Научная статья на тему 'ВКЛАД ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ'

ВКЛАД ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МУЗЕЙНЫЕ САЙТЫ / ЭКСКУРСИОННАЯ / ПОИСКОВАЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косых Елена Семеновна, Чигрина Алла Ивановна

Предмет данного исследования - патриотическая деятельность школьных музеев. Тема - их вклад в воспитание патриотизма у учащихся. Цель исследования: на основе анализа практической деятельности школьных музеев выявить их сильные и слабые стороны, выработать рекомендации по совершенствованию патриотической работы. В исследовании использовались метод контент-анализа и метод синтеза. Результатами исследования стали конкретные рекомендации, которые могут быть применены в работе школьных музеев Республики Башкортостан и других регионов РФ. Авторы советуют разнообразить формы патриотической работы школьных музеев в соответствии с меняющимися условиями образовательного пространства и социальной среды; активно использовать интерактивные методики. В статье содержатся рекомендации шире использовать для патриотического воспитания кружковую работу, искать новые формы такой работы; изучать и использовать все нормативные документы, касающиеся деятельности школьных музеев. Предлагается при проектировании экспозиции вырабатывать единую концепцию и строго придерживаться общей темы; отражать работу музеев на страницах музейных сайтов, делая эти сайты актуальными и действенными. В целом авторы приходят к выводу, что школьные музеи активно используют возможности патриотической работы, стараются своими средствами ее усовершенствовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF SCHOOL MUSEUMS IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

The subject of this research is patriotic role of the school museums. The topic if to estimate their contribution to the patriotic education of pupils. The purpose of the study is based on the analysis of the practical activities of some school museums to identify their strengths and weaknesses and develop recommendations for improving their patriotic work. The study used the content analysis method and the synthesis method. The research resulted in specific recommendations that can be applied in the work of school museums in the Republic of Bashkortostan and other regions of the Russian Federation. The authors advise to diversify the forms of patriotic work of school museums in accordance with the changing conditions of the educational space and social environment; actively use interactive techniques. The article contains recommendations to make wider use of circle work for the patriotic education, to look for new forms of it; involve parents in museum work; study and use all regulatory documents related to the activities of school museums. It is proposed to develop a single concept when designing an exposition and strictly adhere to a common theme; reflect the work of museums on the pages of museum sites, making these sites relevant and effective. In general, the author comes to the conclusion that school museums actively use the possibilities of patriotic work, trying to improve it with their own means.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ»

УДК 37.035

Елена Семеновна Косых, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права,

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета Е-mail: e.s.kosykh@strbsu.ru

Алла Ивановна Чигрина,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории и культурного наследия, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Е-mail: doc77@mail.ru

ВКЛАД ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ В ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Предмет данного исследования - патриотическая деятельность школьных музеев. Тема - их вклад в воспитание патриотизма у учащихся. Цель исследования: на основе анализа практической деятельности школьных музеев выявить их сильные и слабые стороны, выработать рекомендации по совершенствованию патриотической работы. В исследовании использовались метод контент-анализа и метод синтеза. Результатами исследования стали конкретные рекомендации, которые могут быть применены в работе школьных музеев Республики Башкортостан и других регионов РФ. Авторы советуют разнообразить формы патриотической работы школьных музеев в соответствии с меняющимися условиями образовательного пространства и социальной среды; активно использовать интерактивные методики. В статье содержатся рекомендации шире использовать для патриотического воспитания кружковую работу, искать новые формы такой работы; изучать и использовать все нормативные документы, касающиеся деятельности школьных музеев. предлагается при проектировании экспозиции вырабатывать единую концепцию и строго придерживаться общей темы; отражать работу музеев на страницах музейных сайтов, делая эти сайты актуальными и действенными. В целом авторы приходят к выводу, что школьные музеи активно используют возможности патриотической работы, стараются своими средствами ее усовершенствовать.

Ключевые слова: школьный музей, патриотическая деятельность, образовательное пространство, воспитательный потенциал, музейные сайты, экскурсионная, поисковая, проектная деятельность

Для цитирования: Косых, Е.С. Вклад школьных музеев в патриотическое воспитание учащихся / Е.С. Косых, А.И. Чигрина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - №3(93). - С.46 - 53.

Elena S. Kosykh, Cand. Sci. (History), Associate Professor, Docent, Department of Theory and History of State and Law,

Sterlitamak branch, Bashkir State University Е-mail: e.s.kosykh@strbsu.ru

Alla I. Chigrina, Cand. Sci. (History), Associate Professor, Docent, Department of General History and Cultural Heritage, Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla E-mail: doc77@mail.ru

CONTRIBUTION OF SCHOOL MUSEUMS IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

Abstract. The subject of this research is patriotic role of the school museums. The topic if to estimate their contribution to the patriotic education of pupils. The purpose of the study is based on the analysis of the practical activities of some school museums to identify their strengths and weaknesses and develop recommendations for improving their patriotic work. The study used the content analysis method and the synthesis method. The research resulted in specific recommendations that can be applied in the work of school museums in the Republic of Bashkortostan and other regions of the Russian Federation. The authors advise to diversify the forms of patriotic work of school museums in accordance with the changing conditions of the educational space and social environment; actively use interactive techniques. The article contains recommendations to make wider use of circle work for the patriotic education, to look for new forms of it; involve parents in museum work; study and use all regulatory documents related to the activities of school museums. It is proposed to develop a single concept when designing an exposition and strictly adhere to a common theme; reflect the work of museums on the pages of museum sites, making these sites relevant and effective. In general, the author comes to the conclusion that school museums actively use the possibilities of patriotic work, trying to improve it with their own means.

Keywords: school museum, patriotic activity, educational space, educational potential, museum sites, excursion, search, project activities

For citing: KosykhE.S., Chigrina A.I. (2021) Contribution of school museums in the the patriotic education of students. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 3(93):46-53 (In Russ).

DOI: 10.21510/1817-3292-2021 -93-3-46-53

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения в последние годы находится в сфере пристального внимания со стороны государства. Оно стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Поправка к статье 67 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается» [1]. Музейные учреждения обладают уникальными инструментами для формирования у учащихся гражданской позиции.

Важный вклад в сохранение исторической правды и изучение истории в образовательных учреждениях вносят школьные музеи.

Подавляющее большинство этих музеев имеет патриотическую направленность и занимается сбором и исследованием материалов, так или иначе связанных с историей нашей родины.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи: показать вклад школьных музеев в воспитание патриотизма у учащихся; на основе анализа практической деятельности некоторых школьных музеев Республики Башкортостан выявить их сильные и слабые стороны; выработать рекомендации по совершенствованию патриотической работы.

Для полного комплексного анализа патриотической деятельности школьных музеев в статье применяются следующие методы исследования: метод контент-анализа и метод синтеза.

Как отметил А.А. Тимофеев, в качестве субъектов патриотического воспитания учащейся молодежи выступают различные социальные институты: государство, семья, армия, образовательные организации и учреждения культуры, информационные коммуникации и социальные сети. Причем образовательные организации выступают как источники личностного и профессионального становления человека, развивают его ценностно-смысловой и интеллектуальный потенциал [2, с.102].

Педагогическому феномену школьного музея и различным сторонам его деятельности посвящены публикации В.Е. Туманова [5; 6]. Возможность познакомиться с опытом работы школьных музеев, представляющих разные города и районы Республики Башкортостан, дают материалы Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций Российской Федерации. Рассматриваемая тема традиционно пользуется заслуженным интересом. Ниже предлагается авторское видение некоторых проблем в этой области.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать выводы и рекомендации для совершенствования деятельности школьных музеев, в частности, их патриотической работы.

Охарактеризуем некоторые формы деятельности школьных музеев. Когда речь идет о патриотическом воспитании учащихся, анализ форм воспитательной работы школьных музеев особенно актуален. Это такие традиционные формы, как:

- организация и проведение школьных внеклассных мероприятий военно-патриотической направленности (уроки мужества, праздничные концерты и мероприятия, приуроченные ко Дню защитника Отечества, Дню Победы, поздравления ветеранов);

- экскурсионная работа;

- различного рода творческие конкурсы и смотры (литературно-музыкальные, строя и песни, стенгазет и плакатов и т. п.);

- научно-практические конференции, круглые столы краеведческой тематики и др.

Эти формы прошли проверку временем, но их следует разнообразить в соответствии с меняющимися условиями образовательного пространства и социальной среды.

Одной из традиционных форм, имеющих высокий воспитательный потенциал, является поисковая работа школьных музеев. В последние годы ее направления стали разнообразнее. Большинство школ пополняют коллекции своих музеев путем активного проведения поисковых мероприятий как в своем населенном пункте, так и в иных субъектах Российской Федерации. Отдельные поисковые отряды учащихся выезжают в западные регионы страны, где участвуют в поиске и перезахоронении останков советских воинов. Результатами данных поездок становится пополнение позиций музеев собственных учебных заведений различными новыми экспонатами. Переписка учащихся с сотрудниками военных комиссариатов способствует развитию навыков деловой коммуникации. Полагаем, эффективность такой деятельности для патриотического воспитания превышает многие иные его формы.

Непременной составляющей практики школьных музеев является экскурсионная деятельность. Ее характерная черта - объединение в рамках работы всех возрастов и охват экспозицией всех учащихся, начиная с младших классов. Экскурсии и другие мероприятия в стенах школьного музея позволяют приобщить учащихся не только к героическим страницам истории Отечества, но и к истории своего учебного заведения. Показателен пример Музея славы родственников учащихся гимназии № 39 города Уфы. В данном музее функционируют лекторская и экскурсионная группы «Прометей», участники которых проводят обзорные и тематические экскурсии, в том числе с применением мультимедийных технологий. С первых дней учебы школьники регулярно посещают этот музей, сотрудничают с ним, участвуют в сборе материалов по истории своих семей. Музей имеет богатую историю. Будучи основанным в 1967 году, он продолжает оставаться визитной карточкой гимназии. Поисково-краеведческая работа ведется под руководством Совета музея по направлениям, соответствующим названиям его разделов, которая аккумулируется через публикационную активность. К юбилеям Победы в Великой Отечественной войны на основе материалов музея печатаются сборники рассказов о родственниках обучающихся из числа участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла «Помним. Гордимся. Чтим» [3]. Роль таких сборников сложно переоценить. Публикации приобщают школьников к исследовательской деятельности и помогают осознать собственный вклад в сохранение исторической памяти о войне.

Многие школьные музеи имеют свои сайты или страницы на сайтах образовательных учреждений, где освоили интерактивные экскурсии. Это отвечает веяниям времени, но важно, чтобы данные сайты были действенными, отражали деятельность данных музеев.

Почти все школьные музеи в ходе сбора материалов обращаются за помощью в государственные музеи и архивы, поддерживают с ними тесные связи. Имеется в виду не только шефство «больших» музеев над «маленькими», но и взаимовыгодное сотрудничество. Известно немало случаев, когда школьные музеи передавали ценные экспонаты в музеи своих городов и сел. Учащиеся-активисты школьных музеев работают над восстановлением исторической правды о Великой Отечественной войне, ищут сведения о пропавших без вести уроженцах нашей республики, ведут активную переписку с центральными архивами, работают в местных архивных учреждениях. Тем самым формируется не только гражданское самосознание, но и навыки исследовательской культуры обучающихся.

Из новых веяний следует отметить участие членов советов школьных музеев в грантовой и проектной деятельности. Музеи становятся площадками этих форм работы учащихся, тем самым выводя их активность за границы школы и демонстрируя свою практическую направленность. Яркими примерами данной работы стала организация волонтерских отрядов помощи ветеранам. Такие отряды стали преемниками забытого тимуровского движения. Имеются примеры и других социальных проектов школьников, нацеленных на все местное сообщество.

Музеи образовательных учреждений активно сотрудничают с местными советами ветеранов. Популярными стали такие названия их разделов и экспозиций, как «Бессмертный полк», «Дети войны». Это показывает, что руководители музея актуализируют экспозицию в свете новых гражданских инициатив и веяний в исторической науке.

Также благоприятные возможности для патриотического воспитания предоставляет кружковая работа. Именно в рамках кружковой работы обычно происходит поиск новых материалов для школьных музеев. Однако, чтобы привлечь в них больше участников, следует искать ее новые формы и оригинальные названия кружковых объединений.

Остановимся на проблемах в работе школьных музеев. К числу сложностей, с которыми сталкиваются многие из них, относится хранение боевых наград. В соответствии с российским законодательством практически всем общественным музеям запрещено хранить государственные награды. Даже государственные музеи принимают такие награды на постоянное хранение с рядом условий: они должны иметь все соответствующие документы и получить необходимое разрешение Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам [4]. То же касается хранения в школьных музеях оружия и изделий из драгоценных металлов. Известный специалист в области истории и практики школьных музеев Е.В. Туманов предлагает такое решение проблемы: «Подлинные награды можно заменить их муляжами. В настоящее время муляжи многих наград можно приобрести в

специализированных магазинах, на рынках, у коллекционеров. Муляжи некоторых наград, монет, ювелирных изделий можно попытаться сделать самим с разрешения владельца предмета» [5, с.89; 6].

Еще одна проблема состоит в следующем. Характерная черта большинства школьных музеев - сочетание в экспозиции этнографических, военно-исторических и иных краеведческих материалов. Такое желание презентовать как можно шире историю своей школы и населенного пункта оправдано и вызывает понимание. Тем более что эти материалы играют большую воспитательную роль и обычно активно используются в учебном процессе. Однако есть музеи, где экспозиции носят откровенно эклектичный характер. Анализ состава экспозиций школьных музеев республики показывает, что их создатели и руководители часто хотят «объять необъятное», стремятся максимально разместить все имеющиеся материалы. Можно понять такое стремление, но часто оно идет в ущерб логике построения экспозиции.

Проблематична и тематика школьных музеев. Одна из современных тенденций их развития состоит в том, что тематика экспозиций становится все разнообразнее. На смену традиционным музеям боевой и трудовой славы приходят музеи, посвященные отдельным личностям или событиям. Один из самых молодых музеев Республики Башкортостан -Музей пограничной и боевой славы школы № 37 г. Уфы. Ситуация, при которой создатели музея берут достаточно отвлеченную тему и приспосабливают к ней имеющиеся материалы, встречается реже и более сложна для реализации. В целом замысел учителей школы № 37 удался. За несколько лет своего существования Музей пограничной и боевой славы стал довольно представительным, рассказывающим о становлении и традициях пограничной службы России, об участии пограничников в Великой Отечественной войне, других войнах и военных конфликтах.

Интересно, что зарубежные коллеги предпочитают создавать в учебных заведениях музеи, больше направленные на социализацию учащихся [7]. Наши школы по-прежнему предпочитают историко-краеведческую проблематику.

В последние годы школьные музеи ищут свою индивидуальность, находят и раскрывают малоизученные страницы военной истории. Особый интерес представляют экспозиции школьных музеев, посвященные конкретным персоналиям. Чаще всего речь идет о земляках-участниках Великой Отечественной войны. Самый распространенный сценарий - создание экспозиции вокруг выдающейся личности, с которой связана история школы или населенного пункта. Например, уфимская школа № 113 носит имя своего выпускника Героя Советского Союза И.И. Рыбалко. Неудивительно, что значительная часть музейной экспозиции посвящена его военному пути и подвигу. В лицее № 155 города Уфы, который расположен на улице Натальи Ковшовой, создан Музей Боевой Славы имени Героя Советского Союза Натальи Ковшовой,

что оправдано для единственного образовательного учреждения на этой улице. Подобным образом выбрал свою проблематику Музей боевой славы имени Героя Советского Союза летчика-штурмовика Г.И. Мушникова уфимской школы № 74 [8], расположенной рядом с одноименной улицей.

Заключение. В результате анализа различных направлений деятельности школьных музеев и проблем их работы мы приходим к следующим выводам. Данные музеи выступают не столько хранителями исторических и культурных ценностей, знаний и традиций, сколько их проводниками. Поэтому, помимо традиционных направлений и форм деятельности школьных музеев, мы считаем целесообразным более активное использование интерактивных методик, работу учащихся с конкретными предметами, не обязательно являющимися подлинными экспонатами. Экспозиции школьных музеев позволяют использовать интерактивные и другие образовательные технологии при проведении уроков истории, биологии, географии, технологии и др. В интересах сохранности подлинников целесообразно работать с макетами и муляжами, поскольку музейная среда все равно создаст соответствующее настроение.

Учитывая особенности восприятия информации современными школьниками, следует активнее использовать современные мультимедийные технологии. При условии правильного планирования они тоже способствуют становлению гражданственности.

Имеет смысл чаще привлекать к музейной работе родителей, что даст возможность восполнить недостаток семейного общения. Связь поколений обеспечивается не только встречами учащихся с ветеранами, но и общением с родителями и учителями. Кружковая работа также становится действеннее при условии участия в ней представителей нескольких поколений.

В целом анализ деятельности ряда школьных музеев показывает, что данная группа музеев достаточно полно реализует потенциал патриотической работы и способствует развитию общественной активности обучащиюхся.

1. Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации»: официальный сайт. - URL: http://duma.gov.ru/news/48045/ (дата обращения 20.05.2021).

2. Тимофеев, А.А. Организационно-педагогические условия взаимодействия социальных институтов в формировании патриотической культуры учащейся молодежи / А.А. Тимофеев // Педагогический журнал Башкортостана. -2021.- № 1.- С. 98-109.

3. Помним. Гордимся. Чтим / авт.-сост Л.С. Иванова. - Уфа: Типография, 2015. - 264 с.; Помним. Гордимся. Чтим / авт.-сост Л.С. Иванова. - Уфа: Типография, 2020. - 132 с.

4. О порядке приема государственных наград и документов к ним в постоянное пользование в государственные и муниципальные музеи: письмо Министерства культуры РФ от 12 сентября 2017 г. № 286-01.1-39-ВА. -URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71664748/ (дата обращения 24.06.2021).

5. Туманов, В.Е. Школьный музей: методическое пособие / В.Е. Туманов. -Изд. 2-е, исправл. - Москва: ЦДЮТиК, 2003. - 154 с.

6. Туманов, В.Е. Хранить в школьном музее запрещено / В.Е. Туманов. -URL : http://musey16.ucoz.ru/index/khranit_v_shkolnom_muzee_zapreshheno/0-240 (дата обращения 22.05.2021).

7. Finnerty, K.O. Introduction to a Museum School: The Museum Process as Pedagogy / Kelly O. Finnerty// Journal of Museum Education. - 1996. - № 21. - Рр. 6-10.

8. МБОУ Школа № 74 им. Г. И. Мушникова: официальный сайт. - URL : http://school74ufa.ru/. - (дата обращения 24.05.2021).

References

1. State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation: оfficial site. -URL: http://duma.gov.ru/news/48045/ (accessed: 20.05.2021). (In Russ).

2. Timofeev A.A. (2021) Organizacionno-pedagogicheskie usloviya vzaimodejstviya social'nyh institutov v formirovanii patrioticheskoj kul'tury uchashchejsya molodezhi [Organizational and pedagogical conditions of interaction of social institutions in the formation of patriotic culture of studentsy. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 1:98109.

3. Pomnim. Gordimsya. Chtim [We remember. We are proud. We honor]. Ufa: Printing House, 2015. 264 p. ; Pomnim. Gordimsya. Chtim [We remember. We are proud. We honor]. Ufa: Printing House, 2020. 132 p. (In Russ).

4. O poryadke priema gosudarstvennyh nagrad i dokumentov k nim v postoyannoe pol'zovanie v gosudarstvennye i municipal'nye muzei [On the procedure for receiving state awards and documents for them for permanent use in state and municipal museums] : letter of the Ministry of Culture of the Russian Federation of September 12, 2017 No. 286-01.1-39-VA - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71664748/ (accessed: 24.06.2021). (In Russ).

5. Tumanov V.E.(2003) Shkol'nyj muzej. Metodicheskoe posobie. [School Museum. Teacher resource book.] 2nd edition, corrected. Moscow: Federal center for children-youth tourism and local government. 154 p. (In Russ).

6. Tumanov V.E. Hranit' v shkol'nom muzee zapreshcheno [To store in the school museum is prohibited]. - URL: http://musey16.ucoz.ru/index/khranit_v_shkolnom_muzee_zapreshheno/0-240 (accessed: 22.05.2021). (In Russ).

7. Finnerty Kelly O. (1996) Introduction to a Museum School: The Museum Process as Pedagogy. Journal of Museum Education. No. 2:1 6-10. (In English)

8. MBGEI School № 74: official site. URL: http://school74ufa.ru/. (accessed: 24.05.2021). (In Russ).

Вклад соавторов. Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Contribution of the authors. The authors contributed equally to the article.

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.