Научная статья на тему 'Анализ действующей практики государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в Самарской области'

Анализ действующей практики государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / SMALL-SCALE BUSINESS / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черных Алексей Адольфович, Сыропятова Светлана Борисовна

В работе рассматриваются результаты действующей практики государственной поддержки и развития малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the results of the current practice of state support and development of the small-scale business.

Текст научной работы на тему «Анализ действующей практики государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса в Самарской области»

А.А. Черных, С.Б. Сыропятова

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

A.A. Chernyh, S.B. Syropyatova

ANALYSIS OF CURRENT PRACTICE OF STATE REGULATION AND SUPPORT OF SMALL-SCALE AND MEDIUM-SCALE BUSINESS IN THE

SAMARA REGION

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка.

Keywords: small-scale business, state support.

Аннотация

В работе рассматриваются результаты действующей практики государственной поддержки и развития малого бизнеса.

Abstract

The article deals with the results of the current practice of state support and development of the small-scale business.

Малый бизнес имеет определенную региональную направленность и осуществляет деятельность исходя из потребностей и возможностей насыщения и спроса местного рынка на товары и услуги. Поэтому в условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малое предпринимательство следует рассматривать как одно из важнейших средств реализации структурной перестройки экономики регионов.

С принятием ФЗ от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» изменились методы и принципы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, что послужило основанием для разработки областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на период до 2015 года». На наш взгляд, данная программа очень важна для Самарской области. Она призвана не просто поддерживать, а способствовать развитию предпринимательства в губернии. Мероприятия программы направлены на устранение трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели: затруднения при получении кредитов, отсутствие системной поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, недостаток квалифицированных кадров. Программа позволит сконцентрировать усилия государства на развитии малого и среднего бизнеса.

Поддержка и развитие предпринимательства на территории Самарской области осуществляется в соответствии с областной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2009 - 2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009 №184. Данной программой предусмотрены все виды и формы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, указанные в Федеральном законе от 27.07.2007 №209-ФЗ «Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Задача Программы -содействовать развитию субъектов малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Самарской области. Поддержка осуществляется в отношении СМСП, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Самарской области, при этом преимущественное право имеют СМСП, поставляющие продукцию за пределы Самарской области, в том числе на экспорт, а также СМСП, осуществляющие деятельность в следующих сферах: обрабатывающее производство (производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство кожи и изделий из нее, производство древесины и изделий из дерева, производство резиновых и пластмассовых изделий); потребительские услуги; здравоохранение и социальные услуги, жилищно-коммунальное

хозяйство; экологическая и природоохранная деятельность.

В настоящее время в Самарской области действует 124 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, на которых занято 384 тысяч человек. В 2010 году количество предприятий малого и среднего бизнеса, увеличилось по сравнению с 2009 годом на 18,3%. Число индивидуальных предпринимателей за прошедший год увеличилось на 4,6%. Для поддержки малого бизнеса департамент предпринимательства занимается развитием системы микрофинансирования. Если в 2008 году в муниципальных образованиях Самарской области насчитывалось порядка десятка фондов поддержки малого бизнеса с общим бюджетом в 3040 млн. рублей, которые направлялись на микрокредитование, то сегодня количество таких фондов выросло примерно в 10 раз. Кроме того, в губернии действует областная программа поддержки малого бизнеса, процент ее освоения по прошлому году составил 99% при общем объеме финансирования 990 млн рублей.

Особое внимание при субсидировании программ развития малого бизнеса уделяется предприятиям, использующим инновационные технологии, и компаниям, работающим с зарубежными партнерами.

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 19122 единицы или на 18,3%: количество средних предприятий увеличилось на 74 единицы или на 16%, количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 5468 единиц или на 7,7%.

Структура малых предприятий по видам экономической деятельности представлена следующими данными. В оптовой и розничной торговле, в сфере услуг по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 1805 малых предприятий (31,5% от общего числа малых предприятий области); в сфере операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 1118 малых предприятий (19,5%); в отрасли обрабатывающих производств - 851 малое предприятие (14,9%); в строительстве - 752 малых предприятия (13,1%) , остальные 21,5% от общего числа малых предприятий области занимают малые предприятия других сфер деятельности.

В 2010 году министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области продолжило работу по предоставлению на безвозмездной и безвозвратной основе субсидий (грантов) на создание собственного бизнеса. Субсидии предоставлялись на конкурсной основе при условии, что СМСП прошел краткосрочное обучение (не менее 40 часов), представил бизнес-план, соответствующий установленным приказом Минэконразвития России (от 14.02.2010 №59) «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке предпринимательства» критериям.

Общий объем финансирования мероприятия по предоставлению грантов начинающим предпринимателям в 2010 году составил 97644,522 тыс. рублей: 55623,468 тыс.рублей -субсидия федерального бюджета и 42021,054 тыс. рублей - средства областного бюджета.

Приоритетным правом на получение грантов обладали выпускники высших и средних профессиональных учебных заведений и безработные граждане, зарегистрированные в установленном порядке в государственной службе занятости населения.

Для участия в первом этапе конкурса поступило 1026 заявок от начинающих предпринимателей из всех 37 муниципальных образований Самарской области на общую сумму 175 млн. рублей. Во второй этап конкурса из числа участников первого этапа было отобрано 628 заявителей, которые лично презентовали свои бизнес - проекты членам конкурсной комиссии. Из этого числа были выбраны наиболее интересные и достойные проекты. Победителями конкурса признаны 310 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц Самарской области.

В 2010 году по результатам конкурса по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации Самарская область получила субсидию федерального бюджета в размере 34,8 млн. рублей на реализацию мероприятия:

«Предоставление субсидий СМСП в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга». Кроме того, на реализацию данного мероприятия были направлены средства областного бюджета в размере 25,2 млн.рублей.

В целях обеспечения поддержки предпринимательства на территории Самарской области к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы кредитования малого и среднего предпринимательства было создано Государственное унитарное предприятие Самарской области «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области». В 2010 году уставный фонд государственного унитарного предприятия «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области» был увеличен на 236130,138 тысяч рублей. По итогам 2010 года количество финансовых организаций, с которыми взаимодействует фонд, достигло 29

В связи с активным развитием микрофинансовой деятельности появилась необходимость объединения микрофинансовых институтов в организацию, которая упорядочила бы и регламентировала взаимоотношения между МФО и органами государственной власти, способствовала бы дальнейшему развитию микрофинансового рынка в регионе. С этой целью в ноябре 2010 года было создано некоммерческое партнерство «Профессиональное объединение микрофинансовых институтов» (НП «ПРОМИ»), учредителем которого выступил ГУП «ГФППСО». Миссией НП «ПРОМИ» является создание благоприятной среды для развития микрофинансового рынка в регионе и РФ.

В 2010 году впервые начали реализовывать поддержку малого бизнеса в моногородах. Чтобы избавиться от монозависимости и сделать устойчивой экономику таких городов, министерством было выделено 2 млрд. рублей на поддержку малого бизнеса в 35 моногородах. В качестве примера можно привести Тольятти - самый крупный моногород. В 2010 году около тысячи человек прошли курсы обучения предпринимательству. 700 человек получили гранты на развитие своего дела, причем конкурс был довольно сложный - 2-3 человека на место. Более 60% - это женщины, что внушает оптимизм, потому что женщины -более надежные заемщики, и те бизнесы, которые в сфере услуг начинают женщины, характеризуется меньшим риском и меньшим уровнем мошенничества. Также начал работу бизнес-инкубатор, который будет оказывать поддержку стартующим компаниям.

Важно отметить, что программы развития малого бизнеса в моногородах довольно универсальны и могут быть привязаны к крупным проектам. Например, если в Тольятти создается особая экономическая зона и там есть резиденты, можно программы микрозаймов, грантов перенаправить на то, чтобы малые компании обслуживали резидентов особой экономической зоны. Или, например, если создаются ИТ-парки, то можно выделить ИТ-компании и профинансировать их в приоритетном порядке.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что работа по развитию малого и среднего предпринимательства ведется, инструменты государственной поддержки привели к росту количества предпринимательских единиц. Однако, несмотря на то, что общепризнанным показателем развития сектора предпринимательства, независимо от масштабов региона, является плотность малого и среднего предпринимательства, оно, в первую очередь должно обеспечить социальный и экономический эффект в виде создания новых рабочих мест и поступлений денег в бюджеты различных уровней в виде налогов и сборов.

По состоянию на 1 октября 2010 года в Самарской области насчитывается 123 888 субъектов малого предпринимательства, из них 5 728 малых предприятий (без микропредприятий), 537 средних предприятий, - юридических лиц и 76 321 индивидуальный предприниматель. Количество микропредприятий по итогам 2009 года составляет 41 302.

Общепризнанным показателем развития сектора предпринимательства независимо от масштабов региона является плотность малого и среднего предпринимательства - число субъектов бизнеса на 1000 жителей. В Самарской области данный показатель (без учета микропредприятий) составляет 26,08 субъектов малого и среднего предпринимательства на

1000 жителей, в том числе 1,81 малых предприятий на 1000 жителей; 24,1 индивидуальных предпринимателей на 1000 жителей и 0,17 средних предприятий на 1000 жителей. С учётом микропредприятий данный показатель составляет 39 субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей (рисунок 1).__________________

Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей по регионам ПФО на 01.07.2010г.

11111111111111

Л* Л* /? ,<? /$• Л& Л* А» '<? пр /У

«/ «/ У {/<•/ о/ «/V / </ / </

4? 4? А® ч? о® л»Т у&' Ж

Рисунок 1 - Количество малых предприятий в расчете на 1000 жителей

Самарская область по Приволжскому федеральному округу по показателю количества малых предприятий на 1000 тыс. жителей занимает 3 место.

Доля малых предприятий (без микропредприятий) в основных экономических показателях Самарской области составляет: в общей численности занятых (без

совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) - 12 %; в обороте организаций - 12,9%; в инвестициях в основной капитал - 2,3%.

За 9 месяцев 2010 года в сфере малого и среднего бизнеса Самарской области с учетом занятых на средних предприятиях, микропредприятиях и предпринимателей без образования юридического лица было постоянно занято 383,9 тыс.чел., что составляет 32,3% от всех занятых в экономике области.

По показателю среднесписочной численности занятых на малых предприятиях Самарская область среди регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, занимает 3 место. В январе - сентябре 2010 года на малых предприятиях (без микропредприятий) работало 145 190 человек, численность постоянно занятых составила 133 207 чел. (12 % от всех занятых в экономике области).

Основная доля среднесписочной численности работающих на малых предприятиях (без микропредприятий) занята в организациях, занимающихся оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 38 тыс.чел. (28,5 % от общей численности занятых на малых предприятиях области); операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг 24,2 тыс. чел. (18,2%); обрабатывающими производствами - 23,8 тыс. чел.(17,8%); строительством - 14,4 тыс.чел. (10,8%); это связано с тем, что в данных отраслях сосредоточено наибольшее количество малых предприятий, на которых численность работников, занятых на одном предприятии, превышает средний показатель по области. На долю этих отраслей приходится 75,3% от общей численности занятых на малых предприятиях и 24,7% приходится на остальные отрасли.

Численность занятых на средних предприятиях увеличилась на 7% и составила 57 923 человек (5,3% от всех занятых в экономике области).

Основная доля работающих на средних предприятиях была занята в организациях, занимающихся обрабатывающими производствами - 17,2 тыс. чел. (29,8%); оптовой и

розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 9,2 тыс. чел. (16% от общей численности занятых на средних предприятиях области); сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством 6,8 тыс. чел. (11,8%) строительством - 6,5 тыс. чел. (11,2%); операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 5,9 тыс. чел. (10,2%). На долю этих отраслей приходится 79% от общей численности занятых на средних предприятиях и 21% приходится на остальные отрасли.

Фонд заработной платы всех работников средних предприятий Самарской области за 9 месяцев 2010 года составил 7 974,5 млн. рублей - 5% от общего фонда заработной платы по области. Среднемесячная заработная плата работников средних предприятий составила 15297,1 рублей.

Среднемесячная заработная плата, начисленная работникам малых предприятий (без микропредприятий) в январе-сентябре 2010 года, составила 10 762 рублей (по крупным и средним предприятиям - 17467 рублей).

Оборот средних и малых предприятий (без микропредприятий) составил в январе -сентябре 2010 года 222 801,8 млн. рублей, в том числе оборот средних предприятий - 71 368,7 млн. рублей, оборот малых предприятий - 151 433,1 млн. рублей.

Доля оборота в обороте всех видов экономической деятельности составила: средних предприятий - 8,6%, малых предприятий (без микропредприятий) - 12,9 % .

По объёму оборота малых предприятий Самарская область среди регионов Приволжского федерального округа занимает 4 место.

Наибольший оборот малых предприятий (без микропредприятий) за 9 месяцев 2010 года отмечен на предприятиях оптовой и розничной торговли; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 94157,7 млн. руб. (62,2% от общего оборота на малых предприятиях), на средних - отмечен на предприятиях оптовой и розничной торговли; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 33 073,6 млн. рублей (46,3% от общего оборота на средних предприятиях).

Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по сравнению с аналогичным периодом 2009 года уменьшился на 6 678,1 млн. рублей - на 4,2%, оборот средних предприятий увеличился на 22 150,6 млн. рублей - на 45%.

На развитие производства и социальной сферы средними и малыми предприятиями (без микропредприятий) направлено 3358,4 млн. рублей инвестиций в основной капитал в том числе: средними предприятиями - 1435,4 млн. рублей и малыми предприятиями 1923 млн. рублей (в части новых и приобретенных по импорту основных средств).

По объёму инвестиций в основной капитал по малым предприятиям Самарская область среди регионов Приволжского федерального округа занимает 7 место.

В целом по Самарской области за 9 месяцев 2010 года произошло увеличение налога, поступающего в связи с применением упрощённой системы налогообложения на 17,1% или на 216 741 тыс. рублей; налога на доходы физических лиц на 0,9% или на 1 345 тыс. рублей; единого налога на вменённый доход на 8,8% или на 88 733 тыс. рублей.

Развитие малого предпринимательства в целом в Самарской области необходимо рассматривать в разрезе городских округов и муниципальных районов области. Так, по данным департамента потребительского рынка и предпринимательства г. о. Тольятти, по состоянию на 3 квартал 2010 года было зарегистрировано 355 участников программы развития малого предпринимательства. Структура участников программы по организационно-правовым формам представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура участников программы по организационноправовым формам

Общая сумма выручки от реализации работ и услуг участников программы составила 211 488 тыс. рублей. Структура выручки по организационно-правовым формам представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура выручки по организационно-правовым формам

Сопоставление данных по структуре организационно-правовых форм (рис. 2) и данных по структуре выручки от реализации работ и услуг участников программы (рис. 3) показывает, что участники программы с организационно-правовой формой ПБЮЛ имеют более высокий доход по сравнению с ООО.

Однако, величина доходов различных субъектов малого предпринимательства -участников программы неоднозначна. Кроме того, часть из них, имея доход, не покрыли всю величину затрат и по результатам 3 квартала 2010 года получили отрицательный финансовый результат. Структура участников программы по прибыли представлена на рисунках 4,5.

Убыток

73% ПБЮ/1 имеют положительный финансовый результат

Рисунки 4, 5 - Структура участников по прибыли

Следует отметить, что величина положительного финансового результата (прибыли) различных участников проекта сильно варьируется, прибыль отдельных предпринимателей в 3 квартале 2010 года составила около 7 млн рублей, при среднем значении прибыли 85, 49 тыс. рублей.

Размах вариации финансового результата отдельных участников представлен на рисунке 6

5000.0

4000.0

3000.0

2000.0

1000,0

0,0 -1000,0

со со со

ГО О» О.

ХХ^ХХХХХХ^^О-ХХ^ХХ^Х

тгпСОгпгптгпгпСйтт<итгпСОтт|-пСО

а £

О. -О СО

£ го

СИ " <

^ Л °

го о.

□21 О

ё о2 £

Ё *

1 8 I I

Рисунок 6 - Размах вариации финансовых результатов различных участников проекта

Одним из положительных моментов в реализации программы следует отметить поступление денежных средств в бюджеты различных уровней в виде налогов и сборов с субъектов малого предпринимательства - участников программы. Только в 3 квартале 2010 года общая величина налогов и сборов составила более 30 млн. рублей.

Таким образом можно заметить, что поддержка и развитие предпринимательства на территории Самарской области несет определенные положительные результаты. Однако вопрос поддержки развития малого и среднего предпринимательства еще не до конца проработан и требует большого внимания.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Самарской области от 17.02.2010 № 36 «О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства».

3. Постановление Правительства Самарской области от 23.06.2010 № 260 «Об

увеличении уставного фонда государственного унитарного предприятия Самарской области «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области».

4. Постановление Правительства Самарской области от 21.10.2010 № 497 «Об участии в создании открытого акционерного общества «Самарская областная лизинговая компания для малого и среднего бизнеса».

5. Постановление Правительства Самарской области от 27.03.2009 № 184 «Об

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

утверждении областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2009-2012 годы».

6. Агеев С.В. Приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. -2010. - N 18. - С.62-66.

7. Архипов Ю.А. Государственная поддержка малых инновационных предприятий и

перспективы их развития // Микроэкономика. - 2010. - N 1. - С. 56-60.

8. Бакалягин Г.Б. Конкурентоспособность малого предпринимательства // Вопросы статистики. - 2009. - N 8. - С.81-84.

9. Баско О.В. Проблемы доступа малых предприятий к финансовым ресурсам / О.В.Бабко, В.РДомбаева // Деньги и кредит. - 2009. - N 5. - С.56-58.

10. Комков Н.И. Анализ состояния малых предприятий в РФ и условия их развития / Н.И.Комков, Г.К.Кулакин, Н.Г.Мамонтова // Пробл. прогнозирования. - 2011. - N 2.

11. Крылова Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения // Пробл. прогнозирования. - 2009. - N 1. - С.125-131.

12. Крюков С.П. О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса // Финансы. - 2009. - N 2. - С. 19-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.