалось несколько кластеров. К примеру, в Чкаловском районе развивается крупная промышленная зона по производству керамических изделий, в состав которой входят ОАО «Уктус» (производство кирпича), ОАО «Завод керамических изделий» (сантехника, облицовочная плитка), ЗАО «Пиастрелла» (производство керамических изделий на итальянском оборудовании).

По нашему мнению, малый производственный бизнес должен охватывать не только предприятия, создаваемые и действующие на базе крупных промышленных компаний, но и большинство субъектов малого предпринимательства, относящихся согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), к разделу «Б — Обрабатывающие производства».

Перспективными направлениями для развития малого и среднего производственного бизнеса города могут стать:

— обработка древесины и производство изделий из дерева;

— производство продовольственной продукции;

— производство товаров повседневного спроса;

— производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

— информационные технологии;

— производство ресурсосберегающего и энергосберегающего оборудования.

Для успешного развития новых видов деятельности потребуется выделение земельных участков под строительство промышленных зон и отраслевых индустриально-промышленных парков, которые будут создаваться на специально резервируемых для этого территориях. И они уже определенны на генплане города. В частности, под создание промпарков заплани-

рованы земельный участок площадью 15 га в юго-западной части города и площадка размером 66,5 га в восточной части (в районе Ново-Свердловской ТЭЦ).

Организовывать и координировать деятельность промышленных парков и технопарков будут специально созданные управляющие компании (в форме AHO — автономных некоммерческих организаций или НП — некоммерческих), учредителями которых станут субъекты малого предпринимательства. В настоящее время в стадии регистрации находятся НП «Научно-производственный парк «Екатеринбург», а также НП «Управляющая компания по строительству блок-модулей для малых и средних предприятий».

Начата работа по программе строительства блок-модулей для малых производственных предприятий (площадью до 10 тыс. м2 каждый) на условиях финансирования из бюджета города проектных работ и прокладки инженерных коммуникаций. Строительство и сдача в эксплуатацию первых блок-модулей намечены на 2011г.).

Разработан и находится в стадии реализации проект строительства «Регионального производственного мебельного центра», который объединит под своей крышей около 40 малых предприятий и будет иметь свыше 20 тыс. м2 торгово-производственных площадей. Постановлением главы Екатеринбурга под строительство выделен земельный участок площадью 4,7 га. Основная часть финансирования предусматривается за счет долевого участия самих предпринимателей и средств коммерческого банка. Объем привлекаемых средств оценивается в 400 млн руб.

Общая стоимость мероприятий стратегического проекта составляет 1,5 млрд руб. Структура финансирования выглядит следующим образом: средства предпринимателей — 47%, средства иностранных инвесторов — 34%, средства бюджета города — 10% (причем 9/10 от этого объема — на возвратной основе), средства инвестиционных фондов и банков — 6%, средства федеральных и региональных программ и проектов — около 3%.

Основными (комплексными) показателями эффективности реализации задач проекта являются:

1. Увеличение доли малых предприятий, занятых в промышленности, к 2015 г. до 25% от общего числа малых предприятий (в 2005 г. - 12,9%).

2. Увеличение объема выпуска продукции малого производственного бизнеса в 2,5 раза (в сопоставимых ценах к уровню 2005 г.).

3. Рост числа рабочих мест на субъектах малого производственного бизнеса в 2 раза (по сравнению с 2005 г.).

Достижение обозначенных контрольных цифр станет возможным за счет совершенствования нормативной правовой базы, создания целостной системы развития производственного предпринимательства, а также совершенствования инфраструктуры его поддержки. В рамках стратегического проекта были разработаны среднесрочные целевые программы по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2005—2007 гг. (первая программа — реализована) и на 2008— 2010 годы (вторая программа — находится в стадии реализации). Выполнение всего комплекса мероприятий целевых программ позволило в 2008 г. увеличить (по сравнению с 2005 г.) общий вклад малого производственного предпринимательства в валовой внутренний продукт на 7%, а долю поступлений в бюджет муниципального образования «город Екатеринбург» от малого и среднего бизнеса — на 10%.

Показательны итоги мониторинга 741 малого и среднего предприятия г. Екатеринбурга в августе — октябре 2008 г. Обследование проведено по данным за 2007 г. путем сбора информации непосредственно от предприятий малого и среднего бизнеса, заполнявших анкеты на добровольной основе. В мониторинг включены основные показатели, характеризующие работу предприятий: отгрузка товаров собственного производства (выполнение работ и услуг собственными силами), прибыль (убыток) до налогообложения, инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли, фонд начисленной заработной платы работников, средняя численность работников.

Были получены следующие результаты: в структуре занятых на малых предприятиях в 2007 г. 46,2% работников было занято в торговле; 23,1% — в строительстве; 10,0% — на предприятиях обрабатывающих производств; 11,1% — на предприятиях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренде; 9,6% — на предприятиях прочих отраслей.

Развернутый анализ деятельности малых и средних предприятий, относящихся к обрабатывающим производствам, приведен в таблице 3. Всего было обследовано 114 малых и средних производственных предприятий, что

составило 17% от общего числа анкетируемых. Объем товаров собственного производства из расчета на 1 предприятие — 64,2 млн рублей, а средняя списочная численность работников была в 2007 г. 45 человек. Таким образом, выработка на 1 работника составила 1,4 млн рублей. Для сравнения: среднее количество работников на малом производственном предприятии в Москве — 25 человек, а среднее количество работников на 1 МП в пределах 10 человек.

Таблица 3

Анализ деятельности малых и средних предприятий, относящихся к обрабатывающим производствам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные по предприятиям малого и среднего бизнеса г. Екатеринбурга (ОКВЭД И — «Обрабатывающие производства») 2007 г. 2006 г.

Количество предприятий 144 144

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей), тыс. рублей 7310863,5 5492046,6

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. рублей 341188,2 255154,3

Инвестиции в основной капитал, тыс. рублей 125016,7 116948,9

Фонд начисленной заработной платы работников за отчетный период, всего, тыс. рублей 829516,7 547181,4

в том числе работников списочного состава (без внешних совместителей) 778444,5 511915,9

Выплаты социального характера, тыс. рублей 9439,7 8820,2

Средняя численность работников за отчетный период, всего человек 5426 5112

в том числе работников списочного состава (без внешних совместителей ) 5098 4817

Как видно из приведенных данных, результативность деятельности малого и среднего производственного предпринимательства должна рассматриваться в органическом единстве со всей системой условий и факторов развития предпринимательства. Она является выражением одновременно результатов как использования более высокого качества труда и более продуктивных вещественных компонентов, так и более рационального их комбинирования.

На основе всех изученных и систематизированных материалов и результатов опросов и анкетирования субъектов малого и среднего производственного предпринимательства г. Екатеринбурга, проведенных в 2006—2008 гг.,

автором разработан перечень предложений, направленных на совершенствование регулирования развития малого и среднего производственного предпринимательства.

Предложения органам местного самоуправления:

1) определение долговременных приоритетов и среднесрочных ориентиров развития малого и среднего производственного предпринимательства на муниципальном уровне в соответствии с особенностями данной территории и программами социально-экономического развития;

2) разработка и реализация стратегических проектов и среднесрочных муниципальных программ развития малого и среднего производственного предпринимательства;

3) участие в создании территориальных организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего производственного предпринимательства (технопарков, промпарков, бизнес-инкубаторов, специализированных производственных центров) с использованием средств местных бюджетов;

4) предоставление субъектам малого и среднего производственного предпринимательства муниципальных заказов на производство продукции, работ и услуг, льгот по налогам в части средств, перечисляемых в местные бюджеты;

5) практическое осуществление мер поддержки начинающих субъектов малого производственного предпринимательства через упрощение административных процедур и облегчение доступа к финансовым, имущественным, информационным ресурсам;

6) практическое осуществление мер по информационно-консультационной поддержке субъектов малого и среднего производственного предпринимательства, обучению и переподготовке специалистов для малых и средних производственных и инновационных предприятий с использованием средств местных бюджетов (создание информационно-консульта-ционных центров и пунктов);

7) разработка и реализация механизмов привлечения потенциала малого и среднего производственного предпринимательства к созданию новых производств и рабочих мест при реструктуризации, перепрофилировании и закрытии отдельных крупных предприятий на территории муниципального образования;

8) координация мер и ресурсов государственной, муниципальной и общественной поддержки малого и среднего производственного

предпринимательства на территории муниципального образования.

Список литературы

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ // Российская газета. 31 июля 2007. [Электронный ресурс]. URL : http://www.rg.ru/gazeta/ rg/2007/07/31.html

2. Стратегический план Екатеринбурга, утвержденный Решением Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 г. №40/6 // Официальный портал Екатеринбурга. [Электронный ресурс]. URL: http://egd.ru/index.php?menu_ id= 16041&cur_year=2003&cur_month=6

3. Стратегический проект «Развитие малого производс-твенногобизнеса»,утвержденныйРешениемПрограммного совета стратегического развития Екатеринбурга от 17.08.2005 года № 19/2. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ekburg.ru/administration/administration-gorod/4/32/32/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.