Научная статья на тему 'АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ'

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1091
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лихарева Оксана Анатольевна, Кравцова Ольга Сергеевна

В условиях активизации воспитательной работы в школах современной России одной из эффективных площадок для воспитательной работы могут стать школьные музеи, выполняющие функции сохранения, систематизации предметов и документов, а также обучения, воспитания, социализации обучающихся, развития их личности. Воспитательный потенциал активных форм и методов работы в школьном музее в настоящее время недооценен практикующими педагогами. Вовлекая учащихся в работу школьного музея не только в качестве пассивных зрителей, но и в качестве активных участников, педагог способствует формированию и развитию ученических компетентностей. Эффективность воспитательной работы в школьном музее зависит от нескольких факторов, в частности от выбора педагогических приемов, методов и форм воспитательной работы с обучающимися. Целью исследования является анализ активных форм и методов работы с обучающимися в школьном музее, применение которых будет способствовать повышению эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении. В основе исследования - изучение материалов и опыта практической деятельности в школьном музее МБОУ школы № 2 села Хороль Хорольского муниципального округа Приморского края. Основные методы исследования : описательно-аналитический и педагогического наблюдения. Для обоснования выводов исследования была применена педагогическая диагностика по методике Л.И. Царевой «Неоконченное предложение», анкетирование по методике А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». Был сделан вывод о том, что применение активных методов работы с обучающимися возможно даже в рамках традиционных для школьного музея форм работы с обучающимися. Прогнозируемые результаты применения активных методов обучения проявятся в достижении обучающимися высокой учебной мотивации, личностного развития. В активном сотрудничестве раскрывается творческий потенциал педагогов и обучающихся, возникает чувство сопричастности к историческому прошлому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихарева Оксана Анатольевна, Кравцова Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE FORMS AND METHODS OF EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS IN SCHOOL MUSEUMS

In the context of the intensification of educational work in schools of modern Russia, one of the effective platforms for educational work can be school museums that perform the functions of preserving, systematizing objects and documents, as well as teaching, educating, socializing students, developing their personality. The educational potential of active forms and methods of work in school museums is currently underestimated by practicing teachers. By involving students in the work of school museums not only as passive spectators, but also as active participants, the teacher contributes to the formation and development of student competencies. The effectiveness of educational work in a school museum depends on several factors, in particular, on a choice of pedagogical techniques, methods and forms of educational work with students. The aim of the study is to analyze active forms and methods of working with students in a school museum, the use of which will help to increase the effectiveness of educational work in an educational institution. The study is based on the study of materials and practical experience in the school museum of School no. 2 in the village of Khorol, Khorol Municipal District, Primorsky Territory. Basic research methods: descriptive-analytical and pedagogical observation. To substantiate the conclusions of the study, pedagogical diagnostics was applied according to the method of L.I. Tsarev “Unfinished proposal”, a questionnaire survey according to the method of A.A. Andreev “Study of student satisfaction with school life”. It was concluded that the use of active methods of working with students is possible even within the framework of traditional forms of working with students in a school museum. The predicted results of the use of active teaching methods will be manifested in the achievement of high educational motivation and personal development of students. In active cooperation, the creative potential of teachers and students is revealed, a sense of belonging to the historical past arises. By appropriating knowledge on their own, being engaged in active research activities, publicly broadcasting the results of their work, students have the opportunity to achieve high educational results, and teachers become more successful in teaching and educational activities.

Текст научной работы на тему «АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ»

УДК 13.00.00

DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-2-142-148

Активные формы и методы воспитательной работы

с обучающимися в школьном музее

О. С. Кравцова, О. А. Лихарева

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация

Аннотация. В условиях активизации воспитательной работы в школах современной России одной из эффективных площадок для воспитательной работы могут стать школьные музеи, выполняющие функции сохранения, систематизации предметов и документов, а также обучения, воспитания, социализации обучающихся, развития их личности. Воспитательный потенциал активных форм и методов работы в школьном музее в настоящее время недооценен практикующими педагогами. Вовлекая учащихся в работу школьного музея не только в качестве пассивных зрителей, но и в качестве активных участников, педагог способствует формированию и развитию ученических компетентностей. Эффективность воспитательной работы в школьном музее зависит от нескольких факторов, в частности от выбора педагогических приемов, методов и форм воспитательной работы с обучающимися. Целью исследования является анализ активных форм и методов работы с обучающимися в школьном музее, применение которых будет способствовать повышению эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении. В основе исследования - изучение материалов и опыта практической деятельности в школьном музее МБОУ школы № 2 села Хороль Хорольского муниципального округа Приморского края. Основные методы исследования: описательно-аналитический и педагогического наблюдения. Для обоснования выводов исследования была применена педагогическая диагностика по методике Л.И. Царевой «Неоконченное предложение», анкетирование по методике А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». Был сделан вывод о том, что применение активных методов работы с обучающимися возможно даже в рамках традиционных для школьного музея форм работы с обучающимися. Прогнозируемые результаты применения активных методов обучения проявятся в достижении обучающимися высокой учебной мотивации, личностного развития. В активном сотрудничестве раскрывается творческий потенциал педагогов и обучающихся, возникает чувство сопричастности к историческому прошлому.

Ключевые слова: воспитание, школьный музей, активные формы и методы, образовательно-воспитательная направленность, сотворчество педагогов и обучающихся

Благодарности. Исследование выполнено при поддержке администрации МБОУ школа № 2 с. Хороль Хорольского муниципального округа Приморского края.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кравцова О.С., Лихарева О.А. Активные формы и методы воспитательной работы с обучающимися в школьном музее // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 2. С. 142-148. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-142-148

Active forms and methods of educational work with students in school museums

O. S. Kravtsova, O. A. Likhareva

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation

Abstract. In the context of the intensification of educational work in schools of modern Russia, one of the effective platforms for educational work can be school museums that perform the functions of preserving, systematizing objects and documents, as well as teaching, educating, socializing students, developing their personality. The educational potential of active forms and methods of work in school museums is currently underestimated by practicing teachers. By involving students in the work of school museums not only as passive spectators, but also as active participants, the teacher contributes to the formation and development of student competencies. The effectiveness of educational work in a school museum depends on several factors, in particular, on a choice of pedagogical techniques, methods and forms of educational work with students. The aim of the study is to analyze active forms and methods of working with students in a school museum, the use of which will help to increase the effectiveness of educational work in an educational institution. The study is based on the study of materials and

practical experience in the school museum of School no. 2 in the village of Khorol, Khorol Municipal District, Pri-morsky Territory. Basic research methods: descriptive-analytical and pedagogical observation. To substantiate the conclusions of the study, pedagogical diagnostics was applied according to the method of L.I. Tsarev "Unfinished proposal", a questionnaire survey according to the method of A.A. Andreev "Study of student satisfaction with school life". It was concluded that the use of active methods of working with students is possible even wit hin the framework of traditional forms of working with students in a school museum. The predicted results of the use of active teaching methods will be manifested in the achievement of high educational motivation and personal development of students. In active cooperation, the creative potential of teachers and students is revealed, a sense of belonging to the historical past arises. By appropriating knowledge on their own, being engaged in active research activities, publicly broadcasting the results of their work, students have the opportunity to achieve high educational results, and teachers become more successful in teaching and educational activities.

Keywords: education, school museum, active forms and methods, education focus, creative work of teachers and students

Acknowledgements. The research was carried out with the support of the administration of MBEI School no. 2 in the village of Khorol, Khorol Municipal District, Primorsky Territory.

The authors declare no conflict of interests.

For citation: Kravtsova O.S., Lichareva O.A. Active forms and methods of educational work with students in school museums. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 2, pp. 142-148. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-142-148

Введение

В современной России четко прослеживаются тенденции кризиса в сфере духовности и культуры. Государство и общественность ищут те основы, «духовные скрепы», которые смогут стать фундаментом функционирования общества и гарантировать стабильность его развития. Отсюда вытекают и метаморфозы в образовательном пространстве России, новые государственные программы, изменения в нормативных документах в сфере образования. Особая роль отводится не только предметным или метапредметным результатам обучения, но и воспитанию как образовательному феномену. В соответствии с внесенными в 2020 году изменениями в закон «Об образовании» само понятие «воспитание» было конкретизировано и расширено. Воспитание стало рассматриваться как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося, социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережно-

го отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде1.

Кроме того, была подготовлена и утверждена примерная программа воспитательной деятельности, которая в настоящее время входит в основную образовательную программу каждого образовательного учреждения. Анализ данного документа позволяет сделать вывод о том, что необходимо расширять и совершенствовать систему воспитания в школе, применяя разнообразные формы, методы и ресурсы. Одной из эффективных площадок для воспитательной работы является школьный музей. В разные исторические периоды в России менялось отношение к школьным музеям, их наполнению и роли в образовательном процессе. На современном этапе школьные музеи или музейные уголки существуют в каждом образовательном учреждении и выполняют функции сохранения, систематизации предметов и документов, представляющих историческую ценность, а также обучения, воспитания, социализации обучающихся, развития их личности [9].

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». URL: https://rg.ru/2020/08/07/ob-obrazovanii-dok.html (дата обращения: 17.02.2021).

Школьный музей сочетает в себе признаки и функции научного учреждения и общественного детского объединения, обладает огромными возможностями образовательного и воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Вовлекая учащихся в работу школьного музея не только в качестве пассивных зрителей, а в качестве активных участников педагогического процесса, педагог тем самым способствует формированию и развитию ученических компетентностей: интеллектуально-познавательной, социальной, творческой, информационной, коммуникативной и других [4].

В школьном музее исторические, в частности краеведческие, знания смогут преобразоваться в убеждения. А это и есть одна из основополагающих целей современного воспитания, в том числе патриотического. Эффективность воспитательной работы в школьном музее зависит от нескольких факторов: от фактического наполнения (музейные предметы, их подлинность, тематика, разработанность), от наличия музейного актива (из заинтересованного руководителя музея, коллектива педагогов, актива обучающихся, возможно, родителей, представителей общественности), а также от грамотного выбора педагогических приемов, методов и форм воспитательной работы с обучающимися.

Целью исследования является описание, обоснование и систематизация активных форм и методов работы с обучающимися в школьном музее, применение которых будет способствовать повышению эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении.

Материалы и методы

В настоящее время в исследованиях, посвященных музейной педагогике, значительное внимание уделяется изучению форм и методов работы с учащимися, однако рассматриваются преимущественно традиционные образовательные форматы: экскурсия, музейный урок, клубные и кружковые занятия с элементами театрализации (Б.А. Столяров, Л.М. Шляхтина, С.В. Фокин). Активные и интерактивные педагогические методы в музейной работе с учащимися описаны недостаточно. Это свидетельствует о противоречии между самим содержанием музейно-педаго-гического процесса, который чаще всего основывается на экскурсионно-репродуктивной основе,

и необходимостью использовать творческий потенциал школьника, его активность, в рамках компетентностного и системно-деятельностного подходов, поэтому можно говорить о недостаточности разработки, научно-теоретического обоснования и практической апробации эффективных методов и средств музейной педагогики. В новых образовательных условиях предполагается активное привлечение элементов музейных педагогических программ в воспитательные программы школ, а также включение в них активных методов: проектной и исследовательской деятельности, проблемного обучения, игровых технологий [4].

Результаты исследования

Традиционными формами работы в школьном музее являются: экскурсии, лекции, классные часы. Хотя данные формы работы относятся к пассивным, они не теряют своей значимости и являются популярными среди педагогов. Ряд новых технологий, которые предлагает музейная педагогика, позволяет обогатить новым содержанием такие формы традиционной деятельности. Например, необходимо включить в образовательный процесс современные фото-, видео-или мультимедийные технологии. Одной из основных форм работы музея является экскурсия. Поиск и использование нестандартных форм и приемов организации экскурсий представляется той проблемой, которая в достаточной степени определяет эффективность данного музейно-экскурсионного действия. Повсеместно руководители музеев предлагают готовый текст экскурсии. Но гораздо успешнее было бы предложить школьникам экскурсию с элементами исследовательской работы, допустим, для изучения музейных предметов. В школьном музее МБОУ школа № 2 разработана авторская экскурсия «История гарнизона с. Хороль в старых фотографиях», с элементами квест-технологии. Экскурсоводы школьного музея - учащиеся 7-го класса, и задача музейного педагога заключается не только в том, чтобы научить их основам проведения экскурсии, но и дать навыки использования принципов музейной педагогики при работе с детской аудиторией. Экскурсоводы школьного музея провели свое исследование и смогли составить интересный и живой сценарий экскурсии. Таким образом, в школьной экскурсии желательно применять приемы, построенные на интерактивной методике, вовлекающей учащихся в деятельность.

Значительно эффективно применение таких форм работы, которые предполагают инициативу, активное участие и самостоятельность самих учащихся. К таким активным формам относят: краеведческие конкурсы и викторины, музейные занятия (уроки), консультации. В МБОУ школа № 2 с. Хороль проходят такие конкурсы, как «Мое село родное», викторина «Что я знаю о Приморье». Новыми методическими решениями являются музейные и междисциплинарные исследовательские проекты, индивидуальные летние задания, интеллектуальные вечера, исторические игры, творческие отчеты. Современный руководитель школьного музея выступает в качестве проектного наставника, который организовывает и направляет активность школьников, в том числе в работе по сохранению и учету фондов музея. Развиваются такие формы работы, которые получили наименование интерактивные. В их основе лежит взаимодействие и педагога с учениками, и учеников друг с другом. Например, творческие мастерские в школьном музее, музейные праздники, поисково-исследовательские проекты. Тематика таких проектов, как правило, лежит в рамках местной тематики: история села, микрорайона, школы. Популярным направлением было и остается включение в план работы музея календаря памятных дат.

В основе активных форм работы с обучающимися лежат несколько принципов: демократический стиль педагогического общения, четкое целеполагание, методическая грамотность музейного руководителя и свободное сотворчество. Для оказания методической помощи педагогам, которые планируют применять активные формы и методы работы с обучающимися в школьном музее, была разработана таблица (табл.).

Применение активных форм работы, целенаправленная совместная деятельность будут способствовать достижению положительных результатов. Прогнозируемые результаты использования данной методики проявятся в достижении обучающимися высокой учебной мотивации, в глубокой заинтересованности историей своей страны и малой родины, в личностном развитии, духовном росте. Постоянное развитие школьного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций, в том числе при помощи и по инициативе самих обучающихся. Учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандист-

ской работы. Музейный уголок создает условия для творческой самореализации ученика. Руководитель музея, учителя, классные руководители, психолог отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло. Очевидно, что использование активных форм обучения и воспитания вызывает больший интерес у обучающихся, стимулирует их мотивацию и самостоятельность.

Школьный музей / School museum

Формы и виды работы / Forms and types of work Методы активного обучения/ Active learning methods

Учебная работа Урок-экскурсия. Урок-путешествие. Урок-конференция. Урок-семинар. Урок-поиск. Урок-диспут. Урок-презентация. Урок-телепередача Исследовательский метод; метод проектов; метод гипотез; технология развития критического мышления; метод сотрудничества,

Воспи татель-ная работа Факультативы, кружки, экскурсии; индивидуальные летние задания; классные часы; интеллектуальные вечера; творческие отчеты метод коллективной деятельности; метод развивающего обучения, технология открытых методик;

Проектная деятельность Индивидуальные и групповые проекты. Социальные проекты. Творческие проекты интеграция по вертикали

В школьном музее информация приобретает наглядность, образность и активизирует визуальное мышление, становящееся эффективным средством преемственности культуры. В активном сотрудничестве раскрывается творческий потенциал педагогов и обучающихся, возникает чувство сопричастности к историческому прошлому. Подлинность музейной информации придает полученным здесь знаниям, умениям и компетенциям особую убедительность и достоверность [8].

Для подтверждения теоретических выводов исследования была проведена педагогическая диагностика. Концепция воспитательной работы на базе школьного музея МБОУ школы № 2 села Хороль построена на применении современных образовательных методик и базируется на активных формах и методах работы с обучающимися.

Участники музейного кружка «Хранители времени» получают не только знания, но и навыки работы с музейными экспонатами, учатся самостоятельно составлять экскурсии, участвуют и проводят общешкольные мероприятия. Но самое главное, учащиеся стали больше интересоваться родным селом, краем, своей страной в целом. Данный факт подтверждает проведенное в мае 2020 и повторно в январе 2021 года диагностическое исследование. Для выявления уровня знаний учащихся 5-9-х классов о селе Хороль и Приморском крае, государственной символике было проведено сравнительное исследование по методике Л.И. Царёвой «Незаконченное предложение». В нем приняло участие 45 учащихся 5-9-х классов, которые занимаются в музейном кружке. Респонденты отвечали на вопросы анкеты. Фиксировались верные и неверные ответы. Проведенное анкетирование показало, что 100 % учащихся знают название села и его происхождение, праздник 9 Мая и называют действующего президента. Также исследование показало, что более высокий процент учащихся успешно справляется с заданиями, которые касаются государственной символики. Сложнее для респондентов оказались задания, которые касаются вопросов местной истории. Сравнительное исследование доказывает, что внеурочная и воспитательная деятельность в школьном музее может принести положительные результаты. В январе 2021 года по данным вопросам наблюдается рост правильных ответов. Например, с изображением герба села Хороль были знакомы лишь 10 % респондентов, а через год занятий на данный вопрос смогли успешно ответить 66 % обучающихся. В целом, диагностика показала, что обучающиеся стали больше интересоваться изучением истории родного села и края, своего микрорайона и школы, полученные знания школьники научились применять на практике.

Опрос по методике доцента А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» показал уровень удовлетворенности учащихся от занятий в музее. Были проанкетированы обучающиеся 5-7-х классов, которые занимаются в школьном музейном кружке «Хранители времени» на постоянной основе. Всего респондентов - 19 человек. Хорошее настроение на музейных занятиях обычно бывает у 70,3 % учащихся. Высоко число обучающихся, которые считают, что у них хороший руководитель -

89,5 %. Спокойно обратиться к педагогу за советом могут 66,5 % школьников. Большинство, 87 % учащихся, не задумывались о смене кружка. Свое мнение могут спокойно высказать в классе 65,9 % учащихся. Более 85 % учащихся считают, что для их развития созданы все условия. У 92,1 % учащихся есть любимые темы. Опрос показал, что каждый второй обучающийся идет в школьный музей на занятия с радостью. Только 30 % опрошенных на летних каникулах будут скучать по занятиям. Анализ результатов показывает, что коэффициент удовлетворенности в 2020-2021 учебном году равен 3.0, что свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности от занятий в школьном музее.

Заключение

Применение активных форм и методов работы с обучающимися, целенаправленная совместная деятельность будут способствовать достижению положительных результатов. Прогнозируемые результаты использования данной методики проявятся в достижении обучающимися высокой учебной мотивации, в глубокой заинтересованности историей своей страны и малой родины, в личностном развитии, духовном росте. Постоянное развитие школьного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций, в том числе при помощи и по инициативе самих обучающихся. Учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Музейный уголок создает условия для творческой самореализации ученика.

Воспитательный потенциал активных форм и методов работы в школьном музее в настоящее время недооценен практикующими педагогами, но нормативно рекомендован с точки зрения современных образовательных стандартов. Эффективность применения активных методов и форм доказательна. Таким образом, в каждом образовательном учреждении необходимо проводить работу по выстраиванию единой воспитательной системы, выработке общих воспитательных целей у педагогического коллектива. Школьный музей должен рассматриваться как площадка для совместной деятельности - поисково-исследовательской, познавательной, творческой. Присваивая знания самостоятельно, занимаясь активной исследовательской деятельностью, транслируя результаты своей работы, обучающиеся имеют

возможность добиться высоких образовательных результатов, а педагоги становятся успешнее в учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, происходит воспитание насто-

ящих патриотов: образованных, инициативных, ответственных, а воспитание не навязывается механически, а сопровождает образовательный процесс.

Список литературы

1. Байбородова Л.В., Соколова М.В. Использование ресурсов школьных музеев в учебно-воспитательном процессе // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 59-65. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29288692_ 16691720 (дата обращения: 17.02.2021).

2. Балябина Л.Н., Ступникова А.Д. Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников // Грани познания. 2017. № 2. С. 41-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29369525 (дата обращения: 14.03.2021).

3. Гаджиева С.Ю. Школьный музей как важнейшее средство формирования патриотизма у учащихся // Мир науки, культуры, образования. № 2. 2015. С. 252-253.

4. Кравцова О.В. Игровые педагогические технологии в деятельности школьного музея // Вестник ТГПУ. № 1. 2010. С. 36-39. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14308344 (дата обращения: 17.03.2021).

5. Машкова В.А., Заиченко Н.А., Галай Д.А. Школьный музей как центр формирования информационно -медийных и коммуникативных компетенций учащихся // Конструктивные педагогические заметки. 2017. № 5-3(8). С. 120-128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30505258 (дата обращения: 14.03.2021).

6. Мишенина Н.В., Трунова О.А., Горбенко Н.С. Квест как игровая педагогическая технология в организации школьного музея // Вестник Белгородского института развития образования. 2018. № 2. С. 40-46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 35153826 (дата обращения: 17.03.2021).

7. Потягов А.В. Школьный музей в XXI веке: стратегии и практики первого десятилетия // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 3. С. 309-311. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18228189 (дата обращения: 17.03.2021).

8. Троеглазова Е.В. Использование интерактивных технологий в обучении // Актуальные вопросы образования. 2020. Т. 3. С. 47-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42986699 (дата обращения: 17.03.2021).

9. Ярцев А.А. Школьный музей на современном этапе (на примере концепции развития школьного музея школы № 48 г. Калининграда) // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. № 2. С. 126-134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43120043 (дата обращения: 17.03.2021).

10. Kamezou M., Pnevmatikos D., Avgitidou S., & Kariotoglou P. The structure of teachers' beliefs when they plan to visit a museum with their clas. // Teaching and Teacher Education. 2021. № 99. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ article/abs/pii/S0742051X20314451?via %3Dihub (дата обращения: 17.03.2021). DOI: 10.1016/j.tate.2020.103254

Статья поступила в редакцию 21.03.2021 г.; одобрена после рецензирования 24.04.2021 г.; принята к публикации 18.05.2021 г. Об авторах

Лихарева Оксана Анатольевна

кандидат исторических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет (690922, Российская Федерация, Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0201-1873, lihareva. [email protected]

Кравцова Ольга Сергеевна

магистрант, Дальневосточный федеральный университет (690922, Российская Федерация, Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, д. 10), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4908-7560,

olgasergeevna2409@mail. ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

References

1. Baiborodova L.V., Sokolova M.V. Ispol'zovanie resursov shkol'nykh muzeev v uchebno-vospitatel'nom protsesse [Use of school museum resources in the teaching and educational process]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2017, no. 1, pp. 59-65. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29288692_16691720 (accessed 17.02.2021). (In Russ.).

2. Balyabina L.N., Stupnikova A.D. Rol' shkol'nogo muzeya v patrioticheskom vospitanii shkol'nikov [Role of school museum in patriotic education of school students]. Grani poznaniya = Facets of Knowledge, 2017, no. 2, pp. 41-43. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=29369525 (accessed 14.03.2021). (In Russ.).

3. Gadzhieva S.Yu. Shkol'nyi muzei kak vazhneishee sredstvo formirovaniya patriotizma u uchashchikhsya [School museum as an important means of formation of patriotism in students]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The World of Science, Culture and Education, 2015, no. 2, pp. 252-253. (In Russ.).

4. Kravtsova O.V. Igrovye pedagogicheskie tekhnologii v deyatel'nosti shkol'nogo muzeya [Playing pedagogical technologies in school museum activity]. Vestnik TGPU = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, no. 1, pp. 36-39. Available at: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=14308344 (accessed 17.03.2021). (In Russ.).

5. Mashkova V.A., Zaichenko N.A., Galai D.A. Shkol'nyi muzei kak tsentr formirovaniya informatsionno-mediinykh i kommu-nikativnykh kompetentsii uchashchikhsya [School museum as a center of forming information, media and communication competencies of students]. Konstruktivnyepedagogicheskie zametki = Constructive Pedagogical Notes, 2017, no. 5-3(8), pp. 120-128. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30505258 (accessed 14.03.2021). (In Russ.).

6. Mishenina N.V., Trunova O.A., Gorbenko N.S. Kvest kak igrovaya pedagogicheskaya tekhnologiya v organizatsii shkol'nogo muzeya [Quest games as a pedagogical technology of the school museum work arrangement]. Vestnik Belgorodskogo instituta razvitiya obrazovaniya = Bulletin of the Belgorod Institute of Education Development, 2018, no. 2, pp. 40-46. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35153826 (accessed 17.03.2021). (In Russ.).

7. Potyagov A.V. Shkol'nyi muzei v XXI veke: strategii i praktiki pervogo desyatiletiya [A school museum in the XXI century: strategy and practice of the first decade]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik = Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2011, no. 3, pp. 309-311. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=18228189 (accessed 17.03.2021). (In Russ.).

8. Troeglazova E.V. Ispol'zovanie interaktivnykh tekhnologii v obuchenii [Use of interactive technologies in education]. Aktual'nye voprosy obrazovaniya = Actual Problems of Education, 2020, vol. 3, pp. 47-49. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=42986699 (accessed 17.03.2021). (In Russ.).

9. Yartsev A.A. Shkol'nyi muzei na sovremennom etape (na primere kontseptsii razvitiya shkol'nogo muzeya shkoly № 48 g. Kaliningrada) [School museum at the present stage (on the example of the concept of the development of the school museum of school No. 48 in Kaliningrad)]. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kaliningradskii vestnik obrazovaniya» = Scientific-methodical electronic journal "Kaliningrad Bulletin of Education", 2020, no. 2, pp. 126-134. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=43120043 (accessed 17.03.2021). (In Russ.).

10. Karnezou M., Pnevmatikos D., Avgitidou S., & Kariotoglou P. The structure of teachers' beliefs when they plan to visit a museum with their class. Teaching and Teacher Education, 2021, no. 99. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S0742051X20314451?via %3Dihub (accessed 17.03.2021). (In Eng.). DOI: 10.1016/j.tate.2020.103254

The article was submitted 21.03.2021; approved after reviewing 24.04.2021; accepted for publication 18.05.2021.

About the authors Oksana A. Likhareva

Ph. D. (History), Associate Professor, Far Eastern Federal University (10 Ajax Bay, Russky Island, Vladivostok 690922, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0201-1873, [email protected]

Olga S. Kravtsova

Graduate Student, Far Eastern Federal University (10 Ajax Bay, Russky Island, Vladivostok 690922, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4908-7560, [email protected]

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.