Бушинская Татьяна Владимировна, канд. экон. наук, доцент кафедры, [email protected], Россия, Тула, Тульский филиал Финуниверситета
SOCIAL EFFECTS OF REGIONAL TAX POLICY T. V. Bushinskaya
Assessment of the tax burden of economy is carried out and its influence on the separate indicators characterizing region economic and social situation is revealed. Both positive, and negative results of decrease in the tax burden of economy of Tula region are shown.
Keywords: tax burden of economy, differentiation of the cash income of the population, region economic and social situation.
Bushinskaya Tatiana Vladimirovna, candidate of Economy science, Associate Professor of the Chair, Russia, Tula branch of the Financial University under the Government of Russian
УДК 334.021
МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ И ТОЧКИ РОСТА
Г.А. Ромицына, Н.Н. Романовская
Рассматривается состояние развития предприятий малого и среднего бизнеса в Тульском регионе, формы и методы поддержки, реализуемые в рамках государственной долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тульской области на 2014-2020 годы».
Ключевые слова: малый бизнес, малые предприятия, индивидуальные предприниматели, формы государственной поддержки, тенденции развития, занятость, структура, кластеры
«Малые возможности часто становятся началом великих деяний» Демосфен, 322 год до нашей эры
Малый и средний бизнес составляет основу экономики большинства развитых, преуспевающих стран. Во всем мире малое предпринимательство выступает в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во всех отраслях экономики.
Сектор малого бизнеса способен наиболее динамично осваивать новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важнейший особенностью малых предприятий является их способность к ускоренному освоению инвести-
ций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Кроме того, характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
В России малый бизнес как особый социально-экономический уклад находится в стадии своего становления. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как фактически их насчитывается около 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не полностью используется его потенциал.
Поэтому дальнейшее развитие сферы малого и среднего бизнеса по-прежнему остается одним из приоритетных направлений социально-экономической политики правительства России. Следует отметить, что «особая роль принадлежит той части малых предприятий, которые занимаются созданием инновационного продукта и доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования» [4].
В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.
На темпы развития малого предпринимательства существенное влияние оказывает совокупность экономических, организационных и социальных факторов. Например, для дотационного региона, в отличие от крупных промышленных центров (регионов - «доноров»), присущи свои характерные социально-экономические факторы развития малого предпринимательства. Данные различия предполагают и соответствующую количественную и качественную динамику его развития. Для создания благоприятной социально-экономической среды необходимы как общегосударственные, так и региональные программы поддержки малых предприятий. В связи с этим в регионах, согласно федеральному законодательству о развитии малого и среднего предпринимательства, были разработаны целевые программы, в рамках которых реализуется комплекс мер по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса.
В Тульской области, как и во всех регионах России, данное направление работы начиналось с создания правового поля для деятельности малого и среднего бизнеса [4]. Тульской областной Думой было принято большое количество законопроектов, направленных на оказание помощи предпринимателям региона. За последние десять лет были реализованы четыре Целевые программы, которые выполнили поставленные в них задачи, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные.
По итогам 2015 года в Тульской области осуществляют деятельность более 58 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, охватывающих практически все виды экономической деятельности, в том числе более 37 тысяч индивидуальных предпринимателей, около 21 тысячи малых предприятий (включая микропредприятия) и 190 средних предприятий.
По оперативным данным в сфере МСБ занято более 183 тыс. человек или 27 % от общей численности занятых на предприятиях области.
По данным официальной статистики на 1 января 2015 года в регионе было зарегистрировано 36261 индивидуальных предпринимателей. Для сравнения: по состоянию на 1 января 2014 года в Тульской области было зарегистрировано 35239 индивидуальных предпринимателей, а ещё годом ранее - 41063 индивидуальных предпринимателя. Таким образом, после серьёзного спада, этот сектор экономики вновь продемонстрировал, по меньшей мере, количественный подъём [1].
Динамика качественного развития малого бизнеса отражается, прежде всего, в росте вклада малых предприятий в основные агрегированные экономические показатели. Основные показатели, характеризующие развитие СМСП, имеют положительную динамику. О вкладе малых предприятий в экономику области можно судить по следующим данным (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели деятельности малых предприятий (без микропредприятий) за 2015 год [5]
2015 г. 2014 г. Темп роста 2015 г. в % к 2014 г.
Оборот организаций (в действ. ценах, без НДС, акцизов и других аналогичных платежей), млн. рублей 130675,3 123730,5 105,6
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (в действующих ценах, без НДС, акцизов и других аналогичных платежей), млн. рублей 70604,5 66324,3 106,5
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в действ. ценах, без НДС, акцизов и других аналогичных платежей), млн. рублей 130755,9 122930,6 106,4
Инвестиции в основной капитал ( в действ. ценах), млн. рублей 7203,4 5894,4 122,2
Среднесписочная численность , тыс. человек 61,5 62,2 98,9
Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника, рублей 19848,2 18816,6 105,5
По данным Туластата по состоянию на 01.01.2016 на территории муниципального образования город Тула осуществляли финансово-хозяйственную деятельность 15679 малых предприятий, включая микропредприятия, из них 1355 малых предприятий, а также 16307 индивидуальных предпринимателей [6].
С начала текущего года количество малых предприятий, включая микропредприятия, увеличилось на 933 ед. или на 6,3%; в том числе количество микропредприятий - на 1035 ед. или на 7,8%; количество малых предприятий уменьшилось на 102 ед. или на 7,0%. Количество индивидуальных предпринимателей с начала 2015 года выросло на 89 ед. или на 0,5% [1]. Исходя из опыта западных стран, представляется целесообразным объединить статистику по малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в одну группу. Они схожи с точки зрения количественных категорий и особенностей организации и функционирования. При этом достаточно часто предприятия различных организационно-правовых форм переходят из одной формы в другую, например, в связи с изменениями, касающимися налогового законодательства.
Несмотря на количественное изменение числа предприятий, структура распределения их по видам экономической деятельности является достаточно устойчивой (рис.1).
Свыше 38 % представителей малого бизнеса в прошедшем году были заняты в сфере торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. На втором месте (24%) по количеству действующих малых предприятий это предприятия, связанные с операциями с недвижимостью, арендой и предоставление услуг, на третьем и четвертом местах - строительство (13%) и обрабатывающая промышленность (10%). На все остальные виды деятельности приходится менее 20 %.
Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов,
бытовых изделий; 38%
Прочие виды деятельности; 15%
13%
Обрабатывающие производства; 10%
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 24%
Рис.1. Структура распределения предприятий МСБ по видам экономической деятельности [6]
Особо следует отметить, что в промышленном регионе, а именно таким является Тульская область, доля малых предприятий, занятых в производстве по-прежнему остается небольшой, в 2015 году этот показатель составил 10,2 %.
Как отмечалось ранее, одним из направлений развития малого бизнеса в регионе, занятого в промышленности, является его «привязка» к крупным предприятиям, входящим в группу «потенциальных кластеров» (формирующихся), включающих в себя кластерные образования, в которых объединяются центры и ряд малых и средних предприятий с еще не устоявшейся системой коммуникативных взаимосвязей.
Кластер служит одним из реальных инструментов более быстрого развития предпринимательства, так как сокращает время поиска ресурсов, информации и идей, сокращает затраты на коммерциализацию нововведений, снижает уровень риска инвестиций [3]. Кластер формирует «питательную» среду для развития малого и среднего бизнеса, обеспечивая высокую степень специализации, существенно снижая барьеры выхода на рынки сбыта продукции. Наконец, развитие малых форм бизнеса необходимо и потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности, которую производят малые предприятия.
Положительными сторонами создания малого предприятия при головном предприятии являются:
- повышение гибкости в приспособлении к рыночным условиям;
- повышение трудовой дисциплины и рост производительности труда;
- более эффективное использование основных средств;
- снижение себестоимости продукции.
С другой стороны, есть и негативные последствия, в первую очередь это ограничение свободы поведения на рынке. С этой точки зрения их положение хуже, чем у полностью самостоятельных и независимых малых предприятий, так как они не могут столь же оперативно реагировать на изменения окружающей среды.
Главным фактором в решении вопроса о дальнейшем развитии малого бизнеса все же является его поддержка на региональном уровне [5]. В рамках оказания помощи малому и среднему бизнесу из средств госпрограммы в регионе в 2015 году более 6400 субъектов малого и среднего предпринимательства получили господдержку. По сравнению с 2011 годом количество получателей поддержки увеличилось более чем в 20 раз. В 2015 году в сфере малого и среднего предпринимательства создано 20419 новых рабочих мест и по оценке создано 5 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. На 2016 год установлен план по созданию 20111 новых ра-
бочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства и дополнительно 5 тысяч высокопроизводительных рабочих мест.
В рамках государственной программы Тульской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области», утвержденной постановлением правительства Тульской области от 30 октября 2013 г. № 602, реализуется более 20 мер поддержки. Общий объем выделенных средств на поддержку малого и среднего предпринимательства в 2015 году составил более 301,6 млн. рублей, в том числе из бюджета Тульской области — 76,2 млн. рублей.
Для оказания господдержки МСБ привлечены средства федерального бюджета в объеме порядка 200 млн. рублей, в том числе более 15 млн. руб. сверх установленного лимита [1].
По объему установленного лимита Тульская область занимает 4 место среди 18 субъектов ЦФО (после Москвы, Московской и Воронежской областей).
Наш регион вошел в 15 субъектов РФ, допущенных конкурсной комиссией Минэкономразвития России, к участию в распределении дополнительных средств федерального бюджета по 100%-му исполнению обязательств и показателей эффективности реализации программы поддержки малого и среднего предпринимательства по итогам 2013 года.
В 2015 году средства федерального бюджета освоены в 100 % объеме, а средства бюджета Тульской области - в объеме 99,3%.
Таблица 2
Общий объем финансирования Госпрограммы (млн. руб.)
Федеральный бюджет 193,8
Бюджет тульской области 76,2
Бюджет муниципальных образований 6,2
Внебюджетные источники 25,4
■ Федеральный бюджет Бюджет тульской области
■ Бюджет муниципальных образований Внебюджетные источники
Рис.2. Структура финансирования Госпрограммы
182
В 2015 году впервые реализовывались следующие мероприятия государственной поддержки:
1) организованы специальные программы обучения для начинающих предпринимателей («Точка входа» и основы предпринимательской деятельности);
2) на базе Центра поддержки предпринимательства организована регистрация индивидуальных предпринимателей и формирование пакета учредительных документов для регистрации юридического лица;
3) в целях популяризации и формирования положительного образа предпринимателя проведен Региональный этап Национальной предпринимательской премии «Бизнес-успех» по Центральному федеральному округу, в котором приняли участие более 1 000 человек;
4) специальные меры поддержки СМСП, занятых в сфере сельского хозяйства и капремонта многоквартирных домов;
5) заключено Соглашение о совместной реализации мероприятий, направленных на развитие МСБ с 5 муниципальными фондами поддержки малого и среднего предпринимательства;
6) сокращен пакет документов для подачи заявки и уменьшен срок рассмотрения заявок с 30 до 17 рабочих дней
Осуществляется постоянное взаимодействие со средствами массовой информации по вопросу создания благоприятных условий развития бизнеса в регионе, о видах господдержки, а также о деятельности комитета.
За 2015 год был подготовлен и вышел в эфир региональных телеканалов 31 телевизионный сюжет, размещено 28 публикаций в печатных СМИ, обеспечено 1830 выходов аудиороликов в эфире популярных радиостанций. Героями материалов стали около 100 бизнесменов. На 3 городских видеоэкранах транслировался 1 ролик, на 2 информационных щитах -5 баннеров с информацией о мерах господдержки.
Для обеспечения общедоступности на официальном сайте комитета, ЦПП, ТОФПМП на постоянной основе размещается данная информация, а также новости и анонсы мероприятий.
Государственная программа Тульской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области» является эффективным инструментом региональной политики, направленной на развитие реального сектора экономики [2].
По итогам 2015 года государственную поддержку получили 6406 СМСП (финансовая - 379 СМСП, консультационная - 2323 СМСП, информационная - 55 СМСП, образовательная - 1431 СМСП, на уровне муниципальных образований (администрации, муниципальные фонды, выездные мероприятия) - 2218 СМСП) [2].
Все реализованные и намеченные к реализации меры государственной поддержки малого бизнеса в Тульской области направлены на увеличение количества рабочих мест в сфере бизнеса к 2020 году с 6813 единиц
до 12555 единиц. Плановый показатель 2015 года выполнен на 124,6 % и составил 20419 новых рабочих мест.
Список литературы
1. Вклад малых предприятий в экономику Тульской области. Аналитическая записка // Туластат. Т., 2015/ 16 с.
2. Государственная программа Тульской области «Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области на 2014-2020 гг.»
3. Романовская Н.Н., Ромицына Г.А. Кластерный подход как фактор инновационно- промышленного развития региона // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2014. № 1. С. 157-160.
4. Ромицына Г.А. К вопросу создания инновационной инфраструктуры в регионе. //Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 59. С. 71-75.
5. Фомичева И.В. Практика и проблемы привлечения инвестиций российскими малыми предприятиями // Научные исследования и разработки. Экономика. 2014. Т. 2. № 5. С. 47-54.
6. Официальный сайт Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области (ТУЛАСТАТ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tulastat.gks.ru/
7. Официальный сайт Ресурсного Центра малого предпринимательства РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: rcsme.ru/ru/news/show
Ромицына Галина Афанасьевна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова»,
Романовская Наталья Николаевна, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Тула Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал)
SMALL BUSINESS: PROGRAM SUPPORT AND GROWTH POINTS G.A. Romicyna, N.N. Romanovskaya
The article describes the State of development of small and medium-sized enterprises in the Tula region, forms and methods of support within the framework of regional long-term target program «Development of small and medium-sized businesses in the Tula region» in 2014-2020 years.
Keywords: small business, small businesses, individual entrepreneurs, forms of State support, development trends, employment structure, clusters
Romicyna Galina Afanasievna, candidate of economy science, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula branch in the FEDERAL DISTRICT to them. G.V. Plehanova»,
Romanovskaya Natalia Nikolaevna, art. Lecturer, [email protected], Russia, Tula, Tula branch financial University under the Government of the Russian Federation