Научная статья на тему 'МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ МОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ МОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты / музей / морская образовательная организация / патриотизм / проблемы / студенческая молодежь / формирование / cadets / museum / maritime educational organization / patriotism / problems / student youth / formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.М. Дорофеев, Е.В. Хекерт, А.Н. Печников

В современных условиях музейная педагогика все больше укрепляет свои позиции в интересах патриотического воспитания всех категорий граждан нашей страны и особенно студенческой молодежи. Авторы данной научной статьи на основе взглядов отечественных и западных ученых раскрывают сущность и особенности музейной педагогики. Цель публикации – привлечь внимание широкой педагогическую общественности к воспитательному потенциалу музеев учебных заведений, конкретизировать их роль в социализации студентов, их инкультурации, формировании гражданской идентичности и патриотизма. При проведении настоящего исследования применены следующие педагогические методы: анализ современных научных источников; изучение и анализ нормативно-правовой базы музейной работы; контент-анализ справочной литературы о музейной деятельности; констатация; обобщение; конкретизация; систематизация. Приведена информация о музее морской образовательной организации и его деятельности, показаны направления работы музея, некоторые формы и методы работы с курсантской молодежью и посетителями. Раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования. Предложены пути активизации работы по качественному совершенствованию практики патриотического воспитания курсантов средствами музейной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSEUM AS A MEANS OF FORMING PATRIOTISM AMONG THE CADETS OF THE MARITIME EDUCATIONAL ORGANIZATION

In modern conditions, museum pedagogy is increasingly strengthening its position in the interests of patriotic education of all categories of citizens of Russia and especially students. The authors of the article, based on the views of domestic and Western scientists, reveal the essence and features of museum pedagogy. The objective of the publication is to draw the attention of the general pedagogical community to the pedagogical potential of museums of educational institutions, to specify their role in the socialization of students, their inculturation, the formation of civic identity and patriotism. The following pedagogical methods are used: analysis of modern scientific sources; study and analysis of the regulatory framework of museum work; content analysis of reference literature on museum activities; statement; generalization; concretization; systematization. Information about the museum of the maritime educational organization and its activities is provided, the directions of the museum’s work, some forms and methods of working with cadet youth and visitors are shown. The scientific novelty, theoretical and practical significance of the conducted research are revealed. The ways of intensifying work on the qualitative improvement of the practice of patriotic education of cadets by means of museum pedagogy are proposed.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ МОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 378.01

Dorofeyev E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia),

E-mail: 79180401222@yandex.ru

Heckert E.V., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

Pechnikov A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Department of Humanities and Socio-Economic

Disciplines, S.M. Budyonny Military Academy of Communications (Saint Petersburg, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

THE MUSEUM AS A MEANS OF FORMING PATRIOTISM AMONG THE CADETS OF THE MARITIME EDUCATIONAL ORGANIZATION. In modern conditions, museum pedagogy is increasingly strengthening its position in the interests of patriotic education of all categories of citizens of Russia and especially students. The authors of the article, based on the views of domestic and Western scientists, reveal the essence and features of museum pedagogy. The objective of the publication is to draw the attention of the general pedagogical community to the pedagogical potential of museums of educational institutions, to specify their role in the socialization of students, their inculturation, the formation of civic identity and patriotism. The following pedagogical methods are used: analysis of modern scientific sources; study and analysis of the regulatory framework of museum work; content analysis of reference literature on museum activities; statement; generalization; concretization; systematization. Information about the museum of the maritime educational organization and its activities is provided, the directions of the museum's work, some forms and methods of working with cadet youth and visitors are shown. The scientific novelty, theoretical and practical significance of the conducted research are revealed. The ways of intensifying work on the qualitative improvement of the practice of patriotic education of cadets by means of museum pedagogy are proposed.

Key words: cadets, museum, maritime educational organization, patriotism, problems, student youth, formation

Е.М. Дорофеев, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: 79180401222@yandex.ru

Е.В. Хекерт, д-р техн. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

А.Н. Печников, д-р пед. наук, д-р техн. наук, Военная академия связи имени С.М. Буденного, г. Санкт-Петербург, E-mail: mail@nsma.ru

МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА У КУРСАНТОВ МОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В современных условиях музейная педагогика все больше укрепляет свои позиции в интересах патриотического воспитания всех категорий граждан нашей страны и особенно студенческой молодежи. Авторы данной научной статьи на основе взглядов отечественных и западных ученых раскрывают сущность и особенности музейной педагогики. Цель публикации - привлечь внимание широкой педагогическую общественности к воспитательному потенциалу музеев учебных заведений, конкретизировать их роль в социализации студентов, их инкультурации, формировании гражданской идентичности и патриотизма. При проведении настоящего исследования применены следующие педагогические методы: анализ современных научных источников; изучение и анализ нормативно-правовой базы музейной работы; контент-анализ справочной литературы о музейной деятельности; констатация; обобщение; конкретизация; систематизация. Приведена информация о музее морской образовательной организации и его деятельности, показаны направления работы музея, некоторые формы и методы работы с курсантской молодежью и посетителями. Раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования. Предложены пути активизации работы по качественному совершенствованию практики патриотического воспитания курсантов средствами музейной педагогики.

Ключевые слова: курсанты, музей, морская образовательная организация, патриотизм, проблемы, студенческая молодежь, формирование

История отечественного флота (военно-морского и транспортного) богата славными событиями и героическими подвигами российских моряков, их самоотверженными поступками во славу Отечества. Однако проходят века и десятилетия, происходят существенные социально-политические трансформации, изменяются учебные программы, падает качество преподавания отечественной истории и многие важнейшие события в жизни страны, её вооруженных сил, транспортного флота, других сфер экономики и жизнедеятельности постепенно придаются забвению.

Актуальность темы обусловлена следующими факторами:

1. Возросшим интересом молодежи к отечественной истории, в том числе и истории мореплавания и морского транспорта.

России всегда славилась как великая морская держава, которой принадлежат великие морские открытия в Арктике, Антарктиде, на Дальнем Востоке и в Северной Америке. Имена прославленных моряков Семена Дежнева, Витуса Беринга, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Ивана Крузенштерна, Юрия Лисянского, Василия Головнина, Фаддея Беллинсгаузена, Михаила Лазарева хорошо известны российским и зарубежным морякам. Фамилии этих легендарных моряков увековечены на географических и морских картах.

История России богата и великими военно-морскими победами на море. Великую славу принесли нашей стране победы таких флотоводцев, как генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, генерал-аншеф князь М.М. Голицын, адмирал граф А.Г. Орлов, адмирал В.Я. Чичагов, адмирал Ф.Ф. Ушаков, адмирал Д.Н. Сенявин, контр-адмирал Л.П. Гейден, вице-адмирал П.С. Нахимов и др.

Легендарной славой покрыл себя экипаж брига «Меркурий» под командованием А.И. Казарского, одержавший победу в бою с двумя турецкими фрегатами.

Существенный вклад в Великую Победу над фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны внесли советские моряки. Имена таких подводных асов, как Александр Маринеско, Иван Травкин, Валентин Стариков, Николай Лунин, Магомед Гаджиев, знали все советские мальчишки.

Огромным воспитательным потенциалом обладает и история транспортного флота. Подвиги экипажей таких судов, как «Челюскин», «Белоруссия», «Кречет», «Майкоп», «Микоян», «Перекоп» и др., навсегда вошли в историю морского флота.

К сожалению, проходят годы, и многие исторические события и геройские подвиги российских моряков забываются под влиянием колоссальных информационных потоков. СМИ редко пишут о былинных героях, ярких событиях, великих морских открытиях.

Однако все исторические сведения, многие документы, фотографии, личные вещи героев и другие материалы имеются в экспозициях и хранилищах музеев. Современные музеи стали центрами гражданского и патриотического воспитания населения. Они имеют огромное значение для воспитания подрастающих поколений, особенно студенческой молодежи.

2. Активизацией процесса патриотического воспитания граждан и молодежи России.

Современная международная и военно-политическая обстановка настоятельно требует усиления воспитательно-патриотической деятельности, воспитания молодежи на легендарных победах и достижениях России, славных традициях и позитивных отечественных ценностях.

Нормативно-правовая база патриотического воспитания граждан Российской Федерации прямо указывает на необходимость усиления исторического компонента в воспитательно-патриотической деятельности со студенческой молодежью, применения для этого всего воспитательного потенциала музейной педагогики.

Опора на исторический компонент, воспитательный потенциал отечественных музеев важна и в связи с подготовкой к празднованию 80-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне и 330-летия Указа Петра I «Морским судам быть!».

3. Значимостью воспитательного потенциала музейных экспозиций и тенденцией роста количества посещений музеев нашими гражданами.

Международная организация ЮНЕСКО в 2021 году опубликовала информацию, согласно которой в мире действуют 104 000 музеев. По состоянию на конец 2021 года в нашей стране имелось 2 981 музей.

Статистические данные свидетельствует о динамике роста интереса граждан России к истории Отечества и музейным экспозициям. За последние 30 лет аудитория посетителей музеев увеличилась в 1,5 раза. В течение 2022 года 43% россиян посетили музеи хотя бы один раз. Самыми популярными музеями по посещаемости являются Эрмитаж (около 3 млн посетителей в год); Русский музей (2,65 млн посетителей); Третьяковская галерея (около 2 млн туристов) [1].

4. Потребностью в более результативном применении потенциала музея морского университета в интересах патриотического и профессионального воспитания курсантов.

Опрос, проведенный среди абитуриентов морского университета (август 2023), показал, что до 95% абитуриентов не знают даты основания Российского флота. 92% опрошенных не смогли перечислить основные великие победы

российских моряков; 84% не знают, кто такой Витус Ионассен Беринг; 79% не назвали ни одного великого морского открытия, произведенного российскими морскими исследователями. В ходе индивидуальных бесед с курсантами-судоводителями, обучающимися на первом курсе, было установлено, что по состоянию на 1 сентября 2023 года только 4% из них самостоятельно посетили музей вуза. Потенциал музея не используется в полную силу для повышения патриотизма курсантов. Полученные результаты опроса свидетельствуют о слабых знаниях курсантов в сфере истории отечественного флота и отсутствии интереса к экспозициям музея университета, что требует поиска путей актуализации воспитательно-патриотической деятельности с опорой на ресурсы и возможности музея морской образовательной организации.

Приведённые выше факторы подтверждают актуальность рассматриваемой темы.

Назначение музеев и основные цели их создания. Термин «музей» имеет древнегреческое происхождение (от греч. роиаоот - храм, святилище муз). В научных словарях и энциклопедиях слово «музей» трактуется как специализированное учреждение культуры и социальной памяти, которое осуществляет постоянный сбор, изучение, хранение и экспонирование значимых объектов, предметов и исторических документов, относящихся к сфере материальной и духовной культуре [2].

Из определений музея следует, что современный музей, это:

- организация, выполняющая значимую социальную миссию;

- важный институт образования;

- специальное место осуществления культурной и образовательной деятельности;

- учреждение, реализующее функцию пропаганды и популяризации истории и культуры российского народа;

- культурно-исторический феномен, вырабатывающий позитивные ценностные ориентации обучающихся в исторической действительности, содействующие формированию и развитию патриотизма личности.

В нашей стране музейная деятельность осуществляется на основе Федерального закона от 24 апреля 1996 года «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», который определяет следующие основные цели:

- осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

- хранение музейных предметов и музейных коллекций;

- выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;

- изучение музейных предметов и музейных коллекций;

- публикация музейных предметов и музейных коллекций [3].

Специфика современной музейно-педагогической деятельности проявляется в реализации следующих направлений:

- информационное (требует: а) осуществления целенаправленной передачи имеемых музеем знаний об истории, культуре и традициях Отечества; б) обеспечения систематизированной передачи полной и достоверной информации о предметах, событиях, явлении или процессах всем посетителям и обучающимся);

- обучающее (ориентирует на использование музея как важного звена образовательного процесса, реализации функции дополнительного образования, установления контакта и доверительного диалога между курсантами, студентами и музейными педагогами);

- творчески развивающее (направлено на: а) вовлечение обучающихся в различные виды деятельности музея (познавательная, поисковая, организаторская, творческая, репродуктивная и другие); б) установление тесного сотрудничества между обучающимися и педагогами музея в интересах развития интегральных и личностных качеств воспитанников);

- коммуникационное (предусматривает поддержку контактов и общение с аудиторией, предоставление им музейных услуг с учетом интересов потребителей);

- рекреационное (включают организацию проведения культурного и духовно-эстетического отдыха и досуга).

Цель исследования: уточнить сущность и особенности музейной педагогики, определить её роль в формировании патриотизма курсантской и студенческой молодежи, обучающейся в высшей морской школе.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать научную литературу по избранной теме, что позволит уточнить назначение музеев и специфику их воспитательной деятельности;

- определить воспитательный потенциал музейной педагогики, смысл применения музейных экспонатов в воспитательно-патриотической деятельности;

- определить основные направления деятельности музея транспортного флота, действующего в морской образовательной организации;

- уточнить роль музея морской образовательной организации в воспитательно-патриотической деятельности.

Методы исследования: анализ современных научных источников; изучение и анализ нормативно-правовой базы музейной работы; контент-анализ справочной литературы о музейной деятельности; констатация; обобщение; конкретизация; систематизация.

Существенный вклад в бережном сохранении истории транспортного флота Российской Федерации вносят и музеи морских образовательных организаций.

Тематика целенаправленного применения воспитательного потенциала музеев в интересах патриотического воспитания учащейся молодежи давно представляет интерес для ученых и исследователей. Только за последние десятилетия российскими педагогами были проведены ряд интересных и содержательных исследований, позволившие получить новые знания о воспитательном потенциале музейной педагогике, путях и условиях повышения уровня патриотизма молодежи на основе применения воспитательного потенциала музейной педагогики.

Так, в 2004 году Л.И. Ордуханян изучила возможности формирования патриотизма у студенческой молодежи средствами музейной педагогики. Через три года Т.П. Мышева проанализировала потенциал музейной педагогики в современном социокультурном образовательном контексте. В том же 2007 году А.С. Огоновская предложила новые сущностные идеи актуализации личности учащихся средствами музейной педагогики. Интересное исследование, посвященное формированию культурного опыта студентов в музейной образовательной среде, выполнила в 2006 году О.В. Субботина. В 2011 году М.В. Борисычева исследовала процесс формирования гражданственности студентов средствами музея колледжа.

Как видим, российские ученые изучают разнообразные аспекты использования воспитательного потенциала формирования и развития патриотизма у современной студенческой молодежи.

Однако, как показал целенаправленный библиографический поиск, тема формирования патриотизма средствами музейной педагогики у курсантов морских образовательных организаций никем ранее не исследовалась.

Поиск путей совершенствования воспитательно-патриотической деятельности с курсантами морской образовательной организации позволил обратить внимание на наличие колоссального воспитательного потенциала музейной педагогики.

Важным понятием, требующим своего уяснения, является определение «музейная педагогика». Рассмотрим суть данного феномена, его специфику и особенности.

Формирование музейной педагогики как отдельной сферы деятельности приходится на конец XIX - начало ХХ веков. Для тех лет характерно выделение индивидуальной и групповой работы с посетителями музеев в отдельное направление и сопровождение данного вида деятельности анализом и теоретическим осмыслением.

Изучение справочной литературы показывает, что у истоков зарождения теории музейной педагогики стоял немецкие ученые. Авторство термина «музейная педагогика» принадлежит педагогу и ученому Я.К. Фризену, который ввел его в научный оборот в 1934 году, понимая его как одну из областей деятельности, предусматривающую передачу культурного опыта в ходе педагогического процесса в условиях музейной среды.

В России музейная педагогика стала развиваться с 20-х годов ХХ века. К 1990 году музейная педагогика в России нашла своё достойное место, утвердилась в отечественном музееведении и стала активно развиваться. По сути, она представляет собой новую научную дисциплину, сутью которой является практическая культурно-образовательная деятельность.

В педагогических словарях музейная педагогика рассматривается как область науки, изучающая историю, специфику работы музеев, методы воздействия на посетителей, взаимодействие с разнообразными образовательными организациями [4].

Проведенный контент-анализ научной литературы позволил уточнить подходы отечественных ученых к данному феномену.

Изучение трудов А.Э. Воротниковой [5], Л.М. Кетовой [6], Л.М. Шляхтиной [7] показывает, что музей является существенным средством воспитания патриотов.

Так, А.Э. Воротникова, подчёркивает наличие колоссального образовательного и воспитательного потенциала у каждого музея, а также неограниченные возможности музейной педагогики, позволяющие развивать интерес личности обратившегося к истории Отчества и формировать на этой базе патриотизм. Автор выделяет три аспекта музейной педагогики: во-первых, она выступает в роли новой области научного знания, возникшей на стыке уже существующих дисциплин (психология, педагогика, краеведение, искусство, музееведение). Главной целью новой дисциплины стало установление связи между тремя элементами жизнедеятельности человечества (прошлое, настоящее, будущее) в интересах передачи социуму самого ценного и полезного из арсенала человечества; во-вторых, музейная педагогика обладает своеобразной ролью в образовании и воспитании обучающихся, так как она дает явную возможность каждому человеку творчески взаимодействовать с экспонатами музея и расширять своё мировоззрение, обогащать знания, укреплять убеждения и развивать аналитическое и критическое мышление; в-третьих, музейная педагогика обеспечивает развитие эмоционального и эстетического восприятия молодых людей, целенаправленно воздействует на формирование патриотической и гражданской идентичности. Соприкосновение с музейными экспонатами позволяет обучающимся уяснить свои конституционные права и обязанности, оценить свое предназначение, место и роль в жизни учебной группы, коллектива учебного заведения и социума.

Л.М. Кетова позиционирует сущность музейной педагогики как совершенно новую сферу деятельности, характеризуемую интерактивностью и качественно-

стью, обладающую инновационной педагогической технологией. Л.М. Шляхтина придерживается взгляда, согласно которому музейная педагогика есть определённая «область научно-практической деятельности», которой свойствена тенденция к саморазвитию в интегративную область знания, пограничную с рядом дисциплин (педагогика, психология, музеология, социология, культурология) на базе принципов взаимопроникновения и взаимодействия, и являющаяся научной платформой реализации культурно-образовательного потенциала музея.

Б.А. Столяров трактует музейную педагогику как отрасль педагогической науки, предназначенной для организации научно-практической деятельности и предусматривающую передачу культурного опыта в условиях музейной среды [8, с. 211].

М.Ю. Юхневич придерживается мнения, что музейная педагогика - это научая дисциплина, которая рассматривает музей как конкретную образовательную систему [9].

В западной науке музейную педагогику рассматривают как одну из наук, занимающуюся воспитанием личности, использующую для этого музейные средства (К. Кунтс, В. Хильгерс); исследующую образовательно-воспитательные цели общества применительно к специфическим формам музейной коммуникации (К. Патцвал, Й. Аве); интегрированную область педагогического знания (К. Фри-зен); специфическую сферу педагогики, предусматривающую тесное взаимодействие музеев, их коллекций и экспозиций с посетителями (А. Фогт).

Следовательно, отечественные и западные ученые рассматривают музейную педагогику как науку и сферу практической образовательной и социально-культурной деятельности.

Авторы отмечают следующие специфические особенности музейной педагогики:

- выступает компонентом коммуникационной деятельности музея;

- является инструментом реализации культурно-образовательного потенциала;

- формирует интерес к изучению истории страны и его экономики;

- способствует социализации и формированию гражданской идентичности молодежи;

- знакомит молодежь с традициями, ценностями и достижениями российского народа;

- содействует инкультурации подрастающих поколений;

- стимулирует юношей и девушек к изучению событий прошлого своей страны и отраслей народного хозяйства;

- прививает гордость за свою страну и свой народ, легендарную историю и героические свершения в экономике, образовании, медицине, обороне страны;

- позволяет глубоко уяснить содержание важнейших исторических событий, роль политических лидеров государства;

- чутко реагирует на все социальные вызовы времени;

- развивает критическое мышление, способность анализировать и объективно толковать исторические источники и документы.

Изучение выделенных особенностей позволяет говорить о наличии существенного воспитательного потенциала музейной педагогики.

Специфика деятельности музея морского университета по формированию патриотизма у обучающихся курсантов.

Созданный около 30 лет тому назад музей Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова ныне стал подлинным центром общественно-политический, культурный и воспитательно-патриотической деятельности вуза. Сегодня в состав музея входят коллекционный зал; картинная галерея; выставочный зал; зал для традиционных культурно-массовых и патриотических мероприятий; художественная мастерская; судомодельная мастерская. Музей обладает 37 коллекциями. Среди них история отечественного флота (14 экспонатов); история становления университета (более 100 экспонатов); «Вечно живые» (фотографии, документы и личные вещи участников Великой Отечественной войны (25 экспонатов); «Помним, чтим, гордимся» оформлена художником А.И. Поддубским (81 единица); спортивные достижения (более 100 экспонатов); «С Новороссийском на борту» - собрание судомоделей, созданных курсантами университета под руководством В.С. Шикина (19 единиц).

По мнению А.Н. Томилина и З.О. Козырь, воспитательный потенциал представляет собой комплекс возможностей, условий и средств, обеспечивающих качественное проведение педагогического процесса, позволяющего достичь ожидаемого результата - формирование личности с развитыми духовно-нравственными и профессиональными качествами, готовой к защите своего Отечества, эффективной профессиональной деятельности, законопослушности и образцового повседневного поведения [10].

Несомненно, музей морской образовательной организации обладает таким потенциалом, который включает экспозиции, реликвии, коллекции, предметы, культурные ценности, истерические документы, личные вещи заслуженных людей, редкие книги, записные книжки, государственные награды, знаки отличия и другое.

Музей морской образовательной организации ежегодно посещают более 20 000 человек. Это курсанты университета, курсанты Керченского и Херсонского морских учебных заведений, студены вузов, колледжей и школ Новороссийска.

Для курсантов-первокурсников здесь проводятся целевые экскурсии, занятия по истории, уроки мужества. Для курсантов старших курсов уже вошли в прак-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тику проведения встреч со знаменитостями и интересными людьми, капитанами судов, выпускниками вуза, лучшими специалистами транспортной отрасли страны, опытными руководителями администрации портов и крюинговых компаний.

В интересах данного исследования нами проведен констатирующий эксперимент, позволяющий оценить мнение курсантов о музее морской образовательной организации и его деятельности. Перед посещением музея курсантам-первокурсникам были заданы три вопроса: а) представляет ли для Вас интерес музей морской образовательной организации? На данный вопрос 53% курсантов признались, что особого интереса он для них не представляет; б) Рассчитываете ли Вы получить новую информацию от посещения данного музея? 57% высказались отрицательно по этому вопросу; в) Как Вы считаете, есть польза от работы музея учебного заведения? 48% опрошенных полагают, что польза незначительна.

Деятельность музея сосредоточена по следующим направлениям:

- история учебного заведения (позволяет ознакомить посетителей с событиями и людьми, стоявшими у истоков образования и становления вуза, этапами его развития);

- история транспортного флота России (содействует расширению знаний курсантов о легендарной истории отечественного флота, деятельности по укреплению экономической мощи страны, вкладе в оборону СССР и Великую Победу, о перевозке товаров и грузов народно-хозяйственного назначения);

- они защищали нашу Родину (знакомит обучающихся с участниками Великой Отечественной войны - преподавателями и сотрудниками университета, дедами и прадедами курсантов, воевавшими на фронтах, внесшими личный вклад в Великую Победу);

- спортивные достижения (представляет экскурсантам информацию о спортивной жизни и спортивных успехах университета, победителях и чемпионах);

- лучшие преподаватели и курсанты (дает возможность каждому посетителю получить богатую информацию о передовиках преподавательской деятельности и отличниках учебы);

- творческая деятельность (вводит людей в мир научных достижений и творческих побед сотрудников университета и курсантов).

Смысл применения музейных экспонатов в воспитательно-патриотической деятельности с курсантами предусматривает следующий алгоритм действий со стороны преподавателей, воспитателей, музейных работников:

а) подготовительный этап, предусматривает:

- информирование обучающихся о предстоящей экскурсии;

- доведение темы экскурсии;

- введение курсантов в курс предстоящей экскурсии, пояснение цели и задач.

Все это должно вызвать интерес у каждого юноши и девушки, сформировать желание непременно принять участие в данной экскурсии и получить новые знания.

б) деятельностный этап, содержит следующие действия:

- посещение экспозиции, знакомство с ней;

- зрительное восприятие информации;

- наглядно-образное восприятие экспонатов музея;

- информационное воздействие (голосовое сопровождение экскурсовода);

- вопросы к экскурсоводу по теме экскурсии и ответы.

в) заключительный этап, включает следующие действия;

- подведение итогов экскурсии её организатором;

- вопросы к курсантам по теме проведенной экскурсии со стороны преподавателя;

- уточняющие вопросы курсантов;

- заключительное слово преподавателя.

г) рефлексивный этап, содержит следующие действия:

- самооценку курсанта о посещении музея и личной работе;

- самоанализ своей работы по получению новых знаний;

- выводы для последующей учебно-воспитательной деятельности.

Особенно важна роль музея морской образовательной организации в

воспитательно-патриотической деятельности. Использование воспитательного потенциала музея морской образовательной организации в патриотическом воспитании позволяет:

- создать особую воспитательную среду, позволяющую сформировать у обучающихся целостное отношение к культурно-историческому достоянию;

- сформировать у курсантов чувства уважения и причастности к прошлому;

- познакомить молодежь с миром традиционных отечественных ценностей;

- погрузить обучающихся в сферу позитивных российских ценностей, ценностей транспортного флота России и на этой основе сформировать у каждого юноши и девушки позитивные патриотические ценностные ориентации;

- содействовать становлению всесторонне и гармонично развитой личности гражданина - патриота России;

- существенно влиять на развитие духовности личности, раскрытию личностных качеств и свойств, потребных для добросовестного служения Отечеству;

- приобщить курсантскую молодежь к отечественным произведениям искусства и культуры, предметам исторического прошлого, важным документам, имеющим существенное значение для российского государства, морского

транспорта России, что целенаправленно содействует целостному процессу становления личности гражданина - патриота России, компетентного специалиста в морской отрасли Отечества;

- приобрести молодым людям некоторый личностный чувственный опыт служения Родине и российскому народу;

- обеспечить формирование комплекса высоких патриотических чувств и качеств.

В числе приоритетных задач музея морской образовательной организации - формирование патриотизма у курсантов. А.М. Дорофеев и А.Н. Томилин предлагают понимать под термином «патриотизм» интегративное базовое качество курсанта морской образовательной организации, содержащее чувства любви и преданности своей Родине, Отечеству, государству, реализация которых происходит в повседневной и профессиональной деятельности, поведении и поступках [11, с. 294].

Реализация данной задачи средствами музейной педагогики предусматривает:

- познание курсантами смысла понятий «Родина», «Отечество», «родной край»;

- развитие познавательных способностей курсантов в патриотической сфере;

- воздействие на формирование патриотических чувств и патриотического сознания курсантов посредством эмоционального восприятия материальных и духовных ценностей, содержащихся в экспозициях музея;

- расширение исторической памяти каждого курсанта;

- формирование ценностей и ценностных ориентаций патриотической направленности;

- на основе материалов экспозиций формирование у курсантов идеала для подражания и личного поведения.

Критериями эффективности музея являются [12]:

- интерес (соответствие, удовлетворение потребности узнать что-то новое в сфере патриотизма);

- интеллектуальный и эмоциональный отклик курсантов (ответ, реакция личности на полученную информацию при посещении экспозиций музея);

- реальный результат деятельности (включает оценку личного участия в организаторской, волонтёрской, творческой, поисковой работе).

В практике деятельности музея морского университета прочно закрепились следующие формы работы: тематические экскурсии, встречи с ветеранами флота, встречи с учеными, уроки мужества, дискуссии, групповые беседы, вечера вопросов и ответов, творческие вечера и встречи с писателями-маринистами, поэтами, художниками и другие.

Проведенные мероприятия с курсантами на площадке музея морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова оказали существенное влияние на формирование и развитие патриотического мировоззрения курсантов, обогатили их новыми знаниями в сфере деятельности транспортного флота, укрепили их желание стать моряками и проносить пользу Отечеству, быть достойными продолжателями традиций старших поколений.

Тестирование участников эксперимента показало, что 86% курсантов восхищены и удовлетворены итогами посещения музея морской образовательной организации, логикой организации экспозиций и широким диапазоном проводимых мероприятий; 83% курсантов довольны полученной новой информацией, приобретенными новыми знаниями; 82% участников эксперимента считают, что музей приносит пользу в деле формирования патриотов и профессионалов для морского транспорта Отечества. Все 100% респондентов считают себя патриота-

Библиографический список

ми Отечества и признали, что во многом укреплению уровня их патриотизма способствовали воспитательно-патриотические мероприятия, проводимые в музее морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

Основными путями активизации работы по качественному совершенствованию практики патриотического воспитания курсантов средствами музейной педагогики являются:

- развитие интереса у курсантов к истории Отечества и истории морского транспорта;

- обогащение музейного фонда современными экспозициями, уникальными и конкретными материалами и реликвиями, позволяющими привлечь внимание курсантов;

- расширение форм и методов работы музея и его сотрудников в интересах профессионального и патриотического воспитания;

- вовлечение курсантов в разнообразные виды деятельности музея, в том числе и в качестве общественных помощников, экскурсоводов, реставраторов.

Проведенное исследование характеризуется наличием:

- научной новизны, заключающейся в обосновании новой научной идеи о творческом применении воспитательного потенциала музея морской образовательной организации в интересах формирования и развития патриотизма у курсантов;

- теоретической значимости, которая заключается в дополнении теории социальной педагогики положениями о конструктивном взаимодействии музея и морской образовательной организации в интересах воспитания патриотизма у курсантов и студентов, формировании у них готовности посвятить свою жизнь морской отрасли России и защите интересов и рубежей Отечества;

- практической значимости, состоящей в возможности творческого применения результатов настоящего исследования в воспитательно-патриотической деятельности преподавателей и организаторов воспитательной работы всех образовательных организаций - от школы до высшего учебного заведения.

Таким образом, на основе выполненного теоретического анализа, итогов констатирующего и формирующего экспериментов можем заключить, что все задачи исследования решены, и намеченная цель достигнута.

Анализ научной литературы показал, что ныне музейная педагогика становится: а) одной их новых и востребованных дисциплин, объектом которой является социокультурные и образовательные аспекты музейной деятельности, предусматривающие передачу подрастающим и молодым поколениям россиян отечественного культурного опыта и богатства традиционных российских духовно-нравственных ценностей в условиях музейной среды; б) конструктивным направлением в гражданском и патриотическом воспитании, предусматривающим не только просветительскую работу, но и удовлетворение образовательных и культурных интересов и потребностей воспитанников.

Проблема творческого применения потенциала музеев в интересах патриотического воспитания курсантов морской образовательной организации в современных условиях приобретает особую актуальность и злободневность.

Значимым воспитательным потенциалом патриотического воспитания учащейся молодежи обладают музеи учебных заведений высшего образования, которые выполняют важную социальную функцию и отражают историю создания и жизнедеятельности образовательной организации, существенно содействуют делу формирования патриотизма у обучающихся, их подготовки к будущей профессиональной деятельности и добросовестному служению Отечеству.

Полученные научные результаты могут быть использованы в процессе проведения новых научных исследований, а также в воспитательно-патриотической практике с учащейся молодежью.

1. Международный день музеев. Available at: https://ria.ru/20230518/muzei-1872114235.html

2. Большая российская энциклопедия. Available at: https://old.bigenc.ru

3. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 апреля 1996 года. Available at https://www.consultant.ru/ document/

4. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая российская энциклопедия, 2009.

5. Воротникова А.Э. Роль музеев и музейной педагогики в формировании интереса к истории и воспитании патриотизма у обучающихся. Молодой ученый. 2023; № 45 (492): 89-91.

6. Кетова Л.М. Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология. Человек в мире культуры. 2012; № 4: 76-81.

7. Шляхтина Л.М. Музейная педагогика: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2021.

8. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. Москва: Высшая школа, 2004.

9. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. Москва: Российский институт культурологии, 2001.

10. Козырь З.О., Томилин А.Н. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала в процессе дистанционного обучения курсантов колледжа. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 115-117.

11. Дорофеев А.М., Томилин А.Н. Программно-целевой подход как методологическая основа развития патриотизма современного профессионала. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 6 (67): 293-295.

12. Мусаева А.М. Воспитание патриотизма учащихся средствами музейной деятельности. Сибирский педагогический журнал. 2008; № 13: 216-220.

References

1. Mezhdunarodnyj den' muzeev. Available at: https://ria.ru/20230518/muzei-1872114235.html

2. Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya. Available at: https://old.bigenc.ru

3. O muzejnom fonde Rossijskoj Federacii i muzeyah v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 24 aprelya 1996 goda. Available at https://www.consultant.ru/document/

4. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 2009.

5. Vorotnikova A.'E. Rol' muzeev i muzejnoj pedagogiki v formirovanii interesa k istorii i vospitanii patriotizma u obuchayuschihsya. Molodoj uchenyj. 2023; № 45 (492): 89-91.

6. Ketova L.M. Muzejnaya pedagogika kak innovacionnaya pedagogicheskaya tehnologiya. Chelovek v mire kultury. 2012; № 4: 76-81.

7. Shlyahtina L.M. Muzejnayapedagogika: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: SPbGIK, 2021.

8. Stolyarov B.A. Muzejnaya pedagogika. Istoriya, teoriya, praktika. Moskva: Vysshaya shkola, 2004.

9. Yuhnevich M.Yu. Ya povedu tebya v muzej: uchebnoe posobie po muzejnojpedagogike. Moskva: Rossijskij institut kul'turologii, 2001.

10. Kozyr' Z.O., Tomilin A.N. Pedagogicheskie usloviya realizacii vospitatel'nogo potenciala v processe distancionnogo obucheniya kursantov kolledzha. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 115-117.

11. Dorofeev A.M., Tomilin A.N. Programmno-celevoj podhod kak metodologicheskaya osnova razvitiya patriotizma sovremennogo professionala. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 6 (67): 293-295.

12. Musaeva A.M. Vospitanie patriotizma uchaschihsya sredstvami muzejnoj deyatel'nosti. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2008; № 13: 216-220.

Статья поступила в редакцию 13.03.24

УДК 371

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abdullayeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Technology of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: an-na05@mail.ru

Bayrambekov M.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Drawing, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia); Head of the Sector of Culture and Art of the Nations of Dagestan, Dagestan Scientific Research Institute of Pedagogy n.a. A.A. Takho-Godi (Makhachkala, Russia), E-mail: bairambekov@mail.ru

SOME ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF LABOR EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The article is dedicated to a comprehensive study of some aspects related to the effective use of labor education in primary school students by means of extracurricular activities. It also reveals some problems associated with functioning of the education system. Based on their research, the authors prove the necessity of making significant changes to the existing primary general education system. The term "labor education" is given an essential characteristic. The authors identify the most significant factors influencing the effectiveness of such education. Its key functions are defined in relation to the extracurricular activities implementation with younger schoolchildren. The main tasks are demonstrated, the solution of which should be aimed at in a modern primary school. Organizational and pedagogical conditions are being studied, the observance of which will favor their solution. Some organizing extracurricular work forms and methods are given, which make it possible to implement these conditions with maximum efficiency in the daily practice of labor education.

Key words: primary general education, extracurricular activities of primary school children, labor education, teacher, student

Н.А. Абдуллаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: ian-na05@mail.ru

М.М. Байрамбеков, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», зав. сектором культуры и искусства народов Дагестана ГБУ РД «Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики имени А.А. Тахо-Годи», г. Махачкала E-mail: bairambekov@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена комплексному исследованию ряда аспектов, связанных с эффективной реализацией трудового воспитания учащихся начальных классов средствами внеурочной деятельности. В ней также раскрываются некоторые проблемы, связанные с функционированием системы образования. На основе их исследования доказывается необходимость внесения существенных изменений в существующую систему начального общего образования. Далее термину «трудовое воспитание» даётся сущностная характеристика. Затем выявляются наиболее существенные, на взгляд авторов, факторы, влияющие на результативность такого воспитания. Определяются его ключевые функции применительно к реализации внеурочной деятельности с младшими школьниками. Демонстрируются основные задачи, на решение которых таковое должно быть направлено в современной начальной школе. Изучаются организационно-педагогические условия, соблюдение которых будет благоприятствовать их решению. Приводятся некоторые формы и методы организации внеучебной работы, позволяющие с максимальной эффективностью воплотить указанные условия в повседневной практике трудового воспитания. Ключевые слова: начальное общее образование, внеурочная деятельность младших школьников, трудовое воспитание, учитель, ученик

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения на страницах настоящей статьи, обусловлена рядом существенных особенностей развития человеческого общества на современном этапе. Галопирующие темпы научно-технического прогресса, непредсказуемая динамика практически всех аспектов жизни и возросшая социальная мобильность большинства людей обусловливают трансформацию в системе требований к осуществлению образовательного процесса в школе (Л.М. Алиомаров, Д.В. Григорьев, С.Р. Малахмаева, П.В. Степанов).

Современный учащийся, в том числе осваивающий программу начального образования, не может и не должен быть пассивным реципиентом тех или иных компетенций (Е.А. Жесткова, С.А. Опарина, Т. В. Юсупхаджиева). Сегодня успешное прохождение как этой, так и последующих ступеней обучения, а затем - эффективная реализация различных видов социально значимой деятельности подразумевают превращение младшего школьника в активного участника педагогического процесса [1, с. 153].

Этим обусловлено возрастание важности формирования у него умений и навыков, связанных с самостоятельной познавательной деятельностью и эффективным практическим применением результатов таковой [2, с. 106]. Последнее, в свою очередь, представляется возможным посредством реализации как урочной, так и внеурочной деятельности (Е.М. Бахорский, В.П. Вахтеров, А.Л. Венгер, Е.А. Жигулина, ГА. Цукерман, А.Р Шумакова).

Одной из наиболее эффективных в плане развития у младших школьников вышеозначенных компетенций составляющих внеурочной работы является трудовое воспитание [3, с. 7]. Таким образом, сегодня необходимо осуществить теоретический и практико-ориентированный поиск оптимальной модели данного сегмента воспитательной деятельности, ориентированной на обучающихся, относящихся к указанной категории [4, с. 90-91]. Частично он будет реализован на страницах нашего исследования.

Из вышеизложенного следует, что целью последнего является освещение наиболее существенных аспектов реализации трудового воспитания учащихся начальных классов в ходе внеурочной деятельности.

Её достижение подразумевает решение следующих задач:

- дать сущностную характеристику процесса трудового воспитания;

- выявить факторы, влияющие на результативность такого воспитания;

- определить его ключевые функции применительно к внеурочной деятельности с младшими школьниками;

- исследовать основные задачи, на решение которых таковое должно быть направлено в современной начальной школе;

- изучить организационно-педагогические условия, соблюдение которых будет благоприятствовать их решению;

- продемонстрировать систему форм и методов организации внеучебной работы, позволяющих с максимальной эффективностью воплотить указанные условия в повседневной практике трудового воспитания.

По ходу решения перечисленных выше задач нами применялись следующие методы исследования:

- рефлексия собственного педагогического опыта;

- анализ специальной литературы.

Научная новизна исследования состоит в выявлении наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на результаты трудового воспитания современного младшего школьника.

Его теоретическая значимость в основном сводится к определению тех задач, на решение которых такое воспитание с необходимостью должно быть направлено в современной начальной школе.

Практическая значимость состоит в демонстрации системы форм и методов, позволяющих с максимальной эффективностью реализовывать указанный сегмент воспитательной работы.

Процесс трудового воспитания младшего школьника представляет собой активную совместную деятельность участников образовательного процесса [5, с. 52]. Последняя характеризуется направленностью на достижение следующих результатов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.