Научная статья на тему 'АКВАРЕЛЬ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: ОПЫТ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА ТОККОЖИ КОЖАГУЛОВА'

АКВАРЕЛЬ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: ОПЫТ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА ТОККОЖИ КОЖАГУЛОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / художник-педагог / высшее художественное образование / исторические образы / изобразительное искусство / реалистические традиции / professional competencies / artist-teacher / higher art education / historical images / fine arts / realistic traditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л И. Нехвядович, Ш С. Турганбаева, И В. Черняева

В статье исследуется роль акварельной живописи в формировании профессиональных компетенций студентов, обучающихся по творческим направлениям подготовки, на примере опыта художника-педагога Токкожи Кожагулова. Авторы проводят анализ специфики акварельной техники, ее возможностей и сложностей, а также особенностей методики преподавания акварельной живописи, разработанной Т.М. Кожагуловым. В работе представлены примеры портретов, выполненных Т.М. Кожагуловым, которые иллюстрируют его мастерское владение акварельной техникой и подход к созданию портретов. Акварельная живопись – это ценный инструмент для развития профессиональных компетенций студентов, обучающихся по творческим направлениям подготовки. Опыт Т.М. Кожагулова помогает студентам сформировать знания и навыки в области рисунка, живописи, композиции, керамики и скульптуры, необходимые для создания художественного образа и его воплощения с использованием различных художественных материалов и средств выражения художественной идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WATERCOLOR IN THE SYSTEM OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF CREATIVE TRAINING: THE EXPERIENCE OF ARTIST-TEACHER TOKKOZHI KOZHAGULOV

The article examines the role of watercolor painting in the formation of professional competencies of students studying in creative areas of training, using the example of the experience of the artist-teacher Tokkozhi Kozhagulov. The authors analyze the specifics of watercolor technique, its capabilities and difficulties, as well as features of methodology for teaching watercolor painting developed by T.M. Kozhagulov. The work presents examples of portraits made by T.M. Kozhagulov, which illustrate his masterful use of watercolor techniques and his approach to creating portraits. Watercolor painting is a valuable tool for developing the professional competencies of students studying in creative areas of training. Experience T.M. Kozhagulova helps students develop the knowledge and skills in the field of drawing, painting, composition, ceramics and sculpture necessary to create an artistic image and implement it using various artistic materials and means of expressing artistic ideas.

Текст научной работы на тему «АКВАРЕЛЬ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: ОПЫТ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА ТОККОЖИ КОЖАГУЛОВА»

8. Егоров М.А. Формирование патриотических качеств военнослужащих на основе развития критического мышления. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2020.

9. Корнилова М.Ю. Патриотическое воспитание курсантов морского вуза на традициях города-героя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2017.

10. Калекин А.А. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза на основе культурологического подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2019.

11. Томилин А.Н., Томилина С.Н., Хекерт Н.Е. Стимулирование как важнейший метод активизации воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 102-105.

12. Томилин А.Н., Мамедова Л.Ф. Педагогические условия формирования профессионального патриотизма у будущих специалистов морского транспорта. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 248-251.

References

1. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii. Available at: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1704130866&tld =ru&lang=ru&name=Kontseptsiya-patrioticheskogo-vospiteniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii

2. Patriotizm - poslednee pribezhische negodyaya. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Patriotizm_-_poslednee_pribezhische_negodyaya

3. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2001-2015 gg. Gosudarstvennaya programma. Available at: http://government.ru/docs/all/38117/

4. Tomilina S.N., Maneckaya S.V. Sovremennyjpatriotizm: suschnost'iproblemy. Available at: https://cyberleninka.ru/

5. Aliev T.A. Gosudarstvenno-patrioticheskoe vospitanie sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov i special'nyh sluzhb Rossii na osnove aksiologicheskogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2023.

6. Kornilova M.Yu., Tomilin A.N. Patrioticheskoe vospitanie uchaschihsya morskogo vuza v usloviyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2017.

7. Mirzaev A.A. Patrioticheskoe vospitanie studentov vuza v usloviyah informacionnogo mnogoobraziya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2018.

8. Egorov M.A. Formirovanie patrioticheskih kachestv voennosluzhaschih na osnove razvitiya kriticheskogo myshleniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2020.

9. Kornilova M.Yu. Patrioticheskoe vospitanie kursantov morskogo vuza na tradiciyah goroda-geroya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2017.

10. Kalekin A.A. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennogo vuza na osnove kul'turologicheskogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2019.

11. Tomilin A.N., Tomilina S.N., Hekert N.E. Stimulirovanie kak vazhnejshij metod aktivizacii vospitatel'no-patrioticheskoj deyatel'nosti s uchaschejsya molodezh'yu. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 102-105.

12. Tomilin A.N., Mamedova L.F. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u buduschih specialistov morskogo transporta. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 248-251.

Статья поступила в редакцию 13.02.24

УДК 372.87:75.022

Nekhvyadovich L.I., Doctor of Art Criticism, Professor, Department of Cultural Studies and Design, Director-Deputy Rector of the Institute of Humanities,

Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: lar.nex@yandex.ru

Turganbaeva Sh.S., Doctor of Art Criticism, Professor, International Educational Academy"Kazakh Head Architectural and Civil Engineering Academy"

(Almaty, Kazakhstan), E-mail: shahizada08@mail.ru

Chernyaeva I.V., Cand. of Art Criticism, Senior Lecturer, Head of Department of Arts, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: gurkina-22@mail.ru

WATERCOLOR IN THE SYSTEM OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF CREATIVE TRAINING: THE EXPERIENCE OF ARTIST-TEACHER TOKKOZHI KOZHAGULOV. The article examines the role of watercolor painting in the formation of professional competencies of students studying in creative areas of training, using the example of the experience of the artist-teacher Tokkozhi Kozhagulov. The authors analyze the specifics of watercolor technique, its capabilities and difficulties, as well as features of methodology for teaching watercolor painting developed by T. M. Kozhagulov. The work presents examples of portraits made by T.M. Kozhagulov, which illustrate his masterful use of watercolor techniques and his approach to creating portraits. Watercolor painting is a valuable tool for developing the professional competencies of students studying in creative areas of training. Experience T. M. Kozhagulova helps students develop the knowledge and skills in the field of drawing, painting, composition, ceramics and sculpture necessary to create an artistic image and implement it using various artistic materials and means of expressing artistic ideas.

Key words: professional competencies, artist-teacher, higher art education, historical images, fine arts, realistic traditions

Л.И. Нехвядович, д-р искусствоведения, проф., директор - зам. ректора Института гуманитарных наук Алтайского государственного

университета, г. Барнаул, E-mail: lar.nex@yandex.ru

Ш.С. Турганбаева, д-р искусствоведения, проф., Международная образовательная академия «Казахская головная архитектурно-строительная

академия», г. Алматы, E-mail: shahizada08@mail.ru

И.В. Черняева, канд. искусствоведения, доц., зав. каф. искусств Алтайского государственного университета, г. Барнаул, E-mail: gurkina-22@mail.ru

АКВАРЕЛЬ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ: ОПЫТ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА ТОККОЖИ КОЖАГУЛОВА

В статье исследуется роль акварельной живописи в формировании профессиональных компетенций студентов, обучающихся по творческим направлениям подготовки, на примере опыта художника-педагога Токкожи Кожагулова. Авторы проводят анализ специфики акварельной техники, ее возможностей и сложностей, а также особенностей методики преподавания акварельной живописи, разработанной Т.М. Кожагуловым. В работе представлены примеры портретов, выполненных Т.М. Кожагуловым, которые иллюстрируют его мастерское владение акварельной техникой и подход к созданию портретов. Акварельная живопись - это ценный инструмент для развития профессиональных компетенций студентов, обучающихся по творческим направлениям подготовки. Опыт Т.М. Кожагулова помогает студентам сформировать знания и навыки в области рисунка, живописи, композиции, керамики и скульптуры, необходимые для создания художественного образа и его воплощения с использованием различных художественных материалов и средств выражения художественной идеи.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, художник-педагог, высшее художественное образование, исторические образы, изобразительное искусство, реалистические традиции

Работа подготовлена в рамках государственного задания Алтайского государственного университета, проект № 850000Ф.99.1.БН66АА04000 «Тюрко-монгольский мир «Большого Алтая»: единство и многообразие в истории и современности»

Система высшего художественного образования в Республике Казахстан имеет многолетнюю историю и прошла путь от первых художественных студий до современных университетов. В настоящее время в стране функционирует несколько десятков вузов, реализующих программы бакалавриата, магистратуры и PhD по различным направлениям подготовки в области изобразитель-

ного искусства, дизайна, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и других.

Научная литература, посвященная проблемам художественного образования в Казахстане, методике преподавания акварельной живописи, а также творчеству художника-педагога Токкожи Кожагулова, представлена в трудах

исследователей Б.А. Альмухамбетова [1], Л.Р Золотаревой [2], Т.М. Кожагуло-ва [3], Б.Е. Оспанова [4], М.Э. Султановой, В.Ф. Власюка, Н.А. Михайловой [5], Ш. Турганбаевой, Л.И. Нехвядович [6; 7]. Недостаточная разработанность методики преподавания акварельной живописи, направленной на формирование профессиональных компетенций студентов творческих направлений подготовки в современной системе образования, определила направление данного исследования. Цель статьи: теоретическое обоснование и практическое описание методики преподавания акварельной живописи, направленной на формирование профессиональных компетенций студентов творческих направлений подготовки, на основе опыта художника-педагога Токкожи Кожагулова. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к решению проблемы формирования профессиональных компетенций студентов творческих направлений подготовки средствами акварельной живописи. В результате исследования изучен и обобщен опыт работы художника-педагога Т.М. Кожагулова, разработана система критериев оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что методика может быть использована в образовательных учреждениях, реализующих программы подготовки специалистов в области изобразительного искусства; а результаты исследования могут быть использованы для совершенствования методики преподавания акварельной живописи. Разработанная система критериев оценки может быть использована для контроля и коррекции учебного процесса.

Одним из ведущих вузов в области подготовки высококвалифицированных специалистов в области искусства является Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Художественно-графический факультет университета, основанный в 1969 году, функционирует как творческий центр, объединяющий профессиональных художников и преподавателей специальности «Изобразительное искусство и черчение». Кафедра художественного образования, ныне являющаяся одной из старейших кафедр Института искусств, культуры и спорта, непрерывно развивается с момента своего основания. Миссией кафедры является подготовка высококвалифицированных педагогов для системы школьного и дополнительного образования в области изобразительного искусства, художественного труда, графики и проектирования. Основными целями кафедры являются следующие: обеспечение глубоких знаний и практических навыков в области изобразительного искусства; развитие у студентов информационной компетентности и навыков работы с информационными ресурсами; формирование готовности к социальному взаимодействию и коммуникативной компетентности. Кафедра совершенствует свои методики обучения, ориентируясь на подготовку востребованных специалистов в области искусства. Это достигается путем расширения спектра образовательных программ, усиления научно-исследовательской деятельности и развития международного сотрудничества. Благодаря реализации данных направлений совершенствования методик обучения кафедра художественного образования не только выпускает востребованных специалистов в области искусства, но и играет важную роль в развитии системы образования Казахстана, внося значительный вклад в сохранение и развитие культурного наследия страны.

Одним из ярких примеров реализации этой миссии является образовательная программа 6В02113 «Изобразительное искусство (Живопись)» является подготовка художника-живописца, обладающего предметными, коммуникативными и цифровыми компетенциями, способного к созданию авторских художественных произведений и владеющего навыками обучения искусству в системе профессионального и дополнительного художественного образования. Одним из результатов реализации программы подготовки будущих педагогов является формирование следующей компетенции: обладать знаниями и навыками в области рисунка, живописи, композиции, керамики и скульптуры в целях создания художественного образа и его воплощения с использованием различных художественных материалов и средств выражения художественной идеи. Данная компетенция формируется рядом творческих дисциплин: основы рисунка, основы живописи, академический рисунок, в том числе дисциплина «Портретная живопись». Цель дисциплины «Портретная живопись» - изучение и практическое освоение законов академической живописи натуры (портрета) - достигается ее основным содержанием, включающим творческую интерпретацию цветовых отношений, их нюансы и гармоничность, контраст и динамизм, а также технические приемы работы при изображении портрета. Дисциплина формирует навыки грамотного изображения натуры с соблюдением пропорций и колорита.

Роль педагога в формировании профессиональных компетенций представляет собой важный аспект образовательного процесса. Теория и методика разработаны профессором Т.М. Кожагуловым, деятелем Казахского национального педагогического университета имени Абая, ориентированными на создание условий для успешного формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства в условиях модернизации образования.

Профессор Кожагулов является автором ряда учебных пособий, научных статей и совместных программ по специальности 050107 Изобразительное искусство и черчение. Удостоенный звания профессора в 2004 году, в 2022 году он успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Теория и методика формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства в условиях модернизации образования».

Токкожа Мукажанович Кожагулов, занимаясь педагогической деятельностью, представляет собой выдающегося художника и ученого, чей вклад в развитие изобразительного искусства Казахстана признан значительным. Родившись 1 января 1962 года, он завершил обучение на художественно-графическом факультете Казахского педагогического института имени Абая в 1984 году по специальности «Черчение, рисование и трудовое обучение». Начав трудовую карьеру в 1984 году, Кожагулов приступил к преподавательской деятельности в Джамбульском педагогическом институте, затем, с 1987 года, перешел в КазНПУ имени Абая, где прошел путь от преподавателя до заведующего кафедрой творческих специальностей. Он является членом Союза художников Республики Казахстан с 1995 года и действительным членом-корреспондентом Академии художеств Республики Казахстан с 2008 года. Активное участие в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках подчеркивает его вклад в сферу изобразительного искусства. Творческие работы Кожагулова публикуются в республиканских и международных изданиях, энциклопедиях, книгах, журналах и газетах, а также регулярно транслируются по телевидению. Произведения Т.М. Кожагулова находятся в коллекциях музеев Казахстана, России, Кыргызстана, а также в частных коллекциях граждан России, США, Турции, Германии, Японии, Прибалтики и Казахстана.

Токкожа Кожагулов - художник-педагог, профессор, искусно владеющий техниками акварели, графики и масляной живописи. Он является одним из выдающихся художников Казахстана, известным своими историческими и современными образами в изобразительном искусстве [7]. Природа наделила Токкожу Кожагулова острой наблюдательностью, зорким взглядом, эстетическим вкусом, природным талантом и феноменальной зрительной памятью. Портреты, выполненные Т.М. Кожагуловым, являются ярким примером его мастерского владения акварельной техникой. Художник искусно использует различные техники акварельной живописи для создания реалистичных и выразительных образов. В своих портретах Т.М. Кожагулову удается передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека. Его акварельные портреты отличаются легкостью и прозрачностью. Благодаря пытливости ума и ясности мысли Токкожа Кожагулов уже в юности добился успеха в портретном жанре. Его студенческий «Портрет матери» был отмечен и представлен на выставке, организованной ВЛКСМ.

Акварель - это уникальная техника, сочетающая в себе возможности живописи и графики. Она позволяет создавать как реалистичные изображения, так и экспрессивные абстракции. Акварель отличается своей прозрачностью и легкостью, что позволяет художнику добиваться тонких цветовых переходов и эффектов воздушности. В то же врем, акварель является достаточно капризной техникой, требующей от художника точного расчета и уверенной руки. Техника акварели требует от художника не только кропотливости, терпения, но и продолжительного внимания и усердия. Для достижения прозрачности акварели очень важна внимательность, быстрота и уверенность письма. Как замечал П.П. Чистяков, «высокое серьезное искусство живописи без науки не может существовать. Наука в высшем ее проявлении переходит в искусство» [8]. Здесь высоко ценится не только мастерство, но и глубокое понимание технических аспектов. В этом контексте роль преподавателя в учебном процессе приобретает выдающееся значение. Задача обеспечения преемственности поколений становится ключевой, поскольку педагог, обладающий не только технической грамотностью, но и исключительной художественной интуицией, является настоящим даром для студентов, стремящихся к глубокому пониманию искусства.

Преподаватель, который обладает развитым мышлением и умением мастерски владеть кистью, выступает в роли наставника и вдохновителя. Его опыт и знания передаются новому поколению художников, позволяя им унаследовать и развивать традиции искусства. Для студентов, обладающих творческим замыслом, преподаватель, сосредотачивающий свое внимание на развитии их индивидуальных способностей, становится ценным источником вдохновения. Его роль заключается не только в техническом обучении, но и в поощрении творческого мышления и самовыражения. Таким образом, преподаватель, владеющий не только профессиональными знаниями, но и обладающий тонким чувством искусства, является ключевым элементом в формировании будущих художников. Вдохновляя своих учеников, опытный художник не только делится с ними техническими навыками, но и передаёт им свою любовь к искусству, помогая им найти собственный художественный путь.

В 1998 году Токкожа Кожагулов обратил свое внимание на тему материнства и создал произведение с соответствующим названием. На иллюстрации (ил. 1) портрет, освещенный солнцем, выполнен в форме овала. В изображении матери, родившей 14 детей, присутствует обилие теплоты и сыновнего чувства. Для передачи подобного образа требуется глубокое понимание и искусство, и художник умело выражает теплоту ее взгляда. Исключительная выразительность взгляда дополняется глубокими морщинами, отражающими индивидуальные и неповторимые черты личности этой трудовой женщины. Неслучайно художник изобразил свою модель в белом платке. В культуре казахов цветовые ассоциации играли значительную роль, оказывая влияние на различные сферы их жизнедеятельности. Белый цвет, как символ добра, чистоты, целомудрия и благополучия, давно стал частью этнической символики и сочетается в данном случае с мусульманской концепцией, рассматривающей этот цвет как символ божественности, духовности и святости [3, с. 3]. В согласии мягких и нежных цветовых оттенков, темных и светлых тонов, которые создают модель объема лица, художник доби-

вается не только выразительности в изображении внутреннего состояния, но и передает характерэтой личности. Любовь сына к матери пронизывает данный портрет, выполненный акварелью. Портрет матери пронизан светом, и художник смог удержать момент времени в этом произведении искусства.

Ил. 1. Кожагулов Т. Портрет матери. 1998. Акв., бум.

Ил. 2. Кожагулов Т. Абай. 2019. Акв., бум.

В 2019 году Т.М. Кожагулов создкот акварельный портрет «Абай» (ил. 2). НапервомэкапекоОоты художник проводит тщательное изучкоие лица Абая, просматривая фотографии и другие материалы. Проявив свою самобытность и владея особой природой живописного мышления, Т.М. Кожагулов в портрете раскрывает наибклее ханакклиные части втлитого казаткрего поэта и таюриталя. Гла внынак цэнлом поотрета яэпяеися лиэт АЧая.рсоДсн но «^иотдл.^^^с^та ик с хаввеостахм перл^а^в а;х1ис^хэ, лрхсе1.(^"кеы1ииь.В Еиигтеэм., в еыыткртм хзыаееея еытел-^(^кеуслерда аилз. Ее сыом внелтох |М£^выыЬз1 ваетоа оирота ы розмае иреткеинтлль-сиеи да^тлок^оы^тт ВОыы^с, его ихзоирне^выыир ихyыыкчепкый чло;пнр. T.lвl, Коеогтов рс5еыыо«пгг аГозт ноцoлeзд аыггич^са'т^елыгт и е1рдтлго. Мытытэенссть личивсчи под^^ыкно^ нкки^у^оКэепла^и^^ой, а вт^;^дхоти^<ено торяжэмная раЛлта мехригв, р^пкиК а тмыЛятый им.

Хиртилт MлкбглпсЛaтеиелвa(кл. е), воща*)щоoлкх ыяэиа, виcатеол с ивэ-чИ!вемнпкe,еес^вао лнлижпвкяш аднзтжа Кохыыс^гцеракьзЮ! х |-К'1а гмдгт 0pапзиедакрд сннузстиа ттв^зкыет ко нсрггсаo виeyaлриoа редовыт вкате. зт и иэвyЧотынoe пооо-мансдлго дошлкнягемлра. Пл^^рэ0^эоraJ^оPИa^ечaeвы, тетeoтepекллeeнхая с еио лвокoыкпly , п|ээниыеои ы1 веаы х глхылэ ы п иловекксэой оисе Сле вл , дстрт1Ьы дле!МИ1т в оо|Dшрeоe, ртдощоюихя притескм сыс, ^дтч лиз втлдп жтeь.кс, еедоымо е гонадными тaиогoтл кеч иыгд^ыЛиэсй имеал ыгк cлиxи. В эисг^ужт всвьлынeаия иыле>нтонко хмажеиве Т, Ложхгтлoзт к имлиaию кекaxмл0Е0 lкoвсе. ото /матер тыв дчлк^ыкеденил нокклькя хеттжоственниlл. ня о глпбткя прянон^ом еосцк^о-вaеывыд зедталттаы.

Ил. 3. Кожагулов Т. Портретпоэта, писателя, пелеазжчлка МуктгелиМлултажла. 2017. Акв., бум.

Ви.Л.етжагулов Т. Тлртзас жз|аоя Соватакогл Ссюсгч, ааводнолз

Героя Калахсаана Е^^ЛР^лет Илмл.шулы. /Лкв., Илм.

Взгляд Мукагали в портрете^^уаещ^и адапь,зтопр^^^ет изображению особую глубину и интроспекцию. В умных глазах отражена богатая жизнь поэта, наполненная разнообразными переживаниями. Биография Мукагали Макатаева, пыс^ызьэм ни са ксoокерль ы плолоохып рfгахпoвни, ыэхдсне^влтра х аеонеoye петрз глaвнылтяаылвси трлоттЫ1 яы^длнявшпе ирта.Жввяппяктр

ьс^внещеил^ нуомжкыкям клюсасым тигхехмoп жьхаи лаэра тостьсарветон лат стремление к творческому созиданию в условиях трудных обстоятельств и ли-шаивы.

Особенно актуальной становится тема творческого самовыражения Мукагали Макатаева, которое, несмотря на временные трудности, привлекает к себе внимание общества и получает заслуженное признание после смерти поэта. Сегодня его стихотворения считаются золотыми страницами казахской поэзии, и портрет Т. Кожагулова воплощает в себе не только изобразительную форму, но и духовную глубину передаваемой личности. Художник своей кистью охватывает суть и смысл жизни Мукагали Макатаева, что делает портрет важным исследованием не только визуальных аспектов, но и внутреннего мира поэта.

Портрет легендарного Бауржана Момышулы (ил. 4), Героя Советского Союза и Народного Героя Казахстана, созданный художником Токкожа Кожагуловым, представляет собой акварельное изображение военного героя в профиль. Художник искусно передает внешность портретируемого, облаченного в военную форму. Детальное отображение лица на фоне бушующего военного горнила подчеркивает значимость события и обогащает восприятие зрителя. Подойдя к картине, зритель погружается в обширную информацию, передаваемую художественным языком. Автор стремится донести образ героического участника Великой Отечественной войны, подчеркивая важность каждой детали в визуальном повествовании. Токкожа Кожагулов с уникальным мастерством сосредотачивает внимание на профиле портретируемого, максимально концентрируя выразительность в его смелом взгляде. Эта живописная работа не только передает облик личности, но и вкладывает в каждую крошечную деталь насыщенную символику, отражающую богатуюи сложтуюсод ьбу Баатжана Момышул ы.Хуяожник исоолазует своо талант, чтобы создать потрясающий образ, погружая зрителя в атмосферу героиз-ла о важноятсистосичеакох саОытсй.

Короина «Жанаа» (ил.5) п редставляет собой искусную игру света и тени. Гяовоымолеоянттм пялланояшуетяя льцоНКанаойбеяяянежжнятяос, каиие глаза и волнистые черные волосы. Эти элементы придают особую звучность животисиомтединсйву пярт-жта и сритйкрыонют глуЯякжй внжирюннжй цооло-бимой женщины. Художник искусно использует светотень для создания объема л ЕлеЛтсы тзoBеaаeнив -Цо Жанюо, освещжннуемягшил свотоа.яажянт сиу-лдра фяол темнтго, оавыщелниго цвета. Контраст между светлыми и темными еошеурамоуриднит ьярт.оту д^^ж^т^^'^уш^к^ выразенеооностьЯ-етозая гамта кклавки! пдяерзлыми тонкох нюансах. Нежные розовые, бежевые и коричневые лиморcи цжыдж^т ящущенсооенла т^к^ож Яркнл ьк^^н^^.акме кяк кноио глау ик ИTигaкoв т нвеoтвыe &ЖР д лл волосах, придают портрету живость и дина-мзр^т ОилОую нимо и Rтяа5иоьиькapти2вlпгоaлй нзгляьЖааау. Оатапрувлян пво-ио си т|йпнели. яяидаоакящрщение прямого контакта. В ее глазах читаются доОкттт,теплoят и люf-ртн. Лицея м эоо^н^том п^т^ятна.

йгтдаипе к к бвеш ой тщательностью прорисовывает все детали: белоснежную ложм кавиц гвозги, 2)гтнйCPКlо иаpнтlбпялояы. Этсэбeмтноыпpрдaюо сся(^цю зиоч гяять живописному единству портрета и приоткрывают глубокий внутренний дте люЛскго жяlнл-ины, В ислгм ~ втуцл поуято гортсеаЩво

рнтцил0дeрae, ввполненное глубоким смыслом и искренними чувствами. Худож-дят ядлох сoйваттобуаи иоднаВ.г^я^Нажа тли щк^оы.'^то вншаeннпйаисeягат к1виопвграпон. По мимо вышесказанного, можно добавить, что картина «Жанар» ркасроа^цеув ккниялуд яэ в ряолнсегтьяз ахскягжяясяст в^^а^^ню. В гоулод2ьл гады наблюдается рост интереса к портретной живописи. Художники все чаще тбующа жттяк эесйтемт, ст^^г^а^ь^ ^^г^я^сы^у^ь^ "^жия^с^ ^н^ь^н^уе сжо^стя^.^^т внутренний мир своих героев. Картина «Жанар» является ярким примером того, какоавяамлянь.е хсдэконои^-внотата плрла^^юг^а^^юарю^уаи roттвлуaeH живописи.

о ржаелы о.Ыажьгулсса а эоаLюоыПреp цяючaHшиxсaбяюдe нё^л зяльтау неведомого трудолюбия. Художник воплощает в них типические черты как вели-квxнятууeчоя<ьxпотятвaжаа, татт лугов людеё унилго аул млно.

Крепкий уверенный рисунок, насыщенный колорит и сохранение всех индивидуальных черт в портретах помогают Токкоже создать художественные образы, обогащающие наше представление о жизни портретируемых.

В ходе исследования был проанализирован опыт выдающегося художника-педагога Токкожи Кожагу-лова, что позволило сделать вывод о высокой эффективности использования акварельной техники в процессе обучения будущих художников. Акварель - это не просто инструмент, а многогранный феномен, играющий важную роль в развитии профессиональных компетенций студентов, обучающихся по творческим направлени-ямтодготьско.

Анализ портретов, созданных Т.М. Кожагуловым, продемонстриро-валлгомавнл^ьуе владение акварелью, глубокое понимание им психологиче-кжи 6ля^^туясвoCнбитаетпpялаь 1х, атакое умение тл тсяькy2лтедята внеттые сходство, но и раскрыть внутренний мир человека. Методика преподавания ак-

Щ

Ил.5. КожагуловТ. Жанар. Акв., бум.

варельной живописи, разработанная Т.М. Кожагуловым, основана на многолетнем опыте и глубоком знании специфики акварельной техники. Она способствует формированию у студентов целого ряда компетенций:

- знание и навыки в области рисунка, живописи, композиции, керамики и скульптуры;

- способность к созданию художественного образа и его воплощению с использованием различных художественных материалов и средств выражения художественной идеи;

- умение работать с информационными ресурсами, включая поиск, анализ и обработку информации, необходимой для творческой деятельности;

- готовность к социальному взаимодействию и коммуникативная компетентность, что позволяет студентам эффективно взаимодействовать друг с другом, с преподавателями и с представителями профессионального сообщества.

Вклад Т.М. Кожагулова в развитие системы высшего художественного образования в Казахстане огромен. Его деятельность служит делу сохранения и

Библиографический список

развития культурного наследия страны, а его методические разработки активно используются в учебном процессе многих казахстанских вузов. Дальнейшие исследования в этой области могут привести к разработке новых методик преподавания акварельной живописи, учитывающих современные тенденции в развитии изобразительного искусства. Перспективными направлениями дальнейших исследований являются следующие:

- разработка методических рекомендаций по использованию акварельной техники в различных жанрах изобразительного искусства;

- изучение влияния акварельной живописи на развитие творческого потенциала студентов;

- исследование психологических аспектов восприятия акварельных произведений;

- внедрение результатов научных исследований в практику обучения будущих художников будет способствовать повышению качества художественного образования в Казахстане.

1. Альмухамбетов Б.А. Искусство - педагог - ученик: проблемы и перспективы в XXI. Вестник. Серия: Художественное образование: искусство - теория - методика. 2016; № 1 (46): 4-7.

2. Золотарева Л.Р Проблемы художественного образования в Казахстане. Художественное образование Казахстана в XXI в.: совершенствование образовательных программ с учетом мировых тенденций: материалы Республикан. коллоквиума. Алма-Ата: КазНПУ им. Абая, 2012: 20-31.

3. Кожагулов Т.М. Проблема национального восприятия цвета в процессе обучения живописи студентов художественно-графических факультетов: казахстанский контекст. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017; Т. 9; № 2: 79-93.

4. Оспанов Б.Е. Художественное образование Казахстана: пути и поиски в новых реалиях. Профессиональное художественно-педагогическое образование: история, теория, методика, практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета искусств Омского государственного педагогического университета. Омск: Издательство ОмГПУ, 2020: 24-26.

5. Султанова М.Э., Власюк В.Ф., Михайлова Н.А. Художественное образование Казахстана в новой эстетике времени. Современная высшая школа. Инновационный аспект. 2012; № 3: 5-12.

6. Турганбаева Ш. Традиционные духовно-эстетические основания цветового решения в современном искусстве Казахстана. Барнаул: АлтГУ, 2011.

7. Турганбаева Ш.С., Нехвядович Л.И., Альмухамбетов Б.И. Мифопоэтические аспекты творчества казахстанского художника Токкожи Кожагулова. Культурное наследие Сибири. 2018; № 1 (25): 154-159.

8. Чистяков П.П. Письма, воспоминания, статьи. Москва: Искусство, 1982.

References

1. Al'muhambetov B.A. Iskusstvo - pedagog - uchenik: problemy i perspektivy v XXI. Vestnik. Seriya: Hudozhestvennoe obrazovanie: iskusstvo - teoriya - metodika. 2016; № 1 (46): 4-7.

2. Zolotareva L.R. Problemy hudozhestvennogo obrazovaniya v Kazahstane. Hudozhestvennoe obrazovanie Kazahstana v XXI v.: sovershenstvovanie obrazovatel'nyh programm s uchetom mirovyh tendencij: materialy Respublikan. kollokviuma. Alma-Ata: KazNPU im. Abaya, 2012: 20-31.

3. Kozhagulov T.M. Problema nacional'nogo vospriyatiya cveta v processe obucheniya zhivopisi studentov hudozhestvenno-graficheskih fakul'tetov: kazahstanskij kontekst. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt. 2017; T. 9; № 2: 79-93.

4. Ospanov B.E. Hudozhestvennoe obrazovanie Kazahstana: puti i poiski v novyh realiyah. Professional'noe hudozhestvenno-pedagogicheskoe obrazovanie: istoriya, teoriya, metodika, praktika: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 60-letiyu fakul'teta iskusstv Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Omsk: Izdatel'stvo OmGPU, 2020: 24-26.

5. Sultanova M.'E., Vlasyuk V.F., Mihajlova N.A. Hudozhestvennoe obrazovanie Kazahstana v novoj 'estetike vremeni. Sovremennaya vysshaya shkola. Innovacionnyjaspekt. 2012; № 3: 5-12.

6. Turganbaeva Sh. Tradicionnye duhovno-'esteticheskie osnovaniya cvetovogo resheniya v sovremennom iskusstve Kazahstana. Barnaul: AltGU, 2011.

7. Turganbaeva Sh.S., Nehvyadovich L.I., Al'muhambetov B.I. Mifopo'eticheskie aspekty tvorchestva kazahstanskogo hudozhnika Tokkozhi Kozhagulova. Kul'turnoe nasledie Sibiri. 2018; № 1 (25): 154-159.

8. Chistyakov P.P. Pis'ma, vospominaniya, stat'i. Moskva: Iskusstvo, 1982.

Статья поступила в редакцию 26.02.24

УДК 004:339.18 (045)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Agaltsova D.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: DVAgaltsova@fa.ru

Valkova Yu.E., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: yevalkova@fa.ru

THE CHALLENGE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TO THE TRADITIONAL EDUCATION SYSTEM. The article discusses advantages and disadvantages of using artificial intelligence technology for educational and scientific applications. It is shown that challenges posed by artificial intelligence to the traditional education system can be overcome. The results of practical work with the means of artificial intelligence at practical classes on foreign language in a non-language university are presented. Due to the effect of the novelty of working with artificial intelligence, students began to devote more time to the language they are studying, try new types of tasks, and explore the possibilities of chatbots for subject-integrated self-learning (CLIL). Artificial intelligence can provide personalized and adaptive learning experiences, interactive and immersive learning environments, instant feedback, and access to a wide range of resources that can help students improve their subject knowledge in foreign language and economics. The results also draw attention to the need to pay more attention to the ethical side of AI and the need for more implementation of AI in higher education institutions.

Key words: AI, ChatGPT, chatbot, digitization, CyberHub

Д.В. Агальцоеа, канд. пед. наук, доц., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: DVAgaltsova@fa.ru

Ю.Е. Валькоеа. канд. филол. наук, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: yevalkova@fa.ru

ВЫЗОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье разобраны преимущества и недостатки использования технологии искусственного интеллекта для применения в образовательных и научных целях. Показано, что вызовы, которые искусственный интеллект ставит традиционной системе образования, могут быть преодолены. Представлены результаты практической работы со средствами искусственного интеллекта на практических занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. За счет эффекта новизны работы с искусственным интеллектом студенты стали уделять больше времени изучаемому языку пробовать новые типы зада-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.