Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
задачи / опрос / патриотизм / патриотическое воспитание / проблемы / студенческая молодежь / тенденции / цель / tasks / survey / patriotism / patriotic education / problems / student youth / trends / goal

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Н. Томилин, Л П. Ильченко, Н С. Касимова

Патриотизм как социальное явление свойственен для каждого государства и каждой личности. Его уровень у населения зависит от многих внутренних и внешних факторов, стабильности (политической и экономической) и справедливости в стране, наличия действенной системы по его формированию у граждан, особенно у подрастающих поколений, студентов и др. Вместе с тем для воспитательно-патриотической деятельности со студенческой молодежью характерно наличие ряда проблем и тенденций как положительной, так и негативной направленности. Авторы статьи сосредоточили свое внимание на их объективном анализе и систематизации. Цель публикации – ознакомить педагогическую общественность нашей страны с имеющимися проблемами и тенденциями в сфере воспитательно-патриотической деятельности с отечественной студенческой молодежью. В интересах проводимого исследования была применена совокупность педагогических методов: анализ научных источников и государственных документов, относящихся к патриотической работе, контент-анализ научной и справочной литературы, систематизация, конкретизация. Предложены пути преодоления проблем и негативных тенденций формирования студентов и курсантов как патриотов нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Н. Томилин, Л П. Ильченко, Н С. Касимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS AND TRENDS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Patriotism as a social phenomenon is peculiar to every state and every individual. Its level among the population depends on many internal and external factors, stability (political and economic) and justice in the country, the availability of an effective system for its formation among citizens, especially among younger generations, students, etc. At the same time, educational and patriotic activities with the youth are characterized by the presence of a number of problems and trends of both positive and negative orientation. The authors of the article focused on their objective analysis and systematization. The task of the paper is to familiarize the pedagogical community of our country with the existing problems and trends in the field of educational and patriotic activities with the students of Russia. The research uses a set of pedagogical methods: analysis of scientific sources and government documents related to patriotic work, content analysis of scientific and reference literature, systematization, concretization. The ways of overcoming the problems and negative trends in the formation of students and cadets as patriots of our country are proposed.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

6. Социально-педагогическая функция, обусловливающая социальную роль профпереподготовки, ее зависимость от социально-экономического развития общества и обеспечивающая дополнительные возможности получения новой специальности за сравнительно короткий период обучения.

Принимая во внимание вышеуказанные функции, ЦДПП уже разработал и предлагает сегодня ряд дистанционных курсов профессиональной переподготовки по техническим и гуманитарным специальностям, востребованным и в нашем, и в других регионах. Анализ географии слушателей, прошедших обучение, и накопленный за это время опыт позволяют говорить о целесообразности дальнейшего развития Центра. Конечно, это предполагает расширение штата, специальностей, направлений, увеличение финансирования, но всё перечисленное обусловлено поставленной целью и направлено на эффективную организацию и качественную реализацию процессов профессиональной переподготовки в дополнительном профессиональном образовании.

Библиографический список

Непрерывная подготовка кадров для современной экономики рассматривается как один из стратегических ориентиров государства. В этой связи проведён анализ существующей системы дополнительного профессионального образования, решены поставленные задачи, заключавшиеся в анализе закономерностей её организации. Цифровая экономика сегодня в значительной степени расширила возможности непрерывной подготовки кадров, в том числе в дистанционном формате. Принимая во внимание данный факт, были выделены и обоснованы организационно-педагогические условия для организации дистанционной формы обучения. Показано, что использование современных, в том числе цифровых, образовательных технологий, а также учёт специфических особенностей и механизмов дистанционного обучения в профессиональной переподготовке позволит повысить качество такой формы обучения. Диплом установленной формы, зарегистрированный в федеральном реестре, позволяет выпускникам курсов конкурировать на рынке труда, несмотря на быстрые темпы развития разных отраслей производства.

1. Варламова Т.А., Гохберг Л.М., Озерова О.К. и др. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник. Москвуа: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023.

2. Пленарное заседание XXVI Петербургского международного экономического форума. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71445

3. Владиславлев А.П. Непрерывное образование. Проблемы и перспективы. Москва, 1978.

4. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. Москва: ПЭР СЭ, 2003.

5. Философский словарь. Москва: Политиздат, 1980.

6. Трегубова Л.Б. Развитие системы маркетинговых технологий в дополнительном педагогическом образовании. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург 2014.

7. Макашина И.И., Маричев И.В. Методолого-теоретические основы становления и развития морского образования в России (историко-педагогический анализ). Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2020.

References

1. Varlamova T.A., Gohberg L.M., Ozerova O.K. i dr. Obrazovanie v cifrah: 2023: kratkij statisticheskij sbornik. Moskvua: ISI'EZ VSh'E, 2023.

2. Plenarnoe zasedanie XXVI Peterburgskogo mezhdunarodnogo 'ekonomicheskogo foruma. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71445

3. Vladislavlev A.P. Nepreryvnoe obrazovanie. Problemy iperspektivy. Moskva, 1978.

4. Zmeev S.I. Andragogika: osnovy teoriiitehnologiiobucheniya vzroslyh. Moskva: PER S'E, 2003.

5. Filosofskij slovar'. Moskva: Politizdat, 1980.

6. Tregubova L.B. Razvitie sistemy marketingovyh tehnologij v dopolnitel'nompedagogicheskom obrazovanii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2014.

7. Makashina I.I., Marichev I.V. Metodologo-teoreticheskie osnovy stanovleniya irazvitiya morskogo obrazovaniya vRossii(istoriko-pedagogicheskijanaliz). Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2020.

Статья поступила в редакцию 01.02.24

УДК 378.01

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

Ilchenko L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov (Simferopol),

E-mail: larisa.ilchencko@yandex.ru.

Kasimova N.S., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

ABOUT SOME PROBLEMS AND TRENDS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS. Patriotism as a social phenomenon is peculiar to every state and every individual. Its level among the population depends on many internal and external factors, stability (political and economic) and justice in the country, the availability of an effective system for its formation among citizens, especially among younger generations, students, etc. At the same time, educational and patriotic activities with the youth are characterized by the presence of a number of problems and trends of both positive and negative orientation. The authors of the article focused on their objective analysis and systematization. The task of the paper is to familiarize the pedagogical community of our country with the existing problems and trends in the field of educational and patriotic activities with the students of Russia. The research uses a set of pedagogical methods: analysis of scientific sources and government documents related to patriotic work, content analysis of scientific and reference literature, systematization, concretization. The ways of overcoming the problems and negative trends in the formation of students and cadets as patriots of our country are proposed.

Key words: tasks, survey, patriotism, patriotic education, problems, student youth, trends, goal

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

Л.П. Ильченко, д-р пед. наук, доц., ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь,

E-mail: larisa.ilchencko@yandex.ru

Н.С. Касимова, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Патриотизм как социальное явление свойственен для каждого государства и каждой личности. Его уровень у населения зависит от многих внутренних и внешних факторов, стабильности (политической и экономической) и справедливости в стране, наличия действенной системы по его формированию у граждан, особенно у подрастающих поколений, студентов и др. Вместе с тем для воспитательно-патриотической деятельности со студенческой молодежью характерно наличие ряда проблем и тенденций как положительной, так и негативной направленности. Авторы статьи сосредоточили свое внимание на их объективном анализе и систематизации. Цель публикации - ознакомить педагогическую общественность нашей страны с имеющимися проблемами и тенденциями в сфере воспитательно-патриотической деятельности с отечественной студенческой молодежью. В интересах проводимого исследования была применена совокупность педагогических методов: анализ научных источников и государственных документов, относящихся к патриотической работе, контент-анализ научной и справочной литературы, систематизация, конкретизация. Предложены пути преодоления проблем и негативных тенденций формирования студентов и курсантов как патриотов нашей страны.

Ключевые слова: задачи, опрос, патриотизм, патриотическое воспитание, проблемы, студенческая молодежь, тенденции, цель

После длительного забвения, игнорирования и принижения патриотизм в России триумфально возвращается на свое достойное и заслуженное место как величественная, уникальная и востребованная национальная идея, надежный скреп государства, консолидирующая сила всего многонационального народа.

Особенно патриотизм русского народа активно проявлялся в годы тяжких испытаний, в ходе нашествия врагов и агрессоров, которые желали поработить страну, овладеть её богатствами и ресурсами. Именно патриотизм спасал страну на переломных этапах истории, при смене государственного строя, стратегических и

волюнтаристских ошибках руководства государства, неверного, ошибочного выбранного политического курса (опричнина, перестройка и др.).

Ныне патриотизм исследуется многими науками (философия, политология, психология, педагогика, социология, этнология, военная наука и др.), а также значительным отрядом ученых и исследователей, политиков, преподавателей и воспитателей. Его трактовка изобилует разнообразными взглядами, подходами, концепциями, интерпретациями и научными дефинициями. Обобщая многочисленные авторские подходы, можно утверждать, что патриотизм студента представляет собой интегральное качество молодого гражданина, в основе которой любовь к России и российскому народу, стремление к добросовестному служению Отечества и его защите от врагов и агрессоров, законопослушное поведение.

Сегодня Интернет и социальные сети наводнены колоссальным количеством как добросовестных материалов (монографий, учебных пособий, статей, эссе и др.), так и фальсифицированных материалов и документов, фейками враждебного и разрушительного содержания, что требует от каждого пользователя взвешенного и критического подхода к восприятию и применению любой информации.

Учеными установлено, что историческая ситуация, конкретный период жизни и деятельности народа специфически отражается на патриотическом воспитании, но оно всегда направлено на сохранение суверенитета России и её территории.

Наряду с этим в стране есть определенные силы, представители которых негативно отзываются о патриотизме, манкируют и пренебрегают его мобилизующей и консолидирующей силой, позиционируют его как пережиток коммунистической формации или пристанище и удобная форма «существования негодяев» [1].

Кроме того, часть студенческой молодежи уклоняется от воспитательно-патриотической деятельности, игнорирует патриотические мероприятия, не принимает участия в волонтерской работе.

Проведенный опрос студентов вуза показал, что 73% никогда не читали книги патриотической направленности; 62% не смотрят художественные фильмы о Великой Отечественной войне; 59% не посещают уроки мужества и подобные мероприятия.

Вышеизложенное подтверждает актуальность выбранной темы.

Цель исследования: на основе анализа публикаций российских ученых установить и систематизировать современные тенденции и проблемы, свойственные теории и практики патриотического воспитания студенческой молодежи нашей страны.

Задачи исследования:

- провести контент-анализ научной литературы, относящейся к патриотическому воспитанию с целью уточнения сущности данного феномена;

- изучить и проанализировать современные диссертационные работы, посвященные исследованию научных задач, относящихся к сфере формирования студентов-патриотов;

- определить современные проблемы и характерные тенденции, свойственные практике воспитания патриотов в высших учебных заведениях;

- выявить наиболее конструктивные пути улучшения патриотического воспитания студенческой молодежи.

Научная новизна: реализована новая научная идея об обобщении и группировки важнейших проблем и тенденций, свойственных патриотическому воспитанию современной студенческой молодежи.

Теоретическая значимость заключается в том, что теория педагогики обогащена обоснованной совокупностью тенденций и проблем, свойственных воспитательно-патриотической работе со студентами и курсантами.

Практическая значимость предусматривает успешное применение предложенного комплекса проблем и тенденций для новых теоретических исследований, а также для практики воспитания патриотов современной демократической России.

Методы исследования: анализ научных источников и государственных документов, относящихся к воспитательно-патриотической работе; контент-анализ научной и справочной литературы; опрос, констатация; обобщение; конкретизация; систематизация; группировка.

Проведенный контент-анализ научной литературы позволил установить наличие более 100 определений понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание». В данном исследовании мы будем придерживаться дефиниций, предложенных в руководящем документе - Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации [2].

Проблематика патриотизма, его специфика, структура, особенности и механизмы формирования, динамика развития, характерные черты, тенденции и другие аспекты постоянно изучаются отечественными учеными и исследователями. В теоретическом плане значимый вклад в изучение патриотизма и специфики патриотического воспитания внесли такие ученые, как философы В.И. Лутови-нов, С.Ю. Иванова и др., педагоги А.К. Быков, А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев и др., социологи М.А. Ешев, С.П. Куликов и др. Ученые отмечают следующее:

- в России в последние десятилетия патриотизм подвергается серьезным испытаниям и проверкой временем. У части современной молодежи наблюдается неадекватное отношение к патриотизму;

- патриотизм трактуется разнообразно: прежде всего, он понимается как ценность личности; к нему относятся как к современной идеологии государства;

многие исследователи позиционируют его как базовое качество гражданина; как личное, интегральное качество. Такое широкое трактование сущности патриотизма в каком-то плане затрудняет его осознание, выработку верного отношения и правильное применение на практике. Поэтому его формирование у студенческой молодежи требует постоянной, систематизированной и целеустремленной работы.

Анализ нормативно-правовой базы воспитательно-патриотической деятельности показывает, что патриотическое воспитание:

- является одним из краеугольных вопросов развития современной России;

- важнейшее направление государственной политики в нашей стране;

- является приоритетным направлением деятельности всех отечественных образовательных учреждений;

- это сфера постоянного внимания теоретиков и практиков формирования патриотов;

- основа для формирования гражданской позиции студенческой молодежи.

Изучение научных публикаций показывает, что теме совершенствования практики патриотического воспитания российской молодежи посвящены работы таких исследователей, как ПВ. Агапова, Т.И. Алиев, А.К. Быков, А.Н. Варщиков, М.А. Егоров, М.Ю. Корнилова, М.Б. Кусмарцев, А.А. Мирзаев, С.Н. Томилина и др. Данные авторы отмечают следующее:

- патриотическое воспитание есть логически продуманное, спланированное и реализованное воздействие на воспитанника в интересах формирования его как патриота и защитника Отечества. Оно служит в качестве важного и надежного инструмента упрочения взаимосвязей между старшим и младшим поколениями, реализации на деле принципа преемственности;

- цель патриотического воспитания студенческой молодежи - привитие каждому обучающемуся позитивных ценностей и патриотических качеств, потребных для ответственной службы на благо своей страны, защиты её границ и интересов.

Теоретический анализ работ российских ученых показывает, что патриотическому воспитанию молодежи свойственны следующие особенности:

- понимается как целеустремленный процесс выработки у личности патриотического сознания, проявление которого свидетельствует о реальном отношении гражданина к Отечеству и своему народу;

- позволяет выработать у молодёжи определённый уровень сформированных патриотических качеств (низкий, средний, высокий);

- подтверждается целенаправленной физической и специальной подготовкой как основных компонентов готовности юношей к службе Отечеству в рядах его надежных защитников;

- требует наличия опыта патриотической и волонтерской деятельности.

В трудах известных ученых и молодых исследователей приводятся некоторые проблемы и тенденции, характерные для патриотического воспитания современной молодежи. Нами установлено, что научных работ, посвященных обобщению имеющихся проблем и тенденций в сфере воспитательно-патриотической работы, не имеется. Данный акт подтверждает необходимость такого теоретического исследования.

Обстоятельный анализ состояния патриотизма и патриотического воспитания россиян был произведен руководством страны в 2001 году, результатом которого стало принятие первой пятилетней целевой программы воспитательно-патриотической направленности [3]. В преамбуле к первой государственной программе политическое руководство страны признало наличие серьезных упущений в воспитательно-патриотической деятельности, её недооценку, что негативно сказалось на самом процессе формирования патриотизма у российского населения, их отношении к государству и проводимым преобразованиям, степени участия в укреплении экономической и оборонной мощи страны. Причинами такого состояния дел стали ошибочный отказ от патриотизма, игнорирование его мобилизующей и консолидирующей силы, распад экономики страны, разъединение социума на богатых и бедных, утрата воспитательного потенциала отечественных духовных ценностей.

В данной целевой программе изложены существующие проблемы воспитания россиян как патриотов Отечества:

- негативное воздействие значимой части СМИ на патриотическое сознание граждан;

- падение воспитательного влияния объектов российской культуры, театра и кино, предлагающих образцы для подражания низкого качества, негативного отношения к патриотизму;

- падение уровня патриотического сознания российским социумом;

- углубление негативных проявлений национального вопроса, активизация национализма и шовинизма;

- отрицательное восприятие интернационализма.

Программа указывает на наличие преобладающих тенденций:

- разрушение в обществе основ российского патриотизма;

- культивирование негативных качеств и потребительства у россиян;

- снижение престижа государственной и военной службы.

В научных трудах отечественных ученых и исследователей также приведены некоторые проблемы и тенденции, свойственные для сегодняшней практики патриотического воспитания.

Так, С.Н. Томилина и С.В. Манецкая выделяют следующие тенденции современного патриотизма позитивного характера [4]: а) направленность как на консолидацию российского социума и возрождение России, так и на эффективное воспитание граждан; б) очевидный подъем патриотизма россиян, связанный с возвратом Крыма. К проблеме воспитательно-патриотической деятельности, по мнению авторов, относятся наличие широкого диапазона мнений россиян о патриотизме и его сущности; разнополярность суждений молодежи о патриотическом воспитании и его целесообразности; недооценка патриотизма как важного фактора социума и компонента общественного сознания частью российской элиты и культуры некоторыми представителями СМИ и науки. Т.А. Алиев [5] выделяет следующие проблемы: наличие существенного и разнообразного количества дефиниций понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание», что затрудняет уяснение их сущности молодыми людьми; слабое использование в практике воспитательной работы потенциала аксиологического подхода. М.Ю. Корнилова и А.Н. Томилин [6] акцентируют внимание на следующие проблемы: незнание молодежью истории своей страны, родного края и города, а также своих корней; непонимание молодежью роли и значения России в мире; подверженность молодежи влиянию западных культурных ценностей. А.А. Мирзаев [7] подчеркивает, что ныне на первый план в области патриотического воспитания выходит проблема информационного противоборства и обеспечения информационной безопасности. По мнению М.А. Егорова [8], на процесс формирования патриотизма негативное влияние оказывает отсутствие должного критического мышления у значительной части российской молодежи. М.Ю. Корнилова [9] в своем исследовании говорит, что главной тенденцией современного патриотического воспитания курсантов является целенаправленная ориентация воспитательной работы, проводимой в морских образовательных организациях, на формирование студентов как патриотов России на основе регионального компонента, истории и традиции малой Родины, в том числе городов-героев. Согласно взглядам А.А. Калекина [10], к проблемам воспитательно-патриотической работы с молодежью следует отнести слабое использование ресурсов отечественной культуры, искусства, литературы, театра и т. д.

Вышеприведенный теоретический анализ позволяет резюмировать, что практически все авторы в своих исследованиях приводят разнообразные тенденции и проблемы, которые в основном характерны для конкретного авторского исследования.

Изучение и анализ научной литературы и авторских подходов [4-12] дают нам возможность определить и сгруппировать:

1. Основные современные тенденции патриотического воспитания молодежи:

а) положительной направленности:

- наличие устойчивой направленности воспитательно-патриотической деятельности, проводимой в нашем государстве;

- активная государственно-патриотической позиция руководящих кадров России;

- рост популярности патриотизма и подъем патриотических настроений у граждан России, что обусловлено возвращением Крыма, ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей в состав Российской Федерации;

- воспитание граждан-патриотов реальными, конкретными делами и поступками, подтверждающими любовь к Отечеству;

- творческое использование в патриотическом воспитании потенциала всех отечественных ценностей, их сохранение и укрепление;

- вырабатывание у студенческой молодежи взвешенно-критического отношения к информационным потокам, аналитического и критического отношения к информации, содержащейся в Интернете, СМИ и социальных сетях;

- действенность военно-патриотического воспитания по формированию у студенческой молодежи желания проходить действительную воинскую в силовых структурах государства;

б) отрицательной направленности, характеризующиеся:

- поверхностным отношением к подготовке и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма, что существенно снижает качество и эффективность патриотического воспитания и формирования высоких духовно-нравственных качеств у студенческой молодежи;

- децелерацией молодежи, приверженности незрелой молодежи к западным ценностям и западному образу жизни, формированием стремления к переезду в западные страны на постоянное место жительства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

- вбросом в информационное пространство фальсифицированных материалов и фейков о ходе боевых действий на Украине, ее целях, задачах, участниках, результатах проводимой военной операции;

- разрушительной деятельностью некоторых отечественных СМИ, Интернета, социальных сетей, театра и кино, известных личностей, популяризирующих праздный образ жизни, потребительство, аморальное и разгульное поведение, свободную любовь, проституцию, агрессивность, употребление наркотических средств, алкогольных напитков.

2. Основные проблемы воспитательно-патриотической работы с молодежью:

- наличие духовного кризиса в душах юношей и девушек;

- несформированность системы духовных ценностей и позитивных патриотических ориентиров;

- слабый уровень организованности и взаимодействия между заинтересованными сторонами и воспитателями в целях формирования патриотизма, гражданственности и национального самосознания у студентов;

- отсутствие собственной целостной государственной идеологии воспитания патриотизма как чувства любви к Родине и Отечеству, исключающей формализм и шаблонность в воспитательно-патриотической деятельности на всех уровнях, в том числе и у многих преподавателей и воспитателей;

- недостаточное и порой неумелое применение традиционных и конструирование новых педагогических технологий, проектов, инструментариев и механизмов воспитания патриотов;

- фрагментарность системы стимулирования участия студенческой молодежи в патриотической и волонтерской деятельности [11].

Решение имеемых проблем и тенденций негативной направленности требуют реализации следующих мер:

- придать патриотизму в России статус официальной государственной идеологии специальным решением лидера государства (Указ Президента РФ) или руководителя правительства (постановление Правительства РФ), что обеспечит не только уважительное отношение, но и сдерживание действий разрушительных сил и клеветнических высказываний представителей «пятой колоны»;

- законодательно пресечь деструктивную пропаганду в СМИ, Интернете и социальных сетях, формирующую негативное отношение к государству, его истории, культуре, традициям, образу жизни, армии и службе в её рядах;

- всемерно развивать волонтерское движение студенческой молодежи [12];

- стимулировать интерес молодежи к истории, культуре и традициям России;

- образовать в учреждениях высшего и среднего образования патриотические союзы студенческой молодежи как организаций, содействующих делу воспитания патриотов, их морально-психологической и физической подготовке к армейской службе, защите страны;

- популяризировать традиционные российские духовно-нравственные ценности (жизнь, достоинство, права и свободы человека; патриотизм; высокие нравственные идеалы, крепкая семья; приоритет духовного над материальным; коллективизм; историческая память и преемственность поколений);

- формировать у каждого юноши и девушки активно-деятельную жизненную и гражданскую позицию, проявляемую в результативном труде и учебе, патриотических действиях и законопослушном поведении;

- во всех учебных заведениях (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах) внедрить плановое и систематизированное изучение теоретических основ российского патриотизма, что обеспечит уяснение каждым молодым человеком сущности, важности и потребности данного феномена для страны, государства, народа, коллектива, личности;

- активизировать во всех вузах воспитание толерантности и уважения к представителям других народов и религий.

Таким образом, в современных условиях патриотическое воспитание молодежи является одной из наиважнейших проблем, имеющих стратегическое значение для экономического процветания страны, укрепления ее безопасности и оборонной мощи. Процесс воспитания студентов и курсантов как патриотов Отечества требует объединения усилий всех государственных структур, семьи, русской православной церкви и организаций патриотической направленности.

В данной работе обобщены и сгруппированы основные тенденции и проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи высшей школы. Знание основных тенденций и проблем патриотического воспитания студенческой молодежи - необходимое условие как для исследователя, так и для организаторов воспитательно-патриотической деятельности с этой категорией россиян.

Концепцияпатриотическоговоспитания фажданРоссийскойФедерацииЛаУаЫеа1 https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1704130866&tld=ru&lang=ru&name=Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossyskoj-Federatsii

Патриотизм - последнее прибежище негодяя. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Патриaтизм_—_последнее_прибежище_неroдяя Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2015 гг. Государственная программа. Available at: http://government.ru/docs/all/38117/ Томилина С.Н., Манецкая С.В. Современный патриотизм: сущность и проблемы. Available at: https://cyberleninka.ru/

Алиев Т.А. Государственно-патриотическое воспитание сотрудников правоохранительных органов и специальных служб России на основе аксиологического подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2023.

Корнилова М.Ю., Томилин А.Н. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017.

Мирзаев А.А. Патриотическое воспитание студентов вуза в условиях информационного многообразия. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2018.

8. Егоров М.А. Формирование патриотических качеств военнослужащих на основе развития критического мышления. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2020.

9. Корнилова М.Ю. Патриотическое воспитание курсантов морского вуза на традициях города-героя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2017.

10. Калекин А.А. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза на основе культурологического подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2019.

11. Томилин А.Н., Томилина С.Н., Хекерт Н.Е. Стимулирование как важнейший метод активизации воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 102-105.

12. Томилин А.Н., Мамедова Л.Ф. Педагогические условия формирования профессионального патриотизма у будущих специалистов морского транспорта. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 248-251.

References

1. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1704130866&tld =ru&lang=ru&name=Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospiteniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii

2. Patriotizm - poslednee pribezhische negodyaya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Patriotizm_-_poslednee_pribezhische_negodyaya

3. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2001-2015 gg. Gosudarstvennaya programma. Available at: http://government.ru/docs/all/38117/

4. Tomilina S.N., Maneckaya S.V. Sovremennyjpatriotizm: suschnost'iproblemy. Available at: https://cyberleninka.ru/

5. Aliev T.A. Gosudarstvenno-patrioticheskoe vospitanie sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov i special'nyh sluzhb Rossii na osnove aksiologicheskogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2023.

6. Kornilova M.Yu., Tomilin A.N. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2017.

7. Mirzaev A.A. Patrioticheskoe vospitanie studentov vuza v usloviyah informacionnogo mnogoobraziya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2018.

8. Egorov M.A. Formirovanie patrioticheskih kachestv voennosluzhaschih na osnove razvitiya kriticheskogo myshleniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2020.

9. Kornilova M.Yu. Patrioticheskoe vospitanie kursantov morskogo vuza na tradiciyah goroda-geroya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2017.

10. Kalekin A.A. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennogo vuza na osnove kul'turologicheskogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2019.

11. Tomilin A.N., Tomilina S.N., Hekert N.E. Stimulirovanie kak vazhnejshij metod aktivizacii vospitatel'no-patrioticheskoj deyatel'nosti s uchaschejsya molodezh'yu. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 102-105.

12. Tomilin A.N., Mamedova L.F. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u buduschih specialistov morskogo transporta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 248-251.

Статья поступила в редакцию 13.02.24

УДК 372.87:75.022

Nekhvyadovich L.I., Doctor of Art Criticism, Professor, Department of Cultural Studies and Design, Director-Deputy Rector of the Institute of Humanities,

Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: lar.nex@yandex.ru

Turganbaeva Sh.S., Doctor of Art Criticism, Professor, International Educational Academy"Kazakh Head Architectural and Civil Engineering Academy"

(Almaty, Kazakhstan), E-mail: shahizada08@mail.ru

Chernyaeva I.V., Cand. of Art Criticism, Senior Lecturer, Head of Department of Arts, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: gurkina-22@mail.ru

WATERCOLOR IN THE SYSTEM OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF CREATIVE TRAINING: THE EXPERIENCE OF ARTIST-TEACHER TOKKOZHI KOZHAGULOV. The article examines the role of watercolor painting in the formation of professional competencies of students studying in creative areas of training, using the example of the experience of the artist-teacher Tokkozhi Kozhagulov. The authors analyze the specifics of watercolor technique, its capabilities and difficulties, as well as features of methodology for teaching watercolor painting developed by T. M. Kozhagulov. The work presents examples of portraits made by T.M. Kozhagulov, which illustrate his masterful use of watercolor techniques and his approach to creating portraits. Watercolor painting is a valuable tool for developing the professional competencies of students studying in creative areas of training. Experience T. M. Kozhagulova helps students develop the knowledge and skills in the field of drawing, painting, composition, ceramics and sculpture necessary to create an artistic image and implement it using various artistic materials and means of expressing artistic ideas.

Key words: professional competencies, artist-teacher, higher art education, historical images, fine arts, realistic traditions

Л.И. Нехвядович, д-р искусствоведения, проф., директор - зам. ректора Института гуманитарных наук Алтайского государственного

университета, г. Барнаул, E-mail: lar.nex@yandex.ru

Ш.С. Турганбаева, д-р искусствоведения, проф., Международная образовательная академия «Казахская головная архитектурно-строительная

академия», г. Алматы, E-mail: shahizada08@mail.ru

И.В. Черняева, канд. искусствоведения, доц., зав. каф. искусств Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: gurkina-22@mail.ru

АКВАРЕЛЬ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: ОПЫТ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА ТОККОЖИ КОЖАГУЛОВА

В статье исследуется роль акварельной живописи в формировании профессиональных компетенций студентов, обучающихся по творческим направлениям подготовки, на примере опыта художника-педагога Токкожи Кожагулова. Авторы проводят анализ специфики акварельной техники, ее возможностей и сложностей, а также особенностей методики преподавания акварельной живописи, разработанной Т.М. Кожагуловым. В работе представлены примеры портретов, выполненных Т.М. Кожагуловым, которые иллюстрируют его мастерское владение акварельной техникой и подход к созданию портретов. Акварельная живопись - это ценный инструмент для развития профессиональных компетенций студентов, обучающихся по творческим направлениям подготовки. Опыт Т.М. Кожагулова помогает студентам сформировать знания и навыки в области рисунка, живописи, композиции, керамики и скульптуры, необходимые для создания художественного образа и его воплощения с использованием различных художественных материалов и средств выражения художественной идеи.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, художник-педагог, высшее художественное образование, исторические образы, изобразительное искусство, реалистические традиции

Работа подготовлена в рамках государственного задания Алтайского государственного университета, проект № 850000Ф.99.1.БН66АА04000 «Тюрко-монгольский мир «Большого Алтая»: единство и многообразие в истории и современности»

Система высшего художественного образования в Республике Казахстан имеет многолетнюю историю и прошла путь от первых художественных студий до современных университетов. В настоящее время в стране функционирует несколько десятков вузов, реализующих программы бакалавриата, магистратуры и PhD по различным направлениям подготовки в области изобразитель-

ного искусства, дизайна, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и других.

Научная литература, посвященная проблемам художественного образования в Казахстане, методике преподавания акварельной живописи, а также творчеству художника-педагога Токкожи Кожагулова, представлена в трудах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.