Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ПАТРИОТИЗМА'

РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ПАТРИОТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсанты морских вузов / курсантское самоуправление / молодёжное объединение / молодёжная организация / социальные компетенции / волонтёрское движение / патриотическое воспитание / cadets of maritime universities / cadet self-government / youth association / youth organization / social competencies / volunteer movement / patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.П. Ильченко, А.Н. Томилин, С.Н. Томилина

Особенности и требования к подготовке личности, способной к реализации планов современной инновационной экономики, является ключевой целью системы высшего образования, готовящего специалиста, способного к трудовой деятельности, обеспечивающей экономический рост государства, благополучие и безопасность граждан России. Возникают процессы неизбежного совершенствования системы образования студенческой молодёжи с учетом преобразований в области политики, социальной сферы, экономического и культурного изменения и проявляющейся в социальной сфере как новые глобальные перспективы в профессиональном обучении и системе воспитания будущего специалиста. В этой связи происходит трансформация целей системы воспитания курсантов морских вузов, направленных на формирование позитивного отношения к новым социальным реалиям, экономическим и политическим явлениям сегодняшнего дня. В целеполагании системы воспитания на первое место выдвигаются задачи развития гражданской позиции и опыта общественно-полезной деятельности. Это в первую очередь создание условий в морском вузе для самостоятельного ознакомления и понимания курсантами социальных и политических явлений, происходящих в стране, которые могли бы выстраивать свою позицию в соответствии с интересами государства и общества. Реализация поставленных задач видится нами путем развития молодёжных движений и объединений, где осуществляется курсантское самоуправление как один из элементов формирования социальной компетенции и патриотических чувств личности. Цель публикации – определить и дать характеристику основным направлениям курсантского самоуправления в Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, значимых для формирования социальной компетенции и патриотизма у будущих специалистов морского транспорта в процессе организации деятельности молодёжных общественных объединений, движений и организаций. Проанализировать ряд воспитательных мероприятий, связанных с формированием социальной компетенции и патриотизма, необходимых современному специалисту. Изучение состояния сформированности социальной компетенции патриотизма у курсантов морского вуза осуществлялось с помощью педагогических методов: анализа теоретических источников по теме; изучения педагогического опыта высшей школы; контент-анализа деятельности молодёжных движений; обобщения; синтеза; прогнозирования; представлением конкретных примеров социальной активности и проявлений патриотизма у курсантов морского вуза. Ведущими показателями патриотической воспитанности и проявления готовности выпускника морского вуза к выполнению основных социальных функций являются следующие: положительное гражданское суждение о государстве и обществе; проявление патриотических действий; точное выполнение трудовых обязанностей; способность к сопереживанию и общественному самоуправлению; достойным поведением. Статья имеет прикладное значение, а ее результаты могут быть применены к организации деятельности курсантского самоуправления в студенческих объединениях и движениях в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SELF-GOVERNMENT AMONG NAVAL CADETS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE AND PATRIOTISM

Features and requirements train a person capable of fulfill plans of a modern innovative economy is a key goal of the higher education system. Such specialist should be able to ensuring the economic growth of the state, the well-being and security of Russian citizens. The processes of inevitable improvement of the student youth education system are emerging, taking into account the transformations in the field of politics, the social sphere, economic and cultural changes and manifested in the social sphere as new global prospects in professional training and the system of education of the future specialist. In this regard, the goals of the education system of cadets of maritime universities are transformed, aimed at forming a positive attitude to the new social realities, economic and political phenomena of today. In the goal-setting of the education system, the tasks of developing a civic position and experience of socially useful activities are put forward in the first place. This is, first of all, the creation of conditions at the maritime university for students to independently familiarize themselves and understand the social and political phenomena taking place in the country, who could build their position in accordance with the interests of the state and society. The implementation of these tasks is seen through the development of youth movements and associations, where cadet self-government is carried out as one of the elements of the formation of social competence and patriotic feelings of the individual. The research characterizes the main areas of cadet self-government at the Admiral F.F. Ushakov State Maritime University, which are important for the formation of social competence and patriotism among future maritime transport specialists in the process of organizing the activities of youth public associations, movements and organizations. The study uses these pedagogical methods: analysis of theoretical sources on the topic; study of pedagogical experience of higher education; content analysis of the activities of youth movements; generalization; synthesis; forecasting; presentation of specific examples of social activity and manifestations of patriotism among cadets of the maritime university. The leading indicators of patriotic upbringing and the manifestation of readiness of a graduate of a maritime university to perform basic social functions are: a positive civil judgment about the state and society; the manifestation of patriotic actions; accurate fulfillment of work duties; the ability to empathize and public self-government; decent behavior. The ideas of the research have applied significance and can be acceptable as an example of organizing activities of cadet self-government in student associations and movements in educational organizations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ПАТРИОТИЗМА»

4. Солонина А.Г Концепция персонализированного обучения: монография. Москва: Прометей, 1997.

5. Педагогический словарь. Новейший этап развития терминологии. Составители О.Б. Даутова, Н.А. Вершинина, М.Г. Ермолаева, Е.Ю. Игнатьева и др. Санкт-Петербург: КАРО, 2020.

6. Аксенова А.Ю., Бессонова Е.А., Безбородова Е.В., Гутник И.Ю. и др. Персонификация обучения в современной школе: педагогический анализ: коллективная монография. Санкт-Петербург: Астерион, 2021.

7. Энциклопедия профессионального образования. Москва: РАО Ассоциация «Профессиональное образование», 1999; Т. 3.

8. Шерайзина РМ., Савинова Н.А. Педагогический потенциал персонализированного обучения учащихся современной школы. Человек и образование. 2020; № 4: 29-35. References

1. Sallivan G.S. Interpersonal'naya teoriya psihiatrii. Moskva-Sankt-Peterburg: «Yuventa», 1999.

2. Psihologiya. Slovar'. Moskva: Politizdat, 1990.

3. Orlov A.B. Psihologiya lichnosti i suschnosti cheloveka: Paradigmy, proekcii, prakíiki. Moskva: Akademiya, 2002.

4. Solonina A.G. Koncepciya personalizirovannogo obucheniya: monografiya. Moskva: Prometej, 1997.

5. Pedagogicheskijslovar'. Novejshij 'etap razvitiya terminologii. Sostaviteli O.B. Dautova, N.A. Vershinina, M.G. Ermolaeva, E.Yu. Ignat'eva i dr. Sankt-Peterburg: KARO, 2020.

6. Aksenova A.Yu., Bessonova E.A., Bezborodova E.V., Gutnik I.Yu. i dr. Personfikaciya obucheniya v sovremennoj shkole: pedagogicheskij analiz: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg: Asterion, 2021.

7. 'Enciklopediya professional'nogo obrazovaniya. Moskva: RAO Associaciya «Professional'noe obrazovanie», 1999; T. 3.

8. Sherajzina R.M., Savinova N.A. Pedagogicheskij potencial personalizirovannogo obucheniya uchaschihsya sovremennoj shkoly. Chelovek i obrazovanie. 2020; № 4: 29-35.

Статья поступила в редакцию 25.01.24

УДК 378.01

Ilchenko L.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Crimean Engineering and Pedagogical University n.a. Fevzi Yakubov (Simferopol, Russia),

E-mail: larisa.ilchencko@yandex.ru

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

Tomilina S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

THE DEVELOPMENT OF SELF-GOVERNMENT AMONG NAVAL CADETS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE AND PATRIOTISM. Features and requirements train a person capable of fulfill plans of a modern innovative economy is a key goal of the higher education system. Such specialist should be able to ensuring the economic growth of the state, the well-being and security of Russian citizens. The processes of inevitable improvement of the student youth education system are emerging, taking into account the transformations in the field of politics, the social sphere, economic and cultural changes and manifested in the social sphere as new global prospects in professional training and the system of education of the future specialist. In this regard, the goals of the education system of cadets of maritime universities are transformed, aimed at forming a positive attitude to the new social realities, economic and political phenomena of today. In the goal-setting of the education system, the tasks of developing a civic position and experience of socially useful activities are put forward in the first place. This is, first of all, the creation of conditions at the maritime university for students to independently familiarize themselves and understand the social and political phenomena taking place in the country, who could build their position in accordance with the interests of the state and society. The implementation of these tasks is seen through the development of youth movements and associations, where cadet self-government is carried out as one of the elements of the formation of social competence and patriotic feelings of the individual. The research characterizes the main areas of cadet self-government at the Admiral F.F. Ushakov State Maritime University, which are important for the formation of social competence and patriotism among future maritime transport specialists in the process of organizing the activities of youth public associations, movements and organizations. The study uses these pedagogical methods: analysis of theoretical sources on the topic; study of pedagogical experience of higher education; content analysis of the activities of youth movements; generalization; synthesis; forecasting; presentation of specific examples of social activity and manifestations of patriotism among cadets of the maritime university. The leading indicators of patriotic upbringing and the manifestation of readiness of a graduate of a maritime university to perform basic social functions are: a positive civil judgment about the state and society; the manifestation of patriotic actions; accurate fulfillment of work duties; the ability to empathize and public self-government; decent behavior. The ideas of the research have applied significance and can be acceptable as an example of organizing activities of cadet self-government in student associations and movements in educational organizations.

Key words: cadets of maritime universities, cadet self-government, youth association, youth organization, social competencies, volunteer movement, patriotic education

Л.П. Ильченко, д-р пед. наук, доц., ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь,

E-mail: larisa.ilchencko@yandex.ru

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

С.Н. Томилина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск,

E-mail: mail@nsma.ru

РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ПРОФИЛЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И ПАТРИОТИЗМА

Особенности и требования к подготовке личности, способной к реализации планов современной инновационной экономики, является ключевой целью системы высшего образования, готовящего специалиста, способного к трудовой деятельности, обеспечивающей экономический рост государства, благополучие и безопасность граждан России. Возникают процессы неизбежного совершенствования системы образования студенческой молодёжи с учетом преобразований в области политики, социальной сферы, экономического и культурного изменения и проявляющейся в социальной сфере как новые глобальные перспективы в профессиональном обучении и системе воспитания будущего специалиста. В этой связи происходит трансформация целей системы воспитания курсантов морских вузов, направленных на формирование позитивного отношения к новым социальным реалиям, экономическим и политическим явлениям сегодняшнего дня. В целеполагании системы воспитания на первое место выдвигаются задачи развития гражданской позиции и опыта общественно-полезной деятельности. Это в первую очередь создание условий в морском вузе для самостоятельного ознакомления и понимания курсантами социальных и политических явлений, происходящих в стране, которые могли бы выстраивать свою позицию в соответствии с интересами государства и общества. Реализация поставленных задач видится нами путем развития молодёжных движений и объединений, где осуществляется курсантское самоуправление как один из элементов формирования социальной компетенции и патриотических чувств личности. Цель публикации - определить и дать характеристику основным направлениям курсантского самоуправления в Государственном морском университете имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, значимых для формирования социальной компетенции и патриотизма у будущих специалистов морского транспорта в процессе организации деятельности молодёжных общественных объединений, движений и организаций. Проанализировать ряд воспитательных мероприятий, связанных с формированием социальной компетенции и патриотизма, необходимых современному специалисту. Изучение состояния сформированности социальной компетенции патриотизма у курсантов морского вуза осуществлялось с помощью педагогических методов: анализа теоретических источников по теме; изучения педагогического опыта высшей школы; контент-анализа деятельности молодёжных движений; обобщения; синтеза; прогнозирования; представлением конкретных примеров социальной активности и проявлений патриотизма у курсантов морского вуза. Ведущими показателями патриотической воспитанности и проявления готовности выпускника морского вуза к выполнению основных социальных функций являются следующие: положительное гражданское суждение о государстве и обще-

стве; проявление патриотических действий; точное выполнение трудовых обязанностей; способность к сопереживанию и общественному самоуправлению; достойным поведением. Статья имеет прикладное значение, а ее результаты могут быть применены к организации деятельности курсантского самоуправления в студенческих объединениях и движениях в образовательных организациях.

Ключевые слова: курсанты морских вузов, курсантское самоуправление, молодёжное объединение, молодёжная организация, социальные компетенции, волонтёрское движение, патриотическое воспитание

Патриотизм во все времена был неким стратегическим арсеналом любого государства. В античности у граждан формировалась любовь и преданность своему полису. В Средние века у населения воспитывалась любовь и верность к своему государству, королю и доминирующей религии. Капиталистические общественные формации настраивали граждан на лояльность, преданность и готовность отстаивать интересы своей страны. Социалистические страны воспитывали законопослушных граждан, любящих свою Родину и способных на самоотверженные поступки в бою на поле битвы и трудовые подвиги в мирное время.

После победы демократии в Российской Федерации патриотизм утратил свое былое величие. Большинство новых политиков и политологов стали утверждать, что патриотизм - это атрибут социалистического строя, и он абсолютно непотребен в новое время. Победила точка зрения, что глобализация и универсализация не нуждаются в таком вредном феномене, как патриотизм.

Однако спустя всего одно десятилетие политическое руководство страны обратило внимание на то, что потеря патриотизма оборачивается существенным кризисом в душах людей, что отражается на конечные результаты во всех сферах деятельности, экономики, образовании, обороне. Тысячи молодых людей стали покидать Родину. Юноши и девушки в большинстве своем были индифферентны к делам государства, политическим событиям, выборам, общественной и волонтерской работе. Упал авторитет и престиж государственной и воинской службы. Такое состояние дел стало тревожным.

Разработка поправок к законодательной базе, принятие Концепции патриотического воспитания, нескольких пятилетних целевых программ патриотического воспитания россиян постепенно поправили этот вопрос, дали новый импульс воспитательно-патриотической деятельности.

Сегодня в России молодому поколению уделяется должное внимание. Студенческая молодежь активно участвует в общественной жизни государства и общества. Молодые люди стремятся вникнуть в возникающие проблемы в социальной сфере и предлагают ряд вариантов их решения, подключаясь к политической и государственной деятельности. Система отечественного образования способствует данным процессам и предлагает ряд инновационных методов, приемов и форм организации деятельности по развитию у обучающихся самостоятельности и самоорганизации в учебной, общественной и личной жизни.

Вместе с тем нередко молодежь оказывается в группе риска, когда их сознание подвергается воздействию современной информационно-агитационной деятельности экстремистского толка. В связи с этим в планировании воспитательной работы в образовательных организациях СПО и ВПО моделируются и создаются условия для созидательной и общественно значимой деятельности молодежи в интересах России. Планируются направления тематики воспитательной работы, связанной с развитием у молодых людей ценностного отношения к явлениям отечественной культуры, раскрывающей подвиги людей, их патриотические действия и самопожертвование ради спасения Отечества.

В системе основного общего образования и в семье у учащихся формируются определенные социальные установки и социальные компетенции, влияющие на сознание и поведение в обществе растущей и развивающейся личности. Однако для того, чтобы сформировались позитивные установки и социальные компетенции необходим определённый личный опыт, а он развивается только в деятельности человека в социальной среде. Поэтому с целью обогащения опыта учащейся молодежи создаются педагогические условия для её участия в общественных явлениях, способствующих развитию чувства сопричастности и сопереживания в проблемах и успехах как отдельного человека, нуждающегося в помощи, так и общества своей страны в целом. В связи с этим деятельность молодёжных объединений и движений, организация самоуправления является тем механизмом, который способствует реализации данных процессов. В этой связи активно популяризируется и развивается студенческое самоуправление, присущее молодёжным движениям и объединениям как социально-политическому институту воспитания молодёжи. Именно учащиеся всегда были достаточно активной и самой отзывчивой группой молодёжи во всех общественных начинаниях, поэтому в воспитательной работе на неё следует опираться в первую очередь. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.

Сегодня перед высшим и средним морским профессиональным образованием в учебных заведениях Российской Федерации ставятся задачи, связанные с подготовкой каждого учащегося как активного и деятельного гражданина, верного и преданного патриота своего Отечества, законопослушного человека, специалиста высшей квалификации, компетентного и стремящегося к совершенствованию своих профессиональных знаний, навыков и умений, добросовестно относящегося к выполнению своих служебных обязанностей, служащего примером поведения и чести. Целенаправленное решение всего комплекса подобных задач связано с формированием социальной ответственности и социальной компетенции у курсантов морских вузов и, как следствие, развитием высокого уровня гражданственности и патриотизма личности.

Цель настоящего исследования: изучение педагогического потенциала курсантского самоуправления как средства формирования социальной компетенции и патриотизма у современной учащейся молодёжи.

Для достижения данной цели сформулированы следующие задачи:

- теоретический анализ литературных источников по выбранной теме;

- анализ опыта воспитания гражданина и патриота, владеющего социальными компетенциями, на примере морского университета (г Новороссийск);

- изучение практики курсантского самоуправления морского вуза как организатора основных социальных функций в молодежных движениях и общественных объединениях.

Патриотизм как философия и идея, начиная с глубокой древности, всегда являлась объектом изучения учёными и мыслителями. Социокультурный феномен патриотизма раскрывался в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, Ф. Бэкона, А. Шартье, Ж.-Ж. Руссо, ПВ.Ф. Гегеля, З. Фрейда, Ж.П. Сартра, К. Ясперса. Свой вклад в развитие теории патриотизма внесли отечественные государственные и религиозные деятели, ученые, литераторы, мыслители. Среди них Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Петр Великий, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.П Чернышевский, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.

На современном этапе социальные и политические явления, связанные с патриотическим воспитанием и формированием социальной компетенции у молодёжи, определяют политику любого государства, актуальны они и для России. Развитие патриотизма у молодежи в настоящее время является наиболее актуальной целью каждого гражданина. Базовыми категориями патриотизма и сформированными социальными компетенциями, составляющими нравственную основу личности, являются долг, честь, ответственность, взаимопомощь, готовность к самопожертвованию ради общего блага людей и Отчества.

В то же время важно понимать, что социальная компетенция является одним из ведущих показателей социализации личности и, в том числе, развития её патриотических чувств как одного из критериев социализации человека, поэтому независимо от того, в каких социальных условиях субъект воспитания находится, он нуждается в формировании и совершенствовании социальной компетенции.

На сегодняшний день понятие «социальная компетенция» имеет достаточно богатую историю развития как социальное явление, так и термин. Остановимся на трактовке современного понимания значения термина и процесса его формирования.

Изучение отечественной литературы в этом направлении доказывает многообразие суждений по поводу определения понятий «компетенция» и «компетентность» и вариантов их классификации. Все же больше, чем другим, в наше время уделяется внимание именно социальной компетенции. По мнению О.П. Красношлыковой и О. П. Кошевой, основная причина этого связана с «...необходимостью социализации в рыночной сфере, которая идет путем формирования социальных ценностей» [1].

Из всего многообразия авторских определений термина «социальная компетенция», на наш взгляд, наиболее удачное и полное разработано С.З. Гончаровым, поясняющего его как «.осознание целей и задач социальных институтов, умений и навыков, норм и отношений, необходимых для социального взаимодействия» [2].

Содержательную дефиницию анализируемого феномена приводит в своих научных работах А.В. Стрелкова, утверждающая, что социальная компетенция личности есть «.способность человека к самостоятельному выбору определенной модели поведения по достижению наиболее эффективного процесса взаимодействия в обществе, основанного на адекватном отношении к ситуации и целесообразности действий» [3].

Следовательно, сущностными положениями социальной компетенции являются следующие:

- она представляет собой базис взаимодействия с соотечественниками и коллегами;

- выступает в качестве основы формирования восприятия собственного поведения личности;

- структурно состоит из следующих компонентов: социальные знания, социальные навыки, социальная коммуникация и межличностное общение людей;

- тесно связана с социальным поведением и отражает социальные мотивы, способности, умения, привычки и знания личности.

Полагаем, что социальная компетенция требует от личности не только успешной социализации, но и координированности, взаимосвязи личных и общественных интересов, наличия соответствующего поведения и умения общения с окружающими, развитость навыков преодолевать все виды конфликтов с коллегами и гражданами.

В своем исследовании мы стоим на позиции, согласно которой социальная компетентность и патриотизм студента взаимосвязаны и взаимообусловлены, конструктивно способствуют социализации, что побуждает систему воспитания

каждой образовательной организации учитывать это при планировании воспитательной работы.

Данный аспект был учтен при разработке плана воспитательной работы в морском университете (г Новороссийск). На практике реализация процесса развития социальной компетенции и патриотического воспитания планировалась благодаря организации курсантского самоуправления во время добровольческой деятельности курсантов, принимающих участие в молодежных организациях, движениях и общественных объединениях университета и города-героя Новороссийска.

В России накоплен уникальный опыт работы в молодёжных движениях и объединениях. Так, например, наиболее популярная в наше время молодежная организация «Движение Первых» возникла как преемник «Движения ХХ века», как показатель новых исторических и социальных проявлений общественного развития и новой, соответствующей современным условиям формой социализации молодёжи.

Оно создалось по инициативе школьницы из Севастополя - 12-летней Дианы Красовской, предложившей 20 апреля 2022 года президенту России Владимиру Путину создать движение, объединяющее всех детей страны, как социальный институт воспитания молодёжи, а уже 14 июля того же года был подписан «Федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодёжи», в котором отражено его правовое положение. В настоящее время благодаря активной работе «Движения первых», которое быстро завоевало молодежное пространство, создается ряд других молодежных объединений, организаций и движений (АНО «Большая перемена», российское движение школьников «ЮНАРМИЯ», «Российские студенческие отряды», «Российский союз молодёжи», «Каравелла» и др.), предоставляющие равные возможности для активной общественной жизни молодых людей в новом социуме.

С целью создания в вузе результативного демократического уклада жизни, согласно положениям Концепции государственной молодёжной политики в Российской Федерации, необходимо усиление работы по следующим направлениям: а) концентрация внимания по актуальным вопросам жизнедеятельности молодежи; б) социальная и правовая защита учащихся вузов; в) обеспечение творческой работы органов самоуправления; г) развитие социальной активности и инициативы юношей и девушек; д) оказание существенной помощи выпускникам вузов и сузов в трудоустройстве по полученным во время учебы специальностям; е) организация взаимодействия с общественными организациями [4].

На целесообразность активизации деятельности органов студенческого самоуправления указывают и отечественные ученые.

Так, А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев замечают, что ныне усилия руководства страны и социума сконцентрированы на «разработке общенациональной цели» - патриотической идеи, обеспечивающей сплочение всего нашего многонационального народа. Такая консолидация социума должна произойти строго «на основе социального идеала» [5]. Участие в этом серьезном деле как самой студенческой молодежи, так и органов студенческого самоуправления важна и целесообразна. А.Н. Томилин указывает на необходимость стимулирования активистов и передовиков студенческих патриотических движений [6]. С.Н. Томилина, замечает, что только вовлечение студентов и курсантов в активную социально-политическую, массово-патриотическую и волонтерскую деятельность даст возможность на деле воспитать инициативных, энергичных и предприимчивых членов современного российского общества [7].

Таким образом, изучение и анализ научной литературы по теме исследования показывает, что:

- формирование патриотизма и развитие социальной компетенции у учащейся молодёжи являются ключевыми направлениями воспитания современной молодежи и находятся в определенной взаимосвязи друг с другом относительно результата, т. е. социализации личности молодого человека;

- в общем: патриотизм выступает как интегральное качество студента (курсанта), включающее любовь, верность и преданность своей стране и своему народу, гордость за прошлое, настоящее и будущее Российской Федерации, уважение и соблюдение российских традиционных духовно-нравственных ценностей, готовность к самоотверженной защите государства, его независимости и рубежей. Патриотизм - это показатель уровня развития мировоззрения личности;

- в частности: понятие «патриотическое воспитание личности» и его определение (как педагогическая категория) достаточно хорошо разработана и представлена в научных источниках. В настоящей работе мы будем придерживаться взгляда, что патриотическое воспитание есть творческое педагогическое воздействие субъектов воспитательного процесса на воспитуемого, способствующее развитию у него психических новообразований, которые положительно сказываются на поведении человека, коллектива, социума;

- термин «социальная компетенция» как новое социальное явление понимается и трактуется исследователями также по-разному, в его основе лежит авторский подход и собственное видение сущности данного феномена;

- самоуправление курсантов морского профиля как феномен, способствующий формированию патриотизма и социальной компетенции молодежных объединений и организаций, раньше исследователями не изучался.

Анализ публикаций по теме исследования показывает, что в таком аспекте она ранее не рассматривалась.

Воспитательная работа в морском вузе, представляющим собой морскую профессиональную образовательную организацию, ориентирована на формирование профессиональной и социальной компетенции, а также патриотизма и гражданственности у курсантов. Она пересекается с основными положениями, заложенными в «Программе воспитательной работы молодёжных движений и объединений», в которой определены сущностные положения и структурные элементы системы деятельности участников объединений.

Например, можно отметить некоторые воспитательные задачи, связанные с развитием личности как субъекта активной социальной деятельности в коллективе; формированием гражданской идентичности и патриотизма; развитием навыков, направленных на оказание помощи другим людям, а также навыков сотрудничества с ними и уважения к ним; неприятием «идеологий экстремизма, терроризма, неонацизма, а также содействием воспитанию в подрастающем поколении межнационального, межэтнического (межконфессионального) согласия и его дальнейшего укрепления, уважения к закону и правопорядку» [8] и др., которые имеют место и в Программе молодежного объединения «Движение первых», и в планировании воспитательной работы курсантов морского университета.

Патриотическое воспитание молодёжи - это важное стратегическое направление в отечественной педагогике. Патриотическое воспитание российских студентов предусматривает сохранение традиционного взаимоотношения между поколениями, уважение к историческим процессам, связанным с защитой Родины, и её героев - воинов-защитников. Особое внимание отводится изучению культурных, социальных и межличностных ценностей.

А.Н. Томилин полагает, что в воспитательно-патриотической деятельности основной упор следует делать на овладении молодежью российскими ценностями, арсеналом российской культуры и российских традиций. Несомненно, студентов и курсантов следует знакомить с общечеловеческими ценностями и позитивными традициями мировой культуры [9]. В этом случае мы обязательно воспитаем патриота и защитника России. С.Н. Томилина придерживается точки зрения, что процесс патриотического воспитания требует тесного сотрудничества и согласованности действий всех субъектов образовательного процесса. Такое слаженное взаимодействие обеспечит придание воспитательной деятельности конструктивизма, творчества, должной результативности по формированию у учащейся молодежи патриотического сознания и патриотических убеждений [10]. Н.С. Касимова призывает активизировать усилия органов студенческого самоуправления на формирование духовно-нравственной культуры студенческой молодежи как стержневого фактора патриотического мировоззрения [11].

Участие в работе молодёжных объединений обеспечивает студентам обретение определённого социального опыта, понимания сути патриотизма и любви к своему Отечеству, самоопределению по отношению к отдельным общественным явлениям, происходящим в стране и вокруг них. Одновременно курсанты вырабатывают богатый опыт самостоятельной деятельности по организации собственной общественно полезной работы во благо людей, проживающих рядом и имеющих некоторые социальные проблемы. В такой общественно полезной деятельности у молодых людей развивается собственное мнение и ценностное отношение к общественным, социальным и культурным явлениям, происходящим в обществе.

Целенаправленное формирование самостоятельности в выборе средств и методов осознания своего отношения к общественным событиям является педагогическим условием для развития патриотизма и формирования социальной компетенции у курсантов.

Например, Рабочая программа воспитательной работы морского университета по направлению подготовки «Технология транспортных процессов» - это планирование совместной коллективной деятельности курсантов и преподавателей, актуальной для самореализации личности путем курсантского самоуправления. Назовем только некоторые направления воспитательной работы, непосредственно способствующие развитию социальной компетенции и патриотизма у будущих морских специалистов: «Духовно-нравственное воспитание», «Патриотизм и патриотическое воспитание», «Развитие курсантского самоуправления»; «Развитие волонтерского движения», «Самовоспитание» и другие.

Уделяется особое внимание методам поощрения и стимулирования курсантского самоуправления как одному из значимых факторов воспитания. Для этого умело и последовательно применяются моральные и материальные виды стимулирования, такие как благодарность, награждение грамотой, отправка благодарственного письма родителям; премирование экскурсионной поездкой и другие [12].

Запланированные в Рабочей программе воспитательной работы виды воспитательной деятельности курсантов, рассчитаны на развитие у них следующих патриотических чувств: чувство гордости за свой вуз, свою страну; её историю; глобальные события и результаты деятельности и др.

Социальная компетенция понимается как умение субъектов взаимодействовать друг с другом, одного субъекта с группой людей и как продуктивное взаимодействие между группами людей, положительно влияющих на поведение человека, коллектива, общества в целом.

Результаты воспитательной работы в ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова показывают, что огромное значение в развитии патриотических чувств и формировании социальной компетенции у курсантов имеет курсантское самоуправление как управленческое ядро молодёжных движений и объединений. Совет курсантского

самоуправления как особая форма самостоятельной деятельности курсантов активизирует и включает их в планирование и реализацию конкретных коллективных дел, способствующих приобретению опыта самостоятельной общественной деятельности.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день молодежная организация морского университета города Новороссийска - самая многочисленная организация среди вузов и сузов города-героя Новороссийска. Численность постоянных активистов-курсантов более 1200 человек, и их количество постоянно растет Курсанты стали активными участниками реализации проектов по 12 направлениям, которые были предложены активистами «Движения первых». У них была возможность реализовать свои идеи в ряде мероприятий патриотического содержания и организовать ряд волонтерских акций различного уровня, оказывая адресную помощь ветеранам и другим нуждающимся в помощи.

За активную общественную работу многие члены организации волонтерского движения были поощрены памятными медалями президента России; дипломами от министра образования и министра транспорта РФ, грамотами и дипломами от руководителя Федерального агентства морского и речного флота РФ; грамотами от губернатора Краснодарского края и муниципального образования города-героя Новороссийска. Лучшим активистам глава города Новороссийска установил именные стипендии. Ректор университета профессор С.И. Кондратьев поощрил отличившихся курсантов денежными премиями, почетными грамотами и благодарственными письмами.

В ходе подведения итогов 25-летнего юбилея университетского волонтерского движения и членства во всероссийском общественном движении добровольцев «Мы вместе» стало известно, что курсантами реализовано около 100 инициатив и идей, которые сегодня стали популярными и в городе Новороссийске, и распространились по всему Краснодарскому краю. В такой общественной добровольной самоуправленческой деятельности у курсантов активно формируются и патриотические чувства, и социальная компетенция.

Научная новизна представленного исследования заключается в том, что в процессе изучения содержания работы курсантского самоуправления было впервые уделено внимание молодежным организациям, объединениям и движениям как мощному воспитательному механизму, влияющему на процессы социализации студенческой молодежи, формирования у них важных для профессии морского специалиста социальных компетенций, способствующих воспитанию истинного гражданина и верного патриота своей страны - России.

Теоретическая значимость заключается в обосновании влияния курсантского самоуправления как социального института на развитие и обогащение процесса взаимосвязи и взаимозависимости формирования социальной компетенции и развития патриотизма у курсантов морского профиля.

Практическая значимость статьи состоит в том, что ее материалы предоставляют возможность изучения опыта работы студенческого самоуправления в вузах по реализации задач оптимизации процессов самоуправления в системе

Библиографический список

воспитательной деятельности учебных заведений с целью формирования социальной компетенции и патриотизма у студенческой молодежи.

Анализ результатов деятельности курсантского самоуправления, организовавшего систему деятельности внутривузовских молодежных объединений, движений и организаций, определил условия повышения эффективности процесса формирования социальных компетенций, способствующих патриотическому становлению личности средствами общественной деятельности, а именно: оказание практической и консультационной помощи в организации работы студенческого самоуправления; «школ» по проблемам студенческого самоуправления с привлечением представителей общественных организаций и молодежного самоуправления Краснодарского края; подготовка и проведение встреч активистов молодежных организаций с ректором ГМУ имени Ф.Ф. Ушакова и членами ученого совета; выдвижение курсантов университета в состав молодежных организаций г Новороссийска, Краснодарского края, ЮФО; участие в муниципальном дне самоуправления и др.

Таким образом, на основе вышеизложенного можем утверждать следующее:

1. Курсантское самоуправление представляет собой мощный общественный инструмент приобщения курсантов и студентов морского университета к разнообразной и важной социально-политической, патриотической и волонтерской деятельности.

2. Механизм деятельности курсантского самоуправления по формированию патриотизма у курсантов морского вуза предусматривает: а) разъяснение курсантам цели, задач и специфики работы общественных организаций, что содействует зарождению должного интереса и привлечению внимания курсантов к разнообразным видам социальной и добровольческой деятельности; б) вовлечение курсантов в ряды общественных организаций и движений патриотической направленности; в) отбор из числа участников общественных организаций и движений активистов и расстановка их во главе подразделений и групп, формирование из их числа деятельных помощников руководителей и воспитателей; г) распределение разнообразных проектов, поручений и заданий группам и подразделениям, входящим в состав общественных организаций и движений, что позволяет курсантов получить новые знания в сфере патриотизма и общественно полезной деятельности; д) участие членов общественных организаций и участников движений в проведении разнообразных патриотических мероприятий и акций, что способствует формированию социальной компетенции и совершенствованию уровня патриотизма личности; е) подведение итогов выполненной работы и проведенных мероприятий, анализ результатов; ж) поощрение отличившихся и передовиков; з) обобщение опыта воспитательно-патриотической деятельности.

3. Активная и творческая деятельность курсантского самоуправления, осуществляемая на основе добровольности, новаторства и инициативности, позволяет придать интерес и внимание учащихся вуза к воспитательно-патриотической деятельности, обеспечить социальную активность курсантов и высокую результативность в формировании настоящих патриотов России.

1. Красношлыкова О.Г., Кошевая О.Г. Понятие «социальная компетенция» как научная категория. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019; № 3 (35): 20-26.

2. Гончаров С.З. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение. Образование и наука. 2004; № 2: 3-19.

3. Стрелкова А.В. Формирование социальных компетенций старших подростков методом кейсов. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2016.

4. Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Available at: /http://lib.convdocs.org/docs/index-277984

5. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Томилин А.Н., Корнилова М.Ю. Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2017.

7. Томилина С.Н., Кусмарцев М.Б., Вовк М.Ю. Инновационная деятельность в патриотическом воспитании учащейся молодежи как ведущий способ реализации его стратегических ориентиров. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2020; Выпуск 67, Ч. 2: 85-87.

8. Программы молодежного объединения «Движение первых». Available at: /Programma_Dvizhniya_v_NabSovet_ltog_LOGO.pdf

9. Томилин А.Н., Хекерт Н.Е. Стратегия развития самовоспитания, самосовершенствования учащейся молодежью своих патриотических качеств. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 80-83.

10. Томилина С.Н. Концепция и стратегии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи: монография. Новороссийск: РИО ФГБОУ ВО «ГМУ им. Ф. Ф. Ушакова», 2018.

11. Касимова Н.С. Мировоззрение как стержневой фактор формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодеж. Вестник ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2023; № 4 (45): 160-163.

12. Томилин А.Н. Педагогические условия применения метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 44-47.

References

1. Krasnoshlykova O.G., Koshevaya O.G. Ponyatie «social'naya kompetenciya» kak nauchnaya kategoriya. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2019; № 3 (35): 20-26.

2. Goncharov S.Z. Social'naya kompetentnost' lichnosti: suschnost', struktura, kriterii i znachenie. Obrazovanie inauka. 2004; № 2: 3-19.

3. Strelkova A.V. Formirovanie social'nyh kompetencij starshih podrostkov metodom kejsov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.

4. Koncepciya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii. Available at: /http://lib.convdocs.org/docs/index-277984

5. Vyrschikov A.N., Kusmarcev M.B. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennom rossijskom obschestve: monografiya. Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.

6. Tomilin A.N., Kornilova M.Yu. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2017.

7. Tomilina S.N., Kusmarcev M.B., Vovk M.Yu. Innovacionnaya deyatel'nost' v patrioticheskom vospitanii uchaschejsya molodezhi kak veduschij sposob realizacii ego strategicheskih orientirov. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2020; Vypusk 67, Ch. 2: 85-87.

8. Programmy molodezhnogo ob'edineniya «Dvizhenie pervyh». Available at: /Programma_Dvizhniya_v_NabSovet_ltog_LOGO.pdf

9. Tomilin A.N., Hekert N.E. Strategiya razvitiya samovospitaniya, samosovershenstvovaniya uchaschejsya molodezh'yu svoih patrioticheskih kachestv. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 80-83.

10. Tomilina S.N. Koncepciya i siraiegii gosudarsivenno-pairioiicheskogo vospiianiya uchaschejsya molodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO FGBOU VO "GMU im. F. F. Usha-kova", 2018.

11. Kasimova N.S. Mirovozzrenie kak sterzhnevoj faktor formirovaniya duhovno-nravstvennoj kul'tury studencheskoj molodezh. Vesinik GMU imeni admirala F.F. Ushakova. 2023; № 4 (45): 160-163.

12. Tomilin A.N. Pedagogicheskie usloviya primeneniya metoda stimulirovaniya v vospitatel'no-patrioticheskoj deyatel'nosti s uchaschejsya molodezh'yu. Mir nauki, kul'iury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 44-47.

Статья поступила в редакцию 25.01.24

УДК 37.06

Lukash S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lukash.serg@yandex.ru

Yakovleva E.V., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: altls99@yandex.ru

Avanesova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: avanesova1@mail.ru

PEDAGOGY OF COMMON CARE BY I.P. IVANOV AND PEDAGOGY OF COOPERATION BY S.L. SOLOVEICHIK AS THE BASIS FOR LITERARY AND PATRIOTIC CLUBS "SCHOONER OF PEERS" AND "SCHOONER OF GOOD DEEDS". The article examines the methodology of the civilizational approach in reforming Russian education, which allows relying on the socio-cultural achievements of the recent past in the search for promising areas of modern development. The subject of the research is the continuation of the ideas of the pedagogy of common care by I.P. Ivanov, the pedagogy of cooperation by S.L. Soloveichik in the socio-pedagogical heritage of K.I. Podyma and its actualization in modern conditions. The article summarizes the experimental work of the schools of the city of Novorossiysk on the actualization of the spiritual, moral, socio-pedagogical heritage of K.I. Podyma. The authors consider K.I. Podyma's pedagogical legacy in the aspect of continuity for the modern socio-pedagogical practice of educating citizenship and patriotism among younger generations, relevant in the context of the ideas of the country's sovereignty and reliance on the value foundations of Russian culture.

Key words: pedagogy of common care, pedagogy of cooperation, civilizational approach, socio-pedagogical heritage, "Schooner of Peers", "Schooner of Good Deeds", literary and patriotic club

С.Н. Лукаш, д-р пед. наук, проф., Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: lukash.serg@yandex.ru

Е.В. Яковлева, аспирант, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир, E-mail: altis99@yandex.ru

Т.П. Аеанесоеа, д-р пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: avanesova1@mail.ru

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ И.П. ИВАНОВА И ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА С.Л. СОЛОВЕЙЧИКА КАК ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КЛУБОВ «ШХУНА РОВЕСНИКОВ» И «ШХУНА ДОБРЫХ ДЕЛ»

В статье рассматривается методология цивилизационного подхода в реформировании российского образования, позволяющая опереться на социокультурные достижения недалекого прошлого в поиске перспективных направлений современного развития. В качестве предмета исследования анализируется продолжение идей педагогики общей заботы И.П. Иванова, педагогики сотрудничества С.Л. Соловейчика в социально-педагогическом наследии К.И. По-дымы и его актуализация в современных условиях. В статье обобщается опытно-экспериментальная работа школ города Новороссийска по актуализации духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К.И. Подымы. Авторы рассматривают педагогическое наследие К.И. Подымы в аспекте преемственности для современной социально-педагогической практики воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающих поколений, актуальное в контексте идей суверенизации страны и опоры на ценностные основания российской культуры.

Ключевые слова: педагогика общей заботы, педагогика сотрудничества, цивилизационный подход, социально-педагогическое наследие, литературно-патриотические клуб, «Шхуна ровесников», «Шхуна добрых дел»

Актуальность исследования определяется потребностью российского образования в поиске новых моделей своего развития, адекватных социально-политическому заказу, базирующемуся на идеях многополярности мирового развития, где Россия выступает одним из цивилизационных полюсов. В соответствии с данным вектором в российском образовании возрастает значение идей и парадиг-мальных направлений, актуализирующих цивилизационные основы российской культуры, отражающих ценности российской цивилизации, преемственность российского педагогического наследия в своих традициях и инновациях.

Целью статьи является актуализация российской цивилизационной образовательной парадигмы в аспекте ее коллективистских начал на примерах советского и постсоветского педагогического наследия.

Задачи:

- обосновать значимость российской цивилизационной образовательной парадигмы в современных социально-педагогических условиях;

- осуществить анализ идей воспитания личности в коллективе И.П. Иванова, С.Л. Соловейчика в преемственности их развития в авторской концепции гражданско-патриотического воспитания К.И. Подымы;

- обобщить опытно-экспериментальную работу школ города Новороссийска по актуализации духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К.И. Подымы.

Научная новизна статьи заключается в актуализации российской цивилиза-ционной образовательной парадигмы в аспекте значимости ее коллективистских основ на примере анализа духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К.И. Подымы в советском и постсоветском образовательном пространстве.

Теоретическое значение статьи состоит в теоретическом осмыслении ци-вилизационной образовательной парадигмы, базирующейся на социально значимых ценностях российской культуры как одного из векторов модернизации современного российского образования.

Практическая значимость заключается в систематизации опытно-экспериментальных исследований в школах города Новороссийска по актуализации в

образовательном пространстве авторской концепции гражданско-патриотическо-го воспитания К.И. Подымы.

Анализ четвертьвековой реформаторской деятельности в отечественном образовании показывает преобладание модернистской составляющей в сформировавшейся за это время российской образовательной парадигме. С вхождением России в Болонский процесс в образовательную систему настоятельно внедрялись вестернизированные образчики мировоззрения, оценки знаний, педагогических технологий и т. п. [1]. Однако с ориентацией геостратегического курса нашей страны на многополярность, евразийский вектор развития, на самодостаточность стали намечаться явные противоречия между базисом, цивилизационной моделью российского образования, и надстройкой, стратегией модернизации российского образования по-западному (европейскому) образцу и встраивания российского образования в ценностно-смысловую парадигму западной цивилизации. Модель модернизации российского образования, построенная на методологии Болонских процессов, не учитывала факторы глокализации - складывающейся тенденции мирового развития, направленной на стимулирование внутренних возможностей общества, связанных с национальными культурами, традициями, цивилизацион-ным многообразием. Модернизация нашего образования, долгое время проводившаяся по вестернизированным лекалам, не соответствовала цивилизационной модели российского образования, основанной на ценностях отечественной культуры. «Разрыв с ценностно-цивилизационным фундаментом является, таким образом, общей проблемой для образования в XXI веке. Преодоление кризиса видится в возвращении к истокам национальных образовательных систем», - заключает доктор исторических наук, профессор В.Э. Багдасарян [2].

Прежняя модель модернизации российского образования, осуществлявшаяся по схеме догоняющей Запад модернизации, базировавшаяся на идеях глобализации и однополярного мира, исчерпала себя. «Можно сказать, что классический модернизационный путь к единству человечества, к праву всемирного гражданства пока как не сложился вследствие глобализации, так и оборвался на пути модернизации, вытесняясь культурно особенными путями развития», - замечает В.Г Федотова [3, с. 309].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.