Научная статья на тему 'СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
актуальность / воспитание / духовно-нравственная культура / сущностные основы / студенческая молодежь / факторы / феномен / relevance / education / spiritual and moral culture / essential foundations / student youth / factors / phenomenon

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Н. Томилин, Н.С. Касимова

Трансформационные процессы, активно проводимые в Российской Федерации, настоятельно требуют усиления воспитания студенческой молодежи, формирования у неё высокой духовно-нравственной культуры. Настоящая статья посвящена обоснованию сущностных основ развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи. Содержатся важнейшие факторы, подтверждающие актуальность темы. Цель публикации – ознакомить широкую педагогическую общественность с содержанием сущностных основ формирования духовно-нравственной культуры современной студенческой молодёжи в ходе учебно-воспитательной работы. Авторы в своём исследовании опирались на комплекс педагогических методов, включающий анализ научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, обобщение, абстрагирование, синтез, прогнозирование. С учетом взглядов современных ученых и исследователей конкретизировано сущностное толкование понятия «духовно-нравственная культура студенческой молодёжи». Разработанные теоретические положения содержат ряд элементов: цель, задачи, принципы, направления, механизм реализации, методы и формы работы, результат воспитательной деятельности. Продуманное и систематизированное применение разработанных сущностных основ в воспитательной деятельности даст возможность придать воспитательной деятельности научную опору, логическую целенаправленность и результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Н. Томилин, Н.С. Касимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENTIAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF STUDENTS

The transformational processes in full swing in the Russian Federation urgently require strengthening the education of student youth and the formation of a high spiritual and moral culture among them. The article provides the essential foundations for forming the spiritual and moral culture in students. The most important factors confirming the relevance of the topic are contained. The objective of the publication is to familiarize the general pedagogical community with the content of the essential foundations of the formation of the spiritual and moral culture of modern student youth in the course of educational work. The authors in their research relied on a set of pedagogical methods, including: analysis of scientific publications of domestic and foreign authors, generalization, abstraction, synthesis, forecasting. Based on the approaches of Russian scientists and researchers, the definition of the term “spiritual and moral culture of student youth” has been concretized. The proposed essential provisions contain the following components: purpose, objectives, principles, directions, implementation mechanism, methods and forms of work, the result of educational activity. A well-thought-out and systematic application of the developed essential foundations in educational activities will make it possible to give scientific support, logical focus and effectiveness to educational activities.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

Библиографический список

1. Тимакова Н.Г. Социально-педагогические условия патриотического воспитания студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности. Aвторe-ферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2012.

2. Финский И.П. Педагогические условия эффективности патриотического воспитания в системе высшего военного образования. Aвторeфeрат диссертации ... кандидата педагогических наук. Томск, 2GG9.

3. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Вопросы воспитания. Москва: Просвещение, 1974; Т. 1.

4. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1984; Т. 4; Э76-Э85.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Психология и педагогика среды: конспект работ. Костанай: ГорУО, 1997.

6. Рубинштейн С.Л. Развитие и обучение. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2GG2: 15G-16G.

7. Ефремов О.Ю. Педагогика. Санкт-Петербург: Питер, 2G1G.

8. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Москва; Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академической государственной службы, 2GG2.

9. Aндрeeв A.A. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах. Инновации в образовании. 2GG4; № 6: 98-112.

1G. Ильченко O.A. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе: На примере подготовки специалистов с высшим образованием. Available at: http://www.dissercat.com/content/

11. Осмоловская И.М., Шабалин Ю.Е. Состав и структура модели образовательного процесса в информационно-образовательной среде. Владимир: Владимирский государственный университет им. A.r и Н.Г Столетовых, 2G14; № 19 (38): 18-32.

12. Кечиев Л.Н., Путилов ГП., Тумковский С.Р Методы и средства построения образовательного портала технического вуза. Открытое образование. 2GG2; № № 2: 34-42.

13. Волкова E.A. Организация информационно-образовательной среды в ОУ как средство реализации требований ФГОС. Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы II Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2G15: 376-377.

14. Корнилова М.Ю., Томилин A.K Патриотическое воспитание учащихся морского вуза в условиях города-героя: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2G17.

References

1. Timakova N.G. Social'no-pedagogicheskie usloviya patrioticheskogo vospitaniya studencheskoj molodezhi v processe kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2G12.

2. Finskij I.P. Pedagogicheskie usloviya 'effektivnostipatrioticheskogo vospitaniya v sisteme vysshego voennogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2GG9.

3. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Voprosy vospitaniya. Moskva: Prosveschenie, 1974; T. 1.

4. Vygotskij L.S. Krizis semi let. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1984; T. 4; 376-385.

5. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Psihologiya i pedagogika sredy: konspekt rabot. Kostanaj: GorUO, 1997.

6. Rubinshtejn S.L. Razvitie i obuchenie. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2GG2: 15G-16G.

7. Efremov O.Yu. Pedagogika. Sankt-Peterburg: Piter, 2G1G.

8. Manujlov Yu.S. Sredovojpodhod v vospitanii. Moskva; Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo Volgo-Vyatskoj akademicheskoj gosudarstvennoj sluzhby, 2GG2.

9. Andreev A.A. Nekotorye problemy pedagogiki v sovremennyh informacionno-obrazovatel'nyh sredah. Innovacii v obrazovanii. 2GG4; № 6: 98-112.

1G. Il'chenko O.A. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya razrabotki i primeneniya setevyh kursov v uchebnom processe: Na primere podgotovki specialistov s vysshim obrazovaniem. Available at: http://www.dissercat.com/content/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-razrabotki-i-primeneniya-setevykh-kursov-v-uchebnom

11. Osmolovskaya I.M., Shabalin Yu.E. Sostav istruktura modeliobrazovatel'nogoprocessa vinformacionno-obrazovatel'nojsrede. Vladimir: Vladimirskij gosudarstvennyj universitet im. A.G. i N.G. Stoletovyh, 2G14; № 19 (38): 18-32.

12. Kechiev L.N., Putilov G.P., Tumkovskij S.R. Metody i sredstva postroeniya obrazovatel'nogo portala tehnicheskogo vuza. Otkrytoe obrazovanie. 2GG2; № № 2: 34-42.

13. Volkova E.A. Organizaciya informacionno-obrazovatel'noj sredy v OU kak sredstvo realizacii trebovanij FGOS. Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategiirazvitiya: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: Interaktiv plyus, 2G15: 376-377.

14. Kornilova M.Yu., Tomilin A.N. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2G17.

Статья поступила в редакцию 16.01.24

УДК 378.01

Tomilin A.N., Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

Kasimova N.S., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

THE ESSENTIAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF THE SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF STUDENTS. The transformational processes in full swing in the Russian Federation urgently require strengthening the education of student youth and the formation of a high spiritual and moral culture among them. The article provides the essential foundations for forming the spiritual and moral culture in students. The most important factors confirming the relevance of the topic are contained. The objective of the publication is to familiarize the general pedagogical community with the content of the essential foundations of the formation of the spiritual and moral culture of modern student youth in the course of educational work. The authors in their research relied on a set of pedagogical methods, including: analysis of scientific publications of domestic and foreign authors, generalization, abstraction, synthesis, forecasting. Based on the approaches of Russian scientists and researchers, the definition of the term "spiritual and moral culture of student youth" has been concretized. The proposed essential provisions contain the following components: purpose, objectives, principles, directions, implementation mechanism, methods and forms of work, the result of educational activity. A well-thought-out and systematic application of the developed essential foundations in educational activities will make it possible to give scientific support, logical focus and effectiveness to educational activities.

Key words: relevance, education, spiritual and moral culture, essential foundations, student youth, factors, phenomenon

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

Н.С. Касимова, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Трансформационные процессы, активно проводимые в Российской Федерации, настоятельно требуют усиления воспитания студенческой молодежи, формирования у неё высокой духовно-нравственной культуры. Настоящая статья посвящена обоснованию сущностных основ развития духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи. Содержатся важнейшие факторы, подтверждающие актуальность темы. Цель публикации - ознакомить широкую педагогическую общественность с содержанием сущностных основ формирования духовно-нравственной культуры современной студенческой молодёжи в ходе учебно-воспитательной работы. Авторы в своём исследовании опирались на комплекс педагогических методов, включающий анализ научных публикаций отечественных и зарубежных авторов, обобщение, абстрагирование, синтез, прогнозирование. С учетом взглядов современных ученых и исследователей конкретизировано сущностное толкование понятия «духовно-нравственная культура студенческой молодёжи». Разработанные теоретические положения содержат ряд элементов: цель, задачи, принципы, направления, механизм реализации, методы и формы работы, результат воспитательной деятельности. Продуманное и систематизированное применение разработанных сущностных основ в воспитательной деятельности даст возможность придать воспитательной деятельности научную опору, логическую целенаправленность и результативность.

Ключевые слова: актуальность, воспитание, духовно-нравственная культура, сущностные основы, студенческая молодежь, факторы, феномен

Воспитание подрастающих поколений и молодежи всегда была прерогативой старшего поколения. Молодежь, особенно студентов, надо готовить не только к предстоящей профессиональной деятельности, но и к выполнению священной функции - сохранения России, укрепления её безопасности, экономического и оборонного потенциала.

Актуальность темы исследования подтверждается совокупностью факторов:

- активизаций западными странами информационной войны в отношении Российской Федерации, её граждан и военнослужащих;

- насыщением информационного пространства нашей страны ложными, фальсифицированными материалами, фейками, оказывающими негативное информационно-психологическое воздействие на граждан, в том числе и молодежную аудиторию;

- потребностью передачи духовно-нравственного арсенала и опыта духовно-нравственной культуры современной студенческой молодежи;

- недостаточно сформированным аналитическим и критическим мышлением у части студенческой молодежи;

- преклонением некоторых молодых людей перед западным образом жизни, их демократией, культуре, ценностях, что сформировало у них ложное представление о нравах и порядках в США и Европе, желание переехать туда на постоянное место жительства и вести праздный образ жизни;

- наличием у некоторых юношей и девушек искаженного мнения о российском образе жизни, наших традициях и обычаях, отечественных ценностях и культуре.

В отечественной педагогике категория «цель» понимается как некое заблаговременное мысленное представление о предстоящем результате педагогической деятельности, которую следует осуществить [1].

Цель исследования: с опорой на подходы отечественных и западных ученых разработать сущностные основы феномена «духовно-нравственная культура студенческой молодёжи» (ДуНК СМ) как научной базы проводимой диссертационной деятельности по её формированию в ходе учебно-воспитательной работы.

Намеченная цель требует последовательного решения вытекающих задач:

- осуществить поиск, отбор и изучение необходимой научной литературы;

- проанализировать важнейшие научные положения и авторские подходы к сущности феномена ДуНК СМ;

- дать авторское определение термину ДуНК СМ;

- разработать сущностные основы формирования ДуНК СМ в процессе учебно-воспитательной деятельности;

- определить научную новизну, теоретическую и практическую значимость разработанных сущностных основ формирования ДуНК СМ.

Тема формирования ДуНК СМ всегда была в центре внимания ученых, как отечественных, так и западных.

Основы теории и практики ДуНК СМ заложили классики российской педагогики К.Д. Ушинский, В.В. Зеньковский, С.А. Рачинский и др.

К примеру, К.Д. Ушинский [2] утверждал, что воспитание совершенного, культурного, интеллигентного человека есть главная цель воспитания. Такому воспитаннику должны быть свойственны гуманизм, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм, чувство долга.

Существенный вклад в становление и развитие теории духовно-нравственной культуры внесли такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, А.Я. Данилюк, В.А. Караковский, В.А. Сухомлинский, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щур-кова и др.

Так, Ш.А. Амонашвили [3] для формирования духовности личности рекомендует проводить «Уроки духовной жизни», обогащающие воспитанника лучшими человеческими качествами: добротой, справедливостью, нравственными и культурными ценностями, любовью к Родине и российскому народу. Е.В. Бондаревская [4] видит целью воспитания формирование человека культуры как свободной личности, способной к самоопределению в современном мире культуры. Н.Е. Щуркова [5] отмечает, что смысл воспитания заключается в восхождении подрастающей личности к культуре социума, овладению его лучшим опытом, традициями и ценностями, что обеспечит самостоятельное самоопределение, честную, творческую и достойную жизнь человека в российском обществе.

В современный период существенный вклад в трактовку сущности и различных аспектов феномена «духовно-нравственная культура» внесли такие ученые и исследователи, как Х.Ф. Боташева, Д.Н. Денисова, Л.П. Илларионова, Е.И. Минаева, Н.С. Пичко, Н.Е. Шилова и др.

Согласно взглядам Х.Ф. Боташевой [6], «духовно-нравственная культура» есть «детерминирующая профессиональная характеристика» любого профессионала. Л.П. Илларионова [7] позиционирует данный феномен как «сложное интегрированное качество личности». Е.И. Минаева видит его как комплекс «личностно значимых качеств, интегрирующих гуманитарные знания о народах, их истории, культуре, ценностях, этнических особенностях» ... регулирующие «действия и поступки студентов» [8, с. 9]. Н.С. Пичко придерживается точки зрения, что «духовно-нравственная культура» - это «развитый механизм личностной саморегуляции», содействующий ориентации в мире ценностей и обеспечивающий должную коммуникацию с соотечественниками, коллегами, близкими [9]. Н.Е. Шилова говорит о «духовно-нравственной культуре» воспитанника как важнейшей составной части его личной культуры, включающей следующие компо-

ненты культуры: этическое мышление, котитивность, чувства, рефлексию, коммуникацию, креативность и эстетику [10, с. 10].

Следовательно, духовно-нравственная культура студента есть сложное интегрированное качество, в основе которого лежит комплекс положительных ценностей, установок и идеалов, определяющих и регулирующих моральное, профессиональное и этическое поведение личности в любой ситуации жизни.

Западные ученые сконцентрировали свое внимание на трех направлениях духовно-нравственной культуры молодых поколений: религиозном (Канада, Молдова, Румыния, большинство мусульманских стран), гражданско-демократи-ческом (Бразилия, Македония, Турция и др.); мировоззренческом (Англия, Канада, Малазия, Словакия, США, и др.) [11]. Представители первого направления -A.D. Manea, R.M. Niculescu, M. Norel - приравнивают нравственное воспитание к религиозному и рекомендует его к изучению в школе, что обеспечит формирование у каждого учащегося необходимых нравственных качеств и оздоровит нацию. Авторы, относящиеся ко второму направлению (В. Арантес, У. Арауджо, Ф. Ку-букку, Е. Петрова-Джиорджиева и др.), исходят из понимания нравственности как совокупности качеств и взглядов гражданина конкретного социума, потребных ему для успешной жизнедеятельности и достойного поведения. Ученые третьего направления (Т. Ван, М.З. Масмузидин, А. Принсип, Л. Ратс, Р Риерсон С. Симон, П. Фридрихова, М. Хармин, С.С. Хельвиг, Я. Янг и др.) опираются на идею о том, что «нравственное мышление и нравственные действия индивида являются прямым следствием его представлений о мире» [11, с. 16].

Следовательно, в западных странах также считают, что подрастающее поколение, студенческая молодежь должны соответствовать требованиям социума и государства, придерживаться существующей морали, быть законопослушной, патриотичной.

Из работ Е.В. Бондаревской, Л.П. Илларионовой и др. следует, что современный молодой человек (студент) со сформированной духовно-нравственной культурой обязан обладать следующими духовно-нравственными ценностями: патриотизмом; честью; совестью; человеколюбием; справедливостью; волей; личным достоинством; верой в добро; стремлением к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьи и Отечеством.

Следовательно, ДуНК СМ представляет собой интегрированное качество личности, которое формируется в процессе соответствующего обучения и воспитания, предполагающем наличие научно разработанных концептуальных основ.

Сущностные основы формирования духовно-нравственной культуры студенческой молодёжи. Анализ трудов Е.В. Бондаревской, Л.П. Илларионовой, Н.С. Пичко, А.Н. Томилина, Н.Е. Щурковой и др. показывает, что составными элементами сущностных основ являются цель и задачи, методологические подходы и принципы, направления работы и механизмы реализации, методы и формы, а также планируемый результат.

Последовательно раскроем их содержательные положения.

Целью формирования ДуНК СМ является привитие им необходимых качеств, ценностей, норм, установок и идеалов, потребных для жизнедеятельности в современном социуме и мире.

Реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Осуществить поиск, отбор и изучение необходимой философской, психологической, педагогической и социологической литературы.

2. Проанализировать практику формированию ДуНК СМ.

3. Произвести выбор необходимых методологических подходов для качественного проведения исследования.

4. На основе выбранных методологических подходов определить механизмы формирования высокого уровня ДуНК СМ.

Опыт качественного проведения исследования и учет намеченной цели позволил выбрать в качестве основных следующие методологические подходы:

- аксиологический (требует рассматривать личность студента как высшую ценность общества и необходимость обогатить её традиционными отечественными духовно-нравственными ценностями);

- культурологический (требует, чтобы основой воспитательного процесса по формированию ДуНК СМ стали отечественные культура и ценности, российская педагогика);

- деятельностный (требует включить студенческую молодежь в активную и творческую деятельность по самостоятельному овладению отечественными духовно-нравственными ценностями и формированию у себя высокой духовно-нравственной культуры);

Исходными руководящими положениями проведения настоящего исследования являются принципы:

- системности (ориентирует на рассмотрение ДуНК СМ как сложной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов);

- научности (ориентирует на применение всего нового, что разработано педагогикой в сфере формирования духовно-нравственной культуры личности);

- целостности учебно-воспитательного процесса (ориентирует на необходимость организовать и осуществлять процесс формирования духовно-нравственной культуры как единое целое);

- сотрудничества (ориентирует на организацию творческого, конструктивного взаимодействия между преподавателем и воспитанниками, доминирование диалога, совместной деятельности, партнерских отношений);

- приоритетности традиционных российских духовно-нравственных ценностей (ориентирует на непременное применение всего арсенала и потенциала традиционных российских духовно-нравственных ценностей, их сохранение и укрепление);

- преемственности (ориентирует на конструктивно-творческое овладение лучшим духовно-нравственным опытом старших поколений россиян);

- учета возрастных особенностей и интересов студенческой молодежи (ориентирует на логический выбор методов и форм воспитательной работы, учета всей палитры качеств и способностей студентов, их характера, темперамента, потребностей, мотивов и интересов).

Основными направлениями формирования ДуНК СМ являются:

- воспитание патриотизма и гражданственности (позволяет укрепить любовь и верность своему Отечеству; выработать активную гражданскую позицию личности; формирует готовность к добросовестному и самоотверженному служению России);

- воспитание устойчивого морального сознания и твердых нравственных убеждений (позволяет вооружать молодого человека моралью общества; уяснить сущность таких ценностей, как добро и зло, справедливость, совесть, достоинство и др.; овладеть правилами коммуникации с людьми и поведения в обществе; формировать у молодежи глубоко укорененные ценности, принципы и верования, обеспечивающие способность к моральной оценке и самооценке);

- воспитание трудолюбия (позволяет сформировать у студентов: а) ценностное отношение к трудовой деятельности; б) уважительное отношение к труду и человеку труда; в) стремление овладеть трудовым опытом; г) желание участвовать в социально значимом труде; д) готовность добросовестно и результативно трудиться);

- формирование экологической культуры (позволяет развивать: а) гуманное отношение к природе; б) способность воспринимать и чувствовать её красоту; в) умение осторожно и бережно относится ко всем элементам и составляющим природы);

- формирование семейных ценностей (позволяет студентам ознакомиться с иерархией таких ценностей и принять их к руководству: любовь, единобрачие, верность, взаимоуважение, ответственность, честность, доверие, взаимоподдержка, забота друг о друге, защита друг друга и др.);

- эстетическое воспитание (позволяет формировать у студенческой молодежи эстетическое отношение к действительности, способность воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, жить и творить по законам красоты).

Механизм реализации настоящих основ предусматривает: а) создание и управление системой формирования ДуНК СМ; б) творческую разработку содержания педагогического процесса формирования ДуНК СМ; в) определения этапов деятельности: 1) исходный (позволяет оценить реальный уровень ДуНК СМ 2) творческий (позволяет разработать целевую программу формирования ДуНК СМ); 3) обучения и воспитания (позволяет организовать и проводить учеб-

Библиографический список

но-воспитательную деятельность по целевой программе); 4) заключительный (позволяет провести итоговую диагностику, произвести оценку и интерпретацию полученных результатов, наметить пути дальнейшей работы); г) творческое взаимодействие руководства, преподавателей, воспитателей, студсовета, ветеранов и общественных организаций в интересах формирования ДуНК СМ.

Применяемые методы: личный пример преподавателей и воспитателей, старшего поколения; убеждение, создание воспитывающих ситуаций; стимулирование, контроль, рефлексия, самоконтроль и самооценка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимые формы: беседы, лекции, презентации, консультации, дискуссии, семинары-практикумы, конференции, проектная деятельность, игровые проблемные ситуации.

Предполагаемый результат - студент с высоким уровнем ДуНК.

Научная новизна: обоснована новая научная идея формирования духовно-нравственной культуры современной студенческой молодежи в процессе учебно-воспитательной работы.

Теоретическая значимость заключается в конкретизации понятийно-категориального аппарата и элементов разработанных сущностных основ формирования ДуНК СМ.

Практическая значимость определяется возможностью применения сущностных основ формирования ДуНК СМ в практике учебно-воспитательной деятельности отечественных учебных заведений.

Таким образом, формирование у студентов духовно-нравственной культуры - это целенаправленный педагогический процесс, позволяющий обогатить личность будущего специалиста, развивать его взгляды, мировоззрение, убеждения, ценностные ориентации и установки, потребные для повседневной жизнедеятельности, поведения в обществе и предстоящей профессиональной деятельности.

Разработанные сущностные основы формирования ДуНК СМ конструктивны и предназначены для вырабатывания у юношей и девушек в процессе учебно-воспитательной деятельности необходимых знаний, навыков и умений в данной сфере (ценности, нормы, принципы, идеалы), обеспечивающих правильное поведение (моральное и этическое) в социуме.

Проводимая в вузе целенаправленная деятельность, изучение целевой программы способствуют воспитанию личности студента, содействуют развитию его духовных и нравственных качеств, формируют твердое понимание предназначения, роли и месте человека в современном российском социуме.

Стержневым компонентом процесса формирования ДуНК СМ является целевая программа, позволяющая познакомить их с духовно-нравственными ценностями, овладеть предложенным содержанием в процессе проводимых занятий и выработать у каждого воспитанника позитивные ценностные ориентации и взгляды как базис духовно-нравственной культуры.

Предложенные основы будут востребованы для практики учебно-воспитательной работы со студенческой молодежью России.

1. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

2. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика, 1990; Т. 5: 7-39.

3. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Москва: Издательство «Дом Шалвы Амонашвили», 1990.

4. Бондаревская Е.В. Изучение духовно-нравственной культуры как проблемное поле воспитания культурной и гражданской идентичности учащихся. Воспитание духовности и любви к Отечеству: наука, образование, культура, религия. Петрозаводск: Карелия, 2010: 13-16.

5. Щуркова Н.Е. Восхождение к нравственности. Москва: итрк, 2016.

6. Боташева Х.Ю. Развитие духовно-нравственной культуры студентов в воспитательном пространстве университета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2010.

7. Бондаревская Е.В., Щуркова Н.Е., Илларионова Л.П. Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2002.

8. Минаева Е.И. Формирование духовно-нравственной культуры студентов в полиэтнической среде учреждения среднего профессионального образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2013.

9. Пичко Н.С. Духовно-нравственные аспекты личности в контексте культуры: теоретическое осмысление проблемы. Гуманитарные и социальные науки. 2011; № 4: 267-275.

10. Шилова Н.Е. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся средствами музыки в организациях дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

References

1. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

2. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1990; T. 5: 7-39.

3. Amonashvili Sh.A. Shkola zhizni. Moskva: Izdatel'stvo «Dom Shalvy Amonashvili», 1990.

4. Bondarevskaya E.V. Izuchenie duhovno-nravstvennoj kul'tury kak problemnoe pole vospitaniya kul'turnoj i grazhdanskoj identichnosti uchaschihsya. Vospitanie duhovnostiilyubvi k Otechestvu: nauka, obrazovanie, kul'tura, religiya. Petrozavodsk: Kareliya, 2010: 13-16.

5. Schurkova N.E. Voshozhdenie k nravstvennosti. Moskva: ITRK, 2016.

6. Botasheva H.Yu. Razvitie duhovno-nravstvennoj kul'tury studentov v vospitatel'nom prostranstve universiteta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2010.

7. Bondarevskaya E.V., Schurkova N.E., Illarionova L.P. Formirovanie duhovno-nravstvennoj kul'tury uchitelya v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii . doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.

8. Minaeva E.I. Formirovanie duhovno-nravstvennoj kul'tury studentov v poli'etnicheskoj srede uchrezhdeniya srednego professional'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Saratov, 2013.

9. Pichko N.S. Duhovno-nravstvennye aspekty lichnosti v kontekste kul'tury: teoreticheskoe osmyslenie problemy. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2011; № 4: 267-275.

10. Shilova N.E. Formirovanie duhovno-nravstvennoj kul'tury uchaschihsya sredstvami muzyki v organizaciyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 10.01.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.