Научная статья на тему 'ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА'

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
445
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВАРЕЛЬ / ГРАФИКА / ЖИВОПИСЬ / КАРТИНА / ВЫСТАВКА / ПОРТРЕТ / РЕШЕНИЕ / СИМВОЛИКА / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зияханов Хуршид Джавидович

В данной статье рассмотрены творческие искания современного художника и педагога Узбекистана Аслиддина Каланова. Художник, хорошо владеющий навыками акварельной живописи, создал ряд замечательных работ в этой технике. А. Каланов пишет также свои картины маслом и акрилом, неустанно ищет пути грамотного построения композиции. По его творческим работам видно, что к каким бы техникам он ни обращался, ко всему, что он создаёт в сфере изобразительного искусства, он относится с трепетом и большой любовью к творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE WAY OF A CONTEMPORARY ARTIST

This article examines the creative quest of the contemporary artist and teacher of Uzbekistan, Asliddin Kalanov. An artist with a good command of watercolor painting skills has created a number of wonderful works using this technique. A. Kalanov also paints his paintings with oil and acrylic, tirelessly looking for ways to correctly build a composition. From his creative works, it is clear that no matter what techniques he turns to, everything that he creates in the field of fine arts, he treats with trepidation and great love for creativity.

Текст научной работы на тему «ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА»

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА Зияханов Х.Дж. Email: Ziyakhanov17159@scientifictext.ru

ЗияхановХуршид Джавидович - Заслуженный работник культуры Узбекистана, старший преподаватель, кафедра книжной графики и миниатюры, Национальный институт художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзода, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены творческие искания современного художника и педагога Узбекистана Аслиддина Каланова. Художник, хорошо владеющий навыками акварельной живописи, создал ряд замечательных работ в этой технике. А. Каланов пишет также свои картины маслом и акрилом, неустанно ищет пути грамотного построения композиции. По его творческим работам видно, что к каким бы техникам он ни обращался, ко всему, что он создаёт в сфере изобразительного искусства, он относится с трепетом и большой любовью к творчеству.

Ключевые слова: акварель, графика, живопись, картина, выставка, портрет, решение, символика, творчество.

THE CREATIVE WAY OF A CONTEMPORARY ARTIST

Ziyakhanov Kh.J.

Ziyakhanov Khurshid Javidovich - Honored Worker of Culture of Uzbekistan, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF BOOK GRAPHICS AND MINIATURES,

NATIONAL INSTITUTE OF ARTS AND DESIGN NAMED AFTER KAMOLIDDIN BEKHZOD, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article examines the creative quest of the contemporary artist and teacher of Uzbekistan, Asliddin Kalanov. An artist with a good command of watercolor painting skills has created a number of wonderful works using this technique. A. Kalanov also paints his paintings with oil and acrylic, tirelessly looking for ways to correctly build a composition. From his creative works, it is clear that no matter what techniques he turns to, everything that he creates in the field of fine arts, he treats with trepidation and great love for creativity.

Keywords: watercolor, graphics, painting, painting, exhibition, portrait, solution, symbolism, creativity.

На современном этапе развития изобразительного искусства Узбекистана, творчество одного из ведущих художников страны Аслиддина Каланова, вызывает особый, неподдельный интерес у любителей и ценителей изобразительного искусства. Его работы всегда интересны, разнообразны и оригинальны.

С 1987 года он активный участник различных выставок в нашей Республике и странах Ближнего зарубежья. В октябре 2015 года в «Доме фотографий» г. Ташкента, с огромным успехом прошла его персональная выставка под названием «Мир чувств». На экспозиции демонстрировалось около 200 работ, выполненных в различных жанрах и техниках. В его творчестве основное место занимают живописные и графические произведения, а также картины, выполненные в технике акварели.

Аслиддин по образованию художник-график, иллюстратор книг. Много лет он работал в различных издательствах художественным редактором. По сей день он сотрудничает с несколькими журналами г. Ташкента, создавая для них различные иллюстрации. На протяжении нескольких лет он является профессором кафедры «Книжной графики и Миниатюры» Национального института художеств и дизайна им.К.Бехзода. Как опытный и талантливый наставник передаёт свои знания молодому

поколению по таким дисциплинам как: «Композиция графики», «Рисунок», «Живопись».

В картине «Предчувствие» художник А.Каланов раскрыл свои способности и как мастер, и как философ. Само произведение очень цельное, грамотно и мастерски написанное, художник, используя тёплые и холодные тона, создал колорит точно соответствующий настроению и характеру произведения. Композиция картины, компоновка фигур выстроены по классическим законам. В левой части картины изображено полувысохшее дерево, символизирующее окончание чего-то неминуемого (в данном случае художник намекает на конец социалистической империи). На правой стороне картины мы видим полуоткрытую резную дверь в традиционном узбекском национальном стиле. Художник нарочито изобразил её приоткрытой, давая понять зрителю, что ещё есть какой-то выход. В центре композиции сидит уткнувший голову в колени молодой человек. Он явно чем-то огорчён. Идея картины связана с периодом конца 80-х годов прошлого века. В те трудные годы уровень жизни в стране катастрофически опускался всё ниже и ниже. Но герой картины в глубине души чувствует и надеется, что скоро вернутся и светлые дни. Над горизонтом мы видим расцветающее небо, написанное в тёплых тонах. Этим художник хочет сказать, что независимость Узбекистана не за горами.

Аслиддин написал также и ряд портретов своих близких и наших современников, среди которых портрет известного рефери ФИФА Равшана Ирматова. Полотно вертикального формата, в центре которого, во весь рост изображен наш знаменитый земляк. Он в белом костюме, его спокойный, с лёгкой улыбкой взгляд, неизменно вызывает у зрителя добрые чувства. Портрет написан легко, так сказать одним взмахом. Художник ставил перед собой задачу передать характер и психологию своего героя, не увлекаясь мелкими деталями. Я считаю, это у него очень даже получилось.

В акварельной серии пейзажного цикла, Аслиддин придерживается классического стиля. Его акварели будто оживают, показывая связь художника с матушкой природной в разное время года. Зритель словно вдыхает свежий воздух весны на холмах Афрасиаба, или наслаждается золотыми красками осени речных берегов Зарафшана. Акварели «Фозилманская вершина», «Горы Лангара», «Холмы Афрасиаба», «Дорога Нурата-Фариш», «Берег Зарафшана», «Закат на Айдаркуле», «Зеленый Самарканд», «Река Волга», «Варшава - переулки старого города» и множества других акварельных пейзажей созданы кистью этого мастера. Всматриваясь в эти работы, можно с уверенностью сказать, что художник мастерски владеет техникой акварели.

Говоря о графических работах художника, нужно отметить, что они балансируют между чёрным и белым, светом и тенью. В иных работах Каланова мы видим связь между прошлым и будущим, человеком, который ищет свое место в современном мире. Он умело использует свободное пространство белого листа, позволяя зрителю самому проанализировать и домыслить недосказанного идею художника.

Большой творческий опыт Аслиддин Каланов получил в Доме Творчества «Сенеж», где работал с 1988 по 1990 годы. В эти годы им были созданы наиболее интересные произведения, такие как «До колодца 30км», «Защитник» и др. Его работы «Волшебство легенды» и «Посвящение Аралу» были приобретены Государственным музеем искусств Узбекистана и Дирекцией художественных выставок Министерства Культуры Узбекистана.

В конце 90-х годов художник обращается к тематике философского, лирико-романтического характера. Темы произведений тех лет, это размышления о смысле и бренности человеческой жизни, о его жизни и смерти. Это мысли ярко просматриваются в триптихе «Падение», «Воспоминания о Нурате». Трагико-лирическая направленность сюжета сглаживается тонкой акварельностью живописи, изяществом линии.

А. Каланов. Ожидание. Х.акрил.2018 г.

Аслиддин Каланов очарован природой родного края, этнографией и бытом людей, проживающих на его родине. Все события действительности и природные явления мастер видит сквозь призму жизни, ищет в себе, в своей душе сущность вещей. В его суфических интерпретациях, порой в прорисованных обликах героев, чувствуется экспрессия, волнение, гиперболичность, условность и даже странность места и обстановки. Его картины больше отражают взгляд графика, чем живописца, что даёт возможность А. Каланову в изображениях своих героев, близких ему людей, передать своё отношение к миру красоты иносказательно, с помощью элементов символики. Художник далёк от создания картин, которые могут поразить нас правдивой реалистичностью, он стремится в мир философских символов, стараясь усилить иносказательное содержание своих полотен.

Аслиддин Каланов сегодня находится в расцвете своих творческих сил и в постоянном поиске новых композиционных и живописных приёмов и решений. Его отличает высокая требовательность к себе и к своему творчеству, стремление к совершенству. Эти качества профессор А. Каланов воспитывает в своих учениках, студентах Национального института художеств и дизайна имени Камолддина Бехзода, где он преподаёт уже на протяжении нескольких лет, и является автором ряда учебных пособий по композиции станковой и книжной графики.

Его многолетние заслуги были отмечены Главой государства, в 2019 году Указом Президента Республики Узбекистана А.Д. Каланов награждён орденом «Мехнат Шухрати».

Список литературы /References

1. Маллаев Н.М. История узбекской литературы. Ташкент. Изд. Укитувчи, 1976.

664 стр.

2. Каланов А.Д. Графическая композиция. Ташкент. Изд. Info Capital Group, 2018.

196 стр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.