Научная статья на тему 'Основы патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя'

Основы патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГОРОД-ГЕРОЙ / ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА / КОНЦЕПЦИЯ / КУРСАНТ / ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИИ / ЦЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / EDUCATION / CITY-HERO / DEFENDER OF THE FATHERLAND / CONCEPT / STUDENT / PATRIOT / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / TRADITION / PURPOSE / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнилова Мария Юрьевна, Томилин Александр Николаевич

В статье с опорой на нормативно-правовую базу патриотической деятельности в Российской Федерации, учетом различных подходов и взглядов российских ученых и исследователей на проблему формирования патриотизма, излагаются концептуальные основы патриотического воспитания курсантов морского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнилова Мария Юрьевна, Томилин Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual basis of patriotic education of marine cadets in the city-hero

The article justifies the foundations of patriotic education of cadets of the Maritime University. The bases for the research are the framework of patriotic activities in the Russian Federation and various approaches and views of Russian scholars concerning the problem of development of patriotism

Текст научной работы на тему «Основы патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя»

М. Ю. Корнилова

(Севастополь), А. Н. Томилин

(Новороссийск)

Основы патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя

В статье с опорой на нормативно-правовую базу патриотической деятельности в Российской Федерации, учетом различных подходов и взглядов российских ученых и исследователей на проблему формирования патриотизма, излагаются концептуальные основы патриотического воспитания курсантов морского вуза.

Особое внимание в современных условиях политическим руководством страны, отечественными учеными-педагогами, профессорско-преподавательским составом вузов уделяется вопросам ренессанса патриотизма, совершенствования патриотического воспитания населения, улучшения работоспособности воспитательных систем, подготовки молодежи к воинской службе и защите Отечества. Так, Президент Российской Федерации В. В. Путин в своих выступлениях неоднократно говорил о важной роли патриотизма для нашего движения вперед и сохранения России [10]. Президент РФ считает патриотизм «фундаментом нашего общества», «священным долгом россиян», «нравственным ориентиром» для подростков и молодежи. По мнению В. В. Путина, основу патриотизма современной молодежи составляет уважительное и бережное отношение к историческому прошлому, сложившимся традициям, сформировавшимся духовным ценностям многонационального российского народа, отечественной многовековой культуре и совместной жизнедеятельности народов населявших Россию.

Вышесказанное требует активизации патриотического воспитания курсантов морского вуза, дислоцирующегося в городе-герое Севастополе, совершенствования концепции и системы воспитания патриотов.

Основные концептуальные исходные положения создания системы патриотического воспитания курсантов-моряков применительно к условиям города-героя Севастополь могут быть следующими:

1. Развитие и учет стратегии федерально-национальной политики России по патриотическому воспитанию молодежи.

2. Опора на историю, социально-культурные особенности города-героя Севастополь в плане организации патриотического воспитания молодежи.

3. Рассмотрение факторов и условий построения системы воспитательной деятельности применительно к курсантам морского вуза.

Остановимся на рассмотрении федерально-национальной политики в области патриотического воспитания молодежи.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [8] являясь законодательным документом, отражающим совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания, определяет патриотизм как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».

В Концепции приведены характерные особенности российского патриотизма: высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе.

Конкретизированные задачи воспитательно-патриотической деятельности, вытекающие из Концепции, сформулированы в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [5]. Коротко их суть сводится к активизации участия всех ветвей государственной власти, общественных организаций в воспитательном процессе со всеми

категориями населения; развитию у людей патриотического сознания и патриотических убеждений; совершенствованию всех видов обеспечения эффективной деятельности созданной системы воспитания патриотов в стране; творческому накоплению, обобщению, анализу и внедрению в повседневную воспитательную практику новых, отвечающих времени, наиболее интересных форм, методов и средств воспитательно-патриотической работы; предметному и систематическому совершенствованию профессионализма и психолого-педагогического мастерства руководителей и воспитателей.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации определяет термин «патриотическое воспитание» как систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [8]. Этого определения будем придерживаться и мы в проводимой работе.

Будучи одним из важнейших видов стратегической, целеустремленной, перспективной и кропотливой деятельности, осуществляемой на системно-плановой базе, патриотическое воспитание требует учитывать различные аспекты - социальные, целевые, функциональные, организационные и другие, охвата своим влиянием всех категорий населения, воздействия на все компоненты жизнедеятельности людей (духовный, социальный, политический, экономический, правовой]. Патриотическое воспитание базируется на таких феноменах, как российское образование, многовековая культура и история Отечества, российское государство, многочисленные этносы. Оно всегда было и есть важнейшим составным элементом жизнедеятельности нашего социума [8].

Воспитание патриотизма россиян [5, 8, 9, 10] предполагает:

- формирование у каждого гражданина государственно-патриотической ориентации;

- недопущение процессов децелерации и депатризации граждан, отвлечения молодежи от активной политической и созидательной деятельности;

- согласованное сочетание интересов личности и общества;

- исключения негативного влияния неприемлемых для нашего социума, разрушительных ценностей.

Важнейший инструмент воспитания патриотов - это педагогическая технология, направленность которой должна иметь конструктивный характер и содействовать социально-экономическому возрождению России как великой мировой державы.

Таковы государственные требования к организации патриотического воспитания и позиции, на которых мы будем базироваться в работе с курсантами морского вуза.

Далее мы остановимся на рассмотрение особенностей патриотического воспитания в условиях города-героя Севастополя.

Город Севастополь образован 3 (14] июня 1783 года. 233-летняя история города является ярким примером массового патриотизма, стойкости, отваги и героизма его жителей и воинов, отстаивания интересов России и народа [7].

Весома роль Севастополя в Крымской войне 1853-1856 годов. Моряки Черноморского флота и солдаты гарнизона (всего 32,000] 349 дней противостояли вдвое превосходящей соединённой армии Англии, Франции и Турции, находясь на осадном положении. Мужеством и доблестью защитников города восхищался даже противник.

В качестве главной базы Черноморского флота Севастополь стойко стоял на страже морских рубежей Отчизны в годы Первой мировой войны.

Город-труженик, город-солдат вновь стал на пути захватчиков в годы Великой Отечественной войны. С 30 октября 1941 г. и по 4 июля 1942 г. севастопольцы сковывали у стен города вражеские полчища и не допустили быстрого прорыва фашистов на Кавказ.

Подвиги Севастополя и его защитников по достоинству были оценены Родиной. Его ратная служба и трудовые заслуги Отечеству отмечены высокими государственными наградами - орденами Красного Знамени (1954 г.], Октябрьской Революции (1983 г.]. 8 мая 1965 года Севастополь заслуженно отмечен званием «Город-герой» [7].

В истории города, в 1954 году, имело место событие, которое впоследствии тяжело отразилось на его связи с Отечеством, на судьбе его граждан. Тогда русский город Севастополь, гордость военных моряков, был передан Украинской ССР. Неоднократные по-

пытки руководства и жителей города об отмене этого ошибочного решения не увенчались успехом.

Так было до начала 2014 года. По инициативе граждан 16 марта 2014 г. был проведён общегородской референдум, вынесший на всеобщее голосование вопрос о статусе города, и 95,6% жителей Севастополя высказались за вступление в состав Российской Федерации, за возвращение на Родину.

18 марта 2014 года в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов. Через 3 дня Президент России В. В. Путин подписал Федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» [7].

Вышеприведенная краткая историческая справка наглядно подтверждает, что город Севастополь имеет богатую героико-славную историю и многовековые боевые традиции, а также огромные заслуги перед Отечеством. История города-героя Севастополь обладает колоссальным воспитательным потенциалом, который может и должен стать основой патриотического воспитания новых поколений курсантов-моряков.

Кроме того, муниципальное образование Севастополь располагает огромным культурно-воспитательным потенциалом, включающим Исторический бульвар, Панораму «Оборона Севастополя 1854-1855 годов», Графскую пристань, Памятник Затопленным кораблям, Памятник Казарскому, Музей героической обороны и освобождения Севастополя, Малахов курган, где имеются более 20 памятников и мемориальных обозначений, Диораму «Штурм Сапун-горы», Памятник 35-й береговой батарее и др.

Делу воспитания патриотов служат и Театр для детей и молодёжи «На Большой Морской», Русский драматический театр им. А. В. Луначарского, Театр Черноморского Флота им. В. А. Лавренева.

Существенную помощь в воспитании юношей и девушек оказывают 19 библиотек город, в фондах которых находятся более 300 тысяч книг патриотической направленности.

В городе действуют более 20 общественных организаций патриотической направленности, имеется мощный ветеранский центр, объединения поэтов, писателей, композиторов, художников и др. Воспитательному процессу с молодежью активно помогают командование и офицеры военно-морского объединения, кораблей флота.

Таким образом, историческая и культурная ценность города-героя Севастополь существенна и значима. Весь его педагогический арсенал способствует проведению активной и целенаправленной работы с флотской молодежью, воспитанию настоящих патриотов Отечества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложим данные эксперимента, обозначающие исходные позиции патриотического воспитания курсантов в условиях города-героя Севастополь.

Для диагностики уровня патриотизма курсантов выпускного курса (январь 2014] была применена авторская методика С. Н. Томили-ной. Анализ теста позволил установить у курсантов следующие уровни патриотизма: высокий - 42%; средний - 36%; низкий - 22%. Не очень радостными оказались и результаты опроса: 78% курсантов сообщили, что они не читают художественную патриотическую литературу; 53% не смотрят кинофильмы на военно-патриотическую тематику; 47% посещали Панораму и Диораму всего один раз; 19% не интересуются историей города Севастополя.

Полученные результаты убедительно доказывают острую необходимость организовать целенаправленный воспитательно-патриотический процесс, активизировать использование воспитательных возможностей не только морского вуза, но и прославленного города-героя.

Изучение многочисленных публикаций на патриотическую тематику [1-4, 6, 10-14] показывает, что воспитательно-патриотическую работу с учащейся молодежью следует осуществлять на основе целенаправленной научной концепции, что позволяет определить научные подходы и систематизировать будущую деятельность, выделить ее стержневые компоненты (цель, задачи, направления и др.].

Самым существенным компонентом разрабатываемых основ является цель патриотического воспитания флотских курсантов. Ориентируясь на важнейшие положения законодательной базы в сфере патриотизма [5, 8, 9], рекомендаций А. К. Быкова [2], А. Н. Выр-щикова и М. Б. Кусмарцева [3], В. В. Гладких [4], Н. М. Снопко [11], С. Н. Томилиной [12-14] и др., мы сформулировали конкретную цель воспитания курсантов-патриотов.

Целью патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя является формирование у каждого учащегося высокого уровня патриотизма путем ознакомления флотской молодежи с историей, героическим прошлым и настоящим города-героя, его защитниками и созидателями; помощь в осознании значимости межпоколенных связей, сути героических и трудовых традиций, путей их сохранения и совершенствования. На этой основе возможно сформировать патриотические сознание, позицию и поведение и вовлечь молодежь в социально преобразующую деятельность, одновременно проводя всестороннюю подготовку к результативной профессиональной деятельности.

Исходя из намеченной цели и с учетом рекомендаций И. А. Алехина [1] и С. Н. Томилиной [12-14] по организации государственно-патриотического воспитания флотской молодежи сформулируем задачи воспитания курсантов-патриотов:

- проведение целенаправленной государственной политики, осуществление воспитательно-патриотической деятельности администрацией морского вуза, профессорско-преподавательским составом, государственными и общественными организациями в интересах формирования у курсантов высокого уровня патриотизма, проявляемого в патриотическом поведении, высокой успеваемости и последующей профессиональной деятельности;

- совершенствование имеющейся в вузе системы патриотического воспитания, её ориентация на активное применение воспитательных возможностей государственных структур, общественных организаций города-героя;

- формирование и развитие каждого курсанта как личности современного типа - подлинного гражданина-патриота, способного достигать установленных целей, самоутверждаться, саморазвиваться и самореализовы-

ваться, сочетающего личные интересы с интересами вуза, социума, города-героя и государства;

- создание такой ситуации, когда курсанты сознательно руководствуются в своей жизнедеятельности требованиями законов Российской Федерации и сущностными положениями российского патриотизма, активно постигают его исторические корни и их связь с современной жизнью, учебой, последующей работой на судах и в морских компаниях;

- воспитание любви к своей Родине как основы патриотизма личности, привитие чувства самоотверженного служения Российской Федерации;

- формирование национального самосознания, толерантности, уважительного отношения к представителям других народов и религий;

- воспитание у каждого курсанта потребности к освоению истории и традиций города-героя, ценностей культуры, стремления к активному участию в культурной жизни города;

- формирование и развитие у курсантов моральной и психологической готовности к обеспечению личной, общественной и государственной безопасности, защите Отечества, верности конституционному долгу, личной примерности в проявлении патриотизма;

- утверждение в сознании и чувствах курсантов социально значимых патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважения к положительным традициям прошлого России, повышение престижа государственной и воинской службы.

Организация патриотического воспитания курсантов морского вуза основывается на взаимосвязанных и реализуемых в единстве принципах [1, 2, 3, 5, 8, 9, 11, 12-14]:

- демократизма (предполагает уважение, взаимодействие, сотрудничество воспитателя и курсанта];

- гуманизма (учитывает самоценность личности курсанта];

- уважения к общечеловеческим и отечественным ценностям (означает полное соблюдение прав и свобод граждан, корректность, терпимость, толерантность, соблюдение этических норм в обществе];

- системно-деятельностного подхода (предполагает скоординированную работу всех структур и подразделений вуза в интересах формирования у курсантов высокого

уровня патриотизма; комплексное сочетание мер научно-теоретического, нормативно-правового, психолого-педагогического, финансово-экономического, материально-технического и информационного обеспечения];

- программно-диагностического подхода (предусматривает программное сопровождение и мониторинг сформированного уровня патриотизма];

- адресного подхода (предполагает использование специализированных форм и методов работы с курсантами-моряками, использования всего воспитательного потенциала города-героя в интересах воспитания патриотов];

- учета специфики города-героя Севастополя (означает акцентирование внимания курсантов и развитие их интереса к героической истории, боевым и трудовым традициям города].

Активизация патриотического воспитания курсантов предполагает скоординированную работу по следующим направлениям [3, 4, 11, 13]:

1. Духовно-нравственное направление, которое включает:

- формирование каждого курсанта как цельной личности с развитыми морально-нравственными, патриотическими, лидерским и волевыми качествами;

- воспитание уважительного и бережного отношения к семье, родителям, семейным традициям и семейным ценностям;

- овладение опытом старшего поколения, формирование личной ответственности за судьбы России и будущее её народа;

- вовлечение в социально-политическую деятельность, активное участие в выборах всех уровней;

- воспитание добросовестного отношения к учебе и труду, понимания того, что высокий профессионализм, компетентность есть не только важнейшие условия личной карьеры, но и основа результативного труда на благо Родины, укрепления её экономической и оборонной мощи;

- привитие потребности к здоровому и активному образу жизни, бережного отношения к здоровью, формирование любви к спорту и физической культуре.

2. Культурно-историческое направление предусматривает:

- воспитание на традициях и обычаях народов России, Крыма и города-героя;

- формирование понимания места и роли города-героя Севастополя в истории и судьбе Российской Федерации;

- вовлечение курсантов в работу по сохранению культурных и исторических памятников, памятников боевой и трудовой славы города;

- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, понимания толерантности как фактора сплочения полинационального и поликонфессионального народа России;

- воспитание гордости за историю города-героя Севастополя и трудовые достижения настоящего времени;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- бережное отношения к природе города-героя.

3. Гражданско-правовое направление ориентировано на:

- знание специфики современной государственной системы, основ Конституции Российской Федерации, гимна страны, государственной символики, конституционных прав и обязанностей гражданина России, знание Устава, символики и атрибутики города-героя Севастополя;

- уяснение сущности гражданского и конституционного долга, национальных интересов России, необходимости обеспечения суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Отечества;

- воспитание готовности у каждого курсанта учитывать не только личные, но и общественные и государственные интересы;

- формирование потребности и личного стремления к строгому соблюдению требований Конституции и законов РФ;

- развитие курсантского самоуправления в морском вузе.

4. Военно-патриотическое направление включает:

- постижение героической истории Отечества, знание основных военных событий и побед в летописи России, Дней воинской славы, примеров боевых подвигов защитников страны и города-героя Севастополя в годы Великой Отечественной войны;

- знание воинских и боевых традиций Вооруженных Сил РФ;

- проведение мероприятий военно-патриотической направленности (уход за военными памятниками и братскими могилами, встречи с ветеранами войны и военной службы, организованное посещение воинских частей и боевых кораблей];

- показ позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, формирование готовности у курсантов к воинской службе, к выполнению воинского долга в военное время.

Система патриотического воспитания курсантов морского вуза призвана обеспечить целенаправленное формирование у всех учащихся гражданственности, государственного мировоззрения, государственной позиции, общероссийской гражданской идентичности, способствовать включению в решение общественно значимых задач, направленных на сохранение территориальной целостности, свободы и независимости России, на содействие её экономическому процветанию и укреплению обороноспособности.

Механизм реализации патриотического воспитания курсантов морского вуза предполагает:

1. Объединение усилий и координацию действий руководства, профессорско-преподавательского состава, командиров курсантских подразделений, направленных на формирование государственно-патриотической позиции, гражданственности и патриотизма курсантов.

2. Разработку и исполнение целевой программы патриотического воспитания курсантов морского вуза «Патриот Севастополя и России».

3. Разработку перспективного и ежемесячных планов патриотического воспитания курсантов.

4. Мониторинг уровня патриотизма курсантов.

Результатом патриотического воспитания курсантов в процессе обучения в морском вузе следует считать наличие у каждого выпускника высокого уровня патриотизма, выражающегося в наличии патриотического мировоззрения, непоколебимых патриотических убеждений и государственно-ответст-

венного подхода к выполнению служебно-должностных обязанностей, готовность выступить на защиту Отечества в военное время.

К важнейшим условиям реализации концепции патриотического воспитания курсантов морского вуза относятся:

- создание информационно-воспитательной среды, позволяющей эффективно организовать воспитательно-патриотическую деятельность;

- ориентация воспитательно-патриотической системы на всемерное использование потенциала города-героя Севастополя в интересах воспитания патриотов;

- совершенствование педагогического мастерства организаторов воспитательно-патриотического процесса;

- степень и качество участия профессорско-преподавательского состава в патриотическом воспитании курсантов;

- уровень активности курсантских коллективов в проведении воспитательных мероприятий патриотической направленности;

- использование системы стимулирования и поощрения активистов воспитательно-патриотической работы;

- оптимальное планирование воспитательно-патриотической работы в вузе, организация тесного взаимодействия с государственными структурами, воинскими частями, общественными организациями и религиозными конфессиями.

Концепция патриотического воспитания флотских учащихся в условиях города-героя нуждается в постоянном творческом развитии, корректировке и обогащении. Для этого целесообразно на основе систематического изучения, анализа, обобщения результативных достижений воспитательно-патриотической работы с курсантами пропагандировать и внедрять в повседневную воспитательную практику накопленный передовой опыт.

Литература

1. Алехин И. А. Военная педагогика : учебное пособие. - М.: ВУ, 2007. - 413 с.

2. Быков А. К. Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2006. - № 1. -С. 102-106.

3. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе : моногр. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.

4. Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.05. - Тамбов, 2005. -59 с.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения 04.01.2015)

6. Иванова С. Ю. Основные концептуальные подходы к исследованию патриотизма [Электронный ресурс]. URL: http://www. superinf.ru/view_helpstud.php?id=3704

7. Краткая историческая справка города Севастополя [Электронный ресурс]. URL: http://92.mchs.gov.ru/document (дата обращения 24.12.2015).

8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosvoen-centr-rf.ru (дата обращения: 27.10.2015).

9. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи / авт.-сост. В. Ф. Кулаков, В. И. Лутовинов, А. С. Синайский [Электронный ресурс]. URL: http://vpvis.wmsite.ru/optimisation.html/ koncepcija/ (дата обращения: 11. 12. 2015 г.).

10. Путин В. В. Выступление на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи [Электронный ресурс]. URL: http://baldin.ru/artide/a-218.html (дата обращения: 22.12. 2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Снопко Н. М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 47 с.

12. Томилина С. Н., Туктаров Р. Р. Государственно-патриотическое воспитание молодежи как педагогическая проблема // Человек и образование. - 2014. - № 4. - С. 31-36.

13. Томилина С. Н. О Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза // Человек и образование. - 2015. - № 2 (43). - С. 48-52.

14. Томилина С. Н., Манецкая С. В. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. -№ 107. - С. 219-230.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.