Научная статья на тему 'Проблема национального восприятия цвета в процессе обучения живописи студентов художественно-графических факультетов: казахстанский контекст'

Проблема национального восприятия цвета в процессе обучения живописи студентов художественно-графических факультетов: казахстанский контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ART EDUCATION / НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА / NATIONAL PERCEPTION OF COLOR / ЖИВОПИСЬ / PAINTING / КАЗАХСТАН / KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожагулов Токкожа Мукажанович

В статье рассматривается проблема восприятия студентами художественно-графических факультетов национальной колористической специфики в живописи Казах-стана. Анализируются возможности колористической номадической ментальности как важного фактора в современных казахстанских образовательных программах по изобразительному искусству (на примере живописи) для будущих художников-педагогов.Основная цель статьи заключается в обосновании важности национального восприятия цвета в живописи как неотъемлемого элемента национального культурного кода. Приводится описание процесса углубленного теоретического изучения студентами начальных курсов семантики национальной колористики в рамках некоторых учебных дисциплин. Конечным итогом здесь видится совершенствование творческого потенциала и живописного мастерства студентов-выпускников в формате итоговых дипломных проектов на национальную тему. На основе опытно-экспериментального исследования получены определенные результаты, подтверждающие необходимость частичного обновления теоретического и практического компонента учебных программ по художественному образованию для бакалавров с акцентом на семантику национальной колористики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожагулов Токкожа Мукажанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF NATIONAL COLOR PERCEPTION IN THE PROCESS OF TEACHING PAINTING FOR ART-GRAPHIC FACULTIES STUDENTS: KAZAKHSTANI CONTEXT

The article examines the problem of artistic and graphic faculties students’ understanding of the national coloristic specifics in painting of Kazakhstan. The possibilities of coloristic nomadic mentality as an important factor in modern Kazakhstani fine arts educational programs (on an example of painting) for the future artists-teachers are analyzed.The main purpose of the article is to justify the importance of national understanding of color in painting as an integral element of the national cultural code. The article describes the process of students’ in-depth theoretical study of the semantics of national coloring in the framework of some academic disciplines at the initial courses. As a result students improve their creativity and pictorial skills in the format of final diploma projects on a national theme.On the basis of experimental research, certain results have been obtained, confirming the need for partial updating of the theoretical and practical component of curricula for art education for bachelors with an emphasis on semantics of national color.

Текст научной работы на тему «Проблема национального восприятия цвета в процессе обучения живописи студентов художественно-графических факультетов: казахстанский контекст»

УДК 377.5 ББК 74.473

DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-2-79-93

T.M. Kozhagulov

(Abai Kazakh National Pedagogical University, Almaty, Kazakhstan)

THE PROBLEM OF NATIONAL COLOR PERCEPTION

IN THE PROCESS OF TEACHING PAINTING FOR ART-GRAPHIC

FACULTIES STUDENTS: KAZAKHSTANI CONTEXT

The article examines the problem of artistic and graphic faculties students' understanding of the national coloristic specifics in painting of Kazakhstan. The possibilities of coloristic nomadic mentality as an important factor in modern Kazakhstani fine arts educational programs (on an example of painting) for the future artists-teachers are analyzed.

The main purpose of the article is to justify the importance of national understanding of color in painting as an integral element of the national cultural code. The article describes the process of students' in-depth theoretical study of the semantics of national coloring in the framework of some academic disciplines at the initial courses. As a result students improve their creativity and pictorial skills in the format offinal diploma projects on a national theme.

On the basis of experimental research, certain results have been obtained, confirming the need for partial updating of the theoretical and practical component of curricula for art education for bachelors with an emphasis on semantics of national color.

Keywords: art education, national perception of color, painting, Kazakhstan

Т.М. Кожагулов §

(Казахский национальный педагогический университет имени Абая, |

о

г. Алматы, Республика Казахстан) 1

ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ: КАЗАХСТАНСКИЙ КОНТЕКСТ

ф X

О Ф

2 с

^ 8

ф . _

-£= £=

~ ГО

.<= "К

£ го

и и

in

Ф <Л

^ 1Ё

° 3

о ^ о

_ <Л

го (л

£= Ф О

В статье рассматривается проблема восприятия студентами художественно-графических факультетов национальной колористической специфики в живописи Казахстана. Анализируются возможности колористической номадической ментальности как важного фактора в современных казахстанских образовательных программах по изобразительному искусству (на примере живописи) для будущих художников-педагогов.

Основная цель статьи заключается в обосновании важности национального восприятия цвета в живописи как неотъемлемого элемента национального культурного кода. Приводится описание процесса углубленного теоретического изучения студентами на- £1 -с

лч ^

чальных курсов семантики национальной колористики в рамках некоторых учебных дис-

ш 0

с ГО

ч— ч—

О о

Е ^

<u В-

25 2 о

циплин. Конечным итогом здесь видится совершенствование творческого потенциала и живописного мастерства студентов-выпускников в формате итоговых дипломных проектов на национальную тему.

На основе опытно-экспериментального исследования получены определенные результаты, подтверждающие необходимость частичного обновления теоретического и практического компонента учебных программ по художественному образованию для бакалавров с акцентом на семантику национальной колористики.

Ключевые слова: художественное образование, национальное восприятие цвета, живопись, Казахстан.

>

о,

сл го .с N О

Innovative processes that change the whole system of Kazakhstan higher education pointed out the problem of the formation of a creative personality with modern professional knowledge and skills. It is mainly relevant for specialists in the field of art education, namely - school teachers of fine arts, as they are designed to develop the creative potential of the younger generation.

Time challenges and tasks they determine require serious structural reforms of the university teaching methods, in particular, the search for more effective forms and methods of teaching the fine arts. In this aspect, painting, which has a special role in the system of aesthetic education and art education, has the most effective tools for developing the creative abilities of students.

The color problem is one of the most important In the process of teaching painting. Representatives of various areas of the humanities from art historians to teachers considered this issue at different times. General theoretical questions of colorism were formulated by I. Goethe, O. Runge, G. Zeugner, A. Itten, V. Oswald and other specialists. The nature of color and the subtleties of his perception were studied by E. Hering, V. Gurikov, S. Vavilov.

Different psychological and pedagogical features of the process of image and color perception in the teaching of painting were studied by V.P. Zinchenko, V.S. Kuzin, L.G. Medvedev, O.V. Shalyapin, E.V. Sho-rokhov, A.P. Yashukhin and others.

The analysis of color as a key expressive means in painting was carried out by N. Vol-kov, S. Alekseev, A. Zaitsev and others. Important for us aspects of the national

perception of color in painting were considered by M. Alpatov, I. Grabar, D. Sa-rabyanov, K. Petrov-Vodkin, K. Male-vich, A. Matyushin and others. The Kazakhstan context of the problem sought was partially explored by B.A. Almu-khambetov, Sh.S. Turganbaevoy, Z.Zh. Ra-bilova, K.K. Keldenova.

We used such research methods as a systematic analysis of educational, scientific, methodological literature, educational and training programs on painting of various years, as well as diploma works; pedagogical observation, interviews, questioning, testing, viewing, interview; conducting a pedagogical experiment and processing the data obtained with subsequent analysis of its results.

Kazakhstan's professional painting school is not distinguished by its long history (the starting point is the 30s of the 20th century), but in a relatively short period it reached significant heights. By its nature, "Kazakh painting is closer to music than to literature. Therefore, the color problem is of great importance for understanding the characteristics of the Kazakh painting school "[3].

Until now, in the domestic art pedagogy, there have been no special studies of this problem, although the study of color in the format of ethno-cultural traditions that allow revealing the specifics and features of different stages of the formation and development of national painting will significantly enhance the Kazakh art of painting. The artistic model of contemporary Kazakh art can be perceived through the prism of a color vision, as the artist's ideas influence his "corporate" color. And an

objective awareness of its meaning and meaning is possible only in synthesis with artistic national consciousness.

For Kazakh art historians, the problem of national perception of color in painting was sharply marked several years ago. The semantics of the color of Kazakh artists of the Soviet period is a subject that has been studied to a sufficient extent, although each new study is capable of discovering new facets. But modern artistic language, in particular, picturesque, is of great interest not only as an artistic phenomenon, but as a kind of cultural indicator.

Thus, Russian art historians (R. Ergalieva, D. Sharipova, H. Truspekova, O. Baturin, M. Sultanova, S. Baizakov, etc.) note that the picturesque works of young artists on a national theme often differ in fundamentally coloring than canvases of the older generation, brought up on the principles of the former academic school. The point here is not in any aspects of the author's worldview position, but in changing of the color perception and its reproduction.

This was most evident in 2012 during the evaluation of the Republican creative competition for the creation of works of art on the theme "Kazakh folk epic. History and traditions of the Kazakh people ", initiated by the State Museum of Arts of the Republic of Kazakhstan. Named after A. Kasteev. Dedicated to the Independence Day of the Republic of Kazakhstan, this full-scale cultural project was aimed at "creating picturesque works of high artistic level, significant in content and level of technical performance" [11].

Rates were made only to artists who have completed higher or specialized secondary art education. It required an exceptionally realistic manner of execution, a large format, canvas, oil.

The essence of competition was not only in the promotion of national art, but also in an attempt to see the true trend of the development of modern artistic consciousness of Kazakhstan. The very strict conditions of the organizers clearly outline the priorities: the combination of the

classical academic school and the awareness of its own history and the sense of what is happening now. It is not accidental that the appeal is not simply to history, but to the epic as one of the brightest manifestations of the folkloric principle. Epos, traditions, customs here act as the main parameters of Kazakh culture, broadcast through the family, otherwise - "House".

Out of one hundred and seven participants, three winners were chosen: Dosbol Kasymov, Azhibekuly Kazakbai, Sadyrbaev Esengali. M.E. Sultanova, N.A. Mikhaylova, D. Amanzholova note that, in the absence of age restrictions of participants, nearly peers, representatives of the so-called Generation X (all born in the 1960s) became prizewinners. These painters are distinguished by the "old" (professional) school, a sustainable picture of the world, and the ability to see the essence of traditional folklore as an important element of cultural memory [15].

The victory in the contest was determined not simply based on the creative gift, but from the forms and content given to the common denominator, which young generation artists of the "generation Y" do not yet have. If there is, in general, good pictorial schools, the works of many of them show very superficial ideas about traditional culture, folklore, national history and their interrelations, which indicates the weakening of ethnic memory.

In addition, experts noted that most young artists "do not see" ethnic colors. We have in mind precisely the national understanding of certain colors and shades characteristic of traditional Kazakh culture.

We believe that the root of this problem should be sought, first, in the current system of art education in universities, especially those that are being prepared by schoolteachers of fine arts.

In the format of the Art and Graphic Department of KazNPU named after Abai (now has a different name, however, in the text we will use the former and the abbreviation "HGF" later), this problem was sharply marked on the defense of the diploma

CO

О

ГО ф

ф X

О <U

2 С 8

<u . _

-£= £=

~ ГО

.<= to

ГО

8 *

Ф со

° 3

о zj о

_ <Л

го (л

£= Ф

о

ш 0

с го

ч— ч—

О О

Е

о ст

£l t

m ГО

ГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

projects of bachelors who chose the national theme. Regardless of the landscape or genre composition, many diploma students faced difficulties in color reproduction according to the conceived concept. The point here is not in technology, but in the understanding by the future artist and artist-teacher of the national mentality in its own creative task and the peculiarities of its combination with expressive possibilities.

An illustrative example is the specific philosophical nature of the perception of the brown color and its shades by Kazakhs. "Brown" or Kazakh "коцыр" - this is the color, and a special musical timbre of voice and technique of performance in the traditional dombra, and the subtlest shades of human emotions. The concept of "коцыр" among the Kazakhs is wide - from simple physical phenomena to the elusive conditions of life and their psychological experience.

If we turn to the scientific interpretation of the concept of " коцыр", involved in various spheres of life, the activities of Kazakhs, it is obvious that in everyday life " коцыр" means a brown color associated with the color of the earth. "^ызыл коцыр" - red-brown, "коцыр ала" - mixed with white, not too dark. "К^оцыр ^рец" - dark brown, "коцыр кошкыл TYCTi" - twilight thickened [8], that is, all the shades of brown that are in the color stretch from red to black. This gradual transition from the color of life to the color of death in traditional Kazakh culture symbolizes life going into non-existence.

"^оцыр" is also a special timbre of the low voice of the performer and the Kazakh traditional musical instrument. "К^оцыр да-уыс" (lit. "brown voice") - a calm, dense voice, rich in overtones. About this voice, modern Kazakhs and now they say that he is "жYректi ертп жiбередi" (lit. "so that the heart melts"). In Kazakh traditional culture, "коцыр" is not just some kind of qualitative о designation, but an aesthetic category

meaning a special degree of beauty. g The analysis of the Bachelor's educational

у

^ programs for the specialties Painting and i- Art and Drawing over the past five years has

shown that a certain theoretical excursion into the theory of color is carried out within the framework of the discipline "Color Science" in the first semester of the first year (only for one semester) and partly within the subject "History of foreign art", which is taught from the second semester of the first year. However, the discipline "History of Art of Kazakhstan", which analyzes the specifics of the national art school and, accordingly, the tradition of ethnic color perception, is studied in the pre-graduate course and only one semester.

The lack of synchronization of information received by students provokes misunderstanding and, as a result, inability to apply it in practice, which is ultimately evident in the degree project. A particular problem is the quality of teaching theoretical subjects. The small number of contact hours, the known inconsistency of work programs with the requirements of the time, the lack of motivation of teachers constrained by the current educational paradigm - all this negatively affects the formation of a modern specialist issued by our universities [1], [8], [12].

We believe that this problem is common for many CIS countries, since in the field of art education we are all connected by a common heritage. For example, B.G. Gagarin [4], O.V. Shalyapin and K.A. Krav-chenko [14], A.N. Kovalevsky [7], A.N. Ar-tishchuk [2] and other Russian specialists note a significant decrease in the students of art and graphic faculties of adequate and integral perception of color. Ukrainian scientists also investigate this issue [9], as well as our Kyrgyz colleagues [5].

In order to improve the educational process on the basis of the art and graphic faculty of Kazakh National Pedagogical University (KazNPU) named after Abay, the first stage of the experiment was held. In general, the whole experiment consists of two stages, and its purpose is to stimulate the national perception of color in the students of the specialty "Painting" and "Art and drawing". The first stage is the introduction of a mini-special course on in-depth analysis

of the national understanding of color in the curriculum on the subjects "Color Science" and "History of Fine Arts". It was launched in 2014 and will continue until the end of the academic year 2016-2017. The second stage will begin in September 2017 and end with the protection of diploma projects for fifth-year students.

Plenary practice, workshops on arts and crafts (ceramics, artistic processing of wood, traditional weaving, etc.) and design are of great importance for the experiment. Unfortunately, in the curriculum for the specialty "Painting" hours for classes "Arts and crafts" and "The basics of design" is practically not provided. Separate aspects of students' development of color perception, including national ones, within the framework of the planner and the Arts and crafts are considered in the studies of Sh.S. Turganbaeva [13], Z.Zh. Rabilova [10] and K.K. Keldenova [6].

At the first stage of the work, 18 students (three study groups) are employed. Together with the author, teachers of the departments of creative disciplines and methods of teaching special disciplines (4 people) took part in the work with the training groups.

Starting from the first semester, students

got acquainted with the coloristic subtleties of Kazakh traditional culture, in the third year of studying within the discipline "History of Art of Kazakhstan" an in-depth analysis of Kazakh painting of the XX and the beginning of the XXI century was carried out from the point of view of national understanding of color.

The first control sections were performed at the end of the second course, when the students already formed certain skills, then at the end of the third year, when they are already significantly expanding their pictorial skills.

The final cut will be held in June 2018 on the protection of the thesis.

Course of the experiment: 1st year students of the "Chromatics" got acquainted with the colors and shades typical for the Kazakh traditional culture. Further, in the course of painting lessons, teachers demonstrated color reproductions of creativity of Kazakhstan artists on the national theme (still lifes, landscapes, portraits, genre compositions) with a detailed analysis of color and author's position.

In Tables 1 and 2 some results of the first stage of the experiment are reflected (the target group is students of 1, 2, 3 courses).

Table 1. Dynamics of national perception of color in a still-life

Indicator of quality Number of correct works (out of 18) %

Ability to determine in the proposed reproductions of still lifes on the national theme "ethnic" colors and shades 10 55,5

Ability to identify the correspondence (closeness) of their color to works on a related topic of famous Kazakh artists 7 39

Ability to transmit a variety of contrasts 8 45

Ability to express unity of tonal relations 9 50

Ability to transfer contrasts of objects and background 13 72

Ability to identify the patterns of transition of light into the shadow and vice versa 11 61

Expressive tone 8 45

CO

о CO CD

4—' 4—

О (Л (Л CD

о о

CP

CD . о ■

CD ü.

JD О О

"со

С

о +-<

со с

ч—

О

Е

о ü CD

CD ТЗ

СО

Table 2. Dynamics of national perception of color in the landscape

Indicator of quality Number of correct works (out of 18) %

Ability to determine in the proposed reproductions (a landscape on a national theme) "ethnic" colors and shades 16 89

Ability to identify the correspondence (closeness) of their color to works on a related topic of famous Kazakh artists 11 61

Ability to transmit a variety of contrasts 15 83,3

Ability to express unity of tonal relations 16 89

Ability to transfer contrasts of objects and background 14 77

Ability to identify the patterns of transition of light into the shadow and vice versa 14 77

Expressive tone 13 72

> ID

го

-С N

о

The level of color perception and color reproduction of students from experimental groups was determined on the basis of two positions: directly technical pictorial skills and the ability of students to analyze their work. The latter it was practiced within the framework of two boundary types of control. The format of the traditional exhibits was decided to change in favor of a more democratic presentation, where students themselves analyzed and argued their choice of color and tried to deliberately explain it in the light of theoretical knowledge.

The results of the first stage of the experiment showed that even a small and generally unsystematic practice of studying the national color and analyzing the national color perception is capable of appreciably improving the students' pictorial skills.

The second stage of the experiment will begin in September 2017-2018 academic year and will end with the defense of the thesis. The purpose of this stage is to apply all the knowledge and skills obtained to strengthen their professional creative competence. At the moment the situation is as follows: students often choose the theme of their thesis work landscapes, still lifes and genre compositions in the national style, but not all are able to communicate their work a true ethnic spirit. And here, in our opinion, the most important and at

the same time problematic point is the color perception.

The problem is also the further creative and pedagogical activity of today's graduates. Not feeling the national color and not being able to convey it in their works, of course, they will not be able to teach anyone else in the future. And this, in the final analysis, can affect the stability of cultural identity in general. The progress and results of the second stage will show how much the level of color perception and color reproduction of students has changed, whether they have learned the national understanding of color and what difficulties they encountered here.

Thus, it is obvious that in the picturesque process, the national understanding of color is essential. Completeness of perception depends on not only an objective view of nature, but also on how much the artist is able to penetrate into its ethnic nature. The regularity of the formation of a pictorial concept is dictated by the logic of observation; comparison and generalization of information on color semantics, comparison of the visual range and knowledge of semantic ethno-cultural subtleties, the definition of pictorial means.

Work on the formation of a national understanding of color must begin simultaneously with the initial training of

painting skills and skills and the mastery of pictorial writing.

The formation of ethnic perception of color in a picturesque process is the basis of successful creative work, the essence of which is the ability to see the universal in a single person in all complexity, contradictions, versatility and completeness of distinctive features.

The development of pictorial skills is closely linked, on the one hand, with all the special knowledge of painting, on the other hand, with the effectiveness of the theoretical component that allows us to understand and understand the specifics of the national cultural code and the nature of its modern visual expression.

In the course of experimental studies, it was revealed that, in spite of the lack of the necessary special discipline in the curriculum, it is possible to easily "integrate" the necessary material into the format of already existing subjects, especially theoretical ones. With the development of pictorial perception and mastering the necessary visual skills, students develop a national understanding of color, which not only improves the pictorial vision as a whole, but also helps to strengthen cultural identity. References:

1. Almuhambetov B.A. Art - Teacher -Student: Problems and Perspectives in the 21st Century // Vestnik. Seriya «Khudozhestvennoye obrazovaniye: iskusstvo - teoriya - metodika». -2016. - № 1(46). C. 4-7. [in Russian]

2. Artishchuk A.N. Realism and color color in the teaching of students HGF easel painting // Theory and practice of social development. - 2013. - №. 8. P. 180-182. [in Russian]

3. Bayzakov S.B. National understanding of color in Kazakhstan painting of the 20th century. Almaty, 2013. - 118 p. [in Russian]

4. Gagarin B.G. Psychology-pedagogical aspects of teaching painting of bachelors of pedagogical education // Filosofiya obrazovaniya. - 2015. - № 2 (59). P. 173181. [in Russian]

5. Ibraev D.T. Perception of color in students in painting classes. Available at: http://nbisu.moy.su. [in Russian]

6. Keldenova K.K., Kozhagulov T.M. National art and self-identification of schoolchildren. // Intangible cultural heritage of the people of the Republic of Kazakhstan: materials of the international. Scientific-prak. Conf. Almaty. Almaty, 2012. P. 328-332. [in Russian]

7. Kovalevsky A.N. The problem of the effectiveness of teaching painting students of art and graphic faculties // Molodoy uchenyy. - 2009. - № 6. P. 170173. [in Russian]

8. Medvedev L.G. Fine arts in the modern educational process // Sovremennyye tendentsii razvitiya izobrazitel'nogo, dekorativno-prikladnogo iskusstv i dizayna. - 2015. - № 13. P. 20-25. [in Russian]

9. Myzyka O.Ya. The problem of developing a holistic perception of color in the process of teaching painting of future teachers of fine arts. // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. - 2011. -№ 2 (5). P. 143-145. [in Russian]

10. Rabilova Z.Zh. Bolashak beineleu oneri mugalimderini kasibi-shygarmashili^ belsendiiligin plenererlik practice udicinde kalyptastyrydin models // Turkish-Slavic interaction of cultures: a view from the present: materials of the international. Scientific symposium. Astana, 2011. P. 153-155. [in Kazakh]

11. Republican creative competition for the creation of works of art on the theme «Kazakh folk epic. History and traditions of the Kazakh people. Available at: http:// gmirk.kz. [in Russian]

12. Sultanova M.E., Vlasyuk V.F., Mikhai-lova N.A. The art education of Kazakhstan in the new aesthetics of time // Sovremennaya vysshaya shkola. Inno-vatsionnyy aspekt. 2012. № 3. P. 5-12. [in Russian]

13. Turganbaeva S.S., Sidorov V.A. On the development of the color of folk art in

ro

о ro ф

Ф X

о Ф

2 С

^ 8

ф . _

-£= £=

~ ГО

.<= to

=§я

го

8 * Ф СО

° 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о :з о

_ <Л

го (л

£= Ф

о

ш 0

с го

ч— ч—

О О

Е

о ст

a. -¿

m ГО

го

modern conditions // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2011. - № 5. P. 338-340. [in Russian] 14. Shalyapin O.V., Kravchenko K.A. The color problem in vocational education of an artist-teacher // Omskiy nauchnyy vestnik. - 2010. - № 1 (85). P. 200-203. [in Russian]

15. Sultanova M.E., Mikhailova N.A., Amanzholova D. Between the East and the West: reflections on the contemporary art of Kazakhstan // Folklore. Electronic Journal of Folklore (Estonia). - 2016. -Vol. 63. P. 45-65. [in English]

> о

ID

CO -C N

о

Инновационные процессы, изменяющие всю систему казахстанской высшей школы, остро обозначили проблему формирования творческой личности, обладающей современными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Это наиболее актуально для специалистов в области художественного образования, а именно - школьных учителей изобразительного искусства, так как последние призваны развивать творческий потенциал подрастающего поколения.

Вызовы времени и задачи, которые они определяют, требуют серьезных структурных реформ вузовской методики обучения, в частности, поиск более результативных форм и методов обучения изобразительному искусству. В этом аспекте живопись, которой в системе эстетического воспитания и художественного образования отводится особая роль, обладает наиболее эффективным инструментарием для развития творческих способностей студентов.

В процессе обучения живописи проблема цвета выступает одной из важнейших. В свое время к ней обращались представители разных направлений гуманитарной науки от искусствоведов до педагогов. Общетеоретические вопросы колористики сформулировали И. Гете, О. Рунге, Г Цойгнер, А. Иттен, В. Освальд и другие специалисты. Природу цвета и тонкости его восприятия исследовали Э. Геринг, В. Гуриков, С. Вавилов.

Разные грани психологических и педагогических особенностей процесса изображения и цветовосприятия в обучении живописи исследовались В.П. Зин-ченко, В.С. Кузиным, Л.Г. Медведевым, О.В. Шаляпиным, Е.В. Шороховым, А.П. Яшухиным и другими.

Непосредственно анализом цвета как ключевого выразительного средства в живописи занимались Н. Волков, С. Алексеев, А. Зайцев и другие. Важные для нас аспекты национального восприятия цвета в живописи рассматривались М. Алпатовым, И. Грабарём, Д. Сарабья-новым, К. Петровым-Водкиным, К. Ма-

левичем, А. Матюшиным и другими. Казахстанский контекст искомой проблемы частично исследовался Б.А. Альмухам-бетовым, Ш.С. Турганбаевой, З.Ж. Раби-ловой, К.К. Келденовой.

Нами были применены такие методы исследования, как системный анализ учебной, научной, методической литературы, образовательных и учебных программ по живописи различных лет, а также дипломных работ; педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, просмотр, опрос; проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных с последующим анализом его результатов.

Казахстанская профессиональная школа живописи не отличается длительной историей (точкой отсчета являются 30-е годы ХХ века), но за сравнительно короткий срок она достигла значительных высот. По своему характеру «казахская живопись ближе к музыке, чем к литературе. Поэтому проблема колорита имеет существенное значение для понимания особенностей казахской живописной школы» [3].

До настоящего времени в отечественной художественной педагогике отсутствовали специальные исследования этой проблемы, хотя изучение цвета в формате этнокультурных традиций, позволяющих раскрыть специфику и особенности разных этапов становления и развития национальной живописи, позволит существенно усилить казахстанское искусство живописи. Художественная модель современного казахстанского изобразительного искусства способна восприниматься сквозь призму колористического видения, так как представления художника влияют на его «фирменный» колорит. А объективное осознание его значения и смыслов возможно только в синтезе с художественным национальным сознанием.

Для казахстанских искусствоведов проблема национального восприятия цвета в живописи остро обозначилась несколько лет назад. Семантика колорита

^ о

I I

ф го

£ ь

Ю X

о ГО

СО

Ф го

о ^

о . .

ф СО

о

£ Ё

1= ъ

£ -&

^ X

§ §

н °

0= Ф

1= ■©■

о <°

2 ¡^

СО |_

Р О

0

1 _0

ГО О

I

ф

со

I

о

го

ф *

о

X го т

ф

о с

ш

о с; с?

го

*

о

казахских художников советского периода - предмет, изученный в достаточной степени, хотя каждое новое исследование способно открывать новые грани. Но современный художественный язык, в частности, живописный, представляет собой большой интерес не только как художественное явление, но как своеобразная культурный индикатор.

Так, отечественные искусствоведы (Р. Ергалиева, Д. Шарипова, Х. Труспе-кова, О. Батурина, М. Султанова, С. Бай-заков и др.) отмечают, что живописные работы молодых художников на национальную тему часто отличаются принципиально иным колоритом, нежели полотна старшего поколения, воспитанного на принципах прежней академической школы. Дело здесь не в каких-либо аспектах авторской мировоззренческой позиции, а в изменении цветового восприятия и, соответственно, его воспроизведения.

Наиболее очевидно это стало в 2012 г. во время оценивания Республиканского творческого конкурса на создание художественных произведений на тему «Казахский народный эпос. История и традиции казахского народа», инициированного Государственным музеем искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан. Посвященный Дню Независимости Республики Казахстан, этот полномасштабный культурный проект был нацелен на «создание живописных произведений высокого художественного уровня, значительных по содержанию и уровню технического исполнения» [11]. Ставки делались только на художников, имеющих законченное высшее или среднее специальное художественное образование. Требовались исключительно реалистическая манера исполнения, большой формат, холст, масло.

Суть конкурса состояла не только в популяризации отечественного искусства, но и в попытке увидеть истинные тенденции развития современного художественного сознания Казахстана. Весьма жесткие условия организаторов четко вычерчивают приоритеты: со-

вмещение классической академической школы и осознание собственной истории и смысла происходящего сейчас. Неслучайно обращение не просто к истории, а именно эпосу как одному из ярчайших проявлений фольклорного начала. Эпос, традиции, обычаи здесь выступают как главные параметры казахской культуры, транслируемые через семью, иначе - «Дом».

Из ста семи участников было выбрано три победителя: Досбол Касымов, Ажибекулы Казакбай, Садырбаев Есен-гали. М.Э. Султанова, Н.А. Михайлова, Д. Аманжолова отмечают, что при отсутствии возрастных ограничений участников призерами стали почти ровесники - представители так называемого поколения Х (все родились в 1960-х г.). Эти живописцы отличаются «старой» (профессиональной) школой, устойчивой картиной мира и способностью видеть суть традиционного фольклора как важного элемента культурной памяти [15].

Победа в конкурсе была определена не просто исходя из творческого дара, а из приведенных к единому знаменателю формы и содержания, чего пока нет у молодых художников «поколения Y». При наличии, в целом, достаточно хорошей живописной школы работы многих из них демонстрируют весьма поверхностные представления о традиционной культуре, фольклоре, национальной истории и их взаимосвязи, что свидетельствует об ослаблении этнической памяти.

Также специалисты отметили, что большинство молодых живописцев «не видят» этнические цвета. Мы имеем в виду именно национальное понимание тех или иных цветов и оттенков, свойственных традиционной казахской культуре. Полагаем, корень этой проблемы следует искать, прежде всего, в действующей системе художественного образования в вузах, особенно тех, что готовят школьных учителей изобразительного искусства.

В формате Художественно-графического факультета КазНПУ имени Абая (ныне имеет другое название, однако

далее в тексте мы будем использовать прежнее и аббревиатуру «ХГФ») эта проблема остро обозначилась на защитах дипломных проектов бакалавров, избравших национальную тематику. Независимо от темы (натюрморт, пейзаж или жанровая композиция) многие дипломники сталкивались с трудностями цветопередачи согласно задуманной концепции. Дело тут не в технике, но в понимании будущим художником и художником-педагогом национальной ментальности в собственной творческой задаче и особенностей ее совмещения с выразительными возможностями.

Показательным примером может служить специфическая философская природа восприятия казахами коричневого цвета и его оттенков. «Коричневый» или по-казахски «коцыр» - это и цвет, и особый музыкальный тембр голоса и техника исполнения на традиционной домбре, и тончайшие оттенки человеческих эмоций. Понятие «коцыр» у казахов очень широко - от простых физических явлений до неуловимых состояний жизни и их психологического переживания.

Если обратиться к научному толкованию понятия «коцыр», задействованного в разных сферах жизнидеятельности казахов, то очевидно, что в быту «коцыр» означает коричневый цвет, ассоциируемый с цветом земли. «^ызыл коцыр» -красно-коричневый, «коцыр ала» - смешанный с белым, не слишком темный. «К^оцыр ^рец» - темно-коричневый, «коцыр кошкыл тYCтi» - сгустились сумерки [8], то есть все оттенки коричневого, находящиеся в цветовой растяжке от красного к черному. Это постепенный переход от цвета жизни к цвету смерти в традиционной казахской культуре символизирует жизнь, уходящую в небытие.

«К^оцыр» - это также и особый тембр низкого голоса исполнителя и казахского традиционного музыкального инструмента. «К^оцыр дауыс» (букв. С каз. «коричневый голос») - спокойный, густой голос, богатый обертонами. О таком голосе современные казахи и сейчас го-

ворят, что он «жYректi ертп жiбередi» (букв. «так что тает сердце»). В казахской традиционной культуре «коцыр» - не есть просто некое качественное обозначение, но эстетическая категория, означающая особую степент прекрасного.

Анализ образовательных программ бакалавриата для специальностей «Живопись» и «ИЗО и черчение» за последние пять лет показал, что определенный теоретический экскурс в теорию цвета в целом осуществляется в рамках дисциплины «Цветоведение» на первом семестре первого курса (ведется только в течение одного семестра) и отчасти в пределах предмета «История зарубежного искусства», который преподается со второго семестра первого курса. Однако дисциплина «История искусства Казахстана», где анализируется специфика национальной художественной школы и, соответственно, традиции этнического цветовосприятия, ведется на предвы-пускном курсе и только один семестр.

Отсутствие синхронизации получаемой информации у студентов провоцирует непонимание и, как следствие, неумение применить это на практике, что в итоге становится очевидным в дипломном проекте. Отдельную проблему представляет собой качество преподавания теоретических предметов. Малое количество контактных часов, известное несоответствие рабочих программ требованиям времени, отсутствие мотивации у преподавателей, скованных действующей образовательной парадигмой, - все это негативно влияет на формирование современного специалиста, выпускаемого нашими вузами [1], [8], [12].

Полагаем, что эта проблема является общей для многих стран СНГ, так как в области художественного образования мы все связаны общим наследием. К примеру, Б.Г. Гагарин [4], О.В. Шаляпин и К.А. Кравченко [14], А.Н. Ковалевский [7], А.Н. Артищук [2] и другие российские специалисты отмечают значительное снижение у студентов художественно-графических факультетов адек-

^ о

I I

ф го

£ ь

Ю X

о ГО

СО

Ф го

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о . .

ф СО

о

£ Ё

1= ъ

£ -&

^ X

| 1

н °

0= ф

1= -&

о го

2 ¡^

Ш 1_

Р О

0

1 .0

ГО О

I

ф

ш

I

о

го

ф *

о

X го т

ф

о С

ватного и целостного восприятия цвета. Украинские ученые так же исследуют этот вопрос [9], равно как и наши кыргызские коллеги [5].

С целью улучшить образовательный процесс на базе художественно-графического факультета КазНПУ имени Абая состоялся первый этап эксперимента. В целом весь эксперимент представлен двумя этапами, и его цель состоит в стимулировании национального восприятия цвета у студентов специальности «Живопись» и «ИЗО и черчение». Первый этап заключается во внедрении в учебные программы по предметам «Цвето-ведение» и «История изобразительного искусства» мини-спецкурса, посвященного углубленному анализу национального понимания цвета. Он начат в 2014 году и продолжится до конца учебного года 2016-2017 года. Второй этап начнется с сентября 2017 года и завершится защитой дипломных проектов у студентов пятого курса.

Важной для эксперимента является плэнерная практика, практикумы по декоративно-прикладному искусству (керамика, художественная обработка дерева, традиционное ткачество и т.д.) и дизайну. К сожалению, в учебном плане для специальности «Живопись» часов для занятий ДПИ и основами дизайна практически не предусмотрено. Отдельные аспекты развития у студентов цветовосприятия, в том числе национального, в рамках плэнера и ДПИ рассматриваются в исследованиях Ш.С. Турганбаевой [13], З.Ж. Рабиловой [10] и К.К. Келденовой [6].

На первом этапе работы занято 18 студентов (три учебные группы). Совместно с автором в работе с учебными группами принимали участие преподаватели кафедр творческих дисциплин и методики преподавания специальных дисциплин (4 человека).

Начиная с первого семестра, студенты знакомились с колористическими тонкостями казахской традиционной культуры, на третьем курсе в рамках дисциплины «История искусства Казахстана» осуществлялся углубленный анализ казахстанской живописи ХХ и начала XXI веков с точки зрения национального понимания цвета.

Первые контрольные срезы были выполнены в конце второго курса, когда у студентов уже сформировались определенные умения, затем в конце третьего курса, когда они уже значительно расширяют свои живописные умения. Итоговый срез состоится в июне 2018 года на защите дипломных работ.

Ход эксперимента: студенты 1-го курса на «Цветоведении» знакомились с характерными для казахской традиционной культуры цветами и оттенками. Далее в процессе занятий живописью преподаватели демонстрировали цветные репродукции творчества казахстанских художников на национальную тему (натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые композиции) с подробным анализом колористики и авторской позиции.

В табл. 1, 2 отражены некоторые результаты первого этапа эксперимента (целевая группа - студенты 1, 2, 3 курсов).

Таблица 1. Динамика национального восприятия колорита в натюрморте

ш

о с; ЁГ

го

*

о

Качественный показатель Кол-во прав. работ (из 18) %-ное выражение

Умение определять в предложенных репродукциях натюрмортов на национальную тему «этнические» цвета и оттенки 10 55,5

Умение выявлять соответствие (близость) своего колорита к работам на близкую тему знаменитых казахстанских художников 7 39

Качественный показатель Кол-во прав. работ (из 18) %-ное выражение

Умение передавать разнообразие контрастов 8 45

Умение выражать единство тональных отношений 9 50

Умение передавать контрасты предметов и фона 13 72

Умение выявлять закономерности перехода света в тень и наоборот 11 61

Выразительность тона 8 45

Таблица 2. Динамика национального восприятия колорита в пейзаже

Качественный показатель Кол-во прав. работ (из 18) %-ное выражение

Умение определять в предложенных репродукциях (пейза- 16 89

же на национальную тему) «этнические» цвета и оттенки

Умение выявлять соответствие (близость) своего колори- 11 61

та к работам на близкую тему знаменитых казахстанских

художников

Умение передавать разнообразие контрастов 15 83,3

Умение выражать единство тональных отношений 16 89

Умение передавать контрасты предметов и фона 14 77

Умение выявлять закономерности перехода света в тень и 14 77

наоборот

Выразительность тона 13 72

Уровень цветовосприятия и цветовоспроизведения студентов из экспериментальных групп определялся исходя из двух позиций: непосредственно технических живописных умений и способности студентов делать анализ своих работ. Последнее практиковалось в рамках двух рубежных видов контроля. Формат традиционных выставлений было решено изменить в пользу более демократичной презентации, где студенты сами анализировали и аргументировали свой выбор цвета и пытались осознанно объяснить его с учетом полученных теоретических знаний.

Результаты первого этапа эксперимента показали, что даже небольшая и в целом несистемная практика изучения национального колорита и анализа национального цветовосприятия способна ощутимо усовершенствовать живописные умения студентов.

Второй этап эксперимента начнется в сентябре 2017-2018 уч. года и завершится защитой дипломных работ. Цель этого этапа состоит в применении всех полученных знаний и умений для укрепления своей профессиональной творческой компетенции. В данный момент положение дел таково: студенты часто избирают темой своей дипломной работы пейзажи, натюрморты и жанровые композиции именно в национальном стиле, однако далеко не все способны сообщить своим работам подлинный этнический дух. И здесь, на наш взгляд, наиболее важным и одновременно проблемным моментом является именно цветовосприятие.

Проблемой также становится дальнейшая творческая и педагогическая деятельность сегодняшних выпускников. Не чувствуя национального колорита и не умея передать его в своих работах,

^ о

0 ^

1 £

к ьг

^ о

I I

ф го £

Ю X

о ГО

СО

Ф го

о ^

о . .

ф СО

о

£ £

1= ъ

ГО !? ^

^ X

| 1

н °

5= Ф

1= -&

о го

2 ¡^

Ш 1_

Р о

0

1 .0

ГО О

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

ш

I

о

го

ф *

о

X го т

ф

о С

со о с; ЁГ

го

*

о

безусловно, они не смогут в дальнейшем никого научить видеть его. А это, в конечном счете, способно повлиять на устойчивость культурной идентичности в целом. Ход и результаты второго этапа покажут, насколько изменился уровень цветовосприятия и цветовоспроизведения студентов, научились ли они национальному пониманию цвета и с какими трудностями здесь столкнулись.

Таким образом, очевидно, что в живописном процессе национальное понимание цвета имеет существенное значение. Полнота восприятия зависит не только от объективного взгляда на натуру, но и от того, насколько художник способен вникнуть в ее этническую природу. Закономерность формирования живописного замысла тут диктуется логикой наблюдения; сопоставлением и обобщением информации о цветовой семантике, сопоставлением визуального ряда и знаний семантических этнокультурных тонкостей, определением живописных средств.

Работу над формированием национального понимания цвета необходимо начинать одновременно с первоначальным обучением умениям и навыкам живописи и усвоением живописной грамоты.

Формирование этнического восприятия цвета в живописном процессе является основой успешной творческой работы, сущностью которой выступает способность в единичном видеть всеобщее во всей сложности, противоречивости, многогранности и полноте отличительных черт.

Развитие живописных умений тесно связано, с одной стороны, со всеми специальными знаниями по живописи, с другой - с эффективностью теоретической составляющей, позволяющей вникнуть и осмыслить специфику национального культурного кода и природу его современного визуального выражения.

В ходе экспериментальных исследований выявлено, что, несмотря на отсутствие в учебном плане необходимой спецдисциплины, можно легко «встро-

ить» нужный материал в формат уже существующих предметов, особенно теоретических. По мере развития живописного восприятия и овладения необходимыми изобразительными умениями у студентов формируется национальное понимание цвета, что не только совершенствует живописное видение в целом, но и способствует укреплению культурной идентичности. Библиографический список:

1. Альмухамбетов Б.А. Искусство -педагог - ученик: проблемы и перспективы в XXI веке // Вестник. Серия «Художественное образование: искусство - теория - методика». -2016. - № 1(46). С. 4-7.

2. Артищук А.Н. Реализм и цветовой колорит в обучении студентов ХГФ станковой живописи // Теория и практика общественного развития. -2013. - № 8. С. 180-182.

3. Байзаков С.Б. Национальное понимание цвета в живописи Казахстана ХХ века. - Алматы, 2013. - 118 с.

4. Гагарин Б.Г. Психолого-педагогические аспекты обучения живописи бакалавров педагогического образования // Философия образования. -2015. - № 2 (59). С. 173-181.

5. Ибраев Д.Т. Восприятие цвета у студентов на занятиях по живописи [Электронный ресурс] // Вестник Ис-сык-Кульского университета. - 2000. -№ 4. - Режим доступа: http://nbisu.moy. su/_ld/23/2397_IGUIBRAEV2000-4.pdf

6. Келденова К.К., Кожагулов Т.М. Национальное искусство и самоидентификация школьников // Нематериальное культурное наследие народа Республики Казахстан: материалы междунар. научно-практ. конф. Ал-маты. - Алмата: 2012. С. 328-332.

7. Ковалевский А.Н. Проблема эффективности обучения живописи студентов художественно-графических факультетов // Молодой ученый. -2009. - № 6. С. 170-173.

8. Медведев Л.Г. Изобразительное искусство в современном образователь-

ном процессе // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. - 2015. - № 13. С. 20-25.

9. Музыка О.Я. Проблема развития целостного восприятия цвета в процессе обучения живописи будущих учителей изобразительного искусства. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. -№ 2(5). С. 143-145.

10. Рабилова З.Ж. Болашак бейне-леу eнерi мугал1мдершщ кэаби-шыгармашылы; белсендшшн пле-нэрлш практика YPДiсiнде калып-тастырудыц моделi // Тюрко-славян-ское взаймодействие культур: взгляд из современности: материалы между-нар. научного симпозиума. - Астана, 2011. С. 153-155.

11. Республиканский творческий конкурс на создание художественных произведений на тему «Казахский народный эпос. История и традиции казахского народа» [Электронный ресурс] // ART INFO KZ. - Режим доступа: http://gmirk.kz.

12. Султанова М.Э., Власюк В.Ф., Михайлова Н.А. Художественное образование Казахстана в новой эстетике времени // Современная высшая школа. Инновационный аспект. - 2012. -№ 3. С. 5-12.

13. Турганбаева Ш.С., Сидоров В.А. К вопросу развития колорита народного искусства в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. -2011. - № 5. С. 338-340.

14. Шаляпин О.В., Кравченко К.А. Проблема колорита в профессиональном образовании художника-педагога // Омский научный вестник. - 2010. -№ 1(85). С. 200-203.

15. Sultanova M.E., Mikhailova N.A., Amanzholova D. Between the East and the West: reflections on the contemporary art of Kazakhstan // Folklore. Electronic Journal of Folklore (Estonia). - 2016. -Том 63. P. 45-65.

Поступила 25.05.2017

About the author:

Kozhagulov Tokkozha Mukazhanovich, Professor, Abai Kazakh National Pedagogical University (Almaty, Kazakhstan), Candidate of Sciences (Pedagogy), [email protected]

For citation: Kozhagulov T.M. The problem of national color perception in the process of teaching painting for art-graphic faculties students: Kazakhstani context // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. - No. 2. Р. 79-93. DOI: 10.7442/20719620-2017-9-2-79-93

Об авторе:

Кожагулов Токкожа Мукажанович, профессор КазНПУ имени Абая, заведующий кафедрой творческих специальностей Института искусств, культуры и спорта Казахского национального педагогического университета имени Абая (Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Мамытова, д. 112), кандидат педагогических наук, [email protected]

Для цитирования: Кожагулов Т.М. Проблема национального восприятия цвета в процессе обучения живописи студентов художественно-графических факультетов: казахстанский контекст // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. -Т. 9. - № 2. С. 79-93. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-2-79-93

s о

I I

ф го

£ fc

Ю X

о ГО со

Ф ГО

О Ü

о . .

ф m

J о

â. t»

S -&

^ х

i i

i= ■©■

О <°

2 ¡^

m L_

P о

о x

_D

ГО О

x

ф

CG

X

о

J

го

ф *

о

X го m

ф

о ü IZ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.